Мы весьма далеки от дерзкой мысли предсказывать точные сроки появления антихриста, ибо Слово Божие, устами Самого Господа Иисуса Христа, ясно свидетельствует, что этого никто из людей знать не может. «О дни же том и часе никтоже весть, ни ангели небеснии токмо Отец Мой един» (Мф. 24, 36) - так сказал Господь, имея в виду свое Второе Пришествие и кончину мира сего, перед чем и должен явиться антихрист. Но одновременно Господь указал и множество признаков близости своего Второго пришествия и кончины мира, причем закончил это следующим увещанием: «От смоковницы же научитеся притчи; егда уже ваия ея будут млада, и листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва: тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко близ есть, при дверех » (Мф. 24, 32-33). Равным образом, и в апостольских посланиях мы имеем множество указаний на то, какими признаками будет характеризоваться эпоха появления антихриста и каков будет сам антихрист (см., напр., 2 Петра главы 2-я и 3-я; 1 Иоанна главы 2-я и 4-я; 2 Тим. 3, 1-14 и особенно 1 Солун. 4, 16-18; 5, 1-11 и 2 Солун. 2-я глава). А великий отец Церкви св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, в своих замечательных по важности и глубине содержания Огласительных поучениях прямо и решительно увещевает христиан: «Знаешь признаки антихристовы: не сам один помни их, но и всякому сообщай щедро» . (Поучение 15-е). Вот на основании всего вышесказанного мы и имеем не только право , но и священную обязанность находить в происходящих ныне в мире событиях исполнение всего того, что предречено Словом Божиим и Святыми Отцами Церкви об антихристе и последних временах и братски предостерегать всех верующих от неразумной безпечности и легкомысленного равнодушия к явным «знамениям времени». А этих все более и боле умножающихся, поистине жутких «знамений времени» накопилось уже столько, что даже недавно еще осуждавшие нас за то, что мы слишком много пишем об антихристе, начинают прозревать и признавать, что мы были правы, начав бить тревогу, когда большинство пребывало в каком-то безразличном прекраснодушии, словно не замечая, куда современный мир идет.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/30/...

«Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» ( Рим. 6, 4–5 ). «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим. 8, 11 ). Христово Воскресение сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды. Преподобный авва Исаия ( 34, 142 ). В этот Великий день Христос призван из мертвецов, которым уподобился. В этот день Он отразил жало смерти, сокрушил мрачные затворы ада, даровал свободу душам. В этот день, восстав от гроба, Он явился людям, для которых родился, умер и пробужден из мертвых, чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти, воскресли с Ним, воскресшим. В этот светозарный и великий день, ангельский лик исполнился радости, воспевая победную песнь. Святитель Григорий Богослов ( 14, 358 ). Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 143 ). (Господь), сделавшись выкупом нашей смерти, Своим Воскресением разрешил узы смерти и Своим Вознесением проложил путь на небо для всякой плоти. Святитель Григорий Нисский ( 22, 18 ). Едва праведники увидели свет в аду, как с радостью пошли в сретение Сыну Милосердного. Все забыли болезни свои и страдания, какие терпели, когда видели распинаемого Господа. По щедрости Своей Он дал нам жизнь и нас, смертных, присоединил к Ангелам. Нас, людей, уловила в сети смерть, Он пришел по Своей благости и избавил нас; Хвала Тебе, Господь Ангелов, явление Твое возрадовало мучившихся в аду. Теперь удалилась и исчезла ночь, и для твари воссиял Его свет. Сошел Он с высоты, избавил нас и опять восшел, и вот сидит одесную Отца. Все же ожидавшие Его и надеявшиеся на имя Его ожидают встречи с Ним во Второе Пришествие. Сошел Он в ад, и там воссиял свет Его и разогнал тьму среди мертвых в аду... Воскресивший мертвых отверз гробы и этим показал нам образ великого будущего дня ( 28, 294 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ни в одном волосе не окажется недостатка. Как снесем это, братья, когда увидим огненную реку, текущую с яростью, подобно свирепому морю, поедающую горы и дебри, поджигающую всю землю и дела, которые на ней! Тогда, возлюбленные, от такого огня реки оскудеют, источники исчезнут, звезды спадут, солнце померкнет, луна мимо идет, по написанному, небеса свернутся, как свиток книжный ( Ис. 34, 4 ). Тогда посланные Ангелы потекут, собирая избранных Его от четырех ветров, как сказал Господь, от края небес до края их ( Мф. 24, 31 ); тогда увидим, по обетованию Его, новое небо и новую землю ( Ис. 65, 17 ). Как стерпим тогда, христолюбцы, когда увидим уготованный страшный Престол и явившееся знамение Креста, на котором Христос волей за нас пригвоздился? Тогда все увидят на высоте явившийся страшный и святой скипетр Великого Царя, каждый, наконец, уразумеет и вспомнит слово предрекшего Господа, что явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30), и для всех сделается известным, что вслед за этим явится Царь. В час сей, братья мои, каждый подумает, как встретить ему страшного Царя, и станет поверять все дела свои; потом увидит, что дела его – и добрые, и худые – стоят перед ним. Тогда все милостивые и искренно покаявшиеся возрадуются, увидев предпосланные ими молитвы; сострадательные увидят, что нищие и убогие, которым здесь оказывали они милость, умоляют за них и возвещают благодеяния их перед Ангелами и человеками. Другие также увидят слезы и труды покаянные, и они предстанут радостными, светлыми, славными, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2, 13 ). Когда услышим сей великий глас и страшный вопль, который с высот небесных скажет: Вот, жених идет ( Мф. 25, 6 ), вот, приближается Судия, вот, является Царь, вот, открывается Судия судей, вот, Бог всяческих грядет судить живых и мертвых! – тогда, христолюбцы, от вопля того содрогнутся основания и утроба земли от пределов и до пределов ее, и море, и все бездны, тогда на всякого человека, братья, придут теснота и страх, и исступление от вопля и звука трубы, от страха и чаяния того, что грядет на вселенную, ибо, по написанному, силы небесные поколеблются ( Мф. 24, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Общая чаша Молитва  Благословение обшей чаши Преподание общей чаши     Трижды; в древности после вкушения общая чаша разбивалась Обхождение круга. Тропари  Трижды  Исаие, ликуй …; Святии мученицы …; Слава Тебе, Христе Боже… Окончание Снятие венцов Молитва по снятии венцов   Преподание мира. Молитва главопреклонения Отпуст   Молитвы «во осмый день» Чинопоследование Таинства Елеосвящения Схема чинопоследования   Примечания Начальная часть Возглас  Благословен Бог наш… Служба за болящего По структуре походит на современную утреню Освящение елея Мирная ектенья с особыми прошениями Молитвы  Тропари  Помазание (повторяется семь раз) Знаком отмечены те тексты, которые различны при каждом помазании. Сугубая ектенья (сокращенная)  Молитва Молитва помазания  Помазание Возложение Евангелия на главу болящего Молитва  Окончание Сугубая ектения (сокращенная) Стихиры  Отпуст Прощение Чинопоследование Хиротонии Схема  чинопоследования   Примечания Избрание Волеизъявление     Повели. Повелите. Повели, [титул] владыко.  [При хиротонии епископа избрание составляет два особых чина, совершаемых заранее; указанный возглас не произносится] Введение в алтарь [кроме хиротонии епископа] Поклонение престолу и епископу. Тропари  Святии мученицы …; Слава Тебе, Христе Боже …; Исаие, ликуй … Рукоположение Епископ трижды «знаменует» голову ставленника и возлагает на него руки.  [При рукоположении епископа на «выю» рукополагаемого возлагается Евангелие, руки возлагают все епископы] Объявление    Кирие элейсон – Господи помилуй    Божественная благодать …  (При хиротонии епископа: Избранием и искусом … Божественная благодать.] Поется в продолжение всех молитв Молитва епископа 1-я  О достоинстве Мирная ектенья с особыми прошениями Молитва епископа 2-я  О служении Облачение Аксиос – на каждый предмет Указание рукоположенному на его церковное служение Новопоставленному диакону вручается рипида, и он веет ею над Дарами. Новопоставленному иерею после освящения Даров вручается залог со словами: Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязай быти во Второе и Страшное Пришествие Великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Новопоставленный епископ «мирствует» к Апостолу (в древности с этого начиналась Литургия)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Особое внимание Апостол уделяет изложению учения о многообразных харизматических дарованиях в Церкви (гл. 12), одинаково необходимых для благодатной ее жизни, для совершения спасения её членов. Высочайшим даром Св. Духа является любовь – главная сила, соединяющая членов Церкви в единое Тело Христово (гл. 13). В 14-й главе преподаётся назидание о взаимном служении верующих. 5) О воскресении мертвых (гл. 15) Эсхатологической темой Послания является учение ап. Павла о воскресении мертвых и последующих судьбах мира и Церкви. Истину воскресения мертвых Апостол доказывает многими примерами как из Евангелия, так и из природы и из исторического и личного церковного опыта. 6) Заключение (гл. 16) В заключение Апостол обещает посетить Коринф, преподает ряд наставлений и увещаний и обычное апостольское благословение. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ К КОРИНФЯНАМ I. Пресечение разделений среди коринфских христиан ( 1Кор.1:1–4:21 ) 1. Причина разделения в Коринфской Церкви (1Кор.1:1–17) Прежде чем обличать коринфян за возникшие разделения и другие их недостатки, ап. Павел свидетельствует о живом и благодатном состоянии коринфской Церкви в целом, потому что основанием её является Христос. В Нем коринфяне и «обогатились всем, всяким словом и всяким познанием», так что они «не имеют недостатка ни в каком даровании» ( 1Кор.1:5–6 ), почему и членов Церкви он называет «освященными во Христе Иисусе, призванными святыми» ( 1Кор.1:2 ) (все христиане «освящены во Христе» в крещении и призваны к святости жизни. Кто живет, сохраняя обеты крещения, тот свят. Но и призвание, и сама вера пришли свыше: «благодатию вы спасены, и сие не от вас, Божий дар» ( Еф.2:8 ). Но они должны памятовать, что находятся еще только на пути к цели и им еще далеко до той полноты святости, которая необходима, чтобы «быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.1:8 ), т. е. во второе Его пришествие и день Суда Божия. Главным духовным недугом коринфских христиан было то, что некоторые из них считали себя последователями различных учителей и проповедников: Павла, Аполлоса, Петра и др. По примеру язычников, избиравших себе учителей и философов, и христиане начали отдавать предпочтение отдельным проповедникам, увлекаться внешней их мудростью, ученостью и красноречием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Первое. Марфа на слова Иисуса: « воскреснет брат твой », отвечает — «з наю, что воскреснет в воскресение, в последний день ». Марфа исповедует догмат о воскресении мертвых в последний день вне связи с «реальной жизнью». Но Христос — это про реальную жизнь, и Лазарь воскреснет сейчас и здесь. Второе. Фарисеи были той религиозной группой, которая верила в воскресение мертвых (в Торе в явном виде это учение не содержится, и воскресение было предметом религиозных споров). Как отреагировали фарисеи, увидев воплощение своей веры? Они решили убить Христа. В этом есть какая-то жестокая правда о религии: верящие в воскресение убили Воскресившего. Чудо в XXI веке Благочестие и правоверие — одно. Реальность и чудо — другое. Не обязательно как у фарисеев — может быть как у Марфы… В XXI веке более значим другой конфликт: вера и чудо. Наша эпоха не верит в чудеса. Но даже если из Писания и Предания можно вычеркнуть отдельные сверхъестественные вещи как легендарные, с чудом как таковым так не получится. « Если не воскрес Христос, вера наша тщетна, мы самые несчастные из людей » — говорит апостол Павел. Если Бог есть, то чудо существует — не как фокус и магия, но как реальное присутствие Реального здесь . Быть христианином — значит верить, что Ииусус воскрес. На самом ли деле мы верим в это? Победа над смертью « Лазарем тя Христос уже разрушает, Смерте, и где твоя, аде, победа » — поет Церковь в эти дни. Лазарева суббота — это предвосхищение Пасхи, а триумф Входа Господа в Иерусалим — это предвосхищение подлинного триумфа — триумфа Креста. Вход Господень в Иерусалим. Толпа, которая встречала Господа восторженными криками, быстро забыла Его. Победа над смертью и адом — вот что совершил Христос. « Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века » — вот наша надежда и цель. (Совсем не «боюсь в ужасе пришествия антихриста», как это часто сейчас бывает. Тот факт, что ликование и надежда сменились страхом, сигнализирует о чем-то очень плохом в истории христианства). Не явным образом страх антихриста коррелирует с фантазмом живых мертвецов — одним из главных символических фигур современности. Наша эпоха (если судить по медия, во всяком случае) в принципе не воспринимает христианскую надежу на воскресение мертвых. На что она способна так это на возрождение архаического страха перед мертвецами.

http://blog.predanie.ru/article/velikiy_...

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях. В частности, в «Каноне на исход души», читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть содержится такой тропарь: «Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля, и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя, перейти невозбранно отходящя от земли» (песнь 4). Андрей Плюснин Мытарства блаженной Феодоры Преподобный Василий Новый (Х в.) в молодости оставил мир и подвизался в пустыне, претерпел мучения за Христову веру, но остался среди них невредим. Был прозорлив и молитвой исцелял больных. Среди посещавших святого был Григорий, который стал его учеником и впоследствии написал подробное житие своего учителя. Когда скончалась прислуживавшая преподобному Василию святая Феодора, Григорий очень хотел узнать о ее загробной жизни и часто просил святого подвижника открыть ему это. По молитвам блаженного Григорий увидел во сне старицу Феодору которая рассказала ему как душа ее проходила мытарства после смерти и как ей помогла сила молитв блаженного Василия. Пройти мытарства святой Феодоре помог преподобный Василий Новый, давший святым Ангелам мешок золотых монет – сокровищ своих молитв Богу – для откупа от бесов, поскольку святая Феодора ухаживала за ним в его старости. По прохождении всех мытарств, на третий день по отлучении души от тела, душа святой Феодоры предстала и поклонилась перед Престолом Божиим неприступной славы, окруженном Серафимами, Херувимами и бесчисленными Воинствами Небесными. После этого святой Феодоре в течение 6 дней были показаны райские обители святых апостолов, пророков, мучеников и угодников. Затем, на 9-й день по смерти, душа была вторично приведена для поклонения Богу. После этого в течение тридцати одного дня душа водилась по аду, где ей были показаны страшные муки грешников. В сороковой день святые Ангелы провели святую Феодору в обитель преподобного ее отца Василия в раю, где ей, как и всякому, прошедшему мытарства и частный суд, надлежит быть до дня Страшного Суда, который будет во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Проводить их можно по вечерам, после Всенощного бдения или Акафиста, когда, проведя вечер в молитве, народ, как 6ы нехотя, с сожалением, покидает храм; впрочем, всякий желающий сам найдет для себя и для других наиболее подходящее время. Тема, избранная для беседы, может быть достаточно вольной и широкой, ограниченной лишь рамками самого евангельского текста. Тем, разумеется, можно найти великое множество: Евангелие неисчерпаемо. Приведем здесь примеры некоторых из них: «Нагорная проповедь и Заповеди Блаженства», «Христос и Закон», «Чудеса Иисуса Христа», «Отправление апостолов на проповедь», «Откровение Отца Сыном», «Царство Небесное и притчи о нем», «Исповедание веры Петра и камень Церкви», «Предостережение от книжников и фарисеев», «Пророческая беседа на горе Елеонской», «Второе Пришествие Сына Человеческого», «Страсти Христовы», «Поучение о молитве», «Прощальная беседа», «Первосвященническая молитва», «Матерь Божия у Креста Сына Своего», «Иисус по Воскресении», «Заповеди Воскресшего» и т. д. В этих беседах можно будет, помимо самого Евангелия, раскрывать основные вопросы христианской веры. По жанру, как уже было сказано, они отличаются от проповедей, они не имеют столь четких границ, и потому как бы более «вместительны». Главная их цель – не столько назидание, сколько приобщение людей к тексту и духу Слова Божия, дабы каждый из них мог не только познакомиться, но и породниться с ним. В этом – одна из самых насущных пастырских задач. Разумеется, к таким беседам следует исподволь готовиться, обращаясь к творениям святых отцов или иных авторитетных учителей Церкви. Следует заботиться и о развитии в себе ораторских навыков. Если же священник не имеет под рукой нужных книг и совсем не уверен в своих ораторских данных, то и он исполнит завет Спасителя и свою пастырскую задачу, если найдет время для того, чтобы просто читать в храме Евангелие, главу за главой. Читать далее Источник: Настольная книга священнослужителя. - Москва : Моск. патриархия, 1977. - 22 см./Т. 8: Пастырское богословие. - 1988. - 800 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прочие мысли присоединяются к этому главному учению, то как подготовительные, то как вводные. Возблагодарив Бога за преуспеяние Солунян, Апостол возбуждает их к терпению скорбей упованием будущих благ (1 гл.). О пришествии же Господнем Апостол молит не спешить колебаться умом и смущаться, будто уже наступает день Христов, ибо день тот не придет, пока не прейдет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, пока не взят будет от среды «удерживающий» теперь. Тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (2 гл.). Далее Апостол дает разные наставления и побуждает к исправлению бесчинно ходящих (гл. 3). Сказавший во 2-ой главе (15-ый ст.): «стойте и держите предания, имже научистеся или словом или посланием нашим», Апостол в конце послания пишет: «если кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним» (3:14). «Приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании. Пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» 49 . Распространение послания и его церковное употребление. Второе послание святого Апостола Павла к Солунянам распространилось по всем христианским Церквам приблизительно так же скоро, как и первое. Но его учение о признаках второго пришествия Господня, и особенно об антихристе, обратило на себя самое серьезное внимание всех выдающихся отцов и учителей Церкви, а потому и свидетельства о сем послании имеются от первых веков в изобилии. Св. Поликарп, епископ Смирнский, ученик Иоанна Богослова, приводит слова этого послания (3:15) в своем послании к Филипийцам. Св. Иустин Философ словами этого послания (2:3) говорит об антихристе в своем сочинении: «Разговор с Трифоном иудеем». Св. Ириней, епископ Лионский, изъясняет некоторые речения второй главы сего послания. Антихриста он называет богоотступником, возглавляющим в себе диавольское богоотступничество. В имени его будет заключаться число 666. Храм, в котором сядет антихрист, есть Иерусалимский храм (см. у А. Беляева , стр. 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Прошло несколько тысячелетий, и в мир явился Христос, Который разрушил смерть Своим славным Воскресением из мертвых. Так как Христос непричастен греху, смерть не имеет над Ним никакой власти. Какой путь и способ оставил нам Христос, чтобы и мы избавились от смерти? Путь Своих Крестных страданий и Своей смерти. Путь аскезы, в которой Он Сам, как Бог, не имел никакой нужды. Его смерть попрала смерть нашу, даровав нам воскресение и преображение тел в вечности. Душевная смерть была разрушена Воскресением Христовым. Если мы принимаем Таинство Святого Крещения, сознательно участвуем во всех других Таинствах Церкви и в ее жизни, то после всеобщего воскресения из мертвых во Второе и славное пришествие Господа нашего Иисуса Христа будет попрана и телесная смерть. Смерти с этого момента уже не будет. Тогда все люди, все роды, начиная от Адама и заканчивая последним человеком, воскреснут. Сейчас же смерть является для нас фактом страшным и трагическим, чем-то неестественным. Мы изначально не были сотворены смертными, поэтому при виде чужой смерти всегда питаем к ней такое отвращение. Смерть для нас – настоящая трагедия, потому что она оскорбляет нас, созданных по образу Божиему и подобию. Каждый раз, когда умирает какой-нибудь человек, этим, можно сказать, оскорбляется Сам Бог, создавший человека бессмертным, потому что то, что создал Господь, – человека, диавол ухитрился испортить и повредить и предать тлению – не на веки вечные, конечно, но на большой отрезок времени. Смертью Богочеловека человек стал страшен для смерти Смотрите: явился в мир Христос, добровольно предал Себя на Крестную смерть и Своею жертвой разрушил смерть. А до Крестной жертвы смерть была страшна для человека, смертью же Богочеловека человек стал страшен для смерти. Поэтому в Пасху мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» Как пишет святой Иоанн Златоуст: «Никто да не боится смерти, ибо Спаситель нас избавил от нее!» В тропарях панихиды поется: «Воистину страшно смерти таинство, како душа с телом насильно разлучается… Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту безобразну, безславну, не имеющую вида!» Так Церковь описывает трагедию смерти. «О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти?» И далее Церковь обращается ко Христу, разрушившему трагедию смерти и светом Своего воскресения освятившему катастрофу, привнесенную в мир смертью, так что с этого момента смерть из тирана становится для нас дверьми, ведущими в Царствие Божие, в котором мы будем дожидаться часа всеобщего воскресения из мертвых. Церковь в тропарях панихиды отвечает: «Воистину Бога повелением, якоже писано есть, подающего преставльшемуся упокоение».

http://pravoslavie.ru/94369.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010