«ЕЛИЦЫ ВЕРНИИ…, ПАКИ И ПАКИ МИРОМ ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ. ЗАСТУПИ, СПАСИ, ПОМИЛУЙ И СОХРАНИ НАС, БОЖЕ, ТВОЕЮ БЛАГОДАТИЮ» В ранней христианской Церкви в храме оставались только верные и причащались ВСЕ Пречистых Тайн. Сегодня положение изменилось. Большинство христиан холодны и безразличны. Они приходят в Церковь не для того, чтобы осознанно «войти» в Церковь, но для того, чтобы формально поприсутствовать на венчании, крещении, отпевании, похоронах или торжественных службах. Поэтому они не участвуют в двух основных и спасительных Таинствах нашей веры: священной исповеди и Божественном Причащении. Несмотря на это, они верят, что они хорошие люди и хорошие настолько, чтобы любить весь мир. Однако все эти «хорошие», но так и не вошедшие в Церковь люди совершенно не знают основных устоев нашей веры, пренебрегают евангельскими заповедями и каждый день стремятся любым способом удовлетворить свои страсти. Они хорошие люди, гуманисты и альтруисты, но, к сожалению, ад будет полон хорошими людьми. Потому что мало быть «хорошим», но надо быть и «верным» не на словах, а на деле, с «верой… действующей» 278 . «Покажи мне веру твою без дел твоих» 279 . И первое дело веры – это вера в триединство святого Бога, в Богочеловечество Иисуса Христа, в его Божественное учение, в Распятие, Воскресение, Его Второе Пришествие и Суд, в жизнь будущего века, в вечность человеческого существования или в Раю, или в аду. «Вера без дел мертва» 280 . Вера помогает нам в делах наших следовать Божественной воле и укрепляет нас в духовной борьбе. Кроме того… «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Следовательно, для спасения не достаточно только быть «хорошим» человеком. Не станем забывать и о том, что человек имеет зло внутри себя, и никто не может похвалиться, что сердце у него чистейшее. «А всякий человек лжив» 281 , согласно евангельскому слову. Человек имеет склонность к «злу от юности его» 282 , гласит библейская мудрость. «Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены» 283 , – то есть нет человека, который бы не был нечистым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если Господь даровал нам Пречистое Тело и Пречистую Кровь в снедь и питие нам, то чего Он не даст нам, если только мы просим сообразно с волей Его, истинно полезного, просим с верою, упованием и любовию? Под этой красотою одежд наших скрывается безобразие душ наших; под этими драгоценностями украшений нашего тела скрывается ужасающая бедность, пустота душ наших. Попечемся же о благообразии не одежд, а душ бессмертных и помыслим, сколь драгоценна наша душа, по образу и подобию Божию сотворенная, эта нетленная дщерь Духа Святого, это чадо Божие, эта искупленница Иисуса Христа, Сына Божия, купленная кровию Его; её, эту душу, паче всего да ценим и не променяем её на тленные вещи и удовольствия мира сего скоропреходящего, тленного. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек ( 1Ин. 2, 17 ). Для души – воплощение Сына Божия, для ней проповедь , чудеса, страдания, смерть, воскресение, вознесение, второе пришествие Сына Божия, для нее сошествие Святого Духа, для нее учреждена Церковь , Таинства, иерархия. Для руководства её к горнему Царству и блаженству. А тело тленно, – со временем и оно будет духовно, не требуя ни пищи, ни пития, ни сна, ни солнца, ни огня, ни воздуха, ничего тленного. Возлюбим нетленное и вечное. Даждь мне, Господи, оружие противу врагов моих – любовь, кротость и молитву сердечную, но не злобу, это неверное оружие, пронзающее ту утробу, в которой оно содержится. 6 июня Воскресение. Литургия. Болезненно возрождение мое Духом Святым. Сегодня во время литургии чувствовал я весьма большую тесноту во внутренностях и в душе своей в продолжение всей обедни; страхи бесовские, смущения, уныние. – Откуда возьмутся разные беды? Точно из земли вырастут! Да, от земли, то есть из земного, страстного сердца моего. Голос был слаб, несмотря на то, что вчера пил молоко, как слабительное (или, лучше, сливки), за ужином ел булку с икрой и пил чай с хересом. Оказывается, что не надо было мне вовсе есть вечером и чаю не пить. После потребления Святых Даров я успокоился, возрадовался, распространился сердцем. Благодарю Господа! Говорил проповедь Преосвященного архиепископа Казанского Григория 63 . На великом входе царскую фамилию не мог всю выговорить от бесовской тесноты и страха. Заамвонную молитву не всю выговорил – пропустил на конце несколько слов; пропустил также на обедне слова: едиными усты и единем сердцем, – все поневоле, а не по воле. Прости, Господи! Утверди, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

- Жертва Богу – Дух сокрушен. - Да, сокрушение о своих грехах, покаяние – вот это Богу угодно. Потому что наши грехи Богу неприятны. Он нас не для того создавал, чтобы мы были злые, друг друга бомбили, устраивали революции, придумывали всякие подлые, гнусные технологии, чтобы друг друга обирать. - Но в этом люди преуспевают более, чем в христианских качествах… - Разумеется. Во зле легче возрастать, потому что грех свойственен нашей падшей природе, мы – существа падшие. Царство Божие – это удел меньших. о.Дмитрий, как Вы справляетесь с плохим настроением, особенно если кто-то из окружающих старательно этому способствует? - У меня не бывает плохого настроения, бывает усталость. Я очень редко сталкиваюсь с тем, что кто-то хочет испортить мне настроение, наоборот, я все время сталкиваюсь с людьми, которые исполнены такого экзальтированного обожания, но я технически от этого ухожу – нырок вниз, два шага назад… (смеется) Апостолу Павлу принадлежат слова «не все мы умрем, но все сильно изменимся», как для нас это понимать? - Понимать так: когда состоится второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, то все мертвые воскреснут, а все к этому времени живые – изменятся, что это значит? Они также получат новые воскресшие тела. Мой папа курит, я молюсь уже полгода, но молитва не помогает, очень за него волнуюсь. Батюшка, подскажите, чем я могу ему помочь? - Ничем. Тут нужно еще желание самого папы бросить курить. Если нет такого желания бросить, то тут хоть «обмолись» - ничего не произойдет. А вот если он захочет, то молитва будет этому споспешествовать, это безусловно. Я была крещена в младенчестве и, конечно, моего согласия никто не спрашивал. Короче, распорядились моей жизнью без моего на то согласия. Как снять обряд крещения? Ответ «снимите крестик и не ходите в церковь» меня не устраивает, т.к. крещение было произведено в храме, соответственно церковь и должна снять этот обряд, и выдайте официальную бумагу, что я больше не отношусь к данной религии. - Но нельзя же требовать того, чего нет. Можно отказаться от гражданства, можно отказаться от брака, можно отказаться от детей, а в Церкви нет такой процедуры. Поэтому можно сказать: «Извините, сударыня, ничем помочь не можем», это первое. А во-вторых, никто Вам ничего не должен. И вопрос веры решается просто секундной мыслью! Как вот Адаму пришла в голову мысль «а прав ли Бог?» - всё, рай потерян. Так же и здесь, зачем какие-то процедуры?

http://radonezh.ru/text/efir-ot-04-04-20...

Знамений первого рода, т. е., относящихся к Лицу Иисуса Христа и земной Его жизни, мы находим в Слове Божием весьма много. Приведем для примера некоторые из них. Вот два, указующие на начало и конец земной жизни нашего Господа. Первое предречено пророком Исаиею. Когда Ахаз, царь Иудейский, был в страхе от нашествия многочисленных врагов, Господь послал Исаию ободрить его и, в удостоверение безопасности, позволил ему просить знамения „в глубине, или высоте“. В чувстве благоговения к Богу Ахаз сказал: „не буду просить, и не буду искушать Господа“. Тогда Исаия изрек это великое пророчество: сего ради даст Господь Сам вам знамение: се Дева во чреве ( Ис. 7, 14 ). Когда это исполнилось, Ангелы, явившиеся пастырям в ночь рождения Спасителя и возвестившие им о сем событии, в удостоверение истины слов своих сказали им: се вам знамение обрящете Младенца повита, лежаща в яслех ( Лук. 2, 12 ). Второе знамение о воскресении Своем Господь Сам указал книжникам и фарисеям, просившим у него чуда: род лукав и прелюбодей знамения ищет, а знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы пророка. Якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощи, тако будет и Сын человеческий в сердцы земли три дни и три нощи (Мат. 12, 39. 40). Между этими крайними пределами жизни Господа, каждое Его действие, Его чудеса, учение, божественные совершенства, соответствие всех обстоятельств Его жизни с предсказаниями пророков, – все было непрерывным рядом знамений, указывавших на то, что Его время есть время пришествия Мессии, что Он Сам есть обетованный Мессия. Как бы сокращение, или представление в совокупности всех таких знамений, Господь представил в ответе двум ученикам Иоанна Крестителя, посланным от него с вопросом: ты ли ecu грядый, или иного чаем? Господь, совершивший в это время множество чудес, ответствовал: шедши возвестита И oa нн o в u , яже видеста и слышаста: яко слепии прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии возстают и нищии благовествуют: и блажен есть, иже не соблазнится о Мне ( Лук. 7, 20–22 ). Святые Апостолы, „самовидцы и служители Слова“ ( Лук. 1, 2 ) сообщили всему миру, как говорит Св. Евангелист Иоанн, „что они слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали своими руками о Слове жизни“, дабы все уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Иоан. 20, 31 ). Таким образом знамения этого времени оставлены на все времена для убеждения человечества в пришествии Спасителя и совершенном Им спасении мира. И блажен, кто не соблазнится о Нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Знаменский собор построен в 1757-1762 годах в традициях иркутской школы сибирского барокко. Освящение храма состоялось 26 ноября 1762 года. К основному храму примыкают обширная трапезная и восьмигранная колокольня. В 1787 году к храму был пристроен Казанский придел, в 1794 году - Спасо-Преображенский. В соборе сохранились многочисленные предметы старинного убранства: барочные резные иконостасы, иконы в старинных окладах работы иркутских серебряных дел мастеров. В храме хранится икона " Спас Вседержитель " , облаченная в великолепный чеканный серебряный оклад, изготовленный местными мастерами в 1791 году. В 1810-1818 г. на средства иркутского купца Чупалова с севера от Знаменской церкви построили каменные кельи, в которых устроили больничную церковь, освящённую 27 ноября 1818 года иркутским епископом Михаилом. В 1851-1854 гг. церковь значительно перестроили на средства иркутского купца Евфимия Кузнецова и по окончании ремонта передали в ведение женского духовного училища, созданного рядом со Знаменским монастырём на средства того же купца. Иркутский епископ Нил 16 января 1854 года переосвятил церковь в память благотворителя во имя Святителя Евфимия, Новгородского Чудотворца. Церковь расположена с восточного торца одноэтажных каменных келий. Их суровый облик, лишённый какого-либо декоративного убранства, повлиял на архитектуру встроенной церкви, задуманной как больничная. Храм выделялся слегка повышенным объёмом и небольшой главкой. Два яруса окон были объединены ленточными наличниками - нижние проёмы прямоугольные, верхние - с лучковой перемычкой. Ныне Чупаловские кельи и церковь руинированы. При монастыре существовала золотошвейная мастерская, прославившаяся своим искусными мастерицами. Среди послушниц обители была дочь известного государственного деятеля первой половины XVIII века Артемия Волынского, казнённого при Анне Иоановне. Его дочь Анна была насильно пострижена в монахини 23 августа 1741 года. При восшествии на престол императрицы Елизаветы " невольное пострижение " с Анны Волынской было снято, и она вернулась в Петербург, откуда прислала в дар Знаменскому монастырю напрестольное евангелие. Ещё одно историческое евангелие, хранившееся в монастыре, было пожертвовано Петром I в 1708 году. Оно отпечатано в 1690 году в Москве. Дарственная надпись на Евангелии, собственноручно сделанная Петром, заканчивалась словами: " Аще кто дерзнул от обители этой Богородичной отдалити, таковой во второе и страшное пришествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ответ воздаст " . Как дорогую реликвию, книгу в 1883 году одели в массивный чеканный, вызолоченный по серебру оклад московской работы.

http://sobory.ru/article/?object=11663

Иудаизм, христианство, ислам – эти три религии, действительно, говоря об общем их происхождении, относят себя к почитателям Бога Авраама. Широко распространено мнение, что поскольку мы все объявляем себя детьми Авраама (иудеи и мусульмане телесно, а христиане духовно), то все мы служим (каждый на свой манер, естественно) одному и тому же Богу. Этот общий Бог и представляет, некоторым образом, точку нашего единства и «взаимопонимания», что и является основанием для «братских отношений», о которых великий раввин доктор Шафран говорит, перефразируя псалом: «О, как приятно видеть братьев, сидящих рядом...» Если встать на подобную точку зрения, то, конечно, Иисус Христос, Бог и Человек, Сын, изначально единосущный с Отцом, Его воплощение, Его Крест, Его славное Воскресение и Его Второе и страшное пришествие – всего лишь второстепенные детали, которые могут помешать нашему «братанию» с теми, кто рассматривает Его как «простого пророка» (согласно Корану) или как «сына нечистой женщины» (согласно некоторым преданиям Талмуда). Таким образом, мы должны поместить Иисуса Христа из Назарета и Магомета на один и тот же уровень. Я не знаю, какой христианин, заслуживающий этого имени, мог бы вместить это в своем сознании. Могут сказать, что эти три религии, пройдя долгий путь, могли бы согласиться на том, что Иисус Христос – совершенно выдающаяся личность и что Он послан Богом. Но что касается нас, христиан, – то, если Иисус Христос не Бог, мы не можем видеть в Нем ни «пророка», ни «посланника Бога», а лишь величайшего самозванца, без стеснения объявившего себя «Сыном Божиим», сделав себя таким образом равным Богу ( Мк. 14:61, 62 ). Согласно экуменическому выводу надконфессиального уровня, Триединство Христианского Бога равноценно монотеизму иудаизма, ислама , еретика средневековья Савелия, современных противников Триединства или некоторых сект иллюминаторов. Ведь может и не быть Троицы в Божественном Единстве, достаточно предположить, что есть единственное Существо, неизменное для одних и последовательно меняющее «маски» (Отец – Сын – Дух) для других! – и после этого утверждают, что здесь тот же самый Бог!.. Могут наивно предполагать: «Все-таки у всех трех религий есть общее звено – все они исповедуют Бога Отца!» – Но, согласно святой православной вере, это абсурд. Мы исповедуем: «Слава Святей, Несотворенней, Животворящей и Нераздельней Троице», – как можем мы делить Отца от Сына, если Иисус Христос утверждал: Я и Отец – одно ( Ин. 10:30 ). Святой апостол Иоанн, евангелист и богослов, апостол любви, ясно учит: Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, а исповедающий Сына, имеет и Отца ( 1Ин. 2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Какой это позор для нас, современных христиан! Какое губительное для душ противление ясному учению Слова Божия и столь же ясному учению Святых Отцев Церкви и великих подвижников и наставников духовной жизни на протяжении целых двадцати веков – от первых времен христианства и до последнего великого праведника и угодника Божия приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского ! Всякому мало-мальски знакомому с историей Церкви и с Житиями Святых известно, каким напряженным ожиданием Второго Пришествия Христова жили первые христиане, находя в этом радостном для них ожидании подкрепление и ободрение в переносимых ими скорбях и гонениях. И в позднейшие времена не раз бывали моменты, когда многим казалось, что время кончины мира приблизилось. Значить ли это, однако, что все эти люди ошибались и что вообще не следует думать о кончине мира и высказывать предположения о ее возможной близости? Отнюдь нет! Помышлять о приближении кончины мира и готовиться к ней заповедано Словом Божиим. Этому же учит и наставляет нас Св. Церковь устами св. Отцев и наших богослужебных песнопений. А если ожидание кончины мира многими христианами, жившими в прежние времена, до сих пор не оправдалось, то на это есть прекрасное объяснение св. Апостола Петра:  «Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут»   ( 2Петр. 3, 9 ). Кто знает? Быть может, время кончины мира и в самом деле не раз уже приближалось, но Милосердный и Долготерпеливый Господь давал людям отсрочку, как отменил однажды Свое Божественное определение, провозвещенное через св. пророка Иону, о гибели Ниневии. Это долготерпение Божие и возможность таких отсрочек и продления существования мира и в будущем нисколько не освобождают нас от обязанности «Ожидать и желать пришествия дня Божия», «ожидать блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» ( Тит. 2, 13 ), «ожидать нового неба и новой земли, на которых обитает правда», как учат о сем св. первоверховные Апостолы Петр и Павел ( 2Петр. 3, 12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Когда же Христос явится во второе Свое явление и пришествие, тогда и все явятся с Ним в славе“ (Колосс. 3:3–4). Кто все? – те, которые усыновлены Христу в Духе и делами являют в себе Его духовных чад. Итак, „когда исполнились дни очищения их, принесли Его, дабы представить пред Господом“. Кого – их? Слово закона относится и к родителям и к рождаемым от соития, как нуждающимся в очищении, ибо и Псалмопевец говорит: в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя ( Пс. 50:7 ). Но поскольку была только одна Та, Которая родила, а не родители, и притом Матерью бессеменно зачатого Младенца была Дева, то совершенно не было нужды в очищении; однако это было делом послушания, возвращающего преслушавшуюся природу и платящего долг за преслушание. Вознесоста Его, говорит Евангелист, еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина ( Лук. 2, 24 ). Две горлицы обозначали целомудрие родителей и имели некоторое значение в отношении к сочетавшимся законным браком; а два птенца голубиных, несвязанных узами брака, ясно предображали Деву Рожденного от Сей Девы и до конца пребывшего Девственником. И смотри на точность закона: о двух горлицах Евангелист сказал, как об означающих сочетавшихся браком, а относительно птенцов голубиных заметил вышереченное: ибо неискусобрачны были и Родившая и Рожденный. Но закон, издали предвещая девственное рождение, именно пророчествует о Нем; и потому-то Дух Святой для Сего чудесно Рожденного и ныне Принесенного во храм уготовал иных горлиц и других птенцов голубиных. Каких это? – Симеона и Анну, которых можно назвать птенцами голубиными – за совершенно младенческое неведение порока, или горлицами за – высочайшую степень целомудренности. Симеон, муж праведный и благочестивый, исполненный Духа Святого, ныне пришел во храм и встретив принял в объятия Небесного и Земного Младенца, принося Ему, как Богу, песнь и моление, прося разрешить от тела с миром, – возвещая, что Он есть спасительный Свет для всех, и что Он лежит на падение неверующих в Него и на восстание уверовавших в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Мк.12:9 . Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Тут Господь заставил Иудеев – их первосвященников и старейшин, чтобы они произнесли приговор сами себе и осудили себя на заслуженное наказание. Под пришествием хозяина здесь разумеется не второе пришествие Христово для суда и воздания; так как при повествовании о сем у еванг. Матфея говорится ( Мф.21:41 ), что виноградник, т.е. Церковь Божия, будет отдана другим делателям, и они будут отдавать хозяину плоды во времена свои, чем указывается на продолжение настоящей земной жизни: а это – время разрушения Иерусалима, когда совершился суд Божий над приставниками в ветхозаветной церкви (Феоф.). Отдаст виноградник другим (инем), т.е. истинная Церковь будет уже, вместо бывшей до пришествия и смерти Иисуса Христа, Иудейской, христианская. Таким образом, Иудеи, не понимая цели притчи, этими словами сами осудили себя, как небрежных и недостойных делателей в церкви Божией; потому что слова: придет и предаст смерти виноградарей, по Евангелию Матфея, высказали сами Иудеи, Господь же, по всей вероятности, повторил их. Так Господь заставил Иудеев произнести приговор самим себе и осудить самих себя на заслуженное наказание. Мк.12:10 . Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: Мк.12:11 . это от Господа, и есть дивно в очах наших ( Пс.117:22–23 )? Здесь Господь приводит слова из псалма о Своем отвержении со стороны еврейского народа ( Пс.117:22–23 ) и подтверждает произнесенный Иудеями суд над самими собой. Камень, который отвергли строители (егоже не в ряду сотвориша зиждущие). Образ заимствован от постройки дома. При постройке дома обыкновенно большие и твердые камни кладутся под углы его. Камни эти называются краеугольными. Здесь таким камнем Иисус Христос называет Самого Себя, потому что Он составляет основание Церкви. В Свящ. Писании Иисус Христос нередко называется краеугольным камнем Церкви ( Деян.4:11 ; Еф.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

" Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа... не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов " (2:1-2) - " здесь апостол указывает на три источника сложившегося у солунян убеждения в близости " дня Господня " : дух, слово и послание. Под этим " духом " свв. Отцы понимают тот дух пророческий, который находил на некоторых христиан во время их молитвенных собраний, и они начинали воодушевленно говорить на разные темы, а нередко и пророчествовать, предрекая будущее. Но не всякая такая воодушевленная речь всегда от Духа Божия. Может быть и естественное воодушевление. Апостол и предупреждает, чтобы не верили речам о близости второго Пришествия Господня даже в том случае, если бы они исходили от лиц, известных своим пророческим даром. Это подобно тому, как он говорит галатам: " или Ангел с небес... " (1:8). Под " словом " здесь надо понимать, конечно, не слово Самого Господа, а слово, которое ложно приписывалось самому Павлу. Под " посланием " также разумеется какое-то послание, ложно приписанное св. апостолу, на что он сам указывает, говоря " как бы нами посланного " . " Яко уже настоит " , что значит: " будто уже наступает день Господень " . Грех солунян не в том, что они ожидали наступления " дня Господня " — ждать пришествия Господня надлежит всегда, по заповеди Самого Господа (см. Лк. 12:35-46), но нельзя самим определять этот день, момент наступления его, ибо это никому не известно, кроме одного Бога (Мф. 25:13; 24:36). " Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели " (2:3-5) — пока не придет отступление прежде и не откроется человек беззакония, сын погибели — антихрист, до тех пор и не наступит " день Господень " . Под " отступлением " здесь разумеется предсказанное Господом Иисусом Христом (Мф. 24:4-5; 11-15; 23-24 и др.) великое всеобщее отпадение от веры и крайняя степень развращения, несмотря на распространение Евангелия между всеми народами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430643/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010