Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим... И не пребудет в чести человек; он уподобится животному, которое умолкает навсегда» _( Пс 48,8–11,13 ). И еще: цену нашей жизни определяет Сын Человеческий: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк 8,38 ). Всякий, кто ради благ этого мира постыдится исповедать Христа перед этим миром, – как такой может рассчитывать на признание со стороны Сына Человеческого? Но на все это некоторые из слушателей Евангелия могли возразить: Кто нам гарантирует, что в конце все будет именно так, чтобы мы жили согласно словам Иисуса? Может быть, все будет совсем иначе? И Царство Божие к Иисусу не будет иметь никакого отношения? Кто отваживается на такие мысли, опасно заблуждается. Чтобы показать это со всей определенностью, Марк добавляет следующие слова Иисуса: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе». Многие понимают это высказывание как указание на Второе пришествие, и это их удивляет: ведь в таком случае Иисус ошибся, потому что Он не вернулся в силе и в славе при жизни тех людей, к которым были обращены эти слова. Некоторые обходят эту трудность, толкуя слова Иисуса не в смысле Второго пришествия, но иначе. Рассуждают так: Меньше чем за тридцать лет христианство распространилось по всей Малой Азии, в Антиохии, проникло в Египет, пересекло Средиземное море, достигло Рима и охватило всю Грецию. Христианство , подобно неудержимому приливу, захлестнуло весь тогдашний мир. И все это произошло еще при жизни многих из присутствовавших. Вопреки всем ожиданиям, христианство явилось в силе. Иисус вовсе не ошибался. Он был совершенно уверен в том, что все, что невозможно людям, возможно Богу. В таком толковании под «Царством Божиим в силе» понимается Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

3:15) Толкование на ст. 17 Состояние духа человеческого без общения с Духом Божиим (Апок. 3:17–18) Библиографический указатель к первым трем главам Апокалипсиса Глава 4. Видение славы Господа Бога Вседержителя Библиографический указатель к 4-й главе Глава 5. Второе видение славы Господа нашего Иисуса Христа, Агнца Божия Литургический характер Апокалипсиса (1–5 гл.) Библиографический указатель к 5-й главе Глава 6. Таинственная книга, исписанная извне и внутри, запечатанная семью печатями. Снятие семи печатей Снятие шестой печати, означающее язвы, ниспосылаемые при конце Библиографический указатель к 6-й главе Глава 7. Запечатление святых исповедников веры Христовой Некоторые черты блаженства праведных Библиографический указатель к 7-й главе Глава 8. Молитвы святых, предстоящих пред престолом Божиим в Царстве Небесном (Апок. 8:1–6) Казни Божий, возвещаемые трубными звуками ангелов (Апок. 8:7–13) Библиографический указатель к 8-й главе Глава 9. Продолжение пророчества о казнях Божиих, возвещаемых трубными звуками (Апок. 9:1–19) Глава 10. Дар пророчества Библиографический указатель к 10-й главе Глава 11. Видение, или пророчество об устроении Церкви Христовой (Апок. 11:1–2) Епископ Петр. «Объяснение Апокалипсиса» О явлении Илии и Еноха пред вторым пришествием Иисуса Христа (Апок. 11:3–7) Из бесед с раскольниками о том же Бысть царство мира Господа нашего и Христа Его (Апок. 11:15–19) Учение о святых Божий, содержащееся в Апокалипсисе (Апок. 11:15–18 и др.) Библиографический указатель к 11-й главе Глава 12. Толкование об антихристе (Апок. 12:1–2, 5, 13–14) Св.Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис» Низвержение с неба дракона (Апок. 12:7–12) Святой Архангел Михаил – Архистратиг безплотных Сил Небесных Попытки дракона победить жену (Апок. 12:13–17) О пребывании благодати Божией в Церкви Христовой неотступно до скончания века (Апок. 12:13–16) Апокалипсическое видение жены, бежавшей в пустыню (гл.12) Библиографический указатель к 12-й главе Главы 13 и 17. Толкование на 13 и 17 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

5) Не сотвори себе всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах, чтоб служить тому и поклоняться яко Богу (Исх. 20,4). Ибо все есть творение единого Бога, Который в последние веки, из девственной утробы плоть прияв, на земли явися и с человеки поживе, и за спасение людей пострадав, умерши и воскресши, на небеса с телом вознесся и сел одесную величествия на высоких, с каковым телом опять приидет судити живых и мертвых. Сего, ради нас вочеловечившагося, икону сотвори, по любви е Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему, чрез нее возводи ум свой к поклоняемому телу Спасителя, седящему во славе одесную Отца на небесах. - Равным образом и святых иконы и твори, и поклоняйся им, не как богам, - что воспрещено, - но во свидетельство твоего с ним общения любви, к ним и чествования их, ум свой возводя к ним чрез иконы их; как и Моисей сотворил иконы Херувимов и поставил во Святом Святых, да и само Святое Святых было образом пренебесных вещей, а Святое носило образ всего мира, и Моисей назвал его Святым, не твари славя, но чрез них мир сотворшего Бога. - И ты не почитай богами икон Господа Иисуса Христа и святых, но чрез них поклоняйся по образу Своему вначале нас создавшему, а после сей самый нашенский образ Свой благоволившему восприять по неизреченному человеолюбию Своему, и в нем описуемым соделаться. 6) И не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над диаволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым. Образ сей, и прежде появления первообраза, был высокопрославлен в пророках и явил великие и дивные чудеса, и во второе пришествие распеншегося на нем Господа Иисуса Христа, имеющего приити судить живых и мертвых, предъидет пред Ним, яко страшное и великое знамение Его силы и славы. Славь же Его ныне, чтоб тогда с дерзновением воззреть на Него и спрославиться с ним. И иконам святых поклоняйся, яко сраспеншихся Христу, крест изображая на лице своем и на память приводя действенно проявившееся в них причастие страстям Христовым. Равным образом чти и гробницы святых и какие-либо останки от костей их: ибо не отсупила от них благодать Божия, как и отпоклоняемого тела Христова не отсупало Божество, во время животворящей Его смерти. Делая же сие и славя прославивших Бога, как явившихся чрез дела совершенными в любви Божией, ты вместе с ними прославлен будешь от Бога, и с Давидом воспоешь: мне же зело честни быша друзи твои, Боже (Пс. 138,17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/713/...

5. «Не сотвори себе всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах,» чтоб служить тому и поклоняться яко Богу ( Исх. 20, 4 ). Ибо все есть творение единого Бога, Который в последние веки, из девственной утробы плоть прияв, на земли явися и человеки поживе, и за спасение людей пострадав, умерши и воскресши, на небеса с телом вознесся и сел одесную величествия на высоких, с каковым телом опять придет судити живых и мертвых. Сего, ради нас вочеловечившегося, икону сотвори, по любви к Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему, чрез нее возводи ум свой к поклоняемому телу Спасителя, седящему во славе одесную Отца на небесах. – Равным образом и святых иконы и твори, и поклоняйся им, не как богам, что воспрещено, – но во свидетельство твоего с ними общения любви, к ним и чествования их, ум свой возводя к ним чрез иконы их; как и Моисей сотворил иконы Херувимов и поставил во Святом Святых, да и само Святое Святых было образом пренебесных вещей, а Святое носило образ всего мipa, и Моисей назвал его Святым, не твари славя, но чрез них мip сотворившего Бога. – И ты не почитай богами икон Господа Иисуса Христа и святых, но чрез них поклоняйся по образу Своему вначале нас создавшему, а после сей самый нашенский образ Свой благоволившему восприять по неизреченному человеколюбию Своему, и в нем описуемым сделаться. 6. И не образу только Христа Господа поклоняйся, но и образу Креста Его, потому что он есть знамение победы Христовой над дьяволом и над всем полчищем сопротивных сил, почему они трепещут и бегут, когда видят его изображаемым. Образ сей, и прежде появления первообраза, был высоко прославлен в пророках и явил великие и дивные чудеса, и во второе пришествие распеншегося на нем Господа Иисуса Христа, имеющего придти судить живых и мертвых, предыдет пред Ним, яко страшное и великое знамение Его силы и славы. Славь же Его ныне, чтоб тогда с дерзновением воззреть на Него и спрославиться с ним. И иконам святых поклоняйся, яко сраспеншихся Христу, крест изображая на лице своем и на память приводя действенно проявившееся в них причастие страстям Христовым. Равным образом чти и гробницы святых и какие-либо останки от костей их: ибо не отступила от них благодать Божия, как и от поклоняемого тела Христова не отступало Божество, во время животворящей Его смерти. Делая же сие и славя прославивших Бога, как явившихся чрез дела совершенными в любви Божией ты вместе с ними прославлен будешь от Бога, и с Давидом воспоешь: «мне же зело честни быша друзи твои, Боже» ( Пс. 138, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Начало ересей, извращавших догмат об искуплении, восходит к временам апостолов и мужей апостольских; таковыми ересями были ересь евионеев, гностицизм и, как вид его, докетизм; но первыми и самыми естественными врагами креста Христова были иудеи, которых нельзя назвать, в строгом смысле этого слова, еретиками, как совсем не принадлежавших к христианству, но для которых слово крестное от дней апостольских было соблазном: по их понятию Христос, повешенный на кресте, навлекал на Себя, по закону Моисееву, проклятие уже чрез эту позорную смерть саму по себе: какого-либо иного, и тем более благодетельного последствия для кого бы то ни было эта смерть не могла иметь. Но через взаимоотношение иудейства с христианством образовалась уже в точном смысле этого слова ересь иудействующих – евионеев. Она считала необходимым для спасения обрезание и соблюдение закона Моисеева 2 , считала апостола Павла за apostata legis, пользовалась только евангелием Матфея 3 . Евионеи отрицали божество Христа и Его рождение от Девы. По словам св. Иринея, они, следуя Феодотиону и Акиле, которые передавали Ис. 7, 14 , так: „вот молодая женщина во чреве зачнет и родит Сына“; говорили, что Христос родился от Иосифа 4 . В крещении на Него сошел дух Божий, который и сообщил Ему Божественную силу и достоинство Мессии. После того Христос выступил на дело общественного служения исключительно как пророк, который назывался Сыном Божиим только в нравственном смысле за Свое благочестие. Для евионеев И. Христос не был вместе и первосвященник, Своей смертью искупивший людей от греха, проклятия и смерти; смерть Христова только воодушевляла их надеждою на скорое второе пришествие Христово для основания земного чувственного царства, которое и продолжится тысячу лет (хилиазм) 5 . Но был еще особый вид евионеев, это – евионеи-гностики, или елкезаи, которые составляют переход к гностикам язычествующим. Миросозерцание их следующее: первый человек Адам обладал истинной религией, так как в нем обитал Божественный дух. Но потом мало-помалу, под влиянием злого начала, материи, познание религиозной истины в роде человеческом затемнилось: дом этого мира так наполнился дымом, что находящиеся в нем не могли видеть истины; они, естественно, стали взывать о помощи. И вот на их зов откликнулся один человек: он решился открыть двери этого дома, чтобы выпустить из него дым и пустить туда солнечный луч. Этот человек был ни кто иной, как пророк Иисус, или, точнее, в Иисусе вновь явившийся Адам, в котором Отец показал Свое сострадание к детям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

Вспомним, что первые слова Господа нашего Иисуса Христа после Его Крещения возвестили Евангелие начала нового века: «Исполнился срок и приблизилось Царствие Божие» (Мк. 1, 4). Последние слова воскресшего Господа, сказанные Его ученикам на земле, возвестили Евангелие Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). И в последних строках книги Откровения Иоанна Богослова, завершающей Священное Писание, восшедший на небеса Господь возвестил Евангелие свершения спасительного Царствия Небесного: «Ей, гряду скоро!» (Откр. 22, 20). Мысль о завершении века сего и начале нового века составляет ядро всех писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 1, 3), он говорит об ожидании конца века сего, когда произойдет Второе Христово пришествие. Когда он пишет о стенаниях всей твари в надежде, что она, тварь, «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 20-21), он пишет о томительном ожидании того же «светопреставления». Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то ведь молитва «Отче наш» - о том же самом: «Да придет Царствие Твое» (Мф. 6, 10). Разумеется, во всех этих случаях речь идет не о простом обрыве бессмысленного потока мировых событий. Завершение, о котором радостно возвещает Евангелие, есть разумная конечная цель мировой истории. ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА ХРИСТИАН Как провозглашает сегодня Апостольское чтение, ныне эта спасительная цель к нам ближе, нежели когда мы уверовали. Но когда мы вдумываемся во все эти восторженные слова, призывающие и воспевающие смену веков, мы поражаемся разнице в мироощущении христиан той далекой евангельской поры и современных верующих. Если первые были исполнены надежды на конец века сего и призывали его, то последние исполнены страха перед этим космическим событием и стараются всячески отогнать от себя даже самую мысль о нем. Это заставляет нас задуматься над нами самими, над нашей верой. Разумеется, современному человеку трудно, даже невозможно представлять себе «конец света» в тех же традиционных апокалиптических образах, в каких представляли его себе люди далекой древности. Ведь о физической природе нашего мира мы знаем сегодня неизмеримо больше, чем люди той поры. «Век сей» расширил в нашем сознании и опыте свои пределы до миллиардов световых лет в пространстве и во времени. Бездны межгалактических далей, бездны микромира, - как все это далеко от наивных космологических представлений античного мира! Возможно ли, чтобы все это исчезло или преобразилось «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор. 15, 52)? - Нет, современному человеку надо совершить насилие над собою, чтобы эту картину воспринять буквально, а не истолковать ее каким-то иным, более приемлемым для него образом.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/41...

Второй вид наказаний связан со свойством правосудия Божия, Который воздает каждому по делам его ( Рим.2:6 ). В Писании обычно это выражается образами гнева и ярости Божией. Действие Божественного правосудия мы видим в истории грехопадения прародителей, которые были осуждены на временные бедствия и смерть (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о третьем члене Символа веры). Апостол сообщает, что Бог и «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет.2:4 ). Наказание Содома и Гоморры, всемирный потоп, поражение смертью нечестивых – это примеры проявления Божественного правосудия. Крестная смерть Господа Иисуса Христа явилась исполнением Божественного правосудия, без чего было невозможным прощение наших грехов (см. Пространный христианский катехизис. О вере, о четвертом члене Символа веры). «Наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились» ( Ис.53:5 ), – говорит Пророк. Наконец, Второе пришествие Спасителя, «в пламенеющем огне совершающего отмщение (διδν­τος κδκησιν) не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Фес.1:8 ), явит окончательное действие правосудия Божия, Которое предаст нераскаянных грешников нескончаемым мучениям (см. Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 63). Как поясняет свт. Иннокентий Херсонский , Бог совершает Свои суды путем естественных (заложенных в самой природе вещей) и положительных наград и наказаний. То и другое устроено Богом, Который сделал так, «что добродетель сопровождается благом, а зло – злом.. Мы противополагаем их (положительные наказания и награды — прим. Админ.) естественным, между тем как они не противоположны им, ибо они должны быть в распорядке мира, хотя нам они неприметны, потому что глубоко в нем сокрыты. Например, будущее небо ново и земля нова – блага положительные, произойдут из сей натуры, следовательно, основание их положено в сотворении мира; равным образом и для наказаний основание лежит в природе; тот вечный огнь и теперь должен быть в природе, хотя мы его и не видим. Таким образом положительного – произвольного нет ничего, а все естественно. Положительное существует только для нас, не могущих обнять всего устройства мирового здания» (О Боге вообще – как Учредителе Царства Небесного//Сочинения. Т. 6. СПб., 1908. С. 690–691).

http://azbyka.ru/vopros/nakazyvaet-li-bo...

Второй член символ веры читается так: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша; И во единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, рожденного от истинного Бога, как свет рождается от света, – рожденного, а не сотворенного, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого все произошло. Иисус Христос, Сын Божий 49 . Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству; Иисусом Он был назван, когда родился на земле, как человек; Христом назвали Его пророки, ожидавшие пришествия Его на землю. Иисус значит Спаситель. Это имя наречено Архангелом Гавриилом, благовествовавшим Пресвятой Деве Марии о предстоявшем рождении от Нее Сына Божия, так как Он приходил на землю, чтобы спасти людей 50 . Христос значит Помазанник. Помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари 51 . Имя Христос дано было Сыну Божию потому, что по Его человечеству Ему были безмерно сообщены дары Духа Святого: Знание пророческое, святость первосвященника и могущество царя. Сын Божий называется Господом потому, что Он истинный Бог; Единородным Его называют потому, что Он один только рожден из существа Бога Отца и без сравнения превосходит Ангелов и святых людей, которые называются сынами Божиими по благодати. Сын Божий рожден прежде всех век. Это значит, что не было времени, когда Его не было, т. е. Сын Божий так же вечен, как Бог Отец. Словами: Света от Света символ веры старается объяснить непонятное рождение Сына Божия от Отца: как от света-солнца рождается видимый нами свет. Бог Отец есть вечный Свет; от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет 52 . Сын Божий есть такой же истинный Бог, как Бог Отец; Он рожден, но не сотворен, как сотворено все, живущее на земле. Сын Божий единосущен Отцу, т. е. Он одного и того же с Богом Отцом Божеского существа. Иисус Христос сказал о Себе: «Я и Отец – одно».

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

И всем нам Апостолы заповедуют то же согласие, то же единомыслие:«Будьте единомысленны», говорит нам первоверховный Апостол Петр (Петр. III, 8). На сем же многократно настаивает и первоверховный Павел:«Бог же терпения и утешения да дарует вам быть единомысленными между собой по учению Христа Иисуса» ( Puм. XV, 5 ; Рим. XII, 16, II Кор. XII, 11;) Поэтому всякое уклонение от единомыслия, от соборности, рассматривается, как преступление, переход от единомыслия к разномыслию, как грех против Св. Духа, обитающего в Церкви. Раскол вносит хаос, распад и смерть. Он страшнее может быть для Церкви, чем ересь. Хранение единства Церкви вручено Иерархии под страшной ответственностью. Когда происходит рукоположение во иереи во время Литургии, то епископ, по преложении св. Даров, дает держать вновь посвященному часть Агнца «Иисус» со словами:«Приими Залог сей, и сохрани Его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие, великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». «Приими залог сей», т.е. истинное тело Христово, но в то же время символизирующее собою и мистическое тело Христово – Церковь , за целость и невредимость которых дашь ответ. Церковь Христова несет проповедь любви, даже к врагам, но беспощадно карает отлучением не только за ересь и раскол, но даже и за молитвенное общение с еретиками и раскольниками, как за соучастие в грехе, как за его поддержку. Им можно помогать, благотворить, даже иметь с ними житейское общение, но только не молитвенное. Итак, мы, православные, знаем, что природа Церкви есть ИСТИНА, хранение которой верующими влечет за собой единомыслие и единство. Где единство нарушается, там в каком-то смысле истина уже ущербляется, происходит, отход от нее. И компромиссное соединение за счет нарушения канонов, хотя бы даже и по самым высоким соображениям и лучшим побуждениям, немыслимо уже по самой природе Церкви. Не соединение возможно, но возврат к истине – ушедших. За грех раскола, или ереси, несет ответственность не только духовенство; несут и миряне, ибо раскол, или ересь, реализуемы только при поддержке мирян. Таким образом, наш раскол касается уже каждого из нас, и никто не может уклониться, а должен каждый определить свое отношение к нему. Обычно дело рассматривается только лишь с точки зрения земных соображений, духовная сторона забывается. Легкомысленно идет ставка на вечность. Из-за временного рискуют бесконечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Но действительное, бесспорное отношение мыслей Господа о Своем паки пришествии к мыслям о Своем воскресении, как о двух событиях, касающихся прославления Господа, нельзя понимать так односторонне и узко, будто бы Господь отождествлял предсказание о Своем славном воскресении с мыслью о славном паки пришествии. Основания, которые подыскиваются Вейфенбахом в пользу такого отождествления двух мыслей Господа Иисуса, не имеют достаточной силы и твердости. Прежде всего, одновременность первого выражения мыслей Господа о Своем воскресении и Своем втором паки пришествии в период третьей Пасхи вовсе не говорит за тождественность этих мыслей. Одновременно могут быть высказаны мысли совершенно различные, хотя и сходные между собою. Господь, высказываясь о Своем паки пришествии в воскресении, легко мог высказаться о будущей силе и славе своей Церкви, славе, начавшей исполнятся по воскресении Господа, завершиться же имеющей при славном Его паки пришествии, предварительно и предначинательно показанном в славном Его Преображении. 501 Соображение в пользу рассматриваемого предположения проф. Вейфенбаха, состоящее в том, что Господь Иисус высказал мысль о Своем паки пришествии как мысль радостно утешительную 502 для выраженной же при этом другой мысли глубоко прискорбной о грядущей своей смерти, также не может быть принято. Перемена Вейфенбахом экзегетического способа доказательства защищаемого им мнения о тождественности мысли Господа о Своем паки пришествии с мыслью о воскресении–на догматическое умствование, будто Господь в высказываемой Им мысли о Своем паки пришествии находил разрешение для происходящей внутри Его героической души борьбы в виду грядущего к Нему смертельного часа, недостойно Высокого Лида Богочеловека, предполагает в святой душе Его такое психическое состояние, которое может возникать только в натуре слепо привязанной к телесной стороне бытия. К тому же предвзятый взгляд Вейфенбаха (petitio principii) в проведении означенного мнения доводит его до того, что он прямые и ясные свидетельства Господа Христа о Своем воскресении старается представить в первоначальной, как он выражается, темной и не понятной форме, вполне уяснившейся для сознания учеников Господа только после события воскресения (ex eventu).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010