Но в таком случае и решения других соборов – например, Флорентийского, Тридентского, I и II Ватиканских – как и вероучительные определения римских пап, никогда не признававшиеся на православном Востоке, также должны быть низведены в разряд западных теологуменов, связанных с определенным историческим моментом и не имеющих обязательной силы для восточных христиан. Если последовательно идти этим путем, вся проблема взаимоотношений Рима и православия предстанет в новой перспективе. Если Священное Предание определяется всецерковным признанием, а не папской санкцией, то как обозначить статус вышеназванных актов, получивших в свое время эту санкцию? И как относиться к нынешним папским заявлениям? Если все они не признаются на Востоке, могут ли они стать предметом официальной критики и опровержения? И если право на такую критику есть у восточных христиан, не очевидно ли, что оспаривать их могут и христиане Запада? Да и применимы ли категории «Восток» и «Запад» в наше время так, как они использовались в Средние века? Мы живем в тесном мире, где культуры и традиции нельзя считать изолированными друг от друга, как прежде. И если христианскому Преданию суждено быть принятым нашими современниками, оно должно открыться им как таковое, т. е. в своем универсальноэкзистенциальном значении. Какова позиция Православной Церкви в несмолкающих дебатах о природе Предания? Эту позицию можно определить двояко – негативно и позитивно. Говоря о негативной ее стороне, следует признать, что православный Восток никогда не был озабочен поисками объективных, четких и формально определимых критериев истины – таких, как папский авторитет или протестантский принцип sola Scriptura. Отвечая на вопрос, каковы источники их веры, православные, нередко озадачивая западных христиан, говорили в терминах таких понятий, как полнота Писания в свете Предания древних соборов, отцов и веры всего народа Божия, запечатлевшей себя преимущественно в богослужении. Такой ответ и такие критерии со стороны кажутся чем-то до крайности расплывчатым, что свидетельствует, быть может, о романтической и мистической настроенности, но само по себе неэффективно и нереалистично.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

т. е. начатый при папе Римском Павле VI офиц. диалог Папского престола с социалистическими странами, претерпела при И. П. значительные изменения. Важность этого направления признавалась И. П.; 1 июля 1979 г. он назначил госсекретарем Папского престола кард. Агостино Казароли , к-рый отвечал за проведение «восточной политики» при папе Павле VI. Вместе с тем произошел отход от стремления к сотрудничеству в деле миротворчества и «разрядки напряженности» как метода обеспечения большей свободы для католич. Церкви. Зная по опыту служения в Польше слабую эффективность такого сотрудничества, папа полагал, что основой «восточной политики» должны стать общие принципы дипломатии Папского престола, т. е. защита и продвижение Всеобщей декларации прав человека ООН, в т. ч. права человека на религ. свободу, формально не отрицавшегося коммунистическими режимами. И. П. противопоставил «духовному вакууму, вызванному атеизмом» начавшееся после его избрания религ. возрождение в Центр. и Вост. Европе, связанное с призывами папы к слав. народам вспомнить о христ. основах их истории и культуры (Centesimus annus. 24). Католич. иерархи и клирики при поддержке Папского престола принимали активное участие в «мирных» революциях 1989 г. в Венгрии и Чехословакии, но наиболее сильным влияние католич. Церкви на процессы социальных преобразований было в Польше. Польша На следующий день после избрания И. П. на Папский престол польские епископы выступили с обращением, в к-ром выразили надежду на визит в страну нового папы-соотечественника в связи с торжествами в честь 900-летия мученичества Краковского еп. Станислава . В янв. 1979 г. папа официально сообщил польск. властям о желании и «долге» посетить Польшу; в марте того же года было получено разрешение. Несмотря на негативную реакцию со стороны Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева , 1-й секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии Э. Герек надеялся с помощью визита И. П. добиться нормализации общественной жизни в условиях экономического кризиса кон.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

Немецкий король Оттон I приведен был в Италию вследствие особого рода протектората, который принадлежал немецкому королю над детьми Рудольфа II Верхнебургундского. Когда Беренгарий Иврейский по смерти Лотаря объявил себя королем и, устранив права вдовы Лотаря Адельгейды, подверг ее заключению, в Германии началось сильное движение в пользу итальянских дел. Мысль об освобождении Адельгейды и подчинении Северной Италии была первым побуждением для похода Оттона I в Италию. Короновавшись в Павии ломбардской короной, Оттон женился на вдове Логаря Адельгейде и тем утвердил свои права на господство в Северной Италии. Между тем в Риме положение полигических партий необходимо требовало постороннего вмешательства. По смерти Альберика, управлявшего духовными и светскими делами в качесгве «князя и сенатора Рима», во главе стал сын его Октавиан, который в 955 г. вступил на папский престол под именем Uoahha XII . Этот князь-папа, при всем своем нравственном ничгожестве и склонности к распутной жизни, не был чужд честолюбивых притязаний и стремился к осуществлению старых прав Рима на основании мнимого дара Пипина. На севере его планы встретили отпор в Беренгарии, который не только не соглашался уступить ему провинции Романию и Эмилию, но, напротив, угрожал ему нападением на Рим. Тогда папа обратился за помощью к Оттону, обещая ему вместе с тем разрешение вопроса об императорской короне, к которой так страстно стремился Оттон I. В 962 г. Оттон вступил в Рим и 2 февраля торжественно короновался императорским венцом в храме св. Петра. Этим восстановлением Священной Римской империи германской нации начинается непрерывная связь Германии с Италией и вместе с тем столкновение интересов Восточной и Западной империи. Ожесточенная борьба, которую должен был выдержать новый римский император с римской аристократией, в течение шести лет не позволяла ему достигнуть осуществления его заветных планов в Риме. Наконец, в 966 г., в четвертый раз пришедши в Рим, он восстановил на папском престоле Uoahha XIII и подверг суровой каре виновников постоянной смуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

—185— благословения получили за это по великолепной золотой медали. Миниатюрный папский жандармский корпус пробрёл, благодаря щедрости Пия X, полную коллекцию музыкальных инструментов, и от времени до времени в ватиканских дворах раздаются слегка расстроенные концерты, которым горячо аплодирует толпа, собравшаяся с соседних улиц. В списках лиц, принимаемых каждый день Пием X в частных аудиенциях, не приходится почти никогда читать имен римско-католических ученых и писателей, наоборот очень часто удостаиваются аудиенции иностранные дамы, монахини всех цветов, и дети клерикальных школ. Пий Х хочет быть папой смиренных и детей, предоставив Льву XIII славу папы великих людей и дипломатов. В первое время своего первосвященнического служения он, как простой приходской священник, приглашал по воскресеньям прихожан разных римских приходов и объяснял им евангелие. Не вдаваясь в подробную оценку идей и средств, при помощи которых Лев XIII надеялся достигнуть сближения церквей, следует сказать, что он всегда с большим почтением и симпатией относился к восточным церквам, их обрядам и литургии. Один из его декретов запрещал униатам восточного обряда принимать латинской обряд, – мера, которая была не по вкусу тем латинским миссионерам, которые всячески стараются обращать православных не только в католичество, но и в латинство. Лeb XIII тратил огромные суммы на пропаганду, основал несколько семинарий восточного обряда и среди римского католичества покровительствовал и поощрял изучение Востока. Преемник его не только не разделяет его мнения, но и проявляет полное равнодушие к идет сближения церквей. Прежде всего была прекращена выдача значительных сумм, ассигнованных Львом XIII на католическую пропаганду среди православных. Кроме того, Пий X не имеет правильного представления о силе православия и относится к нему с пренебрежением. Впрочем, самое грубое невежество относительно истинного значения восточных церквей господствует не только в Ватикане, но и в высшей римской иерархии и может быть именно потому все попытки к соединению остаются бесплодными. До тех пор,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По замечанию Поссевина, московский государь считает себя несравненно выше западных христианских монархов, и когда папский легат указал ему главнейших из них, тот с пренебрежением возразил: «что это за государи». 107 Но как ни резки черты, в которых изображают иностранцы отношения верховной власти к ее окружению, мы не можем назвать их преувеличенными. В XVI в., к которому относятся приведенные известия, между государем и людьми, составлявшими его двор, его думу, сохранялась прежняя близость, непосредственность отношений, но не сохранилось прежней свободы, прежнего доверия. Близость сохранялась потому, что придворные вельможи сами старались сохранить свое положение в прежнем дружинном виде, оставаясь дружинниками, дворовыми людьми великого князя, состоящими на личной ему службе и на его содержании, а князь не имел причин изменять такое положение; но свобода, доверие дружинных отношений было потеряно, потому что великий князь не остался прежним вождем дружины, получил другое, более широкое значение, получил большие силы и средства, предъявил новые требования, на которые не могли согласиться прежние дружинники, не отказываясь от своего прежнего характера. Отсюда борьба, результатом которой было низведение прежних дружинников и вступивших в их число служилых князей, советников и товарищей великого князя по прежним отношениям на степень слуг. Иностранцы не могли во всей ясности разглядеть все фазы этой борьбы, но результат они заметили: все эти знатные вельможи и советники, говорят они, зовут себя холопами великого князя. Но если иностранцы не представляли ясно этих отдаленных условий и отношений, под влиянием которых начался и продолжался рост верховной власти в центре северо-восточной Руси, то они не могли не заметить того движения, которым обнаруживалось усиление этой власти со второй половины XV в., тем более, что это было тогда единственное движение в северо-восточной России, которое могло обратить на себя внимание иностранцев. Они не могли не заметить тесной связи и последовательности стремлений в деятельности трех государей, преемственно занимавших московский престол со второй половины XV и до конца XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Значительная часть Италии находилась под контролем сицилийского короля, однако понтифик не желал видеть Манфреда во главе армии крестоносцев, поскольку тот являлся незаконнорожденным сыном имп. Фридриха II Штауфена (1220-1250), возглавлял партию итал. гибеллинов (сторонников императора в противостоянии с папой Римским), а также вступал в конфликты с папами Иннокентием IV (1243-1254) и Александром IV (1254-1261). Осознавая выгодное географическое положение Сицилии как плацдарма для буд. экспедиции против Византии, папа искал правителя, способного свергнуть Манфреда. В итоге выбор пал на Карла I Анжуйского, брата франц. кор. Людовика IX Святого . В 1262 г. папа Урбан IV начал переговоры с франц. двором, предлагая Карлу Анжуйскому занять трон Сицилийского королевства. По условиям заключенного в июне 1263 г. договора на Карла налагались мн. ограничения: он не мог распоряжаться назначениями на церковные посты, не мог претендовать на имп. престол и занимать к.-л. пост в имперской части Италии и в Папской обл., но уже осенью он был избран сенатором Рима, что являлось нарушением договора. После переговоров обе стороны согласились на уступки. Избранный на Папский престол после смерти Урбана IV папа Римский Климент IV (1265-1268) продолжил политику своего предшественника и 28 июня 1265 г. в Риме провозгласил Карла королем Сицилии. Манфред, собрав армию, выступил против Карла Анжуйского. После небольшой стычки Манфреду пришлось отступить, в результате чего он потерял власть в Анконской марке, а его влияние в Тоскане ослабло. Карл Анжуйский при посредничестве папы собрал деньги, к-рые были необходимы для похода против Манфреда. В окт. набранная им армия выступила из Лиона и в янв. 1266 г. прибыла в Рим. 6 янв. Карл был коронован как король Сицилии в рим. базилике св. Петра, 20 янв. со всей армией он выступил против Манфреда. 26 февр. в битве под Беневенто войско Манфреда было разбито, а сам он убит. 7 марта Карл Анжуйский торжественно въехал в Неаполь. Однако лишь после победы 23 авг. 1268 г. при Тальякоццо над племянником Манфреда Конрадином, герц. Швабии и титулярным кор. Иерусалима (1254-1268), и его казни (29 окт. 1268) новый король Сицилии смог приступить к реализации планов по созданию большой империи на Востоке. К этому времени под его контролем находились также о-в Керкира (Корфу) и восточное побережье Ионического м.- от Диррахия (ныне Дуррес, Албания) до Бутринти. 24 мая 1267 г. кн. Гийом II Виллардуэн передал Карлу Анжуйскому право управлять Ахейским княжеством после своей смерти; 27 мая это решение было подтверждено лат. имп. Балдуином II. После смерти папы Климента IV (29 нояб. 1268) Карл Анжуйский заключил договоры с правителями Венгрии, Сербии и Болгарии. Однако планам короля по расширению владений помешало обещание участвовать в 8-м крестовом походе, организованном кор. Людовиком IX (см. ст. Крестовые походы ).

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Возведенные на первосвятительский престол, интригами партий и не редко вооруженною силой, недостойные носители папского звания являли в себе поразительные примеры безнравственности для всей церкви. В продолжении почти всей первый половины X века папский престол находился в руках знатных безнравственных римлянок Феодоры и дочерей ее Марозии и Феодоры младшей, так что весь этот период в истории Римской Церкви называется обыкновенно правлением блудниц ( πορνοχρατα). При папе Сергии III, любимце Марозии, Иоанне X, любимце Феодоры, Иоанне XI, сыне Марозии от папы Сергия, в особенности при Иоанне XII, внуке Марозии, которого римляне называли чудовищем нечестия и разврата 17 безнравственность на папском престоле достигла крайней степени. Латеранский дворец паны был наполнен непотребными женщинами. Честные женщины боялись ходить в Рим на богомолье, чтобы не подвергнуться поруганию. А церкви стояли в развалинах; чрез кровлю соборного храма св. Петра в ненастную погоду лил дождь. Крайняя безнравственность, в то время господствовавшая на папском престоле подала повод к тому, что в последствии образовалась сказка, будто римскою церковью когда-то управляла женщина под именем папы Uoahha VIII , которая будто бы умерла родами во время торжественной церковной процессии 18 . От папского престола безнравственность распространялась и в нисшее духовенство (особенно итальянское). Законным браком, по укоренившимся на западе предубеждениям, духовные гнушались, а наложниц держали почти открыто. Под конец Х-го и в XI веке в невообразимой степени усилилась в западной церкви Симония. «Все должности церковные по выражению одного из пап (Сильвестра II-ro), от папского престола до последней степени церковного привратника, сделались продажны». Папа Иоанн XIX, из фамилии графов Тускуланских, возведенный на папский престол прямо из мирян, предлагал Константинопольскому Патриарху купить у него верховное главенство над Церковию – предмет, из-за которого столько было споров у пап с восточными Патриархами. Его преемник папа Бенидикт IX, также из рода графов Тускуланских, возведенный на престол 12 лет, набравши денег, сколько можно было, за продажу епископских и других прав, кончил тем, что продал самый папский престол. Подобно папам и другие западные епископы и сильные феодальные владельцы, имевшие влияние на дела церкви, бесстыдно торговали священными должностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Иоанн Павел II, папа Римский. Фотография. 1978 г. Иоанн Павел II, папа Римский. Фотография. 1978 г. Выполняя пожелание чрезвычайной ассамблеи Всемирного синода епископов 1985 г. о составлении нового Катехизиса Римско-католической Церкви, адаптированного к учению II Ватиканского Собора, в 1986 г. И. П. организовал комиссию из 12 кардиналов и епископов по подготовке текста. Апостольской конституцией «Fidei depositum» от 11 окт. 1992 г. папа обнародовал новый Катехизис Католической Церкви на франц. языке, а апостольским посланием «Laetamur magnopere» от 15 авг. 1997 г. утвердил его офиц. текст в виде лат. типического издания (editio typica). 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» И. П. обнародовал новый Кодекс канонического права Римско-католической Церкви (см. Codex iuris canonici ), в к-ром учитывались доктринальные и структурно-иерархические изменения, принятые II Ватиканским Собором, и motu proprio «Recognito Iuris Canonici Codice» от 2 янв. 1984 г. учредил папскую комиссию по интерпретации Кодекса канонического права. Становление совр. системы католич. канонического права завершилось утверждением Кодекса канонов Восточных католических Церквей (Codex canonum Ecclesiarum Orientalium), обнародованного 18 окт. 1990 г. апостольской конституцией «Sacri canones». Продолжая реформирование Римской курии, начатое в 1967 г. папой Павлом VI, И. П. учредил неск. новых декастерий, в т. ч. папский совет по делам семьи (1981) и папский совет по культуре (1982). После вступления в силу нового Кодекса канонического права с апр. 1984 г. папа готовил общую реформу курии, утвержденную апостольской конституцией «Pastor bonus» (28 июня 1988). Ведомства Римской курии были поделены на 3 типа (конгрегации, советы, трибуналы), ряд секретариатов и папских комиссий получили статус папских советов (в т. ч. по содействию христ. единству, по межрелиг. диалогу, по толкованию законодательных текстов, по массовым коммуникациям, по пастырству среди работников здравоохранения). Motu proprio «Inde a pontificatus» от 25 марта 1993 г. папский совет по культуре был объединен с папским советом по делам неверующих.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010