(Определение священников на места и право патроната. Отношения галицко-русского духовенства к прихожанам и материальное обеспечение галицко-русского духовенства. Униатское богослужение и церковное пение. Униатская проповедь . Партийность, господствующая среди галицко-русского духовенства. Церковные братства в Галиции и другие меры для оживления пастырской деятельности галицко-русского духовенства. Приниженное положение греко-католического обряда в Галиции, ненормальная постановка религиозно-нравственного воспитания русской молодежи в школах и малочисленность униатских священников в Галиции, как неблагоприятные условия пастырской деятельности галицко-русского духовенства. Галицко-русские храмы и замечательнейшие из них; общество «Ризница». 1. Определение священников на места и право патроната Мы уже знаем, как подготовляются в Галиции кандидаты священства. Несмотря на некоторые недостатки в средствах и способах этого подготовления, обусловленных преимущественно ненормальным положением греко-католической церкви в Галиции, мы должны, однако же, сознаться, что галицко-русские кандидаты священства, прошедши весь курс богословского образования, являются в громадном большинстве своем вполне правоспособными для прохождения пастырского служения, особенно со стороны своего умственного развития. Но на самом деле для греко-католического богослова далеко еще недостаточно одного надлежащего образования для получения священнического места. Ему недостает еще самого главного, без чего он, будь хоть самый образованный и достойный кандидат, никогда и пи за что не получит священнического места в Галиции. Дело в том, что, хотя на священнические места в Галиции кандидаты определяются епархиальными епископами, по представлению консистории, но не иначе, как по сношению и соглашению с приходскими патронами, от которых кандидат, ищущий известного места, должен получить предварительно согласие, или т. п. презенту. Патронат и презентация представляют страшное зло в жизни греко-католической галицко-русской церкви; они являются одним из важнейших средств, которыми пользуются враги униатской церкви в Галиции для ее совершенной дезорганизации и деморализации и вместе с тем одним из сильнейших тормозов благотворной пастырской деятельности греко-католических священников, – словом, тягчайшим игом, под бременем которого положительно стонет нее галицко-русское греко-католическое духовенство.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

На основании всех этих соображений, галицко-русское духовенство в самое последнее время возбудило чрез своего митрополита ходатайство пред австрийским правительством, чтобы это последнее на счет сумм «религийного» фонда установило для священников, по крайней мере, пятилетние прибавки (квинквенции) в 400 кор. Одним из источников доходности галицко-русского священника служит плата за требоисправлепия. Эта плата за требоисправления составляет вместе с тем и весьма больное место в пастырской практике и материальном обеспечении галицко-русского духовенства. Юридически этот вопрос поставлен в Галиции таким образом. Еще 1 июля 1785 г. издан был императором Иосифом закон, устанавливавший размер платы за требы, совершаемые галицко-русским духовенством. Даже для того времени весьма низ кие цены, назначенные этим законом, с течением времени сделались положительно несообразными с условиями жизни. Законом 7 мая 1874 г. австрийское правительство обещало издать новое распоряжение касательно платы галицко-русскому духовенству за требоисправления; но и доселе не исполнило своего обещания. Таким образом, галицко-русское духовенство de jure и теперь должно было бы придерживаться Иосифовского патента 1785 г. Но на практике, разумеется, допускаются постоянные отступления от установленной законом нормы, что и служит причиною всегдашних недоразумений между духовенством и прихожанами. В свою очередь, и старосты, в случае разногласия с священником, указывают ему на пресловутый «патент». Поэтому галицко-русское духовенство, вынужденное, в силу необходимости, прибегать в своей пастырской практике к плате за требоисправления, в последнее время усиленно домогается пересмотра закона о таксе за требы. Как и в назначении жалованья, так и здесь галицко-русское духовенство ищет для себя уравнения со всеми другими правительственными чиновниками. В Австрии существует особенный- законный тариф на вознаграждение правительственным чиновникам за действия их. совершаемые вне места их службы, напр., суда, а также для лиц свободных профессий, напр., врачей, адвокатов, нотариусов и др. Духовенство галицко-русское желает, чтобы правительство, по соглашению с епархиальною властию, установило подобный же тариф и для него на вознаграждение за совершаемые им требы своим прихожанам.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Социально-экономическая ситуация в подъяремной Галицкой Руси была очень тревожной: крестьяне, составлявшие большинство русского населения, бедствовали, зачастую голодали в период неурожаев. Как язвительно назвали «Королевство Галиции и Лодомерии» в одном из фельетонов в галицко-русском сатирическом журнале «Страхопуд» - «Королевство Голиции и Голодомории». В результате в 80-е годы XIX века началась массовая эмиграция русинов в США, Канаду, Аргентину, Бразилию и другие страны Нового Света. Борьба между сторонниками русскости и выдуманного поляками и австрийскими немцами «українства», агрессивно ими насаждаемого русинам, начавшаяся в 80-е годы XIX века, закончилась неудачей для русских галичан лишь в результате Первой Мировой войны, когда большинство галицко-русских общественно-политических деятелей, священников и представителей интеллигенции было уничтожено австрийско-немецкой военщиной и «cbiдoмuмu українськими» националистами в первых в истории концлагерях Талергоф и Терезин. В 1934 году на Лычаковском кладбище во Львове по проекту архитектора Олега Луцыка был воздвигнут мемориальный памятник жертвам Талергофа. Величественный восьмиконечный мраморный крест врезан в стелу из чёрного мрамора с надписью: «Жертвам Талергофа. 1914-1918. Галицкая Русь». В межвоенный период в Галичине, оккупированной Польшей (1921-1939), несмотря на ослабленность и обескровленность русского движения, продолжилась деятельность галицко-русских патриотов-русофилов, противостоящих «українським» националистам и польским шовинистам. Ещё в 1919 году они смогли возобновить деятельность Культурно-просветительного общества имени Михаила Качковского и других галицко-русских организаций, которые были весьма активны до войны в деле пропаганды идей народного просвещения и общерусского национально-культурного единства. Во Львове жил и творил выдающийся галицко-русский поэт Мариан Глушкевич (1877-1935), писавший замечательные стихотворения на русском литературном языке, как, например, лирический цикл «Чары Галицкой Руси» (Собрание стихов. Книга вторая. Львов, 1907); там же жил известный историк, публицист и поэт Василий Ваврик (1889-1970) - один из лидеров русского движения Галичины - написавший такие сочинения, как «Терезин и Талергоф. К 50-летней годовщине трагедии галицко-русского народа» (Филадельфия, 1966), «Краткий очерк галицко-русской письменности» (Лувен, 1973) и ещё немало работ по истории и вопросам национально-культурного возрождения Галицкой Руси. Жили в межвоенном Львове известные литературные и общественно-политические галицко-русские деятели Семён Бендасюк, Осип и Дмитрий Марковы, Юлиан Яворский, Дмитрий Вергун и многие другие.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Религиозное чувство ревнителей галицко-русской церкви давно возмущалось этим ненормальным явлением. К тому же еврейские фирмы, по обыкновению своему, страшно эксплуатировали галицко-русские церкви и духовенство. Тогда и возникла среди некоторой части галицко-русского духовенства мысль об освобождении церквей от еврейской зависимости и эксплуатации путем учреждения общества под именем «Ризницы». Основной капитал общества образовался из членских взносов преимущественно от самих же церквей и священников. «Ризница» выделывает и торгует всем, что необходимо для церквей: сосудами, крестами, иконами, облачениями и т. п. Ближайшая цель учреждения «Ризницы» – освобождение галицко-русских церквей от зависимости со стороны еврейских эксплуататоров – была скоро и весьма успешно достигнута. Еврейские фирмы, богатевшие торговлею церковными вещами, прекратили свое существование, а христианские фирмы, однородные с обществом «Ризницей», значительно понизили цены на все предметы церковно-богослужебного обихода. Но задача «Ризницы» – далеко не исключительно торгово-промышленная. Общество это есть церковное и в высокой степени гуманно-благотворительное. «Ризница» дает 40% чистого своего дохода в пользу фонда вдов и сирот галицко-русского духовенства, 10% отлагает в капитал, собираемый для учреждения приюта-богадельни для совершенно неимущих вдов и сирот священнических, дает места крайне бедным вдовам и сиротам священников в своих магазинах и швейных, в течение последних лет ссужает в долг церкви и братства церковными вещами и, сверх всего этого, раздала до 1000 кор. нуждающимся церквам и бурсам (низшим русским училищам). В самое последнее время среди галицко-русского духовенства и ближайшим образом среди управителей «Ризницы» возникла мысль об учреждении на собранный «Ризницею» капитал, вместо проектированного приюта для вдов и сирот, которые с 1896 г. пользуются пенсией, училища для девочек – дочерей галицко-русского духовенства. Вопрос об этом возбужден на одном из последних собрании «Ризницы» и, к сожалению, вызвал сильный раскол среди галицко-русского духовенства, дотоле согласно участвовавшего в деятельности и сочувствовавшего интересам «Ризницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Молодые священники равнодушно относятся к обыкновению своих прихожан ходить па польские «отпусты», во время которых они не только участвуют в латинском богослужении, но иные даже исповедуются и причащаются у римско-католических ксендзов. А находятся и такие между молодыми галицко-русскими священниками, которые спешат на польские «отпусты» даже впереди своих прихожан... 5. Партийность, господствующая в среде галицко-русского униатского духовенства Другое зло и зло страшное, парализующее доброе пастырское влияние галицко-русских священников па своих прихожан, есть партийность, царящая между галицко-русским духовенством. К сожалению, партийность, как мы выше видели, составляет отличительную особенность общественной жизни всего русского населения Галиции. Русский галичанин, по условиям этой общественной жизни, решительно не может существовать без того, чтобы не принадлежать к какой либо политической партии: старо-русской, младо-русской, народно-русской, украинофильской, радикальной и т. п. Разумеется, в этом господстве партийности среди русских галичан и вообще в боевом положении русского населения Галиции заключается некоторая доля и оправдания для духовенства, которое волею неволею должно считаться с разделением народа на партии. Но беда в том, что есть и очень много среди галицко-русских священников таких, которые уже чрезмерно увлекаются партийностию, которые интересы политических партий ставят выше интересов пастырских, которые партийную страстность вносят в чисто духовные, пастырские отношения свои к прихожанам. Такая именно партийность составляет великое зло церковно-общественной деятельности галицко-русского духовенства, так как весьма сильно подрывает авторитет священника в глазах народа, доверие последнего к слову, пастырскому наставлению и увещанию первого. Такую же именно партийность среди галицко-русского духовенства осуждает и порицает и митрополит Шептицкий, говоря: «там, где верные делятся на партии, пастырь не может становиться на стороне одних для борьбы с другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Еще более неприятную черту, нежели панский дух и стремление к роскоши, составляет в галицко-русском духовенстве, разумеется, в некоторой части его, заискиванье пред польскою мелкою шляхтою, а равно и пред римско-католическими ксендзами, и основанное на этом заимствование у польской шляхты некоторых привычек, перенесение их в свою домашнюю жизнь. Это последнее стремление особенно заметно у молодых священников, воспитанников «новой эры», как их называют в Галиции, ставленников митрополита Сильвестра Сембратовича. Впрочем, следует заметить, что в настоящее время, время чрезвычайного оживления национального самосознания среди русских галичан, как память покойного кардинала, так и эти его ставленники, полякующие священники, пользуются глубочайшим презрением в Галиции и какого-нибудь особенного влияния на общую жизнь галицко-русской церкви не могут иметь. Что касается материального молочения галицко-русского духовенства, то, хотя оно и не может быть названо бедственным, как, по-видимому, стараются представить его сами галицко-русские священники, но в то же время не может быть признано оно и вполне достаточным. Источниками содержания галицко-русского духовенства служат: а) жалованье, получаемое от правительства из так называемого «религийного фонда», т. е. фонда, какой образовался вследствие продажи конфискованных правительством Австрии церковных имений еще в конце XVIII в., б) земельные наделы, которые существуют почти при каждой галицко-русской греко-католической церкви, и в) плата за требоисправления. Основным источником содержания русского духовенства в Галиции считается собственно земельный надел. В зависимости от дохода, какой приносит церковное поле, определяется и количество жалованья из «религийного» фонда, которое составляет, таким образом, дополнение, «додаток» к доходам от земли. Бывают такие приходы, где земля приносит настолько значительный доход, что священник должен бывает даже уплачивать в кассу религийного фонда разность между земельным доходом и нормальным содержанием священника. Но сознанию самих галицко-русских священников, земельный доход является самым надежным и лучшим источником материального обеспечения их. Земля в Галиции весьма плодородна, цепы на нее весьма высоки, между тем как земледельческие орудия сравнительно очень недороги, а потому обработка земли, как своими средствами, так и путем отдачи в аренду доставляет более или менее значительный доход. Приходы, имеющие большие земельные наделы, считаются в Галиции лучшими приходами. Кроме пахотной земли, церкви владеют также сенокосами, лесными дачами, доставляющими священникам дрова, огородами и мельницами. Количество церковной земли различно и колеблется между 10 – 300 моргами; среднее количество земельного надела может быть определено приблизительно около 100 моргов. Кроме того, почти при каждой приходской церкви имеются общественные дома, или же наемные квартиры для священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

В последнее время во всех трех епархиях галицко-русской церкви при консисториях образованы особые комиссии, которые в установленные сроки производят испытания всем кандидатам, ищущим дьяковского звания. Мера эта, недавно еще введенная, оказала самое благодетельное влияние на дьяковское сословие в Галиции. С тою же самою целию – внести хотя какой-либо умственный свет в массу дьяковского сословия – основан особый печатный орган для дьяков под заглавием: «Дьяковский глас». Не менее серьезные и деятельные меры принимаются и к тому, чтобы облегчить и улучшить тяжкое и крайне бедственное материальное положение галицко-русских дьяков. С этою целию вот уже несколько лет во всех трех епархиях галицко-русской церкви функционируют особые дьяковские общества. Главная задача деятельности этих обществ, состоящих под покровительством высшей епархиальной власти, заключается в изыскании и собирании средств для помощи нуждающимся дьякам. С особенною энергиею дьяковские общества стремятся добиться у правительств – центрального и местного – назначения определенного содержания галицко-русским дьякам. С этою целию дьяковские общества ежегодно высылают свои петиции и особые депутации на сейм. И хотя доселе просимое содержание дьякам еще не назначено, но нельзя сказать, чтобы деятельность дьяковских обществ в этом направлении оставалась совершенно безрезультатною. Вопрос о назначении содержания дьякам и об установлении определенной платы им за исполняемые ими обязанности не сходит с очереди неотложных вопросов сеймового обсуждения с 1889 года. Главным мотивом домогательства дьяковских обществ и всех вообще лиц, стремящихся хоть сколько-нибудь облегчить материальное положение дьяковского сословия, служит то совершенно резонное соображение, что большинство галицко-русских дьяков, как мы видели, кроме исполнения прямых своих служебных обязанностей, исполняет много и других важных функций общественно-народной деятельности. Не меньшую энергию обнаруживают дьяковские общества и в изыскании и собирании материальных средств другими путями и способами. Так, напр., общества эти в последнее время, по инициативе священника Тапякевича, одного из ревностнейших деятелей по улучшению материального быта галицко-русских дьяков, устраивают специальные дьяковские лотереи. Доход с этих лотерей поступает в капитал, с процентов которого выдаются пособия беднейшим дьякам, а также их вдовам и сиротам. Глава пятая. Высшая иерархия галицко-русской церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

«Если владыка», говорит он, «будет презентовать священников на приходы, то будет больше надежды у нас на более справедливое распределение приходов, ибо от одного человека скорее можно ожидать справедливости, чем от 16 членов консистории, имеющих близких и дальних родственников до четвертой степени. Только сохрани нас, Боже, от повторения яры несчастного кардинала (т. е. Сильвестра, Сембратовича, митрополита галицко -русского, греко-католического. получившего кардинальскую шапку за то. что он содействовал окато- личению русских галичан), который больше всего и самого себя и, все духовенство наше унижал»... Да, к сожалению, это так и было. И если бывший митрополит Сильвестр Сембратович, даже не располагая презентацийным правом, успеть сделать столько зла галицко-русской церкви, то не трудно себе представить, что бы он сделал, если бы еще имел и это право в своем распоряжении! И что может сделать такой архиерей, как Платонид Филяс, базилианин, которого все прочат теперь на Станиславовскую архиерейскую кафедру и который преисполнен глубочайшей ненависти ко всему русскому и, в частности, к русскому белому духовенству, если только он будет иметь в своих руках право презентации священников на приходы? В заключение нашей речи о способах определения кандидатов па священнические места в Галиции мы считаем необходимым сделать еще следующее замечание. В последнее время среди галицко-русского духовенства укрепляется мысль о необходимости распределения приходов между священниками соответственно их заслугам и, в частности, соответственно количеству лет их службы, разумеется, полезной для церкви. Такое предложение было внесено в Станиславовскую консисторию несколько лет тому назад членом ее крылошанином Литвиновичем. Предложение это было принято консисторией и им руководились при определении кандидатов на священнические места в Станиславовской епархии во время управления ею нынешнего галицко-русского митрополита Шептицкого. Теперь духовенство галицко-русское желает, чтобы тот же самый порядок, насколько он, разумеется, совместим с патронатским правом, был введен и во всех вообще трех епархиях галицко-русской греко-католической церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Наоборот, кто заботится о школьной молодежи и воспитывает из нее хороших христиан, тот заслуживает глубокой признательности. В виду этого, при визитациях буду обращать особенное внимание па катихизацию и, помимо каноничного обозрения, не буду упускать случая, чтобы убедиться, насколько школьная молодежь обучена истинам христианской веры». В том же самом споем пастырском послании митрополит просит и обязывает всех катихитов средних школ доставлять ему самые подробные и точные отчеты о состоянии учащейся русской молодежи и обращать особенное внимание на тех молодых людей, которые изъявляют желание поступить в духовную семинарию. Наконец, одно из самых неблагоприятных условий пастырской деятельности галицко-русского духовенства составляет, как сказано, малочисленность галицко-русского духовенства сравнительно с общим числом русского греко-католического населения Галиции. При 3.103.410 чел. всего галицко-русского населения, в трех епархиях галицко-русской митрополии насчитывается всех священников только 2,423 (967 во Львовской, 900 в Перемышльской и 556 в Станиславовской епархиях), притом вместе с монахами-базилианами. В виду особенного, исключительного положения духовенства в среде галицко-русского народа, где священник является не только пастырем, по и учителем, советником и руководителем своего народа, опекуном вдов и сирот его, посредником между властию и народом русским, это количество русских священников в Галиции является безусловно недостаточным. Галицко-русское духовенство само сознает это и настоятельно, хотя и безуспешно, домогается увеличения числа русских священников в Галиции. Вопрос об этом предполагалось возбудить и на конгрессе всего католического духовенства Австрии, к которому желало примкнуть и русское духовенство в Галиции и который предполагалось созвать в 1901 году. Один из инициаторов этого дела так мотивировал необходимость увеличения числа русских священников в Галиции. «В то время, как, напр., в других провинциях (Каринтии, Стирии, Крайне, Верхней Австрии и пр.), говорит он, «на одного пастыря приходится приблизительно по 444 – 938 душ, наш, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

К сожалению, практиковавшиеся доселе попытки устроить собрания галицко-русских священников не удавались, потому что встречали сильное противодействие со стороны высшей иерархии. В 1895, или 1896 г. два священника Львовской епархии пригласили желающих собратьев из всех трех епархий на «вече священническое». «Вече» собралось, поставлены были на обсуждение животрепещущие вопросы, распре делены были и рефераты.., но бывший митрополит галицко-русский Сильвестр Сембратович, положивший начало происходящему теперь постепенному окатоличению галицко-русской церкви, наложил свое veto на собрание священническое, которое так и не состоялось. В 1899 году снова была сделана попытка, по инициативе одного священника, устроить «вече» священников галицко-русской церкви, но тоговременный митрополит Юлиан Куиловский своим нерасположением воспрепятствовал развитию дела. В самое последнее время среди галицко-русского духовенства оживились надежды на осуществление заветной идеи. Дело в том, что нынешний митрополит Андрей Шептицкий – сам сторонник возможно большего общения между священниками. В бытность свою Станиславовским епископом, он не только охотно разрешил в 1896 году вече местных священников, но и сам даже обещал прибыть на вече, и, если не исполнил своего обещания, то по не зависевшим от него обстоятельствам. Сделавшись митрополитом, он начал и словом и делом покровительствовать развитию общения и солидарности среди галицко-русского духовенства. Во время т. н. каноничных визитаций церквей, он обыкновенно собирает в известные пункты окрестное духовенство и старается, по возможности, объединить его, держит пред ним пространные красноречивые речи о задачах современного пастырства, входить в положение духовенства, ближайшим образом знакомится с интересами, его занимающими и т. п. Кроме того, у себя в архиепископском дворце во Львове он каждую неделю но вторникам устраивает «вечеринки», или «конференции». Они начинаются в 6 ч. в. и оканчиваются в 9 1 / 2 ч. в. На них собирается только духовенство г. Львова и окрестных селений. На этих собраниях, под руководством гостеприимного хозяина, ведутся оживленные и непринужденные беседы о предметах церковных вообще и, в частности, о приходских, пастырских и т. п. «Вечеринки» обыкновенно заканчиваются скромным угощением присутствующих. Духовенство относится весьма сочувственно к заведенным митрополитом Андреем Шептицким конференциям.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010