После упразднения Абхазского (Западногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) в 1814 г. и перехода Церкви в Зап. Грузии в ведение РПЦ духовные уч-ща были закрыты, преподавание сохранилось в церковноприходских школах, обучение протекало на груз. языке. По решению Синода в янв. 1821 г. в Кутаисе, а позже в Сенаки и Озургетах открылись окружные духовные уч-ща, где обучали на русском языке. Выпускники продолжали учебу в Тифлисской ДС (подробнее см. в ст. Имеретинская епархия Грузинского Экзархата РПЦ). Кутаисское ДУ стало 1-м учебным заведением, открытым российскими властями на территории Имерети, а также самым крупным в Кутаисе. Оно просуществовало до 1918 г. В 1831 г. здесь учились 100 учеников, в 1890/91 уч. г.- 386, в 1892/93 уч. г.- 430, в 1900/01 уч. г.- 557. В уч-ще воспитывались такие известные общественные деятели Грузии, как историк Ф. Жордания , филолог М. С. Келенджеридзе, педагог Л. Г. Боцвадзе, сщмч. Симеон (Мчедлидзе) , еп. Батумско-Шемокмедский Нестор (Кубанеишвили), нобелевский лауреат писатель Г. Т. Робакидзе, поэты Г. В. Табидзе и Т. Ю. Табидзе и др. К. д. с. в XIX - нач. XX в. Идея основания семинарии в юрисдикции Имеретинской епархии появилась в нач. 30-х гг. XIX в.: инициаторами выступили члены правления восстановленной незадолго до этого Тифлисской ДС, считавшие, что одна семинария не сможет полностью обеспечить духовными кадрами епархии Зап. Грузии. Доклад по этому вопросу был представлен экзарху Грузии митр. Ионе (Василевскому (Васильевскому)) ; 1 окт. 1821 - 5 марта 1832), но Синод отказал в открытии К. д. с. по причине нехватки средств и кадров. Во 2-й пол. 60-х гг. XIX в. духовенство Зап. Грузии под рук. еп. Имеретинского свт. Гавриила (Кикодзе) вернулось к вопросу об открытии в Грузии еще одной семинарии. В 1867 г. свт. Гавриил отправил обер-прокурору Синода гр. Д. А. Толстому прошение, в к-ром обосновывал необходимость открытия ДС в Кутаисе удаленностью Зап. Грузии от Тифлиса, разницей в климате между Зап. и Вост. Грузией, бедностью значительной части западногруз. духовенства, не имевшего возможности столь далеко посылать детей для получения образования (НЦРГ. Ф. 33 (М. Келенджеридзе). Д. 102). Толстой внимательно отнесся к ходатайству, однако на заседании Синода 6 окт. 1867 г. его было решено отклонить ввиду недостаточности средств. Свт. Гавриил приступил к сбору денежных пожертвований: в сент. 1871 г. в Кутаисе было проведено епархиальное собрание, на к-ром было принято решение обязать имеретинское духовенство ежегодно собирать и жертвовать в фонд семинарии 13 тыс. р. Кроме того, по настоянию свт. Гавриила вносить определенные суммы в фонд обязывались еп. Гурийский Гавриил (Туския) и еп. Мингрельский Тарасий (Елиава) (последний - 2 тыс. р. ежегодно). В 1872 г. в Кутаисском коммерческом банке был открыт специальный счет. Первую сумму в 1 тыс. р. внес свт. Гавриил, высказавший намерение ежегодно жертвовать в фонд 100 р.

http://pravenc.ru/text/2462337.html

Для владыки не существовало различия между просителями: и стар и млад, князь и крестьянин, родственник, знакомый и незнакомец - все были для него равны и равно могли рассчитывать на его помощь, поддержку и защиту. Он не терпел беззакония и безнравственности, почему нередко обличал нечестивых дворян не взирая на их высокое положение. Так, незадолго до объявления манифеста об уничтожении крепостного права он в Кутаисском кафедральном соборе произнес речь, в которой, приветствуя наступающий праздник крестьянской свободы, со свойственным ему красноречием яркими красками очертил крепостничество, как явление мрачное и противное учению Христову. Многие оставили храм, послышались ропот и негодование на правдивого оратора, в церкви остались только предводители дворянства с горожанами, которые со вниманием и коленопреклонением слушали красноречивого проповедника. При первом же выражении недовольства, он как бы вышел из обычного спокойного состояния и продолжал с большим воодушевлением. Проповедь окончилась, и обедня отошла. Церковная ограда вся была переполнена возбужденным против преосвященного дворянством. Резкие голоса угроз проповеднику из ограды слышны были и в церкви, у выхода которой стал в угрожающей позе дворянин К. К. с приподнятою из ножен шашкой в руке и с явным, нисколько нескрываемым намерением убить дерзновенного епископа. Преосвященный Гавриил спокойно и не спешно снял облачение и направился к выходу. Проповедник оказался в дверях и бросил взгляд в сторону, где стоял с приподнятой из ножен шашкой дворянин. Все смолкло кругом, густая толпа дворян расступилась, и преосвященный спокойно направился к улице, где стоял его экипаж, но он экипажа не взял и пешком отправился домой. Все кончилось благополучно. К. К. и другие главари разошедшихся дворян растерялись: " победил меня преосвященный. Проклятая рука так и присохла к эфесу сабли " , - проговорил взволнованным голосом К. К. Еще одним примером непреклонности святителя Гавриила служит отказ отпеть в соборе умершего князя, человека безбожного и развратного. Когда его гроб принесли в собор, епископ Гавриил встал на паперти и, повелев положить гроб у ступени, сказал, обращаясь к покойнику: «Зачем ты пришел сюда, ведь при своей жизни ты ни разу не переступил порога храма, что тебе нужно здесь? Теперь уже поздно, ступай, откуда пришел»,— и отказался впустить гроб с покойником в храм.

http://pravicon.com/info-3618

с 22.07.1889 по 3.05.1891 еп. Великоустюжский, викарий Вологодской епархии, † 30.03.1902 Иоанникий (Казанский) епископ, бывший еп. Великоустюжский, викарий Вологодской епархии с 3.05.1891 по 23.08.1892 еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии, † после 1917 Феодосий (Рождественский), епископ, бывший еп. Михайловский, викарий Рязанской епархии с 23.08.1892 по 12.06.1893 член Московской синодальной конторы, † 23.01.1895 В 1894 году вышла из состава Грузинского экзархата. Сформирована самостоятельная епархия. Гурийская 84 Восстановлена 1 апреля 1844 года Кафедра в Озургетах Николай (Шервашидзе) митрополит, рукоположен Евфимий (Цулукидзе) епископ, рукоположен с 29.06.1844 по 11.04.1853 еп. Имеретинский Иоанн (Иосселиани) епископ, рукоположен с 8.09.1853 по 19.08.1858 на покое; † 19.10.1867 Гавриил (Туския) епископ, рукоположен с 25.03.1859 по 1.08.1881 на покое; † 11.09.1881 Гурийско-Мингрельская 12 июня 1885 года соединена с Мингрельской епархией Кафедра в Поти Григорий (Дадиани, кн.) епископ, рукоположен с 25.03.1886 по 20.03.1898 уволен от управления † ок. 1907 или 1903 Имеретинская С 19 ноября 1821 года Кафедра в Кутаиси Софроний (Цулукидзе) архиепископ, бывший архиеп. Рачинский (Никорцминдский) с 19.11.1821 † 8.11.1841 Давид (Церетели) митрополит, бывший митр. Мингрельский с 7.08.1843 † 14.02.1853 Евфимий (Цулукидзе) епископ, бывший еп. Гурийский с 11.04.1853 † 4.04.1856 Герман (Гоголашвили) епископ, бывший еп. Абхазский со 2.09.1856 по 2.07.1860 на покое; † 11.08.1868 Гавриил (Кикодзе) епископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии со 2.06.1860 с 30.05.1869 до 1886 управлял Абхазской епархией; † 26.04.1896 Виссарион (Дадиани) епископ, бывший еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии с 6.06.1898 † 4.08.1900 Викарии Имеретинской епархии Мингрельский (Чкондидский) епископ Кафедра в Мартвили (Чкондии) Виссарион (Дадиани) епископ, рукоположен с 29.12.1874 по 12.06.1885 уволен, с 1.03.1886 еп. Алавердский, викарий Грузинской епархии; † 4.08.1900 Чкондидская

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

был передан фамилии Церетели (Кавказский календарь. 1854. С. 498). Монашеская жизнь в Д. была возрождена, храм отреставрирован, возведены хозяйственные постройки. 14 сент. 1804 г. архимандритом Д. был назначен Давид (Церетели). 24 апр. 1805 г. за обустройство мон-ря он был хиротонисан во епископа с возведением в сан архиепископа и в том же году возведен в сан митрополита. Митр. Давид управлял Д. до 1829 г., после чего был назначен митрополитом Мингрельским. 9 июня 1834 г. митр. Давид был уволен на покой в Д., там же скончался (18 февр. 1853) и погребен. При нем в монастыре были произведены значительные восстановительные работы и расширены владения. Митрополит и члены его семьи делали значительные пожертвования мон-рю, в частности 58 крестьянских семей. В XIX в. Д., как и мон-рь Кацхи , стал фамильным склепом рода Церетели. В храме сохранились могильные плиты с эпитафиями Кайхосро Церетели († 1828) и его сыновьям: генерал-майору Зурабу († 1823) с супругой Тамарой († 1823) и дочерью Кетеван († 1823) и Григорию († 1845); здесь похоронены супруга Гиго Церетели Васаси (дата отсутствует) и Григорий Церетели († 1895). Описания XIX в., сделанные Г. Церетели, Д. З. Бакрадзе , позволяют установить, что монастырь, входивший в это время в Гурийско-Мингрельскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ , занимал достаточно большую территорию и представлял собой огороженный комплекс, состоявший из размещенных вокруг храма келий, высокой колокольни, хозяйственных построек и др. сооружений. Во 2-й пол. XIX в. Д. принадлежало 220 крестьянских семей, обширные пахотные земли, многочисленные стада, ульи. С 20 марта 1860 по 7 дек. 1865 г. настоятелем Д. был архим. Виссарион (Дадиани; впосл. епископ Имеретинский). В 70-х гг. XIX в. князья Церетели овладели монастырским имуществом, и еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) подал на них жалобу в Грузино-Имеретинскую синодальную контору . Святейший Синод удовлетворил ходатайство и обязал Церетели выплачивать мон-рю ежегодную компенсацию в размере 700 р.

http://pravenc.ru/text/171863.html

В 1885 г. еп. Имеретинский Гавриил (Кикодзе) пригласил А. Н. в Кутаиси для проверки песнопений, переложенных на ноты Коридзе. По решению Комитета по восстановлению грузинского церковного пения для записи и переноса на ноты имеретино-гурийского церковного пения были выбраны Димитрий Чалаганидзе, Ражден Хундадзе, Ивлиане Церетели, руководить ими было поручено А. Н. Работа велась с 1893 г. и до кончины А. Н. (похоронен в мон-ре Шемокмеди - Тавберидзе. Грузинские деятели. 2005. С. 88-89). Давид Антонович свящ., певчий и знаток песнопений, по прозвищу Кавказский соловей. Имел 9 дочерей и сына, одна из дочерей, Соня, унаследовавшая от отца красивый голос, была известной оперной певицей, выступавшей в Грузии и Италии. В 1870 г. Д. А. был рукоположен во священника, в 1875 г. назначен настоятелем ц. св. Марины в Озургети и благочинным. После объединения Гурийской и Мингрельской епархий (1886) эта церковь получила в городе статус соборной ( ). 12 февр. (по др. данным, 25 янв.) 1908 г. был возведен в сан протоиерея. Был членом правления Озургетского ДУ, где преподавал церковное пение. В 1883 г. за спасение утопающего (еп. Гавриила (Туския)) по представлению Святейшего Синода имп. указом Д. А. был награжден золотой медалью. В 1885 г. вместе с др. певчими участвовал в оценке и проверке песнопений, положенных на ноты Коридзе. После смерти отца вместе со Свимоном Моларишвили продолжил процесс передачи песнопений Коридзе. К 1910 г. на ноты были записаны «полные песнопения всех восьми гласов, песнопения на все праздники, а также ирмосы, песнопения литургии и др.» (Кекел. Q 840. С. 39). В период прихода к власти социал-демократической партии и правления Н. Жордания в 1918-1921 гг. по неизвестной причине Д. А. был арестован. Неизвестно, умер ли он естественной смертью или стал жертвой репрессий. По сведениям некоторых родственников, Д. А. был замучен большевиками ( Тавберидзе. Грузинские деятели. С. 96). Возможно, был похоронен в Шемокмедском мон-ре. Романоз певчий, учитель церковного пения в с. Патрикети. Был известен как знаток песнопений литургии, Октоиха, Постной и Цветной Триодей. Хорошо знал Свящ. Писание и грамоту груз. языка, к-рой обучал учеников (Документы по истории. 2006. С. 127). В отчете певчего Семена Канделаки, составленном на имя благочинного Иована Гамеркелова (Гамрекели), подтверждаются профессиональные знания Р. и отмечается хороший уровень подготовки его учеников-певчих. Р. был приглашен свящ. Антоном Баланчивадзе, отцом композитора М. Баланчивадзе и дедом хореографа Дж. Баланчина, в с. Баноджа для обучения пению сельских жителей (в т. ч. буд. композитора; см.: Бокерия Г. Поступенное развитие нашей национальной музыки//Гос. музей театра, музыки и кино. Ркп. 16373 (цит. по кн.: Сухиашвили, Саникидзе. 2004. С. 139)).

http://pravenc.ru/text/180574.html

В 1891 г. Накашидзе познакомил Е. и Шарадзе с груз. певчим и музыкантом Ф. Коридзе , к-рый обучил их европ. 5-линейной системе нотации. Е., обнаруживший блестящие муз. и каллиграфические способности, копировал нотные рукописи груз. песнопений, записанных Коридзе. В 1884 г. под рук. еп. Имеретинского св. Гавриила (Кикодзе) в Кутаисе был основан Комитет по восстановлению груз. духовного пения, занимавшийся преимущественно сбором и записью западногруз. песнопений. Коридзе переложил на 5-линейную нотацию неск. тысяч древнегруз. песнопений, к-рые Е. и Шарадзе издали на собственные средства в 6 сборниках («Литургия св. Иоанна Златоуста» (1895), «Песнопения чина Погребения» (1899), «Песнопения на Литургию Преждеосвященную, на Литургию св. Василия Великого, чина Венчания» (1901), «Песнопения Пасхи» (1904), «Праздничные причастны» (1908), «Праздничные песнопения литургии» (1911)); в 1899 г. священники братья Василий и Полиевкт Карбелашвили выпустили в типографии Е. и Шарадзе сборники картлийско-кахетинских песнопений («Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Рождественские песнопения»). В 1893 и 1902 гг. Коридзе на средства Е. и Шарадзе посетил Гурию, где записал песнопения, исполненные знатоками древнегруз. церковнопевч. искусства братьями Антонием и прот. Давидом Думбадзе (изд. в сборниках: Литургия св. Иоанна Златоуста/Перелож. на ноты: Ф. Коридзе. Тифлис, 1895; Праздничные песнопения литургии/Перелож. на ноты: Ф. Коридзе. Тифлис, 1911). В 1908 г. Шарадзе скончался от туберкулеза, Е. тяжело переживал его смерть. Один из типографских рабочих забрал свою долю из типографии и имущества покойного, в перечень вошли ценные рукописи Коридзе. Лишь спустя неск. лет Е. смог отыскать их в б-ке основанного в 1907 г. Историко-этнографического об-ва Грузии, 1-м председателем которого был прав. Евфимий Такаишвили, разрешивший Е. скопировать рукописи. В 1909 г. Е. при содействии редактора ж. «Шинаури сакмееби» (груз.- Домашние дела) сщмч. Симеона (Мчедлидзе) перевез типографию в Кутаис. Постоянного помещения не было, и типография с готовой продукцией была разграблена (НЦРГ. Q 840). В 1911 г. в Бахмаро скончался Коридзе, и ответственность за сохранность его архива взял на себя Е. В этот переломный момент своей жизни Е. окончательно избрал монашеский путь. Его духовником стал груз. подвижник того времени прп. Алексий (Шушания; 1852-1923). В 1912 г. по благословению еп. Имеретинского Георгия (Аладашвили) Е. поступил послушником в мон-рь Гелати , где 23 дек. игум. Антимоз (Робакидзе) постриг его в монахи с именем Евфимий в честь прп. Евфимия Святогорца . В мае 1913 г. Е. был рукоположен во диакона, в 1917 г. еп. Георгием - во иерея. В 1920 г. братия мон-ря избрала Е. своим представителем в Имеретинское епархиальное собрание.

http://pravenc.ru/text/187685.html

Генералу Гейману в тот же день я сообщил новость о получении в Кутаисе телеграммы о рождении у Наследника престола сына, Николая Александровича, и что в Кутаисе и в Тифлисе уже отслужили торжественный молебен по сему случаю. Мы условились с ним на другой день отслужить молебен и в сухумской церкви, и он тотчас же распорядился оповестить об этом всех служащих и назначил военный парад. 14 мая, в 10 часов утра, в единственной сухумской, военной церкви, которая довольно поместительна, но неизвестно, по какой причине обращена алтарем на юг, вместе с преосвященным Александром, отслужили благодарственный молебен. Пред началом молебна я обратился к довольно многочисленному собранию предстоящих, большею частию лиц служащих военного звания, с краткою речью, в коей, объявивши о радостном для Царского Дома и для всей России событии, просил их оказать сочувствие и посильное содействие делу распространения и утверждения между горцами Православия, которое должно довершить покорение Кавказа и окончательно закрепить за нами горцев, без чего Кавказ нельзя еще считать совершенно завоеванным и усвоенным. 15 числа, по заранее составленному маршруту путешествия по Абхазии и Самурзакани, утром, на военной шхуне «Пицунда», вместе с г. Гейманом мы поехали прямо в Пицунды, дабы начать обозрение церквей с этого крайнего, северного, пункта. Пополудни приблизились к мысу, в конце которого издали завидели купол пицундской церкви. Высадившись на баркасе на берег, мы были встречены с хлебом и солью толпою жителей из окрестных деревень, состоявшею частью из новокрещенных христиан, частью из магометан. Поблагодаривши их за хлеб-соль, мы пригласили их всех под тень большого соснового дерева. Когда они расположились в тени, с одной стороны христиане, а с другой магометане, я обратился сначала к первым и кратко объяснил им сущность христианской веры и нравственности, убеждая их быть верными добровольно принятой им вере и оставить противные христианству обычаи. После того я обратился к некрещенным и указывая на видневшийся вдали, сквозь рощу, величественный собор, сказал им, что здесь было искони христианство , что этот собор построен их предками, что отсюда свет веры распространялся на соседние страны Мингрелию, Имеретию, Грузию, и убеждал их возвратиться на путь предков, тем более, что многие их односельцы, родные и знакомые уже приняли веру и крестились. Слова мои с русского на абхазский язык переводил светский переводчик, абхазец, служащий в Сухуме, но, как я после узнал, не особенно хорошо. О впечатлении моей беседы на некрещеных я не мог узнать ничего. По окончании моей беседы, несколько времени говорил с народом генерал Гейман, а потом мы направились сквозь сосновую рощу к собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Д. имел подворья в Сухуме и пос. Дубинка на окраине Екатеринодара. С 1889 г. при Д. было открыто уч-ще, где на содержании мон-ря 40-50 детей получали общее и духовное образование, обучались ремеслу, садоводству, пчеловодству и др. Мон-рь имел библиотеку, больницу, аптеку; здесь же была расположена и епархиальная типография. Согласно декрету Комиссариата автономной Абхазии от 1 сент. 1919 г., объявившего Сухумскую кафедру, вошедшую в состав восстановленной автокефальной Грузинской Православной Церкви, вакантной, право на управление Д. предоставлялось временно управляющему епархией: с 3 по 11 сент. 1919 г. эту должность занимал архим. Иоанн (Маргишвили), затем - исп. Амвросий (Хелая) , с 7 окт. 1919 г. митрополит Сухумско-Абхазский (Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 292). Среди известных насельников Д.- глинский старец схиархим. Серафим (Романцев) , подвизавшийся в Д. с 1922 г., после закрытия Глинской пустыни , принявший здесь постриг и рукоположенный во иерея (1926). После установления советской власти в Грузии (25 февр. 1921) Д. постепенно пришел в упадок и был закрыт в 1928 г. Ист.: Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006. Лит.: Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Гавриил (Кикодзе), еп. Обозрение Абхазских приходов в 1871 г. М., 1872; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Джугели А. Из Абхазии//Мцкемси (Пастырь). Кутаис, 1886. 28. 10 окт. 1886 г. (на груз. яз.); Освящение древнего храма Дранда в Абхазии еп. Имеретинским Гавриилом и его последнее обращение к абхазской пастве//Там же. 1886. 30. 30 окт. (на груз. яз.); Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894; Боярский А. Драндский Успенский мон-рь на Кавказе. Од., 1894; И. Н. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898.

http://pravenc.ru/text/180405.html

Итак, при самом своем рождении, Сласитель преподал нам великий нравственный урок. Младенец, повитый и положенный в яслях, Он не мог еще учить нас словами; но бедная и простая эта обстановка, в которой Он заключил свое Божественное величие, самым делом показала нам, что человек должен предпочитать внутренния совершенства внешним преимуществам, и более должен заботнться о приобретении первых, нежели последних. Всем нам известно, что человек состоит из души и тела, и что вся его жизнь слагается из внутренних, невидимых его действий и из наружных, телесных действий, или видимой, внешней обстановки. Зная это, всякий согласится также и с тою мыслию, что душа важнее тела, и что усовершенствование душевных сил необходимее для человека, нежели улучшение наружных, внешних действий и удобств жизни, например, никто не может спорить с тою мыслию, что человеку необходимее и полезнее заботиться об обогащении своей души познаниями и образованностию, нежели об украшении своего тела богатыми нарядами, – или, – что гораздо важнее для его счастия и достоинства приобресть добрые сердечные склонности и образовать в себе привлекательный характер, нежели обогащать свое жилище дорогою мебелью. Между тем большая часть людей во все времена думала и заботилась только о наружной стороне своей жизни, и оставляла в пренебрежении лучшую часть своего существа. Но в особенности до Рождества Христа Спасителя человек жил одною внешнею жизнию. Даже те учреждения в человеческих обществах, которые имели целию одну только духовную сторону, например религия, до Рождества Христова не могли обратить человека к внутренней стороне его существа, но вместо того сами ограничивались одними наружными обрядами. Не говоря уже об языческих религиях, которые совершенно заключались в одних наружных действиях и в обоготворении видимых предметов, как то: солнца, луны, звезд и проч., даже иудейская вера, хотя была дана евреям самим Богом: но пред Рождеством Христовым до такой степени потеряла свое значение, что не могла уже вести народ к внутреннему усовершенствованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Но это был не первый случай его общения с Афоном. О его контактах с Афоном до окончательного его переселения сюда сообщает нам неизвестный летописец Руссика: «Еще будучи послушником, а потом уже иеромонахом, но еще молодым, он дважды путешествовал в святой град Иерусалим для поклонения Животворящему Гробу Господню и другим святым местам Святой Земли, и оба раза заезжал и на Святую Гору Афон, с которой он таким образом лично познакомился. В семидесятых годах прошлого столетия покойные русские старцы нашего монастыря отец Иероним и отец Макарий поручили тогдашнему настоятелю принадлежащей монастырю часовни в Москве иеромонаху Арсению (Минину) отыскать на Кавказе, в пределах прежней Иверии или Грузии, место для постройки монастыря на случай необходимости переселения с Афона. Отец Арсений с другими из числа монашествующих отправился на Кавказ и там нашел подходящее место, где потом и начал созидаться монастырь. По этому делу отцу Арсению надобно было часто бывать в Кутаиси у преосвященного Гавриила (Кикодзе), в пределах епархии которого находилась тогда и Сухумская область, где ныне находится Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. Бывал отец Арсений и в Моцаметском и Гаенатском монастырях, здесь он и познакомился с отцом Феодором, с которым случилось вместе и не раз ездить к преосвященному Гавриилу. Таким образом, отец Феодор принимал участие в определении места для Ново-Афонского монастыря, в архипастырском на это соизволении и благословении и в устроении его именно при древней церкви во имя святого апостола Симона Зилота или Кананита. Отец Арсений близко познакомился с отцом Феодором и даже предлагал ему перейти к ним в новоустроенный монастырь на жительство, где тогда были еще едва ли не единицы монашествующих и было тихо и уединенно. Отец Феодор на первых порах не отказывался от переезда, но переход его почему-то не состоялся. В семидесятых годах на Афон прибыл из Грузии дворянин Вахтанг Баркалая, принял здесь монашество с именем Венедикта, приобрел у греков старинную келлию с древней церковью и отдельно построил при ней церковь во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. К отцу Венедикту стали приезжать из Грузии и поступать на жительство желающие монашествовать на Афоне его соплеменники — грузины.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=258...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010