V.  Ибо, если бы мы делали изображение невидимого Бога, то действительно погрешали бы, потому что невозможно, чтобы было изображено бестелесное и невидимое, и неописуемое, и не имеющее формы. И опять: если бы мы делали изображения людей и их считали богами, и служили — как богам, то действительно поступали бы нечестиво. Но мы не делаем ничего из этого. Ибо после того, как Бог, по неизреченной Своей благости, воплотившись, явися на земли во плоти и с человеки поживе (Вар. III, 38), и воспринял природу и величину, и образ, и цвет плоти, мы, делая Его изображение, не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ; потому что как говорит божественный Апостол, видим ныне, якоже зерцалом в гадании (1 Кор. XIII, 12)  . Изображение же и есть зерцало и гадание, соразмерное с величиною нашего тела. Ибо ум, и после многих напряжений, не в состоянии выйти из пределов телесного. VI. O, прочь от тебя, завистливый диавол, ты завидуешь нам в том, чтобы мы видели изображение Господа нашего и чрез него освящались, чтобы также видели спасительные Его страдания и удивлялись Его снисхождению, и созерцали Его чудеса, и прославляли могущество Его Божества. Ты завидуешь святым из–за данной им от Бога чести. Не желаешь, чтобы мы видели начертанную их славу и делались подражателями их мужества и веры. Не повинуемся тебе, завистливый и человеконенавистный демон. Услышьте, народы, племена, языки, мужи, женщины и дети, старцы и юноши, и младенцы, святой народ христианский! Если кто благовествует вам вопреки тому, что вселенская Церковь приняла от святых Апостолов, Отцов, соборов и сохранила доныне, не послушайте его и не примите совета змия, как приняла Ева и пожала смерть (Галат. I, 8. 9. — Быт. III, 1). И если Ангел или царь будет благовествовать вам вопреки тому, что приняли вы, закройте уши. Ибо я, ожидая исправления, страшусь сказать, как говорил божественный Апостол: да будет анафема! (Галат. I, 8). VII.  Но те, которые не исследуют смысла Писания, говорят, что Бог сказал чрез законодателя Моисея: не сотвори всякаго подобия, елика на небеси и елика на земли (Исх. XX, 4). И чрез пророка Давида: да постыдятся вси кланяющиеся истуканным, хвалящиися о идолех своих (Псал. XCVI, 7), и другое многое таковое же. Ибо то, что представили они как из божественнаго Писания, так и из святых Отцов, следует понимать должным  образом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Стих 19. Sieffert полагает, что этот стих, начинающийся словами «τεκνα μου» (дети (чадца) мои) относится не к предыдущему, а к последующему стиху, (в котором апостол выражает желание быть у галат), на том основании, что любовное обращение «дети мои» соответствует скорее ласковому тону последующих слов, чем предыдущих. Но в виду того, что в греческом тексте слова – τεκνα μου стоят в запятых, мы находим более удобным считать этот стих продолжением предыдущего и переводить 18 стих так: «хорошо ревновать... всегда… дети мои, для которых я снова ит. д.» .... Чтение τεκνα надо считать более правильным, чем τεκνα (как у Лахмана) в виду особенессти содержания и тона речи апостола. Апостол по отношению к галатам сравнивает себя с нежнолюбящей матерью, так что очень естественно, что он называет своих духовных детей этим именем «чадца» (слав.), которое встречается только у еванг. Иоанна, апостола любви. В других местах он везде пишет: «τεκνα μου», напр., 1 Kop.4:14; 2 Kop.6:13; 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2:1 . По Wieseler’y слова: »πλιν δνω« выражают понятие – παλιγγενεσα ( Тит. 3:5 ), так что апостол говорит, что он как-бы продолжает возрождать галат до тех пор, пока они достигнут «полноты Христова совершенства». Но ведь здесь πλιν указывает на состояние апостола, на его внутреннее мучение. Он родил их духовно первый раз, но они отпали. Он должен теперь во второй раз как-бы рождать их, а не продолжать возрождение, иначе апостол сказал бы: »ος ο παομαι ναγεννν«. Выражение: «доколе не изобразится в вас Христос – μχρις ο μορφωθ Χριστς ν μν " – как будто набрасывает некоторую тень на результаты первой проповеди апостола. Но смысл этого выражения другой. Здесь говорится о цели духовного развития, которой должен достигать христианин. Полное духовное развитие христианина достигается тогда, когда в нем живет Христос (2:20). Такое состояние – идеал каждого христианина. Галаты далеко не достигли его. Они подобны незрелому телесному плоду, внутренние части которого не достигли нормального развития, так что он с трудом раждается и причиняет родильнице ужасные муки (δνειν).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

А поэтому, все возражения штундобаптистов против этого древнего обычая не имеют никаких оснований. 13) По своей идее монашество, есть обыкновенная форма жизни, которую избирают для себя некоторые люди. Она проявляется в том, что люди отказываются от мира и целиком посвящают себя особенной жизни для служения Бог. И такая жизнь вовсе не противоречит Священному Писания В ветхозаветной Церкви был назореи, которые всю свои жизнь посвящали на служения Господу Богу. Они не пили вина, не стригли головы, вели без брачную жизнь, посещали пустыни и вели одинокий образ жизни ( Чис. 6:3, 30; 3 Пар. 18:1, 19:9). В Новом Завете св. Иоанн Креститель также жил одиноко в пустыне так, как наши монахи ( Лук. 1:15, 3:2 : Мф. 1:1 ; Мк. 1:2, 6 ). В Священном Писании такая отшельническая жизнь нигде не осуждается; напротив еще и восхваляется ( Евр. 1:37–38 ). Таким образом, монашеская форма жизни по сути своей не имеет ничего в себе противозаконного, а в Священном Писании имеет для себя даже не мало оснований. 14) Почему в вашей Церкви существует наименование в высших иерархических лицах: «святой», «святейший»? 14) Православная Церковь , таковыя наименования употребляет не потому, что считает иерархов Церкви людьми святыми, а потому что они носят сан святости, который освящен во Христе Иисусе. Апостол Павел, когда писал свои послания к верным христианам, называл их святыми ( Римл. 1 гл. 7 ст.; 1Кор. 1 гл. 2 ст.; 2Кор. 1 гл. ,1. ст.; Ефес. 1 гл. 1 ст.; Филипп. 1 гл. 1 ст.; Колосс. 1 гл. 1 ст.), а между тем среди верных христиан того времени много было людей, которые по своей жизни были далеки от минимальных требований христианского идеала. Апостолов Петра и Варнаву, которых также при жизни называли святыми, апостол Павел укоряет в лицемерии ( Галат. 2 гл. 11 – 14 ст.). Галатов апостол Павел также упрекает в том, что они от призвавшего благодатью Христовою так скоро переходят к новому благовествованию ( Галат. 1 гл. 6 ст.), и называет их несмысленными (3 гл. 1 ст.). Православная Церковь , если и называет патриарха «Святейшим», то потому только, что он возглавляет православный народ и является выразителем святейшей веры народа, а таковое название нисколько не противоречит слову Божию: апостол Иуда в своем послании пишет: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» ( Иуды 20:21 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Она побуждала их отрекаться от всех благ и удовольствий земной жизни, от личной собственности, от высокого положения в человеческом обществе, от земной славы и почета; она побуждала их, с ликованиями и победными песнями, идти на страшные муки за Имя Христово – на сожжение в огне, на растерзание диким зверям, на колесование и распятие. Эта же чистая светлая пасхальная радость побуждала весьма многих богобоязненных мужей и жен совсем оставлять мир и презирать все земное – только для того, чтобы быть ближе ко Христу, приискреннее соединиться с Ним еще здесь, в этой земной жизни. Ради этого, они, следуя св. Апостолу Павлу,  «от всего отказывались и все почитали за сор, чтобы приобрести Христа»   ( Филип. 3, 8 ). Во имя этой светлой радости, дабы ничто земное ее не омрачало, они оставляли даже свои жилища и водворялись подлинно  «в горах, и в вертепах, и в пропастех земных»   ( Евр. 11, 38 ), ничего не желая знать, кроме Иисуса Христа, и притом Распятого и Воскресшего из мертвых ( 1Кор. 2, 2 ). Дабы возможно полнее вкусить эту радость и насладиться ею, они, по заповеди св. Апостола Павла,  «распинали плоть свою со страстьми и похотьми»   ( Галат. 5, 24 ),  «сраспинались Христу»,  чтобы и  «воскреснуть с Ним»   ( Галат. 2, 19 ; Кол. 3, 1 ; Рим. 6, 3–11 ). И как сияли этой светлой пасхальной радостью сами их лица, всех пленяя и привлекая к себе! «Что ты унываешь, радость моя?» – так нередко говорил приходившим к нему с печальным лицом весь осиянный светлой пасхальной радостью наш великий всероссийский молитвенник и подвижник преп. Серафим Саровский :  «нет причины унывать: Христос Воскресе! " Сейчас мы переживаем такие печальные и мрачные времена, какие едва ли когда прежде переживало христианское человечество. Что делается вот уже почти полстолетия на нашей несчастной Родине – некогда Святой Руси?! Что творится во всем обезумевшем в своем духовном ослеплении мире?! Какими быстрыми шагами, на наших глазах, идет предреченное Словом Божиим  отступление   ( 2Солун. 2, 3 ), проникшее уже глубоко даже в недра нашей Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

1:7). Духом же здесь называет благодатный дар, как и в том случае, когда говорит: « вы… запечатлены обетованным Святым Духом » (Ефес. 1:13). Где написано о Духе обетования? Павел говорит: « имея тот же дух веры » (2 Кор. 4:13) и обетования, то есть благодатный дар Духа. Итак, вот — дух веры, дух обетования. Если кто кроток и смирен сердцем, тот получил дар кротости. Последний — Божие благодатное дарование. Об этом говорит Павел: « если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости » (Галат. 6:1), то есть, благодатным даром кротости. « Наблюдая , — говорит Писание, — каждый за собою, чтобы не быть искушенным » (Галат. 6:1). Вот — дух кротости. Иному дается освящение души и тела, и оно называется духом святости, подобно тому как говорит апостол: « Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях » ( Павел раб Иисус Христов, зван апостол, избран в благовестив Божие, еже прежде обеща пророки Своими, по Духу святыни ) (Рим. 1:1, 2, 4). Он сказал это в обратном порядке; смысл же его слов такой: «Павел, сделавшийся апостолом по Духу святыни». Многие, следуя первому изречению, думали, что Павел говорит о Сыне Божием, предопределенном « по Духу святыни ». Однако на деле — не так. Напротив, в данном месте говорится, что Павел был поставлен в апостола « по Духу святыни ». Когда был поставлен? По воскресении Иисуса Христа. Так как прочие апостолы были избраны до страданий Христовых, а он — после Христова воскресения, то поэтому и говорится: « по Духу святыни ». Скажу также и другое. Когда во время святых таинств все мы начинаем говорить: « Отче наш, сущий на небесах! » ( Отче наш, иже еси на небесех ) (Матф. 6:9), то, значит, мы получили дар: духа сыноположения, то есть, благодатный дар Святого Духа. Дух называется духом ревности, как говорит Павел: « Так и вы, ревнуя о дарах духовных », ( понеже и вы, ревнители есте духовом ) (1 Кор. 14:12), то есть, имеете ревность к духовным дарованиям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Кто это помешал вам содержать истинное убеждение?» (7). Точь-в-точь как ранее: «Кто прельстил вас не покоряться истине?» (3:1). Высказав удивление, Апостол предостерегает: «Убеждение ваше, что нужен закон и необходимо обрезание, не может быть от Бога; оно не от Призывающего вас к истине». Это убеждение, сознательно содержимое Галатами, происходит от лжеучителей, которые льстивыми словами пропагандируют теперь между Галатами свои юдаистические тенденции с целью отклонить христиан от истины и увлечь от Призвавшего их благодатию Христовой в иное благовествование (8 cp. 1:6). Но, чтобы кто не подумал, что он слишком преувеличивает опасность от лжеучителей, которых очень немного, Апостол прибавляетъ: «Малая закваска заквашивает все тесто». В самом деле, иногда несколько худых людей, не знающих и не желающих знать истины, могут разстроить целое общество, всю церковь . Особенно, если взять во внимание тогдашнее состояние Галат, не совсем утвердившихся в истине учения Христова. При таком положении дела даже малая горсть фанатиков юдаизма была способна окончательно сбить с правого пути всю Галатийскую общину. Этого то Апостол и боялся, сравнивая лжеучителей с закваской. Закваски в тесто кладется очень мало. Тем не менее она окисляет всю массу теста. Точно также и лжеучители. Их немного, но они могут совратить с истинного пути всю Галатийскую церковь (9). Однако, не смотря на всю опасность, которой подвергаются Галаты, Апостола не покидает надежда, что для Галат будут излишни его предостережения, высказанные под влиянием опасения за их судьбу. Апостол убежден в том, что, получив это послание, Галаты никаких превратных мыслей содержать не будут. Такое доброе доверие к Галатам Апостол выссказывает «в Господе». Господь, Которым Павел живет и действует, вселяет в него надежду, что Галаты не будут держаться ложных убеждений и вступят снова на истинный путь веры. А смущающий их, все равно кто бы он ни был и каких бы заблуждений ни держался, по словам Апостола, понесет на себе осуждение (10).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

32 Если же где, то зде наипаче слово наказания должно быть с ревностью Божией, зде всякий пресвитер да помышляет к себе реченное бытии оное слово Божие: возопий крепостью, и не пощади, яко трубу возвыси глас твой, и возвести людям моим беззакония их. Исаии.58:1. И Павлову к Тимофею заповедь: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли. 2Тим. 4:2 . Если бо зде пастырь станет сквозь зубы говорить, а что больше, и потакать будет, и тем под всякий лакоть (како Бог чрез пророка говорит) аки перинку, под всякую главу возглавницу подстилать. Мир говорит, мир, где мира нет: Иезек. 13:10, 18–19. или по меншему, на убогих только и худородных греметь, а богатых и благородных ласкать, или без надлежащего духовного наказания оставлять: таковой пастырь не врач овцам своим есть, но убийца 30 . 33 Но дабы суровый плат, приставлен к ризе ветхой, не сделал большей дыры: Мф.9:16 ., то конечно надлежит, что вышесказанное учение, обличение, и увещание было растворено кротостью духа с терпением. Галат. 6:1 . 2Тим.2:25 . И конечно христоподражательный пастырь не возлиет на раны большие одного вина, но вино и елей. Лк.10:34 31 . Не возможно бо, если только имеет Он утробу отеческую и матернюю, как и должен непременно, 1Солун.2:7 ., чтоб над согрешившими по примеру Павлову, не болел, Галат.4:19 , 2Кор.11:29 ., и раны их слезами, не в церкви только, но и вложнице, тому же апостолу, и древним истинным пастырям последуя не мочил. Деян. 20:19, 21 . 2Кор.2:4. 12:21 . Филип. 3:18 . 32 34 Не переставать увещевать беззаконников, доколе они беззаконновать не престанут: врач бо истинный не оставляет больного, доколе в нем хотя малейшая надежда живота есть. Мы же и самых в жизни развратнейших человек спасения отчаяваться не должны, когда у Бога в рассуждении звания нас в веру, и на покаяние особые часы суть: одних зовет весьма рано, других в третий, иных в шестой и девятый час. Наконец милосердствует и о тех, которые почти до самого вечера, до единонадесятого часа праздни пребывали. Мф. 20:1,6 . Чего для должны мы и зде по примеру апостольскому поступать: об нощь всю трудившееся, и ничтоже емше, еще во имя Господне мрежи учения ввергать. Лк.5:5 . 33

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Христос сказал: «Созижду Церковь Мою»... но не сказал: «церкви» во множественном числе. Следовательно, Он создал только одну Церковь , которая от Него и ведет свое происхождение, но не от людей. Эта Церковь одна и единственная, и ей именно дано великое обтование, что «врата адова не одолеют ей». Христос не создавал всего этого обилия и разнообразия «церквей», существующих ныне на земле, как латинства, или римо-католицизма, протестантства, с его безчисленными разветвлениями – лютеранства, кальвинизма, реформатства, англиканства, пресвитерианства, баптизма, адвентизма и т. д. и т. д. Все это создано людьми, притом нередко в самое позднейшее время, начиная с 16-го века, а Христос создал только  одну Церковь – Православную и хотел бы, чтобы все люди в полном единомыслии и единодушии принадлежали к ней, как Он Сам молился об этом в Своей Первосвященнической молитве Богу Отцу:  «Да будут вси едино: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут»  ( Ин. 17, 21 ). Где нет единомыслия и единодушия, там не может быть и единства – не может быть единойистинной Христовой Церкви. В этом мы можем вполне убедиться, читая постоянные призывы Слова Божия к такому единомыслию и единодушию, как, например:  «Будьте единомысленны»   ( Рим. 12, 16 );  «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны»   ( Филип. 2, 2 ) и много других мест. И предрекая, что будут между христианами «разномыслия» ( 1Кор. 11, 19 ), Слово Божие абсолютно нигде этих разномыслий не одобряет, а наоборот – сурово их порицает и осуждает, говоря:  «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»   ( Римл. 16, 17–18 ). И тот же святой Павел прямо и решительно говорит:  «Еслибы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»  ( Галат. 1, 8 ).  «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема»  ( Галат. 1, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Начнем с того, кто такие святые в понимании Церкви. Святыми в Древней Церкви называлось все сообщество христиан, все христиане именовались святыми. Однако со временем данный термин стал употребляться только в отношении особенных людей, через которых действовал Дух Божий. По учению Православной Церкви, цель и смысл жизни христианина заключен в приобретении Духа Божия, в уподоблении Богу («будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»), и святые – именно те, кто в наибольшей мере сподобились из-за чистоты и святости жизни быть причастниками Духа Господня. Апостол Павел дал четкое определение тому, какими качествами обладает человек, исполненный Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Галат.5:22–23 ), и далее он добавляет: « те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Галат.5:23 ). Христианин должен распять свою плоть с ее страстями и похотями. И святые – это именно те, кто в наибольшей мере распяли свое плотское «я» и пожелали быть во всем подобными Христу. Христос всех призывает: «Кто хочет идти за Мной, да отвержется себя...», но не каждый полностью отвергается себя для следования за Ним. Ведь все мы теоретически знаем, что нужно жить по заповедям, нужно бороться со страстями, молиться, воздерживаться и прочее. Но вот решимости полностью начать так жить не у каждого хватает. О такой решимости и говорил некогда преподобный Серафим Саровский , отвечая на вопрос, почему так мало святых людей. Нет решимости. Поэтому-то святые – прежде всего подвижники, «царственный род», о них сказано следующее: « любящим Бога... все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего... А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29 ). Здесь святые называются подобными образу Сына Божия, речь идет именно о богоуподоблении человека. Человек создан как образ и подобие Божие, а потому цель его жизни – богоуподобление – возвращение в прежнее первозданное состояние. Также сказано, что святых Бог «прославил». В послании Евреям сказано: «и к духам праведников, достигших совершенства». Очевидно, что есть некая степень совершенства у святых людей. Кстати, здесь также говорится о духах праведников, которые существуют после смерти, что, как мы знаем, отрицается сектантами. Есть и другие слова апостола, что святые «преображаются» и восходят от «славы в славу»: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Обратите внимание, что апостол вновь повторяет мысль о богоуподоблении: «преображаемся в тот же образ» – то есть в образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

Бывали заблуждения и в других церквях, но апостол в своих посланиях не выражает удивления по поводу возникновения этих заблуждений. Заблуждения, – неизбежное следствие ограниченности человеческого ума, – в других церквях не распространялись с такой быстротой, как в Галатии. Они были следствием или неправильного понимания, или ложного толкования некоторых христианских истин 121 . Лжеучение, развившееся среди галатийцев, напротив, ниспровергало всю сущность Евангелия и рапространялось с большим успехом. Потому очень естественно, что апостол выражает удивление появлению и быстрому распространению лжеучения среди галат. Ни одно лжеучение не отличалось подобными успехами. Отвергая истинное Евангельское учение, Галаты, по выражению апостола, склоняются к принятию другого Евангелия, проповедующего о необходимости закона и обрезания в христианстве. Само собой разумеется, что апостол назвал лжеучение Евангелием в несобственном смысле. Слова апостола: (»μετατθεσθε ... ες τερον εαγγλιον». (русск. «переходите к иному благовестию») служат только к тому, чтобы выставить заблуждение иудействующих во всем свете. В этом смысле апостол и спешит объяснить свою мысль, чтобы кто не принял его слов в буквальном смысле. Галаты принимают другое Евангелие («μετατθεσθε ες τερον εαγγλιον»), но оно только повидимому другое (τερον). Рядом с истинным Евангелием, которое проповедывал ап. Павел, не может существовать какое-то другое, – тоже Евангелие. Это только ирония, объясняет апостол, что псевдоевангелие я назвал Евангелием. Нет, не может быть иного Евангелия (« οκ στιν λλο»), совершенно отличного по существу (λλο) от того, которое я предлагал вам. Псевдоевангелие юдаистов я иронически назвал Евангелием, как будто оно на самом деле заслуживает святого названия Евангелие. Иного Евангелия, кроме моего, нет и быть не может. Евангелие, которое предлагают лжеучители, не Евангелие, но извращение (μεταστρψαι) истинного Евангелия Христова. Извращение Евангелия может произойти, как это и случилось среди вас, галат, но истинного Евангелия кроме меня никто предложить вам не в состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010