Глава четвертая. О душевных состояниях §95. Содержание главы, связь её с предыдущим и разделение Представления наши имеют две стороны: они, во 1-х, служат основанием наших суждений, умозаключений и вообще всего мышления; во 2-х, они, хотя не все, но большей частью сопровождаются чувствованием удовольствия или неудовольствия: след, служат источником душевных состояний, или сердечных чувствований. Первую сторону их мы показали в предыдущей главе, где старались объяснить, как из них истекают все наши познания. Здесь же мы постараемся описать те чувствования, какие они производят в нас в разных случаях. Чувствования сии составляют внутреннюю жизнь дитяти и отличаются от познаний тем, что они в душе происходят не столь отчетливо, то есть, мы часто не можем угадать причины, их породившей, и не умеем отличить их друг от друга. Притом же, чем они бывают глубже и напряженнее, тем делаются темнее и безотчетнее; тогда как познания наши, по степени своего возвышения, делаются яснее и сознательнее. Поэтому-то анализ душевных состояний или чувств затруднительнее, чем анализ познаний. Точно такую связь с представлениями имеют страсти человеческие: ибо страсти суть сильнейшие желания; но желания, как было объяснено во 2-ой главе, суть действия познавательных способностей; они рождаются от представления удовольствий, ожидающих нас в том, или другом случае. По этому, разделив эту главу на три части, изложим в первой – понятие обо всех приятных и неприятных чувствованиях души; во второй – рассмотрим страсти, как особый род душевных состояний, а в третьей – сделаем некоторые общие выводы и замечания. А. О состояниях души приятных и неприятных §69. Общий источник всех душевных состояний Душевные состояния, или чувства удовольствия и не удовольствия, являются в душе не случайно, а имеют свои причины и свои постоянные законы. Источник, из которого они проистекают, всегда один и тот же; а причина, которая их поддерживает, усиливает или ослабляет, всегда имеет тесную связь с самою природою человека. Этот источник есть общее всем людям чувство самосохранения, или, если хотите, самолюбия. Естественно, что человек любит самого себя и старается о самосохранении; без этого чувства человек не был бы человеком; а потому естественно также, что человеку нравится все, содействующее его самосохранению, и рождает в нем неудовольствие все, что мешает этому чувству и препятствует его жизни. §97. О приятном и неприятном вообще

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Имея поручение от Общества восстановления христианства на Кавказе обозреть абхазские и самурзаканские приходы и опасаясь наступления сильнейших летних жаров, я поспешил выехать из Кутаиса 10 мая, вечером, по направлению к местечку Орпири. 11 числа утром, в Орпири, мы сели на речной пароход «Сестрица» и поплыли вдоль по течению р. Риона к г. Поти куда прибыли в 3 часа пополудни. 12 мая, в воскресенье, выслушали литургию в Потинской деревянной церкви; после обедни лазили на высокий маяк, выстроенный весь из толстых чугунных плит на берегу моря и долго любовались с вершины его на море и город. В 7 часов вечера сели на пароход «Голубчик». Хотя я родился и провел первое детство близ Черного моря, но доселе ни разу его не видал; ездить долго по морю также не случалось; а потому я и особенно мои спутники, наслышавшись о качке и о морской болезни, заранее их боялись. Впрочем пока стемнело и пока пароход шел медленно близ морских берегов, я не испытывал ничего неприятного, но когда пароход отдалился от берегов и его стало качать сильнее, то у меня появилась тошнота и головокружение. Я поспешил в маленькую, капитанскую каюту, бросился на койку и погрузился в какое-то тягостное полузабытье. Вокруг меня беспрестанно раздавались шум колес парохода, беганье по лестницам, крик с разных сторон: воды, воды! В тесной каюте была страшная духота; несколько раз пытался встать с койки, чтобы выйти на свежий воздух, но головокружение и тошнота снова понуждали меня ложиться. Не помню, долго ли продолжалось это состояние и уснул ли я в продолжение ночи; только к раннему рассвету вдруг почувствовал, что пароход стал идти тише, а потом и совсем остановился. Вошли в Сухумский рейд. В последствии оказалось, что мои спутники пострадали от качки еще больше, чем я. 13 мая. Управляющий сухумкальским военным отделом, генерал Гейман был столь обязателен, что рано утром на баркасе прибыл на пароход и свез нас на берег, предложив мне поместиться у него в доме; свита моя остановилась в другом доме. В Сухуме ожидал нас и самурзаканский благочинный, протоиерей Давид Мачавариани, который и сопровождал нас всюду во время путешествия, чтобы ознакомиться с будущим поприщем своей деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Отделение первое. О бытии, свойствах и действиях души человеческой Глава первая §1. Содержание главы В этой первой главе Оснований опытной Психологии мы постараемся анализировать ощущения и свободные движения человека, и посмотрим к чему приведет нас точное познание устройства чувственных и двигательных органов и их отправлений. А. Ощущение §2. О зрении Начнем анализ ощущений со зрения. Орган зрения есть глаз. Он состоит из следующих частей: спереди находится прозрачная, выпуклая и наполненная водянистой влагой, полукруглая поверхность, называемая роговою оболочкою. Она прилегает задней стороной к плоской перегородке, на подобие стекла в карманных часах. Эта перегородка имеет у человека и животных различные цвета, отчего и называется радужною оболочкою. Круглое отверстие, находящееся в средине перегородки, служит для прохода лучей света и называется зрачком. Позади зрачка лежит мягкое, двояковыпуклое тело – кристалин или хрусталин. За кристалином находится влага, которая, по причине сходства со стеклом, называется стекловидною влагою. Она вся окружена тончайшей оболочкой, или мешочком, коего внутренняя поверхность покрыта сеткою, или разветвлением зрительного нерва, соединяющего глаз с мозгом. Глаз действует следующим образом. Лучи света от наружных предметов, падая на роговую оболочку, проходят через зрачок и преломляются на кристалин, как во всяком двояковыпуклом стекле проходя через стекловидную влагу, снова в ней преломляются и, соединившись на задней светчатой оболочке глазного яблока, производят изображение предмета. Впечатление или раздражение, которое производит это изображение на разветвление зрительного нерва, этот нерв переносит до того пункта черепного мозга, к которому он примыкает и которое называется чертогом зрительного нерва. Итак, орган зрения устроен сообразно строгим математическим законам распространения и преломления световых лучей, и изображение предметов на задней оболочке глаза есть простое физическое явление. Известно, что физики составили из стекол искусственный глаз, в котором лучи преломляются и изображение предметов получается точно также, как в живом глазе. Но между живым глазом и искусственным то существенное различие, что в последнем изображение предметов есть простое, механическое действие, а в первом оно сопровождается явлением в высшей степени замечательным и важным для Психолога, именно зрением или сознательным ощущением того предмета, которое произвело впечатлите. Но спрашивается: где это зрение или ощущение предмета? Иначе, что или кто ощущает цвета, фигуры, величины и другие свойства предметов? На это, по видимому, можно отвечать трояким образом: ощущение предметов, или зрение, происходит либо в самих составных частях глаза, либо в зрительном нерве, либо наконец в мозге.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Скачать epub pdf Произнесено в 1860 году в Тифлисском Сионском соборе, викарием грузинским епископом Гавриилом. Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его ( Пс. 20, 1–4 ). Как должен быть счастлив народ, который исполнение сих высоких обетований может видеть на царе своем! Как, в то же время, должен быть доволен и счастлив тот проповедник слова Божия, который во дни подобные нынешнему, смело и чистосердечно, не из одного желания исполнить холодную обязанность, не боясь быть заподозренным в лести, а напротив будучи уверенным в сочувствии своих слушателей, может сказать, что желания нашего Царя, благодетельные для его народа, видимо благословляются Богом, что великия его намерения и ныне, как и в прежние годы, мало-по-малу осуществляются, что деятельность его на пользу общую не ослабляясь распространяется, словом: желания сердца его дает ему Бог , и хотений устен его не лишает его. И таким-то высоким счастием наслаждаемся ныне мы русские в благочестивейшем царе нашем Алексапдре II. Не должны ли мы от всей души благодарить Бога за то, что у нас ныне, так мирно и спокойно, вследствие лишь взаимной любви и доверенности царя и народа, совершается тот великий переворот, который в других странах был вызываем страшными потрясениями народов и сопровождался пролитием крови многих людей! Но не этим великим событием, обнимающим судьбы всего нашего отечества, и хотя совершающимся, однако еще не совершившимся, вызывается на сей раз наше слово. Мы будем говорить о событии вполне совершившемся, и притом – в наших пределах, здесь – на Кавказе. Если мы припомним, как долго продолжалась война на Кавказе, каких она требовала усилий и пожертвований, сколько драгоценной крови проливалось ежегодно для ея продолжения, то легко можем себе представить, как усердно любвеобильный царь наш должень был желать ея окончания. И вот Бог дал ему желания сердца его, и хотения устен не лишил его. Война эта окончилась так хорошо, что лучшего конца нельзя было и ожидать. Еслибы кто-нибудь за несколько времени пред сим вздумал предсказать, что не пройдет и одного года, а Кавказския горы будут покорены, – все эти дикия племена, из которых многия никогда не видели среди себя неприятеля, принуждены будут положить оружие и наконец – сам предводитель их, так хорошо умевший соединить эти разнородные племена во-едино и пользоваться их фанатизмом, их воинственными инстинктами и всеми местными выгодами, будет взят в плен и из неукротимого предводителя храбрых племен превратится чуть ли не в кроткого ягненка: такого предвещателя, без сомнения, все назвали бы мечтателем; а между тем все это сбылось на наших глазах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Гавриил (Кикодзе Герасим Максимович), еп. Имеретинский Родился в 1825 году в Озургетском уезде Кутаисской губ. в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области. Окончив Тифлисскую духовную семинарию, он поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия и назначен и.о. инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки. В 1850 году удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: «Рассуждение о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии, доказывают необходимость Его пришествия на землю» и назначен инспектором той же семинарии. 8 ноября 1854 года принял священство. Вскоре он овдовел и лишился маленькой дочери. Задумавшись над своим неожиданным положением, он решил вступить в монашество и в 1856 году 6 октября принял постриг с именем Гавриила. 6 янв.1858 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидгареджийской пустыни. 6 дек.1858 года хиротонисан во епископа Горийского, вик. Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино­Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем монастыря, именуемого Шуа-Мта (т.е. Среди гор) или Шуамтисского в Кахетии. 2 июня 1860 года назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. 30 мая 1869 года ему же было поручено управление Абхазской епархией, которой управлял до 1886 года. Ревностно и плодотворно трудился он в деле миссионерства и своей епархии. За его самоотверженную миссионерскую деятельность историки называют его «Апостолом Абхазии». Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его «мужем великого разума», живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины всюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 г. были переведены на английский и французский языки. Изданы они в 3-х томах: два грузинских и один русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Кикодзе), еп. Имеретинский. Фотография. Кон. XIX в. [Габриели; груз. ] (Кикодзе Герасим Максимович; 15.11.1825, дер. Бахви, близ Озургети - 13.01.1896), свт. (пам. 13 янв.), еп. Имерети в 1860-1896 гг. Из семьи священнослужителя. В 1837 г. поступил в ДУ Тифлисского у., в 1839 г. продолжил учебу в Тифлисской ДС, в 1841-1843 гг.- в Псковской ДС. В 1844 г. Г. поступил в СПбДС, в 1845-1849 гг. учился в СПбДА. В 1849 г. Г. женился на Марии Николаевне Владкиной, дочери петербургского священника, и возвратился в Тифлис. Служил в Тифлисской ДС и. о. инспектора (преподавал физику, математику и богословие), а затем помощником ректора. В 1851 г. был удостоен степени магистра и стал инспектором ДМ. С 1855 г. преподавал Закон Божий в Тифлисском ин-те благородных девиц. В 1858 г. в С.-Петербурге было опубликовано его соч. «Основания опытной психологии», к-рое долгое время являлось учебником для российских духовных семинарий. В 1856 г., после смерти жены и дочери, принял монашеский постриг в Давидгареджком мон-ре. С 1858 г. архимандрит и управляющий Давидгареджийским мон-рем. 18 янв. 1859 г. состоялась хиротония Г. во епископа Горийской епархии, 2 июля 1860 г. он был назначен епископом Имерети. С 30 мая 1869 по 1886 г. управлял Абхазской епархией. В 1875 г. был обвинен в краже церковных святынь, но вскоре его оправдали. В 1887 г. по инициативе Г. был основан Комитет по возрождению груз. песнопения. В 1890 г. Г. был избран членом Об-ва распространения грамотности среди грузин. В 1890-1892 гг. в Кутаиси Г. основал свыше 100 приходских школ и множество б-к, жен. епархиальную ДС (1894). Его выступления и проповеди опубликованы на груз., рус. и англ. языках. Г. активно участвовал в народно-освободительном движении, выступал против русификаторской политики царизма в области образования, был сторонником упразднения крепостничества. Похоронен в Кутаиси, в мон-ре Гелати, в ц. во имя Богоматери. Канонизирован в 1995 г.

http://pravenc.ru/text/161301.html

2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, то есть более 35 лет. С 30 мая 1869 до 1886 года временно управлял Абхазской епархией. Святой Гавриил неустанно добивался укрепления веры в своей пастве, постоянно объезжал деревни и сёла, проповедовал и всесторонне помогал нуждающимся. Самое сильное влияние на паству оказывала сама личность епископа, его личный пример. За его самоотверженную миссионерскую деятельность его назвали «апостолом Абхазии». Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или ещё одного монаха. Биографы называют его «мужем великого разума», живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины повсюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди ещё в 1867 году были переведены на английский и французский языки. Изданы они были в 3-х томах: два грузинских и один русский. Обличал крепостное право. Был пылким защитником грузинского языка. На всех местах своего служения преосвященный Гавриил обращал главное внимание на умственное и нравственное просвещение сельского духовенства. Его трудами и щедротами было основано Гаврииловское епархиальное женское училище, он учредил много церковно-приходских школ в то время, когда в Кутаисской губернии не было никаких народных школ. По его почину и при его содействии в 1894 году была основана вторая семинария в Грузии — Кутаисская. Епископ Гавриил был милосердным благотворителем, щедро раздавал пособия вдовам и сиротам своей паствы. Он глубоко сочувствовал положению простого народа и старался помочь делу всенародного начального образования. Многим молодым желающим учиться подавал он руку помощи, предоставлял им свой кров и оплачивал их обучение. Скончался он 25 января 1896 года со словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Погребен он был в Гелатском монастыре. На погребении собралось до 3000 лиц духовенства, участвовавших в погребальной процессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

Встреча с Православием/Проповеди Святитель Николай (Велимирович) Иеромонах Иов (Гумеров) Сегодня Вселенская родительская суббота. Это словосочетание вводит нас в таинство Церкви, ибо Церковь есть Собор. Церковь объединяет всех, кто вошел в нее и остался в ней – тех, кто жил в апостольское время, когда родилась Церковь, и в наше время. Разница только в том, что одни уже прошли спасительный путь и вошли в Царство Небесное, а нам еще предстоит, как членам Церкви воинствующей, еще спасаться, преодолевая свою немошь внутреннюю, преодолевая сопротивление диавола, и самое трудное, наверное, – сопротивление мира, который, по слову святого апостола Иоанна Богослова, во зле лежит. (MP3 файл. Продолжительность 17:12 мин. Размер 8.3 Mb) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Арсений (Писарев) Иеромонах Иов (Гумеров) Иеромонах Симеон (Томачинский) Иеромонах Иов (Гумеров) Митрополит Давид (Качахидзе) Иеромонах Иов (Гумеров) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский Иеромонах Игнатий (Шестаков) Иеромонах Симеон (Томачинский) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали в евангельском чтении о том, какое уверение получил один из двенадцати апостолов – апостол Фома. Господь по Своем Воскресении являлся Своим ученикам. И когда Он явился им, Он показал им Свои руки и ноги. В доказательство Своего Воскресения неоднократно это делал, но апостол Фома, который не присутствовал при одном из таких явлений, проявил некое сомнение, сказал на слова учеников о том, что они видели Господа: «Если не увижу на руках Его раны от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра, то не поверю». (MP3 файл. Продолжительность 9:11 мин. Размер 4.5 Mb) Иеромонах Игнатий (Шестаков) Архимандрит Тихон (Шевкунов) Сегодня мы предстоим пред иконою погребения Создавшего землю и человека, весь наш мир, – пред иконою погребения Бога. Это совершенно немыслимая для человека икона. Бог бессмертен. Но нашего ради спасения, для того чтобы даровать человеку вечность, неизреченные блага и будущую жизнь, Он должен был, хотя невозможно сказать слово «должен», но все в сегодняшнем дне – это особое чудо, Бог должен был умереть, чтобы воскреснуть и совоскресить с Собою всех, держащихся за Него, за ризу Господню своею верою. (MP3 файл. Продолжительность 9:05 мин. Размер 4.4 Mb)

http://pravoslavie.ru/put/page21_1080.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Карталинской и Кахетинской епархии Грузинского Экзархата РПЦ. 30 янв. 1812 г. во епископа Горийского, викария экзарха Святейшего Синода в Грузии (экзарх возглавлял Мцхетско-Карталинскую (с 1818 - Карталинская и Кахетинская) епархию), был хиротонисан Досифей (Пицхелаури), оставленный в С.-Петербурге для присутствия в Святейшем Синоде при обсуждении дел Грузинского Экзархата. По инициативе еп. Досифея было выработано новое положение о церковном устройстве Грузии, утвержденное императором 30 авг. 1814 г. (для высшего управления делами Экзархата по образцу Московской синодальной конторы была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора под председательством экзарха). Тогда же Досифей был возведен в сан архиепископа и назначен на Телавскую и Грузино-Кавказскую кафедру. Впосл. Горийские епископы жили в основном в Тифлисе, являлись помощниками экзарха Грузии в управлении Карталинской и Кахетинской епархией. В 1-й пол. XIX в., после еп. Досифея, Г. в. возглавляли епископы Гервасий (Мачавариани; 30 авг. 1814 - 5 февр. 1817), Стефан (Джорджадзе; 28 дек. 1818 - 18 нояб. 1839), Никифор (Джорджадзе; 5 апр. 1842 - 3 дек. 1851). Горийский еп. Иоанн (Авалиани; 13 апр. 1852 - 6 апр. 1858) являлся настоятелем Шуамтинского мон-ря в Кахети. Его преемниками на Горийской кафедре были Гавриил (Кикодзе ; 18 янв. 1859 - 2 июля 1860), Геронтий (Папиташвили; 19 мая 1862 - 30 мая 1869). Более 25 лет, с 30 мая 1869 по 20 марта 1898 г. с перерывом в 1881-1886 гг., Горийским епископом был свт. Александр (Окропиридзе) . По инициативе архиерея и при его финансовой поддержке в 1878 г. в Тифлисе открылось епархиальное уч-ще, были восстановлены мон-ри Шиомгвиме , Зедазнийский (см. Мцхета ) и Давидгареджи (см. Гареджи ). Архиерей способствовал введению преподавания древнегруз. церковного пения в духовных учебных заведениях. С 19 апр. 1898 по 12 авг. 1900 г. Г. в. возглавлял еп. Леонид (Окропиридзе ; впосл. Католикос-Патриарх Грузии).

http://pravenc.ru/text/166213.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Имеретинский (Кикодзе), свт. - житие Гавриил (Кикодзе) (1825 - 1896), епископ Имеретинский, святитель. Память 25 января (Груз.), 13 декабря (Груз.) В миру Кикодзе Герасим Максимович, родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области. В 1840-1845 годах он учился в Тифлисской, а затем в Псковской и Петербургской духовных семинариях. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия. В том же году он женился и вернулся в Грузию, где он был назначен исполняющим обязанности инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки. В 1850 году он был удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: " Рассуждения о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии доказывают необходимость Его пришествия на землю " и был назначен инспектором той же семинарии. В 1854 году он был рукоположен во диакона, и в том же году 8 ноября - во священника. В 1856 его постигло страшное горе: от эпидемии умерли жена и пятеро детей. После этой трагедии, по благословению экзарха Исидора он принял монашеский постриг в монастыре Давид-Гареджи 6 октября 1856 года с именем Гавриила. 6 января 1858 года он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители. 6 декабря того же года был хиротонисан во епископа Горийского, викария Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Шуамтского монастыря в Кахетии. 2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. Вдобавок к этому служению, 30 мая 1869 года ему было поручено управление Абхазской епархией, которой он управлял до 1886 года. Святой Гавриил неустанно добивался укрепления веры в своей пастве, постоянно объезжал деревни и сёла, проповедовал и всесторонне помогал нуждающимся. Самое сильное влияние на паству оказывала сама личность епископа, его личный пример. За его самоотверженную миссионерскую деятельность его назвали " апостолом Абхазии " . Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его " мужем великого разума " , живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины повсюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 году были переведены на английский и французский языки. Изданы они были в 3-х томах: два грузинских и один русский.

http://pravicon.com/info-3618

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010