Материалы и исследования по новейшей русской церковной истории регулярно публикуются московским издательством «Крутицкое Патриаршее подворье» в серии «Материалы по истории Церкви» (выходят с 1992 г.), а также в периодическом сборнике ИРИ РАН «Церковь в истории России» (с 1998 г.). Зарубежные центры изучения РПЦ. В Западной Европе после революции 1917 г. начали возникать научные центры по изучению Православия, в том числе и истории Русской Церкви. Наиболее известным и влиятельным продолжает оставаться основанный в 1917 г. папский Восточный институт (Pontificio Istituto Orientale), объединивший вокруг своих исследовательских программ международные католические научные силы. С 1923 г. Восточный институт начал издавать серию Orientalia Christiana, которая, достигнув к 1934 г. 100 томов, была преобразована в два издания: Orientalia Christiana Periodica — научный журнал, выходящий два раза в год, и Orientalia Christiana Analecta — серию монографий, насчитывающую к концу 90-х гг. около 300 томов. В этой серии был опубликован ряд значительных для истории Русской Церкви документов и исследований, в том числе первое издание латинского текста «Исповедания веры» митрополита Петра (Могилы) (Malvy A., Viller M. La Confession Orthodoxe de Pierre Moghila, meґtropolite de Kiev (1633—1646): Text latin inedit. Roma, 1927. (Orientalia christiana; 10), ряд работ по истории русского богословия и т. д. История института и анализ его научной деятельности содержатся в материалах конференции, посвященной 75-летию этого учреждения (Il 75-o anniversario del Pontificio Istituto Orientale. Roma, 1994. Orientalia christiana analecta; 244). С 1925 г. в бенедиктинском монастыре Шевтонь (Chevetogne, Бельгия) действует экуменический центр, издающий журнал «Ireґnikon», публикующий статьи по истории Русской Церкви. В 30-х гг. ХХ в. по инициативе папы Пия XI в бенедиктинском монастыре Нидеральтайх в Баварии была создана так называемая Византийская капелла, активно изучающая и русскую церковную жизнь. Список сокращений

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание CODEX IURIS CANONICI [лат. Кодекс канонического права], обладающий высшей правовой силой систематизированный нормативно-правовой акт, к-рый содержит универсальные канонические нормы и является основным источником канонического права в Римско-католической Церкви. Ныне действующая редакция C. i. c. обнародована 25 янв. 1983 г. апостольской конституцией «Sacrae disciplinae leges» папы Римского Иоанна Павла II, вступила в силу 27 нояб. 1983 г. 2 янв. 1984 г. Иоанн Павел II motu proprio «Recognito iuris canonici Codice» создал папскую комиссию по аутентичной интерпретации и толкованию C. i. c. (в 1988 преобразована в Папский совет по интерпретации законодательных текстов). История создания Первым кодифицированным источником католич. канонического права стал C. i. c. 1917 г. (утвержден 27 мая 1917 г. апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» папы Римского Бенедикта XV ; вступил в силу 19 мая 1918; об истории составления и структуре C. i. c. 1917 г. см. ст. Каноническое право , разд. «Каноническое право Римско-католической Церкви»). Однако после его издания в правовой системе католич. Церкви продолжали действовать и др. источники права (в т. ч. конкордаты с гос-вами, местные обычаи и др.); нормы C. i. c. 1917 г. как изданного для Церкви лат. обряда не охватывали католиков вост. обряда из Восточных католических Церквей , для к-рых 23 нояб. 1929 г. папой Римским Пием XI было решено составить отдельный Кодекс канонов. По мере развития церковного законодательства, особенно после введения новых канонических норм по отдельным вопросам при папе Римском Пии XII (изменение принципов смешанных браков, правил вступления в брак, порядка назначения епископов, учреждение секулярных институтов (см. ст. Институты посвященной жизни ), упразднение правовых институтов (напр., инкорпорации ) и др.) возникла необходимость изменений в C. i. c. 1917 г. Предложения о доработке его структуры высказывали некоторые канонисты; они указывали на несовершенство использованной в C. i. c. 1917 г. пандектной системы, заимствованной из рим. права и гражданских кодексов европ. гос-в XIX в., усложнявшей систематическое изложение канонов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики 2 ноября. ПРАВМИР. Скончался ученый-литургист архимандрит Роберт Тафт. Об этом сообщил на своей странице в Facebook  клирик Спасо-Преображенского собора в Киеве протоиерей Андрей Дудченко. «Упокоился архимандрит Роберт Тафт. Величайший литургист, иезуит восточного обряда, который узнал нашу православную литургию лучше нас, православных. Потрясающая работоспособность. Основой изучения литургики он называл знание древних языков, вслед за своим учителем Хуаном Матеосом. К сожалению, при жизни Тафта не успел выйти центральный том его исследования по истории литургии Иоанна Златоуста – об анафоре, который он готовил дольше всего. Но я слышал, что текст уже был готов , и Тафт вычитывал правки. Тафт шутил, что у него не осталось ни одной мысли, которая не была бы напечатана. Счастлив, что был знаком с этим великим учёным. Теперь он сослужит в небесной литургии», – сообщил священнослужитель. Архимандрит Роберт Тафт – иезуит, архимандрит восточного обряда, заслуженный профессор Папского Восточного института, один из крупнейших современных специалистов в области восточной литургики. Родился в Провиденсе (США). В возрасте 17 лет вступил в Общество Иисуса (Орден иезуитов). Более 20 лет отдал учебе и исполнению различных послушаний, прежде всего, в области преподавания. Преподавал во многих странах, от Ирака в 1950-е гг. до Болгарии уже в пост-коммунистические времена. С 1970 года главное место работы о. Тафта — Папский Восточный институт в Риме, где он долгое время занимал должность проректора (Vice Rector) и профессора восточной литургики, а также являлся главным редактором издаваемой институтом серии монографий и сборников статей Orientalia Christiana Analecta. Первой специальностью о. Тафта был русский язык и славянский богослужебный обряд. В 1960-е гг. под влиянием о. Хуана Матеоса он обратился к изучению языков и богослужения других христианских традиций. Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики, в том числе многотомного исследования «История литургии св. Иоанна Златоуста», продолжающего труд Хуана Матеоса по истории византийской литургии Слова.

http://pravmir.ru/skonchalsya-uchenyiy-l...

   Среди немногочисленных работ зарубежных историков, посвященных истории Русской Церкви XX столетия, самый солидный труд принадлежит И. Хризостомосу (Chrysostomos I. Kirchengeschichte Ruslands der neuesten Zeit. Mu..nchen; Salzburg, 1963—1968. 3 Bde). Недостаток этого исследования — в его тенденциозности, апологетическом отношении к церковным течениям, оппозиционным по отношению к Патриархии. В этом оно сближается с работами русских эмигрантов карловацкой ориентации. Вполне беспристрастную и объективную позицию в оценке событий русской церковной истории XX в. обнаруживают такие зарубежные авторы, как Г.-Д. Депман (Do..pmann D. Die Russische Orthodoxe Kirche in Geschichte und Gegenwart. B., 1977), И. Кёртис (Curtiss I. The Russian Church and the Soviet State. 1917—1950. Boston, 1953).    Материалы и исследования по новейшей русской церковной истории регулярно публикуются московским издательством «Крутицкое Патриаршее подворье» в серии «Материалы по истории Церкви» (выходят с 1992 г.), а также в периодическом сборнике ИРИ РАН «Церковь в истории России» (с 1998 г.).    Зарубежные центры изучения РПЦ. В Западной Европе после революции 1917 г. начали возникать научные центры по изучению Православия, в том числе и истории Русской Церкви. Наиболее известным и влиятельным продолжает оставаться основанный в 1917 г. папский Восточный институт (Pontificio Istituto Orientale), объединивший вокруг своих исследовательских программ международные католические научные силы. С 1923 г. Восточный институт начал издавать серию Orientalia Christiana, которая, достигнув к 1934 г. 100 томов, была преобразована в два издания: Orientalia Christiana Periodica — научный журнал, выходящий два раза в год, и Orientalia Christiana Analecta — серию монографий, насчитывающую к концу 90-х гг. около 300 томов. В этой серии был опубликован ряд значительных для истории Русской Церкви документов и исследований, в том числе первое издание латинского текста «Исповедания веры» митрополита Петра (Могилы) (Malvy A., Viller M. La Confession Orthodoxe de Pierre Moghila, meґtropolite de Kiev (1633—1646): Text latin inedit. Roma, 1927. (Orientalia christiana; 10), ряд работ по истории русского богословия и т. д. История института и анализ его научной деятельности содержатся в материалах конференции, посвященной 75-летию этого учреждения (Il 75-o anniversario del Pontificio Istituto Orientale. Roma, 1994. Orientalia christiana analecta; 244). С 1925 г. в бенедиктинском монастыре Шевтонь (Chevetogne, Бельгия) действует экуменический центр, издающий журнал «Ireґnikon», публикующий статьи по истории Русской Церкви. В 30-х гг. ХХ в. по инициативе папы Пия XI в бенедиктинском монастыре Нидеральтайх в Баварии была создана так называемая Византийская капелла, активно изучающая и русскую церковную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

Новости 29 марта, 2011 В Москве состоится симпозиум памяти Натальи Леонидовны Трауберг Трапеза не просто собирает, но становится символом прощения, принятия, присутствия Христа посреди нас, «тайной свободы», выводящей пирующих из тесноты идеологий и предписаний на простор мира и милости. 29 марта, 2011 Священник Александр Никольский: По воскресеньям в храме прихожанам негде стоять - мы выносим колонки на улицы Люди, конечно, могут поехать в центр. Могут поехать вообще в другой город, уехать в Лавру, и так каждую неделю, и даже чаще. Но хорошо бы людям с такой регулярностью никуда не ездить, а проехать пару остановок на автобусе или пройти пешком - и прийти на службу в свой приходской храм. Храм должен стоять там, где люди живут. 29 марта, 2011 Протоиерей Виктор (Шкабурин): Теснота в храмах - людям трудно молиться толкаясь и еле дыша Храмов не хватает, а в спальных районах - тем более. Свободно поместить в храме всех желающих - это не блажь, это необходимость души. Людям трудно молиться толкаясь и еле дыша... 29 марта, 2011 Протоиерей Всеволод Чаплин: Молодые люди изменят ненормальное состояние общества «Молодые люди всегда хотят изменить мир, и в наших условиях это правильно. Мир, в котором мы живем, нуждается в переменах. Состояние нашего общества глубоко ненормально. И задача молодых — изменить это состояние» 28 марта, 2011 Старинным славянским печатным книгам в Папской библиотеке грозит исчезновение Папский Восточный институт обладает одной из лучших в мире коллекций восточно-христианских книг. Это около 184 000 томов, включая редкие рукописи и старопечатные издания, отражающие историю и культуру восточно-христианского мира на многих языках. Однако самые старые и наиболее ценные экземпляры из коллекции библиотеки Восточного института находятся сегодня в плачевном состоянии. Это касается и чрезвычайно редкого издания […] 28 марта, 2011 Владыка Иларион возглавит литургию Преждеосвященных Даров в храме Живоначальной Троицы в Вешняках 30 марта 2011 года в 16.00 в храме Живоначальной Троицы в Вешняках Божественная литургия Преждеосвященных Даров будет совершена архиерейским чином. Также в богослужении примут участие архимандрит Пантелеимон (Шатов) и протоиерей Владимир Воробьев.

http://pravmir.ru/category/news/page/552...

В католицизме имеется движение, связанное с так называемой «теологией освобождения». Оно осуществляет истолкование Священного Писания в свете появляющихся в мире новых и революционных идей (вплоть до марксистских). В 1967 году папа издал соответствующую энциклику под названием «Популорум прогрессио». В 1986 году Ватикан одобрил так называемую умеренную форму теологии освобождения. В основном богословие освобождения преследует политические цели, то есть, по существу, относится к политической теологии. В рамках реализации программы Е2000 (подготовка к празднованию 2000-й годовщины со дня Рождения Иисуса Христа) папа Иоанн Павел II в своем послании «Терцио Милленио Адвениете» пожелал, чтобы на итоговом юбилейном торжестве все мировые религии собрались для совместного богослужения и молитвы. Несмотря на принципиальные отличия, диалог православия с католицизмом ведется с перерывами с момента отпадения Рима, но пока к существенным результатам не привел. Исторически сложилось так, что в России католицизм активизирует свое присутствие, как правило, в периоды так называемых «смут» и ослабления нашей страны. Рассмотрим кратко формы и методы деятельности организаций, связанных с католицизмом в России: 1907 г. – выбор «восточного обряда» как наиболее удобного способа обращения русских в католичество. 31 мая 1917 года: учреждение «Русского – католического экзархата» в Петрограде. 1917 г. – папа Бенедикт XV создает Конгрегацию «для восточных церквей». На основе этой конгрегации основывается высшее учебное заведение – Папский Восточный институт, в который принимаются как клирики латинского обряда, так и клирики восточных православных Церквей. Это миссионерское учреждение готовит священнослужителей «для Божьего апостольства среди восточных христиан». В 1922 г. институт передан в ведение иезуитов. 1925 г. – папа Пий 11 посылает в Москву монсиньора Д Эрбиньи, тайные переговоры с советской властью о перспективах католичества, открытии семинарий. Прелату Д Эрбиньи Ватикан поручает создать внутри православия экзархат католической церкви с тайной иерархией, византийским богослужением, монашеством, каноническим правом – т.н. «Восточный обряд» . Распространяется практика « криптокатолицизма» : тайный переход в католичество с сохранением православного сана. Тайное униатство отдельных священников должно было обеспечить дело унии, Той же униальной цели служит идея «двух легких» – православия и католичества .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Памяти Альберта Рауха 10 января 2015 года, отошел ко Господу известный богослов, директор Института Восточных Церквей, специалист по русской религиозной философии ХХ века Альберт Раух. Портал Богослов.Ru публикует прощальное слово в его честь. Статья Вечная память бессменному директору Института Восточных Церквей, апостольскому протонотарию доктору Альберту Рауху! Он не ушел от нас. Нет. Мы, учившиеся у него богословию и жизни, скажем, повторяя его собственные слова об усопших: «Раньше мы имели счастье время от времени встречаться и общаться с ним, а теперь он постоянно с нами и братски соучаствует в нашей жизни». Его жизнь – эпоха дружелюбного и понимающего диалога Католической Церкви с Православными Церквями. Он всецело посвятил свою жизнь диалогу любви между Востоком и Западом. Организованный им Институт Восточных Церквей в Регенсбурге стал родным домом для сотен православных богословов и четырех десятков иерархов практически из всех стран мира, где живет Православие. Альберт Раух родился 10 сентября 1933 года в живописном баварском селении Маллерсдорф-Пфаффенберг, недалеко от знаменитого монастыря францисканок, школу которых он посещал. Яркая картинка памяти из его детства – горящий и взрывающийся Нюрнберг 1945 года, на который одиннадцатилетний мальчик смотрел с горы вместе с матерью. Голодная юность и блестящая учеба в школе, где он прекрасно овладел латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. Богословие и религиозная философия интересовали его всегда. До самого последнего момента он любил подискутировать со студентами о воззрениях русских религиозных мыслителей. Глубокий знаток творчества Владимира Соловьева, он мог часами цитировать его, не заглядывая в книгу, и давать свои комментарии. В 19 лет Альберт Раух поступил в Папский Григорианский Университет в Риме, который окончил защитой докторской диссертации по богословию. В Риме он был зачислен в самый элитарный коллегиум Германикум, готовивший преимущественно иезуитских священников для работы в католических куриях. После Германикума он был направлен на работу в экуменический Коллегиум Руссикум, главной задачей которого в те годы были исследования в области литургики и русской религиозной философии. Там он близко познакомился с потомками русской эмиграции, посвятившими себя церковному служению. У них он блестяще выучился дореволюционному литературному русскому языку и знал наизусть русское православное богослужение.

http://bogoslov.ru/article/4383136

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛЛЕГИИ ПАПСКИЕ в Риме, духовные учебно-воспитательные и образовательные учреждения Римско-католической Церкви, находящиеся в ведении Папского престола, представляют собой общежития буд. клириков - студентов различных римских университетов папских или институтов и факультетов папских , организованные по национально-языковому или обрядовому (для студентов, принадлежащих к Восточным католическим Церквам ) принципу; при некоторых К. п. для проживающих в них студентов организуется преподавание отдельных курсов. Внутренний распорядок К. п. подразумевает участие в общих богослужениях в домовом храме, совместную трапезу, работу в б-ке и др. элементы жизни духовных семинарий, что позволяет совместить подготовку (формацию) буд. клириков с их обучением в католич. учебных заведениях в Риме. Старейшей из К. п. в Риме является коллегия Капраника (Almo Collegio Capranica), основанная 5 янв. 1457 г. кард. Доменико Капраникой для юношей из рим. семей, к-рые после изучения курсов богословия и канонического права в рим. ун-те Сапиенца могли принять священнический сан и поступить на работу в ведомства Папского престола. С 1459 г. попечение о коллегии взяло на себя рим. братство Святейшего Спасителя. В 1478 г. с разрешения папы Сикста IV кард. Анджело Капраника построил для коллегии здание рядом с Палаццо-Капраника и рим. ц. Санта-Мария-ин-Акуиро. С сер. XVI в. студенты коллегии Капраника стали посещать занятия в Римской коллегии (впосл. преобразована в папский Григорианский университет ). С сер. XIX в. часть студентов коллегии Капраника также обучается в Папской академии церковной знати (ныне Папская церковная академия), где ведется подготовка буд. сотрудников Государственного секретариата Папского престола. В 1917 г. папа Римский Бенедикт XV, выпускник коллегии Капраника, поручил ее студентам, имеющим священнический сан, попечение о совершении богослужений в рим. базилике Санта-Мария-Маджоре. В наст. время в коллегию принимаются также студенты из Поместных Православных Церквей, в т. ч. из РПЦ.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

В Свято-Троицкой православной семинарии в Джорданвилле состоится коллоквиум, посвященный наследию митрополита Антония Храповицкого 2 октября 2006 г. 11:14 6-7 октября в Свято-Троицкой православной семинарии в Джорданвилле (Русская Зарубежная Церковь) состоится научный коллоквиум с участием видных церковных и светских ученых России, США и Западной Европы. Темой коллоквиума станет наследие митрополита Антония Храповицкого (1863-1936), 70-летие со дня кончины которого отмечается в этом году. Об этом сообщает сайт Свято-Троицкой семинарии . Один из наиболее талантливых и влиятельных церковных деятелей XX столетия, митрополит Антоний давно привлекает внимание как богословов, так и историков. В его жизни отразилась сложная история Русской Церкви прошлого века. Выпускник Санкт-Петербургской Духовной Академии, Храповицкий в 1897 году был рукоположен во епископа и направлен на Волынскую кафедру. Избран членом Священного Синода в 1912 году, с 1914 по 1917 — архиепископ Харьковский. В 1918 году избран митрополитом Киевским. Участник Всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов, митрополит Антоний был одним из трех кандидатов на заключительном этапе избрания Патриарха. После захвата власти на Украине большевиками митрополит Антоний был вынужден бежать в Сремские Карловцы (бывшая Югославия), где в 1920 году взял на себя руководство Русской Церковью в изгнании. На коллоквиуме ожидается детальное обсуждение богатого наследия одного из ведущих деятелей Русской Православной Церкви Заграницей. Основной докладчик — Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр . Участники коллоквиума: Отец Николай Артемов, Собор Новомучеников Российских, Мюнхен Сергей Фирсов, Санкт-Петербургский государственный университет Анатолий Кашеваров, Санкт-Петербургский государственный технический университет Андрей Кострюков, Православный Свято-Тихоновский университет , Москва Надежда Кизенко, Университет Олбани и Свято-Троицкая семинария (Джорданвилль) Отец Александр Мазырин, Православный Свято-Тихоновский университет, Москва Монах Самуил (Недельский), Свято-Троицкая семинария (Джорданвилль) Роберт Л. Николс, колледж св. Олафа Аргирий Писиотис, Европейская комиссия, Брюссель Андрей Псарев, Свято-Троицкая семинария (Джорданвилль) Алексей Светозарский, Московская Духовная Академия София Сенык, Папский Восточный Институт Вера Шевцова, Колледж Смита Михаил Шкаровский, Российский государственный архив, Санкт-Петербург Свято-Троицкая семинария регулярно организует коллоквиумы, посвященные ключевым лицам и событиям русской религиозной культуры, в которых принимают участие ведущие специалисты со всего мира. Помимо лекций и обсуждений, участники коллоквиума приглашаются на богослужения Свято-Троицкого монастыря в субботу и воскресенье. На нынешней конференции будут доступны также материалы прошлых коллоквиумов. Патриархия.ru           сайт Свято-Троицкой семинарии Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/147658.htm...

Источник сведений заключительной части Жития об утверждении Евфимия в архиепископском сане «Германом, патриярхом Коньстянтина града» неизвестен. На первый взгляд, упоминание Германа как лица, утвердившего избрание на кафедру владыки Иоанна, кажется очевидным анахронизмом. Но в 1371 г. в Новгород «изъ Царягорода приходи митрополитъ Германъ на Русь, Грицинъ» 1764 . Его торжественный приезд мог превратиться в памяти новгородцев в визит самого патриарха, утвердившего на новгородской кафедре «нашего» владыку. Баснословный характер имеет известие о сроке пребывания Евфимия Новгородского на кафедре (43 года и 2 месяца), не установлен и источник известия об исцелениях от его мощей. Таким образом, если начальную часть создатель проложного жития Евфимия позаимствовал из жития другого святителя, то дальнейшее изложение носит черты ошибочного «припоминания», пересказа устных источников («апокрифический» великий князь Даниил Иванович, западное происхождение Евфимия, утверждение его поставления патриархом Германом, вымышленная продолжительность управления епархией). Этот же приём, как мы увидим далее, в равной степени используется и в других новгородских житиях Пролога. 2. Житие Иоанна Новгородского «от града Орешка» (18 июня), л. 146 об. 1765 Ил. 1. Папский Восточный институт (Рим, Италия). Slavo 5, л. 146 об.–147. Житие Иоанна Новгородского «от града Орешка» Иже во святыи отець нашь Иоаннъ Великий б от града Оршька, сестричиц преподобнаго Зосимы. Воспитанъ же бысть всм наказаниемъ. По успении же преподобнаго Семиона, архиепископа новоградскаго, причтомъ общимъ поставленъ бысть архиепископом Новуграду. Еретики же яко волкъ отгна и врныя просвти, проповданья вселенныя благочестья насадивъ, всяко писанье ветхое и новое сказавъ, и многи написав книги, к Осподу отоиде. Комментарий Житие новгородского архиепископа Иоанна, жившего в XII в., известно в нескольких редакциях 1766 , но ничего подобного нашему тексту в них не обнаруживается. Судя по упоминанию в нашем проложном Житии церковных деятелей XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010