Нельзя здесь пройти молчанием того замечательного явления, что душа человеческая часто находит какое то странное удовольствие в самой печали, что ей приятны тихая грусть, горестное настроение мыслей. Иначе нельзя объяснить того факта, что мы с таким удовольствием слушаем печальную музыку, печальные песни, что народные песни больше всего дышат грустью, проникнуты меланхолией. Не от того ли это происходит, что чувствовать вообще – значить жить, а душа естественно привязана к жизни и к чувствам, какие бы они ни были? §100. Зависть Зависть есть чувство неудовольствия или даже скорби, происходящее в душе при виде блага, принадлежащего другому, – блага, которое нам хотелось бы иметь самим. В этом смысле зависть можно назвать особенным видом печали. Из всех чувств зависть наиболее распространена между людьми, так что редкий может служить исключением из этого правила. Все может возбуждать и питать это низкое чувство. Малейшие выгоды, принадлежащие другим, кажутся обидой завистливому. Благо, которое в чужих руках возбуждает его зависть, теряет половину своей цены, когда им приобретается. Очень редко бывает, чтоб это дурное чувство не порождало множества других, не менее дурных чувств. Завистливый легко предается гневу, при виде умножения благ ближнего; он бывает рад, когда предмет его зависти терпит несчастья; он готов мстить ему, как своему личному врагу; все добрые чувства – любовь, сожаление, радость недоступны сердцу, исполненному зависти. Наконец, зависть еще тем отличается от других чувств, как напр., гнева, страха, отчаяния и пр., что сии последние чувства бывают временные и скоропроходящие, и хотя действуют сильно, но скоро и исчезают; зависть же, хотя никогда не овладевает душой в такой сильной степени, но за то бывает продолжительнее. §101. Надежда и отчаяние Надежда есть приятное состояние души, происходящее от представления, что мы получим благо, к которому стремимся и которое способно доставить нам удовольствие. Таким образом надежда есть как бы предварительное наслаждение тем благом, которое ожидает нас в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Но внимание наше может вдруг устремиться на такие предметы и образы, кои хотя находятся в природе, но отдельно. И в таком случае душа соединяет в один образ такие представления, соответственные предметы коих существуют в природе отдельно. Напр., оно может отобрать от всех людей самые лучшие их качества: мудрость, геройство, милосердие, красоту, любовь и пр. и соединить все в одном лице, что составит так называемый идеал человека. Это действие души зависит от способности воображения. Его называют творческой способностью, и в самом деле, оно как бы творит предметы: ибо соединяет такие качества и свойства, кои в природе существуют раздельно. Высшая степень сей способности называется фантазией, и ей преимущественно принадлежит творчество. В фантазии сильнее всего проявляется свобода души: ибо, при всех других действиях, она стесняется и ограничивается уже тем, что предмет познания есть не что данное, и познание вполне должно с ним согласиться, а фантазия сама творит для себя новый мир и новые предметы. Вот почему произведения поэтов и художников называются плодами свободного творчества. §34.Умствование или умозаключение Некоторые из суждений, выраженных словами, заключают в себе скрытно другие суждения. Напр., когда я говорю: Петр есть человек, то в этом суждении заключаются еще другие суждения: – Петр смертен, Петр имеет душу и тело и пр. Ибо если я Петра назвал человеком, то тем самым приписал ему и все то, что прилично человеку. Или если я сказал: камень тяжел: то этим самым сказал и то, что он будет падать вниз, потому что в понятии тяжесть заключается понятие о падении. Последние суждения суть следствия первых, и стоит только вывести из них эти следствия, как явится новое суждение. Такое нахождение новых суждений, скрывающихся в других суждениях, и вывод их, называется умствованием, или умозаключением. Действие умозаключения можно еще определить так: умозаключение есть способность поверять или, так сказать, измерять два предложения третьим, связующим их между собою. Так в первом примере два предложения: Петр есть человек – следовательно, Петр смертен, поверяются и измеряются третьим предложением, истинность которого очевидна, именно, человек смертен. Петру приписывается смертность от того, что ему приписывается понятие человека, которому в свою очередь, принадлежит смертность. Таким образом очевидно, что умозаключение есть дальнейшее развитие внимания, и оно имеет зародыш свой в том общем источнике, из которого истекают все наши способности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Но мышечные движения имеют другое значение: именно, ими выражаются состояния души, соответствующие известным её чувствованиям. В гневе всегда обнаруживаются известные движения, стремление подчинить внешний мир; вот почему гневливого человека можно укротить, остановивши его движения. Радость также имеет свои движения; врачам известно, что самые веселые люди от продолжительной неподвижности теряют веселость и впадают в меланхолию и даже помешательство. От такого тесного отношения между душерасположением и движениями мышц происходит то, что радость и печаль соединены с известными непроизвольными, или произвольными сокращениями волокон; а с другой стороны вид известно сгруппированных движений всегда рождает известные представления в душе. В радости все мышцы приходят в напряжение, выпрямляются, сгибаются и разгибаются; отсюда происходит бодрое положение тела, красивые, волнистые движения. Мускулы личной поверхности обеих верхних челюстей сокращаются; щеки делаются выпуклыми, поднимаются вверх, через это поднимаются углы рта и образуют улыбку. Боль сопровождается другими противоположными движениями. Мускулы тела изнемогают, придают человеку стесненный, особенный вид; углы рта протягиваются и сгибаются в дугу, щеки делаются плоскими, мускулы, отводящие губы, напрягаются и рот невольно раскрывается. Гнев выражается также в движении мышц. У рассерженных напрягаются более мышцы груди и движутся личные мускулы, лежащие около носа. Замечательно также, что в гневе происходят непроизвольные сокращения желчного пузыря, вытесняющие желчь; это обстоятельство изъясняется тем, что печень есть продолжение дыхательной сферы, которая сильно участвует в гневе. Вот почему в гневе разливается желчь. Страх, как чувство некоторым образом противоположное гневу, сопровождается и противными мышечными движениями. Замечательно здесь суживание лицевой плоскости, которое сообщает физиономии испуганного заостренный вид. Б. О влиянии на темперамент кровеносной системы §178. Предварительные положения Самое общее и основное положение отношения между душой и кровообращением есть то, что сие последнее производит душерасположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Послушаем лучше самого Кленке. «Все ганглиозные нервы, хотя вопреки прежнему мнению ученых, имеют центральный заворот полюса в черепном мозге, однако же не идут непосредственно к этой центральной точке, но прежде встречают на пути особенные части, ганглии, которые состоят из так называемой центральной покрывочной массы и в разных местах прилегают к первичным волокнам нервов образовательной жизни. Цель их состоит в изменении происходящего здесь центрального, иннервационного действия. Но мы знаем, что нервный ток, относится ли он к чувствованию, или противодействию, бывает тем чище, изолированнее и яснее, чем изолированнее и короче путь волокна от периферии к центру: отсюда, чем отдельнее и далее проходит он в покрывочной массе черепного мозга, тем скорее впечатление становится чувствованием, а реакция возвышается в действие воли. «Нервы образовательной, бессознательной жизни, т.е. пищеварительные, кровеносные, лимфатические и пр. не имеют этих преимуществ; и потому впечатления, проводимые ими в черепной мозг, остаются темными ощущениями, и только моменты сильного раздражения достигают сферы сознания под видом предчувствия и желания, темного ощущения органических состояний, безотчетного противодействия. Эти моменты известны под именем месмеризма, сомнамбулизма, рабдомантизма и пр. " 30 Из всего этого можно видеть, что не все перемены нашего организма одинаково отражаются в черепном мозге, а потому не все производят одинаково отчетливые ощущения. В организме бывают и такие перемены, от которых впечатления редко доходят до мозга черепного, да и то в виде темных, бессознательных ощущений; – но эти самые темные ощущения, или, лучше, те самые перемены организма, кои не отражаются в душе и названы у Кленке бессознательным мышлением. Но мышление есть то, что душа сознала отчетливо; в него входят, как основания, лишь те впечатления и перемены организма, которые отчетливо отразились в душе. Напротив того, те из перемен и впечатлений, которые в душе не возбудили внимания, которые душа не внесла в формы своего мышления, остаются чужды душе совершенно, также как и те из явлений внешнего мира, кои не произвели впечатления на чувства, или если и произвели, но душа не обратила внимания на них.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Село Лихны, или Соуксу, куда мы прибыли к вечеру того же дня, было летним местопребыванием последних владетелей абхазских, исповедовавших православную веру, поэтому в нем, за малым исключением, почти все жители христиане. На большой зеленой поляне у ограды древней церкви встретила нас большая толпа жителей, исключительно мужчин, с хлебом-солью. Собравши их вокруг поближе, я долго учил их. В кратких словах я изложил им судьбу христианской веры в этой стране, торжество и славу её в древние времена, когда отсюда свет её распространялся на другие страны, потом упадок её от врагов – магометан, следствием чего было падение и народного благосостояния и нескончаемые смуты и раздоры; но теперь Бог снова призрел на эту страну – настало время пробудиться жителям к новой лучшей, тихой и просвещенной жизни при помощи и под влиянием православной веры и под покровительством справедливых гражданских законов. Гейман говорил мне еще в Сухуме, что жители сего села не принимали участия в последнем возмущении, которого главная драма разыгралась на той самой поляне, на коей мы теперь стояли, и просил похвалить и поблагодарить их, что я и исполнил в заключении своей речи. Слова мои с грузинского языка переводил по-абхазски священник сего прихода, Гегия, сам абхазец и уроженец сего самого села. Он же сопровождал нас после и во всех приходах, в коих говорят по-абхазски и, по сознанию многих абхазцев, переводил очень понятно, так что сами абхазцы не ожидали, чтобы на их язык так хорошо можно было передавать мысли православной веры. Впрочем я избегал, по возможности, отвлеченных мыслей, а учил одним простым, практическим истинам веры и нравственности, кои можно переводить и на беднейшие наречия. Наступила уже темнота и я отложил осмотр древней лыхнинской церкви, тем более, что намеревался служить в ней на другой день. 16 мая. Мы ночевали в доме, занимаемом помощником начальника и его управлением. Утром в 8 часов отслужили литургию в древней церкви сего села. За обеднею было меньше народа, чем вчера, но зато было много женщин с детьми. Литургию мы служили по-русски, ибо здесь грузинского языка никто не понимает, а по-русски кроме нас понимали, по крайней мере, четыре или пять человек из бывших в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Чтобы видеть всю неосновательность этого возражения довольно сказать, что в нем отвергается действительность впечатлений, производимых предметами на органы: следовательно, отвергается факт, который яснее солнца, факт доказанный опытом, науками и собственным нашим наблюдением. Отвергать такой факт, значит идти против здравого смысла, стать в противоречие со всеми опытами и точными науками. Подобными утверждениями, подобными противоречиями положительным наукам философия и потеряла уважение многих людей. Если Психология не хочет быть мечтательной наукой, то она должна факты принимать за основание своих выводов, а не отвергать их. Кроме того несправедливо, чтобы при помощи одних ощущений нельзя было проследить чувственного впечатления. Для того Бог и одарил нас рассудком, чтобы мы размышляли, изучали, догадывались и узнавали причину и сущность явлений. И размышление верно довело людей до понимания того, как впечатления возникают от внешних явлений и возбуждают в нас ощущения. Второе возражение выражено словами: «не понятно, как чувственные впечатления входят через нервы в душу». Правда, мы не можем знать каким образом раздражение одних нервов производит в душе зрение, других – слух, боль, запах и пр.; но этот секрет заключается в тайне соединения души с телом. Это одна из неразрешимых тайн бытия. Но если какой-либо факт непонятен, следует ли из того, что он и не существует? Есть тысячи явлений действительных, но непонятных. Вот, если бы теория, предложенная в упомянутой Психологии, объяснила нам этот секрет, тогда можно бы смело с нею согласиться. Третье возражение есть следующее. «Не понятно, как душа распоряжается с принятыми ею впечатлениями». Объясняя эту мысль, автор говорит, что раздражения нервов должны быть бесконечно разнообразны, но как душа может различат, какие ощущения происходят от каких раздражений? Как она может узнать, какое впечатление есть фигура, какое – вкус, запах и пр.? Почему она знает, что известное впечатление есть дом, город, лошадь и пр.? Далее, как душа может известные впечатления отнести к глазу, другие к уху и пр.? Но возражение это очень слабо. Нет никакого труда, тем более ничего невозможного для души, различать ощущения, когда они сами по себе так различны между собой. Когда глаза мои открыты, я получаю известные впечатления; а когда закрываю их, то эти впечатления исчезают; когда заткну уши, то не имею тех ощущений, которые называю звуками; когда я вижу пред собой предмет, который называю домом, то стоит только отвести глаза, дом исчезнет для меня, и явятся другие ощущения. Словом, природа и опыт легко научают нас различат впечатления и ощущения и относить их к известным предметам: посему странно спрашивать почему мы знаем, что одно известное впечатление есть дом, другое лошадь? Кажется впечатление дома и лошади слишком между собою различны, а потому и различат их не трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 90-е гг. XIX в. И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1875 г. по инициативе И. и С. Месхи в Тифлисе было основано Товарищество издателей груз. книг, выпускавшее совр. груз. лит-ру, книги исторического содержания и учебники, что способствовало повышению уровня образования и популяризации национальной культуры в Грузии. Совместно с мч. Димитрием Кипиани И. был одним из инициаторов создания Об-ва по распространению грамотности среди грузин (1879). С 1882 г. до кончины И. был его председателем, что позволило ему открыть мн. школы и читальни, заняться усовершенствованием школьных программ и учебников, решать проблемы, возникшие в системе образования. Занимаясь изданием, скупкой, рассылкой книг, об-во играло значительную роль в приобщении народных масс к образованию и в развитии национальной культуры в целом. Именно об-ву с согласия супруги И. завещал свое имение в с. Сагурамо и все свое состояние ( Иовидзе. 1947. С. 265-266). В 1879 г. И. призвал грузин поддержать испытавших множество лишений «присоединенных братьев» - грузин-мусульман, территории расселения к-рых (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артануджи, Олтиси) были отторгнуты у Турции и вошли в состав Российской империи по Берлинскому трактату 1878 г. «Теперь,- писал он,- от вас самих зависит доказать на деле народную поговорку: братья познаются в беде!» (Иверия. 1879. 9/10. С. 139-144). Призыв И. был поддержан всей Грузией и стал частью программы «Тергдалеулеби», основой которой было пробуждение национального самосознания среди грузин - мусульман и католиков. И. был основателем Грузинского драматического об-ва (1879) и одним из тех, кто возрождал груз. национальный театр. Когда была собрана постоянная труппа, И. выхлопотал в Дворянском банке субсидии для театра. Он публиковал пьесы, к-рые ставились в театре, поощрял работавших над созданием новых, сам написал для театра пьесы «Сводница» и «Сцены из крестьянской жизни после их освобождения», совместно с И. Мачабели сделал высокохудожественный перевод трагедии У. Шекспира «Король Лир». В течение неск. лет И. вел театральное обозрение в газетах «Дроеба» и «Иверия», где рассматривал организационные проблемы театра, вопросы режиссуры и актерского мастерства. Его беспристрастные оценки новых постановок, деловые замечания и художественный анализ театральных работ способствовали профессиональному росту многих театральных деятелей, в частности актеров К. Кипиани и К. Месхи, актрис М. Сапаровой, Н. Габуния и др. Благодаря И. были по заслугам оценены талант и труды Николоза Бараташвили, Важа Пшавелы, Вахтанга Орбелиани, мч. Димитрия Кипиани, свт. Гавриила (Кикодзе) и др.

http://pravenc.ru/text/389349.html

После упразднения княжества (1857) в 1861 г. было утверждено новое штатное расписание, согласно которому в распоряжение М. е. предоставлялась сумма в 2 тыс. р. серебром в год (зарплата церковно-священнослужителям, нужды администрации епархии), канцелярии М. е.- 950 р. серебром, духовным учебным заведениям - 5,7 тыс. р. в год (КутЦИА. Ф. 172. Д. 72. Л. 5-6). Упразднение автономии Мегрелии ускорило процесс церковной реорганизации. Была ликвидирована церковная казна князя, церковный доход Мегрелии был объявлен собственностью гос. казны. В нач. 70-х гг. XIX в. территории Мегрелии вошли в состав Кутаисской губ. 16 мая 1874 г. М. е. была упразднена и присоединена к Имеретинской епархии Грузинского Экзархата как вик-ство, викарным архиереем стал еп. Виссарион (Дадиани). Кафедрой остался кафоликон Мартвили. Архиерею было назначено жалованье 1900 р. в год. Кроме того, ему было разрешено собирать налоги с бывш. имений М. е. В 1880 г. была проведена секуляризация церковных земель (Дроеба. 1880. 164. С. 2). 12 июля 1885 г. М. е. и Гурийская епархия были объединены в Гурийско-Мегрельскую епархию, правящим архиереем стал еп. Георгий (Дадиани). Управляющие М. е. Митр. Давид (Церетели; 23 июня 1829 - 9 июня 1834), архим. Георгий (Кухалашвили; 9 июня 1834 - 19 мая 1935; в сане епископа 19 мая 1835 - † 3 апр. 1842), еп. Антоний (Дадиани; 14 февр. 1843 - † 9 дек. 1852), архим. Тарасий (Тариэль) (Элиава; 10 дек. 1852 - 1 июня 1853; март 1854 - 1 сент. 1854; 3 июня - 16 нояб. 1859; 15 дек. 1864 - 17 авг. 1865; в сане епископа: 30 авг. 1865 - † 4 янв. 1871), еп. Захария (Дгебуадзе; 7 июня 1853 - † 5 марта 1854), еп. Феофан (Габуния; 8 сент. 1854 - † 1 июня 1859), еп. Геронтий (Папиташвили; 16 нояб. 1859 - 19 мая 1862), еп. Виссарион (Чичуа; 1 янв. 1863 - † 15 дек. 1864), архим. Григорий (Дадиани; 22 окт. 1871 - 30 авг. 1873), еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе ; 30 авг. 1873 - дек. 1874), викарный архиерей: еп. Виссарион (Дадиани; 12 янв. 1875 - 12 июня 1885) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 4251. Л. 1, 3; Д. 14774; Д. 17928. Л. 7; Д. 18526. Л. 1-2, 4; Д. 28866. Л. 1, 2).

http://pravenc.ru/text/2563254.html

После кончины святителя (он отошел ко Господу 25 января 1896 года) 46 дней вся Грузия прощалась с ним, и за все это время тление не коснулось его тела. Было опубликовано прощальное обращение епископа Гавриила, в котором владыка давал отпущение грехов своей пастве и сам просил последнее прощение у всех. Тело святителя было погребено в Гелатском монастыре. Публикуемые ниже проповеди святителя Гавриила (Кикодзе) переведены на русский язык впервые. Из проповедей святителя Гавриила (Кикодзе) (Слово произнесено в воскресенье перед Рождеством Христовым) На слова: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4: 19) Православные братья христиане! Святая Церковь заранее готовит нас к встрече праздника Рождества Христова. Многодневный пост для того и установлен Церковью, чтобы мы, очищенные духовно и телесно, достойно встретили Христа, идущего на землю. Чтения из слова Божия, песнопения, молитвы, которые вы слышите в храме в течение всего этого поста, заранее благовествовали и предвещали рождение Христа и готовили нас к нему. Следовательно, если святая Церковь так старается подготовить нас, то и мы, в свою очередь, должны подготовить свое сердце и разум для принятия Христа. Давайте же потратим некоторое время на уяснение слов апостола Павла: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4: 19). Каким образом должен изобразиться Христос в наших сердцах? И какие отношения должны быть между христианином и Христом? Подобно тому, как Господь наш Иисус Христос однажды родился в Вифлееме от Девы Марии, затем вырос, начал учить и проповедовать, совершил множество чудес, наконец пострадал и был распят, погребен, восстал из мертвых и вознесся на небеса, так и в сердце каждого христианина Иисус Христос снова должен родиться, вырасти, начать учение и проповедь, совершить чудеса, страдать, подвергнуться распятию, восстать из мертвых и вознестись на небеса. Ты, христианин, брат мой, безусловно, неоднократно думал о Нем, тысячу раз молился, произнося Его имя. Но не удивляйся, если скажу, что Иисус Христос еще не родился для тебя, то есть в твоем сердце. А каким образом рождается Иисус Христос в сердце человеческом? – спрошу я тебя. Только в ту секунду, брат, когда ты почувствуешь истинную и настоящую любовь ко Христу. «Что это за любовь? – подумаешь ты. – Мне казалось, что я и так люблю Иисуса Христа».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

О. и. были посвящены церкви как в Западной, так и в Вост. Грузии. Самую древнюю, во Фронском ущелье, построил Баграт IV. В 1187 г. св. царица Тамара воздвигла крепость Гори и церковь для О. и.- напротив того места, где подвизался отшельник Афанасий, внук прибывшего с царицей Еленой ее духовника Филимона ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 25-28; Гарсеванов. 1868. С. 7-8). Для этих церквей несомненно создавались копии О. и., к-рые не сохранились, поскольку во время битвы образ всегда несли впереди царя (напр., в битве царя Картли Симона I Великого при Опшквити в 1590 погиб несший икону Гарсеванишвили, а сама О. и. попала в руки имеретинцев) ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 25-28). Возможно, позже вместо списков О. и. аналогичную функцию стали выполнять др. иконы тех же церквей, и с течением времени было забыто, кто или что было изображено на иконе. В честь О. и. был установлен церковно-народный праздник оконоба. Его отмечают в понедельник Светлой седмицы (учредил в 1189 в г. Гори прот. Гарсеван, правнук Филимона - см.: Гарсеванов. 1868. С. 10). В Имерети (в селах Чхари, Тузи и Сазано) оконоба отмечали на Антипасху . Со временем о празднике забыли ( Гавриил (Кикодзе). 1989. С. 298). 29 апр. 2003 г. архиеп. Горийский и Самтависский Андрей (Гвазава) восстановил празднование оконоба в понедельник Светлой седмицы. Ист.: Гарсеванов А. Город Гори и чудотворная Оконская икона Богородицы//Цискари (Заря). Тифлис, 1868. 2. С. 1-9 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178; Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх [под псевд. Садзагелов-Ивериели Г.]. Ист. очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери, находящейся в Горийской Оконской Богородичной церкви//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1890. 12. 15 июля. С. 20-22; 30 авг. С. 12-13 (на груз. яз.); Уварова П. Окона//МАК. 1894. Вып. 4. С. 172-174; Джанашвили М. Гори и его окрестности//СМОМПК. 1904. Вып. 34. С. 163-200; Такаишвили Е. Оконский образ Распятия//МАК. 1909. Вып. 12. С. 117-132; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Гавриил (Кикодзе), еп. Проповеди. Тб., 1989. Т. 2: 1870-1884 гг. (на груз. яз.); Флоринский А. Письмо И. А. Джавахишвили// Хускивадзе Л. Византийский триптих слоновой кости из Грузии//Ars Georgica. Тб., 1991. Т. 10. С. 89-102 (здесь: 92).

http://pravenc.ru/text/2578253.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010