Однако с течением времени христианская община приходила к пониманию того, что второе пришествие Христа может наступить и в некоем более отдаленном будущем. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел даже в некоторой степени отмежевывается от своего Первого послания: Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов ( 2Фес. 2:1 ). А апостол Петр в своем Втором послании прямо отвечает на вопрос: Где обетование пришествия Его? ( 2Пет. 3:4 ). По словам апостола, не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. При этом Петр ссылается на послания Павла, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания ( 2Пет. 3:9,16 ). Упоминание Петра о посланиях Павла в связи с темой второго пришествия не оставляет сомнений в том, что речь идет прежде всего о двух посланиях Павла к Фессалоникийцам, а именно – о тех местах посланий, где говорилось о близости пришествия Господня. Многие наставления Иисуса в Евангелиях могут быть истолкованы как относящиеся к различным временным периодам. С одной стороны, Иисус говорит о том, что ожидает учеников в скором времени. С другой – в событиях ближайшего будущего усматривается и дальнейшая судьба Церкви. В этом смысле слова, адресованные двенадцати, становятся наставлением Иисуса всем Его ученикам на все последующие времена, а ссылка на второе пришествие лишь подтверждает вневременной характер этого наставления, его сохраняющуюся на века актуальность. Читать далее Источник: Иисус Христос : жизнь и учение : в 6 кн./Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря : Эксмо, 2016-./Кн. 1: Начало Евангелия. - 2016. - 799 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В Священном Писании этот момент четко связан с возобладанием и торжеством зла, греха и диавола во всех сферах человеческой жизни. Именно это сделает бессмысленным дальнейшее существование нынешнего мира. «Настанет некогда время, – учит прп. Антоний Великий , – и человеки вознедугуют. Увидев неподверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам» 792 . В церковной традиции существует и другое мнение, не противоречащее вышесказанному, что конец этого мира и Второе пришествие Христа наступит, когда количество праведников в ином мире достигнет определённого числа: И сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число ( Откр. 6:11 ). Иногда высказывается предположение, что это число соответствует количеству отпавших от Бога ангелов. Возможно, что это и так. Подобная мысль не противоречит церковному вероучению, но не имеет достаточных богословских оснований в Священном Предании и может рассматриваться только как частное богословское мнение. 3. Признаки Второго пришествия Христа Рассмотрим важнейшие признаки духовной деградации человечества, которая завершится Вторым пришествием Спасителя. Священное Писание содержит несколько мест, где довольно подробно описываются последние события в жизни нынешнего мира. В Ветхом Завете говорится об этом у пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. В Новом Завете самые важные места – Мф., гл. 24–25; Лк., гл. 21; Мк., гл. 13; 1Фес., гл. 5; 2Фес., гл. 2; Откровение (Апокалипсис) апостола Иоанна Богослова. Многие будущие события описаны образным языком через символы (особенно в Апокалипсисе), так что в прочтении и понимании этих текстов могут быть расхождения даже в рамках церковной традиции. Однако эти описания в целом по смыслу достаточно сходны, поэтому их можно обобщить и выделить главные признаки Второго пришествия Христа. 1. Отвержение или искажение христианства. Имеется в виду торжество секуляризма, агностицизма, атеизма и отступление от христианства народов, ранее принявших веру в Иисуса Христа. Нечестие последних времен апостол Павел называет отступлением – апостасией (ποστασα): Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придет,] доколе не придет прежде отступление ( 2Фес. 2:3 ). Христианство будет либо отвергаться, либо приниматься только в искажённом виде, в котором будет оправдана греховность человека или вообще уничтожено понятие греха. Такое лжехристианство позволит человеку удовлетворять любые греховные страсти и при этом считать себя хорошим и даже праведным: Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху ( 2Тим. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Не предрешая тех результатов, которые нам предстоит достигнуть в ходе предстоящей дискуссии, остановлюсь лишь на существенных чертах этого эсхатологического характера церковной веры. Термин " эсхатология " происходит от греческого слово " εσχατς " , что значит " последний " , а также " конец " , " крайний предел " . В самом общем смысле эсхатология — это учение о " последних вещах " , о конечных судьбах мира и человека. В Священном Писании говорится о " последних временах " (Ис 2:2; Дан 8:19) и о " последних днях " (или " последнем дне " — Иов 19:25; Ин 6:39). Говорится и о том, что наступит великий " День Господень " , когда Бог совершит Свой суд над миром, отступившим от Него. Отсюда первый смысл эсхатологии: бытие этого мира во времени, мира, который из ничего создан Богом в результате Его творческого акта, будет иметь завершение. История этого мира имеет не только начало, но и конец. И этот конец истории будет также и завершением Домостроительства нашего спасения. В результате грехопадения человек отпал от Бога. Однако Бог, богатый милостию, не презрел Свое творение и всё совершил нас ради и нашего ради спасения — вплоть до того, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16). Эта вечная жизнь, уготованная верным Христовым, наступает уже после эсхатологического завершения бытия " мира сего " . В Никео-Цареградском Символе веры эта эсхатологическая истина выражена в форме упования каждого христианина: " Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века " . Эти слова указывают на два будущих эсхатологических события. Во-первых, все умершие восстанут из мертвых " в последний день " ; и, во-вторых, откроется " новый век " , новый преображенный мир, насельниками которого станут все, кто обрел спасение во Христе. А между этими событиями — Суд Божий над старым миром. Символ веры говорит о втором пришествии Господа Иисуса Христа. Если Его первое пришествие было " в образе раба " , то второе будет " со славою " , чтобы судить живых и умерших. Господь придет снова, чтобы воцариться в новом мире, и Царству Его не будет конца. Так, завершающий историю День Господень становится началом невечернего дня, а эсхатологический конец мира есть начало бесконечного Царствия Христова. Таким образом, если мы рассматривать бытие этого Богозданного мира с точки зрения Священной истории, то эсхатология указывает на последнее событие в череде определяющих ее последовательных событий: творение — грехопадение — искупление — суд. Второе пришествие Христа Спасителя завершает историю этого мира и открывает новую метаисторическую реальность.

http://religare.ru/2_22856.html

Пояснить это можно на таком примере. Садовник знает, что в августе у него поспеет виноград, но он не может назвать точную дату его созревания, ибо она зависит не только от стараний садовника, но и от внешних погодных условий, которые не находятся в его власти. Дата созревания формируется в результате взаимодействия садовника и сил природы, но виноград обязательно будет, грозди созреют, их непременно срежут и приготовят вино. 2. Необходимость повторного пришествия Христа на землю После Воскресения Господа Иисуса Христа всё человечество в духовном плане идёт по двум путям: дороге жизни и дороге смерти. Все дороги рано или поздно приводят к конечной цели, где и обнаруживается истинный смысл всего пути. Завершающим событием земной истории, согласно божественному Откровению, будет Второе пришествие Христово и Страшный Суд. За этим порогом перед каждым человеком откроется вечная жизнь, соответствующая его духовному состоянию, достигнутому в жизни земной. Это очень важно знать, чтобы понимать, для чего здесь, на земле, необходимо понуждать себя к богоугодной жизни. Без осознания конечных целей жизни призывы к нравственности бессмысленны. Поэтому для построения христианской антропологии очень важно понимание конечных судеб мира и человека, что и станет темой наших дальнейших рассуждений. Земная история человечества имеет цель привести каждого человека к нравственному самоопределению в отношении добра и зла, Бога и диавола, Царства Божия и ада. Это самоопределение выразится в укоренении соответствующих навыков и принципов жизни в душах людей. В Евангелии этот процесс описан многократно в притчах о пшенице и плевелах ( Мф. 13:25–40 ), о закваске ( Лк. 13:21 ) и других. Бог даёт шанс каждому человеку развиться и созреть в соответствии с его свободным выбором, но предупреждает через Евангелие и отцов Церкви, что для него является истинным благом, а что приведёт к страданиям и смерти. Идея созревания относится не только к каждому конкретному человеку, но и ко всему человечеству в целом. Оно также находится в состоянии выбора, самоопределения, но такое состояние не может длиться вечно, потенциал нравственного роста в этих рамках рано или поздно будет исчерпан. И тогда наступит конец этого мира. Когда же будет достигнут последний рубеж?

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

в) Находим и еще причину стояния грешного мира в откровении новозаветного провозвестника будущих судеб мира. Ему сказано было: «время близ есть» ( Апок. 22, 10 ), т. е. время кончины мира. Так, кончина мира близко, но еще не наступает – для чего? «Обидяй», сказано, «да обидит еще, и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще» ( Апок. 22, 11 ). Видите намерение Божие, по которому Он милостиво отлагает еще кончину мира и человеческого рода. Господь даеть время, чтобы благочестивые и праведные более и более преуспели в благочестии и правде, а грешные и нераскаянные также более и более закосневали в своей нераскаянности и грехах , дабы на будущем страшном суде предстали пред Ним безответными. Вот, братие, причины, кроме других, уму нашему недоступных и Богу единому ведомых, по которым Господь щадит грешный мир и не предает его конечному разрушению. Правда праведников и покаяние грешников удерживают праведный гнев Божий на беззаконных. Однакож будет и конец милосердию и долготерпению Божию. Восстанет на суд и правда Его во второе пришествие Сына Божия Иисуса Христа на землю. Точно так же будет и тогда, как было прежде. «Яко же бысть во дни Ноевы, и во дни Лотовы, тако будет и в пришествие Сына человеческого» ( Матф. 24, 37 . Лук. 17, 28 ), сказал Сам Господь. Ной с семейством спасся в ковчеге, а все прочие потонули; Лоть с семейством был выведен из Содома, а все прочие сгорели: так и в кончину мира, праведники войдут на небо, а грешники потонут «в озере огненном» ( Апок. 20, 15 ) III. Возблагодарим, возлюбл. во Христе братие, Господа, что Он, по милосердию Своему, еще дает нам время и отлагаеть кончину нашу и кончину мира для нашего спасения. Не истратим времени, этого дорогого дара милости Божией, в пустых, и еще паче душевредных делах, а обратим его в пользу души и в приобретение жизни блаженной и вечной. (Сост. с дополн. по «Сеят. благочестия», протоиер. В. Нордова , т. 2-й, изд. 1891 г.). Читать далее Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т./Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897./Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Синьорелли (Signorelli) Лука Ад. Фреска из цикла Страшный суд Страшный суд. Джотто. Фрагмент Страшный суд. Джотто. Фрагмент Страшный суд. Джотто. Фрагмент И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Страшный суд. Джотто Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим. Рогир ван дер Вейден (1400-1464). Страшный Суд. Страшный суд. Стефан Лохнер   Страшный суд. Ганс Мемлинг Страшный суд. Микеланджело Буанарроти   Христос Пантократор и Страшный суд. Италия, 1300 г. Мозаика в Баптистерии Сан Джованни во Флоренции   ДИОНИСИЙ: СТРАШНЫЙ СУД Земля и Море отдают мертвецов. Страшный Суд. XI—XII вв. Синай.   Икона»СТРАШНЫЙ CYД»XIV века. Москва, Музеи Кремля. Икона»СТРАШНЫЙ СУД» Украина. ? век Икона»СТРАШНЫЙ СУД» XVI век. Украина. Второе и страшное пришествие Господа нашего Иисуса Христа, судити живым и мёртвым Середина XVI века.Из церкви Покрова погоста Лядины (Каргопольский район Архангельской обл.) Икона»СТРАШНЫЙ СУД»Польша, конец XVI — начало XVII вв. Страшный суд. Середина XVI в. Страшный суд. 1580 г. Страшный суд. Середина 15 в. Икона Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы . Конец XVIII века. Страшный (Последний) суд. Польша, икона XVII в. Второе пришествие.Греция.Около 1700 г Страшный суд. 17 в. Фреска Страшный суд Румыния, подписана 1899 г Страшный Суд. Болгария. Вторая половина XIX в. Великое Тырново. Монастырь Преображения. Страшный суд. Украина Образ второго и страшного Христова пришествия. Фрагмент Северное Поонежье, XVIII век Страшный суд. Храм во имя святителя Николая чудотворца, с. Смышляевка Миниатюра Синодика XVII в. Души праведных в руке Божией.Сольвычегодский Благовещенский собор. Страшный суд. 18 век. Поволжье В.М. Васнецов. Страшный суд. 1896-1904 гг. Страшный Суд (по фреске В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве)

http://pravmir.ru/strashnyj-sud-v-kartin...

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне ( Откр.12 ). Однако “…врата ада не одолеют ее” ( Мф.16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор.11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто “…не приняли любви истины для своего спасения” ( 2Фес.2:10 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков — Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв ( Откр.15, 16 )). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни ( Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: “И дано ему вести войну со святыми и победить их…” ( Откр.13:7 ). Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста ( Дан.7:25 ) — три с половиной года. Апок. называет 42 месяца ( Откр.11:2; 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительнорть царствования антихриста составит три с половиной года — ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: “…Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего” ( 2Фес.2:8 ). В Апок. сказано: “И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,… оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою” ( Откр.19:20–21 ). Второе пришествие Христово Греческое название Второго пришествия — “parousia” ; соответствующее латинское название “adventus”. Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием — “…приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего…” ( Мф.16:27 ). Выражение “во славе” в данном случае нужно понимать как “окруженный особым сиянием”. И “… сядет не престоле славы Своей” ( Мф.25:31 ).

http://sueverie.net/antixrist-i-vremya-e...

Миллер и его последователи ожидали кончины мира в 1844 году. Нынешние адвентисты говорят, что Миллер немного не понял Даниилово пророчество. Миллер под святилищем разумел землю, которая по его мнению должна была быть сожжена огнем, после чего имело быть пришествие Христа. В действительности, говорят современные последователи секты, 22 октября 1844 года Господь на небе очистил небесное святилище от грехов детей Божиих (т. е. адвентистов) и на небе с 1844 года начался и идет «суд изследования» ( Евр.8:5 ; Евр.9:23 ; 1Пет.4:17 ). В 1864, 1874 г.г. секта адвентистов появилась в Европе, в Швейцарии и Германии; в 1889 г. Луи Конради и Бетхер проповедовали в Гамбурге. Адвентизм проник в Англию, Данию. В 1883 и 1886 г.г. секта адвентистов 7-го дня появилась в России. Видными представителями ее в России были: Перк, Вильдгруб, Бетхер, Ван-Бенинген. Главное положение в вероучении секты, это как сказано, – ожидание скораго пришествия Господа Иисуса Христа. Естественно спросить: ведь и мы, православные, веруем в Господа «паки грядущаго со славою» судить живых и мертвых, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века; какая же разница между нами и адвентистами в учении о втором пришествии Христа? Не адвентисты ли в широком смысле слова и мы? – Да, истинно то, что православная церковь всегда содержала и содержит Господне и Апостольское учение о том, что будет второе славное пришествие Господа Иисуса Христа Сына Божия, будет суд живым и мертвым, воскресение мертвых и жизнь будущего века. В тоже время если сопоставить понимание признаков паки – пришествия Господня, хода событий пред кончиной мира, у сектантов с церковным учением, то открывается весьма много коренных разностей. Отличительные, чисто сектантские особенности в понимании евангельской эсхатологии 3 коими характеризуется секта адвентистов, яснее будут поняты, когда мы изложим толкование адвентистами книги пророка Даниила, 24 главы евангелия от Матфея (и паралл. мест) и Откровения. Адвентисты толкуют книгу Даниила, 24 главу ев. от Матфея и Откровение таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

И тогда слова: «Не прейдет род сей, как это случится» могут буквально относится к падению Иерусалима. Потому что многие слушатели Иисуса имели возможность дожить до 70 года и быть свидетелями разрушения Храма. Но существует и другое толкование этих слов. Выражение «род сей» может означать не только конкретное поколение, но и некий вневременный класс людей. Под этим классом Церковь всегда понимала всех верующих во Христа. Апокалипсис, вне зависимости от своей соотносимости с событием разрушения Иерусалима, ставит современных людей перед вопросом: если конец света не произошел в короткие сроки, зачем все это было высказано уже в I веке, причем в такой своеобразной «непонятной» форме? Для христиан любой эпохи указание на скорый характер пришествия Спасителя становится фактом, определяющим их жизнь с того момента, как они услышали эту весть. Допустим, Христос сказал бы, что второе пришествие будет, но очень не скоро. По психологическому закону это склонило бы людей к расслабленности. К ней же привело бы и точное указание даты. Даже если пришествие Христа было бы при жизни того поколения, которое Его слушало, и Иисус сказал бы, что придет в 70 году, то это привело бы к тому, что до 70 года все бы жили, как обычно, а потом, посмотрев на календарь, начали бы готовиться. Указание на скорое пришествие Христа имеет значение стимула, определяющего всю человеческую жизнь, оно поддерживает христиан в состоянии постоянного бодрствования, о котором очень много говорится в Новом Завете. Конечно, настроение человечества периодически меняется, потому что люди все больше осознают, что мир несовершенен и преходящ. Будучи доведены до абсурдной крайности, эти представления выливаются в лозунги, что конец света должен наступить немедленно. Или, наоборот, есть другая крайность, когда говорится, что «христианство не исполняет собственного обещания». Апостол Петр еще в середине 60-х годов I века дал прямой и довольно жесткий ответ на это: «В последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: «где обещание пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же»… Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». (2 Пет. 3: 3-9). Это означает, что наступление конца света зависит от жизни каждого из нас: удаляется или приближается в зависимости от нашего духовного устроения.

http://pravmir.ru/konec-sveta-i-snova-os...

«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти…» ( Деян.1:6–7 ). Также можно вспомнить Первое и Второе Послания к фессалоникийцам святого апостола Павла. Одним из побудительных мотивов написания Первого Послания к христианам греческого города Салоники была для первоверховного апостола Павла необходимость борьбы с еретиками, утверждавшими, что Второго пришествия Христова не будет, как и всеобщего воскресения мертвых. Солуняне приняли догмат, раскрытый им по внушению Святого Духа апостолом Павлом. Но человеческая природа немощна. И у христиан Фессалоник произошел перегиб. Они слишком рьяно стали готовиться к скорому концу света. Поэтому апостол написал для них Второе Послание, в котором сказал: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» ( 2Фес.2:1 ). Приведем слова из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань»: «Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире, и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто-то принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения.  Слушай, что говорит святитель Василий: “Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказания мужей преподобных»; внемли и тому, что вещает пророк Давид: поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи ( Пс.118:85 ). Возлюби же внимать лишь духовным и небесным вещам и изучать их и ничего в мире не хоти знать, кроме Господа Иисуса Христа, и Сего распята ( 1Кор.2:2 ), кроме Его жизни и смерти и кроме того, что Он требует от тебя. Действуя так, будешь действовать благоугодно Богу, Который избранными и возлюбленными имеет тех, которые Его любят и тщатся творить волю Его».

http://sueverie.net/chem-opasny-nepravil...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010