Холерический темперамент заключает в себе признаки противоположные первым двум. Холерики обладают сильными чувствами и продолжительною волей. Они преданы сильным страстям, но более постоянны и настойчивы в своих стремлениях, чем другие. Они своенравны, самолюбивы, хитры, склонны к честолюбию. Темперамент сей есть принадлежность всех великих исторических людей, кои умели подчинить своим страстям других. Часто бывает, что темперамент меланхолический есть видоизменение сего последнего. Когда человек не достиг своих стремлений и сосредоточился внутри себя: то через это он впадает в задумчивость и делается раздражительным. Хладнокровный или флегматический темперамент, как показывает само название, состоит в умеренных и даже весьма мало заметных чувствованиях и соответственно в малой склонности к жизни деятельной. Флегматик неподвижен в чувствах, как и в деятельности наружной. Перейдем теперь к описанию тех видоизменений, какие производят в темпераменте разные органические системы. А. О влиянии на темперамент мышечной системы §175. Физиологические замечания об устройстве и назначении костной системы Костная и мышечная системы имеют ближайшее отношение к нервной: ибо они служат как бы покровом и защитой последней, и в них проявляется устройство нервной системы только более в грубом виде. Скелет есть оболочка нервной системы; посему части его, ближайшие к высшим частям нерва, т.е. головной череп, своим развитием и устройством могут обнаруживать устройства и свойство самого мозга, а потому служить основанием для высших соображений. Величина черепного мозга находится в очевидной зависимости от величины и лучшего образования покрывочной мозговой массы; какое-либо особое преимущественное развитие одной из мозговых частей может отражаться и в черепе; след., по устройству его, можно судить, впрочем отчасти, и об устройстве мозга. На этом-то основании и построена вся система краниоскопии, т.е. суждение о способностях души по размерам черепа. От костей, точно также, как и от других систем, идут свои нервы, переносящие нервный ток к мозгу; но ток этот бывает чувствуем в душе в редких случаях. Сюда относятся разве чувство силы и легкости, которое рождается в нас при лучшем состоянии костей. С упадком костей, или их расстройством, нервный ток доносит до души сознание вялости, тяжести. По направлению костей проявляется усиливающееся до боли чувство слабости. При болезненном состоянии костей, за каждым изменением температуры следует известное впечатление, усиливающееся до ужасной боли. Общее наше чувство, т.е. ощущение бытия, состояние всего организма, есть всегда следствие тех нервных токов, которые от каждой органической системы приходят до сознания. Так, напр., когда костная деятельность, или обыкновенное состояние костей нарушено, то нервные токи от них доводят это до сознания. §176. Какие рождаются в душе состояния от мышечной деятельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Следует отметить, что он, кроме красноречия, обладал еще мужеством и бесстрашием. В тех случаях, когда дело касалось простого народа, он отвергал неразумные требования высшей знати, осуждал их даже в тот момент, когда ему грозила опасность. Известен такой замечательный факт, показывающий с одной стороны его отношение к крепостничеству, а с другой, его мужество и бесстрашие. Незадолго до объявления манифеста об уничтожении крепостного права он в Кутаисском кафедральном соборе произнес речь, в которой, приветствуя наступающий праздник крестьянской свободы, со свойственным ему красноречием яркими красками очертил крепостничество, как явление мрачное и противное учению Христову. Многие оставили храм, послышались ропот и негодование на правдивого оратора, в церкви остались только предводители дворянства с горожанами, которые со вниманием и коленопреклонением слушали красноречивого проповедника. При первом же выражении недовольства, он как бы вышел из обычного спокойного состояния и, почувствовав сильный прилив энергии, человека, отстаивающего святость своего глубокого убеждения, правду божественную и человеческую, он продолжал свою импровизацию с большим воодушевлением. Проповедь окончилась, и обедня отошла. Церковная ограда вся была переполнена возбужденным против преосвященного дворянством. Резкие голоса угроз проповеднику из ограды слышны были и в церкви, у выхода которой стал в угрожающей позе дворянин К.К. с приподнятою из ножен шашкой в руке и с явным, нисколько нескрываемым намерением убить дерзновенного епископа. Преосвященный Гавриил спокойно и не спешно снял облачение и направился к выходу. Вновь наступила решительная минута. Проповедник оказался в дверях и бросил взгляд в сторону, где стоял с приподнятой из ножен шашкой дворянин К.К. Все смолкло кругом, густая толпа дворян расступилась, и преосвященный спокойно направился к улице; где его ожидал экипаж, но он экипажа не взял и пешком отправился домой. Все кончилось благополучно, и все вздохнули свободнее. К.К. и все другие главари разошедшихся дворян растерялись. «Победил меня преосвященный. Проклятая рука так и присохла к эфесу сабли», проговорил взволнованным голосом К.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Радуясь тому, что война, казавшаяся безконечною, окончилась, мы должны однако сказать, что сильно бы ошибся – кто подумал бы, будто теперь победители могут отдыхать на лаврах. Нет, победа меча есть победа одной физической силы; за нею должна следовать другая высшая победа, – победа ума и образованности. Мечь воина сделал свое дело, но подвиги гражданского труженика должны увенчать это дело; иначе завоевания могут быть только вредны и для побежденных, и для победителей. Если только чем-либо можно оправдать печальную необходимость проливать кровь себе подобных людей, то разве лишь тем, чтобы возвысить и осчастливить побежденных, сделав их участниками благодетельных плодов образованности. К счастию никто не может сомневаться, что таковы именно намерения России в отношении к покоренному Кавказу Но одних добрых намерений еще недостаточно, а нужны умение и средства к их исполнению, и в этом-то последнем случае всякий член общества, любящий свое отечество, должен помогать ему: одни словами и советами, другие самим делом. Главная задача наша в отношении многочисленных кавказских племен, которые Провидение подчинило нашей власти, состоит в том, чтобы мало-по-малу отвлечь их от воинственных наклонностей и смягчить их нравы образованием нравственным и религиозным, так чтобы они впоследствии примкнули к великому семейству русского народа и сделались бы полезными его членами. Для этого необходимо, чтобы те лица, которые будут ближайшими их начальниками, были люди достойные, вполне проникнутые важностию своих обязанностей. Лица эти будут, в глазах тех племен, единственными представителями нашей образованности и нашей святейшей веры, – посему, если они будут безпристрастны, справедливы и безкорыстны и, особенно, безукоризненной жизни, то они на деле будут доказывать в глазах покоренных племен превосходство нашей образованности и нашей веры и тем самым заставят их невольно полюбить ту и другую: напротив того, если они будут корыстолюбивы, несправедливы, то возбудят в них отвращение от самой образованности. Племена сии находятся еще на такой ступени умственного развития, что их нельзя убеждать в превосходстве наших учреждений умственными доказательствами, а надобно доказывать сие превосходство самым делом, проявляя его в жизни и поступках, ибо младенчествующия племена хорошо угадывают характер людей, и нельзя их обмануть одним наружным лоском образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

В 1881-1886 годах занимал Гурийскую кафедру. В 1886-1898 годах вновь епископ Горийский, а с 20 марта 1898 года перемещен на Гурийско-Мингрельскую кафедру. Был почетным членом Казанской духовной академии. 4 ноября 1903 года уволен на покой. Скончался 9 ноября 1907 года и похоронен в соборном храме Шио-Мгвимского монастыря. Был прославлен в лике святителей в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви, в акте канонизации поименован вместе со святителем Гавриилом (Кикодзе) " вторым апостолом Абхазии " Его мощи почивают в Шио-Мгвимском монастыре. Оценки деятельности Биограф преосвященного указывает на то, что епископ Александр принадлежал к тем " избранным, отмеченным благодатью свыше, натурам, которые, служа украшением своего звания, вместе с тем украшают и всю страну " . Своей простой жизнью и христианским смирением преосвященный напоминает тех древних иерархов и пастыре-учителей, для которых как бы не существовало потребностей тела. Преосвященный все свои средства употреблял на дела благотворительности. Щедрость его давно была известна всем в Грузии. Не мало сирот и бедняков получало на его средства воспитание и образование. Щедрые пожертвования делал епископ Александр на монастыри. Так, Шио-Мгвимская пустынь, возведенная потом в нештатный необщежительный мужской монастырь, содержалась на проценты с капитала в 21.100 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Иоанно-Зедазнийский нештатный необщежительный мужской монастырь содержался на проценты с капитала в 10.000 рублей, пожертвованного епископом Горийским Александром. Кроме этих пожертвований Преосв. Александр делал пожертвования в пользу Абхазского и Кутаисского духовных училищ и на школу при Илорской церкви, в пользу героев защитников Севастополя и их семейств. На свой личный счет возобновил древний каменный храм, находящийся на берегу моря в двух верстах от Сухуми и древний храм в самом Сухуми. Владыка всячески старался о приумножении и распространении монашества в Грузии и о содействии, таким образом, подъему нравственности и религиозности в народе.

http://pravicon.com/info-3627

Свое мнение об Антидискриминационном законе продолжают высказывать архиереи в своих обращениях к пастве, священники в своих проповедях; общественные деятели Грузии публикуют статьи в прессе… Этот закон обсуждается в частных беседах простых граждан. Всё это свидетельства того, что общественность Грузии не приемлет Антидискриминационный закон и эта тема в нашей стране остается очень актуальной по сей день. Ниже приводим мнения двух видных иерархов Грузинской Православной Церкви – Высокопреосвященнейшего Андрея (Гвазава), митрополита Горийского и Атенского , и Высокопреосвященнейшего Иоанна (Гамрекели), митрополита Руставского, председателя Центра образования Патриархии Грузии, президента Гелатской академии, доктора богословия. Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и митрополит Самтависский и Горийский Андрей (Гвазава)      – Владыка Андрей, одним из глобальных вызовов современной эпохи является либерализм, который, к сожалению, нашел своих последователей также и в нашем обществе. Именно либеральные взгляды подготовили почву для принятия Антидискриминационного закона. Что вы думаете по этому поводу? Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава): – Как вы знаете, свобода для православного человека означает освобождение от страстей, восстановление первичной гармонии, существовавшей до первородного греха, достижение полного единства с Богом – обожение, которое возможно лишь борьбой с грехом, отречением от самого себя, потому что грех охватил человеческую природу. Нравственность человека зависит от качества его свободы. Суть свободы прекрасно выразил и растолковал святой епископ Гавриил (Кикодзе) : «Человек свободен только тогда, когда он выбирает добро». Святой апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Главная забота Церкви, даже тогда, когда она материально помогает нуждающимся, обращена к вечному уделу бессмертной души человека. Вера в Господа, поклонение Ему, исполнение Заповедей Божиих подразумевают праведную и нравственную жизнь. Именно это и определяет достоинство нации. Что же касается национализма, в христианстве он подразумевает заботу об исправлении недостатков своего народа, а также защиту тех традиций и обычаев, которые являются основой его самобытности и индивидуальности. Всё это в то же время обусловливает уважение и доброжелательность по отношению к другим народам и государствам.

http://pravoslavie.ru/72455.html

Фото: mpda.ru Список принявших участие в конференции: ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Модератор—доцент протоиерей Александр Задорнов, проректор по научно-богословской работе МДА регламент выступлений —до 15 минут Борьба за Православие с католичеством и униатством на Мстиславщине в XVII–XVIII в. Историко-канонический аспект теории первенства Константинопольского патриархата. К вопросу о сущности церковных наказаний в Российской империи. [Дистанционно] К вопросу о печати первого Требника при патр. Филарете (к 400-летию появления первого печатного Требника в Москве).  [Дистанционно] Секция I. Богословие и христианская письменность Модератор — Владимир Викторович Бельский, кандидат богословия, научный сотрудник кафедры богословия МДА Символ веры в сочинении Руфина Аквилейского «Expositio Symboli»: история происхождения. Пневматология свт. Никиты Ремесианского. Via Moderna и Schola Augustiniana Moderna: две формы схоластики, повлиявшие на развитие богословия Реформации . Сотериологический анализ концепции постчеловека в трансгуманизме. Этическая концепция святого праведного Иоанна Кронштадтского  в поздний период его творчества. Апокалиптические мотивы в повествовании «Казанского Летописца». Службы преподобным Савве Сторожевскому и Макарию Калязинскому. Проблема их атрибуции игумену Маркеллу Безбородому. Восприятие личности и творчества Гоголя в «Православном собеседнике» начала 20 века. Значение веры в Бога в деятельности выдающегося учёного Н. И. Пирогова. Применение интернет-средств в работе воскресных школ и других приходских просветительских учреждений. Богословие Евхаристической Жертвы в Новой Теологии. [Дистанционно] Богословско-пастырская деятельность свт. Гавриила (Кикодзе) в конце XIX – начале ХХ вв. [Дистанционно] Секция II. Каноническое право Модератор—доцент Наталия Сергеевна Семенова, научный сотрудник кафедры церковно-практических дисциплин МДА Каноническая территория в контексте церковного права. Взаимоотношения между Церковью и государством при святом императоре Юстиниане Великом.

http://azbyka.ru/news/moskovskaja-duhovn...

И. вернулся в Грузию и был назначен клириком кафедрального собора во имя свт. Николая в Батуми, в дек. 1960 г. стал настоятелем храма (до 1967). 19 дек. того же года был возведен в сан игумена, 16 сент. 1961 г.- в сан архимандрита. И. считает Аджарию местом, где он «впервые осознал значение слова «паства»». Часть населения Аджарии исповедовала ислам, деятельность молодого пастыря способствовала укреплению Православия в регионе и росту числа православных. Архиерейское служение 25 авг. 1963 г. Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митр. Урбнисского Давида (Девдариани; впосл. Католикос-Патриарх Давид V (VI) ), митр. Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), еп. Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и еп. Степанаванского Зиновия (Мажуги) хиротонисал И. во епископа Шемокмедского и назначил своим викарием, а 17 мая 1969 г. возвел его в сан митрополита. Осенью 1964 г., невзирая на сопротивление со стороны властей, Католикос-Патриарх Ефрем II и И. добились открытия в древнегруз. столице Мцхете единственного в то время в Грузии духовного учебного заведения - Пастырских богословских курсов им. еп. Гавриила (Кикодзе), к-рые возглавил И. В 1965 г. курсы были реорганизованы в Мцхетскую ДС, И. оставался ректором ДС до 26 мая 1972 г. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. Студенты и преподователи Мцхетской ДС. 3-й слева в 1-м ряду - Католикос-Патриарх Ефрем II (Сидамонидзе), 2-й слева - еп. Илия. Фотография. 2-я пол. 60-х гг. XX в. 1 сент. 1967 г. И. был переведен в Сухумско-Абхазскую епархию . В знак уважения к прихожанам, представителям различных наций, И. во время богослужения совершал возгласы на груз., церковнослав., абх. и греч. языках. С 1964 по 1977 г. И. возглавлял ОВЦС ГПЦ. И. уделял особое внимание вопросу признания в православном мире восстановленной в 1917 г. автокефалии ГПЦ. Несмотря на то что в 1943 г. автокефалию признала РПЦ, остальные Поместные Церкви по-прежнему рассматривали ГПЦ на правах автономной. В 1964 г. И. принял участие в 3-м Всеправославном совещании на о-ве Родос (1-15 нояб.), где, приведя доказательства в пользу исторической обоснованности автокефалии ГПЦ, поставил перед К-польским Патриархатом вопрос о признании этого факта на международном уровне и об определении места в диптихе, соответствующего положению Церкви. Не достигнув взаимопонимания с участниками совещания, И. в знак протеста оставил заседание.

http://pravenc.ru/text/389389.html

Леонтий (Лебединский), митр. Московский и Коломенский. Фотография. Кон. XIX в. Леонтий (Лебединский), митр. Московский и Коломенский. Фотография. Кон. XIX в. В 1837 г. Лебединский поступил в Воронежскую ДС, во всех классах зарекомендовал себя как лучший ученик. Впосл. с особенной благодарностью отзывался о преподавателе словесности иером. Митрофане (Снежинском) и о ректоре Острожском еп. Елпидифоре (Бенедиктове) , при котором, по словам Л., семинария находилась в «цветущем состоянии». В 1860 г., перед кончиной архиеп. Елпидифора, Л. подписал его завещание, соборовал, участвовал в погребении бывш. ректора в Александро-Невской лавре. С 1838 г., после кончины отца, Лебединский жил на казенном содержании как сирота, имел особую комнату на правах старшего над певчими. В 1841 г., искупавшись в р. Дон, простудился, заболел «сильнейшей горячкой», в течение 2 недель «плакал и молился» и дал обет принять монашество в случае выздоровления. Летом 1843 г. на публичном выпускном экзамене Лебединскому было доверено произнести приветственную речь в присутствии архиеп. Воронежского и Задонского свт. Антония (Смирницкого) , по окончании к-рой растроганный архиерей благословил и «положил руки» на его голову (Там же. С. 15-16). Впосл.Л. заботился о Воронежской ДС и пожертвовал в ее домовый храм икону свт. Димитрия Ростовского. 10 февр. 2006 г. на историческом здании Воронежской ДС была открыта мемориальная доска с именами выдающихся выпускников, в т. ч. и Л. Осенью 1843 г. Лебединский единственный из всего семинарского курса был направлен за казенный счет на учебу в СПбДА. На вступительных экзаменах он отвечал так, что правление академии решило выразить благодарность его семинарским наставникам. В СПбДА Лебединский был учеником профессора догматического богословия, преподавателя истории Русской Церкви архим. Макария (Булгакова) и прот. Иоанна Соколова; с особой благодарностью отзывался о профессоре философии В. Н. Карпове и преподавателе словесности К. И. Лучицком. Лебединский проживал в одной комнате с И. Л. Янышевым и буд. издателем журналов «Русский паломник» и «Церковно-исторический вестник» А. И. Поповицким. Однокурсниками Лебединского были будущие Могилёвский и Мстиславский еп. Виталий (Гречулевич) и Мелитопольский еп. Кирилл (Наумов) , проф. М. А. Голубев . Под его «старшинством» находился буд. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) . По собственному признанию, в академии Лебединский «мечтал о семейной жизни», но, вспомнив об обете принять монашество, «смутился и задумался», изложил свои сомнения в письме ректору еп. Елпидифору (Бенедиктову), к-рый посоветовал исполнить обет. 17 мая 1847 г. в академическом храме ректором СПбДА Винницким еп. Евсевием (Орлинским) Лебединский был пострижен в монашество с именем в честь свт. Ростовского Леонтия, 8 июня - рукоположен во диакона, а 18 июля - во иерея. До самой кончины архиеп. Евсевия в 1883 г. Л. поддерживал с ним переписку.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Церковь во имя ап. Симона Кананита. IX–X вв. (?), восстановлен в нач. 80-х гг. XIX в. Фотография. 2011 г. Церковь во имя ап. Симона Кананита. IX–X вв. (?), восстановлен в нач. 80-х гг. XIX в. Фотография. 2011 г. Монастырский ансамбль в XIX - нач. XX в. представлял собой архитектурно-ландшафтный комплекс, к-рый занимал большую территорию и состоял из частей нижней (приморской) и верхней (на склоне горы, именуемой Афонской). Обе части связаны «Царской аллеей» и дорогами, пешеходной и экипажной. В архитектурном облике обители и во внутреннем убранстве ее храмов просматриваются афонские традиции. За мон-рем и его окрестностями закрепилось название «Новый Афон». Комплекс т. н. нижнего монастыря в основном сложился в 80-х гг. XIX в. Восстановлен храм ап. Симона Кананита (освящен 10 мая 1882 г. архиеп. Иоанникием (Рудневым), экзархом Грузии); сооружены колокольня Покровского храма, к которому пристроена галерея (1882), придел во имя арх. Михаила (освящен 6 июня 1883 г. еп. Имеретинским свт. Гавриилом (Кикодзе)); келейный корпус, трапезная, гостиницы для привилегированных паломников и странноприимная, 2 больницы, часовня при монастырских вратах. В сер. 80-х гг. XIX в. устроены набережная и морская пристань, близ последней воздвигнута часовня во имя блгв. кн. Александра Невского (1890-1891, проект при участии архит. Н. И. Тарасова). По проекту и под наблюдением игум. Иерона была возведена бетонная плотина со шлюзами и водопадом на р. Псыртсха (1882), благоустроен берег близ ее устья, прежде заболоченный; устроены водяная мельница с водокачкой, пресноводные пруды с проточной водой. Разнообразные хозяйственные службы, склады, кирпичный завод, каменоломню и др. постройки связывала конно-железная дорога; для подвоза лесоматериалов использовалась паровая тяга. В 1882 г. построено здание школы. В 1884-1911 гг. создан «величественный и грандиозный» ансамбль т. н. верхнего мон-ря. Он сооружался в соответствии с замыслами и планами иеросхим. Иеронима по проекту игум. Иерона и архит. Н. Н. Никонова . Согласно афонской традиции, 2-3-этажные братские корпуса образуют замкнутый четырехугольник, внутри к-рого находится собор во имя вмч. Пантелеимона с приделами: свт. Николая Чудотворца, блгв. кн. Александра Невского, вмч. Георгия Победоносца, равноап. Марии Магдалины. Собор заложен имп. Александром III Александровичем в 1888 г., главный престол освящен в сент. 1900 г. епископом Сухумским Арсением (Изотовым; † 1909). В братских корпусах были устроены и освящены храмы: Вознесения Господня (1894), ап. Андрея Первозванного (1895), Всех Афонских святых (1896), мч. Иерона (1906), в честь иконы Божией Матери «Избавительница» (1909). В зап. части комплекса т. н. верхнего мон-ря сооружена трапезная с колокольней над ней.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

1886. 31. С. 1-2). Подлежащие рассмотрению вопросы касались положения духовенства, духовных учебных заведений И. е. и т. п. В период архипастырства свт. Гавриила (Кикодзе) увеличилось число церковноприходских школ, были открыты Кутаисская ДС и жен. епархиальное уч-ще. В 1-й пол. XIX в. жалованье представителей духовенства И. е. было в неск. раз ниже того, что получали в Вост. Грузии. Усилия, предпринятые правительством во 2-й пол. XIX в. с целью увеличения годовой выплаты до уровня 300 р., не избавили мн. церковно- и священнослужителей Зап. Грузии от бедности. В 80-х гг. свт. Гавриил создал для нуждающихся представителей духовенства кассу помощи, куда поступали пожертвования от частных лиц и различных орг-ций; в 1891 г.- Братство царя св. Давида IV Строителя для нуждающихся учащихся уездного ДУ (Дроэба. 1891. 71. С. 3-4). Помимо И. е. свт. Гавриил с 30 мая 1869 по 1886 г. управлял также Абхазской епархией Грузинского Экзархата. В кон. XIX в. И. е. подчинялись 8 мон-рей и 478 церквей; в 1901 г. в И. е. действовали 6 муж. монастырей: гелатский Успения Пресв. Богородицы; Джручский ( Джручи ) вмч. Георгия; Кацхский ( Кацхи ) Вознесения Господня; Моцаметский ( Моцамета ) св. мучеников Давида и Константина Аргветских; Намарневский Иоанна Крестителя; Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы - и женский Мгвимский (Мгвимеви) Спасский ( Рункевич. 1903. Т. 4. Стб. 736-750). В отличие от внутрироссийских епархий И. е. долгое время не имела своего офиц. печатного органа. В 1883-1910 гг. благочинный Шорапанского у. прот. Давид Гамбашидзе на собственные средства издавал еженедельный религ. ж. «Мцкемси» (Пастырь), в котором помимо офиц. церковной информации печатались статьи на духовные темы. В 1908-1915 гг. журнал выходил на рус. языке ( Бубулашвили. 2003. С. 47). В 1908-1915 гг. свящ. Симеон Мчедлидзе на частные средства издавал в Кутаисе еженедельную газ. «Шинаури сакмееби» (Дела домашние), к-рая освещала в т. ч. и церковные темы. В нач. XX в. духовенство И. е. активно включилось в политические процессы, происходившие в Грузии.

http://pravenc.ru/text/389493.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010