Л. часто приписывается авторство перечня евр. имен и названий из Библии с указанием их значения. Известны 3 версии этого глоссария, наиболее распространенная (традиционно обозначается по 1-й фразе: Aaz apprehendens) сохранилась примерно в 900 списках. В ранней рукописи (1-я пол. XIII в.; Montpellier. Bibl. de la Faculté de Médecine. 341) ее автором назван Л. При составлении глоссария была использована «Книга толкования еврейских имен» Иеронима Стридонского, дополненная на основании др. источников (включая Glossa ordinaria и сочинения Андрея Сен-Викторского). В глоссарии имена и названия из всех библейских книг упорядочены в едином алфавитном порядке, а не по отдельным книгам, как у Иеронима. Согласно исследованию Дж. Мурано, нет надежных аргументов в пользу авторства Л., хотя оно не исключено ( Murano G. Chi ha scritto le Interpretationes Hebraicorum Nominum?//Étienne Langton. 2010. P. 353-371). Л. принадлежит краткий комментарий на «Сентенции» Петра Ломбардского (наиболее ранний известный комментарий на это сочинение). Он сохранился в единственной рукописи (Neap. VII. C. 14. Fol. 86-99v), где не указан автор, но сочинение надежно атрибутируется Л. на основании данных в тексте (изд.: Landgraf. 1952). Комментарий отличается самостоятельностью суждений: Л. нередко полемизирует не только с Петром Ломбардским, но и с др. авторитетными богословами, в т. ч. с блж. Августином ( Quinto. 2011. Vol. 2. P. 1217-1218). Наиболее значительным богословским сочинением Л. являются «Богословские вопросы» (Quaestiones theologiae) - анализ спорных мест Свящ. Писания или богословских проблем, вероятно основанный на его педагогической практике. Сочинение сохранилось в 10 рукописях XIII-XIV вв., каждая из к-рых представляет собой фактически самостоятельную версию текста, что затрудняет его изучение. Опубликованы лишь кн. 1 ( Quinto, Bieniak. 2014) и многочисленные выдержки из этого сочинения (обзор см.: Sch ö nberger, Hrsg. 2011. S. 3615-3616). «Богословские вопросы» Л. оказали заметное влияние на схоластическую теологию 1-й пол. XIII в. Их использовали Робер де Курсон в своей «Сумме» (ок. 1208) и Годфрид из Пуатье в «Богословских вопросах» (ок. 1213), влияние этого произведения заметно также в сочинениях Александра Неккама († 1217), Гвидо Оршельского († ок. 1230), Вильгельма Осерского , Гуго Сен-Шерского († 1263), Роланда Кремонского († 1259). Наряду с «Богословскими вопросами» известны записи лекций (reportationes) Л. (3 рукописи: Paris. lat. 14526; Erlangen. Universitätsbibl.-Hauptbibl. 260; Uppsala. Universitetsbibliotek. C. 290), сохранившийся в 2 списках (Paris. lat. 393 и 14526) сборник из 86 богословских дистинкций (distinctiones; см.: Quinto. 1994. P. 56-76, 91-167) и богословская сумма «De hiis quae dicuntur de Deo» (частично опубл.: Ebbesen, Mortensen. 1985. Р. 37-164). Заметное место в сочинении Л. отведено политике и праву: проблеме справедливой войны, праву подданных на сопротивление тирану, суду и наказаниям и др. ( Baldwin. 2008).

http://pravenc.ru/text/2463093.html

Милость покорным являть и смирять войною надменных…  (Перевод С. Ошерова)  Я же могуществу их не кладу ни предела, ни срока…  Римлянин! Ты научись народами править державно… — Вергилий. " Энеида " . Книга 6,851 и след. 226 Душа по природе христианская 227 Свет (итал.). 228 Любовь (лат.) 229 Любовь побеждает все (лат.). 230 Паоло и Франческа — см. коммент. к " Данте " . 231 …я видел — в этой глуби сокровенной… — Данте. " Божественная комедия " , " Рай " , XXXIII, 85 и след. 232 Связано любовью в один том (итал.). 233 Версальский договор — этот договор в 1919 г., завершив Первую мировую войну, перекроил Европу (Германия вернула Франции Эльзас и Лотарингию; Бельгии — округа Мальмеди и Эйпен; Польше — Познань, части Поморья и другие территории Зап. Пруссии; Данциг (Гданьск) был объявлен вольным городом и т. д.). 234 Св. Фома Аквинский — см. коммент. к " Идее… " . 235 Альберт Великий, граф фон Больштедт (1193, или 1206/1207—1280) — немецкий философ, естествоиспытатель и богослов, монах-доминиканец. 236 Абеляр, Пьер (1079–1142) — философ, богослов, поэт, разрабатывал " схоластическую диалектику " . 237 Гуго из Сен-Виктора (ок. 1096–1141) — философ-мистик и теолог-схоласт, глава Сен-Викторской школы — богословской школы при монастыре св. Виктора в Париже; выходец из немецкого графского рода Бланкенбургов. Не ясно, почему Элиот называет его шотландцем. Шотландцем был его ученик Ришар (Ричард) (ум. 1173) — теолог-схоласт, мистик, приор монастыря. 238 Цитаты из Божественной Комедии здесь и далее даны в переводе М. Лозинского — Прим. переводчика. 239 Дункан: Стоит в приятном месте этот замок… — У. Шекспир. " Макбет " (I акт, сц. 6). 240 " Роман о Розе " — популярная в XIV–XV bb. аллегорическая поэма о любви поэта к Розе, олицетворяющей идеальную женственность и божественную благодать. Первая часть поэмы (4058 строк) написана ок. 1240 г. Гийомом де Лоррисом, вторая (ок. 18 тыс. строк) завершена через сорок лет после его смерти ученым клириком Жаном де Мёном. 241 …что означают лев, леопард и волчица. — Согласно Данте (трактат " Пир " , II, 1), эти звери — аллегории пороков, наиболее опасных для человечества: леопард (пантера) — ложь, предательство, сладострастие; лев — гордость и насилие; волчица — алчность и себялюбие. В политическом плане пантера — аллегория флорентийской республики, лев — правителей-тиранов, волчица — папской курии. В высшем смысле они — символ злых сил, препятствующих восхождению человека к совершенству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

учителей Церкви ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИРИЛЛ (ок. 315 - 387), еп. Иерусалимский (348-387, с перерывами), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 марта) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ГРИГОРИЙ († после 392), еп. Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), лат. богослов и экзегет, свт. (пам. зап. 24 апр.) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.)

http://pravenc.ru/text/153285.html

678 Алкуину принадлежит целый ряд ученых трудов: «Задачи для оттачивания ума юношей»; «О необходимости занятий науками» ( De litteris colendis); «Об истинной философии» ( De vera philosophia); «Энхиридион, или О грамматике»; «Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком»; «Письмо к Карлу Великому» (796); «О святителях и святых Церкви Йоркской»; «О диалектике» ( De dialectica), с которого начинается возрождение логики, основанной на трудах Аристотеля, стоиков и Порфирия; а также около 300 писем, дающих представление о быте, нравах, образованности, занятиях, в т.ч. научных, в эпоху Каролингов. Алкуин ввел в современный ему научный оборот латинскую переработку «Категорий» Аристотеля, назвав ее «Десять категорий» ( Decern categoriae) и ошибочно приписав ее Августину, а также «Введение в Категории» Порфирия, «Об истолковании» Псевдо–Апулея, комментарии Боэция к трактату Аристотеля «Об истолковании» и др. 679 Так, в 1218 г. король Альфонс IX основал университет в Саламанке, чтобы жители Леона не уезжали больше в Кастилию за образованием, а получали бы его на месте. В 1222 г. болонскими профессорами и студентами, покинувшими alma mater в поисках большей академической свободы, основывается университет в Падуе. Вначале здесь преподавались юриспруденция и богословие, но учебный план быстро расширился, и в 1399 г. университет разделился на два: Universitas Iuristarum для гражданского права, церковного права и богословия, и Universitas Artistarum, в котором преподавали астрономию, диалектику, философию, грамматику, медицину и риторику. 680 Лекция состояла в чтении и объяснении того или иного текста: Аристотеля на занятиях по искусствам, Библии или « Сентенций» Петра Ломбардского на занятиях по теологии. Петр Ломбардский (ок. 1100 – после 1160), известный как Magister Sententiarum («учитель Сентенций», по названию главного произведения), один из самых влиятельных схоластических богословов 12 в., преподавал теологию в школе собора Нотр–Дам и около 1158 г. был избран епископом Парижским. Основные сочинения Петр написал между 1145–1151 гг.: Толкования на Псалмы, Толкования на послания апостола Павла, Проповеди и труд, прославивший его имя, один из лучших богословских компендиумов своей эпохи – Четыре книги сентенций (Sententiarum libri quattuor), который использовался в качестве основного учебника в теологических семинариях вплоть до 16 в. В них чувствуется влияние Абеляра, Гуго Сен–Викторского и Грациана. Составленные в форме вопросов и ответов, Сентенции охватывали все области теологии и сводили ее в систему: первая книга Сентенций содержит рассуждения о Боге и Троице, вторая – о творении и об ангелах, третья – о боговоплощении, искуплении человека и десяти заповедях, четвертая – о христианских таинствах. Наиболее полное издание сочинений Петра Ломбардского см. в: PL. Vol. 191–192.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 Следует заметить, что, рассуждая о «приемлемости» или «неприемлемости» той или иной философии для христианства, об «использовании» языческой мысли в богословии, мы значительно упрощали и схематизировали самый процесс этих «влияний» и «использований». Не в том дело, что святые omцы IV–V веков решили «приспособиться» ко времени и «использовать» философию неоплатонизма как наиболее «подходящую», напротив, неоплатонизм был частью их культуры, внутреннего кругозора, потому что они были людьми своего времени: многие из них пришли к христианству из неоплатонизма. 10 S.  Thomas Aquinas. Summatheologica. Romae, 1894. P. 13. 11 Реалистическое мироощущение, столь характерное для Аристотеля, принесло богатые плоды в схоластическом богословии. Два тома второй части «Суммы богословия» Фомы Аквинского, посвященные моральным проблемам, свидетельствуют об открытости автора к проблемам современного ему мира. Здесь предпринимается попытка побудить человека действовать в соответствии с принципами христианской совести в решении как личных, так и общественных проблем, включая проблемы экономической деятельности и возможности государственного переворота при неправедном правлении. 12 Наряду с Фомой Аквинским можно назвать здесь Бонавентуру и выдающегося схоласта XII века, автора первой «Суммы» Гуго Сен-Викторского, ставших духовными авторитетами западноевропейского Средневековья. 13 По сравнению с патриотическим периодом здесь появляется новая черта: комментарии не только «первого порядка» (назовем так комментарии на Священное Писание, каковые имели место и в патристический период), но и комментарии «второго порядка» на святоотеческие творения и учительные церковные тексты, а также комментарии «третьего порядка», то есть комментарии более поздних схоластов на произведения более ранних. Так, например, Фомой Аквинским комментировались «Сентенции» Петра Ломбардского, написанные в XII веке. 14 «Кризис русского византинизма», в котором Георгий Флоровский усматривает основную причину «пленения» русского богословия западной схоластикой, был по сути не нашим кризисом. Это был кризис византинизма вообще, кризис, начавшийся задолго до Флорентийского собора или падения Константинополя. Как уже говорилось выше, по историческим причинам в Византии не сумели создать богословие, которое по своему влиянию на жизнь Церкви и общества могло бы сравниться с аутентичной схоластикой. И отсутствие такого богословия явилось одной из причин ослабления интеллектуального и духовного влияния Византии на Русь, которое стало очевидным b XV–XVI веках. Поскольку собственной научно-богословской традиции на Руси не было, то не существовало и внутренних факторов, могущих предотвратить или по крайней мере сделать более плодотворной историческую встречу со схоластикой.

http://azbyka.ru/process-preodolenija-sh...

in Io., LW III, p. 13, n. 15: аналогия с праведником, который один способен познать праведность, ибо «воспринят» ею, со Христом – homo assumptus (воспринятым человеком). 674 Ibidem, pp. 94–95, n. 6. Майстер Экхарт ссылается здесь на два места из «Исповеди»: X, с. 40, n. 65, и XIII, с. 8, n. 9 (ed. «Belles-Lettres», II, pp. 289, 372). Ср. Exp. in Io., LW III, pp. 40–41, n. 49: за первым текстом Августина следует цитата из Гуго Сен-Викторского (Soliloquium de arrha animae, PL 176, col. 970), где речь идет о неизведанной сладости, «отвлекающей» и «отчуждающей» душу от себя самой, дабы ввести ее в неведомую ей область: «iamque alibi, nescio ubi, me esse video et quasi quiddam amoris amplexibus intus teneo, et nescio quid illud sit» [«И уже я вижу себя в другом месте, не знаю где, и словно держу нечто внутри в объятиях любви, и не ведаю, что бы это было»]. На этот вопрос, «что бы это было», Майстер Экхарт отвечает текстом св. Иоанна: «Et Deus erat verbum» [«И Слово было Бог»]. В самом деле, праведник, будучи словом праведности, означает не что иное, как праведность: он тождествен праведности (ibidem, n. 50). Стало быть, здесь «отчуждение» и «отвлечение» души в экстазе соответствует сведению конкретного к абстрактному в столь частых у Экхарта местах, где речь идет о iustitia [праведности] и iustus [праведнике], во всей полноте тринитарного смысла, обычно связываемого с этим примером. Ср. сказанное выше о роли inquantum [«поскольку»], гл. 3, раздел 4 (Reduplicatio [удвоение]). Но здесь речь идет уже не о примере отношения между конкретным и абстрактным. Оправдание нечестивого есть дело самой gratia gratum faciens [освящающей благодати]. Оно есть дело, плод которого – единство бытия с Богом – означает «предвкушение» в экстазе. В нем человек, «воспринятый» Словом, не видит ничего, кроме Бога. Ср. слова Августина: «et nondum me esse, qui viderem» [«небытие меня, увидевшего»] (см. выше, ibid.). 678 Ноциональные свойства (proprietates notionales): в тринитарном богословии средневекового Запада – свойства, принадлежащие тому или другому Лицу Троицы и не разделяемые им с другими Лицами (отцовство, сыновство, исхождение).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

В булле нет ничего, о чем раньше не говорили бы Григорий VII и его преемники; она основана не только на изречениях пап, но и на определениях богословов – Гуго Сен-Викторского, Бернарда Клервоского и Фомы Аквинского. Опираясь на учение о двух мечах, папа Бенедикт развил теорию о соединении в руках Римской церкви, как единой главы, власти духовной и светской, о подчинении и подсудности папе, как викарию Христа, всякой власти на земле. Булла основывалась на мысли о единстве христианского мира, венчаемого одной главой, «а не двумя, как у чудовища». Христос – Петр, как викарий Христа, – папа, как преемник Петра: вот общая логика земной власти согласно Бонифацию VIII. Даже в области светских дел папа обладает первенством, «если земная власть заблуждается». При Бонифации VIII трудами испанского бенедиктинца Раймундо да Пеньяфорта и болонского магистра Дино дель Муджелло формируется свод папских декреталий в шести книгах, который должен был дать монархической власти пап незыблемое каноническое обоснование; отсюда, в борьбе церковного права со светским, папство выводило свою всемирную власть. Этот сборник был разослан в 1298 г. в университеты Болоньи и Парижа для руководства при обучении докторов. Из сорока одного папы, занимавшего престол св. Петра от Григория VII до Бонифация VIII, некоторые, были людьми редких способностей и выдающимися правителями. В отличие от предыдущего периода, скандалов, связанных с папской властью, не случалось. Императорам с севера не приходилось спускаться в Рим и устранять понтификов, неспособных нести служение по причине юности или распутства. В этот период в Западной Европе были реализованы самые широкие притязания папства. Папа был признан главой церкви, стоящим над всеми епископами и обладавший, за некоторыми исключениями, высшей властью в светских делах. Папам в обеих областях принадлежала вся полнота власти – plenitudo potestatis. Как подчеркивает известный историк Церкви Ф. Шафф, папы вместе с богословами и народом искренне верили во все это. Все были твердо убеждены в высшей власти римского понтифика над церковью и государством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для богословской мысли первых веков христианства несомненным был тот факт, что существенной характеристикой истинной Церкви является преемственная передача благодати, власти и полномочий служителям Церкви от Господа Иисуса Христа через апостолов. Поэтому святоотеческое богословие единодушно указывает на Божественное происхождение таинства Священства. Недостаточная конкретизация, которую можно наблюдать у святых отцов и учителей древней Церкви, несовершенство формальной стороны учения о таинстве Священства совсем не означает того, что в этот период не была разработана сущность таинства как богоустановленного учреждения. Необходимо подчеркнуть, что в богослужебной терминологии отцов первенствующей Церкви и в богословских сочинениях этого периода еще не было выработано и точно определено понятие «таинство» в качестве богословского термина. Слова μυστριον и sacramentum хотя и употреблялись ими, но несли несколько иную смысловую нагрузку, нежели впоследствии. Первые примеры употребления слова «таинство» в применении к Священству как таинственно–благодатному действию встречаются с XII века на Западе и с XIII – на Востоке. Например, такого рода свидетельства можно найти в завещании Оттона Бамбергского († 1139) к жителям Померании, затем в первой книге Гуго Сен–Викторского (†t ок. 1140) «De caeremoniis, sacramentis, officiis et observationibus ecclesiastisis» и в книге Петра Ломбардского († 1270) «Sententiarum libri quatvor». На Востоке впервые прямо называет Священство таинством монах Иов († 1270), который поставляет его на четвертом месте в ряду других таинств. Более поздними памятниками такого рода на Востоке являются грамоты патр. Иоанна Векка, императора Михаила Палеолога и его сына Андроника, а также сочинения свт. Симеона Солунского . Подводя итог, можно сказать, что авторитетность учения святых отцов о таинстве Священства укрепила в богословском сознании Церкви истинность божественного происхождения этого таинства. Алексей Пентковский. Чинопоследования хиротоний в византийских евхологиях VIII–XII веков 600

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Духе как ипостасной божественной любви (amor). Поскольку, с одной стороны, для зачатия необходимо такое чувство, как любовь, а с др. стороны, именно в В. в наибольшей степени проявилась любовь Божия к человеку, то Дева Мария зачала Христа именно от Св. Духа. Ведь в сердце Девы Марии горела особая любовь Св. Духа (amor Spiritus sancti), поэтому Дева зачала в Своей плоти любовью и действием Св. Духа ( Hugo Vict. De sacr. II 1. 8; Petr. Lomb. Sent. III 4. 1; Bonav. Breviloq. IV 3. 88-91; Thom. Aquin. Sum. Th. III 32. 1). Многие при этом исходили из известного еще блж. Августину наименования Св. Духа «Даром Божиим» (Dei donum) или Божией благодатью (gratia). Согласно их рассуждениям, если говорится, что Христос родился от Св. Духа, то это есть указание на саму благодать Божию, посредством к-рой чудесным и неизреченным способом человек был соединен и связан со Словом Божиим и телесно исполнился ею без всяких предшествующих заслуг ( Petr. Lomb. Sent. III 4. 2; Thom. Aquin. Sum. Th. III 32. 1). Наконец, нек-рые полагали, что особая роль Св. Духа соответствует результату В., поскольку зачатый Человек должен быть святым и Сыном Божиим; но и тем и другим - святостью и божественностью - обладает Св. Дух ( Thom. Aquin. Sum. Th. III 32. 1). Само действие Св. Духа в В. схоласты определяли по-разному. Так, Вильгельм из Шампо , подобно прп. Максиму Исповеднику, говорил, что зачатие Христа Девой Марией произошло «при содействии Святого Духа» (cooperante Spiritu sancto - Dial.//PL. 163. Col. 1054-1055). По мнению Гуго Сен-Викторского , Св. Дух Своей любовью и силой сотворил плотскую сущность Христа из самой плоти Девы. Следов., Христос родился от Девы, поскольку Он воспринял плотскую сущность из плоти Девы, но был зачат от Св. Духа, поскольку сама Дева зачала Его из Своей плоти без смешения мужского семени действием и любовью Св. Духа, Которого поэтому можно назвать «создателем Христа по человечеству» ( Hugo Vict. De sacr. II 1. 8; ср.: Petr. Lomb. Sent. III 4. 2-3). Петр Ломбардский, следуя Иоанну Дамаскину (De fide orth.

http://pravenc.ru/text/воплощение.html

и лат. экзегетов: Оригена, свт. Афанасия Великого, свт. Василия Великого, Евсевия Кесарийского, свт. Иоанна Златоуста, Севериана Габальского, еп. Тита Бострийского, свт. Григория Богослова, свт. Григория Нисского, свт. Кирилла Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина, Феофилакта Болгарского, свт. Илария Пиктавийского, свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина, блж. Иеронима, Беды Достопочтенного, Рабана Мавра, Ремигия Осерского и др. ( Conticello. 1990). Оригинальным заголовком компиляции, вероятно, следует считать «Expositio continua» (Сплошной комментарий), однако по структуре она представляет собой катену. Велика вероятность того, что толкования греч. отцов заимствованы из греч. К. Мн. святоотеческие цитаты в нек-рых др. произведениях Фомы Аквинского, в частности 3-й ч. «Суммы теологии» и «Комментарии на Евангелие от Иоанна» («Lectura super Iohannem»), взяты им из «Золотой цепи». В XIV в. «Catena aurea» была переведена на восточносредненем. язык (изд: Thomas von Aquin. Catena aurea deutsch: Die ostmitteldeutsche Übers. des Katenenkommentars des Thomas von Aquin/Hrsg. P. Horner. B.; N. Y., 2008. Bd. 1: Lukasevangelium; 2012. Bd. 2: Markusevangelium). Распространение и стандартизация glossa ordinaria не означали полного прекращения компилятивного комментаторства в виде глосс. В XIII-XIV вв. наряду с переписыванием общепринятых глосс в нек-рых центрах средневек. учености продолжалось составление новых компиляций в жанре глосс, никак не связанных с glossa ordinaria. Примером таких «необщепринятых» глосс могут служить т. н. Glossae Tripartitae super Cantica (Трехчастные глоссы на Песни Песней), сохранившиеся в 3 редакциях и составленные в кон. XIII - нач. XIV в. неизвестным францисканцем. Кроме прямой традиции сочинений блж. Августина, Оригена, Бернарда Клервоского, свт. Григория Великого, Гуго Сен-Викторского, Бонавентуры и др. они заимствуют материал из 3 основных источников: анонимной коллекции глосс, составленной в картузианском мон-ре в Сеналесе (близ Больцано, Сев.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010