Причт каждой отдельной церкви, таким образом, состоит из священника, или же, в больших приходах, из нескольких священников. Помощниками священников, преимущественно в деле совершения богослужения и требоисправления, являются т. и. дьяки. Дьяки в Галиции до недавнего еще времени сохраняли тип древнего русского дьяка, долее всего существовавший у нас в малороссийских епархиях. Галицко-русский дьяк еще в недавнее сравнительно время был столько же церковным чтецом и певцом, сколько и насадителем и распространителем элементарной грамоты среди русского населения Галиции. Дьяк галицко-русский был преимущественно вольнонаемным служителем церкви. На обязанности его лежало читать и петь во время богослужения и при требоисправлениях, а также следить за чистотою и порядком в церкви. Очень часто дьяк церковный бывал служителем священника, от которого главным образом зависело и определение, служение и увольнение его от должности. Высшая церковная власть не обращала почти никакого внимания па дьяковское сословие, которое, поэтому, было бесправным, бедным и униженным. В среде этого сословия господствовали недостатки, которые бывают неизбежным следствием бедности, забитости и бесправия. Прежде всего, галицко-русские дьяки до самого недавнего времени были почти поголовно невежественны. Это объясняется просто тем, что они не получали обыкновенно никакого школьного образования. Да тогда не существовало в Галиции и таких школ, где бы кандидаты дьяковства могли получить хоть какое-либо образование. Другим недостатком дьяковского сословия, сильно распространенным среди него и теперь, служит пьянство. Пьянство до такой степени обычно для галицко-русского дьяка, что составляло до недавнего времени едва ли не самую характеристическую черту его. На этот недостаток указывает и галицко-русская пословица: «что ни дьяк, то пияк». Впрочем, справедливость требует сказать, что как теперь, так и прежде существовали среди дьяковского сословия в Галиции добрые, симпатичные типы. Встречались в Галиции и даже не так уж редко дьяки, которые были не только хорошими чтецами и певцами в церкви, но и вместе с тем добрыми и усердными распространителями грамотности среди русского парода в Галиции. В настоящее время подобные личности встречаются еще чаще.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Но все эти и другие выгоды, из коих значительная часть имеет мнимое, или сомнительное значение, являются ничтожными в сравнении с тем страшным злом, которое провидят в вышеуказанном способе подготовления кандидатов русского греко-католического духовенства в Галиции старые священники. Эти последние если и мирятся с ним, то только как с неизбежным злом. Дело в том, что существующий способ подготовления кандидатов священства посредством образования их в католических гимназиях и на богословском католическом факультете Львовского университета неизбежно ведет к обезличению, обезразличению греко-католического духовенства в Галиции. В самом деле, при таком способе образования священников, какой существует ныне в Галиции, чем галицко-русский греко-католический священник отличается в духовном отношении от галицко-польского римско-католического ксендза? Вся сумма этого отличия сводится к изучению двух-трех церковно-практических предметов, которое (изучение), разумеется, обогащает запас чисто практического ведения и слишком мало отношения имеет к общему духовно-умственному и религиозно-нравственному развитию человека. И нельзя не согласиться с теми галицко-русскими патриотами, которые говорят, что еще следует удивляться, как, при таких весьма неблагоприятных условиях, галицко-русское греко-католическое духовенство в лице своих молодых членов остается твердым, верным и преданным своей родной русской, т. е. греко-униатской вере. Только дух нетерпимости, с какою относятся в Галиции ко всему русскому, и тот антагонизм, который существует между русскими и поляками везде в Галиции вообще и, в частности, в учебных заведениях, препятствуют полному обезличению кандидатов греко-католического духовенства, могущественно обособляют их от римско-католических духовных воспитанников. Этот антагонизм со всею рельефностию выразился во время волнений русских студентов во Львове, в которых принимали главнейшее участие греко-католические академики и которые происходили в конце 1901 года. Эти волнения бросают настолько яркий свет на всю систему образования кандидатов греко-католического духовенства в Галиции и будут иметь, по всей вероятности, настолько важное значение в дальнейшей истории образования галицко-русского греко-католического духовенства, что мы позволяем себе остановить на них внимание читателей. 2. Сецессия русских богословов из Львовского университета и временное закрытие Львовской духовной семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Все это доставило Станиславовскому епископу Андрею Шептицкому популярность и любовь среди галицко-русского духовенства и народа, и, вместе с родовитостью и широкими связями в высшем аристократическом обществе, без сомнении, проложило скорый и легкий путь к занятию настоящего высокого и влиятельного положения. 21 апреля 1900 года скончался галицко-русский митрополит Юлиан Куиловский. Общественное мнение в Галиции тогда же наметило молодого Станиславовского епископа, как самого вероятного и желательного кандидата па пост митрополита. Единственное чисто формальное препятствие заключалось только в том, что Андрей Шептицкий был базилианин; между тем как со времен австрийского владычества в Галиции, следовательно, в течение 100 лет не было примера, чтобы митрополичий престол занимал базилианин. До того времени в Галиции епископы и митрополиты избирались обязательно из монахов базилианского ордена. Но австрийское правительство отменило правило Замойского собора: nemo episcopus, nisi monachus, и основанный па нем порядок избрания епископов и митрополитов. Впрочем, это препятствие значительно ослаблялось уже тем, что Андрей Шептицкий был готовым епископом, тем более, что австрийское правительство и римская курия были на стороне его кандидатуры, а галицко-русское общество нисколько не противилось ей. Назначение Андрея Шептицкого митрополитом замедлилось несколько единственно только благодаря тому, что он не соглашался па требование правительства выдавать из средств митрополичьей кафедры 12,000 гульденов бывшему галицко-русскому митрополиту, доблестному русскому патриоту Иосифу Сембратовичу, который был незаконно удален с кафедры и заточен в Рим за то, что противился окатоличению своей церкви, и которому правительство обязалось платить 12,000-ную ежегодную пенсию. Андрей Шептицкий не соглашался принять на себя уплату сей пенсии, совершенно справедливо считая это симонией. Только, по улажении этого затруднения, 31 сентября Андрей Шептицкий был номинован правительством и 17 декабря 1900 г. преконизован папою в звании галицко-русского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

И, действительно, неужели только ради того, чтобы дать возможность людям мало-свободным, занятым службою или своими спешными делами, простоят совершенно бессознательно и механически в церкви, ничего не слыша, не зная, что делается, – неужели только для этого потребовалось такое искажение торжественной и величественной службы, как Божественная литургия? Ведь, помолиться Богу в храме всякий может и в то время, когда там не совершается богослужения? К тому же мы указали своему собеседнику факты, прямо противоречащие его домыслу. Нам приходилось неоднократно присутствовать при совершении «тихой обедни» в Св.-Духовской семинарской церкви, которая совершалась специально для русских воспитанников гимназий. Неужели и эти молодые люди-не располагают свободным временем, какими-нибудь 1 1 / 2 часами для того, чтобы прослушать и помолиться в храме за литургией? Неужели и здесь нужно с окращать время совершения обедни до 1 / 4 часа? Еще менее правдоподобным и хоть сколько-нибудь основательным может быть признано такое объяснение в отношении к частным требам, напр., крещению, браку и т. п. 4. Униатская проповедь в галицко-русских храмах Лучшим украшением униатского богослужения, слышанного нами в галицко-русских храмах во Львове и Перемышле, служит, без сомнения, проповедь. Не знаем как в сельских храмах, но в городских проповедь составляет в Галиции необходимую принадлежность не только литургии, но даже и других церковных служб, напр., вечерни, особенно в воскресные и праздничные дни. Видимо, что галицко-русское духовенство с большим вниманием и усердием относится к своему долгу проповедования слова Божия. Видно, что и в школе, именно в духовной семинарии греко-католической, обращается серьезное внимание на обучение кандидатов священства хорошему проповедничеству. Заметно, что и сам народ галицко-русский и любит слушать хорошие проповеди и высоко ценит усердных проповедников. Как и в римско-католической церкви, в галицко-русских храмах проповедь произносится непосредственно после прочтения Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

После 1252 г. Романовичам пришлось самостоятельно сражаться с ордынцами, поскольку обещания помощи, данные Римскими папами и зап. соседями, оказались невыполненными. В 1252, 1254 и 1255 (или 1257) гг. галицко-волынские князья отбили набеги Куремсы. Зимой 1254/55 г. Романовичи опустошили владения «татарских людей», болоховских князей и Побожье (Побужье). Неск. месяцев спустя при поддержке Миндовга они напали на ордынских данников, проживавших вдоль рек Тетерев и Случь, а также на г. Возвягль. Успехи Д. Р. встревожили Орду. В 1258 г. вместо Куремсы на Русь был прислан со значительными силами опытный полководец Бурундай. В том же году Романовичи должны были принять участие в организуемом ордынцами походе на Литву, что дало Миндовгу повод для расторжения невыгодного для литовцев союза с Галицко-Волынской Русью. Зимой 1259/60 г. в походе ордынцев на М. Польшу приняли участие Василько Романович и Лев Данилович (чтобы избежать участия в походе, Д. Р. бежал в Венгрию). Бурундай принудил галицко-волынских князей срыть укрепления наиболее крупных городов (уцелел Холм). Несмотря на то что походы Бурундая достигли своей главной цели - упрочения господства Орды над Галицко-Волынским княжеством, Д. Р. сохранил возможность проводить самостоятельную внешнюю политику и не терял надежды на создание коалиции для отпора Орде. Монголам не удалось достичь расторжения союза Галицко-Волынской Руси с ее зап. соседями. В частности, в 1262 г. состоялась поездка Д. Р. в Венгрию и встреча с малопольск. кн. Болеславом Стыдливым в Тернаве. Зависимость от Орды укрепила позицию Д. Р. в отношениях с венграми, окончательно признавшими его власть над Галичем. По инициативе венг. стороны союз был скреплен браком старшего из Даниловичей Льва с дочерью Белы IV Констанцией (1246-1247). Выполняя союзнические обязательства, Романовичи дважды участвовали в венгерско-чеш. войнах. В 1253 г. Д. Р. вместе с сыном Львом, отрядами Василька, малопольск. войсками Болеслава Стыдливого и опольскими отрядами Владислава Казимировича организовали нападение на окрестности Опавы. В 1260 г. Д. Р., вероятно, сражался в битве под Кресенбрунном, закончившейся поражением венгров.

http://pravenc.ru/text/171312.html

Нет почти известий и о внутренней жизни Г. Р., и о ее отношениях с др. рус. землями. Подавляющая часть сведений характеризует отношения Галицко-Волынского княжества с зап. соседями, прежде всего с Польшей. Одно из последних известий Ипатьевской летописи сообщает о встрече 15 авг. 1289 г. главного из галицко-волынских князей Льва Даниловича в Опаве с чеш. кор. Вацлавом II. По-видимому, во время переговоров было достигнуто соглашение, что Лев отказывается от поддержки князей - противников краковского кн. Генриха, союзника чеш. короля,- взамен на Люблинскую землю, входившую в состав Галицко-Волынского княжества до 1302 г. Позднее кн. Лев изменил политику, был заключен брак между сестрой одного из противников Вацлава II - кн. Владислава Локетка - Евфимией и сыном Льва Юрием. Кн. Лев Галицкий. Худож. Л. Долинский. XVIII в. Кн. Лев Галицкий. Худож. Л. Долинский. XVIII в. Этот князь наследовал отцу и объединил Галицко-Волынское княжество (невозможно точно сказать, когда это произошло). В 1299 г. «rex Russiae» встречался с кор. Вацлавом II в Брно, но неизвестно, был это Лев или его сын Юрий. Начиная с 1300 г. Юрий Львович поддерживал Владислава Локетка в его борьбе с Вацлавом II за объединение польск. земель. На первых этапах военных действий, неудачных для союзников, Юрий утратил Люблинскую землю. Ок. 1303-1304 гг. князь добился в К-поле создания для своих владений Галицкой митрополии (с 1305 не замещалась). Юрий Львович умер 23 мая 1308 г. В некрологе, сохранившемся в «Истории Польши» Я. Длугоша, отмечается, что в его правление Г. Р. «славилась миром и великим богатством». Длугош также отмечал, что кн. Юрий «был щедр к духовным лицам», очевидно имея в виду прежде всего католич. монахов. По сообщению хрониста, папа Климент V посылал к Юрию Львовичу послов, призывая его «подчиниться» Римской Церкви и «объединиться» с ней, однако князь ответил отказом. После смерти Юрия Львовича Галицко-Волынским княжеством совместно управляли его сыновья Андрей и Лев. Позднее старший из братьев правил на Волыни, а младшему, по-видимому, отошла Галицкая земля.

http://pravenc.ru/text/161541.html

н. с. выехать из Львова, 23 октября быть в Риме и 26 октября представиться папе) и, с другой стороны, чрез депутацию, имевшую принять участие в этом паломничестве, представить папе мемориал, с изложением в нем нужд галицко-русской церкви. Для обсуждения содержания этого мемориала, равно как и подробностей самого юбилейного паломничества в Рим был созван 8 сентября 1902 года более многочисленный комитет, с участием в нем и мирян. В комитете приняли участие около 150 лиц духовного и светского звания. Собрание, между прочим, постановило устроить возможно многочисленнейшее паломничество в Рим и чрез паломников вручить папе адрес, с выражением верности и преданности, и вместе с адресом – мемориал о трудном и критическом положении униатской церкви в Галиции и Америке, с просьбою об устранении всех затруднений, препятствующих развитию униатского вероисповедания. В мемориале, который галицко-русские паломники имели вручить пане и кардиналам, на первом плане были поставлены следующие просьбы: 1) чтобы Львовский митрополит имел титул, права и отличия патриарха, 2) чтобы в состав римской коллегии кардиналов входил всегда один русский униатский епископ; 3) чтобы каждый священник, который нарушит конкордию, т. е. переманит униата в латинство, тотчас же был подвергаем суспенсии. Во время заседания комитета один из членов его, избранный и в состав паломнической депутации, священник Стефанович в самых ярких красках представил собранию нынешнее безотрадное положение униатской церкви и прямо заявил, что если положение галицко-русской церкви не изменится к лучшему, то она не может иметь никакой будущности и в таком случае нельзя будет и думать о том, чтобы посредством и при помощи такой церкви папа мог рассчитывать на соединение Востока с католическою церковью, так как нынешнее положение греко-униатской церкви в Галичине и Америке может только оттолкнуть восточных христиан от соединения с Римом. Не знаем, как выполнил это желание галицко-русского народа и духовенства представитель галицко-русской юбилейной паломнической комиссии, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Качковским и издававшаяся потом известным галицко-русским писателем Богд. Дедицким и В. М.Площанским галицко-русская газета Слово; потом два только года существовавшая (1867 и 1868) газета Славянская Заря и Червонная Русь, в последнее время переименованная в Галицкую Русь, а теперь Галичанин. Кроме того, отец Наумович сотрудничал в журнале Учитель и редактировал некоторое время журнал Неделя. Здесь же нужно упомянуть и об основанном еще в 1848 году с целью содействовать религиозно-нравственному и умственному развитию Галицко-Русского народа, между прочим и изданием книжек пригодных для этой цели, первым в Галиции литературном обществе под названием галицко русской Матицы. Оставаясь вполне солидарным с этими изданиями и этим обществом в целях и направлении своей литературной деятельности и не переставая участвовать в их деле своим трудом, но желая провести развиваемые в указанных изданиях идеи в сельское общество и преимущественно об его – простого народа – религиозно-национальном просвещении заботясь, отец Наумович в 1871 году основал первую в Галиции собственно просто народную газетку Русская Рада и в том же году журнал Науку. Через пять лет после этого им основано было однородное по своим целям и направлению с галицко-русскою Матицею, но опять более приспособленное к нуждам и потребностям простого народа, литературно-издательское общество имени Качковского. Вот те литературные кружки и издания, в которых о. Наумович всего больше участвовал своею писательскою деятельностью! Впрочем, прежде, чем перейти к ознакомлению журнальной и газетной, литературной деятельности отца протоиерея Наумовича, мы должны отметить, что они в первые десять лет своей приходской пастырской жизни, в пятидесятых годах не раз брался за перо. Им написано было тогда несколько небольших повестей и рассказов для народа и несколько стихотворений; все это вышло в 1861 году отдельною книгой: «Повести и песни Ивана Наумовича». К сожалению, мы не имеем под руками этой книги и потому позволяем себе познакомить читателей с характером этих хорошо известных каждому галичанину песен, по переводу Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

В 1219-1245 гг., не считая отдельных набегов литовцев на галицко-волынские земли, отношения с Литвой были мирными. Ситуация изменилась во 2-й пол. 40-х гг. XIII в. В 1248 или 1249 г. Романовичи приняли участие в начавшейся в Литве междоусобице. При дворе Д. Р. укрылись его девери князья Товтивил и Эдивид и их дядя жемайтский кн. Викинт, выступившие против Миндовга, к-рый, видимо, пытался лишить их владений. Вокруг Д. Р. возникла коалиция, к-рая стала угрожать намерениям Миндовга объединить литов. земли. В состав этого союза вошли также рижское мещанство с архиепископом и часть ятвяжских племен. После неск. лет тяжелых боев, по-видимому, в кон. 1254 г. Романовичи и Миндовг заключили благоприятный для галицко-волынских князей мир, скрепленный браком дочери литов. короля со Шварном Даниловичем. Кн. Роман Данилович получил власть над Чёрной Русью, хотя и остался в вассальной зависимости от Миндовга. Значительно более слабая, чем Литва, земля ятвягов, досаждавших Галицко-Волынской Руси набегами, с кон. 40-х гг. XIII в. стала объектом экспансии со стороны галицко-волынских и польск. князей. В результате походов 1248/49, 1251, 1253 и 1255/56 гг. Д. Р., поддерживаемому родственниками, а также мазовецким и малопольск. князьями, удалось подчинить своей власти часть ятвягов, начавших платить князю дань. Со временем Д. Р. был вынужден согласиться на раздел ятвяжских земель между соперничавшими за них гос-вами. Это произошло по соглашению, подписанному ландмагистром Тевтонского ордена Б. фон Хорнхаузеном, Земовитом I и Д. Р. во 2-й пол. 1254 г. в Рацёнже. Правитель Галицко-Волынской Руси получил верховную власть над 1/6 земель ятвягов, так же как и Земовит, 2/3 ятвяжских земель достались рыцарям Тевтонского ордена. Романовичи не смогли сохранить эти завоевания в составе своего государства, хотя на основе постановлений договора, заключенного 15 июня 1260 г. между крестоносцами и мазовецким кн. Земовитом I, можно предположить, что права Д. Р. на его часть ятвяжских земель на тот момент учитывались.

http://pravenc.ru/text/171312.html

По-видимому, с 1246 г. центром домениальных владений Л. Д. становится Львов, где на княжеском дворе для своей жены и ее венг. свиты он разрешил строительство католич. храма. В кон. 40-х - сер. 50-х гг. XIII в. князь неоднократно участвовал в сражениях правителей Галицко-Волынской Руси против войск вел. кн. Литовского Миндовга , правителя ордынского улуса темника Куремсы и ятвягов, а в 1252 г.- в борьбе за австр. наследство Бабенбергов в пользу своего младшего брата кн. Романа Даниловича. В походе на Чехию «взя плен велик» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 821-822). В 1253 г. Л. Д. принимал участие в коронации своего отца в Дорогичине на р. Буг в присутствии папских послов, польск. князей и бояр. В том же году принял участие в военных действиях против ордынцев, изгнав их из крепости Бакота в Галицком Понизье, которая обороняла важный брод через р. Днестр; князь стал поручителем перед кор. Даниилом Романовичем за местного воеводу Милея, к-рый поддерживал сепаратизм болоховских бояр и власть темника Куремсы (Там же. Стб. 827-830). В военной кампании весной 1254 г. по приказу отца Л. Д. захватил на Болоховской земле г. Межибожье и волость Побожье, где он вновь «воевал люди Татарьскыя» из Куремсы. Объединившись с ратью своего брата кн. Шварна Даниловича, Л. Д. вместе с отцом участвовал в удачной осаде г. Возвягля. Им на помощь должны были подойти литов. войска кор. Миндовга и новгородского кн. Романа Даниловича. вел. кн. Даниил Романович хотел объединиться с ними и вместе пойти на Киев. Однако после захвата и сожжения рус. князьями Возвягля литовские войска под командованием воевод Хвала и Сирвида Рюшковича решили вернуться назад, когда правитель Галицко-Волынской земли отпустил домой своих сыновей. По дороге литовская рать разорила окрестности Луцка, за что была разбита войсками галицко-волынских князей (Там же. Стб. 838-840). В 1257 г., после смены Куремсы на нового улусного кн. Бурундая, галицко-волынские князья были вынуждены отказаться от продолжения борьбы против правителей зап. улусов Орды, а позднее - участвовать в походах татар на Литву, Польшу и Венгрию. Опасаясь встречи с опасным противником, кор. Даниил Романович вместе с сыновьями Л. Д. и Шварном Даниловичем отъехал в Дорогичин и Мельник, где они вели удачные военные действия против ятвягов (Там же. Стб. 847-848).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010