II. Из жития св. священномученика Вавилы мы видели, братия, высокий образещ почитания духовных пастырей: св. братья отроки: Урван, Прилидиан и Епполоний отвечали, как вы припомните, мучителю, что они любят своего духовного наставника – св. епископа Вавилу более матери, потому что он заботится о спасении их душ! Да научит пример этих св. отроков-мучеников и всех нас почитать наших духовных пастырей, ибо они пекутся о спасении душ наших. И слово Божие, и учение отцев церкви, и жизнь святых научает нас этой истине. а) Слово Божие подробно определяет, в чем должно выражаться почитание духовных наставников. Верующие должны принимать их, как посланников Божиих. «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Коринф. 4–1), учит ап. Павел. Христиане должны внимать и следовать их наставлениям: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно», учит тот же великий апостол ( Евр. 13–17 ); христиане должны следовать их примеру: «умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Коринф. 4–16), говорит св. ап. Павел; они обязаны подражать их вере: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13–7 ); они должны почитать и уважать их: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим. 5–17 ); их долг молиться за них: «умоляю вас, братия, Господом нашим I. Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу ( Римл. 15–30 ). Молитесь за нас», учит св. ап. Павел ( Евр. 13–18 ); истинные христиане всегда ясно и определенно сознают свою обязанность обеспечивать содержание своих духовных пастырей: «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». ( Галат. 6–6 ). – Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящийся достоин награды своей ( 1Тим. 1–18 ). – Отправляя 12 апостолов на проповедь, I. Христос сказал им: «не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания» ( Матф. 10–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но речь идет далеко не только об обрезании как таковом – оно ведь лишь один, хотя и самый яркий символ всего иудейского Закона и, шире, всей полноты Закона вообще. Галат понуждали соблюдать Закон во всем его объеме: Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы (4, 10). Имеются в виду иудейские праздники и т.п. В наше время в Христианской Церкви обрезание, конечно, не только не является символом церковного Закона, но даже вовсе не входит в христианские заповеди и ритуальные правила. Однако аналогичные своего рода предписания-символы можно без труда найти и в современной обрядовой практике Церкви, имеющей за плечами уже не одно столетие (примерно столько же, если не больше, сколько иудейство имело за своими плечами ко временам ап. Павла): например, пост, всевозможные молитвенные правила в их четкой оформленности и т.п. Без них невозможна религиозная жизнь, как немыслимо человеку ходить без одежды, которая всегда соответствует некоторым современным стандартам, меняющимся из века в век. Да, все это неизбежно, но рядом с этой-то объективной неизбежностью ап. Павел и увидел опасность, возможность ошибки, погрешающей прямо против Благой вести о Христе и ставящей ее под угрозу полного непонимания, а значит и неприятия. Закон провоцирует – даже его основные, непреходящие заповеди! – думать, что соблюдая хотя бы какие-то его предписания, можно заслужить (хоть чем-то!) оправдание, так что совокупность соблюденных дел Закона перевесит на чаше весов то, что является нарушениями Закона, преступлениями. Но тогда зачем Христос?! Зачем великая милость во Христе, данная Богом?! Ведь во Христе Бог поступает вопреки Закону, Он Сам ни за что, даром стирает (сл. Кол. 2, 13–14 ) человеческие преступления против Закона: 17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю [ЕК: выставляю] преступником. 19 Законом я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 Не отвергаю благодати Божией; а если Законом оправдание, то Христос напрасно умер ( Гал. 2:17–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Истинный евангельский путь в вере тот, о котором свидетельствует вся прошлая и настоящая жизнь Церкви Христовой. И потому спорный вопрос о том, нужно обрезывать приходящих ко Христу язычников, или нет? Апостолы решили не каждый для себя, путем справок с Библией , а рассмотрением этого вопроса на церковном Соборе (Деян. гл. 15); потому же Павел Ап. за подтверждением своей проповеди язычникам обратился к Иерусалимской Церкви ( Гал. 2:2 ст.). Потому же Христос Господь в сомнительных случаях нашей религиозной жизни велел нам крайним судьею считать не собственный разум, а суд Церкви ( Мф. 18:17 ). Поэтому и Павел Ап. в Послании к Ефесянам написал, что Бог Свою «многоразличную Премудрость» делает известной миру именно «чрез Церковь » ( Еф. 3:10 ). На этом основании православные христиане утверждают, что только Церковь Апостольская знает, какую веру надобно считать подлинно-евангельской. Без научения Церкви люди не могут уже потому пребывать в послушании ей, что они её своими силами отыскать не в состоянии. Без Церкви они выдумывают себе веры «по своим прихотям». Но то будут веры, а не вера евангельская. Вер, выдумываемых людьми, всегда было много; истинная же, спасающая вера, которую Христос завещал Церкви, одна. И, чтобы свято блюсти ее, чтобы уметь всегда различать ее от заблуждений, нам необходимо крепко держаться руководительства Церкви. – Потому что только Церковь есть надежный оплот Христовой истины, как столп и утверждение её ( 1Тим. 3:15 ). Запомним же твердо священные тексты в подтверждение наших выводов: Ефес. 4:4,5; 1 Коринф. 1:10; Ефес. 3:10 ; Галат. 4:2 ст.; Деян. 15 глава; Матф. 18:17 . Урок пятый. Без указания Церкви Божией у христиан могут ли быть апостольские богослужебные чины или порядки? Господи благослови! Св. Ап. Павел к Коринфянам написал: «Бог не есть Бог неустройства, но мира» ( 1Кор. 14:33 ). Он же так заключил свои рассуждения о необходимости христианам в церковных собраниях соблюдать порядок и определенный чин: у христиан «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Но речь идет далеко не только об обрезании как таковом — оно ведь лишь один, хотя и самый яркий символ всего иудейского Закона и, шире, всей полноты Закона вообще. Галат понуждали соблюдать Закон во всем его объеме: Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы (4, 10). Имеются в виду иудейские праздники и т. п. В наше время в Христианской Церкви обрезание, конечно, не только не является символом церковного Закона, но даже вовсе не входит в христианские заповеди и ритуальные правила. Однако аналогичные своего рода предписания-символы можно без труда найти и в современной обрядовой практике Церкви, имеющей за плечами уже не одно столетие (примерно столько же, если не больше, сколько иудейство имело за своими плечами ко временам ап. Павла): например, пост, всевозможные молитвенные правила в их четкой оформленности и т. п. Без них невозможна религиозная жизнь, как немыслимо человеку ходить без одежды, которая всегда соответствует некоторым современным стандартам, меняющимся из века в век. Да, все это неизбежно, но рядом с этой-то объективной неизбежностью ап. Павел и увидел опасность, возможность ошибки, погрешающей прямо против Благой вести о Христе и ставящей ее под угрозу полного непонимания, а значит и неприятия. Закон провоцирует — даже его основные, непреходящие заповеди! — думать, что соблюдая хотя бы какие-то его предписания, можно заслужить (хоть чем-то!) оправдание, так что совокупность соблюденных дел Закона перевесит на чаше весов то, что является нарушениями Закона, преступлениями. Но тогда зачем Христос?! Зачем великая милость во Христе, данная Богом?! Ведь во Христе Бог поступает вопреки Закону, Он Сам ни за что, даром стирает (сл. Кол. 2, 13-14) человеческие преступления против Закона: 17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю [ЕК: выставляю] преступником. 19 Законом я умер для Закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 Не отвергаю благодати Божией; а если Законом оправдание, то Христос напрасно умер (Гал. 2, 17-21).

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

800. Слово 15. 801. Слово 15. 802. Слово 15. 803. Слово 15. 804. Слово 15. 805. Слово 15. 806. Слово 15. 807. Слово 15. 808. Слово 15. 809. Слово 15. 810. Слово 15. 811. Слово 16. 812. Слово 16. 813. Слово 16. 814. Слово 16. 815. Слово 16. 816. Слово 16. 817. Слово 16. 818. Слово 16. 819. Слово 16. 820. Слово 16. 821. Слово 16. 822. Слово 16. 823. Слово 16. 824. Слово 16. 825. Слово 16. 826. Слово 16. 827. Слово 16. 828. Слово 16. 829. Суд. 7. 20. Слово 16. 830.  Любовь долготерпит, милосердствует (1 Кор. 13. 4). 831. Слово 16. 832. Слово 16. 833. Лк. 23. 42. Слово 16. 834. Слово 17. В этом Слове преподобный Исаия поведает, что душу, исшедшую из тела и проходящую воздушное пространство в сопровождении святых Ангелов, встречают демоны и подвергают истязанию. Это место внесено в «Слово о смерти» и потому здесь не повторяется. 835. Слово 17. 836. Слово 17. 837. Слово 17. 838. Слово 17. 839. Слово 17. 840. Слово 17. 841. Слово 17. 842. Слово 17. 843. Слово 17. 844. Слово 17. 845. Слово 17. 846. Слово 17. 847. Слово 17. 848. Слово 17. 849. Слово 17. 850. Слово 17. 851. Слово 17. 852. Слово 17. 853. Слово 17. 854. Слово 17. 855. Слово 17. 856. Слово 17. 857. Слово 17. 858. Слово 17. 859. Слово 17. 860. Слово 17. 861. Слово 17. 862. Слово 17. 863. Слово 17 864. Слово 17. 865. Слово 17. 866. Слово 17. 867. Слово 17. 868. Слово 17. 869. Слово 17. 870. Слово 17. 871. Слово 17. 872. Слово 17. 873. Слово 17. 874. Слово 17. 875. Слово 17. 876. Слово 17. 877. Слово 17. 878. Слово 17. 879. Слово 17. 880. Слово 17. 881. Слово 17. 882. Слово 17. 883. Слово 17. 884. Слово 17. 885. Слово 17. 886. Слово 17. 887. Слово 17. 888. Слово 17. 889. Слово 17. 890. Слово 17. 891. Слово 17. 892. Слово 17. 893. Слово 17. 894. Слово 17. 895. Слово 17. 896. Слово 17. 897. Слово 17. 898. Слово 17. 899. Слово 17. 900. Слово 17. 901. Слово 17. 902. Слово 17. 903. Слово 17. 904. Слово 17. 905. Слово 17. 906. Слово 17. 907. Слово 17. 908. Слово 17. 909. Слово 17. 910. Слово 17. 911. Слово 17. 912. Слово 17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

»φθαλμος μν ξορξαντες " . Ha основании этого выражения Фаррар полагает, что «искушение во плоти», о котором говорит апостол (14 ст.) и которое в других местах называет – «жалом в плоть» (2Kop.12:7), было какой-то глазной болезнью. Нельзя не согласиться, что такое мнение при настоящем сочетании мыслей (ст. 14: «вы не презрели искушения моего во плоти моей» – ст. 15: «исторгли бы очи свои и дали мне») очень остроумно и не лишено правдоподобия. Этого же мнения держатся: Semler in d. Annal, d. gesammt. Theol., Lis. 1831. p. 276; Rückert и Schott, при чем ссылаются на факт ослепления ап. Павла у Дамаска и, подобно Фаррару, отождествляют с σκλοψ (жало), упоминаемом во 2 Kop.12:7, так что желание галат поделиться с ним своим здоровым зрением было очень естественно. Но так как ап. Павел нигде не говорит о своей глазной болезни, то мы полагаем, что здесь простое образное выражение сильной любви галат к ап. Павлу. Образ выражения основан на высоком достоинстве и необходимости глаз, как органа зрения ( Псал. 16:8 ; Мф.18:9 ) и присущ восточному образному языку. Стих 16. «χθρς γγονα». Perfectum означает действие прошедшее, но последствия коего продолжаются, так что этим выражением апостол дал понять, что вражда к нему продолжается и теперь, когда он пишет послание. Оно и понятно. Настоящее послание не могло еще возбудить этой вражды, потому что галаты еще не получили его. При первом посещении не было вражде места: галаты приняли его тогда, как Ангела Божия. Следовательно, вражда началась при втором пребывании, когда ап. Павел, заметив среди галат склонность к юдаизму, вероятно, обличил их грозным предостережением. «ληθεων μν» – partic. imperf. – говорил и продолжаю говорить истину. Стих 17. «ζηλον τιν» – имеет различные значения: 1) искать чьего-либо расположения ( Притч. 24:1 ); 2) ревновать кого-нибудь ( Числ. 5:14 ; Сир. 9:1 ; 2Кор.11:2 ); 3) завидовать ( Быт.26:14; 30:1; 37:11 ; Деян.7:9 ); 4) ревниво подражать (у классич. писателей). Здесь без сомнения употреблено в первом значении. «κκλεσαι» значит: «исключить, отделить от других и привлечь к себе». Юдаисты старались отделить христиан не от одного ап. Павла (как думают: Olshaus., Bengel, Michael., Rück.), ибо самое понятие исключения, отделения (κκλεσαι) указывает на множество, на общество. Слова – «ατος ζηλοτε« прямо указывают на то, что юдаисты стараются отлучить христиан для себя, в число последователей своего лжеучения. Следовательно, – κκλεσαι не нужно понимать в смысле «отлучения от христианства» (Borger и Flatt) или: «от всех иначе думающих христиан» (мнение Schott’a), или: «от общины ап. Павла» (мнение Hilgenfeld’a). Св. Златоуст полагает, что юдаисты хотели отлучить христиан «от состояния правого познания»; Erasm: – «от христианской свободы». Matthies: – «от богатства истины». Wieseler: – «от небесного богатства или от спасения верою». Но все эти толкования сами нуждаются в пояснении и потому приняты быть не могут.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Но такой перевод в данном случае неуместен, потому что тон речи здес не усиливается, а ослабляется. Лучше всего κα в соединении с εγε переводить одним выражением «если даже» (см. Лекс. Вейсмана стр. 648). Εγε когда относится к чему-нибудь вероятному, то значит: «да, точно так», а. если к сомнительному, то «если именно, если действительно» (Kühner 2. р. 738. Cm. Sieffert стр. 167). Если здесь εγε переводить в первом смысле, то все три слова: »εγε κα εκ« надо переводить так: «действительно вы вполне напрасно терпели все это» (Winer, Fritzsche, Usteri, Schott, Holsten). Такой перевод невозможен, так как в предыдущем восклицании ударение на слове «τοσατα», т. е. на мысли о величии опытов получения Духа. Следовательно, самая тщета, безрезультатность их деятельности состоит в том, что их духовная жизнь завершается стремлением к закону. Но так как (по ст. 5) апостол выражается таким образом, что заставляет думать о неокончательном отпадении галат, то нужно предпочесть второе объяснение с указанием на неизвестное, – сомнительное: «если действительно напрасно они (дары Духа) останутся без пользы». При этом здесь не говорится, или не выражается надежды на улучшение (мнение Златоуста, Феофилакта, Амвросия и протест.: Лютера «non omnino abjecti spem de vobis», Erasm, Calvin, Clarius, Zeger, Est., Morus идр.), так как такой мысли контекст не дает, но (как справедливо замечает Hofman) только допущена возможность, что читатели галаты не зашли еще слишком далеко в своем падении. Стих 5. Причастие настоящего времени: «πιχορηγν« и «νεργν» показывает, что здесь речь о пребывании даров Духа Св. на галатах; причастная форма вышеприведенных глаголов дает право думать, что падение галат не было окончательным, так что Дух Св. не совсем оставил их, хотя очень может быть, что его чудесные обнаружения среди галат значительно уменьшились. Иначе, если бы ап. Павел хотел сказать об окончательной утрате галатами даров Св. Духа, то он написал бы: »πιχορηγσας – νεργσας, т. е. выразился бы аористом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Исполнилось слово Писания» ( Иак. 2, 23 ). У ап. Петра: «ибо сказано в Писании: вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный ( 1Петр. 2, 6 ; срв. Пс. 117, 22 ). «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божие человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петр. 1, 21 ), – вот почему, по изъяснению св. ап. Петра, «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (ст. 20). «К сему-то спасению (во Христе) относились изыскания и изследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, изследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу; им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым» ( 1Петр. 1, 10–15 ). Чтобы видеть, с каким благоговением относились к ветхозаветным писаниям св. Апостолы и как часто они ссылались на них в подтверждение своего собственного учения, желающим мы советуем прочитать следующие места: Рим, 1, 17, 2, 24; 3, 4; 10; 4, 17, 23; 8, 35; 9, 13; 33; 10, 15;11, 8, 26; 12, 19; 14, 11; 15, 3. 9. 21; 1Кор. 1, 19; 2, 9; 3, 19; 10, 7; 15, 45 ; 2Кор. 8, 15; 9, 9; 4, 13 ; Галат. 3, 10; 13; 4, 22. 27 ; 1Петр. 1, 16; 2, 6 ; ; 1Кор. 15, 3; 4 ; Галат. 3, 8; 22; 4. 30 ; 1Тим. 5, 18 ; 2Тим. 3, 15; 16 ; Иак. 2, 8; 23; 4, 5 ; 1Петр. 2, 6 ; 2Петр. 3, 16; 2, 5; 1, 10 ; Иак. 5, 10 ; Рим. 1, 2; 3, 21, 9, 29; 11, 3 ; 1Кор. 12, 28; 14, 32 ; Ефес. 2, 2; 3, 5 ; Евр. 1, 1; 11, 32 ; 2Петр. 3, 2 ; и мн. др. Но если Господь наш Иисус Христос и Его апостолы относились к ветхозаветным писаниям с величайшим уважением и благоговением и часто ссылались даже на них в доказательство истинности своего собственного учения, признавая их изреченными от Бога, написанными по вдохновению Духа Божия, – то спрашивается: на каком основании отвергает их Толстой, называющий себя единственным во всем мире учеником Христовым и истинным христианином? – Толстой не указывает для этого совершенно никакого основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Одиннадцатый день. Поучение 1-е. Св. ап. Варнава. (О дружбе). I. Св. апостол Варнава , память коего совершается ныне, принадлежит к числу 70-ти учеников Христовых. Св. Варнава отправлен был своими родителями в Иерусалим к знаменитому в то время учителю Гамалиилу, и у него воспитывался вместе с св. ап. Павлом, тогда носившим имя Савла. Юноши: Иосия (так прежде назывался Варнава) и Савл, лучшие ученики первого в свое время законоучителя, одаренные богатыми способностями, оба ревностно искавшие просвещения, учась вместе, не могли не соединиться между собою тесною дружбою. Но по выходе из школы, Богу угодно было вести их разными путями. Савл долго оставался ревнителем отеческих преданий ( Галат. 1, 13, 14 ). Напротив, Иосия гораздо ранее познал Господа и уверовал в Него. Говорят, что дружба двух учеников продолжалась и по выходе из школы. Св. Варнава часто виделся с Савлом в Иерусалиме и всячески убеждал его обратиться к Евангелию. Когда же Господь чудесно обратил Савла, Варнава привел его к апостолам и представил, как усердного проповедника Евангелия. II. По поводу св. дружбы ап. Варнавы с ап. Павлом побеседуем, братия, о христианской дружбе, которая в настоящее время стала, к глубокому прискорбию, весьма редка. а) А между тем неисчислимы блага от истинной дружбы. Счастлив человек, имеющий истинного друга. Сын Сирахов говорит: «верный друг крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачество для жизни» ( Сир. 6, 14–16 ). Подобное говорится в русских присловиях: «не имей ста рублей, а имей сто друзей. – Доброе братство милее богатства. – Друг денег дороже». Действительно, услуги верного друга неоцененны. Так, впадаешь ли ты в беду и горе? верный друг постарается выручить тебя из беды, подобно тому как Ионафан выручил друга своего Давида; верный друг не пожалеет своего спокойствия, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положение; верный друг, если не делом, то добрым советом, поможет тебе: ведь и добрый совет ко времени дороже золота; верный друг «одним участием» своим облегчит твое горе. Тяжело бывает горе, когда некому его высказать, не перед кем его выплакать, – но оно вполовину облегчается, или совсем исчезает, если есть близкое к нам существо, перед которым мы можем излить наше сердце и в сочувствии которого мы не сомневаемся. (См. кн. «Очерки хр. жизни», прот. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поучение в неделю Ваий. (О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог). Преподобного Феодора, игумена Студийского и исповедника Братия и отцы! Божественный Апостол Павел, желая возбудить нас от лености к тщанию и усердию, говорит: братие! радуйтеся всегда о Господе: и паки реку, радуйтеся ( Флп. 4:4 ). Имейте, говорит Апостол, всегда духовную радость, которой не возбраняют и не истребляют мирские заботы: посему и говорит он: „о Господе“, т. е. жительствуя и подвизаясь по Богу, стяжавайте и благодать Божию. Кротость и смиреномудрие ваши разумны да будут всем человеком: Господь близ. Ни о чем же пецытеся ( Флп. 4:5, 6 ); т. е. Господь близок к вам, говорит он, чтобы освободить вас от всякой нужды и искушения, а посему не бойтесь, но во всем молитвою и молением, со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу. Ибо Он готов помогать молящимся Ему. Итак, не будем нерадивы в Божественных подвигах; напротив, будем крепиться и с усердием совершать дело, к которому призвал нас Бог, облекший нас в одежду спасения, в хитон нетления и веселия. Он искупил ны есть от клятвы законныя, быв по нас клятва. В свободе, ею же Христос нас свободи, стойте ( Галат. 3:13; 5:1 ); и не будем опять рабами греха. Не будем пленниками страстей плотских. Ибо всякий, бывший рабом какого-либо нечестивца и злодея, и получивший свободу, захочет ли опять по своей воле быть рабом оному варвару? Напротив, не будет ли он, сколько возможно, убегать его, радуясь, что освободился от тягости рабства? Впрочем, если кто бывает рабом человека, это еще не велико зло, поскольку Апостол говорит: „раб ли был еси“, не думай, что рабство служит тебе препятствием к благочестию и ко спасению твоей души. Но аще и можеши свободен быти, лучше терпи в повиновении, дабы через тебя прославилось имя Божие. Ибо кто – раб человека, и вместе с тем верен, благоговеен пред Богом, тот свободен; и опять: кто свободен, тот – раб Христов: тем более мы, которых освободил Христос от греха и рабства диавольского ( 1Кор. 7:21, 22 ). Посему мы, сколько возможно, должны дальше убегать от греха. Или не знаете, сколько зла причинил нам грех ? Не он ли изгнал нас из рая? не он ли ввел в мир смерть, тогда как мы были бессмертными? не низверг ли нас с неба, и вверг в эту многоскорбную земную жизнь? Не от греха ли произошло и происходит всякое зло? Будем же убегать его, как истого зла, и, как подобает возненавидим его; а возлюбим, напротив, добродетель, которая побуждает Ангелов любить человеков и соделывать их равными себе, и не ангелами только, но и богами, как и в псалме сказано: аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Псал. 81:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010