Абхазская Кафедра в Пицунде Герман (Гоголашвили) епископ, рукоположен с 8.09.1851 по 2.09.1856 еп. Имеретинский Геронтий (Папиташвили) епископ, рукоположен с 6.10.1857 по 16.11.1859 еп. Мингрельский Александр (Окропиридзе) епископ, рукоположен с 4.03.1862 по 30.05.1869 еп. Горийский, викарий Карталинской (Грузинской) епархии; † 9.11.1907 Гавриил (Кикодзе) епископ Имеретинский с 30.05.1869 до 1886 временно управлял † 26.04.1896 С 12 июня 1885 года восстановлена как Сухумская епархия. См. Сухумская епархия. Алавердская Алавердская и Кахетинская С 30 июня 1811 года Кафедра в Алаверди Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, бывший архиеп. Бодбийский с 14.07.1811 по 30.08.1814 митр. Бодбийско-Сигнахский (Кизикский); † 24.09.1837 Алавердская и Телавская (Телавская и Грузино-Кавказская) С 30 августа 1814 года Кафедра в Телави Досифей (Пицхелаури) архиепископ, бывший еп. Горийский, викарий Грузинской епархии с 30.08.1814 по 14.05.1817 уволен; † 19.11.1830 28 декабря 1818 года соединена с Сигнахской (Бодбийской) епархией и в 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии. Возобновлена в 1886 году в качестве викарной кафедры при Карталинской епархии. до 23.01.1801 член Святейшего Синода, с 8.07.1811 экзарх Грузии Иоаким епископ, рукоположен с 13.10.1803 Бодбийско-Сигнахская Бодбийская и Кизикская 83 Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) архиепископ, рукоположен с 1792 по 14.07.1811 архиеп. Алавердский и Кахетинский Сигнахская и Кизикская С 30 августа 1814 года Кафедра в Бодби Иоанн (Бобдель-Макаев) митрополит, бывший архиеп. Алавердский и Кахетинский с 30.08.1814 по 18.12.1828 † 24.09.1837 В 1837 году присоединена к Карталинской и Кахетинской епархии, а в 1886 году – к Алавердской викарной епархии при Карталинской епископии. Владикавказская и Моздокская С 23 апреля 1885 года Кафедра во Владикавказе Иосиф (Чепиговский) епископ, бывший еп. Владикавказский, викарий Грузинской епархии с 29.06.1885 по 22.07.1888 (1889) на покое, † 24.07.1890 Петр (Лосев) епископ, бывший еп. Сумской, викарий Харьковской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Игум. сщмч. Назарий (Лежава) с семьей. Фотография. 1924 г. (Лежава), Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, Симеон Мчедлидзе, Виссарион Кухианидзе, священномученики Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), расстрелянные 2 сент. 1924 г. в окрестностях Кутаиса (пам. груз. 14 авг.). Прославлены в лике святых 18-19 сент. 1995 г. на заседании Собора ГПЦ, состоявшемся в патриаршем соборе Светицховели (Цкаро (Источник). 1996. 29/30. С. 55). Священномученик Назарий (Лежава Нестор Андреевич) [груз. ], митр. Кутаисско-Гаенатский, род. 4 янв. 1870 г. в с. Джихаиши Кутаисского у. и губ. в семье свящ. Андрея Лежавы и Евфимии Григорьевны Чхенкели. Неск. поколений его предков были священнослужителями. Таинство Крещения совершили его дед, свящ. Николай Маркозович Лежава, и псаломщик Лука Бибилеишвили. Крестным отцом был житель Джихаиши дворянин Е. И. Гогоберидзе ( Гвенетадзе. 2015. С. 95). В 1886 г. окончил Кутаисское ДУ, в 1892 г.- Тифлисскую ДС (ДВГЭ. 1892. 12. С. 10). Вспоминая время, проведенное в уч-ще, еп. Назарий писал: «С младенчества я был воспитан в вере в Бога и желании служить ему. Мне было 8 лет, когда я по своим наклонностям вместо обычной школы попал в духовную школу, где в течение 12 лет учился богословию и осваивал идеи служения. Летние каникулы я проводил в прекрасном, как Эдем, месте, в Гелатском монастыре. В этом кругу под руководством моего незабвенного дяди иеромонаха Ясона я проникался духом и традициями «ангельской жизни», которая привлекала меня с детства» (Сакартвело. 1918. 225. С. 3). По окончании ДС Нестор повенчался с Александрой Ивлиановной (фам. неизв.). 13 февр. 1893 г. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) рукоположил его во диакона. 21 февр. о. Нестор был рукоположен во иерея и определен на служение в Спасскую ц. с. Хони. 14 дек. 1894 г. награжден набедренником. 1 сент. 1897 г. назначен зав. хонской церковноприходской школой и учителем богословия. 13 июня 1897 г. награжден бронзовой медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения». Получил также памятную медаль имп. Александра III. 14 февр. 1899 г. на заседании Имеретинской епархии избран депутатом от духовенства благочиннического округа. В 1900 г. награжден скуфьей (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 71). В 1900 г. о. Нестор потерял жену, в скором времени скончались двое его детей. Потеря семьи тяжело отразилась на молодом священнике. По благословению своего духовника он решил отправиться на учебу в Россию ( Чичинадзе. 1916. С. 307).

http://pravenc.ru/text/2564632.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Труженик, старец и духовник: Иеросхимонах Феодосий (Эристави). День памяти — 7 июня Грузинская Иоанно-Богословская келлия времен отца Феодосия. Сегодня почти полностью разрушена.     Труженик, старец и духовник: Иеросхимонах Феодосий (Эристави). День памяти — 7 июня «Я просил отца Федора (в схиме отца Феодосия) указать мне направление дороги до Иверского монастыря. Отец Феодор, быть может, припомнив при этом евангельскую заповедь Богочеловека: „...аще кто тя поймет по силе поприще едино, иди с ним два“ (Мф. 5, 41), сам лично изъявил желание быть путеуказателем. Только дойдя почти до самых стен монастыря, мы совсем расстались». Схииеромонах Феодосий (в миру Федор Георгиевич Эристави) был уроженцем Кутаисской губернии, потомком древнего грузинского княжеского рода. Именно один из великих представителей этого рода, знаменитый грузинский полководец Х века Торникий Эристави, был основателем грузинского Иверского монастыря на Афоне. Несомненно, что отец Феодосий был достойным продолжателем славных традиций своего рода, что подтверждает неизвестный летописец Русского Пантелеимонова монастыря. Он пишет: «Эта светлая личность заслуживает не только краткого биографического очерка, который мы здесь предлагаем, но целого жизнеописания, и дай Господи, чтобы таковое рано ли, поздно ли кем-нибудь из числа многих искренних почитателей его было написано и явлено миру». А известный исследователь Афона П. В. Троицкий так вторит летописцу: «Достойный украсить историю Афона не только своим происхождением, но и своей монашеской жизнью». Родился Феодор Георгиевич в Грузинской области Рача, в семье рачинских князей. Закончил Кутаисскую гимназию. В 1858 году поступил в Гелатский Рождества Богородицы мужской монастырь, где 9 апреля 1860 года был пострижен в мантию с именем Феодор. 10 апреля 1866 года имеретинским епископом Гавриилом (Кикодзе) он был рукоположен в иеродиакона, а 25 декабря того же года — в иеромонаха. В 1880 году отец Феодор приехал на Афон с твердым намерением остаться там навсегда.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=258...

Скачать epub pdf Произнесено в Кутаиском соборе Гавриилом, епископом Имеретии. Нынешний день, православные христиане, мы празднуем Рождество Христа Спасителя. Событие это, как всем вам известно, есть одно из величайших событий нашей св. веры, или лучше, оно есть основание всей нашей веры и надежды. Припомним, как оно случилось, и постараемся извлечь для себя из него назидание и утешение. Мы не будем здесь разсуждать о важных богословских вопросах, касающихся сего события, не будем решать причин и необходимости воплощения сына Божия, ни распространяться о плодах, какие оно принесло людям: для того, чтобы уразуметь подобные предметы, требуется слишком много времени и напряжения ума; мы обратим внимание только на те видимые обстоятельства, какими сопровождалось рождение Спасителя и постараемся из них извлечь наставление. При воспоминании обстоятельств, сопровождавших рождение Спасителя, всего более удивляет нас необыкновенная простота, даже бедность и убожество, в котором родился Он. Он родился от бедной, незнатной матери, в беднейшем иудейском городе Вифлееме, – родился в пещере, куда на ночь загоняли стадо овец, потому что и Мария не могли найти дома в городе. Младенец, повитый пеленами, положен был в яслях, и Его появление на свет приветствовали бедные вифлеемские пастухи. Вот обстановка, в которой угодно было Спасителю явиться на землю; но при этой наружной бедности, какая в Нем полнота духовного богатства и величия! В этом слабом Младенце, лежащем в ясляхе, воплотилос само Божество; в Нем вся надежда, вся будущность человеческого рода; Его ожидали все народы целые веки, и, когда Он родился, ангелы, сошедши с неба, приветствовали землю и людей с благоволением небесным: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человех благоволение. Прекрасно выражает святая Церковь , в одной из своих священных песней, эту противуположность наружной бедности и простоты с внутренним величием, которую видим у колыбели младенца Таинство странное вижу, – восклицает она, – и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог!

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Глава восьмая. Об отношении нервной и других систем к душевной жизни §153. Содержание главы и разделение Изложив в предыдущей главе сущность отношения между душой и телом вообще, приступим теперь к исследованию отношения к душе отдельных органических систем. Но прежде всего надобно заметить, что одни из органических систем имеют отношение исключительно к познавательным способностям души и назначены к тому, чтобы душа могла через них мыслить, – такова нервная система и особенно черепной мозг, а другие системы имеют влияние более на пожелательные дли деятельные способности, чем на познавательные, и способствуют к образованию так называемого темперамента. Сообразно с этим мы в настоящей главе рассмотрим несколько подробнее: каким образом нервная система становился орудием мышления, а также какое влияние имеют на мышление и другие системы? А. Отношение к душе нервной системы §154. Сущность сего отношения В первой главе мы уже описали центр нервной системы и действия нервов чувствования и движения, но это описание было неполное: ибо оно было направлено к известной частной цели и в нем говорилось об этом предмете на столько, сколько было нужно для достижения этой цели. Теперь же мы должны определить подробнее: какое имеет влияние на душевные действия нервная система. Чтобы ни говорили физиологи – теоретики, подобные Кленке, желающие все факты подчинить заранее составленной теории, но существенное назначение нервной системы есть то, чтобы впечатления внешних предметов на органы перенести к чувственному центру, где их воспринимает душа. Это есть факт, постоянно подтверждаемый опытной физиологией, которая удостоверяет, что без нервов нет чувствования, и человек чувствует и сознает только те из телесных перемен и раздражений, которые нервы доносят до мозга. Предположение, что периферии или внешние органы способны сами ощущать без всяких нервов, и что душа даже мыслит в них, но только бессознательно, всегда останется странною гипотезою. Потому то сам Кленке, приводя слова естествоиспытателя Окена: «каждая часть тела имеет раздражительность и чувствительность сама по себе, не заимствуя от нервов: ибо каждая часть есть ничто иное, как грубая нервная оболочка

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Глава вторая. Анализ душевных способностей §27. Содержание главы В предыдущей главе мы доказали бытие духовного начала или души в человеке, а в этой постараемся объяснить: какими одарил ее Творец способностями и силами. Для этого мы также будем пользоваться указаниями опыта; но опыт, которым мы здесь станем руководствоваться, несколько отличен от того опыта, который служил основанием первой главы. Желая узнать, какими душа обладает способностями, мы постараемся наблюдать ее в то время, когда она обнаруживает свои силы, именно когда она старается приобретать познания, или исполнить какое либо намерение. §28. Разделение способностей души Действия души бывают двоякого рода: она или обращает свои усилия к приобретению каких либо познаний, или же к удовлетворению своих потребностей. Поэтому душа обнаруживает двоякого рода способности: познавательные и желательные или, иначе, деятельные. Такое разделение душевных способностей основывается и на предыдущей главе: ибо те два признака, которые послужили вернейшим доказательством бытия в человеке нематериального начала, именно ощущение и движение, – суть два основания душевных способностей: первое – познавательных, второе – деятельных. §29. Об основной силе, или способности душевной Исследования предыдущей главы показали нам также и то, что основная сила души, коренная способность её, есть способность ощущения: ибо мы потому и доказали бытие человека, нематериального существа, что это существо обнаруживало себя в своих ощущениях. – Хотя способность свободного движения также есть первоначальная её сила, но очевидно, что она есть уже следствие чувствительности: ибо душа не приводила бы в движение своих членов, если бы не была к тому побуждаема ощущениями. И так чувствительность, или способность ощущать, есть основание и зародыш всех сил и способностей души. Во 1-х, по времени, ибо всякий знает, что по рождении младенца, в первые дни его жизни, в нем не заметно никаких других способностей, кроме чувствительности, и в следствии уже чувствительности – движений членов. Все прочие силы и способности появляются в последствии и мало-по малу. Во 2-х, сила ощущений есть основная способность потому, что из неё, как из своего источника, истекают все прочие способности души человеческой. А. О способностях познавательных

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Глава девятая. О темпераменте и характере §172. Содержание главы Как ни значительно влияние органических систем на умственные отправления, но еще большее и значительнейшее влияние имеют они на чувствования, или душевные состояния; так, что последние почти все суть результат органических впечатлений. В следствии постоянного и совместного действия всех органических систем, или в следствии преобладающего влияния одной какой-либо системы при содействии, впрочем, некоторых других обстоятельств, образуется так называемый темперамент человека. Посему рассмотрим в этой главе отношение к душе каждой отдельной органической системы, или различие темпераментов; но, прежде всего, покажем какое есть отличие между темпераментом и, собственно, характером. §173. Различие между темпераментом и характером Понятие темперамента и характера часто смешиваются, но между ними есть несомненное различие. Темперамент есть общее настроение души или постоянный образ чувствований её, происходящей более всего от влияния органических систем, так что темперамент иногда принимают как исключительное свойство одной крови человека. След., он есть явление более непроизвольное, естественное, независящее от свободной деятельности, или умственных соображений человека. Характер, напротив того, означает более настроение воли; он есть нечто приобретенное в следствие, с одной стороны, умственного преобладания, а с другой – свободно направленной воли. В темпераменте выражается более телесная сторона человека, в характере – духовная; первый есть принадлежность всякого почти человека; второй бывает не у всех. Редкий человек может освободиться от влияния темперамента, но как скоро кто силою воли и энергией души усвоил себе известный характер, темперамент перестает мало-по малу в нем обнаруживаться. Наконец, мы увидим далее, что в образовании характера принимает участие большее число обстоятельств, а темперамент есть явление менее сложное. А. Темперамент §174. О главных видах темпераментов Несмотря на чрезвычайное разнообразие темпераментов, не смотря на то, что в каждом почти человеке есть свой, особый признак, темперамент, их можно подвести, согласно с Кантом, под след. два рода с соответствующими каждому роду двумя видами:

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Глава десятая, прибавочная. Несколько слов о бессмертии души §197. Основные доказательства бессмертия души В заключение нашего труда скажем несколько слов о бессмертии души и её назначении. Само собою разумеется, что бессмертие не принадлежит к тем из свойств души, которые можно изучать посредством опыта и наблюдений. Несмотря на то, одна только опытная психология предлагает самые твердые основания, из которых, по умозаключению, можно увериться в этой истине точно так же, как она одна дает вернейший способ для изучения и всех прочих свойств души. Опытная психология несомненно доказала две истины, которые должны и могут быть основаниями учения о бессмертии: а), что душа есть субстанция, отличная от организма, имеющая свою самостоятельную личность, проявляющуюся в сознании и воле; б), что она беспрестанно усовершенствуется. Из этих двух истин, посредством цепи умозаключений, выводятся доказательства бессмертия души человеческой. Рассмотрим сначала первое положение. Если душа есть субстанция самостоятельная, а не временное свойство, или частный вид бытия другой субстанции: то смерть её может быть только двоякая: или она должна умирать подобно телу, т.е. разложившись на составные части, или должна уничтожиться от действия какой-либо посторонней субстанции. Но, ни тот, ни другой образ смерти для неё существовать не может. Душа не может умереть подобно телу, ибо она не состоит из частей. Наше тело умирает от того, что стихийные его начала разлагаются, взаимная их связь, сила, которая их заставляла жить в известной форме, ослабевает, органы его, так сказать, стираются подобно колесам машины и все составные его части возвращаются в первоначальное свое состояние, а именно в землю, в воздух и пр. Но душа есть субстанция простая, чуждая всякому смешению. В ней нет не только никаких частей, но ничего материального; она – нечто противоположное материи; след., она не может разложиться. Второй род смерти, т.е. уничтожение от действия какой либо посторонней силы, не может иметь места не только по отношению к душе, но и по отношению самой даже материи: ибо и она изъята от уничтожения.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Глава пятая. О религиозных чувствованиях §127. Содержание главы Религиозные состояния души, или религиозные чувствования, по своей важности и глубоко-психологическому значению, должны быть предметом отдельного, тщательного исследования. Психологическое значение их открывается из того, что они проникают душу глубже всех других состояний и что ни одно чувствование не имеет таких оттенков и степеней, а также ни одно из них не имеет столь глубокого и благодетельного влияния на всю человеческую природу; поэтому постараемся, по мере сил, представить в этой главе краткий анализ религиозных состояний. Но наперед надобно заметить, что если вообще трудно анализировать всякое душевное чувствование, то тем труднее – религиозные состояния. Здесь-то более всего требуется, чтобы человек сам испытал их, если хочет их понять. §128. Религиозная радость Религиозная радость есть то приятное ощущение души, то состояние довольства, спокойствия и душевной тишины, которое рождается в ней или вследствие общего настроения всей жизни, или вследствие совершения какого-либо христианского подвига, одобряемого внутренним голосом совести. Религиозная радость, как явление временное, как следствие какого-либо частного поступка, напр., пламенной молитвы, или подвига милосердия, встречается в жизни многих людей; но, как следствие образа всей жизни и настроения души, есть явление редкое: ибо в нас, в течение земной жизни, происходит постоянная борьба добра и зла, и редко можно найти человека, который до такой степени победил бы свои страсти, чтобы совесть не возмущала более его душевного спокойствия. Но если кто достиг такого совершенства и твердости в добре, что душевное спокойствие в нем не нарушается упреками совести, и в сердце нет борьбы противоположных чувств, а есть одно преобладание религиозного настроения: то его радость, его сердечная тишина, есть постоянное и господствующее чувство, – есть то, что в священном Писании называется радостью о Дусе Святе. Велико и поразительно различие такой радости от той, которую мы описали в предыдущей главе. Как бы ни была чиста радость, происходящая от представления какого-либо земного удовольствия, или от обладания каким-либо земным преимуществом, в ней заключается что-то неудовлетворительное; она ненадолго успокаивает душу; напротив того более волнует, чем утоляет её желания, так что, чем выше и сильнее бывает она, тем сильнее бывает реакция, ибо всякий знает, что после сильной радости человек впадает в грусть. Не то бывает в религиозной радости! Она заключает в себе что-то удовлетворяющее душу, утоляющее её жажду. §129. Религиозная печаль

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Глава третья. О познании §49. Содержание главы Изложивши анализ способностей души, постараемся дать понятие об их деятельности, или о том, как человек посредством их приобретает все познания. В предыдущей главе мы с намерением ограничились одним только кратким изложением понятия о способностях души, дабы всякий легко мог видеть постепенность их развития и взаимную их связь. Если бы после каждой способности излагать подробно её деятельность, то легко бы можно упустить из виду их взаимные отношения. §50. Ближайший анализ ощущений Прежде чем исследовать чему мы научаемся из ощущений, сделаем последний и ближайший их анализ. Для того чтобы иметь верное понятие о деятельности чувств, надобно помнить, что всякое ощущение слагается из трех вещей, кои суть: 1-е, физическое явление, или внешняя причина, их производящая; 2-е, физическое впечатление, или перемена, происходящая в органе тела; и наконец 3-е, самое ощущение. 1-е. Физические причины наших впечатлений и ощущений суть те явления, вне нас находящиеся, которые имеют силу производить в наших органах известные перемены, называемые впечатлениями. Таких явлений бесчисленное множество, но все они, по тем органам, на которые действуют, разделяются на несколько групп. Самая большая группа явлений действует на зрение; сюда относится цвет предметов, фигура, величина, расстояние, взаимное соотношение их и проч. Несколько меньшая группа явлений действует на осязание, менее – на обоняние и вкус, а самая незначительная на слух, который может судить только о свойствах звуков и их расстояниях. Но замечательно, что все эти явления действуют на наши органы по одному способу, именно механическим прикосновением, или толчком, а потому остроумно кем-то замечено, что все чувства суть видоизменение осязания. И в самом деле: в зрении, лучи света действуют на глаза непосредственным соприкосновением; в слухе, волнообразно движущийся воздух поражает уши; в запахе, частицы пахучих тел касаются перепонки носа; во вкусе же и осязании механическое соприкосновение очевидно само собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010