Предварительные шаги к осуществлению долгосрочного плана по расширению юрисдикции Ватикана на огромную территорию России предприняты были уже в год крушения императорской России. В 1917 г. папа Бенедикт XV основал в Риме Папский Восточный институт, в котором готовили специалистов по христианскому Востоку, для миссионерства среди православных. Для изучения «восточного вопроса» папа направил в Польшу своего нунция кардинала Ратти, впоследствии ставшего папой Пием XI. В Варшаве была учреждена Восточная миссия иезуитов. Речь Посполитая должна была стать местом разработки методов приведения в послушание Риму православной России. Большевистские зверства давали курии особую надежду на успех прозелитической миссии. Выступая в Польском Восточном институте через почти 20 лет после его основания с докладом «Католический апостолат в будущей России», иезуит доктор Швайгель сказал: «Большевики прекрасно подготовили путь католическим миссионерам, и одухотворенное состояние русского народа, его благочестие и страдания служат залогом успеха проповеди унии на просторах России». Став папой, Пий XI с его опытом служения в Польше явился компетентным и энергичным организатором католического наступления на Востоке.    Лучшим средством окатоличивания России тогда казалась уния. Ксендз Табиньский писал впоследствии в статье «В защиту дела унии», что главной причиной захвата коммунистами власти в России явилось то, что православие давно уже утратило свое влияние на народ и что «единственным реальным средством в настоящем тяжелом духовно-культурном положении восточных земель является только уния настоящая, то есть католичество восточного обряда. Только она одна, хорошо поставленная и поддержанная, в состоянии спасти православный народ от религиозного безразличия и грозных последствий. Только уния может оживить в этих людях религиозный дух».    Естественным очагом для распространения унии вначале на востоке Польши, а потом и за ее границами представлялась греко-католическая Церковь в Галиции, возглавлявшаяся Львовским митрополитом графом Андреем Шептицким.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Помимо епархиальных кафедр были открыты еще кафедры викарных епископов: Люблинская в Варшавской епархии, Луцкая и Острожская в Волынской, Камень-Каширская в Полесской епархии. Во всех православных епархиях насчитывалось около полутора тысяч приходов и свыше двух тысяч приходских и приписных церквей – значительно меньше дореволюционного их числа на этой территории, а также 15 монастырей: 10 мужских и 5 женских, среди которых первенствовала Успенская Почаевская лавра. В белорусских землях важнейшими очагами монашеской жизни были Жировицкий Успенский монастырь в Гродненской епархии и Свято-Духовский в Вильне; в Подляшье – Яблочинский монастырь преподобного Онуфрия Великого. Священнослужителей готовили на богословском факультете в Варшаве и в двух духовных семинариях: в Вильне и в Кременце на Волыни; существовала также иноческая школа в Яблочинской обители. Официальным языком обучения в духовных школах был польский, но на практике таковым, как правило, оставался русский, в Волынской епархии предпринимались попытки пользоваться украинским языком. Положение Православной Церкви в Польше существенным образом зависело от отношения к ней польского правительства, влиятельных политических сил, польского католицизма и Ватикана, который рассматривал Польшу как плацдарм для своего наступления на православную Россию. Предварительные шаги к осуществлению долгосрочного плана по расширению юрисдикции Ватикана на огромную территорию России были предприняты уже в год крушения императорской России. В 1917 г. папа Бенедикт XV основал в Риме Папский Восточный институт, в котором готовили специалистов по христианскому Востоку для миссионерства среди православных. Для изучения «восточного вопроса» папа направил в Польшу своего нунция кардинала Ратти, впоследствии ставшего папой Пием XI. В Варшаве была учреждена Восточная миссия иезуитов. Большевистские зверства давали курии особую надежду на успех прозелитической миссии. Выступая в Восточном институте через двадцать лет после его основания с докладом «Католический апостолат в будущей России», иезуит доктор Швайгель сказал: «Большевики прекрасно подготовили путь католическим миссионерам, и одухотворенное состояние русского народа, его благочестие и страдания служат залогом успеха проповеди унии на просторах России».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Статья архимандрита Георгия (Капсаниса) , игумена монастыря Григориат (Святая Гора Афон), посвящена вопросам богословского диалога с Римо-Католической церковью. Содержание 1. Экклесиология униатских общин идентична экклесиологии, на которой утверждалась Уния XVI в. Это подтверждают слова еп. Димитрия Салахаса, прозвучавшие на его рукоположении. 2. Ватикан поддерживает Унию 3. Экуменическая терпимость к Унии с точки зрения экклесиологии крайне проблематична 4. Ватикан использует богословский диалог как средство соблазнения православных и изменения их церковного сознания     Недавно Папа Римский назначил епископом и апостольским экзархом для немногочисленных афинских униатов рукоположенного 24 мая 2008 г. во епископа Каркавийского униатского клирика г-на Димитрия Салахаса, профессора Римского Института Восточных Исследований и члена Смешанной богословской комиссии диалога между православными и католиками. Для афинской униатской общины это событие, видимо, судя по произнесенной речи г-на Салахаса, произнесенной им в день рукоположения, и сообщения, размещенного на их интернет-сайте, имеет очень важное значение. Но для православных этот факт может быть охарактеризован как печальный и вызывающий, поскольку снова возвращает к жизни проблему Унии, в очередной раз обнаруживает намерения Ватикана в отношении Православия и показывает, сколь опасна для Православия перспектива так называемых богословских диалогов. Это достаточно убедительно доказывают следующие факты. 1. Экклесиология униатских общин идентична экклесиологии, на которой утверждалась Уния XVI в. Это подтверждают слова еп. Димитрия Салахаса, прозвучавшие на его рукоположении. В начале он говорит: «Наша община составляет малую часть Кафолических Церквей на Востоке». И это – правда: все униатские общины вышли из недр Православных Восточных Церквей и стали «кафолическими», поскольку приняли папский примат и папские догматы . Они называют себя «Кафолическими Церквями на Востоке», потому что верят, что общение с Папой сделало их «кафолическими», полными церквами, гарантируя им кафоличность, в то время как прочие Восточные Церкви, не имеющие общения с Папой (Православные Церкви и антихалкидонские, монофизитские и несторианские церкви, которые не присоединились к Унии), «кафолическими» не являются. Они, как говорит о них II Ватиканский Собор, суть «частные или поместные Церкви, между которыми первое место занимают Патриархальные Церкви» (Указ об экуменизме, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

В 1992 году был назначен вспомогательным епископом Буэнос-Айреса и посвящен в епископы. В июне 1997 года он стал коадъютором архиепископа Буэнос-Айреса, а 28 февраля 1998 года – правящим архиепископом Аргентинской столицы. Параллельно он был назначен ординарием аргентинских католиков восточного обряда, не имевших собственного архиерея. 21 февраля 2001 года Папой Иоанном Павлом II архиепископ Бергольо был возведен в кардинальское достоинство. В качестве кардинала аргентинский иерарх состоял членом ряда Конгрегаций Римской курии –по делам духовенства, богослужений и таинств, институтов монашеской жизни и апостольской жизни. Он также являлся членом Папской комиссии по делам Латинской Америки и совета по делам семьи. Кардинал Бергольо получил репутацию глубоко смиренного, но консервативного иерарха, уделяющего большое внимание вопросам социальной справедливости. Он вел очень скромный образ жизни –обитал в маленькой квартире, а не в епископском дворце, передал свой лимузин с шофером для нужд общественного транспорта, сам готовил себе еду. После кончины Иоанна Павла II в 2005 году кардинал Бергольо считался одним из кандидатов на папский престол. По информации, которую публикует Википедия , он набирал примерно такое же число голосов, как кардинал Ратцингер, но затем сам попросил собратьев-выборщиков не голосовать за него. В ноябре 2005 года Бергольо был избран президентом Аргентинской епископской конференции на три года и переизбран на этот пост в 2008 году. Кардинал Бергольо был избран на Римский престол 13 марта – в ходе пятого тура голосования на конклаве, собравшемся после ухода на покой Папы Бенедикта XVI. Он стал первым за всю историю Папой – представителем Нового света и Папой-иезуитом. В течение почти двух столетий до него Римский престол не занимали представители монашеских орденов – последним до Франциска I Папой-монахом (камальдолийцем) был Григорий XVI (npabuл в 1831-1846). Он также стал первым Папой-неевропейцем после сирийца Григория II, который правил в 731-741 годах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Автор «Российской газеты» Александр Тимонин в статье «Ватикан добрался до Москвы»  утверждает, что цель визита кардинала в Москву – не переговоры с Московским патриархатом, а «встречи с католической паствой». Однако затем он все же рассказывает о существующей «проблеме». Статью завершает «Досье», в которой откровенно рассказывается о том, что «одной из своих целей нынешний глава Римско-католической церкви Иоанн Павел II считает содействие воссоединению католиков и православных в лоне Единой христианской церкви. Собственно, этому должен всемерно содействовать созданный в 1960 году Папский совет, который ныне возглавляет влиятельный кардинал Вальтер Каспер». На сайте «Газеты.ru» опубликована статья Марины Лемуткиной «Католики приехали мириться с православными» , в которой заявлено, что встреча кардинала Каспера «с митрополитом Кириллом может стать первым свидетельством потепления отношений между католической и православной церквями». В конце статьи, правда, отмечено, что это – больше надежды католиков, нежели реальное положение вещей. Прибывший в Москву Вальтер Каспер выступил с рядом заявлений, в которых призвал всех активнее участвовать в создании единой Европы, а фактически, и глобалистского общества. Причем, создавать это общество римский кардинал намерен при помощи церквей. По мнению Вальтера Каспера, «единство Европы требует единства христианской церкви», передает РИА «Новости» . Также он заявил, что «Церкви не должны препятствовать сближению России и Запада» , пугая в противном случае Россию «изоляцией», и призывая ее к активному участию в экуменических отношениях. Также о визите Каспера в Россию пишет автор «Страны.ru» Мария Свешникова. Надо отметить, что визит кардинала Каспера в Москву предварило интервью вице-ректора папского института восточных исследований иезуита Роберта Тафта, который в тексте интервью говорит «Ну, ее к псу, эту Москву» и многое другое. Текст статьи републикует сайт «Религия и СМИ» . На сайте «Седмица.Ru » можно прочитать аналитическую статью кандидата богословия , преподавателя церковной истории ПСТБИ В.И.

http://pravoslavie.ru/4878.html

Но к этому времени сложились достаточно четкие контуры византийского обряда, и его наиболее характерные черты сохраняются до сегодняшнего дня. Более поздняя эволюция не изменила его сущности. Рим, Папский Институт восточных исследований, 1 января 1992 г., день Обрезания Господня и Св. Василия Великого согласно византийскому календарю. Глава I. Византийский церковный обряд То, что специалисты по богослужению, испытывая потребность в более исчерпывающем и нейтральном термине, называют «византийский церковный обряд», есть литургическая система, которая была разработана в православном патриархате Константинополя и в Средние века постепенно была принята халкидонитскими православными патриархатами Александрии, Антиохии и Иерусалима. 15 Этот византийский синтез как наиболее распространенное восточно-христианское литургическое наследие все еще используется всеми Церквами, ведущими свое происхождение от этой православной пентархии. Византийская литургическая система, известная великолепием своего церемониального и литургического символизма, соответствовавшим имперскому блеску Константинополя до VIII в., является фактически результатом синтеза константинопольских и палестинских обрядов, постепенно сформировавшимся в течение IX-XIV вв. в монастырях православного мира, начиная со времени борьбы с иконоборчеством. 16 Подобно другим традиционным разновидностям христианского богослужения, византийский обряд включает в себя следующее: «Божественную литургию» (евхаристию); другие таинства: крещение, миропомазание, венчание (брак), елеосвящение, покаяние (епитимью) и рукоположение в священный сан; утреня, вечерня, всенощное бдение и часы; литургический год с его календарем фиксированных и подвижных циклов празднеств, постов и памятей святых; кроме того, ряд менее значимых служб или последований ( κολουΟαι) (освящение вод, плодов и т. п., освящение церкви, отчитывание одержимых бесами, монашеский постриг и т. д.). Все они собраны в стандартных антологиях или литургических книгах, закрепленных традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Откуда у пророка Илии такая самоотверженная неустрашимость? Из ревности о Боге. Явился он особым орудием Промысла Божия для поддержания гибнущего корабля веры. Силе зла он противопоставил Божию Силу. Говорю о великом пророке Израильского Царства, думаю о России – стране христианской. Царство Израильское страдало от измены Богу своего национального царя, а Российское Царство страдает от «нашествия иноплеменников», в числе которых и китайцы, и латыши, и Берлин, и Ватикан, и прочий сброд интернациональный. И в нашем народе, подобно пророку Илии, всемирной силе зла была противопоставлена Божия Сила в лице св. Патриарха Тихона, соловецких узников-епископов, в лице многократных народных восстаний. Возможность успеха бесстрашных выступлений против сил мирового зла св. Патриарха Тихона и верных Богу страдальцев российских парализовалась поддержкой сил зла со стороны Рима-Ватикана и правительств западных стран. Патриарх Тихон гоним, мученическую кончину принимают Митрополиты Владимир и Вениамин с сонмом архипастырей, пастырей и мирян. В это время Рим-Ватикан посылает в истекающую кровью Россию своего посланца еп. Д " Эрбиньи, протягивает руку Ленину-Свердлову-Дзержинскому и К°, пытаясь заключить конкордат с СССР. Посланец Рима епископ Д " Эрбиньи издает книгу, как бы отчет о своей поездке в СССР, в которой грубо, в оскорбительной форме, злобно говорит о Патриархе Тихоне, о Православной Церкви и о русском народе. Страдалец-народ вместе со своими пастырями протягивает к Западу руку, прося о помощи, а Рим-Ватикан вместе с западными странами кладет в протянутую руку змею. Об этом не должны забыть ни Москва, ни Киев, ни Минск. Не должны забыть и о том, как приветствовал падение православной страны папский экзарх в России, и заявление д-ра ксендза Швайгеля в Папском Восточном Институте: «Большевики прекрасно подготовили путь католическим миссионерам... для успеха проповеди унии на просторах России». А что такое уния, как не ряженое в православные одежды политическое орудие в руках Ватикана в борьбе против Православия и России. Рим и Запад не хотят (или боятся) возрождения Православной Руси-России. 72 года СССР – это самый мрачный период в истории Российского государства, более мрачный, чем период Израильского Царства при Ахаве. Царь Ахав был свой, израильтянин, с ним легче было справиться пророку Илии. Правитель же России – правитель чуждый и чужеземный, чужой и чуждый народам России. Труднее справиться русским пророкам с Интернационалом. И все же, зная, что Божия Правда и Божия Сила на стороне верующего народа нашего, что и «один в поле воин», что «не в силе Бог, а в Правде», мы не унываем: при активном противостоянии силам зла верующего, любящего свое Отечество народа – Правда победит. О злых виноградарях

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

«Юрьевский» по происхождению рассказ о погребении владыки Василия Калики, находящийся в Новгородской первой летописи старшего извода под 6860/1352 г. («привезоша и в Новъгородъ в четвергь, мсяця июля в 5, на память святого отца Лампада; проводи и архиепископъ новьгородьскии владыка Моиси, игумени и попове и весь Новъгородъ, и положиша и у святой Софьи притвор»), отсутствует в Новгородской первой летописи младшего извода, но отразился в труде более позднего новгородского летописца-сводчика XV в. следующим образом: «И превезше и в Новград, и положиша у святи Софии в притвор болшемь» (Вторая подборка Новгородской Карамзинской летописи) 1772 . Скорее всего, во владычном своде, на который опирались обе выписки, уже находилось уточнение места захоронения владыки: «в притворе болшем». Такое же чтение находится также в Новгородской четвёртой летописи и в Летописи Авраамки. Житие Василия Новгородского (3 июля) Летопись Авраамки ... преставися месяца июля въ 3 день на рци Узи. И привезоша его в Новъград, и положиша его во церкви святи Софии въ болшемъ притвор . ... преставися на реци на Уз июля въ 3. И привезоша его в Новъгород, и положиша его у святи Софьи въ притвор болшомъ . ...пасяше стадо и церкв Божья лт 6 и месяца 2. Указание Жития Василия на то, что этот владыка «приятель же преподобному Игнатью», следует связывать с наличием в нашем Прологе под 28 мая отдельного, лишённого каких-либо хронологических примет Жития Игнатия Ростовского (л. 115), а фраза «и поставив намстник святаго Еуфимья» отсылает к Житию Евфимия Новгородского (л. 3 об.−4, см. выше). Итак, в Житии Василия Новгородского мы вновь встречаемся с соединением трёх компонентов: новгородского летописного источника XV в., того или иного влияния житийного текста из той же рукописи Стишного Пролога и, очевидно, устных по своему происхождению недостоверных «припоминаний». 4. Житие Спиридона Новгородского (19 июля), л. 190 об. 1774 Ил. 2. Папский Восточный институт (Рим, Италия). Slavo, л. 190 об.–191. Житие Спиридона Новгородского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спиридонъ иже во святыи отець нашь б от села Блые, сын Вавилинъ и матери Василисы, благородну родителю сынъ и благоговину. Научи же ся воскор святымъ книгамъ. И бысть сии 16 лт, и шед в манастырь святаго Спаса, и бысть мних. По семъ поставлен бысть епископомъ Новуграду и пасше церковь Божью лт 6 и месяца 3. Тако же к Осподу отиде. Комментарий Житие архиепископа Спиридона до сих пор не встречалось в русских средневековых источниках. Не упоминается оно и в выполненном О.В. Твороговым обзоре древнерусских агиографических сочинений. Ни место рождения владыки, ни имена его родителей также не известны другим средневековым источникам. Следует отметить, что местность, именуемая Белая, это географическая реалия Новгородской земли, упомянутая в Летописи Авраамки («Того лта поставиша церковь камену святого Прокопиа на Блой» 1775 ), но никаких оснований доверять сведениям о происхождении владыки Спиридона из этих мест у нас нет. Недостоверными следует считать и другие известия Жития. На самом деле архиепископ Спиридон стал владыкой из монахов Юрьева монастыря, а не из некоей обители «святаго Спаса», и был он архиепископом не «лт 6 и месяца 3», а почти 20 лет (1230−1249). Искажения исторических фактов и в этом случае мы можем объяснить их трансформацией при устной передаче. 5. Житие Иоанна Новгородского «от града Ладоги» 1776 Ил. 3. Папский Восточный институт (Рим, Италия). Slavo 5, л. 194 об.–195. Житие Иоанна Новгородского «от града Ладоги» Иванъ во святыхъ отець наш б от града Ладоги, от благородну родителю сынъ: отца Романа и матери Евдоки. И вдаша ему учити святымъ книгамъ. И приставиша ему пстуны со слугами. Извыче воскор всей книжной хитрости. И по семъ остави отца и матерь, и шед въ манастырь, и бысть мних. По семъ поставлен бысть епископомъ Новуграду и пасяше церков Божья лтъ 16 и 2 месяця. И тако преставися месяца июля въ 23. И положено бысть честное тло его въ манастыри во церкв святаго Воскресения на Деревяници въ притвор. Комментарий Неизвестно, откуда взяты автором сведения о происхождении владыки Иоанна «от града Ладоги», имена его родителей, время управления епархией («лтъ 16 и 2 месяця»). Судя по тому, что говорится о кончине и погребении владыки, речь идёт не о святом Иоанне Новгородском, а вновь об архиепископе Иоанне II, жившем в конце XIV – начале XV в., при этом заключительная часть Жития Иоанна прямо основана на соответствующем летописном тексте (преставился 24 июня 6925 (1417) г. в Воскресенском Деревяницком монастыре, похоронен «в притворе» 1777 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предварительные шаги к осуществлению долгосрочного плана по расширению юрисдикции Ватикана на огромную территорию России предприняты были уже в год крушения императорской России. В 1917 г. папа Бенедикт XV основал в Риме Папский Восточный институт, в котором готовили специалистов по христианскому Востоку, для миссионерства среди православных. Для изучения «восточного вопроса» папа направил в Польшу своего нунция кардинала Ратти, впоследствии ставшего папой Пием XI. В Варшаве была учреждена Восточная миссия иезуитов. Речь Посполитая должна была стать местом разработки методов приведения в послушание Риму православной России. Большевистские зверства давали курии особую надежду на успех прозелитической миссии. Выступая в Польском Восточном институте через почти 20 лет после его основания с докладом «Католический апостолат в будущей России», иезуит доктор Швайгель сказал: «Большевики прекрасно подготовили путь католическим миссионерам, и одухотворенное состояние русского народа, его благочестие и страдания служат залогом успеха проповеди унии на просторах России» 330 . Став папой, Пий XI с его опытом служения в Польше явился компетентным и энергичным организатором католического наступления на Востоке. Лучшим средством окатоличивания России тогда казалась уния. Ксендз Табиньский писал впоследствии в статье «В защиту дела унии», что главной причиной захвата коммунистами власти в России явилось то, что православие давно уже утратило свое влияние на народ и что «единственным реальным средством в настоящем тяжелом духовно-культурном положении восточных земель является только уния настоящая, то есть католичество восточного обряда. Только она одна, хорошо поставленная и поддержанная, в состоянии спасти православный народ от религиозного безразличия и грозных последствий. Только уния может оживить в этих людях религиозный дух» 331 . Естественным очагом для распространения унии вначале на востоке Польши, а потом и за ее границами представлялась греко-католическая Церковь в Галиции, возглавлявшаяся Львовским митрополитом графом Андреем Шептицким.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010