ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» 412-413 413-414 ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (после 1096 - 1141), средневек. философ, католич. богослов, мистик, глава сен-викторской богословской школы 414-424 424-426 424-426 ГУДСПИД Эдгар Джонсон (1871 - 1962), амер. баптист. богослов и библеист, один из представителей чикагской школы библеистики 426-428 ГУДУЛА († до 714), св. дева (пам. зап. 8 янв., местное почитание в Генте - 19 янв.; перенесение мощей 6 июля и 16 нояб.), покровительница Брюсселя 428-429 ГУЗАР Любомир (род. 1933), кард., верховный архиеп. Киевский и Галицкий, глава Украинской греко-католической Церкви 429-430 430-431 ГУЛЬБИЩЕ в рус. храмовой и гражданской архитектуре открытая терраса, устроенная вокруг здания или его части 431-432 ГУМАНИЗМ многозначный философский и культурно-исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни 432-445 ГУМБЕРТ († 680/1), прп. (пам. зап. 25 марта, 6 сент.- перенесение мощей), основатель и 1-й аббат мон-ря Мариколы (совр. Маруаль, Франция) ГУМБЕРТ († 1061), кард., еп. Сильва-Кандидский, деятель григорианской реформы в сер. XI в., участник папского посольства в К-поль в 1054 г., приведшего к разрыву офиц. отношений между Римскими папами и К-польскими патриархами и разделению Церквей 445-447 ГУМБЕРТОВ Менандр, вымышленный автор «Манифеста с прошением» и «Вопросов о греко-российском вероисповедании», якобы поданных им старообрядцам в 1726 г. 447-449 ГУМЕНИССЫ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий, принадлежит Гуменисской, Аксиупольской и Поликастрской митрополии Элладской Православной Церкви 449-450 451-454 ГУМИЛЕВСКИЙ Александр Васильевич (1830 - 1869), свящ., духовный публицист, организатор церковной благотворительности 450-451 454-455 ГУММАР († ок. 775), св. (пам. зап. 11 окт.), основатель общины каноников в Нивесдонке (совр. Лир, Бельгия) 455-456 456-457 457-459 ГУНТБЕРТ († кон. VII в.), сщмч. (пам. зап. по Мартирологу Узуарда 29 апр., вместе со св. Бертой 1 мая, местное почитание в Реймсе 11 мая)

http://pravenc.ru/vol/xiii.html

8. Служба святому Виктору Исповеднику (Officium de st. Vic­tore Confessore, PL 183, 775–780), включает молитвы, гимны, антифоны, чтения и 2 проповеди на рождество святого Виктора (PL 183, 371–376). 9. О крещении и других вопросах (De baptismo aliisque quaes­tionibus; далее Крещен.), или Письмо CLXXXII (PL 182, 1031–1046), написано ок. 1136–1140 гг. в ответ на запрос Гуго Сен-Викторского по поводу следующих 5 вопросов, поставленных неизвестным богословом: 1) обязательно ли для всех крещение на основании слов Ин 3:5; 2) обязательно ли крещение или мученичество для спасения; 3) имели ли ветхозаветные праведники столь же ясное представление о Воплощении, что и христиане; 4) есть ли грех по неведению; 5) было ли сокрыто таинство Воплощения от Ангелов до дня Благовещения. В целом, за исключением последнего, Бернард дает отрицательные ответы на эти вопросы. 10. Слово, или Книга об обращении к клирикам (De con­versione, PL 182, 834–856), произнесено 1140 г. во время визита Бернарда в Париж, когда епископ Стефан Сенлийский попросил его обратиться с проповедью к школьной молодежи. Основные темы — обращение к Богу, предваряемое призывом со стороны Самого Бога; осознание и отвращение от греха; превосходство небесных благ над мирскими; наконец, в гл. 19–22 Бернард резко критикует злоупотребления современных ему священнослужителей и говорит об обязанностях настоящих священнослужителей (в частности, об учительстве и стойкости в гонениях). 11. Против некоторых Глав из заблуждений Абеляра (Contra quaedam capitula errorum Abaelardi; далее Против Абеляра), или Письмо CXC (PL 182, 1053–1072), написано в 1140 г. к папе Иннокентию II; содержит критику учения Абеляра о вере и знании, о Святой Троице, о грехе. К этому трактату присоединяется также 14 Глав из ересей Петра Абеляра (Capitula haeresum Petri Abaelardi, PL 182, 1049–1054; далее Ереси Абеляра), содержащие основные пункты его заблуждений. 12. О акривии и икономии (или О предписании и устроении; De praecepto et dispensatione, PL 182, 860–894, до 1143 г.), написан по запросу монахов монастыря Сен-Пьера Шартрского; посвящен вопросам необходимости строго соблюдения монастырских правил и их различных нарушений.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

2). 2. De triplici via (О тройственном пути. — T. VIII. P. 3–18; далее О тр. пути). Здесь Бонавентура говорит о трех ступенях богопознания — размышлении (medi­ta­tio), молитве (oratio) и созерцании (contemplatio). 3. Soliloquium (Монолог. — T. VIII. P. 28–67) является подражанием одноименному сочинению Гуго Сен-Викторского. 4. Lignum vitae (Древо жизни. — T. VIII. P. 68–86). Это сочинение содержит 48 размышлений о кресте и страдании Господа. 5. De perfectione vitae ad sorores (К сестрам о совершенстве жизни. — T. VIII. P. 107–127; далее О соверш. жизни), небольшое сочинение о высоких требованиях христианского совершенства. 6. De sex alis Seraphim (О шести крыльях Серафимов. — T. VIII. P. 131–151; далее О крыл. Сераф.). Шесть крыльев Серафимов здесь рассматриваются как символ шести добродетелей: ревности к праведности, благочестия, терпения, образцовой жизни, скромности, преданности Богу. 7. Vitis mystica (Таинственная виноградная лоза. — T. VIII. P. 159–189). Вслед за Бернардом Клервосским Бонавентура развивает здесь образ Христа как истинной виноградной лозы. Хотя Бонавентура был хорошим экзегетом и созерцателем, тем не менее он по преимуществу является схоластическим богословом. Священное Писание и мистическое богопознание всегда были близки Бонавентуре, но его богословие развивалось в рамках и по методике Сентенций Петра Ломбардского, которые стали учебником догматического богословия в Париже начиная с Александра Гэльского: Бонавентура так же проводил четкое различие между объектом веры как таковой (credibile ut credibile), данным в Священном Писании, и объектом веры как предметом познания (credibile ut intelligibile) со стороны богословствующего разума. Последний предполагает исследовательский метод, который добавляет к истине веры и авторитету Священного Писания рациональные аргументы, подтверждающие и поддерживающие нашу веру, помогающие нам понять и таким образом просветить ее (Комм. Сент. T. I. P. 7, 11). Объект веры как предмет познания служит предметом и для богословия, которое использует в исследовании содержания веры не только логику, но и всю светскую науку.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Орео в 1851 г. (см.: Haur é au. 1851. P. 177-182) по рукописи XIV в. из Сен-Викторского аббатства и воспроизведенных в PL (PL. 175. Col. CXLI-CLII), а также «Перечень всех сочинений учителя Гуго Сен-Викторского», опубликованный Ж. де Геллинком в 1910 г. по Оксфордской рукописи XV в., в к-рой приводятся названия сочинений, изданных аббатом Гилдуином в 4 томах через 10 лет после смерти Г. С.-В. (см.: Ghellinck. 1910. P. 270-289, 385-396). В печатных изданиях сочинений (начиная с 1-го - P., 1518) подлинные произведения смешивались с сомнительными и подложными. В XIX в. большую работу по выяснению подлинности сочинений Г. С.-В. проделали Орео ( Haur é au. 1859; 1886; 1890-1893) и аббат Ф. Гугонен, в XX в.- Ф. Верне ( Vernet. 1927), Р. Барон ( Baron. 1957; 1959; 1963; 1966; 1969), О. Лоттен ( Lottin. 1958; 1959) и Д. ван ден Эйнде ( Van den Eynde. 1957; 1959; 1960; 1963). В XX в. вышло немало новых изданий отдельных работ Г. С.-В., однако критического издания полного собрания его сочинений не издано; оно готовится в наст. время под рук. Р. Берндта в Институте Гуго Сен-Викторского при Философско-богословской высшей школе св. Георга во Франкфурте-на-Майне. Философско-педагогические «Eruditio didascalica» или «Didascalicon» (Назидательное обучение; в 6 кн., до 1130 - PL. 176. Col. 739-812); самое раннее сочинение Г. С.-В.; содержит наставление о порядке изучения светских наук (7 «свободных искусств») и божественных наук (Свящ. Писания), а также о соотношении философии и богословия, знания и мудрости, о методе и порядке чтения Свящ. Писания. «De tribus rerum subsistentiis» (О трех способах существования вещей); небольшой отрывок из трактата, посвященного проблеме универсалий. «Epitome Dindimi in philosophiam» (Сокращенное [введение] Диндима в философию; до 1125); написано в форме диалога Диндима (самого Г. С.-В.) и Сосфена (ученика). «De grammatica» (О грамматике; до 1125). «Practica geometriae» (Практический курс геометрии; до 1125). «De unione corporis et spiritus» (О единении тела и духа - PL.

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

Мистико-созерцательные. Сочинения этой группы принесли Б. наибольшую популярность. 1. «Itinerarium mentis in Deum» (Путеводитель души к Богу, 1259) - самое известное сочинение Б., в к-ром кроме 6 ступеней озарения души Божественным Светом, или 6 ступеней богопознания, излагается учение о Боге, Его бытии, сущности, свойствах, о Св. Троице. Написано под впечатлением посещения г. Альверны (Ла-Верны), где св. Франциску было видение серафима с 6 крылами, сложенными наподобие распятия (Itin. Prol. 2). 2. «De triplici via» (О тройственном пути, ок. 1259). Здесь Б. говорит о 3 ступенях богопознания - размышлении (meditatio), молитве (oratio) и созерцании (contemplatio). 3. «Soliloquium» (Монолог, ок. 1259), является подражанием одноименному сочинению Гуго Сен-Викторского . 4. «Lignum vitae» (Древо жизни, ок. 1259), содержит 48 размышлений о кресте и страдании Господа. 5. «De perfectione vitae ad sorores» (К сестрам о совершенстве жизни), о высоких требованиях христ. совершенства. 6. «De sex alis Seraphim» (О шести крыльях Серафимов); 6 крыльев серафимов рассматриваются как символ 6 добродетелей: ревности к праведности, благочестия, терпения, образцовой жизни, скромности, преданности Богу. 7. «Vitis mystica» (Таинственная виноградная лоза), вслед за Бернардом Клервоским Б. развивает здесь образ Христа как истинной виноградной лозы. Исторические. 1. «Apologia pauperum» (Апология бедных, 1270), направлено на защиту идеалов нищенствующих орденов от нападок Герарда Аббевилльского, отраженных в книге последнего «Против врага христианского совершенства» (1269). 2. «Determinationes quaestionum circa regulam fratrum minorum» (Определения вопросов относительно устава «меньших братьев»); 2-я часть сочинения известна также как «Апология перед теми, кто выступает против ордена «меньших братьев»». 3. «Constitutiones Narbonnenses» (Нарбоннские постановления, 1260), т. е. постановления генерального капитула францисканского ордена, проведенного Б. в 1260 г. в Нарбонне. По всей вероятности, в приложении к сочинению помещены постановления позднейшего лионского генерального капитула. 4. «Legenda major de S. Francisci» (Большое житие св. Франциска). 5. «Legenda minor de S. Francisci» (Малое житие св. Франциска). 6. «Epistola de imitatione Christi» (Послание о подражании Христу), небольшое послание к братьям францисканского ордена.

http://pravenc.ru/text/Бонавентуры.html

Ответ на возражение 1. Благодать добродетелей и даров достаточно совершенствует сущность и способности души в отношении повседневного образа действий, однако в отношении некоторых особо необходимых для христианской жизни следствий требуется благодать таинств. Ответ на возражение 2. Пороки и грехи в полной мере устраняются добродетелями и дарами с точки зрения настоящего и будущего в той мере, в какой они удерживают человека от греха. Таинства же обеспечивают человека особым средством против прошлых грехов, действие которых прекратилось, но вина осталась. Ответ на возражение 3. Благодать таинств соотносится с благодатью в общепринятом смысле этого слова как вид с родом. Поэтому подобно тому, как термин «животное» в родовом смысле и применительно к человеку используется не соименно, точно так же не соименно говорится о благодати в общепринятом смысле и благодати таинств. Раздел 3. СОДЕРЖАТ ЛИ ТАИНСТВА НОВОГО ЗАКОНА БЛАГОДАТЬ? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что таинства Нового Закона не содержат благодать. В самом деле, содержимое представляется находящимся в содержащем. Но благодать не находится в таинствах ни как в субъекте, поскольку субъектом благодати является не тело, а дух, ни как в сосуде, поскольку, как сказано в четвертой [книге] «Физики», «сосуд есть переносимое место», а акциденция не может находиться в месте 31 . Следовательно, похоже, что таинства Нового Закона не содержат благодать. Возражение 2. Далее, таинства установлены как средства, благодаря которым люди могут получать благодать. Но благодать, будучи акциденцией, не может переходить от одного субъекта к другому. Следовательно, в присутствии благодати в таинствах нет никакого смысла. Возражение 3. Далее, духовное не содержится телесным, даже если оно там есть; так, душа не содержится телом, напротив, скорее сама содержит тело. Следовательно, коль скоро благодать духовна, то дело представляется так, что она не может содержаться в телесном таинстве. Этому противоречат слова Гуго Сен-Викторского о том, что «таинство, будучи освящено, содержит незримую благодать».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Гуго Сен-Викторский. Миниатюра. 2-я пол. XII в. (Bodl. Laud. Misc. 409. Fol. 3v) Гуго Сен-Викторский. Миниатюра. 2-я пол. XII в. (Bodl. Laud. Misc. 409. Fol. 3v) По-видимому, в весьма юном возрасте Г. С.-В. вступил в ряды регулярных каноников августинского мон-ря св. Панкратия в Хамерслебене (см.: De arrha anim. prol.) близ Хальберштадта (Vita Hugonis Victorini//PL. 175. Col. CLIX). Проведя нек-рое время в мон-ре и получив там начальное образование, Г. С.-В. покинул Германию, совершил путешествие по Фландрии, Лотарингии и Франции, посетив, в частности, аббатство Сен-Виктор в Марселе. Оттуда между 1115 и 1118 гг. он прибыл в Париж, где поступил в Сен-Викторское аббатство, будучи, по свидетельству его некролога, «в самом расцвете своей юности» (Necrologium St. Victoris//PL. 175. Col. CLXIII), т. е. приблизительно в возрасте 18 лет. Аббатством в это время управлял аббат Гилдуин, а занятия в богословской школе проходили под руководством приора Фомы. Согласно «Анналам» Иоанна Тулузского († 1659), в 1127 г. засвидетельствована подпись Г. С.-В. наряду с подписями Гилдуина и Фомы в грамоте Стефана Санлисского ( Bonnard. Vol. 1. P. 89, N 1). Когда в 1133 г. приор Фома был убит, на его место был поставлен Г. С.-В. для руководства учебными занятиями и для исполнения обязанностей приора. О том, что Г. С.-В. занимал должность приора, известно из письма, направленного ему Вильгельмом из Мортани (совр. Франция) (текст письма: Observationes ad libros sententiarum Roberti Pulli//PL. T. 186. Col. 1052), и из рукописи XII в. (см.: Ghellinck. 1914. P. 113, N 1), хотя нек-рыми учеными это и подвергается сомнению ( Baron. 1969. Col. 902-903). Преподавание Г. С.-В. осуществлялось по оригинальной методике, сочетавшей широкое изучение светских научных дисциплин (во всей полноте их взаимных связей) с ориентацией слушателей на постоянный поиск духовного смысла всякого научного знания и рассмотрение его в свете богооткровенных истин и норм духовной жизни человека. О том, что педагогические усилия Г.

http://pravenc.ru/text/Гуго ...

Отрицающий собственную оригинальность в изложении, В. из Б. составил это компилятивное сочинение на основе более 400 как христ., так и языческих (греч., рим.), араб. и евр. источников, к к-рым относился с большим доверием. Основная задача энциклопедии, считал В. из Б., заключается в том, чтобы показать людям путь от невежества, греховности и немощи к мудрости, добродетели и могуществу. Энциклопедии, являясь «зерцалом» распространенных знаний своего времени, были предназначены для широкого круга читателей ( Жильсон. С. 246). В 1310-1325 гг., уже после смерти В. из Б., в энциклопедию анонимным автором была добавлена 4-я часть, «Speculum morale» (Зерцало морали), составленная гл. обр. на основе «Суммы теологии» Фомы Аквинского . В результате все произведение стало называться «Speculum quadruplex» (Четверное зерцало). Переведенное на франц., каталон., испан., голл., нем. и др. языки и выдержавшее 6 печатных изданий за XV-XVII вв., «Великое зерцало» пользовалось популярностью, его хорошо знали итал. гуманисты, к отрывку из хроники за 1223-1250 гг. (времени правления королей Людовика VIII и Людовика IX и жизни самого В. из Б.) как к достоверному источнику обращались позднейшие историки. Исторические примеры из сочинения В. из Б. использовал Иоанникий Голятовский в «Небе новом» (Львов, 1663). В 1679 г. извлеченное из «Великого зерцала» сказание о прор. Мухамаде было переведено на рус. язык Симеоном Полоцким . В ответ на просьбу франц. кор. Маргариты и наставника принца Филиппа помочь придворным учителям в воспитании детей знати В. из Б. написал педагогический трактат «De eruditione filiorum nobilium» (О наставлении детей знати, 1246-1249), представляющий собой антологию образования и воспитания из сочинений античных и христ. авторов ( Аристотеля , Сенеки , Овидия, Ювенала, Квинтилиана , Цицерона , Горация, Персия, блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина , Эннодия , еп. Павийского, свт. Григория I Великого , Гуго Сен-Викторского , Ришара Сен-Викторского , Бернарда Клервоского и мн.

http://pravenc.ru/text/158716.html

«Rationale...» сохранился в 139 рукописях. Он является одной из первых небиблейских книг, изданных типографским способом (в Майнце в 1459; всего известно ок. 111 старопечатных изданий, из к-рых 44 - инкунабулы). Трактат Д. был настолько популярен, что в 1495 г. в кружке свт. Геннадия Новгородского был сделан перевод 8-й кн. на славянский язык (единственный сохранившийся список - РНБ. Погод. 1121, 30-е гг. XVII в.). Научных изданий «Rationale...» всего 2 - 1859 г. («критическое» издание) и 1995-2000 гг. (по 8 лучшим рукописям). Выявлено 2 редакции памятника: 1-я редакция завершена ок. 1291 г., когда Д. находился в Манде, а 2-я, расширенная,- во время его пребывания в Италии в 1291-1296 гг. «Rationale...» состоит из 8 книг: в 1-й речь идет о Церкви, об устройстве храма, алтаря, об иконах, о колоколах, об усыпальнице, освящении храма, алтаря и церковной утвари, о таинствах Церкви, во 2-й - о клириках и об ординациях, в 3-й - об облачениях, в 4-й - о чине мессы, в 5-й - о службах суточного круга (оффиции), в 6-й - о церковном годе, в 7-й - о памятях святых и заупокойных службах, в 8-й - о календаре. Среди упоминаемых Д. источников его труда - сочинения Сикарда Кремонского († 1215), папы Иннокентия III († 1216), Вильгельма Осерского († 1231), Гильберта из Турне († 1270). Он также использовал толкования мессы Гонория Августодунского († ок. 1156), Иоанна Белета († после 1165), Препозитина Кремонского († ок. 1210), Псевдо-Гуго Сен-Викторского (сер. XII в.), Гуго Сен-Шерского († 1263). Д. применил в толковании молитв и обрядов учение о 4 смыслах Свящ. Писания (изложено в Предисловии (Prohemium)). Чаще всего он толкует отдельные элементы мессы как воспоминания о земном служении Христа. Труд Д. является важным источником по литургической практике XIII в. Так, Д. пишет о более частом причащении, чем можно было бы ожидать в средние века, хотя указывает, что нормативным становится причащаться трижды в год; в отличие от католич. традиции следующих веков Д. рассматривает оффиций как молитву Церкви, а не как частное дело клириков.

http://pravenc.ru/text/180595.html

В результате анализа косвенных сведений, сообщаемых К. А. о себе в сочинениях, изучения архивных документов, а также свидетельств, содержащихся в монументальном биографическом компендиуме «Христианская Франция» (Gallia Christiana. P., 1715-1865. 16 t.), в XX в. исследователям удалось установить датировку и обстоятельства нек-рых событий жизни К. А. Неск. раз в своих трактатах К. А. свидетельствует, что он получил богословское образование и называет Гуго Сен-Викторского и Теодорика Шартрского «мои досточтимые учителя» (doctores mei venerabiles - Clarembaldus. In De Trinit. Introd. 10). Гуго преподавал в парижском Сен-Викторском аббатстве с сер. 20-х гг. XII в. до конца жизни (скончался в 1141). Точные сведения о деятельности Теодорика в кон. 20-х - нач. 40-х гг. XII в. отсутствуют, однако из сообщений различных теологов-схоластов, учившихся у него или встречавшихся с ним в это время, можно заключить, что по меньшей мере в отдельные годы этого периода он преподавал философию и богословие в парижской школе собора Нотр-Дам (буд. Парижский ун-т) и, возможно, в школе Шартрского собора, канцлером к-рой он стал в 1142 г. Исходя из этого, время обучения К. А. в лит-ре условно датируется промежутком с 1130 по 1142 г.; если эта датировка верна, то К. А., вероятнее всего, род. в 10-х гг. XII в. ( H ä ring. 1965. P. 23-27; Fortin. 1995. P. 18). В Париже К. мог также посещать лекции Петра Абеляра и Гильберта Порретанского (впосл. К. А. полемизировал с ними в сочинениях); в это же время в Париже обучались Иоанн Солсберийский и Фома Бекет. Неизвестно, прослушал ли К. А. полный школьный курс или лишь посещал отдельные лекции; вместе с тем его сочинения свидетельствуют, что он хорошо овладел логико-философским инструментарием, ориентировался в богословской лит-ре и был осведомлен о наиболее важных богословских дискуссиях своего времени. К. А., по-видимому, формально не имел звания магистра богословия, т. е. не преподавал в к.-л. крупной богословской школе после завершения обучения. Он ни разу не упоминается как магистр в офиц. документах; лишь в рукописях в заглавиях его сочинений встречается наименование «магистр» (magister или m.), возможно, добавленное переписчиками из уважения к автору. О том, чем занимался К. А. в 40-х гг. XII в., никаких сведений не сохранилось; исследователи полагают, что он был преподавателем в соборной школе в Аррасе или выполнял к.-л. иное служение в этом диоцезе, т. к. едва ли он смог бы занять в нач. 50-х гг. XII в. высокую должность в соборном капитуле без предшествующего прохождения более низких степеней церковного служения.

http://pravenc.ru/text/1841259.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010