Выражаю надежду на то, что указанное пособие будет полезно не только студентам Колледжа, но и семинаристам, а также священникам в их пастырской деятельности, и положит начало подготовке новых учебников и соответствующих исследований в области канонического права в России. Автора настоящего учебного пособия «Каноническое право о браке», выходящего в свет в Международном Году Семьи, а также всех, кто будет им пользоваться, от всего сердца благословляю. Москва, 26 декабря 1993 г. в Торжество Святейшего Семейства Архиепископ Тадеуш Кондрусевич Апостольский Администратор для католиков латинского обряда Европейской части России Настоящий труд основывается по большей части на текстах, принадлежащих перу Монс. Й. Прадера (J. Prader,//matrimonio in Oriente e Occidente, Roma, 1992) и юристов Ф. дель Джудиче и Ф. Мариани (F. del Giudice – F. canonico, Roma, 1988). С методологической точки зрения характер этой книги определяется тем, что она задумывалась прежде всего как учебное пособие для студентов Колледжа Католической Теологии им. Св. Фомы Аквинского. В отношении русской терминологии особенно полезным оказался перевод Motu Proprio «Crebrae allatae», выполненный в 1958 году свящ. С. Тышкевичем и оставшийся в машинописном варианте, который любезно предоставил в моё распоряжение Папский Восточный Институт (Pontificio Instituto Orientale). Особую благодарность хотелось бы выразить преп. отцу Алексею Стричеку, SJ, за его советы в области стилистики, а также всем тем, кто оказал помощь в создании настоящего пособия своими предложениями и указаниями. Русский перевод и редакция текста были выполнены А.Н. Ковалём. После совместных трудов по выработке терминологии, продлившихся год с лишним, стало возможным подготовить настоящее пособие, которое, благодаря пастырскому попечению Его Высокопреосвященства Архиепископа Тадеуша Кондрусевича, Апостольского Администратора для католиков латинского обряда Европейской части России, может внести скромный вклад в дело возобновляемого изучения канонического права в России.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Л. Кравец, руководитель Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " и другие светские и церковные ученые. Со стороны Католической Церкви в конференции принимает участие профессор Роберт Тафт (Орден иезуитов, Папский Восточный институт в Риме). Участники конференции представят результаты своих исследований в области учения о Таинствах — сакраментологии. Богословие церковных Таинств будет рассмотрено как в исторической перспективе (в библейском, патрологическом, литургическом, каноническом аспектах), так и с точки зрения его изложения в системе догматического учения. Особое внимание будет уделено церковно-практическим вопросам, касающимся совершения Таинств. Запланирована работа секции, которая посвящена различным священнодействиям, не являющимся Таинствами в строгом смысле этого термина. В ходе подготовки к конференции состоялась серия научно-богословских семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Семинары проводились на базе учебных заведений Русской Православной Церкви (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Минская духовная академия, Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Нижегородская духовная семинария, Тобольская духовная семинария). По итогам работы семинаров подготовлен сборник докладов, который будут представлен в качестве рабочего материала на конференции. В конференции принимают участие как отечественные, так и зарубежные ученые, специализирующиеся в различных областях научно-богословского знания (таких как библеистика, патрология, историческая литургика, каноническое право, догматическое и сравнительное богословие). На конференцию собрались более 100 ученых из крупнейших научных центров мира: университетов Оксфорда, Йеля, Парижа, Вены, Кембриджа, Милана, Сиены, Неаполя; из Папских Восточного института и Университета св. Ансельма; Свято-Сергиевского Богословского института в Париже; Свято-Владимирской семинарии (США). В программе – выступления представителей Константинопольской, Сербской, Элладской, Американской, Украинской, Православных Церквей, а также Нехалкидонитских Церквей, католических ученых, специалистов, принадлежащих к Англиканской и Лютеранской церквам. На конференции выступят преподаватели и сотрудники Московской и Санкт-Петербургской духовных школ; Православного Свято-Тихоновского университета; региональных духовных школ, а также Церковно-научного центра «Православная энциклопедия»; Издательского совета, ОВЦС МП и ряда академических институтов России.

http://pravoslavie.ru/24827.html

Как уже упоминалось выше, ныне по благословению Святейшего Патриарха Кирилла благодаря деятельному участию правящего архиерея Казанской епархии и ректора Казанской духовной семинарии митрополита Феофана взят курс на возрождение Казанской духовной академии. Это очень сложная и ответственная задача, которая предполагает, в первую очередь, воссоздание ее научной школы. Полный цикл высшего богословского образования включает в себя сегодня бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. В настоящее время в нашей семинарии проводится обучение по программам бакалавриата и магистратуры. Чтобы решить задачу по воссозданию академии, следует открыть аспирантуру, для чего необходимо в ближайшее время мобилизовать все имеющиеся у нас научно-богословские силы. Очевидно, эту задачу не решить без привлечения иногородних, а может быть, и иностранных специалистов - выпускников ведущих богословских центров. В этой связи необходимо создать привлекательные условия, с тем чтобы ученые-богословы приезжали трудиться в Казань. С целью подготовки кадров для будущей академии принято решение о направлении наиболее перспективных сотрудников и выпускников семинарии в отечественные и зарубежные богословские центры. В этом году двое выпускников Казанской семинарии поступили в Московскую духовную академию, один - в Санкт-Петербургскую. В сотрудничестве с комиссией по студенческому обмену при Общецерковной аспирантуре и докторантуре стала развиваться и международная деятельность семинарии. В июне этого года проректор по учебной работе нашей семинарии иеромонах Роман (Модин) направлен на обучение в Папский институт восточных и арабских исследований в Риме. Двое выпускников семинарии готовятся к отправке на учебу в Баламандский университет в Ливане. В будущем году Казанская семинария ожидает приезда первых двух студентов из дальнего зарубежья - ими должны стать учащиеся из республики Мьянма (Бирма). Заключение В завершение своего выступления хотел бы еще раз отметить, что в таком регионе, как Татарстан, православное образование не может развиваться изолированно от уже существующих светских и конфессиональных образовательных систем. Все мы - представители традиционных конфессий, государственной власти и общественных организаций, должны отдавать себе отчет в том, что на фоне угрозы религиозного экстремизма во всех образовательных учреждениях республики должно уделяться повышенное внимание формированию конфессиональной идентичности учащихся.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

На территориях, отошедших Российской империи после раздела Польши, в 1795 г. была образована Русская провинция ордена, объединившая обители К. в Брусилове, в Ходоркове, в Дунаевцах, в Куне, в Лубешове (Польша, ныне Любешов, Украина), в Остроге, во Владимире-Волынском, в Староконстантинове, в Устилуге, в Виннице и Збриже. Несмотря на ограничения, наложенные царскими властями, на территории Российской империи в 1828 г. в составе миссий К. находилось 83 чел., в 1839 г.- 77 чел. Во 2-й пол. XIX в. число К. сократилось. За участие К. в Польском восстании 1863 г. российские власти закрыли обители в Дунаевцах, в Куне, в Любешове, в Остроге, во Владимире-Волынском и Устилуге. Двое К. были казнены, 16 членов ордена отправлены в ссылку. Впосл. также были закрыты мон-ри в Варшаве, Люблине и Закрочиме, относившиеся к Польской провинции. Ветвь ордена К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе Львовского греко-католич. митр. Андрея Шептицкого , поддержанная Римским папой Пием XI (1922-1939), по указанию к-рого 2 голл. члена ордена были направлены на учебу в Восточный папский институт . 16 дек. 1931 г. пресв. К. Гандалф ван Тернёзен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с 3 членами ордена К. при поддержке Пинского еп. Зигмунда Лозиньского он основал 1-ю общину К. визант. обряда в Лубешове. В 1932 г. К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 г.- новициат. В нач. 30-х гг. XX в. в Эстонии по приглашению апостольского администратора Эдуарда Профиттлиха К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После того как территории Эстонии и Польши во время второй мировой войны были заняты советскими войсками, миссии К. визант. обряда закрылись, а монахи, большинство из к-рых были голландцами, вернулись на родину. В 40-х гг. XX в. им удалось создать несколько пастырских центров в Нидерландах для рус. беженцев и эмигрантов. С кон. XX в. К. открыли миссии на Украине (в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске). В 2004 г. на территории России и Украины была организована вице-провинция ордена К. Капуцинки

http://pravenc.ru/text/1470367.html

В некоторых странах, впрочем, дело не обошлось без временной оппозиции Риму. С особенной энергией отстаивала свою независимость северная Африка в IV и в начале V в., стоявшая в стороне от восточной церковной организации, но не желавшая допускать и вмешательства римского епископа в свои дела, а управлявшаяся своими епископами и примасами, из числа которых примас карфагенский имел известные права центральной власти для всей северной Африки. Но, с завоеванием ее вандалами – арианами, африканские епископы, подобно епископам других арианских государств, основанных германцами (бургундского, вестготского и остготского), стали видеть в римской кафедре единственный оплот против возможных притеснений со стороны не католической власти. Африканские епископы в половине VI века были уже главными противниками императора Юстиниана в споре «о трех главах», сливая себя с «ecclesia latinorum», и ссылаясь на Августина, как на руководящий авторитет латинской церкви. А в конце VII века, епископ Кресконий поместил в своем каноническом сборнике папские декреты наряду с соборными канонами. В Галлии равным образом была сделана попытка епископом Иларием арелатским (Арелан – нынешний Арль на юге Франции, в то время центр префектуры Galliarum), отстоять свою независимость от римского епископа. По поводу неповиновения епископа арелатского, папа Лев Великий исходатайствовал у императора Валентиниана III издание закона 445 г. о подчинении всех епископов епископу римскому, как универсальному правителю всей христианской церкви. Исход оппозиции арелатского епископа римскому был тот, что папа согласился допустить высшую церковную власть епископа арелатского в Галлии, но с тем, чтобы он действовал на ex jure proprio, а как папский викарий. Институт викариата установлен был впервые для Иллирика, в котором епископу фессалоникскому было предоставлено действовать в качестве папского викария. Сущность викариата заключалась в том, что без ведома викария в подчиненном его ведению округе, обнимавшем несколько провинций, не должны были ни епископы посвящаться, ни соборы собираться, а викарий в свою очередь обо всех важных делах должен был сообщать в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Отцом и лицами, облеченными его доверием. Эта система вредна тем, что она: а) поддерживает в православных их предубеждения против католической церкви, дает им ложное представление о католическом догмате и о духе, руководящем церковью и ее иерархией; 6) превозносит значение и престиж православных иерархов и мирян, сделавшихся руководителями их мысли; она останавливает на пути возвращения к единству чистосердечных православных, расположенных признать истину католичества, и вновь привязывает их к духовным вождям, коих авторитет им уже казался недостаточно обоснованным. 3) Они рекомендуют в качестве единственного действительного способа овладения душой православных «сердечный порыв», делающий бесполезным и даже вредным всякое умственное и всякое логическое доказательство истины: а) эта точка зрения противна принципам, формально указанным в Энциклике; б) она не что иное, как система, употребляемая протестантами в Стокгольме и Лозанне для союза «панхристиан». В противовес этой порочной системе, осужденной Энцикликой о единстве церкви, католики должны вдохновляться папскими указаниями Льва XIII, Пия X, Бенедикта XV и Пия XI: 1) Молиться в единении с восточными католическими общинами и с молитвенными объединениями, одобренными церковью. 2) Изучать все, касающееся церквей диссидентов, их языки, их историю, религиозные обычаи стран, где они существуют. Надлежит прежде всего руководствоваться изданиями Папского Восточного Института, контролируемыми монсеньором д’Эрбиньи; можно также пользоваться трудами пропаганды, как, например, книгами о Жанин и Жюжи, и «Соединением Церквей» о. Успения; трудом аббата Буске о «Единстве Церкви и греческой схизме» и т. д. Такие кружки изучения, если только они избегнут системы, осуждаемой Энцикликой, могут явиться превосходным орудием работы, в целях возвращения диссидентов к католическому единству. 3) Наконец, католики не должны забывать уже существующих учреждений, установленных под авторитетом пап и епископов. Они поступят похвально, поддерживая своими субсидиями Папский Восточный Институт в Риме, церкви восточных обрядов, существующие в Париже, русскую семинарию в Лилле и проч.» (Возрождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

«И трудными подвигами испытывая их суждения, чтобы безопасно допустить их, если найдем в них некоторую твердость, а в противном случае отослать от себя, пока еще не приняты; и таким образом испытание их сделать безвредным для братства» (Там же. С. 299). «Решение делает настоятель с ведома однако же братий. 112-е правило из кратких говорит: если кто приступает к жизни по Богу, то следует ли настоятелю принимать такового без ведома братий, или должен он сначала им предложить о сем? Господь учит, что ради кающегося созываются други и соседи (Лк. 15: 6). Посему тем паче необходимо принимать приходящего с ведома братии, чтобы они вместе возрадовались и помолились» (Там же. С. 300). «Начало торжественному обету безбрачия для монахов положил святитель Василий Великий» ( Пальмов Н. Пострижение в монашество. Чины пострижения в монашество в Греческой Церкви. Киев, 1914 С. 27). Арранц М . Византийский монашеский постриг. Исторический опыт//Избранные сочинения по литургике. Т. 4. Рим; Москва: Папский восточный институт, 2003. С. 27. «Святитель Василий не школу для мирян заводил, а имел рассадник будущих иноков. Дети принимались в обитель как отрекающиеся от мира, только произнесение обета было отлагаемо до полного возраста. Поступление в иночество было их настоящее дело, а удаление в мир – случайность, исключение из общего правила» (Там же. С. 303). «В “Слове о подвижничестве” Василий Великий внушает монахам: “Будем внимать себе, чтобы, поступая в чем-нибудь недостойно обета, не подпасть одному суду с Ананией», а также: «Не дав еще обета строгой жизни, можно желающему, согласно с дозволением и законом, вступать в житейские связи, предаваясь брачному союзу, но кто произнесет уже свой обет, тому надобно соблюдать себя для Бога как одно из священных приношений» ( Пальмов Н. Пострижение в монашество. С. 27). «На каждого принятого в братство и потом нарушающего произнесенный обет надобно смотреть как на согрешившего Богу, пред Которым и Которому он произнес исповедание согласия своего. “Аще же, – сказано, – согрешит кто Богу, кто помолится о нем?” (1 Цар. 2: 25). Посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни стал святотатцем , потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение. Таким справедливо не отворять уже дверей братства, если бы даже только мимоходом пришли они и попросили крова. Ибо ясно правило Апостольское, которое повелевает нам удалять всякого бесчинного человека и не присоединяться ему, да посрамится (2 Сол. 3: 14)» ( Арранц М. Византийский монашеский постриг. С. 303).

http://pravoslavie.ru/30912.html

В нач. XX в. в России тайно находился польск. пресв.-иезуит Генрих Пыдынковский, способствовавший обращению в католичество родственницы П. А. Столыпина Н. С. Ушаковой, впосл. видной деятельницы русского католич. движения. Скрывая принадлежность к И., в 1903 г. в Россию прибыл нем. иезуит Феликс Верциньский, служивший в католич. приходах Саратова и Москвы, в 1910 г. он участвовал в создании католич. общины визант. обряда в доме В. В. и А. И. Абрикосовых. В марте 1911 г. Верциньский был выслан из России после разоблачения его принадлежности к ордену и по обвинению в прозелитизме среди православных и старообрядцев. После 1905 г. активное участие в организации 1-го католического прихода визант. обряда в С.-Петербурге принимал иезуит пресв. Ян Урбан, находившийся в России в качестве секулярного пресвитера Плоцкого католич. еп-ства. В 1922-1924 гг. амер. иезуит Эдмунд Уолш возглавлял работу Папской миссии помощи голодающим в России и являлся неофиц. представителем католич. Церкви при советском правительстве. В 1925-1926 гг. в СССР несколько раз приезжал ректор Восточного папского института франц. иезуит пресв. Мишель д " Эрбиньи , к-рого 10 марта 1926 г. папа Римский Пий XI назначил апостольским делегатом в России и поручил ему миссию восстановления католич. иерархии в Советском Союзе. 29 марта папский нунций в Берлине архиеп. Эудженио Пачелли (впосл. папа Пий XII ) тайно рукоположил д " Эрбиньи в титулярного епископа Илионского. Находясь в СССР, д " Эрбиньи совершил тайные рукоположения 4 епископов, посетил Москву, Харьков, Одессу, Киев, Могилёв и Ленинград. В мае 1926 г. д " Эрбиньи встречался с председателем Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК П. Г. Смидовичем , с которым обсуждал возможность нормализации и развития деятельности католич. Церкви в СССР, а также открытия в Одессе католических богословских курсов. Однако после того, как стало известно о совершенных д " Эрбиньи тайных рукоположениях, в нач. сент. 1926 г. он покинул страну; посланные им в окт. того же года для организации богословских курсов И. Жозеф Леди и Йозеф Швайгль прибыли в Советский Союз, посетили Одессу, Москву и Ленинград, но в кон. нояб. были высланы из СССР.

http://pravenc.ru/text/293585.html

История иезуитов более или менее всем известна, так же как и их лозунг, что благая цель оправдывает средства, с помощью которых она достигается. Поныне из Ордена иезуитов выходит значительная часть епископов Римо-католической Церкви. Иезуитам принадлежат большинство католических средств массовой информации и издательств. Чтобы представить размах их деятельности, можно привести такие цифры: они руководят 94 католическими высшими учебными заведениями и 59 светскими учреждениями, не носящими специально духовного характера. Они осуществляют общее руководство всей миссией Римо-католической Церкви. Весь мир разбит иезуитами на 50 провинций, или областей. Во главе каждой из этих областей стоит управляющий, или препозит, который руководит иезуитами на этой 50-й части мира. Иезуитам дано исключительное право не подчиняться местным католическим епископам. Они подчиняются только генералу Ордена, а тот — Римскому папе. Местный епископат не имеет никакой власти над иезуитами. Католическая миссия на территории нашей страны сейчас в значительной мере руководится и осуществляется Орденом иезуитов. В 1917 году, сразу же после Февральской революции, в нашей стране католиками был основан Папский восточный институт. Он должен был осуществлять руководство работой на территории России. В 20-е годы высокопоставленные представители Ватикана не раз бывали в советской России и встречались с тогдашним руководством. Вот слова, сказанные главой миссии Ватикана на территории России французом Мишелем д " Эрбиньи в 1922 году: " Большевизм умерщвляет священников, оскверняет храмы и святыни, разрушает монастыри. Но не в том ли как раз заключается религиозная миссия антирелигиозного большевизма, что она обрекает на исчезновение носителей схизматической мысли (речь идет о православных. — Ред.), то есть делает " чистый стол " , tabula rasa, и этим дает возможность к духовному воссозиданию России " . На протяжении 20-х и в начале 30-х годов католики активно пытались использовать ситуацию в нашей Церкви, пытались истолковать мученичество сотен тысяч православных как благоприятный шанс будущей католической миссии на территории России, освобожденной от " схизматического " влияния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Такое решение вопроса было неприемлемо для папства с его представлением о папе как единственном абсолютном главе церкви, представляющем в своем лице власть самого Иисуса Христа» 95 . Таким образом, полученные российскими исследователями результаты представляют проблему генезиса Брестской унии в принципиально новом свете. Новые тенденции заметны и в ряде других недавних научных публикаций. Так, ставится вопрос о том, что унионная инициатива православных епископов родилась не столько в результате соответствующей пропаганды католических кругов, сколько из стремления осуществить реформу внутри Киевской митрополии 96 . Историки обращают внимание на обострение религиозно-культурных и этнических противоречий в Восточной Европе в связи с Брестской унией 97 , подчеркивая, что в разные эпохи Рим по-разному подходил к проблеме унии церквей 98 , подчеркивают стремление православной иерархии к пересмотру условий унии после 1596 г. на основе иной, чем римская, экклезиологии 99 . Ставится вопрос о необходимости взглянуть на унию с точки зрения более широких, чем прежде, исследовательских перспектив 100 , и одной из таковых выступает подход к самой унии и к порожденной ею полемике с точки зрения столкнувшихся в них православных и католических представлений о спасении 101 . Ряд важных новых наблюдений над документами, отразившими подготовку унии в 1590-е годы, сделан Л. В. Тимошенко, который показал, что многие требования православной стороны были отвергнуты или Римом, или польским правительством 102 . В обобщающем очерке С. Сенык 103 , профессора Папского Восточного института в Риме, бегло рассмотрены основные этапы подготовки унии и даны много более взвешенные, чем в традиционной конфессиональной историографии, оценки некоторых важных эпизодов. Так, в объяснении обстановки в Киевской митрополии в годы генезиса унии отмечена роль конфликтов между Львовским братством и местным православным владыкой Г. Балабаном, усугубленных вмешательством патриархов Иоакима и Иеремии, предоставивших братству невиданно широкие полномочия. В противоположность распространенному стереотипу С. Сенык показывает, что заинтересованность католической стороны в унии не играла сколько-нибудь важной роли в зарождении самого унионного проекта в сознании православных епископов, а папский нунций включился в подготовку унии лишь через несколько лет после того, как епископы сделали свой первый шаг навстречу Риму. Историк признает, что условия, выдвинутые православной стороной, не могли быть приняты в посттридентском Риме так, как этого ожидали православные епископы, и что папство смотрело на Киевскую митрополию как на «смиренного просителя» (a humble petitioner), а не как на партнера, чем отчасти и объясняются последовавшие за унией конфликты. В очерке высказана привычная точка зрения на упадок православной церкви во второй половине XVI в., и многие существенные аспекты вопроса опущены (например, связь между реформаторскими усилиями православного духовенства и его обращением к унии).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010