Молитва есть функция внутреннего (эндиатетического) слова и во то же время – деятельность ипостасного, трансцендентного, приобретенного в таинстве крещения, Логоса. Ап. Павел говорит об этом дважды: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва Отче!» ( Галат. 4, 6 ). «Вы… приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва Отче!» ( Рим. 8, 15 ). Усыновление, а с ним и уподобление и обожение, осуществляется молитвой Слова и молитвой человеческого слова, внутреннего человека. В этой обоюдной молитве – глубочайший пункт христианской религиозной жизни и религиозной антропогнозии (человекопознания), как свидетельствует Ап. Павел: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети (Божии), то и наследники Божии, сонаследники же Христу» ( Рим. 8, 16–17 ). Когда «образуется», по словам ап. Павла, в человеке Небесный Образ Слова и Слово выходит из своего добровольного заточения в плотяном сердце человека, тогда «однотонная молитва Иисуса» ( μονολγιστος ΙησοΟ προσευχ) (умная молитва , умное делание) в сердце становится непрерывной ( αδιλειπτος). Ап. Павел старался привить своим ученикам дар непрестанной молитвы, а древнецерковные подвижники говорили и писали, что они молятся всегда и везде Иисусовой молитвой. Участь слова в человеке По участи человека в его земной жизни можно судить об участи в нем внутреннего Слова. «В какой мере бываю несовершен и упорен, когда не благоугождаю Богу через исполнение заповедей Его и не просвещаю ума своего ведением; в такой же мере уничижается и бесчестится мною Иисус Христос. Ибо я, будучи телом Христа и членом от части, умаляю и обезображиваю Его, когда не совозрастаю с Ним своим духом» 707 . Здесь указан процесс, обратный преображению, процесс искажения образа Христа в сердце. Состояние внутреннего Слова колеблется в зависимости от поведения человека. «Восходит солнце и заходит (Эккл. 1, 5). Так и Слово, иногда представляется высоко, иногда низко, соответственно достоинству, или состоянию ума и сердца тех, кои упражняются в добродетели, и ревнуют о Божественном познании» 708 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Но мы имеем более прямые и более подходящие к предмету нашей речи наставления Священного Писания. Так, Иисус Христос о вине брата, согрешившего против брата своего и не раскаявшегося в своей вине после двукратного обличения его наедине и при свидетелях, заповедует сказать Церкви, а если, говорит, и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Матф. 18:15–17 ). Апостол Павел пишет Титу: Еретика, после перваго и второго вразумления, отвращайся ( Тит. 3:10 ). Он же научает другого своего ученика Тимофея так: Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии..., от таких удаляйся ( 1Тим. 6:3–5 ). Если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что ми благовествовали, да будет анафема ( Галат. 1:8 ), пишет тот же Апостол Галатам. Все эти места Писания ясно и прямо заповедуют быть в разобщении с неправоверующими христианами или еретиками, удаляться от них и от их лжеучения. Так именно понимала это учение Иисуса Христа и Его Апостолов и древняя вселенская Церковь и строго исполняла вытекающее из этого учения правило: быть в разобщении и удаляться от христиан еретических, т. е., таких, которые не согласно с нею понимали, извращали, или даже отрицали один догмат или несколько догматов веры, которые держались догматических мнений, не согласных с вероучением Церкви, которые не имели полного согласия и единства с ней в вере и которые, наконец, упорно пребывали в своем догматическом заблуждении, или заблуждениях, не взирая на публичное обличение и проклятие их лжеучения Церковью. Равным образом древняя вселенская Церковь находилась в разобщении и с теми христианами, которые хотя и были согласны с ней в догматах веры, но разноречили с ней в вопросах церковного управления и устройства, или в обрядах и из-за такого разногласия сами отделялись от Церкви и составляли независимые от нее, самостоятельные общества, называемые раскольничьими. Вся история Церкви, от начала до конца, свидетельствует о том, что именно так всегда и неизменно поступала Церковь в отношении к еретикам и раскольникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Они не могут избежать " мнения " , как это объясняет упомянутый старец Василий в предисловии к книге святого Григория Синаита, ссылаясь преимущественно на писания преподобных, этого Григория и Симеона, Нового Богослова. Признак вкравшегося " мнения " вынаруживается в подвижниках тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам [ 27 ]. Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко, потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою [ 28 ]. 2 Кор. I, 8, 9. 1 Кор. IV, 7. Матф. V, 3. 2 Кор. X, 4. 5. Фантазии. Подражание Фомы Кемпииского, книга 2, гл. 8. Подражание Фомы Кемпийского книга 3, гл. 1. Подражание, книга 3. гл. 3. 2 Тим. III, 8. На всеобщее обозрение. – Прим. сост. Лук. XVIII, 7. Житие Феофила, Пимена болезненного, Иоанна Многострадального. Патерик Печерский. Святой Исаак Сирский. Слово 55. Матф. IX, 17. Лук. XVIII, 11. Стран. XXXVII. " Подражание " при первоначальном появлении своем, было осуждено даже своей Латинской Церковью, и преследовалось Инквизицией. Преследование прекращено впоследствии, и обратилось в покровительство, когда усмотрено, что книга служит хорошим орудием для пропаганды в среде людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение. Под именем папской пропаганды разумеется распространение того понятия о Папе, которое Папа желает внушить о себе человечеству, то есть, понятие о верховной, самодержавной, неограниченной власти Папы над миром. Пропаганда, имея это целью, мало обращает внимания на качество учения, преподаваемого ею, для нее на руку все, что содействует цели ее – даже вера во Христа без оставления веры в идолов. Галат. V, 24. Восторженное изречение произнесено на французском языке, столько способном для сцены: " Elle aimait Dieu avec passion; elle ne pemsait qu " a Dieu; elle ne voyait que Dieu; elle ne lisait que l " Evangile et l " Imitation qui est un second Evangile " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Св. ап. Карпа, единого от 70. Ученик и сопутник ап. Павла, проповедовал слово Божие в Крите и Фракии, где и скончался, будучи епископом Берийским. Чет. Минея. (Act. SS. maii. t. VI. р. 355). Март. Р. 13 окт. Мес. В. В службе канон Иосифа. Св. ап. Алфея. Отец свв. апостолов (из 12) Иакова Алфеева и Матфея евангелиста. Чет. Минея. (Act. SS. maii. t. VI. р. 354). Свв. мучч. Аверкия и Елены. Первый жалами пчел избоден, вторая камением побита. Вел. Четия говорит, что они были дети св. ап. Алфея. Чет. Минея. (Act. SS. maii. t. VI. р. 368). Преп. Иоанна Исихаита, исповедника. Подвизался в лавре Исихаитской, терпел гонение и изгнание за иконопочитание. Пролог. (Act SS. maii VI. р. 109). Мес. В. 23 мая. Св. муч. Георгия Нового, пострадавшего в царствов. Селима, царя Турского, в Средце, граде Болгарском. В 1514 году, за порицание веры магометанской. Чет. Минея. Есть служба. Обретение мощей преп. Макария, игумена Калязинского. В 1521 году. Мес. всех свв. Память Преподобного 17 марта. 27 Св. священномуч. Ферапонта, еп. Сардинского. Истязуем был игемоном Иулианом в Сарде (Лид.), Сипаоне (Фриг.) и Анкире (Галат.); скончался в области Фракисийской (в Лидии) близ реки Ермы, при Валериане. Чет. Минея. (Act SS. maii 14. р. 680). Мес. В. 23 мая. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Феодоры девицы и Дидима воина. По приговору судии св. мученица отослана была в блудилище. Дидим, переодевши ее в свою одежду, дал ей средство выйти оттуда и избежать поругания. Оба были усекнуты в Александрии, около 303 года. Чет. Минея от св. Амвросия и Метафраста. (Surius 28 apr. Act SS. 28 apr. III. 372. Ruinart. р. 397). Март. Р. 23 апр. Мес. В. Пролог вторично 5 апр. Обретение честных мощей трех святителей: Киприана, Фотия и Ионы, митрополитов Киевских и всея России. Обретены при царе и вел. кн. Иоанне Васильевиче и при митрополите Филиппе, в 1472 г., во время разборки прежнего Успенского Собора. Пролог. Преставление св. Ионы 31 марта, св. Киприана 16 сент., св. Фотия 2 июля. Преп. Ферапонта Белоезерского.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Также и Ярославские архиереи, отколовшиеся одно время от митрополита Сергия, писали: «Чадам Церкви, и прежде всего епископам, вы вменили в обязанность лояльное отношение к советской власти; приветствуем это требование и свидетельствуем, что мы всегда были и будем лояльными и послушными гражданами». О том же самом писали и из Соловецкого изгнания епископы и клирики: «Церковь не касается перераспределения богатств или их обобществления, так как всегда признавала это правом государства, за действия которого она не ответственна. Церковь не касается и политической организации власти, ибо лояльна в отношении правительства всех стран, в границах коих имеет своих членов. Она уживается со всеми формами госу­дарственного устройства (1927 года)». Так резко расходится мнение эмиграции и Церкви в России. Конечно, очень легко предубежденному человеку заподазривать всю иерархию (за исключением 10-12 отколовшихся на краткое время епископов) в страхе и компромиссности. Но серьезному наблюдателю такого единодушного голоса всей Церкви приходится задуматься самым внимательным образом о том, в чем же заключается причина этого согласного свидетельства всех. Многие думают, что Церковь вступила на путь приспособления, и ради этого делает уступки политике во вред религии. С зтим согласиться невозможно. И прежде всего с моральной точки зрения немыслимо допустить, чтобы все, без единого исключения, главы Церкви были до такой степени беспринципны, или проще – бессовестны, и слабы духовно, что никто из них не нашел в себе мужества стать на правый путь и сказать истину. Между тем, и за границей, а еще более в самой России к памяти Патриарха Тихона относятся с глубоким почитанием, как к угоднику Божию, исповеднику Церкви. И теперешний Заместитель, митрополит Сергий, открыто заявляет в своем послании 1928 г.: «Чтобы совместная наша деятельность имела успех, необходимо между нами взаимное доверие, а его именно всячески стараются подорвать некоторые, кто злонамеренно, кто по недомыслию, не желая понять, что они работают на разрушение Церкви. И вот нам, временным управителям церковного корабля, хо­чется сказать вам (т.е. смущающимся): да не смущается сердце ваше. Будьте уверены, что мы действуем в ясном сознании всей ответственности нашей пред Богом и Церковью». «Мы более, чем кто-либо другой, должны быть стражами и блюстителями чисто­ты нашей святой веры, правил и преданий церковных. Уже и в первом сво­ем послании (1927 г.) мы ясно и определенно выразили нашу волю быть православными, и от этого своего решения мы ни на йоту не отступили и, Богу поспешествующу, не отступим и впредь. ...мы уверены, что все это со временем будет ясно и всем вам, " смущаю­щий же вас – грех понесет, кто бы он ни был " (Галат.5,10). Итак, братие возлюбленные, " будьте тверды и непоколебимы " (1 Кор.15,58), " огребаясь от всех, творящих разделения " (Рим.16,17)».

http://bogoslov.ru/article/1691670

Что же делаем мы? На кого мы Его меняем? Куда мы бежим от Него в часы бдения и молитвы? И еще спрашиваем: какой в этом грех ? Здесь много грехов: грех легкомыслия, грех неблагодарности к Богу, грех забвения о том духовном царстве, которого мы состоим членами, т. е. Церкви, где замечают наше отсутствие; грех нравственного расслабления, по которому не можем провести несколько недель поста без изысканных удовольствий; наконец, грех отупения нравственного чувства, о которых свидетельствуют наш смех, рукоплескания и клики восторгов на зрелищах в часы церковных торжеств, или покаянной печали и слез. И вот что удивительно, – при этом мы заботимся о благе наших семейств, о благе отечества, с полною надеждою все необходимое для них иметь, как будто все роды благ могут быть нами получаемы откуда-нибудь, кроме Господа Бога, Которого мы неблаговременными публичными собраниями всенародно оскорбляем. Но история свидетельствует, что общественные бедствия и посылаются правдою Божией преимущественно за открытое, всенародное уничижение имени Божия. На все софизмы и извороты, которыми мы в этих случаях себя оправдываем, отвечает нам строгое слово святого Апостола Павла: „не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет“. ( Галат. 6, 7 ). Заключим наше размышление последними наставлением Соломона, которым он оканчивает и свои сетования о суете жизни человеческой: „бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека“ (Эккл. 12,13). Но как это строгое наставление ветхозаветного учителя согласить с нашею естественною и не осуждаемою законом склонностью к земными утешениям и удовольствиям, и соединить в одном кратком правиле и благоговение к закону и дозволение удовольствий? В этом руководствуют нас проповедники Евангелия, обещающие нам еще в этой жизни предвкушение радостей Царствия Божия в духовных утешениях. Царствие Божие, говорить Апостол Павел, есть правда, и мир, и радость о Дусе Святе ( Рим.14, 17 ). А так как и природа есть Царство Божие, и христиане суть народ Божий, то вместе с дарами духовными и все, что есть лучшего, чистого, благородного в мире земном – свободою христианскою открыто нам для наслаждения, но под условием, чтобы наслаждения наши не нарушали нашей внутренней правоты пред Богом и пред совестью, и не делали нашего сердца недостойным и неспособным к утешениям благодати Божией. Аминь. 1 Произнесено на литургии в день храмового праздника и годичного акта в Харьковском Университете, 17 Янв. 1884 года. Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 3. - 1902. - VI, 558 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Чтобы еще теснее обозначить связь Церкви с ее Основателем Христом. Свящ. Писание называет также Церковь телом Христовым ( Кол.1:24 ), показывает, что отношение между Христом и Церковью такое тесное, как между телом человека и его душою. Такое близкое отношение Церкви к сердцу Спасителя, приобретшего ее Своею Кровью и направляющая ее к духовному союзу с Собою, дает ей право на наименование невесты Христовой (Апокалипс.21:9; Ефес.5:23 ). Обращая, далее, внимание на то, что Церковь заботится о спасении душ своих членов так, как любящая мать заботится о своих детях, святой апостол Павел называет Церковь матерью верующих ( Галат.4:26 ). В частности, по присутствию в Церкви благодати, которая подается верующим, Церковь называется царствием Божьим ( Мф.4:17 ), и притом благодатным. Как общество малое по своему началу, Церковь называется в притчах Спасителя, зерном горчичным и закваской ( Мф.13:31–33 ). Общее между этими двумя приточными образами то, что тот и другой указывают на малое и скудное начало, постепенное усиление и конечное чудесное распространение Церкви, но каждый из них имеет свою особенность. Первый образ представляет Церковь (царство Божье), которая приходит неприметным образом: последний же знаменует ту же самую Церковь (т. е. царство Божье), но уже явно распространенную и не могущую быть сокрытою. Первый образ объясняет тайну внутреннего, а последний внешнего распространения Церкви. Как царство Божье, привлекающее к себе людей различной нравственной состоятельности, Церковь называется в притче, же Спасителя, неводом ( Мф.13:47 ); этот, приточный образ указывает собственно на конечное завершение Церкви, когда в будущем Бог отделит добродетельных от порочных. Наконец, в смысле общества христиан, окруженного видимыми и невидимыми врагами и ведущая борьбу с ними при помощи Христа, Церковь по всей справедливости называется воинствующею, о чем замечено уже выше. Богоучрежденная иерархия; степени ее и их различие между собою Всякое общество, преследующее известные цели, для правильного течения жизни должно непременно иметь определенное внешнее устройство.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Это – проповеди . Слова Божия. Но так же учит нас Св.  Церковь . А потому, если мы пристально задумаемся об отличии веры нашей от сектантства, нам придется со всяким убеждением сказать себе и другим, – что тут, в этом различии, не слабость наша и погрешность, а сила и залог неумирающей истинности православной веры. Повторяя настоящий урок, твердо запомним из Слова Божия: Деян. 8 , ст. 27–35 и 2Петр. 3, 15–16 ст. Также – Деян. 15 гл. и Галат. 2, 1–2 ст. Для правильного же понимания 1Иоан. 2. 20. 27 ст. заметим 1Кор. 8, 1–2 ст. Матф. 18, 15–17 ст. Урок четвертый. Без Апостольской Церкви могут ли христиане исповедывать «Евангельскую веру? Господи благослови! Ап. Павел написал христианам: «бодрствуйте, стойте в вере»... ( 1Кор. 16:13 ). «В вере», – разумеется евангельской, которую во вселенной проповедали Апостолы. Эта «вера» – одна, как Один Господь, давший ее людям. О том учит в Послании к Ефесянам Ап. Павел: «одно тело и один дух, – пишет он, – как вы и призваны к одной надежде нашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф. 4:4,5 ст.). Итак, по учению Св. Апостола, христиане должны исповедывать одну веру Божию. Об этой истинной вере у них не должно быть разногласий. Почему в Послании к Коринфянам Св. Павел говорит: «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» ( 1Кор. 1:10 ). Завещая такое религиозное единомыслие своим ученикам, Ап. Павел повторял коринфянам лишь то, чему учил Господь людей. Господь же в Своей молитве к Отцу Небесному говорил: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе»... ( Ин. 17:11 ). Поэтому стремление пребывать в единстве евангельской веры должно наполнять души всех добрых христиан. Кто этого стремления не имеет, тот – не ученик Христов, – тот враг Апостольской проповеди. Где же изложены истины Евангельской веры? Если мы внимательно и со всяким усердием перечитаем книги Нового Завета, найдем, что ни в одной из них Господь и Апостолы не оставили нам того, что мы могли бы назвать для себя «Символом» веры, сокращенной Догматикой или «Катихизисом». Всюду Священные Писатели излагают истины евангельской веры отрывочно, кратко и столько, сколько нужно было в данное время тем или другим христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Итак, все обстоятельства способствовали тому, чтобы вражда к нему, Павлу, со стороны галат началась с самаго первого их знакомства. Между тем тогда, когда еее следовало ожидать, тогда-то ее и не было. «Неужели же с тех пор, как я стал говорить вам горькую истину о вашем отступлении, я стал врагом вашим?» – спрашивает апостол читателей. Когда это апостол стал говорить галатам истину, за которую они сочли его своим врагом? Во время третьего великого путешествия апостол отправился из Антиохии в Ефес, при чем по дороге посетил церкви Галатии и Фригии. Это было второе пребывание ап. Павла в Галатии. Данный им вопрос: неужели я сделался врагом вашим (γγονα – сделался и продолжаю быть таким), говоря вам истину? – а также и другие места послания (1:9; 5:3,21) по справедливости считаются подтверждением того, что во время этого второго посещения апостол заметил в Галатии следы зарождающегося юдаизма. He мог же он оставить их без внимания! Он убеждал их тогда не увлекаться бреднями иудействующих, предостерегал, обличал, угрожал гневом Божиим. Но, ведь, все это были слова истины! Зачем же они охладели к нему? За что считают своим врагом? Апостол положительно недоумевает. С одной стороны, эта враждебная настроенность к нему, возникшая без достаточного повода; с другой – чрезмерная любовь, с которой он был принят в первый раз, несмотря на то, что тогда были поводы отнестись к нему враждебно….       «Стало-быть (στε), я сделался врагом вашим, говоря вам истину?.. – недоумевает апостол. Продолжая просить галат не уклоняться от истины, апостол своим чистым намерениям в деле проповеди галатам противополагает намерения и поведение юдаистов. По известным целям, которых человек домогается, заключают о самом человеке, о его нравственном достоинстве. Чтобы читатели имели настоящее представление об иудействующих и не заблуждались касательно истинного смысла их намерений, апостол указывает, чего собственно домогаются юдаисты, пропагандируя свое лжеучение. В возбужденном состоянии апостол забывает даже назвать по имени своих исконных врагов, но несомненно, что он разумеет их. Юдаисты, по словам апостола, стараются только о том, чтобы приобрести галат для себя (ζηλοσιν μς) и не тем честным и благородным образом, который клонился бы к их истинной пользе (ο καλς). Истинные побуждения их – желание отвлечь галат от других учителей ( " λλ κκλεσαι μς θλουσιν»), не сочувствующих иудейскому образу мыслей исключить в число таких же, как они сами, ревнителей закона. Другими словами, юдаисты стараются, чтобы галаты подражали их ревности к закону и вследствие этого сделались их учениками и последователями (να ατος ζηλοτε) (17 стих).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Стих 2. »μαθεν φ’ μν« русск. «знать от вас». Некоторые западные богословы переводят – μαθεν его основным значением – «учиться», при чем, по мнению этих богословов, апостол иронически представляет себя как бы учеником галат (мнение Bengel’a и Paulus’a). Ho такое толкование не согласуется с содержанием вопроса. Лучше переводить здесь это слово значением: «испытать, узнать» (как в русск.). Слова – »τοτο μνον« (русск. – сие только) очень удачно объясняются Bengel’eм в смысле grave argumentum, т. е. в смысле указания на самое веское доказательство. Τ πνεμα – в этом стихе означает Св. Духа, третье ипостасное Лице Божества, дары Которого сообщаются людям заслугами Иисуса Христа (Ев. Иоан. 7:39 ). Что при этом ап. Павел разумеет и дары Св. Духа, – это доказывает стих 5-й. Словами – »ξ κος πστεως» апостол Павел без сомнения указывает не на одно слышание благовествования о вере, но и на самую веру их в это благовестие, которая (вера галат) имела следствием излияния на них даров Духа Святого (6 ст. ср. Евр. 4:2 ; Рим.10:17 ). Стих 3. «πιτελεσθαι» значит – оканчивать, приводить к желаемому результату, завершать. В последнем значении переводят это слово почти все экзегеты. «Πνεμα» и »σρξ« в этом стихе не означают конечно самого иудейства и самого христианства, но они суть специфические двигатели жизни иудейства и христианства. σρξ – это, так сказать, базис дел закона (ργα νμου), равно как πνεμα основание всей христианской морали. Стих 4. Так как »πσχειν " большей частью употребляется в смысле «терпеть зло», то большинство толковников полагают, что апостол говорит здесь о страданиях галат за веру. Вслед за св. Златоустом, Феофилактом, Феодоритом и Августином и наши богословы: Филарет черниг., Феофан тамб. и Агафангел, а также и западные: Grot., Semler, Michael., Morus, Rückert, Olshausen и др. разумеют здесь скорби и гонения на христиан Галатии. Слова апостола при этом толковании получают такой смысл: «гонения, понесенные вами галатами, совершенно напрасны, так как вы за отпадение от веры лишаетесь той награды, которая следует за страдания (под.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010