Учитывая, что присутствие франков в папской Романии было опасным, что они были способны при случае действовать самым жестоким и варварским образом, при чтении этого отчета напрашивается ясный вывод, что папа Лев III без неясности, но дипломатически в действительности говорит франкам, что Филиокве в Символе является ересью. Что иное может означать утверждение папы, что Второй Вселенский Собор и другие Соборы не включили Филиокве в Символ не по небрежности или невежеству, а нарочно, по Божественному вдохновению? Этой же богословской позиции придерживались папа Адриан I (772–795) и соборы в Толедо, где Филиокве фигурирует не в Символе веры , а в другом контексте. 10) Когда франки захватили папскую Романию, папство оказалось, «как мышь в лапах» своего традиционного врага кошки. Франки прекрасно понимали, что именно им досталось в руки, и начали развивать теории и церковную политику для использования этого римского института в целях укрепления своего контроля над территориями, бывшими ранее римскими, и поддержки новых завоеваний. Западные франки шли по стопам Карла Великого, но неуверенно. Римляне вновь захватили контроль над папством после 867 года, но тогда (начиная с 962 года) на папской сцене появились восточные франки с хорошо известным результатом. Отношение к папству и к Филиокве было различным у западных и восточных франков: первые были скорее терпимыми, вторые фанатически непреклонными. Это в большой мере зависело от того, что после 920 года новое реформационное движение окрепло достаточно вовремя, чтобы определить политику восточногерманских франков, захвативших папский престол. Когда римляне утеряли последний, Филиокве было введено в Риме либо впервые, в 1009 году, либо окончательно в 1014 году. В свете вышеизложенного ясно, что положение было не тем, которое обычно представляется европейским и американским историкам, по мнению которых, Филиокве есть неотъемлемая принадлежность так называемого латинского христианства, причем предлогом этого мнения является то, что папы были против этой вставки в Символ веры якобы не по вероисповедным причинам, а лишь чтобы не обидеть «греков» этой вставкой. На самом деле мы видим римскую народность, объединенную в своей оппозиции к появившейся группе германских рас, которые начали учить римлян, прежде чем сами действительно чему-то научились, причем, разумеется, эти германские учителя могли быть в догматических вопросах очень убедительными только тем, что держали нож у горла. Вообще же, особенно в то время, когда они насаждали Филиокве, сторонники нового германского богословия имели перед своими благородными пэрами только то преимущество, что умели читать и писать и, может быть, помнили Августина.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Учебные программы ин-та составлены в соответствии с апостольскими конституциями «Deus Scientiarum Dominus» (1931) и «Sapientia Cristiana» (1979). Обучение продолжается 3 года (после 1-го курса присуждается степень бакалавра, после 2-го - лиценциата, после 3-го и успешной защиты диссертации - доктора). На основном фак-те изучения христ. Востока обучение ведется на отд-ниях вост. богословия и патрологии, литургики и духовных традиций, церковной истории Востока. На фак-тах читаются междисциплинарные курсы по истории ислама, вост. церковной музыки и истории рус. философии. В разное время в В. п. и. работали и преподавали видные специалисты в области вост. догматики (М. Жюжи ), вост. духовных традиций (И. Хаусхерр, кард. Томас Шпидлик ), литургики (М. Арранц , Л. Лижье , Х. Матеос , Р. Тафт , Ж. М. Ханссенс), канонического права Восточных Церквей (И. Жужек, Дж. Недунгатт, Э. Херман), вост. истории (К. Капицци, В. Поджи, Г. Хофманн ), вост. языков (М. ван Эсбрук ), христ. археологии (Г. Жерфанион), истории России и Русской Церкви (А. Амманн , Г. Веттер , Г. Подскальски ), истории ислама (П. Мулла-заде). Среди наиболее известных исследователей - выпускников ин-та - кард. Алоис Грилльмайер . С 1923 г. по инициативе первого ректора-иезуита пресвитера (с 1926 епископа) М. д " Эрбиньи ин-т начал издавать серию научных трудов «Orientalia Christiana» , разделенную в 1935 г. на «Orientalia Christiana Periodica» (статьи и рецензии) и «Orientalia Christiana Analecta» (монографические исследования). Во время второй мировой войны было начато издание документов Ферраро-Флорентийского Собора (Concilium Florentinum. 1940-1975. 11 vol.) и критическое издание на лат. языке «Anaphorae Syriacae» (1939-1981. 3 vol.). С 1992 г. в серии «Kanonika» специалистами ин-та публикуются исследования в области вост. канонического права. В. п. и. возглавляется канцлером (Magnus Cancellarius), с 3 апр. 1993 г. им по должности становится префект Конгрегации по делам Восточных Церквей (с 25 нояб. 2000 кард. Игнатий Муса I Дауд). Заместителем канцлера является генеральный настоятель ордена иезуитов (с 13 сент. 1983 пресв. П.-Х. Колвенбах). Непосредственное управление ин-том осуществляет ректор (с авг. 1998 пресв. Эктор Валль Виларделль), назначаемый Конгрегацией по делам Восточных Церквей по представлению ордена иезуитов.

http://pravenc.ru/text/155380.html

В первые века христианства под B. c. понималось собрание епископов поместных (автокефальных) церквей «со всей вселенной». Строгого канонического определения понятия «В. с.» нет. Наименование собора Вселенским дается или не дается в конечном итоге лишь сознанием Церкви. Православная экклезиология (учение о Церкви) видит во В. с. события, вызванные исключительными обстоятельствами. Понимание В. с. как института, присущего самой структуре Церкви, как своего рода парламента, собирающегося в определенные сроки, чуждо Преданию христианского Востока. Такое понимание возникло в позднем Средневековье как реакция на папский абсолютизм. Все семь В. с. в догматическом отношении составляют единое целое, поскольку раскрывают содержание Откровения о Воплощении Слова Божия и его сотериологических последствий. «Окружное послание восточных патриархов» (1848) сравнивает В. с. с семью столпами дома Премудрости ( Притч. 9:1 ) (есть и иконографические выражения этой мысли). Отрицание возможности созыва нового (VIII) В. с. неправомерно. ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. ερμηνεω – толкую) – наука и искусство истолкования и интерпретации текстов, прежде всего тех, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. Г. возникла в эллинистическую эпоху в связи с исследованиями классических текстов. У неоплатоников Г. – интерпретация поэтических текстов (Гомера). Получила наибольшее развитие как методологический прием в рамках экзегетики при толковании Священного текста (Библии). Первым опытом христианской Г. можно назвать 4 книги бл. Августина «De doctrina Christiana». Термин «Библейская Г.» нет смысла понимать как особый метод Г., но лишь как Г. особого текста. Нравственно-психологические, или аллегорические, методы толкования имеет смысл рассматривать лишь как назидательные, но не как методы науки Г. В протестантизме повышенный интерес к Г. связан с работами Ф. Шлейермахера, по мнению которого Г. – метод реинтерпретации христианских догм, способ описания религиозных чувств и переживаний, позволяющий с помощью концептуального аппарата господствующих в данный момент философских теорий придать христианским символам новый смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Учитывая особенное значение работ о. Роберта Тафта для литургической науки в целом и в то же время понимая, насколько в России все еще затруднен доступ к библиографической информации, издатели настоящей книги сочли полезным приложить полный список публикаций о. Роберта по состоянию на октябрь 1999 г, (читатель найдет его в конце книги). 210 Несколько слов о биографии автора. Отец Роберт Ф. Тафт родился 9 января 1932 г. в Провиденсе (США). В возрасте 17 лет вступил в Общество Иисусово (Орден иезуитов) и в 1999 г. отметил 50-летний юбилей своего пребывания в Ордене. За вступлением в Орден последовало более 20 лет учебы и исполнения различных послушаний, прежде всего преподавательских. Преподавать приходилось в разных странах – начиная с Ирака в 1950-е гг. и кончая, уже в послекоммунистические времена, Болгарией. Нередко о. Роберт бывает в Америке, где также не оставляет преподавания. Однако с 1970 г. по настоящее время его главное место работы – Папский Институт восточных исследований в Риме. Сейчас о. Роберт занимает там должность проректора (Vice Rector) и профессора восточной литургики, а также является главным редактором издаваемой Институтом серии монографий и сборников статей Orientalia Christiana Analecta. Едва ли не само собой разумеется, что о. Роберт служит по восточному обряду. Он был рукоположен в Греко-католической церкви и имеет там сан архимандрита. В ноябре 1999 г. он был награжден от Константинопольского патриарха правом ношения второго наперсного креста. Его первой специальностью был русский язык и славянский богослужебный обряд. В 1960-е гг., под влиянием о. Хуана Матеоса, он обратился к изучению языков и богослужения других христианских традиций. Итак, новый автор, о. Роберт Тафт, приходит почти впервые к российскому читателю, а вместе с ним возращаются – но уже в обновленном виде – идеи «старой» дореволюционной школы русских литургистов. Можно только позавидовать нынешнему поколению российских студентов, которые получают возможность начать свое образование в области исторической литургики непосредственно с высшей точки развития современной науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНСТИТУТЫ И ФАКУЛЬТЕТЫ ПАПСКИЕ высшие учебные и исследовательские заведения Римско-католической Церкви, находящиеся в непосредственном ведении Папского престола и от его имени присваивающие степени бакалавра, лиценциата, магистра и доктора по различным специальностям. Наряду с университетами папскими и университетами католическими , а также др. высшими католич. учебными заведениями И. и ф. п. руководствуются нормами, изложенными в конституции папы Римского Иоанна Павла II «Sapientia Christiana» (1979), и принимают на обучение клириков (монашествующих и секулярных) и мирян (мужчин и женщин). Большинство И. и ф. п. являются самостоятельными учреждениями, нек-рые из них как автономные структуры входят в состав папских ун-тов. Наиболее значимые И. и ф. п., представляющие собой крупные учебные и исследовательские заведения университетского уровня, располагаются в Риме (итал. Atenei Romani): Восточный папский институт и Папский библейский институт (входят в состав папского Григорианского университета ), Папский ин-т исследований брака и семьи «Иоанн Павел II» (входит в состав папского Латеранского ун-та), Папский ин-т св. Ансельма, Папский ин-т «Царица апостолов», Папский высший ин-т лат. языка (в качестве автономного фак-та входит в состав папского Салезианского ун-та), Папский ин-т церковной музыки, Папский ин-т христианской археологии, Папский теологический фак-т «Сан Бонавентура», Папский теологический фак-т и Папский ин-т духовности «Терезианум», Папский теологический фак-т «Марианум», Папский ин-т арабистики и исследований ислама, Папский фак-т педагогических наук «Ауксилиум». Папским статусом также наделены нек-рые высшие ин-ты церковных исследований (Instituzioni Superiori di Studi Ecclesiastici), в т. ч. папский Амвросианский ин-т церковной музыки в Милане, Папский ин-т средневековых исследований в Торонто (Канада), Папская теологическая академия в Кракове (Польша), Папский ин-т теологии и философии в Алуве (Алвае, шт. Керала, Индия), Папский атенеум философии и теологии «Дхармарам Видья Кшетрам» и Папский ин-т св. Петра в Бангалоре (шт. Карнатака, Индия), Папский вост. ин-т религ. исследований «Паурастья Видьяпитхам» в Коттаяме (шт. Керала, Индия), Папский ин-т философии и религии «Джняна Дипа Видьяпитх» в Пуне (шт. Махараштра, Индия), Папский теологический фак-т Сардинии (Кальяри, Италия), Папский теологический фак-т Непорочного Зачатия в Вашингтоне (США), Папский теологический фак-т в Варшаве, Папский теологический фак-т во Вроцлаве (Польша) и Папский теологический фак-т «Ведабхакти» в Джокьякарте (Индонезия). Папский институт исследований брака и семьи «Иоанн Павел II»

http://pravenc.ru/text/468827.html

7 — со статусом университета: Григориан, Латеранский, Урбанианум, Фомы Аквинского (или Анжеликум), Салезианум, Санта Кроче, Антонианум. Для статуса университета в ватиканской папской системе необходимо иметь три обязательных факультета, «прописанные» в апостолической конституции «SAPIENTIA CHRISTIANA» (Теологии, Канонического права, Философии), но можно и другие, утвержденные конгрегацией Католического образования. Папские университеты имеют в своем составе собственно Богословские факультеты 2 — со статусом академии (которые тоже часто называют университетами): св. Ансельма (Ансельмианум) и «Царица апостолов» — женская академия. 7 — со статусом специального института по какому-то конкретному направлению: Библикум, Восточный (PIO), Институт исследования проблем семьи и брака (Pro familia), Институт латинистики (классической и христианской), Духовной музыки, Христианской археологии, Институт изучения арабского языка и ислама. 4 — папских факультета: Богословский факультет св. Бонавентуры, Папский богословский факультет при Папском духовном институте «Тересианум», Папский богословский факультет «Марианум» (Pontificia Facolta Teologica «Marianum»), Папский педагогический факультет «Ауксилиум» (женский).  Единственным принципом, объединяющим все папские высшие учебные заведения — очень разные! —  является «папская милость», которая была дарована им в силу тех или иных заслуг, и государственная принадлежность Ватикану (но у некоторых университетов это соединяется с принципом экстерриториальности в Риме, у других — нет).   2. Так называемые «церковные» университеты, институты и факультеты, несколько дистанцированные от Святого Престола, но имеющие право давать «церковные» ученые степени. 3. Католические университеты, институты и факультеты, находящиеся «в лоне» Римо-Католической Церкви. Их преподаватели получают мандат от местного епископата и готовят студентов к получению «церковных» ученых степеней. 4. Прочие католические университеты, институты и факультеты (их много), находящиеся в разной степени зависимости от Римо-Католической Церкви (некоторые из них — государственные).

http://bogoslov.ru/article/1243173

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПСКИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ [Итал. Pontificio Istituto Biblico], высшее учебное заведение Римско-католической Церкви, центр исследований в области библеистики . Основан папой Римским Пием X (1903-1914) апостольским посланием «Vinea electa» от 7 мая 1909 г. С момента основания П. б. и. находился под патронажем ордена иезуитов : 1-м ректором был Л. Фонк (1865-1930), нем. библеист и богослов, консультант Папской библейской комиссии . 1909-1936 гг. С 1909 г. в адм. отношении П. б. и. зависел от Папской библейской комиссии, в ведении которой находились аттестация и присвоение ученых степеней выпускникам ин-та. 15 авг. 1916 г. папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) апостольским посланием «Cum Biblia sacra» признал за П. б. и. право присвоения выпускникам степени лиценциата, а 30 сент. 1928 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) motu proprio «Quod maxime» учредил консорциум Григорианского университета , П. б. и. и Восточного папского института , что означало предоставление П. б. и. автономии с правом присвоения докторской степени, а также его подчинение напрямую Папскому престолу. Важной вехой в истории П. б. и. стало основание 7 авг. 1932 г. наряду с библейским (Facolma Biblica) факультета исследований Др. Востока (Facolma Orientalistica), состоявшего из 4 секций: семитской, ассириологической, египтологической и санскрито-иранистической. 1937-1964 гг. В связи с необходимостью углубленного изучения ближневост. языков и археологии Св. земли (см. в статьях Археология библейская , Археология христианская ) в июле 1927 г. открылся филиал П. б. и. в Иерусалиме (действует в наст. время). В 1937 г., когда П. б. и. возглавлял А. Беа (кардинал с 1959; его имя носит Центр иудейских исследований при Григорианском ун-те в Риме (Centro «Cardinal Bea» per gli Studi Guidaici)), в ответ на критику со стороны консервативно настроенных ученых ин-т вступил в новый период своего развития, для к-рого характерно стремление к защите собственной научно-экзегетической парадигмы. Энциклика папы Римского Пия XII (1939-1958) «Divino Afflante Spiritu» от 30 сент. 1943 г. стала практическим руководством дальнейшей деятельности П. б. и. и имела целью постепенный переход к экзегезе, принимающей во внимание историческую перспективу анализа священного текста. Кард. А. Беа был главным разработчиком декларации «Nostra aetate» , принятой 28 окт. 1965 г. Ватиканским II Собором и заложившей основы совр. иудео-христ. диалога. Данная программа реализуется в П. б. и. и др. папских ин-тах библейского профиля в рамках учебного процесса, в т. ч. обмена студентами между христианами и иудеями. 1964-1965 гг. (II Ватиканский Собор) до настоящего времени

http://pravenc.ru/text/2578953.html

Орден также занимался и занимается миссионерской деятельностью. Уже на грани эпохи Возрождения, Средневековья его члены доходили до Китая. Называются францисканцы также «братьями меньшими» (Ordo fratrum minorum – Орден братьев меньших). Из других орденов назовем прежде всего известнейший орден иезуитов, основанный испанским дворянином Игнатием Лайолой в 1534 г. Центр у иезуитов в Риме. Официальное название ордена Societas Iesu (Общество Иисуса). Иезуиты построены на принципах строгой дисциплины и организации, вся власть ордена внутри ордена принадлежит его главе, который называется preposituos generalies (всеобщий предстоятель). Первоначальной целью создания ордена иезуитов была борьба с протестантизмом, но наряду с этим орден взял в свои руки образование, миссионерскую работу и то, что мы сейчас назвали бы средства массовой информации, работу с общественным сознанием. Поныне иезуиты занимаются преподаванием, в их ведении десятки богословских и светских вузов, в частности папский Библейский институт, папский Восточный институт, главный университет – Григорианум, Ватиканское радио. В руках иезуитов основные средства массовой информации католиков: журнал «Чивильта католика», богословский официоз Ватикана, и всего около тысячи изданий на пятидесяти языках мира, около шести тысяч миссионерских станций по всему миру. Религиозные конгрегации, в отличие от орденов, имеют только простые обеты. Мужчины в них называются религиозами простых обетов, а женщины сестрами. Крупнейшая конгрегация – салезиане, учрежденная в XIX в., берет название от Франциска Сальского; редемптористы, учрежденные в XVIII в., и некоторые другие. 4 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/Ed. I.D.Mansi. l– Venetiae, 1759–1769; Graz, 1960. 19 «Михаил, Вселенский патриарх Нового Рима, и Лев, архиепископ Охридский, митрополит Болгарский, возлюбленному брату Иоанну, епископу Транийскому» (PL. 143. Col. 793). 73 Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви: Догматическое богословие. М., 1991. С. 77–78, 101. 77 Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996 (Рспр. и ш.: СПб., 1907). С. 348. Читать далее Источник: Западное христианство: взгляд с Востока/Прот. Максим Козлов, Д.П. Огицкий. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 605, с. (Серия Православное богословие/Сретенская духовная семинария). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

Завершился визит в Ватикан Католикоса всех армян Гарегина II 14 мая 2008 г. 16:18 Католикос всех армян Гарегин II завершил официальный визит в Ватикан и 13 мая вернулся в Первопрестольный Святой Эчмиадзин, сообщили во вторник агентству «Новости-Армения» в пресс-канцелярии Святого Эчмиадзина. В ходе визита 7 мая Армянский Патриарх посетил могилу Иоанна Павла II в крипте Собора Святого Павла, где помолился за упокой его души. Затем глава Гарегин II направился на площадь Святого Григория Просветителя, расположенного во дворе Святого Петра, где при Папе Иоанне Павле II был установлен памятник Армянской Церкви. Члены армянской делегации приняли также участие в организованной на площади Святого Петра встрече, на которой председательствовали Папа Бенедикт XVI и Католикос всех армян Гарегин II. На встрече предстоятели двух Церквей направили приветствия собравшимся на площади 35 тысячам верующих. В тот же день Гарегин II посетил Папский Салезианский университет и выступил там с лекцией. Католикосу всех армян была присвоена степень почетного доктора университета за деятельность, направленную на христианское воспитание и образование молодежи. На церемонии награждения присутствовали госсекретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне и председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер . 8 мая Католикос всех армян в сопровождении префекта Конгрегации по делам Восточных Церквей Леонардо Сандри посетил Папский Восточный институт и передал свои благословения и приветствия участникам научной конференции, посвященной Божественной литургии армянского обряда. На конференции, организованной отцом Робертом Тафтом, с докладами выступили армянские и католические ученые из Европы и Северной Америки. 9 мая армянская делегация направилась в Апостольский дворец, где вновь состоялась встреча Католикоса всех армян Гарегина II и Папы Римского Бенедикта XVI. В ходе встречи Предстоятели двух Церквей обменялись словами приветствия и братской любви, затронули вопросы, связанные с тесными связями и сотрудничеством между Армянской Апостольской и Римско-Католической Церквями.

http://patriarchia.ru/db/text/407196.htm...

В образовании Югославии, государства «трёхименного» и многорелигиозного «народа», введение григорианского календаря, как ревизионистского проекта в себе, в рамках югославского проекта играло ключевую роль. Югославский экуменизм подразумевал изменение «старой», сербско-православной истории и установление гибридного югославянского сербско-хорватско-словенского общего прошлого, установление общей памяти, чем создавались и предпосылки общего югославянского будущего. В этом деле переход на григорианский календарь имел функцию устранения преемственности в сербском историческом и политическом сознании, нашей православной памяти и предания. В Королевстве сербов, хорватов и словенцев григорианский календарь введён в первом месяце следующего же года после образования нового государства на основании Закона об уравнении старого и нового календарей от 10-го января 1919 года, опубликованном в первом номере «Официальных ведомостей Королевства сербов, хорватов и словенцев». Данным законом определяется, что на территории государства в день 15-го января 1919 года по юлианскому календарю прекращается действие юлианского, а 28-го января 1919 г. вводится летоисчисление по григорианскому календарю. В Королевстве СХС после 14-го января по юлианскому последовало 28-е января по папскому календарю. Так как хорваты и словенцы, будучи католиками, уже соблюдали папский календарь, введение григорианского календаря в Королевстве Югославии практически представляло собой переход Королевства Сербии на григорианский календарь. Согласно тому же закону и институты бывшего Королевства Черногории, государственность которой «влилась» в югославский проект, также перешли на григорианский календарь. Потом последовало навязывание римско-католической унии Сербской православной Церкви путём навязывания григорианского календаря. Переход СПЦ на папский календарь был запланирован в рамках югославянского и прозелитского проекта униатской миссии, направленной к Церквам Балкан и Ближнего Востока. Известным стало участие сербско-югославской делегации на так называемом Всеправославном конгрессе в Константинополе в 1923 году, созванном константинопольским патриархом Мелетием Метаксакисом в целях перевода православных Церквей на григорианский календарь, патриархом - представителем евроатлантической стратегии в Константинополе и «восточным папой», как его назвал Святой преподобный отец Иустин (Попович). На этом собрании присутствовали три православные автокефальные Церкви - Греческая, Румынскя и Сербская с югославскими деятелями, выносившими предложения, тогда как ближайшие Церкви - Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская, отказались присутствовать на конгрессе.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/29/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010