В этих целях, а также имея в виду, что с ожидаемым увеличением количества православных приходов в Галичине и в угор- ской Руси указанная нужда в предметах церковного обихода могла оказаться еще ощутительнее, Галицко-Русское Общество Петрограда, в течение ряда лет работавшее на пользу русского дела в Галичине, озабочиваясь изысканием мер к снабжению указанных церквей необходимыми предметами церковной утвари и облачениями, образовало, для указанных надобностей, из своих членов Церковный Комитет, предложив, вместе с тем, преосвященному Анастасию принять руководство делами Комитета. В виду этого владыка ходатайствовал пред митрополитом разрешить причтам и церковным старостам Петрограда и петроградской епархии уделить, насколько это будет по силам, для своей сестры – возрождающейся православной галицкой Церкви что-либо из своих ризниц и из предметов церковной утвари, оказывающихся излишними и ненужными, и войти с представлением в Святейший Синод о разрешении таких пожертвований причтами и старостами церквей других епархий, с тем, чтобы эти пожертвования направлялись в Галицко-Русское Общество, имевшее передать полученные пожертвования указанным церквам чрез архиепископа Евлогия. Это представление преосвященного Анастасия было откликом на призыв владыки Евлогия в докладе, сделанный им в Галицко-Русском Обществе в ноябре, во время пребывания в Петрограде. Всецело присоединяясь к ходатайству епископа Анастасия, митрополит Владимир обратился с соответствующим ходатайством к Святейшему Синоду 192 . Святейшим Синодом предоставлено было московской Синодальной Конторе, епархиальным преосвященным, заведующему придворным духовенством и протопресвитеру военного и морского духовенства предложить более состоятельным из подведомственных им церквей и монастырей уделить, насколько это окажется возможным, церковные и Богослужебные предметы, не имеющие археологической ценности, в пользу православных церквей в Галичине, без предварительного испрошения разрешения на исключение таковых жертвуемых предметов из описей, и направлять их в Галицко-Русское Общество в Петрограде, имевшее передать эти пожертвования, по разборке и приведении в порядок, в распоряжение архиепископа волынского Евлогия, в духовном попечении коего находились галицкия церкви 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В Галиции и теперь существуют почти при каждой не только «матерней» (т. е. приходской, самостоятельной), но и «дочерней» (т.е. приписной) церкви братства. Цель этих братств – преимущественно, почти исключительно религиозно-просветительная. Для осуществления этой высокой цели они могли бы иметь достаточные средства в виде существующих также при всякой церкви братских касс («скарбек»), которыми особо заведуют избранные братчики, т. н. провизоры, соответствующие нашим церковным старостам. Средства этих церковных касс собираются во 1) из обязательных сборов, производимых с прихожан за освещение храма при браковенчании, погребении, крещении и проч., священнодействиях, и во 2) из добровольных пожертвований набожных прихожан. К сожалению только, в последнее время галицко-русское духовенство обращало весьма мало внимания и на церковные братства и на церковно-приходские кассы, почему первые в последнее время почти совершенно бездействуют, а вторые или совершенно опустели, или же находятся в бесконтрольном распоряжении т. н. провизоров, которые решительно не желают допускать священников не только до распоряжения, но далее и до ревизии церковно-приходских касс. Недавно был такой случай. Один священник, поступив на приход, пожелал посмотреть церковно-приходскую кассу и попросил провизора открыть ее. Но провизор дерзко ответил ему на это следующее: «его милость может заниматься престолом, а я – деньгами». Впоследствии оказалось, что предшественник этого священника не обращал никакого внимания на церковно-приходскую кассу и не заботился о том, чтобы проверять от времени до времени деятельность поставленных им провизоров: он вверил им ключи, передал им всецело распоряжение церковным имуществом и церковно-приходскими суммами и больше ни во что не вмешивался. Такие же порядки существуют и во всех галицко-русских приходах. Оттого галицко-русские церкви в последнее время не имеют средств для покрытия самых необходимых расходов. Оттого же галицко-русские церковные братства теперь все «спят», как о них выражаются сами ревнители «русской веры» в Галиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Каких-либо благотворительных учреждений, в роде богаделен, приютов и т. п. для бедных и нуждающихся галицко-русское духовенство, кажется, не имеет. Можно упомянуть, впрочем, о так называемых «пресвитерских домах», которые существуют во всех трех епархиях галицко-русской митрополии и в которых имеют пребывание кандидаты священства, ищущие, или уже получившие места, но ожидающие т. н. канонической институции, т. е. рукоположения в священный сан. Совершение хиротонии священнической в галицко-русской греко-католической Церкви представляет одну существенно-важную особенность, обычную, впрочем, в униатской Церкви. Архиерей рукополагает во пресвитера одновременно и на одной и той же литургии несколько человек, до 15 – 20. В декабре 1901 г. нам пришлось присутствовать при рукоположении митрополитом Шептицким в Св.– Юрской (св. Георгиевской) кафедральной церкви во Львове нескольких ставленников Львовской и Станислнвовской епархий. Благодаря множеству ставленников и неизбежной при этом сумятице, чин хиротонии произвел на нас крайне неблагоприятное впечатление. Невольно при этом, как и во многих других случаях, мысль наша перенеслась на родину, припомнился наш величественный, торжественный и глубоко трогательный чип пресвитерской хиротонии, и сердце болезненно сжалось при виде того, как человеческое легкомыслие, страсти и политика испортили нынешнее униатское богослужение. 3. Униатское богослужение и церковное пение Переходим к речи об этом богослужении. Во время более или менее продолжительного пребывания в Галиции нам приходилось присутствовать при совершении униатского богослужении в разных храмах. Мы были в униатских храмах при совершении богослужения в различное время: и в простые дни, и в воскресные дни и, наконец, в большие праздники. Присутствуя при богослужении, мы старались забыть, что находимся в униатских храмах, заглушить в себе всякую попытку критического, а тем более пристрастного отношения к униатскому богослужению, которое мы к тому же видели в первый раз в жизни. Но всегда и везде получалось одинаково неблагоприятное впечатление. Да, нисколько не впадая в преувеличение, а тем более в сознательное осуждение не своего, мы должны сказать, что униатское богослужение – не торжественное, не величественное, не могущее возбуждать молитвенного благоговейного настроения. Отчасти, быть может, это происходит и от того, что в галицко-русской униатской церкви почти совершенно отсутствуют диаконы. Священник сам один совершает всю службу, напр., литургию, утреню, вечерню и др. Произносимые им в алтаре эктении, призывающие верных к общей, мирной, усердной молитве, бывают едва слышны в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

В Галиции, во время первой мировой, всё было проделано по той же технологии. что и в современной " Украине " , - все русофилы были частью истреблены, частью изгнаны. Оставшихся, террором и насилием переделали в " украинцев " . Автор отсылает нас в современный краеведческий музей Львова, к декларации 1914 года, написанной одним из украинофилов Костой Левицким и подписанную украинствующими организациями Галиции. Естественно, в этой декларации Россия была объявлена врагом. Было бы иначе, все эти партии австрийские власти тут же бы запретили и лишили финансов. И что же хочет увидеть автор в краеведческом музее Львова кроме материалов по украинству? Наивно ожидать там увидеть материалы про известных русских деятелей Галичины XIX века, таких как Д.И. Зубрицкий, М. Шашкевич, Я.Ф. Головацкий, прозванных современниками " Русской Троицей " , их статьи и работы, альманах " Русалка Днестровая " , про Б.А. Дедицкого, про униатского священника, известного русофила И.Г. Наумовича, лидера галицкого москвофильского движения, пользовавшего огромным авторитетом среди галицкого населения, про галицкого историка О.А. Мончаловского и его работу " Святая Русь " , изданную в начале ХХ века во Львове. Естественно, о них молчат бандеровские деятели. А знает ли про них автор? Они отнюдь не были закарпатскими русинами, зачем лукавить. И не была Галиция " испокон веку ... рассадником укронацизма " , как утверждает автор. Всё случилось уже в ХХ веке. Как правильно указал в своей, якобы " устаревшей " , работе историк Н.И. Ульянов " ...Украинский национализм победил при поддержке внешних сил и обстоятельств, лежавших за пределами..... украинской жизни вообще. Первая мировая война и большевицкая революция, - вот волшебные слоны на которых им удалось въехать в историю. Все самые смелые желания сбылись как в сказке.... " Вот почему сейчас и льётся в очередной раз русская кровь. И не надо опять вытаскивать " человека большого ума " Н.П. Дурново с его пророчествами. В чём-то он был прав, но с Галицией, как причиной потери нашей империи, прогадал.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/22/ro...

Однако в 40-х — начале 50-х гг. XIII в. оживленные контакты русских князей с Римом и соглашение князя Даниила Галицкого с папой способствовали спаду напряженности в межконфессиональных отношениях, которая явно наметилась в 30-х гг. XIII в. Возможно, в какой-то мере сыграли роль и развернувшиеся в 1-й половине 50-х гг. переговоры об унии Церквей между Римом и Никеей, которые к 1254 г. завершились выработкой условий предварительного соглашения. В 1245 г., выступая на Лионском Соборе с призывом к борьбе с Ордой, Иннокентий IV называл Русь вместе с Венгрией и Польшей в ряду «христианских» стран, разоренных татарами . Все это касалось в первую очередь взаимоотношений Галицко-Волынской Руси и ее западных соседей. Связи с Венгрией, как уже отмечалось выше, были укреплены брачным союзом старшего сына князя Даниила, Льва, и дочери венгерского короля Констанции. В летописи, которая велась при дворе Даниила Галицкого, возможность такого союза прямо обосновывалась тем, что венгерский король — христианин («яко крестьян есть»), а при заключении брака присутствовал сам митрополит Кирилл . Другой сын Даниила, Роман, женившись на племяннице австрийского герцога Фридриха Бабенберга, Гертруде, пытался с помощью венгерского короля занять австрийский престол . Конец 40-х и 50-е годы были отмечены также сближением галицко-волынских князей с мазовецкими князьями Болеславом и Земовитом (женившимся на дочери Даниила), а затем и с малопольским князем Болеславом Стыдливым. Совместно польские и русские князья совершили ряд походов на земли ятвягов и против других язычников — «поганых» . В этих документах отразилось уже традиционное для того времени представление о праве папской курии распоряжаться землями язычников, объявляя против них крестовый поход и раздавая их земли католическим государям . Новым является то, что в 50-х гг. XIII в. начинают обозначаться притязания курии на земли, заселенные «схизматиками». Некоторые намеки на притязания такого рода нетрудно обнаружить уже в тексте буллы Иннокентия IV галицко-волынским князьям от сентября 1247 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/442955/

Брод к митрополиту Андрею Шептицкому. «Ваше высокопреосвященство, милостивый архипастырь», говорила делегация, состоявшая из 3 священников, 3 мещан и 3 крестьян. «С сыновнею преданностию и доверием приходим мы, депутаты «Селянской Рады», представляющие национальные интересы русского населения в Бродском повете, чтобы от имени того же населения приветствовать вас на Галицком митрополичьем престоле. Но мы имеем также и просьбу, к которой просим вас милостиво отнестись. Просим именно, чтобы вы, наш архипастырь, силою своего высокого и авторитетного положения повлияли на духовенство, дабы оно держалось возможно ближе к народу и заботилось о нем. Наш русский народ – набожный, верующий, преданный своей святой греко-католической церкви, обряд которой неразрывна связан с русскою народностию. Против сей церкви восстают ныне чужие враги и свои отступники, а одна часть нашего духовенства, вместо того, чтобы защищать народ от пропаганды неверия, нередко соединяется с этими врагами нашего народа, подрывает авторитет духовенства и сама расчищает путь к упадку веры в народе. Просим также взять под свою защиту тех наших священников, которые, честно исполняя свои пастырские обязанности и не служа противонародным планам, не пользуются милостию влиятельных сфер и за свою верную службу церкви и пароду терпят преследования и не могут получить лучшего прихода». 6. Церковные братства в Галиции и другие меры для оживления пастырской деятельности галицко-русского духовенства и для усиления солидарности между членами его Печальным положением галицко-русской церкви сильно смущены добрые пастыри из среды галицко-русского духовенства, равно как и некоторые из мирян, искренно желающие блага своему и без того злосчастному народу. Указывают, между прочим, на церковные братства, которые, при хорошем устройстве и умелом ведении дела, могли бы принести величайшую пользу делу истинного просвещения народа. Должно сказать, что в Галиции доселе сохранился и пользуется широким распространением этот древне-русский церковный институт.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Т. 2. Стб. 873), в город приходили бежавшие из ордынского плена рус. ремесленники. Археологические исследования подтверждают функционирование в Холме значительного центра ремесленного производства, в т. ч. художественного (ювелиры). Раскопки показывают, что в новой столице могла работать группа высококвалифицированных византийских гончаров. Галицко-Волынская летопись упоминает о литье колоколов в Холме. Известно об импорте ремесленных изделий, в т. ч. зап. происхождения (венецианское стекло, т. е. витражи, мраморная чаша из Венгрии). В 1243-1244 гг. Романовичи трижды нападали на М. Польшу, разоряя ее вост. часть до рек Сан и Висла. Эти вооруженные акции были результатом союза с мазовецким кн. Конрадом I, боровшимся со своим племянником Болеславом Стыдливым за господство над Краковом. 1245-1264 гг. Победа под Ярославом утвердила господство Д. Р. над Галицкой Русью, оформив границы Галицко-Волынского гос-ва. К концу жизни Д. Р. под его властью была объединена практически вся Юго-Зап. Русь. Владения, к-рыми лично управлял Д. Р., включали Галицкую и Перемышльскую земли, а также земли, расположенные от р. Буг на западе, до Дорогичина на севере. Василько владел Центр. и Вост. Волынью с центрами во Владимире-Волынском и Луцке, а также Берестейской землей. Кроме того, после свадьбы с венг. принцессой (1246/1247) свой удел, очевидно, имел кн. Лев. Неск. позже получил владения за границами Галицко-Волынской Руси следующий сын Д. Р.- Роман (правитель Чёрной Руси, частично подчиненной литов. кор. Миндовгу). Все представители рода признавали главенство Д. Р. Возможно, в конце жизни князь поссорился со старшим сыном Львом, унаследовавшим после смерти отца разоренные ордынцами галицкие земли, в то время как младший сын Шварн получил более богатые Холмскую и Перемышльскую земли. Подчинение Орде Почти сразу же после победы под Ярославом Д. Р. был вызван к хану. Между окт. 1245 и весной 1246 г. князь совершил поездку в Орду, где признал зависимость от хана. С тех пор большинство действий Д. Р. было связано с попытками избавиться от этой зависимости. Одним из шагов в этом направлении, предпринятым, очевидно, при помощи и с благословения митр. св. Кирилла II (III) , стал заключенный в 1250/51 г. союз Д. Р. с Владимирским вел. кн. Андреем Ярославичем, к-рый был скреплен браком кн. Андрея с дочерью Д. Р. К коалиции присоединился младший брат вел. князя Ярослав Тверской. Союз оказался недолговечным. В 1252 г. войска Неврюя разгромили отряды Андрея и Ярослава. Вел. князь бежал в Швецию, после возвращения на Русь подчинился новому вел. кн. св. Александру Ярославичу Невскому .

http://pravenc.ru/text/171312.html

Галицко-Волынская летопись в течение многих лет оказывалась в центре внимания исследователей . Прежде всего – в связи с дискуссией об общерусском сознании , одним из памятников которого и является Галицко-Волынская летопись (далее ГВЛ), наряду с такими шедеврами прошлого, как « Слово о полку Игореве » , «Слово о погибели земли Русской» и др.    Прежде всего, следует рассмотреть, какие смыслы вкладывались составителями летописи в слова «Русь», «русский». Это понятия многозначные. Во-первых, это хороним , обозначающий Киевщину, Киевскую землю. Приведем лишь несколько примеров. Первый из них – запись за 6732 (1224) год, рассказывающая о Калке: «Мьстиславъ бо б со всими князьями рускыми и Черниговьскыми… Прибгшимъ же половцемь в Рускую землю, глаголющимъ же имъ рускимъ княземь: “Аще не поможета намъ, мы нын исчени быхомъ, а вы наутре исчени будете”» . Здесь явно имеется в виду только Киевщина, поскольку в данном случае понятие «русский» отделяется даже от Черниговского княжества. Другой пример – запись за 6739 (1231) год: «Данилъ жь из Руской земля взя соб часть Торцький, и паки да и дтемь Мьстиславлимъ, шюрятомъ своимъ. Рекъ имъ: “За отца вашего доброданье приимете ни держите Торцький городъ”» . Как известно, Торческ находился в Поросье, на Киевщине, поэтому в данном случае термин «Русская земля», несомненно, означает «Киевское княжество». За 6742 (1234) год – следующий пример: «Половцем же пришедшимъ Кыеву и плнящимъ землю Рускую. Данилъ бо б изнемоглъся» . Как известно, этот набег затронул лишь Киевские пределы. И, наконец, трагический рассказ о взятии Киева монголами в 1240 году: «Въ лто 6748. Приде Батый Кыеву в сил тяжьц, многомь множьствомь силы своей, и окружи град, и остолпи сила татарьская, и бысть град в обьдержаньи велиц. И б Батый у города и отроци его обьсдяху град. И не б слышати от гласа скрипания телгъ его, множества ревения вельблудъ его, и рьжания от гласа стадъ конь его, и б исполнена земля Руская ратных» . Однако это далеко не единственное значение термина «русский». Он может относиться не только к Киевской земле, но также и к Черниговской и Переяславской. Приведем пример из записи за 6745 (1237) год: «Батыеви же вземшю Козлескъ, и поиде в землю Половецькую . Оттуда же поча посылати на грады русьскые и взять град Переяславль копьемь, изби всь…» .

http://pravoslavie.ru/64352.html

Духовные пастыри – представители антинародного и антиправославного элемента края, а народ – защитник народности и веры общерусской. По условиям своего образования духовные пастыри яснее, чем міряне, сознают всю опасность этой пропасти и потому стараются уменьшить пропасть, по крайней мере настолько, чтобы она не пугала мірян своею глубиною и шириною. Они стараются увлечь за собою народ, но так, чтобы не отторгнуться от Рима. Вследствие чего и происходят эти постоянные компромиссы пастырей в отношениях к пасомым. Однако, если бы дело галицко-русского клира обстояло благополучно, тогда настоящее положение этой местной церкви стало бы вполне определенным. На самом же деле – совсем иное. Народ сам заметил пропасть между собою и клиром, понял некрасивую роль своего духовенства и решил самостоятельно добиться своего благобыта. Он уже проснулся и снова усыпить его немыслимо. Вот почему настоящее галицко-русской церкви мы называем загадкою, разрешение которой – дело будущего и, может быть, не минует общерусского церковного собора. Когда для просвещения народа работают только отдельные личности, а сам народ совершенно безучастно внимает этой работе, то этим только подготовляется пробуждение народа, которое может быть и не быть, смотря по обстоятельствам. Равным образом нельзя назвать пробуждением народа и тот момент, когда администрация возьмется за просвещение народа, но сам народ только слепо и апатично подчиняется административным мероприятиям и предписаниям. Пробуждение начинается не —312— прежде, как сам народ начинает ценить себя и свои народные силы, когда не стыдится своего имени народа и с сознанием своего достоинства работает для своего благобыта. Тогда только можно сказать о народе, что он проснулся. Такое пробуждение совершилось в галицкой руси. Галицко-русский народ проснулся и живо воспроизвел свое пережитое. Пережитое поразило галичанина, заставило оплакать ошибки прошлого и отыскивать сил и средств к новой жизни. Как страшно велико народное горе – это исповедали галицкие русины во время народного празднества по случаю 25-летнего юбилея общества имени М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—54— ской науке вопрос. Интерес и важность предмета представляет уже самый факт существования Галицкой митрополии: какая историческая необходимость вызвала образование митрополитской кафедры на такой отдалённой окраине Руси? в чём почерпали силу Галицкие епископы в борьбе за свои митрополитские права?.. Трудность научного раскрытия этих вопросов заключается в недостаточности достоверного исторического материала. Летописи, даже документы, относящиеся к этим вопросам, требуют весьма осторожного, крайне разборчивого к себе отношения со стороны историка. В довольно значительной массе этот материал или прямо отвергнут, или сильно заподозрен в своей подлинности и исторической достоверности. Отсюда учёный, желающий дать точное раскрытие истории возникновения и существования Галицкой митрополии, по справедливости должен, с одной стороны, жаловаться на скудость материала, с другой – относиться с крайней разборчивостью даже к первоисточникам, не говоря уже о мнениях разных учёных, пользовавшихся этими первоисточниками, и в результате такой работы дать со своей стороны ряд гипотез и весьма мало положительных выводов. Таково по характеру своему и сочинение И. Тихомирова, рекомендуемое им самим как исследование. Не располагая какими-либо новыми материалами, при помощи которых можно было бы внести что-либо элементарно-новое в раскрытие истории Галицкой митрополии, автор только исследует то, что было уже в учёной литературе высказано по занимающему его предмету, и – надобно признать – исследует неутомимо, строго, придирчиво, нередко переходя в излишество, превращаясь в утомительного и скучного резонёра. Отбросив, однако же, это излишество, читатель в остальном найдёт книгу г. Тихомирова не лишней и даже далеко не бесполезной, несмотря на довольно значительную литературу по данному предмету. Ибо в книге г. Тихомирова весьма тщательно и кропотливо взвешено и измерено всё, что доселе высказывалось в литературе по данному предмету. Это свойство её даёт – по нашему мнению – неотъемлемое ей право на внимание к себе со стороны исто-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010