По верованию Церкви и в полном согласии с Евангельской историей, Иисус Христосвторое лицо Святой Троицы, по предвечному Божественному совету “воплотившийся от Святого Духа и Марии Девы и вочеловечивыйся” 344 , в предусмотренный божественным промыслом исторический момент явился на землю, как человек. Событие это можно рассматривать с двух сторон. Оно стало явлением в мир Богочеловека Христа через таинственное воплощение от Святого Духа и чудесное рождение от Пречистой Девы Марии. Оно непостижимо для человеческого разума и воспринимается нами только верою. Но само рождение Иисуса Христа во плоти от Девы в определенный момент времени и в определенном на нашей земле месте – есть исторический факт, и как таковой доступен нашему пониманию и изучению; тем более, что событие – пришествие в мир Христа Спасителя произошло при обстоятельствах, хотя и чудесных, но вполне реальных и в согласии с действительностью, засвидетельствованной как исторический факт. Одною из наиболее характерных особенностей свидетельства Иисуса Христа о Себе является Его учение о Себе, как о Лице, на Котором и через Которого были исполнены все ветхозаветные Обетования и пророчества о Нем, как о Спасителе мира. Таким свидетельством Он ставит Ветхий Завет в прямую связь с Новозаветным временем, которое открылось со времени пришествия Его в мир; следовательно, эту связь двух Заветов можно рассматривать, как начало и продолжение одного исторического целого, которое состояло в том, что в Ветхом Завете Промыслом Божиим человечество подготовлялось к пришествию Мессии, о чем выразительно говорили пророки, а в Новом Завете действием того же Промысла пришло осуществление того, о чем сказано у пророков, и, прежде всего о том, что Иисус Христос есть Обетованный Мессия – Спаситель человечества. Не все Евангелисты повествуют о жизни Господа Иисуса Христа одно и то же с одинаковыми подробностями: у одних есть то, чего нет у других; одни говорят более подробно и обстоятельно о том, о чем другие упоминают лишь в немногих словах, как бы вскользь; да и в самой передаче событий и речей Господа встречаются иногда разности, в некоторых случаях даже как будто несогласия и противоречия, которые особенно любят находить и подчеркивать так называемая “отрицательная критика”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Если, говорят адвентисты, Господь заранее предупреждал мир о наступлении таких событий, как потоп, разрушение города Содома и первое явление Христа в мир, то можно ли думать, что Он не даст никакого знамения пред наступлением конца всего мира? Вспомните, убеждают они, какое это будет великое событие. Сам Христос явится в славе Отца Своего с миллионами ангелов; мертвые, которые тысячи лет покоились в гробах своих, воскреснут; наступит конец царству блогодати и заключение всей истории человечества. Неужели можно думать, что такое величайшее событие совершится без всякого предостережения со стороны Бога? Нет, утверждают адвентисты, Господь говорит, что когда наступит время или час суда, Он даст миру ясные признаки Своего пришествия. 3 Книга Даниила и Откровение Иоанна Богослова, по словам адвентистов, содержат в себе почти исключительно пророчества. В них раскрываются грядущие важные события, имеющие прямую или косвенную связь с судьбами народа Божия, начиная со времени написания этих книг и кончая последним судом, вторым пришествием Христа и появлением новой земли. Таким образом, второе пришествие Христово и Его царство составляют главный предмет в этих книгах, около которого вращается все остальное. Дабы мы не оставались в неведении относительно этого важного события, подобно тем, которых пришествие Христово застигнет врасплох, как сеть птицелова накрывает неподозревающих опасности птиц, нам указываются в Откровении события, как признаки времени и как твердые опорные пункты, дабы мы могли приготовиться к встрече Его в святости и праведности. 4 Какие же это признаки? Св. ап. Павел. во 2 посл. к Фессалоникийцам говорит; что второму пришествию на землю Христа должно предшествовать явление антихриста. „Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели“ ( 2Сол.2:3 ). Этот антихрист или сын погибели, по учению адвентистов, уже пришел и есть никто иной, как папство. „Царь Константин, говорят они, перенес столицу своего царства из Рима в Константинополь, а царь Юстиниан облек мирскою властью папу, главу церкви, отдав ему город Рим, древнюю столицу императорских владений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ozhidani...

    Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях   Прочтите толкования:   Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Святитель Феофан Затворник       Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в Неделю Сыропустную     «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим 12:2). Так Апостол Павел начинает ряд нравственных наставлений Послания к Римлянам. Они напоминают нам о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Обновить ум означает принять новую и единственную заповедь — заповедь любви как исполнения всего ветхого закона. Но почему необходимо обновление нравственного сознания человека? Потому, что с приходом на землю Спасителя, с Его Воскресением «век сей» не просто явил свою несостоятельность (это было очевидно всем и всегда), но обнаружил свою «ветхость», ибо ему на смену пришел Новый век, Бог заключил с людьми Новый Завет. Это открылось последователям Христа. Они знают: уже пришел определенный в предвечном совете Божием срок, срок конца царству властям «века сего» и срок начала Царствия Божия. — Это и есть Евангелие, Благая Весть. Вспомним, что первые слова Господа Иисуса Христа после Его Крещения возвестили Евангелие начала нового века: «Исполнился срок и приблизилось Царствие Божие» (Мк 1:4). Последние слова воскресшего Господа, сказанные Его ученикам на земле, возвестили Евангелие Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» (Мф 28:20). И в последних строках книги Откровения, завершающей Священное Писание, восшедший на небеса Господь возвестил Евангелие свершения спасительного Царствия: «Ей, гряду скоро!» (Откр 22:20). Мысль о завершении века сего и начале нового века составляет ядро всех писаний Нового Завета. Когда апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 1:3), он говорит об ожидании конца века сего, когда произойдет Второе Христово пришествие. Когда он пишет о стенаниях всей твари в надежде, что она, тварь, «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» (Рим 8:20–21), он пишет о томительном ожидании того же «светопреставления». Наконец, когда Иисус Христос дает заповедь молиться, то ведь молитва «Отче наш» — о том же самом: «Да придет Царствие Твое» (Мф 6:10). Разумеется, во всех этих случаях речь идет не о простом обрыве бессмысленного потока мировых событий. Завершение, о котором радостно возвещает Евангелие, есть разумная конечная цель мировой истории.

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

Видимое желание Вейфенбаха представить дело так, что Господь Сам перед Своею смертью о Своем славном возвращении к ученикам (restitutio in integrum) выражался в такой форме, что легко в сознании их возникало двоякое представление или собственно о воскресении Господа, или же о Его паки пришествии–заставляет названного немецкого богослова ложно толковать настроение учеников Христа вскоре после события страшной Его смерти и позабыть одно важное Евангельское обстоятельство. Если ученики Христовы, 40 дней спустя после Воскресения Господа, не могли еще отрешиться от своих мыслей и ожиданий устроения Христом царства здесь на земле, то понятно, с какими чувствами они должны были быть вскоре после события Крестной Его кончины. Чувство их боязни непосредственно после этого события достаточно легко объясняется общим складом их душевного состояния и не требует допущения какой–то неопределенности и туманности в предсказаниях Господа о событиях славного Своего состояния, имеющих наступить после Его страдальческой кончины. В Евангелии Иоанна засвидетельствовано, как Господь наш вскоре после славного Своего Воскресения сказал Марии Магдалине, что Он еще только восходит в славу Отца Своего, – обстоятельство это предполагает явление Иисуса Христа в полной славе при Его втором пришествии. Это последнее замечание может быть противопоставлено и мысли Шлейермахера 503 утверждающей, будто у Господа нашего Иисуса Христа после его славного Воскресения не возникало в разговоре Его с Своими учениками и представления о втором пришествии, значит, умозаключает Шлейермахер, прежние предсказания Господа о своем паки пришествии и нашли свое исполнение в событии Его воскресения. Впрочем с большею решительностью против этой мысли немецкого богослова Шлейермахера можно сказать то, что у учеников Господа не могло бы в день Вознесения так быстро в сознании явиться представление о устроении Господом Его Царства, если бы в течение 40 дней по вознесении Господь в числе своих тайн Царства или Св. Церкви не упоминал о тайне Своего славного будущего пришествия на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Не может быть сомнений, что преимущество Евангелия от Луки перед другими записями, существовавшими до него, в том, что он писал только после тщательной проверки фактов и в строгой последовательности событий. Это же преимущество принадлежит и трем другим нашим евангелистам, так как двое из них — Матфей и Иоанн — были учениками Господа из числа 12, то есть сами были очевидцами и служителями Слова, а третий, Марк, тоже писал со слов ближайшего ученика Господа, несомненного очевидца и близкого участника евангельских событий, — апостола Петра. Цель, указанная св. Иоанном, особенно ясно видна в его Евангелии, которое полно торжественных свидетельств о Божестве Господа Иисуса Христа, но, конечно, и остальные три Евангелия имеют ту же цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия (Иоанн. 1:1-14). В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном рождении Господа Иисуса Христа, св. Иоанн начинает свое Евангелие изложением учения о Его предвечном рождении и воплощении как Единородного Сына Божия. Первые три евангелиста начинают свои повествования с событий, благодаря которым Царство Божие получило свое начало во времени и пространстве, а св. Иоанн, подобно орлу, возносится к предвечной основе этого Царства, созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в «последние дни» (Евр. 1:1) стал человеком. Второе лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия — Иоанн именует «Словом.» Тут важно знать и помнить, что греческое «логос» означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. Поэтому наименование Сына Божия «Словом» значит то же, что и наименование его титулом «Премудрость» (см. Луки 11:49 и ср. Матф. 23:34). Св. Ал. Павел в (1 Кор. 1:24) так и называет Христа — «Божия Премудрость.» Учение о «Премудрости Божией,» несомненно, в том же смысле изложено в книге Притчей (см. особенно замечательное место в (Прит. 8:22-30). После этого странно утверждать, как это делают некоторые, будто св. Иоанн заимствовал свое учение о Логосе из философии Платона и его последователей, в частности, Фил она. Св. Иоанн писал о том, что известно ему было еще из священных книг Ветхого Завета и чему он, возлюбленный ученик, научился от Самого своего Божественного Учителя и что было открыто ему Духом Святым.

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

в истории Церкви часто бывало так, что сначала появлялась какая-либо вещь, а потом ей придавалось символическое значение. Наиболее очевидно это в отношении богослужения. Богослужение развивалось и изменялось в течение веков. И часто бывало так, что когда утверждалась какая-либо его форма, то вскоре появлялось и ее аллегорическое, символическое толкование, хотя те или иные моменты обряда имели исключительно функциональное происхождение. Скажем, малый вход во время Божественной литургии в VI–VII веках представлял собой торжественное вхождение в храм патриарха и императора, но впоследствии приобрел символическое значение. Иные стали толковать его как первое пришествие Христово, а иные – как выход Спасителя на проповедь во время Его земной жизни. Великий же вход появился в богослужении для перенесения хлеба и вина, приготовленных для преложения, из сосудохранительницы в алтарь, но потом и этому входу также было придано символическое значение. По одному толкованию, он обозначает несение снятого с креста тела Спасителя в гроб, а по другому, так называемому «космическому», – второе страшное пришествие Христово. Вот два толкования и самой литургии: согласно одному, которое восходит к Максиму Исповеднику , она символизирует всю мировую историю с момента пришествия в мир Христа; согласно другому, более позднему толкованию, принадлежащему патриарху Герману, – изображает всю жизнь Спасителя. Я привел пример того, как некоторые священнодействия, которые сначала имели исключительно практическое значение, впоследствии приобрели какой-то особый символический смысл. И в этом нет никакой натяжки, потому что такое символическое понимание богослужения помогает человеку сосредоточиться, наполнить ум подобающими размышлениями. В особенности это важно для священнослужителей, потому что содействует им в правильном переживании богослужения, однако и для мирян оно имеет не меньшее значение. Поэтому будет уместной и наша попытка посредством каких-то ассоциаций соединить на первый взгляд отличающиеся друг от друга значения четок – практическое и символическое. На такие ассоциации нас наталкивает также богослужебный обряд – пострижение в монашество. Когда новопостриженному монаху вручаются четки, то при этом произносятся слова, которые вы все хорошо помните: «приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове: всегда бо имя Господа Иисуса Христа во уме, в сердцы и во устех своих имети должен еси, глаголя присно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

В ней, предсказывает он, появятся после его смерти лжеучители, которые введут разделения и многих увлекут развращённостью и уловят выдуманным учением (2:1–3). При этом апостол указывает читателям, что Господь знает, как сохранить благочестивых в испытаниях и нечестивых соблюсти на день суда (2:4–9) и изображает духовную и нравственную развращённость лжеучителей и неисцелимый вред от них 10–22). Простирая далее взоры в будущее, апостол предсказывает появление в Церкви затем дерзких хулителей-насмешников, которые будут смеяться над верой христиан в конец мира и пришествие Господа, и опровергает их (3:1–13), а христиан увещевает воспользоваться временем долготерпения Божьего, как временем спасения (14–15). В заключении послания он предостерегает их от превратного понимания и извращения посланий ап. Павла, писавшего о том же и прочих писаний, и высказывает пожелание, чтобы они не были увлечены обманом, но утверждались и возрастали в благодати и познании Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (15–18). Мысли послания развиваются без строгого внешнего плана, но вполне обоснованы внутренней связью и совершенно соответствуют положению апостола и характеру послания. Из содержания его вполне ясна и цель его. В виду своей приближающейся смерти и признаков появления в Церкви лжеучителей и наглых ругателей, апостол считает своей обязанностью послать христианам ещё второе послание, чтобы, хотя они и знают проповеданную у них евангельскую истину и утверждены в ней, всё-таки напомнить им её и дать им возможность посредством послания и всегда приводить её себе на память, и чтобы предостеречь их от увлечения выдуманными лжеучениями развращённых людей. 3. Подлинность послания В надписании (1:1) апостол сам называет себя писателем послания и в 3:1 упоминает о своём первом послании к тем же христианам. Согласно с евангельской историей говорит, что он был очевидцем славы Господа на горе преображения (1:17) и возвестил своим читателям силу и пришествие Господа, как видевший своими глазами славу Его воскресшего (1:16), и, наконец, упоминает, что Сам Господь открыл ему о его смерти (1:14 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Так считает вся Святая Соборная Кафолическая Церковь . Таково «Точное изложение Православной веры», издание Московское, лист 87. И снова: лист 287. И снова: лист 96 и 97. Глава 1. Твердость камня веры от священного писания Доказательство первое В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в главе 11, читаем: Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его ( Сир. 11, 26 ). СКАЖЕТЕ: Одно дело, когда есть возможность легко воздать, а другое – воздавать на самом деле. Но послушайте, что говорит Святой Дух: Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его ( Сир. 11, 26 ). Разве не показывают эти слова, что после кончины человека он получает частное воздаяние по делам его? Зачем при кончине человека открываются его дела, если за эти дела не дается воздаяние? И если воздаяние было бы только на Страшном Суде, то и дела только тогда открылись бы. Однако Святой Дух говорит, что открытие дел происходит при кончине человека, и не по какой-либо иной причине, а именно из-за частного воздаяния душе. В судный же день состоится полное воздаяние, и душе, и телу. СКАЖЕТЕ, что Иисус, сын Сирахов, написал эти слова прежде пришествия Христова, когда небо не было отверсто Крестом Христовым. ОТВЕЧАЮ: В Священном Писании часто вместо будущего времени используется настоящее или прошедшее. Так, Псалмопевец говорит: князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его (Пс. 2, 2). Здесь прошедшее время, собрались, Пророк использует вместо будущего времени, соберутся. Подобное этому найдете во многих местах. Доказательство второе В Евангелии от Луки, глава 12, стих 35, Христос говорит: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам. он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им. И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий ( Лк. 12, 35–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Что же это означает? А это означает, что слова ангелов — а именно они явились апостолам на Елеонской горе после Вознесения Спасителя — были великим свидетельством того, что евангельская история не окончилась, что она продолжается. Вознесение — не последняя точка в евангельской истории, хотя и последняя в повествовании о земной жизни Спасителя. Эта история продолжается. И для того чтобы понять, чем же явилось для нас пришествие в мир Спасителя, что по-настоящему означают крестные страдания и Пасха, мы должны связать воедино события земной жизни Спасителя с этим новым периодом евангельской истории, который наступил после Вознесения и завершится во Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Вот тогда и будет поставлена точка. А если бы не так, если бы только евангельским повествованием заканчивалась новозаветная история, то очень многое для людей осталось бы непонятным. Но ведь и сегодня у людей остаются вопросы, которые порой мешают им поверить в спасительную миссию Господа: если Пасха есть победа над диаволом, то почему же зло присутствует в мире? И если Господь — Победитель смерти, то почему же мы умираем? Понять непреходящее значение Пасхи как победы над злом, над диаволом, над смертью, можно только в перспективе окончания Евангельской истории. История спасения не завершилась, и апостолы на 50-й день после Воскресения Христова обрели дар Святого Духа. А ведь это тоже важнейшая часть истории нашего спасения! И что только в этой истории не происходило! Какие явления силы человеческого духа! Какая победа добра над злом! Сколько и радостных, и трагических событий! Но что самое важное, мы не читатели этой истории, мы не перелистываем ее страницы — мы участники этой истории. История спасения — это, говоря современным языком, интерактивная история, в которой каждый находится в диалоге с Богом, со Христом. Это вместе с Ним мы совершаем историю спасения. Это наша жизнь, это наша борьба со злом, это наше утверждение правды. Это и есть исповедание христианской веры, это и есть соучастие в таинстве Святой Пасхи, это и есть участие в жизни Церкви.

http://pravoslavie.ru/79511.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010