НОЯБРЬ 3 Николай Мнатоби, прп., +1308 4 Иоанн, Стефан и Исаия Грузины (Иерусалимские), прп., + 846 10 Колесование вмч. Георгия Победоносца, + 303 Константи-Кахи, кн., вмч., + 852 17 Гоброн-Михаил и 133 воина, пострадавшие с ним, + 914 г. 19 Иларион Грузин (Картвели), прп., + 875 г. 23 Григорий (Перадзе), сщмч. архим., теолог, + 1942 г. 29 Авив Некресели (Некресский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 30 Вахтанг Горгасали, св. царь Картли, +502 Петр I, свт., 1-й католикос Картли (Мцхетский), V в. Самуил I, свт. католикос Картли (Мцхетский), V в. ДЕКАБРЬ 2 Иессей (Иесе) Цилкнели, свт., еп. Цилканский, один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 10 Вахтанг III Тавдадебули (Самопожертвователь) царь-мч., + 1302/08 11 Собор святых ГПЦ 12 Иоанн Зедазнели, прпмч., IX в. 19 Георгий и Савва Хахулели (Хахульские), братья, прпп., сер. XI в. 21 Макарий Хахулели (Постник), прп., настоятель мон-ря Хахули, XI в. 27 Стефан Хирсели (Хирсский), один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, прп., VI в. 31 Сабиана, прп., игумения, воспитательница вмч. Георгия и его сестры Феклы ЯНВАРЬ 2 Георгий Ивериели, мч. + 1770/1777 3 Иоанн Чкондидели, архиеп. Чкондидский, + XI в. Евфимий Такаишвили, прав., историк + 1953 4 Шио Мгвимели и его ученики и сподвижники Евагрий Шиомгвимский и Илия Диакон, прпп., VI в. 8 Або Тбилели, мч., VIII в. 14 Нина, св. равноап., Просветительница Грузии, + 335 15 Саломея Уджармская и Перожавра Сивнийская, прав., IV в. 18 Алексий (Шушания), прп., иером. + 1923 Ефрем Мцире (Малый, Философ), прп., игум. Кастанского мон-ря, богослов, филолог, XI в. 19 Антоний Марткопели (Марткопский), прп., столпник, один из Сирийских отцов, сер. VI в. 20 Евфимий (Кереселидзе), исп., игум., (в святцах РПЦ - 19 янв.), + 1944 25 Гавриил (Кикодзе), свт., еп. Имеретинский, + 1896 26 Давид (III) IV Строитель (Возобновитель, Агмашенебели), св. царь единой Грузии, + 1125 29 Ашот Куропалат, св. царь, + 829 31 Тамара (Тамар), св. царица единой Грузии, + 1213

http://pravoslavie.ru/41585.html

Собор пицундский недавно возобновлен неутомимыми трудами престарелого майора Воронова, который сорок лет уже живет в Пицунде в качестве воинского начальника и употребляет все свое время на это богоугодное дело. Нельзя не отдать полной и заслуженной чести этому доброму и скромному труженику святого дела. Он оставит по себе вечный памятник. При входе в пицундский храм овладевает душою какое-то торжественное настроение, – так величественно и широко раскинулись его своды и арки. Во всем Закавказском крае только два древних храма могут спорить с ним по своим размерам, именно мцхетский в г. Мцхете и алавердский в Кахетии; но оба последние должны уступить ему в красоте и соразмерности частей. Впрочем купол церкви пицундской, если не ошибаюсь, кажется несколько низким в сравнении с высотою всей церкви. По своей древности пицундский собор также превосходит два упомянутые знаменитейшие храма; ибо хотя они основаны гораздо раньше пицундского, построенного в конце VII века, но зато не раз подвергались совершенному разорению и в настоящем виде были возобновлены впоследствии; тогда как пицундский храм всегда оставался в первоначальном виде, хотя часто бывал в запустении. По осмотре храма мы осмотрели два дома, вновь отстроенные в ограде церкви, один для предполагаемого училища, а другой для помещения абхазского епископа. Оба дома построены, как кажется, прочно и поместительны. После того мы посетили почтенного старца Воронова в его квартире. У него был для нас приготовлен обед; но мы спешили в дальнейший путь и уже удовлетворили свой голод, притом было томительно жарко, и потому мы, к великому его сожалению и к еще большему огорчению его хозяйки, принуждены были отказаться от угощения и распростившись с ними, возвратились на шхуну. Через час с небольшим г. Гейман высадил нас опять на берег у местечка Гудиуд, и поручив нас охране и покровительству местного начальника Будьми-дер-Кацмана, сам простился с нами на время и возвратился на шкуну, а мы, на казацких лошадях поехали на северо-восток, к селению Лихны.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Фрагмент орнамента кафоликона мон-ря Мокви. XII в. Фрагмент орнамента кафоликона мон-ря Мокви. XII в. В приписках к Моквскому Четвероевангелию упоминается «моквский трапезник, протоиерей Георгий» (НЦРГ. Q 902. Л. 105), современник архиеп. Моквского Авраама (1-я пол. XIV в.). На омофоре из М. сохранялась запись о джварисмтвиртели (крестоносце) Кандиле (1-я треть XVI в.) ( Жордания. 1902. С. 4). В приписках к созданному в М. Мартвильскому метафрасу фигурирует имя диак. Афанасия (Авжардадзе) (1560-1578) (НЦРГ. Q 39. Л. 260 об.). Церковь М. в XVIII-XIX вв. В кон. XVII - нач. XVIII в. вслед. набегов абхазов и северокавказских горцев М. сильно пострадал: он был упразднен как епархиальная кафедра, иконы, утварь и книги были перенесены в др. мон-ри (большая часть их утрачена), храм постепенно разрушался ( Селезнёв. 1847. Кн. 1. С. 46; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 781, 845). В нач. XIX в. владетели Самегрело князья Дадиани ненадолго восстановили богослужения в М. и в соседних церквах Илори и Бедиа (АКавАК. 1869. Т. 3. С. 203). В 1-й пол. XIX в. храм был заброшен и разорен ( Бакрадзе. 1875. С. 102). В 30-50-х гг. XIX в. фресковая роспись и выложенный цветным мрамором пол кафоликона М. все еще сохранялись, однако паперти были обрушены, стекла выбиты. Фасады храма заросли растениями. Многочисленные строения мон-ря, в т. ч. архиерейский дом, были руинированы ( Нордман. 1838. С. 226; Муравьёв. 1848. Т. 3. С. 286; Brosset.1851. P. 111-112; Бакрадзе. 1875. С. 103). В нач. 60-х гг. XIX в. на территории М. располагался казачий пост. Владетельный кн. Михаил Шарвашидзе (1822-1866), после того как, по преданию, его матери во сне явилась Пресв. Богородица и велела навести порядок в церкви, обновил кафоликон. Князь нанял мастера-грека, который за 25 тыс. р. взялся отреставрировать фасады и интерьер и покрыть кровлю черепицей. Работы велись небрежно и закончились лишь в 1868 г. В мае этого года М. посетил еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) (с 30 мая 1869 до 1886 управлял Абхазской епархией).

http://pravenc.ru/text/2564014.html

На всех местах своего служения преосвященный Гавриил обращал главное внимание на умственное и нравственное просвещение сельского духовенства. Его трудами и щедротами было основано Гаврииловское епархиальное женское училище, он учредил много церковно-приходских школ в то время, когда в Кутаисской губернии не было никаких народных школ. По его почину и при его содействии в 1894 году была основана вторая семинария в Грузии - Кутаисская. Епископ Гавриил был милосердным благотворителем, щедро раздавал пособия вдовам и сиротам своей паствы. Он глубоко сочувствовал положению простого народа и старался помочь делу всенародного начального образования. Многим молодым желающим учиться подавал он руку помощи, предоставлял им свой кров и оплачивал их обучение. Он делил трапезу с этими отроками, ведя долгие беседы, дабы пробудить в них добродетельные мысли, взрастить в их юных душах любовь к смирению. Его девизом было: " Ничего нет моего, все принадлежит Богу " . Из дневников епископа Гавриила видно, скольких беспризорных покойников похоронил он, скольких неимущих он одел, скольким он оплатил дорогу, скольким учащимся приобретал учебные принадлежности, скольким больным покупал лекарства. Зимой он нередко посылал анонимно дрова и деньги семьям, потерявшим кормильца. Простота характера святителя проявлялась даже в одежде, жилище и пище. Нередко посетители, увидев одетого в поношенное монашеское платье старца, принимали его за слугу. Владыка Гавриил был пылким защитником грузинского языка. Он откровенно и бесстрашно боролся со всеми, кто ущемлял права его родного языка. Гавриил считал, что именно язык является " основным элементом индивидуальности народа " и что любой народ, лишившись родного языка, лишен индивидуальности и традиций. Такое настроение владыки часто сталкивало его с русским экзархом Евсевием и стяжало святителю репутацию " неблагонадежного " у властей. С другой стороны, у святителя находилось немало недоброжелателей среди грузин. Он получал письма с обвинениями в неправедности, несправедливости, безнравственности, амбициях, и распродаже церковного достояния. В 1885 году был убит его секретарь, известный публицист Евстафий Мчедлидзе (Бослевели). Письма с угрозой получил и владыка. В то время он решил-было покинуть Грузию, но все же остался. Впослдствии он писал: " Моей душевной слабостью было то, что испугался. Но не только за себя я боялся, ибо я уже стар, и жить осталось недолго. Если бы меня убили, какой позор пал бы на весь народ, предавший своего пастыря " .

http://pravicon.com/info-3618

2-е. Физиологическое впечатление, или перемены органов чувств, труднее определить во всех частях, т.е. можно узнать, что происходит в самих наружных частях органов, но следить далее за впечатлениями очень трудно. В органе зрения составляется физическое изображение предмета; орган слуха сотрясается, или приходит в дрожание; перепонка носа и языка известным образом раздражаются; но что потом происходит с нервами зрения, слуха, осязания, обоняния и другими? Каким способом они переносят впечатления до мозга? Физиология отвечает, что посредством кругового движения какого-то нервного начала, или нервной жидкости. Еще труднее понять, в каком виде отражаются в мозгу сии впечатления или, иначе, что происходит от них в мозгу? Вероятно опять какие-либо механические раздражения или, быть может, некоторые химические изменения мозговой мякоти и вероятно, различные, от различных нервов. Наконец 3-е. Следствием всех сих физических причин бывает ощущение, т.е. зрение, слух, запахи, вкусы, боль, жар, холод и пр. В первой главе было уже доказано, что сами эти ощущения суть явления духовные. §51. Об отношении наших ощущений к самим явлениям Из анализа чувств, представленного в первой главе, мы отчасти видели также какое есть отношение между нашими ощущениями и бытием самих вещей и явлений природы. Зрение состоит из ощущений цветов, фигур, величин, расстояния и пр., все сии ощущения, очевидно, имеют свои причины в соответствующих им явлениях, но ощущение цветов, не похоже на физическую причину, его производящую. Свет, как наше ощущение, не похоже на то физическое явление, которое произвело его в нас. Наружная причина, производящая в нас это ощущение, действительно существует в природе, иначе пришлось бы думать, что мы сами в себе возбуждаем ощущение света; но говорю, что она отлична от самого ощущения. Но все прочие свойства вещей, изучаемые зрением, как то: фигура, величина, расстояние, без сомнения, таковы же в природе, каковы и в нашем ощущении. Тела, конечно, имеют крайние линии и очертания, кои мы называем фигурою; они также имеют относительную величину и расстояние и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

§30. Внимание Когда я смотрю на множество предметов разом: то можно сказать, что ни один из них не вижу по надлежащему. Но если я хочу изучить их как следует: то на каждом из сих предметов, хотя на несколько мгновений, я должен остановить глаза так, чтобы в эти мгновения я ничего более не видел и ни о чем более не думал, кроме рассматриваемого предмета. Другой пример: если я слышу множество голосов разом, то ощущение слуха бывает смешанное, неопределенное. Но если я хочу разобрать голоса, узнать кому или чему они принадлежат, то я должен к каждому из доходящих до меня звуков прислушиваться отдельно. Еще один пример: положим, что я вхожу в оранжерею, наполненную пахучими цветами; обоняние мое ощущает разом множество запахов, и это ощущение бывает смешанное, неопределенное. Но если я хочу разобрать какой запах принадлежит каждому цветку, то я должен каждый цветок обнюхивать отдельно. Эта остановка глаз на предметах, или всматривание, это прислушивание, это обнюхивание, есть действие души, или та её способность, которая называется вниманием. И так внимание есть то действие души, когда она, из множества возникающих в ней ощущений, останавливается на каком-нибудь одном, или на каждом поочередно. По отношению же органа, внимание есть направление его к тому, чтобы получить то самое впечатление, которое душа избирает предметом своего внимания. Очевидно, что вниманием начинается всякое познание: ибо нельзя знать того, на что мы не обратили внимания. Сила внимания свидетельствует о силе самой души, и не даром говорится, что гений есть глубина и сила внимания. Но величайшая важность сей способности для Психолога заключается в том, что она есть первое свободное действие души. Душа в своих ощущениях не вольна: ибо она поневоле чувствует то, что представляют впечатления органов. Она не может не видеть, когда открыты глаза; не может не слышать, когда близко раздаются звуки; и притом она не может иначе ощущать, как только пятью своими органами, но внимание есть свободное её проявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

а) Темперамент, происходящий от господствующей склонности к чувствованиям. Виды его: 1. При легком, умеренном возбуждении, легкое чувство сангвинического темперамента. 2. При более трудном возбуждении, глубокое чувство меланхолического темперамента. b) Темперамент, происходящий от господствующей склонности к деятельной жизни. 1. При легком возбуждении, быстрый нрав холерического темперамента. 2. При более трудном возбуждении, хладнокровная рассудительность флегматического характера. Сделаем краткие замечания в оправдание такого деления. Если наблюдать внимательно, как над отдельными личностями, так и над целыми племенами: то можно увериться, что некоторые люди и народы на самом деле имеют наклонность более к чувствованиям, внутренним движениям, нежели к деятельности; напротив того, другие более склонны к деятельной, трудолюбивой жизни и презирают всякие бесплодные порывы чувств. Таково, например, различие в характере жителей востока и запада. Далее, два вида темперамента, сангвинический и меланхолический, соответствующее первому роду, именно состоят в преобладании известного рода чувствований и встречаются у жителей востока; напротив того, темпераменты холерический и флегматический обозначают более качества деятельности. Отличительные качества сих видоизменений темпераментов суть след.: у людей с темпераментом сангвиническим заметны ум и память счастливые, воображение быстрое и обширное, но преимущественно развито у них чувство, от чего вся их жизнь больше сосредоточена внутри. В жизни своей они более любят наслаждения чувственные, часто бывают легкомысленны и непостоянны. Они способны к быстрым переходам от одних состояний к другим. Глубокие страсти не их принадлежность. Что же касается до организма их, то самое название показывает, что этот темперамент есть более всего свойство крови. Человек, имеющий меланхолический темперамент, еще более бывает сосредоточен во внутренней жизни; но из всех душевных состояний он более всего склонен к печальным ощущениям, к любви, к уединению. Он видит все в печальном свете, бывает склонен к раздражительности и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Воображение человека не знает для себя границ; память его не ослабляется и не подавляется множеством сведений; словом, все доказывает нам, что душа в самих способностях и силах своих заключает возможность и залог для вечного бытия и вечной деятельности. Способности души непохожи на колеса и пружины машины, которые стираются и уменьшаются ежеминутно; напротив, чем более и дольше они работают, тем становятся крепче и сильнее. То явление, что способности человека ослабевают на старости, нисколько не противоречит сказанному здесь. Ибо очевидно, что это видимое ослабление способностей происходить от ослабления органов мышления, от которых способности души находятся в столь тесной зависимости, как это было сказано выше. Еще замечательнее способность человека к постоянному, нравственному совершенствованию. Человеческая душа беспрерывно и вечно может делаться выше и лучше в нравственном отношении, утверждаясь в добре, приближаясь мыслями и желаниями к Творцу, к этому бесконечному идеалу, который, чем ближе мы подходим к Нему, тем кажется далее от нас. Разумеется само собою, что противоположное состояние, т.е. беспрерывное и вечное пребывание во зле столько же возможно для души, как и вечное совершенствование в добре. Но на земле, как всякому известно, душа далеко не достигает совершенства ни в теоретическом, ни в практическом отношении. Не говоря о людях необразованных и о детях, кои едва начинали жить: но даже и те, кои достигли до высшей степени развития, доступной для человека на земле, очень живо чувствовали, что они только положили слабое начало своему совершенствованию, и что им остается бесконечное поле для будущей деятельности. §199. Нравственное доказательство Но самое высшее и лучшее доказательство бессмертия души есть доказательство нравственное, т.е. заимствованное из рассматривания земной жизни человека по отношению к вечной правде Божией. Не нужно много усилий ума и наблюдательности, чтоб заметить что земная жизнь человека представляет тысячи несобранностей с нравственным законом неизменной Божеской правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Высшая степень радости называется восторгом. Восторг есть состояние напряженное, в котором человек долго оставаться не может, и которое часто вызывает другую крайность, т.е. грустное расположение. Не всякий человек равно склонен к радости или к восторгу: есть люди, кои совсем не способны к восторженному состоянию; другие, напротив, от всего приходят в восторг. Чувство радости не должно смешивать с веселостью. Веселость больше относится к нраву и означает некоторую постоянную склонность к обнаружению приятного расположения духа, происходящую, если оно бывает непритворное, а истинное, от внутреннего довольства, от душевного спокойствия. Чувство противоположное радости называется печалью. Печаль происходит в душе при мысли о том благе, которое мы или утратили, или не могли получить, не смотря на все наши старания. Печаль бывает тем сильнее, чем более воображение напоминает нам о потерянном благе, или рисует нам картину тех удовольствий, какие могло бы доставить нам то или другое благо. Таково, напр., состояние матери, оплакивающей смерть сына. Воображение беспрестанно рисует ей черты умершего; она воспоминает об его привычках, об уме, о всем, что так было ей дорого, в чем она находила столько удовольствия, и все это служит пищей её печали. Поэтому, кто хочет утешить человека печального, тот должен развлекать его, т. е., заставить его не думать о своем горе, удалить от него все, что напомнило бы ему о предмете печали. Отсюда происходит и то, что время лучше исцеляет раны сердечные, чем словесные утешения. Но мы часто испытываем печаль и при виде чужой горести. Даже одно воспоминание о скорби ближнего рождает в нас печаль: но самый вид скорби, зрелище страданий ближнего, особенно же близкого нам человека, возбуждает в нас сильную скорбь. В этом случае печаль наша есть сочувствие страданиям ближнего. Кто внимательно наблюдал состояние своей души, когда она испытывает сострадание: тот мог заметить, что человек в этом состоянии как бы поставляет себя на место страждущего; воображает, как бы он страдал сам, если был в подобном положении: словом возбуждает в себе то самое чувство, какое находится в страждущем. Вот почему некоторые слабонервные особы не могут выносить вида чужих страданий; они, как бы сами испытывают в это время те муки, какие представляются их глазам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Если мы в природе замечаем беспрестанное исчезание одних тел и возникание других, то это вовсе не значит, чтоб при этом на самом деле исчезали сами составные части тел. Исчезает их частный вид бытия, частное, случайное соединение, но не само их содержание. Если тысячи дерев сгнивают в земле, или даже сгорают в огне, то исчезают деревья, но не углерод, не кислород, и не другие их составные части. Болота и реки высыхают, но вода их испаряется в воздухе и снова возвращается в землю. Словом, масса материи на земном шаре всегда одна и та же: ибо всякий отдельный атом существует постоянно, только в разных видах и соединениях. Если же уничтожение невозможно для материального атома, то оно тем менее возможно для души. Ибо кто или что в состоянии ее уничтожить? На нее не имеют влияния стихии мира; что же касается до существ разумных, то один только Бог в состоянии лишить ее бытия; но разумеется, что Он этого не сделает. §198. Душа есть существо беспрерывно совершенствующееся Душа человеческая есть существо беспрерывно совершенствующееся и в этом отношении она, быть может, еще более, чем во всех других отношениях, противоположное со всеми материальными и видимыми существами. Всякой материальной субстанции положена известная форма развития, далее которой она не может перейти. Всякий род растения развивается только до известных пределов, за которыми начинается обратное движение; всякое животное точно также возрастает и совершенствуется по наружной форме до известных пределов. Но совершенствование души не может иметь пределов в отношениях теоретическом и практическом. В первом отношении душа может и должна бесконечно усовершаться: ибо мысль человеческая не знает предела, ум человеческий не только не удовлетворяется известною степенью развития и известною суммою познаний, напротив того, с каждым новым познанием он делается, так сказать, ненасытнее, каждое новое приобретение становится для него основанием и ступенью к другим завоеваниям в области наук и открытий. Таковы же все способности души.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010