XIV.  Вот, подлинно, чествуется и вещество, считаемое вами презренным. Ибо что — ничтожнее козьей волны и красок? Или не краски: червленица и багряница , и синета ? Вот, подлинно, и дела рук человеческих и изображения Херувимов; также и вся эта скиния была образом. Ибо виждь , говорит Бог Моисею, да сотвориши все по образу, показанному тебе на горе (Исх. XXV, 40). И, однако, весь Израиль, [стоя] кругом [ея], поклонялся [пред ней]. А кроме того, Херувимы, разве не находились они пред глазами народа? И кивот завета, и светильник, и трапеза, и золотая стамна , и жезл, на что взирая, народ поклонялся? Я не поклоняюсь веществу, поклоняюсь же Творцу вещества, ради меня сделавшемуся веществом и в веществе положившему Свое жилище, и чрез посредство вещества соделавшему мое спасение. Ибо Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоан. I, 14). А всем ясно, что плоть — вещество и творение. И так, почитаю вещество, чрез которое соделалось мое спасение, и благоговею [пред ним], и поклоняюсь [ему]. Но почитаю не как Бога, а как исполненное божественного действия и благодати. Разве не вещество — древо креста, трижды счастливое и преблаженное? Разве не вещество — гора, почитаемая и святая, краниево место? Разве не вещество — живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Разве не вещество — чернила, кожи [на которых написаны книги] Евангелий? Разве не вещество — животворящая трапеза, доставляющая хлеб жизни? Разве не вещество — и золото, и серебро, из которых устраиваются и кресты, и святые дискосы, и потиры? Разве не вещество, предпочтительно пред всем этим, тело и кровь моего Господа? Или устрани почитание всего этого и поклонение, или позволяй по церковному преданию и поклонение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих, и по этой причине осеняемым благодатию божественнаго Духа. Если ты запрещаешь изображения по причине [предписания] закона, то время тебе и субботствовать, и обрезываться, ибо это неуклонно повелевает закон, — и соблюдать весь закон и не праздновать Пасхи Господней вне Иерусалима. Но, узнайте, что, если соблюдаете закон, Христос вас ничтоже пользует (Галат. V, 4) Время тебе и вести к бракосочетанию жену брата и возстановлять семя брату (Второз. XXV,7), и не воспевать песни Господней на земли чуждей (Псал. CXXXVI, 4). Но — нет! Иже бо законом оправдаетеся: от благодати отпадосте ( Галат. V, 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Послание ап. Павла к коринфянам первое . Это послание написано в Ефесе вскоре после первого пребывания апостола в Коринфе, вследствие полученных им известий о возникших в коринфской церкви распрях и соблазнах. В нем содержится обличение распрей и увещание к единодушию, обличение сладострастия и некоторых соблазнов, разрешение недоумений о супружестве, остережение от всего идоложертвенного, наставления о благочинии мужей и жен в благочестивых собраниях, учение о дарованиях духовных, о значении любви христианской, о воскресении мертвых. Второе послание ап. Павла к коринфянам написано в Македонии, спустя около года после первого. Чтобы узнать действие первого послания, апостол послал в Коринф Тита и, узнав от него, что оно принято с благоговением, но что некоторые иудейские лжеучители стараются поколебать доверие коринфян к Павлу, он написал второе послание к коринфянам, в котором повествует о своих евангельских подвигах, изъясняя в то же время преимущества и обетования Нового завета, убеждая к чистоте жизни и благотворению. Потом излагает преимущества своего служения, свои бедствия и свои откровения. Послание к галатам . После того как ап. Павел просветил галат светом Евангелия, некоторые из иудействующих христиан убеждали их обрезываться, и тем произвели раскол в церкви галатийской. Огорченный непостоянством галат, Павел написал к ним послание из Ефеса во время двухлетнего в нем пребывания. В этом послании он оправдывает свое учение своею историею и сношениями, которые имел с другими апостолами, изъясняет Ветхий Завет в его отношении к Новому и, возвещая христианскую свободу, научает употреблять ее для совершения добрых дел. Послание к ефесянам . Написано в Риме в узах. Целью послания было отвратить ефесян от идолослужения, волхвования, своеволия и т.д. Послание к филиппийцам . Написано во время первого пребывания ап. Павла в Риме. Краткое повествование об узах Павла, убеждение к единодушию и преданности воле Божией, остережение от лжеучителей иудействующих и, наконец, одобрение благочестивой щедрости филиппийцев, – составляют содержание этого послания, исполненного чувством евангельской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианство, по самому существу своему, всецело основано на свободе духа. Этот принцип свободы с исключительной силой был выражен ап. Павлом — особенно в послании к Галатам. «К свободе призваны вы, пишет он (Галат. 5:13)... Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (там же 5:1). Это «благовестие свободы», как обычно характеризуют эти и другие слова Ап. Павла, конечно, выражают самую глубину христианства, которое впервые открывает в нас дар свободы, впервые реализует его. Однако, «свобода, которую даровал нам Христос», глубоко отлична от той свободы, которую можно назвать «естественной», т. е. той, которая присуща человеческому духу по его естеству. Не забудем, что вследствие первородного греха эта «естественная» свобода надломлена, бессильна и часто двусмысленна. Если, несмотря на власть первородного греха, в нашей душе сохранился дар свободы, то, конечно, без помощи свыше мы не можем до конца овладеть своей свободой. Сам Господь сказал: «познайте истину, и истина вас освободит» (Иоанн 8:32). И еще Он сказал: «если Сын вас освободит, истинно свободны будете» (там же 8:36). Эти слова Господа до последней глубины освещают нам тайну свободы — она неотделима от пребывания в истине , от нашей жизни в Церкви. Лишь благодатные дары Церкви сообщают дару свободы, который присущ всем, творческую силу. Только в Церкви и с Церковью мы реализуем в себе дар свободы. Потому то Ап. Павел и призывал Галат (а через них и всех христиан): «стойте в свободе, которую даровал нам Христос» . Но разве можно человеку, вошедшему уже в Церковь, утерять свободу, можно в ней не устоять? Мы здесь подходим к тому трудному и больному, можно сказать, трагическому вопросу, невнимание к которому принесло много бед в истории Церкви и всегда может иметь роковые последствия в внутренних путях человека. Необходимо разобраться в этом, чтобы понять трагедию христианской свободы в западном христианстве, приведшую к отпадению от римской Церкви больших церковных масс именно во имя свободы. Наше восточное Православие подвергалось часто, как подвергается и ныне, опасности «не устоять в свободе, дарованной нам Христом», но самое благовестие свободы в нем никогда не затемнялось (как это было в Зап. Европе до XVI b.). Свобода во Христе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Числ. 25:1, 9 )? Таковы были наказания блудодеяния прежде закона, во время закона и по законе. Что же мы, призываемые распять свою плоть со страстьми и похотьми ( Галат. 5:24 ) и все-таки подчиняющиеся им (за это и приходит гнев Божий на сынов непослушания!), увешаваемые умерщвлять земные уды, блуд, нечистоту, постыдную страсть и похоть, и не обращающие внимания на увещания? Не убоимся ли мы когда-либо впоследствии, если не другого чего, то оного гнева Божия, страшного и вечного, постигающего и свыше и долу? Не постыдимся ли мы явления во плоти Солнца правды? не будем ли поступать благообразно, как днем? Не устрашимся ли апостольских обличений, укоров, увещания? Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог ( 1Кор. 3:16 ). Явлена суть дела плотская, яже суть: прелюбодеяние, нечистота, студодеяние... и подобная сим, яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящий царствия Божия не наследят ( Галат. 5:19, 21 ), и еще: сия есте воля Божия, святость ваша, хранити себе самех от блуда. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но в святость. Темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога давшего Духа Своего Святаго в нас ( 1Солун. 4:3, 7, 8 ); да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния в царствии Христа и Бога ( Ефес. 5:5 ). Но можно ли в порядке перечислить все апостольские и пророческие изречения? А что возвещает Апостол целомудрствующим и чрез сие усовершаюшимся в члены Христовы? Писах вам в послании, не приметатися блудником ( 1Кор. 5:9 ). И если они не обращаются по собственному побуждению, то Апостол убеждает других удаляться и избегать их, говоря так: аще некий брат именуем будет блудник, с таковым ниже ясти ( 1Кор. 5:11 ). Видишь ли, что предающийся блудодеянию является общей скверной для Церкви, и потому всем должно чуждаться такового и изгонять? Сам апост. Павел предал сатане соблудившего в Коринфе и не возвратил ему любви, не принял его в общение, доколе тот не проявил достаточного раскаяния ( 1Кор. 5:5 ; 2Кор. 2:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

V.  Ибо, если бы мы делали изображение невидимого Бога, то действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтобы было изображено бестелесное и невидимое, и неописуемое, и не имеющее формы. И опять: если бы мы делали изображения людей и их считали богами, и служили — как богам, то действительно поступали бы нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо после того, как Бог, по неизреченной Своей благости, воплотившись, явися на земли во плоти и с человеки поживе (Вар. III, 38), и воспринял природу и величину, и образ, и цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ; потому что как говорит божественный Апостол, видим ныне, якоже зерцалом в гадании (1 Кор. XIII, 12)  . Изображение же и есть зерцало и гадание, соразмерное с величиною нашего тела. Ибо ум, и после многих напряжений, не в состоянии выйти из пределов телесного. VI. O, прочь от тебя, завистливый диавол, ты завидуешь нам в том, чтобы мы видели изображение Господа нашего и чрез него освящались, чтобы также видели спасительные Его страдания и удивлялись Его снисхождению, и созерцали Его чудеса, и прославляли могущество Его Божества. Ты завидуешь святым из–за данной им от Бога чести. Не желаешь, чтобы мы видели начертанную их славу и делались подражателями их мужества и веры. Не повинуемся тебе, завистливый и человеконенавистный демон. Услышьте, народы, племена, языки, мужи, женщины и дети, старцы и юноши, и младенцы, святой народ христианский! Если кто благовествует вам вопреки тому, что вселенская Церковь приняла от святых Апостолов, Отцов, соборов и сохранила доныне, не послушайте его и не примите совета змия, как приняла Ева и пожала смерть (Галат. I, 8. 9. — Быт. III, 1). И если Ангел или царь будет благовествовать вам вопреки тому, что приняли вы, закройте уши. Ибо я, ожидая исправления, страшусь сказать, как говорил божественный Апостол: да будет анафема! (Галат. I, 8). VII.  Но те, которые не исследуют смысла Писания, говорят, что Бог сказал чрез законодателя Моисея: не сотвори всякаго подобия, елика на небеси и елика на земли (Исх. XX, 4). И чрез пророка Давида: да постыдятся вси кланяющиеся истуканным, хвалящиися о идолех своих (Псал. XCVI, 7), и другое многое таковое же. Ибо то, что представили они как из божественнаго Писания, так и из святых Отцов, следует понимать должным  образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

«Нас’а», взял, употребляется в применении и к материальным предметам, вещам ( 6; 28. 15; 10, 38; 16, 24), и к лицам ( ; Иоанн. 18, 3; 19, 27), и к духовным предметам (Иоанн. 20, 20; Деян. 1, 8; 2, 33; 10, 47 ; Иоанн. 16, 14. 15; 10, 17. 18; 2Петр. 1, 17 ; Галат. 1, 12 ). Правовой момент в этом «взял» колеблется между «отбирать» ( Матф. 25, 28 ), «взимать» ( Матф. 17, 24. 25 ), с одной стороны, и «получат» ( Матф. 7, 8, 19, 29 ; Галат. 1, 12 ; Деян. 2, 38; 10, 47; 22, 5 [ παρ’ ν καπιστολς  δεξμενος], 1, Петр. 1, 9 [ κομιζμενοι]; 4,10) с другой. – Поэтому в эфиопском неизбежно неясно, почему Кир λαβεν св. крест у Иоанна: поднес ли Иоанн этот крест в дар папе, или же Кир  κομσατο τν  γιον σταυρν, получил св. крест от Иоанна потому, что этому последнему его только затем и вручили, чтобы он передал его папе александрийскому? – В позднейшие века в Византии было почти обычно, что лица, имевшие основания опасаться, что их жизни угрожает опасность от византийской же власти, просили у государя, чтобы он прислал им крест в удостоверение их безопасности. В 840 г. Θεφιλος (император) Θεδωρον τνπσκοπον, τν λεγμενον Κρθινον,.... προσκαλεσμενος κα δος τ  διον φυλακτν,  πστειλεν ες Σικελαν δοναι λγον  παθεας τ A­ λες ( τ Μωσηλ, зятю императора Феофила) κα  γαγεν  ν τ πλει πρς ατν, – сверх того δος  νυπγραφον λγον A­ λεξι. – Γεωργου μοναχο χρονικν, ed. Ε. de Muralto, С.-Петербург 1859, стр. 704,  10 26 . Для выяснения смысла слова φυλακτν ср. Theophan. 380, 18 24. de Boor, 582. 583 Bonn.: овладев Константинополем (осенью 711 г.), Филиппик Вардан немедленно, εθως, послал убить Тиверия (сына низверженного императора Юстиниана II Риногмита), искавшего убежища во Влахернах. Κα μν Μαρος μα το ηθντος Στροθου  ν Βλαχρναις πορευτες ε ρε τν Τιβριον κρατοντα τ μι χειρ τ κιονκιον τς  γας τραπζης το θυσιαστηρου τς θεομτορος, κα τ  τρ τ τμια ξλα κα  ν τ τραχλ φυλακτ . . . εσελθ ν Στροθος νδον το βματος, β  φρπασεν ατν κα τ μν τμια ξλα  ξ  ατο ρας  πνω τς τραπζης  πθηκεν, τ δ φυλακτ ες τν διον προσρτησε τρχηλον.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Стих 19. Sieffert полагает, что этот стих, начинающийся словами «τεκνα μου» (дети (чадца) мои) относится не к предыдущему, а к последующему стиху, (в котором апостол выражает желание быть у галат), на том основании, что любовное обращение «дети мои» соответствует скорее ласковому тону последующих слов, чем предыдущих. Но в виду того, что в греческом тексте слова – τεκνα μου стоят в запятых, мы находим более удобным считать этот стих продолжением предыдущего и переводить 18 стих так: «хорошо ревновать... всегда… дети мои, для которых я снова ит. д.» .... Чтение τεκνα надо считать более правильным, чем τεκνα (как у Лахмана) в виду особенессти содержания и тона речи апостола. Апостол по отношению к галатам сравнивает себя с нежнолюбящей матерью, так что очень естественно, что он называет своих духовных детей этим именем «чадца» (слав.), которое встречается только у еванг. Иоанна, апостола любви. В других местах он везде пишет: «τεκνα μου», напр., 1 Kop.4:14; 2 Kop.6:13; 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2:1 . По Wieseler’y слова: »πλιν δνω« выражают понятие – παλιγγενεσα ( Тит. 3:5 ), так что апостол говорит, что он как-бы продолжает возрождать галат до тех пор, пока они достигнут «полноты Христова совершенства». Но ведь здесь πλιν указывает на состояние апостола, на его внутреннее мучение. Он родил их духовно первый раз, но они отпали. Он должен теперь во второй раз как-бы рождать их, а не продолжать возрождение, иначе апостол сказал бы: »ος ο παομαι ναγεννν«. Выражение: «доколе не изобразится в вас Христос – μχρις ο μορφωθ Χριστς ν μν " – как будто набрасывает некоторую тень на результаты первой проповеди апостола. Но смысл этого выражения другой. Здесь говорится о цели духовного развития, которой должен достигать христианин. Полное духовное развитие христианина достигается тогда, когда в нем живет Христос (2:20). Такое состояние – идеал каждого христианина. Галаты далеко не достигли его. Они подобны незрелому телесному плоду, внутренние части которого не достигли нормального развития, так что он с трудом раждается и причиняет родильнице ужасные муки (δνειν).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

А поэтому, все возражения штундобаптистов против этого древнего обычая не имеют никаких оснований. 13) По своей идее монашество, есть обыкновенная форма жизни, которую избирают для себя некоторые люди. Она проявляется в том, что люди отказываются от мира и целиком посвящают себя особенной жизни для служения Бог. И такая жизнь вовсе не противоречит Священному Писания В ветхозаветной Церкви был назореи, которые всю свои жизнь посвящали на служения Господу Богу. Они не пили вина, не стригли головы, вели без брачную жизнь, посещали пустыни и вели одинокий образ жизни ( Чис. 6:3, 30; 3 Пар. 18:1, 19:9). В Новом Завете св. Иоанн Креститель также жил одиноко в пустыне так, как наши монахи ( Лук. 1:15, 3:2 : Мф. 1:1 ; Мк. 1:2, 6 ). В Священном Писании такая отшельническая жизнь нигде не осуждается; напротив еще и восхваляется ( Евр. 1:37–38 ). Таким образом, монашеская форма жизни по сути своей не имеет ничего в себе противозаконного, а в Священном Писании имеет для себя даже не мало оснований. 14) Почему в вашей Церкви существует наименование в высших иерархических лицах: «святой», «святейший»? 14) Православная Церковь , таковыя наименования употребляет не потому, что считает иерархов Церкви людьми святыми, а потому что они носят сан святости, который освящен во Христе Иисусе. Апостол Павел, когда писал свои послания к верным христианам, называл их святыми ( Римл. 1 гл. 7 ст.; 1Кор. 1 гл. 2 ст.; 2Кор. 1 гл. ,1. ст.; Ефес. 1 гл. 1 ст.; Филипп. 1 гл. 1 ст.; Колосс. 1 гл. 1 ст.), а между тем среди верных христиан того времени много было людей, которые по своей жизни были далеки от минимальных требований христианского идеала. Апостолов Петра и Варнаву, которых также при жизни называли святыми, апостол Павел укоряет в лицемерии ( Галат. 2 гл. 11 – 14 ст.). Галатов апостол Павел также упрекает в том, что они от призвавшего благодатью Христовою так скоро переходят к новому благовествованию ( Галат. 1 гл. 6 ст.), и называет их несмысленными (3 гл. 1 ст.). Православная Церковь , если и называет патриарха «Святейшим», то потому только, что он возглавляет православный народ и является выразителем святейшей веры народа, а таковое название нисколько не противоречит слову Божию: апостол Иуда в своем послании пишет: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» ( Иуды 20:21 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Она побуждала их отрекаться от всех благ и удовольствий земной жизни, от личной собственности, от высокого положения в человеческом обществе, от земной славы и почета; она побуждала их, с ликованиями и победными песнями, идти на страшные муки за Имя Христово – на сожжение в огне, на растерзание диким зверям, на колесование и распятие. Эта же чистая светлая пасхальная радость побуждала весьма многих богобоязненных мужей и жен совсем оставлять мир и презирать все земное – только для того, чтобы быть ближе ко Христу, приискреннее соединиться с Ним еще здесь, в этой земной жизни. Ради этого, они, следуя св. Апостолу Павлу,  «от всего отказывались и все почитали за сор, чтобы приобрести Христа»   ( Филип. 3, 8 ). Во имя этой светлой радости, дабы ничто земное ее не омрачало, они оставляли даже свои жилища и водворялись подлинно  «в горах, и в вертепах, и в пропастех земных»   ( Евр. 11, 38 ), ничего не желая знать, кроме Иисуса Христа, и притом Распятого и Воскресшего из мертвых ( 1Кор. 2, 2 ). Дабы возможно полнее вкусить эту радость и насладиться ею, они, по заповеди св. Апостола Павла,  «распинали плоть свою со страстьми и похотьми»   ( Галат. 5, 24 ),  «сраспинались Христу»,  чтобы и  «воскреснуть с Ним»   ( Галат. 2, 19 ; Кол. 3, 1 ; Рим. 6, 3–11 ). И как сияли этой светлой пасхальной радостью сами их лица, всех пленяя и привлекая к себе! «Что ты унываешь, радость моя?» – так нередко говорил приходившим к нему с печальным лицом весь осиянный светлой пасхальной радостью наш великий всероссийский молитвенник и подвижник преп. Серафим Саровский :  «нет причины унывать: Христос Воскресе! " Сейчас мы переживаем такие печальные и мрачные времена, какие едва ли когда прежде переживало христианское человечество. Что делается вот уже почти полстолетия на нашей несчастной Родине – некогда Святой Руси?! Что творится во всем обезумевшем в своем духовном ослеплении мире?! Какими быстрыми шагами, на наших глазах, идет предреченное Словом Божиим  отступление   ( 2Солун. 2, 3 ), проникшее уже глубоко даже в недра нашей Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1:7). Духом же здесь называет благодатный дар, как и в том случае, когда говорит: « вы… запечатлены обетованным Святым Духом » (Ефес. 1:13). Где написано о Духе обетования? Павел говорит: « имея тот же дух веры » (2 Кор. 4:13) и обетования, то есть благодатный дар Духа. Итак, вот — дух веры, дух обетования. Если кто кроток и смирен сердцем, тот получил дар кротости. Последний — Божие благодатное дарование. Об этом говорит Павел: « если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости » (Галат. 6:1), то есть, благодатным даром кротости. « Наблюдая , — говорит Писание, — каждый за собою, чтобы не быть искушенным » (Галат. 6:1). Вот — дух кротости. Иному дается освящение души и тела, и оно называется духом святости, подобно тому как говорит апостол: « Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях » ( Павел раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестив Божие, еже прежде обеща пророки Своими, по Духу святыни ) (Рим. 1:1, 2, 4). Он сказал это в обратном порядке; смысл же его слов такой: «Павел, сделавшийся апостолом по Духу святыни». Многие, следуя первому изречению, думали, что Павел говорит о Сыне Божием, предопределенном « по Духу святыни ». Однако на деле — не так. Напротив, в данном месте говорится, что Павел был поставлен в апостола « по Духу святыни ». Когда был поставлен? По воскресении Иисуса Христа. Так как прочие апостолы были избраны до страданий Христовых, а он — после Христова воскресения, то поэтому и говорится: « по Духу святыни ». Скажу также и другое. Когда во время святых таинств все мы начинаем говорить: « Отче наш, сущий на небесах! » ( Отче наш, иже еси на небесех ) (Матф. 6:9), то, значит, мы получили дар: духа сыноположения, то есть, благодатный дар Святого Духа. Дух называется духом ревности, как говорит Павел: « Так и вы, ревнуя о дарах духовных », ( понеже и вы, ревнители есте духовом ) (1 Кор. 14:12), то есть, имеете ревность к духовным дарованиям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010