III. О Священном Предании Священное Предание древнее Священного Писания: до Моисея люди руководились одним Священным Преданием. Христианство распространяемо было вначале только устно. Апостолы сначала учили устно: Мф.10 гл. Писание оставили только некоторые из них. Писания эти были писаны по поводу разных случайных обстоятельств: 2Кор.13:10 ; Флм.1:21 и они не имели своей задачей представить в систематически полном виде установлений христианских: 1Кор.11:34 , так что без Священного Предания мы не знаем даже, как нужно совершать святые таинства Причащения, Крещения и друг. Таким образом, в Священном Писании не всё необходимое для нашего спасения записано с надлежащей полнотой: 2Ин.1:12 ; Ин.21:25 . Поэтому апостол Павел даёт наставление держаться твёрдо и устных наставлений, т.е. Священного Предания: 2Фес.2:15 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.1:13:2:2 ; Тит.1:5 . Что же, собственно, разумеется под Священным Преданием? 1) Древние символы первых веков христианства. 2) Правила святых апостолов, вселенских и поместных соборов, собранные в книге, которая называется «Кормчая». 3) Древние литургии и акты, или сказания о страданиях древнейших мучеников. 4) Древние церковные истории. 5) Творения святых отцов и учителей Церкви. 6) Наконец, вся древняя церковная практика (посты, праздники, устройство храмов, священнодействия и т.д.). Где хранится Священное Предание? Оно хранится в Церкви: Деян.20:31 (спроси Ефесян); Гал.1:8–9 (ищи в Галат. церкви); 2Сол.2:5–7 (узнай от Солунян); 1Кор.11:32 (спроси в Коринфе); 3Ин.1:13–14 (узнай от Гаия); Тит.1:5 (узнай от Тита). – Варнава ( Деян.12:25 ), Тит ( 2Кор.8:23 ), Тимофей ( Рим.16:21 ), Силуан ( 2Кор.1:19 ), Гаий, Аристарх, Секунд, Техик, Сосипатр ( Деян.20:4 ), Урбан ( Рим.16:9 ), Сила ( Деян.15:22 ), Епафраст ( Кол.1:7 ) и другие были спутниками апостолов, слушали их проповедь , видели порядки их и сами проповедовали и устроили Церковь , были пастырями целых стран и судьями пресвитеров и диаконов ( 1Тим.1:3:3:14–15:5:17–20 ; Тит.1:5 ), их и надо спрашивать, чему учили и чего не записали апостолы, т.е. спрашивать о Предании. Они передали это пастырям Церкви и частью сами записали ( 2Тим.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Поучение на Воздвижение честного и животворящего Креста Господня. Св. Димитрия, митрополита Ростовского Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Галат. 6:14 ). Кто любит хвалиться в сей жизни, пусть хвалится себе, чем хочет; мы же, слушатели благочестивые, с Апостолом, не желаем хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа. Пусть хвалится, если хочет, премудрый премудростью своею, сильный силою своею, богатый богатством своим (1 Царств. 2:10); для нас же похвала – один крест Христов: токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. Пусть суетный мир сей возносится гордынею своею, пусть тщеславится счастьем своим, пусть услаждается временною сладостью греха; для нас слава и услаждение – один крест Господень: мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. И для Самого Господа нашего Иисуса Христа крест есть слава и похвала: ибо Он не столько прославился, творя чудеса, просвещая слепых, очищая прокаженных, воскрешая мертвых, – сколько прославился, претерпевая крест. Не напрасно святой Златоуст именует крест славою Сына Божия, говоря: „слава Сыну крест, как и Отцу слава – Сын; Отец славится о Сыне, Сын славится о кресте Своем». Рассмотрим же с Божией помощью, для своей пользы, частнее, какая хвала для Апостола и для всякого истинного христианина – в кресте Христовом. Праведно мы хвалимся крестом Господним, поскольку в кресте Господнем мы обретаем воздаяние наших крестов, по писанному: аще с Ним страждем, с Ним и прославимся ( Римл. 8:17 ). Мы – общники Главе нашей – Христу, как уды Его, по слову Апостольскому: вы есте тело Христово и уди от части ( 1Кор. 12:27 ); наши кресты также приобщаются кресту Господню, – и что уготовал нам крест Господень, то в нем приемлют кресты наши. Не подумай, слушатель, что крест Господень, которым хвалится Апостол, есть только вещественный крест, бывший из дерева; но разумей в особенности страдание Господне, претерпевши которое Он оставил нам образ, да последуем стопам Его ( 1Петр. 2:21 ). И когда я говорю о крестах наших, то также не думай, что это – кресты деревянные, или серебряные, или из какой-либо вещи сделанные; это – постигающие нас, по попущению Божию, скорби, беды, печали, болезни и какие-либо страдания, коими Господь наш искушает нас в жизни сей, как злато в горниле, дабы мы соделались достойными славы Его. Писание говорит: якоже искушается в пещи сребро и злато, тако избранная сердца у Господа ( Притч. 17:3 ); и еще: яко злато в горниле искуси их, и обрете их достойны себе (Прем. Солом. 3:5–6). Это – наши кресты: мы должны носить их, благодаря Бога, сообщаясь страданиям Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Так будем праздновать Господни праздники не пышно, но божественно, – не по мирскому, но премирно. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, украшать лица, нежить слух свирелями и гуслями, облекаться в легкие ризы и в блеск золота. Не будем праздновать козлогласовании и пиянствы ( Римл. 13:13 ). Не разоряй дела Божия ради снеди; не нарушай Божия священнослужения ради ненасытного чрева, трудясь в поварне. Но предоставим сие тем, имже бог чрево и слава ( Флп. 3:19 ). Мы же все вкупе, малые и большие, мужи и жены, будем чествовать Господни праздники, как научены, по-христиански и благочестно, во псалмех и пениих и песнех духовных. Увенчаем преддверия, как христиане, а не как еллины, увенчивающие их лавровыми ветвями и цветами и другими веществами (как в обычае у еллинов и иудеев). Сень законная прешла, процвела же истина, как мы слышим от Апостола, который говорит: древняя мимоидоша, се быша вся нова ( 2Кор.5:17 ). Идольская лесть упразднена, смерть лишена своей добычи, пленники ада изведены, царство многобожия сокрушено, человек освобожден, Бог воцарился, тварь веселится, владычествует Крест, которому покланяются все племена и народы, колена и языки, – которым мы хвалимся, говоря с блаженным Павлом: мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Галат. 6:14 ). Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси, и на все члены положим себе сей животворящий крест; вооружимся сим непобедимым оружием христиан, сим победителем смерти, сею надеждою верных, сим светом кротких, сим оружием отверзающим рай и низлагающим ереси, сею опорою православной веры, спасительною похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять его, повсюду нося с собою, и без него не станем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем ли, едим ли, пьем ли, идем ли в путь, плаваем ли по морю, переходим ли реки, – все члены свои будем знаменовать животворящим крестом. И мы не убоимся от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго ( Псал. 90:5–6 ). Если, брат мой, всегда будешь употреблять его в помощь себе: то не приидет к тебе зло, и рана не приближится селению твоему ( Пс. 90:10 ): ибо сопротивные силы, при виде его, с трепетом убегают. Крест упразднил идольскую лесть. Он просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и распростер свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь , к единой вере и единому крещению, связал их любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

День Святого Духа 7 июня 2009 г. 18:30 В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин. 15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой. Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф. 7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:22-23). Завет.ru Календарь ← 23 февраля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/670099.htm...

26. Человек едва схраняет и то, что ему естественно; Христос же крестом дарует усыновление. 27. Одна заповедь частная, а другая общая: ибо в одном месте частно повелевается подавать неимущему; а в другом дается заповедь отречься всего имения. 28. Иное есть действие благодати, непонятное для младенца (по духовному возрасту), а иное действие злобы (врага), похожее на истину. Но хорошо не обращать внимания на таковые действия, чтобы не впасть в обольщение, - и не проклинать их, дабы не проклясть истину; но (лучше) с надеждою все предавать Богу; ибо он знает пользу того и другого. 29. Кто хочет переплыть мысленное море, тот долготерпит, смиренномудрствует, бодрствует, воздерживается. Без сих же четырех, если понудит себя войти в него, то возмутит только сердце, а переплыть не может. 30. Безмолвие есть отсечение зла. Если же к молитве присоединить и четыре оные добродетели, то нет лучшего пособия к безстрастию. 31. Невозможно безмолствовать умом без тела, не разорить средостения их без безмолвия и молитвы. 32. Плоть похотствует на духа, и дух на плоть (Галат. 5,17); ходящий же духом, похотей плоти не совершает. 33. Молитва несовершенна без мысленного призывания. Неразсеянно вопиющую мысль услышит Господь. 34. Неразсеянно молящийся ум утесняет сердце. Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Псал. 50,17). 35. И молитва называется добродетелью, хотя она есть мать добродетелей; ибо рождает их от соединения своего со Христом. 36. Что сделаем без молитвы и доброй надежды, то после бывает вредно и несовершенно. 37. Когда услышишь, что будут последни первии, и перви последнии (Матф. 19, 30); то разумей сие об имеющих добродетели и имеющих любовь. Ибо любовь первая из всех по достоинству, и предшествовавшие себе делает последними. 38. Если молясь, или будучи многообразно оскорбляем злобою (врагом), впадешь в уныние; то вспомни конец жизни и лютые мучения. Но лучше прилеплятся к Богу молитвою и надеждою, нежели вспоминать о внешнем, хотя бы оно было и полезное. 39. Никакая добродетель одна сама по себе не отверзает естественную нашу дверь, если все они не будут последовательно зависеть одна от другой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

И если когда, то именно в эти праздничные дни каждый истинно верующий во Христа должен посвящать себя на служение Богу, подобно тому, как христиане первенствующей Церкви посвящали эти дни преимущественному участию в молитве и богослужебных собраниях: Лк.24:53 ; Деян.20:7 . И потому никто да не осуждает нас (православных) за эти праздники ( Кол.2:16 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании праздничных дней О праздниках вообще Гал.4:9–10 . «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы». Объясн. Галаты приняли проповедь о Христе от апостола Павла, оставили язычество и утверждались в христианской вере. Но среди Галат, в отсутствии апостола, появились Иудействующие лжеучители: Гал.1:7 , которые старались унизить апостола Павла и убеждали Галат принимать обрезание и соблюдать закон Моисеев, т.е. чтить праздники и посты не христианские, а иудейские, посему апостол и укоряет Галат за их совращение: Гал.1:6 . Нужно было достигнуть того, чтобы Галаты держались главы – Христа, не обольщаясь и не надмеваясь самовольным и бесполезным служением: Кол.2:18–22 . К праздникам и постам христианским эти слова апостола не могут относиться уже по одному тому, что сам апостол соблюдал посты: 2Кор.6:5:11:27 , чтил богослужением «первый день недели» (Воскресение): Деян.20:7 , и повелевал не осуждать за праздник: Кол.2:16 . Кол.2:16 . «Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Объясн. Здесь говорится о праздниках, которые суть – тень будущего: ст.17, т.е. праздниках ветхозаветных, как, например, Суббота: Исх.31:14 , Пасха: Исх.12:11–14 ; понятно, эти праздники не имеют места в христианстве, где уже сами апостолы заменили субботу следующим за ней днём воскресным: Деян.20:7 ; Откр.1:10 ; так же и Пасха наша, Христос, заклан за нас: 1Кор.5:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Чтобы люди действительно могли спастись и достигнуть вечной блаженной жизни, они должны в жизни своей подражать И. Христу. Как Он за страдания и труды Своей жизни был прославлен Богом, так будут прославлены по смерти своей все подражающие Его жизни. По учению апостола Павла, если мы с И. Христом страдаем, то с Ним и прославимся ( Римл.8:17 ); если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем, и жить будем с Ним для Бога (6:5, 8, 10, 11). Чтобы нам получить вечную жизнь и прославление, чтобы сделаться наследниками Божиими ( Галат.4, 7 ), т.е. участниками Божественной жизни со всеми её благами, чтобы сделаться сонаследниками Христу, т. е. получить подобную Ему награду от Бога, для этого нам нужно сделаться сынами Божиими. A чтобы сделаться сынами Божиими или получить достоинство и права усыновления Богу, для этого нужно жить во Христе и по примеру Христа, этого единородного и собственного Сына Божия по Божеству и первородного Сына Божия по благодати. Мало этого: нужно не только жить во Христе, но нужно, чтобы и Христос жил в нас. Дети мои, писал Апостол Галатам, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! ( Галат. 4:19 ). Галаты были христианами, но только по букве и форме, а не по духу; они не были христианами истинными, а потому не были и истинными сынами Божиими; в их жизни и воззрениях еще не отобразился Христос; хотя Апостол обратил их ко Христу и сделал чрез это сынами Божиими, но не успел сделать их сынами истинными; поэтому он и говорит, что его муки рождение их еще продолжаются. – Из других посланий того же Апостола мы узнаем, что сыны Божии суть те, которые имеют веру во Христа и облеклись в Него чрез крещение ( Галат. 3:26, 27 ), которые водятся Духом Божиим ( Рим. 8:14 ), в которых живет Дух Христа (ст.9.11), которые суть храм Бога живого ( 2Кор.6:16 – 18 ). Таков, напр., был сам апостол Павел, который говорит о себе: законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос ( Галат. 2:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Афанасий, еп. македонский – IV. 12 Афинадор, еп. – II.28 Африкан – II.35 Афродита, миф. – I.17, 18 Ахав, библ. – II.28; III.8 Ахаав (Архан), еп. мемфисский – I.30 Ахаз, библ. – II.37 Ахилл, арианин – I.6 Ахилл, еп. александрийский – I.5, 6 Ахит, диакон – II.23 Аэций, ересиарх – II.35, 37, 45 Аэций, пресвитер – III.25; IV.7, 13; V.24 Барониан, сын имп. Иовиана – III.26; IV.1 Беотий, еп. константинопольский – IV.22 Берил, еп. филадельфийский – III.7 Бонифаций, еп. римский – VII.11 Бризон, евнух – IV.8, 16 Бризон, еп. г. Филиппы во Фракии – VI.18 Будда (Теревинф) – I.22 Вавдон, консул – V.12 Вавила, мученик – III. 18 Вакурий, военачальник – V.25 Вакурий, грузин, князь – I.20 Вакх, миф. – III.23 Валаам – V.17 Валент, еп. мурсийский – I.27, 31, 35; II. 12, 24, 29, 30, 37 Валент, император – III. 13; IV. 1–4, 6, 8–11, 14, 17–19, 21, 23, 25, 26, 32, 33, 35, 37, 38; V.1, 2, 5, 21; VII.25 Валентиниан I, император – III.13; IV.1,2, 10, 11, 29–31 Валентиниан II, император – IV.21, 35, 38; V.2, 11, 18, 25 Валентиниан III, император – VII.24–26, 30, 47 Валериан, император – IV.28 Вараран, сын перс. царя Исдигерда – VII.8, 18 Варв, арианин – VII.6, 30 Варламен, еп. пергамский – III.25 Варнава, библ. – V.22 Варфоломей, ап. – I.19 Василий, еп. анкирский – I.36; II.26, 29, 30, 39, 40, 42; III.25 Василий Великий , еп. кесарийский – IV.11, 23, 26; V.8, 9; V1.3 Василик, еп. – II.40 Васс, консул – VI.23; VII. 1, 34, 37 Ветранион, тиран – II.25, 28 Викентий, пресвитер – I.13 Виктор, военачальник – I.22 Витон, пресвитер – I.13 Вициан, военачальник – VII.18 Вреттаний, еп. македонский – IV. 12 Гай, еп. – II.28 Гаий, арианин – I.6; II.37 Гайна, военачальник – VI.5, 6 Галат, сын имп. Валента – IV.26 Галл, брат Юлиана Отступника – II. 28, 34; III.1 Галла, дочь Валентиниана I – IV.31 Гамарий, военачальник – IV.5 Гарпократион, еп. кинополисский – I.13 Гелоний, еп. македонский – IV. 12 Георгий, еп. александрийский – II. 29, 39, 40; III.l, 3, 4; IV.l Георгий, еп. сиро-лаодикийский – I.24; II.8, 9, 10, 14, 26, 28, 39, 45, 46

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Слава, говорят они, в вышних Богу и на земли... ( Лук. 2:14 ): ибо Живущий в вышних и Владычествующий небесными высотами имеет ныне землю Своим престолом и прославляется на ней так же, как и там, святыми и ангелами Своими. Какая же причина этого общего для ангелов и человеков славословия? Се благовествую, говорится, вам радость велию, яже будет всем людем ( Лук. 2:10 ). Что же это – за всемирная радость? – слушай до конца ангельское песнопение и узнаешь: мир, в человецех благоволение. Бог, разгневанный против людей и подвергший их страшному проклятию, приходить во плоти, дабы даровать им Свой мир и примирить их с верховнейшим Отцем. Яко, сказано, родися не нам – ангелам (поскольку мы хотя и на земле видим Его, прославляем Его как на небесах), но вам – людям (т. е. от вас и для вас) днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове. Что же обозначают слова: мир, в человецех благоволение? И прежде иногда Бог являл людям примеры мира: поскольку и с Моисеем беседовал, как бы со Своим другом, и Давида нашел по сердцу Своему (1 Царств. 13:14; Деян. 13:22 ), и всему народу иудейскому являл знамения мира, говоря с ними среди огня и мрака (Второзак. 4:11). Но все это не – доказательства мира Его по благоволению: ибо благоволение обозначает само по себе приятное и совершенное хотение Божие (благодеяние Господа, оказываемое некоторым из людей или одному роду и то не полное, не доказывает еще совершенного хотения Божия). Итак, подобно тому, как многих назвал Бог „сынами» ( Евр. 12:5 ), однако же один есть Сын Его, в Котором Его благоволение ( Матф. 3:17; 17:5 ), подобно сему хотя часто Он ниспосылал Свой мир, тем не менее один – мир, который заключает в себе и благоволение Его, мир посредством воплощения Господа нашего Иисуса Христа, как совершенный и неотложный, даруемый всем хотящим его. Этот мир да сохраним и мы, братие, всеми силами: ибо этот, именно, мир мы прияли в достояние от днесь родившегося Спасителя нашего, даровавшего нам духа усыновления ( Галат. 4:5 ); чрез этот мир мы делаемся наследниками Божиими, сонаследниками же Христу ( Римл. 8:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   Сочетание есть принятие помысла, внушаемого врагом, помышление и как бы беседа с оным, соединенная с услаждением, которая зависит от нашего произволения.    Страсть ест навык, рождающийся от сочетания с страстным помыслом, влагаемым от врага, и как бы некоторое безпрестанное размышление и представление оного.    Борьба есть сопротивление ума, которая приводит или к уничтожению страсти в помысле, т. е. страстного помысла, или к согласию с ним, как говорит о сем Апостол Павел: «плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сие же друг другу противитася» (Галат. 5:17).    Пленение есть понудительное и невольное влечение сердца, насильственно обладаемого вследствие прежнего принятия помыслов и долгого навыка.    Сосложение есть преклонение помысла к страсти.    Действие же есть самое исполнение страстного помысла, с которым было сосложение.    Итак, кто первое (т.е. прилог в мысли) помышляет бесстрастно, или противоречием и мужеством с самого начала отвергает его, тот одним разом отсекает все последнее.    Умерщвление же восьми страстей бывает так: чревообъядение истребляется воздержанием, блуд — Божественною любовию и желанием будущих благ, сребролюбие — сострадательностию к бедным, гнев — любовию ко всем и благостию, мирская печаль — духовною радостию, уныние — терпением, твердостию и благодарением Бога, тщеславие — сокровенным деланием добродетелей и частою молитвою с сердечным сокрушением, гордость — тем, чтобы никого не судить и не уничижать, подобно надменному фарисею, но считать себя последним из всех.    Таким образом ум, освободившись от сказанных страстей и возвысившись к Богу, отселе живет блаженною жизнию, приемля обручение Святаго Духа, и, отлучившись всего земного, с бесстрастием и истинным разумом предстоит свету Святой Троицы, будучи осияваем с божественными ангелами в бесконечные веки.    Итак, душа, по вышесказанному, тричастна, а три части её суть сии: словесная, раздражительная и желательная. Если в раздражительной части — любовь и человеколюбие, а в желательной — чистота и целомудрие, тогда и словесная часть, т.е. ум — просвещён. Если же в раздражительной части человеконенавидение, а в желательной невоздержность, то ум бывает помрачён.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3238...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010