Далее семинарии П. В. Знаменский не предполагая писать своих мемуаров, потому именно, что воспоминания академической жизни вошли большим ингредиентом в «Историю Казанской духовной академии»: прибавлять что-либо к последней Пётр Васильевич не находил возможный. Но в «Истории» имя студента П. Знаменского фигурирует не часто, притом иногда на основе архивных данных. Только трижды Пётр Васильевич рассказывает о себе по личным воспоминаниям с упоминанием своего имени. Передавая о том, как ректор Иоанн Соколов стал «выпускать студентов на церковную кафедру, заставляя их говорить на самые современные темы», Пётр Васильевич вспомнил одного только студента VIII курса Знаменского, который за всенощной под 8 ноября 1858 г. «говорил сенсационную проповедь о том, как необходимо было в то время, чтобы русский народ спасали ангелы Божии» (III, 261). В том же 1858 г. студ. Знаменский сделался по рекомендации академического начальства учителем детей генерала А. Л. Корсакова (III, 203). Наконец, рассказывается, как студ. Знаменский писал курсовую-магистерскую работу (III, 312–313). Между тем «собственные воспоминания автора» и по печатному заявлению его были не последним по качеству источником его «Истории» (I, стр. IX). И теперь трудно, конечно, выделить из последней те эпизоды студенческой жизни, в которых Пётр Васильевич был непосредственным свидетелем или даже участником. Тут помогают устные рассказы его. Так напр. повествование о печальном конце одной прогулки студентов в лодке в весеннее половодье (III, 211) Пётр Васильевич дополняя воспоминанием о том, как участникам экскурсии грозила опасность смертельно захворать, ибо они ночевали на снегу, хотя и имели с собой достаточный запас согревающих напитков. Сам П. В. Знаменский отдал дань увлечения, и довольно сильного, русскому национальному питью, но так как он начал пить довольно поздно, уже в академии, и пил недолго, то эта страсть не повлияла на его здоровье и, парализованная усиленной и строгой диетой, не помешала ему дожить до 82-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

миропонимание» 1954–1958, 1960 – ежегодные поездки в Европу: Франция, Германия 1956 – во Франкфурте–на–Майне выходит книга Лосского «Общедоступное введение в философию» 1957 – во Франкфурте выходит книга «Характер русского народа» 1958, 8 февраля – смерть сына Владимира 1960 – переезд в Париж 1960, ноябрь – помещен в клинику в Русском доме в г. Туре (Франция) 1965, 24 января – скончался, похоронен на русском кладбище Сент– Женев де–Буа Основные труды Н. О. Лосского Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. – СПб., 1903. Обоснование интуитивизма: пропедевтическая теория знания. – СПб., 1908. Сборник элементарных упражнений по логике. – СПб., 1911. Логика проф. А. И. Введенского . – М., 1912. Интуитивная философия Бергсона. – М, 1914. Мир как органическое целое. – М., 1917. Чего хочет партия народной свободы? – М., 1917. Введение в философию. – Пг., 1918. Материя в системе органического мировоззрения. – Пг., 1922. Логика. – Пг., 1922. Материя и жизнь. – Берлин, 1923. Свобода воли. – Париж, 1927. Идея конкретности в русской философии. – Прага, 1933. Гегель как интуитивист. – Белград, 1933. Русская философия XX века. – Париж, 1938. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – Париж, 1938. Условия абсолютного добра. – Париж, 1938. История русской философии. – Париж, 1954. Воспоминания: жизнь и философский путь. – Мюнхен, 1968. Архивные документы На страницах 11, 20, 82 опубликованы фотографии Н. О. Лос- ского, предоставленные Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб). На страницах 111–118 опубликованы документы, предоставленные Центральным государственным архивом кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб): Рис. на с. 111–112: Аттестат зрелости 509 Гимназии Императорского Санкт-Петербургского историко-филологического института Н. О. Лосского (1890 г.). Рис. на с. 113: Прошение Н. О. Лосского от 11 сентября 1891 года. Рис. на с. 114: Прошение Н. О. Лосского от 18 апреля 1895 года. Рис. на с. 115: Свидетельство 660 об обучении Н. О. Лосского на Естественном отделении физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета с августа 1891 года по 24 марта 1895 года.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/nik...

Несмотря на отягощающие факторы, среди самих уголовников обычно поддерживался жесткий порядок. Один из героев книги о Болшевской коммуне при столкновении с недисциплинированными детдомовцами был крайне раздражен их поведением. «Он, как всякий настоящий вор, не любил беспорядка, шума и хулиганства. Ему приходилось подолгу жить в шалмане, в тюремных камерах, и там всегда был порядок – особенный, блатной порядок. Молодые воры уважали и слушались старших» 82 . О таком «особом порядке» писал театральный деятель В. Я. Дворжецкий: «Командует один главный, самый известный и популярный рецидивист – вожак блатных. Он говорит тихо, солидно, мало говорит, но каждое его слово – закон! Все живут по «старородским (архаичным. – В.У.) законам» и пользуются «феней» (жаргоном). Помощники у него – воры («люди»). А дальше вся мелочь, шпана: «урки», «жлобы» и «фраера» – для того, чтобы их «косили» (обирали, обманывали, били)» 83 . Романистка А. П. Скрипникова заостряла внимание на конфликтных отношениях воровок и проституток, которые «относились друг к другу с величайшим презрением, как к низшей расе. Воровки считали проституток ниже себя: мы, хоть воруем, но собой не торгуем. Проститутки переворачивали этот принцип: торгуем своим, но не краденым», впрочем, по словам писательницы, в отличие от заключенных мужчин, «проститутки и воровки ругались только между собой, не затрагивая политических и религиозных женщин» 84 . У подавляющего большинства мемуаристов непосредственный контакт с криминальной средой вызывал культурный шок, отягощенный осознанием масштаба социальных процессов, определявших ее существование. «Из всех человеческих чувств у них, видимо, осталось только одно – солидарность волчьей стаи, с детства выкинутой из всякого человеческого общества, – писал по этому поводу И.Л. Солоневич. – Едва ли какая-либо другая страна и другая эпоха может похвастаться наличием миллионной армии людей, оторванных от всякой социальной базы, лишенных всякого социального чувства, всякой морали» 85 . «Великое племя «урок», «блатные», «шпана», «шакалы», «индейцы», «леопарды» – эти и подобные им экзотические термины, с одной стороны, выражали обоснованно неприязненное отношение политических заключенных к уголовникам («по приезде был ограблен в лагере при вооруженном нападении и сидел под тремя топорами» 86 , – сообщал о. Павел Флоренский в своем первом письме с Соловков). Но та же терминология передавала и удивление от открытия неведомого прежде мира, который завораживал, пробуждал живой этнографический и духовный интерес. «В бараке людей довольно много, но я среди них один. Это большей частью все уголовные, и их непереносимый жаргон, с душами, вывернутыми и оскверненными, большей частью еще в младенчестве. Я почти целыми днями молчу, но слушаю часто, – писал священник Анатолий Жураковский , находясь в одной из лагерных командировок. – Мне хочется проникнуть глубже в страшный мир этих душ, уловить, рассмотреть своеобразие линий их жизни» 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О,  сколь же велико в твоем письме желание убедить, если даже лишенный жизни образ твоего нрава вызывает в читателях столь сильную симпатию и радостное очарование, что им невозможно противостоять тому, кто соприкасался с тобой лично. Что до меня, то когда мы общались, твои речи были сладки для меня покоряющей сладостью Сирены. Нечего стыдиться истины: второй мой опыт был еще радостнее. Ибо в первом случае длительность наслаждения крадет ясность сознания переживаемого, во втором же – постепенная разлука с источником сладости приводит в движение память, и воспоминание инициирует ясное сознание блага, коего ты в настоящий момент лишен. Итак, приезжай, возлюбленнейшая глава, чтобы мы опять соединились в философствовании 726 , чтобы – надстроив надлежащим образом здание – привели его из неполноты и несовершенства к красоте завершенности. Если же наша встреча не состоится, – ошибемся мы оба, но ущерб, очевидно, претерплю я. Ибо в месте, где ты сейчас, культура 727 осуществляется во многих людях, и в плане общения есть многие люди – лучшие Синезия и такие же как он 728 . Мое же отечество, которое я чту, поскольку оно мое отечество, – в смысле философском ничего не имеет и никуда не движется 729 . Но нельзя не иметь страха, не располагая помощью, не имея опоры в другом таком же безумце 730 . Если же допустить, что такие люди [в Ливии] есть, то все-таки Как позабыть Одиссея, бессмертным подобного мужа? 731 И обо что должен я после твоей души потереть свою душу 732 , чтобы [добыв огонь,] породить световидное чадо ума? 733 Кто окажется столь совершен, чтобы добыть самому всевозможными способами спрятанную [в себе] искру, любящую скрываться 734 , раздуть ее, превратить в возносящееся пламя? Врозь или вместе, пусть Бог будет с нами: «Неподъемное легко, когда рядом Бог»! 735 Будь здоров, философствуй, «возводи то божественное, что в тебе, к Единородному Бога». И это прекрасно, что мое письмо к твоей драгоценной любви содержит слова, которые, по преданию, сказал Плотин, когда его душа освобождалась от тела. 82 (142). Геркудиану 736

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

«Русская эпопея» на остров Лемнос началась еще до рокового оставления Крыма. В начале 1920 года, когда красные подошли к Одессе, начался исход огромного числа людей. «В конце февраля - начале марта массовый характер приобрела эвакуация из Новороссийская , а также Крыма» , - указывает в своем исследовании «Русский Лемнос» Леонид Петрович Решетников. Так, пароходы из Одессы и Новороссийска, минуя Константинополь и проливы, оказывались у причалов Лемноса, высаживая людей в необжитых местах. Невозможно не привести фрагмент воспоминаний Марины Дмитриевны Шереметьевой (Левшиной) об условиях трагического исхода из России: «Трюм без окон... без коек , на полу разбросаны маты .. лежали на них тело к телу... палубы заполнены... скамеек не было... сидели , кто на чем... первые два дня нас не кормили , на третий день дали сухую провизию...» . Дни и недели бедствия в страшной тесноте, тиф, скарлатина. Наконец, они «увидели перед собой почти пустынный остров , гористый , вдали видны какие - то постройки , похожие на сараи , и больше ничего» . Остров тогда приобрел «дурную славу» - уже первые месяцы пребывания на нем стали суровым испытанием. К тяжелым природным условиям добавились черствость и невнимание союзников. Без питания, обогрева, нормальной одежды и лекарств особенно страдали дети. Воспаление легких - самая распространенная причина детской смертности среди русских на Лемносе того периода. Всего на острове - 82 детские могилы русских эмигрантов. «Но русский дух даже в таких крайне сложных условиях не угасал . Его поддерживала вера , религиозные чувства , усилившиеся в дни лишений и испытаний» , - отмечал Л.П.Решетников. Но вскоре на острове появились три палаточные церкви, где «теплая молитва... смягчает страдания , вносит дух примирения с неотвратимыми и неизбежными ударами судьбы...» К лету 1920 года ситуация улучшилась - вокруг русских лагерей были сняты проволочные заграждения, рогатки, людей обеспечили кроватями, подвезли полевые кухни, одежду... А 1 июня 1920 года на Лемносе открылись «приготовительная школа» и 8-классная гимназия, вскоре - и вторая гимназия. Общее число учеников превысило 300 человек. 26 июля на острове заработал детский садик, принявший 40 детишек в возрасте до семи лет. Летом того же года там возобновились занятия в эвакуированном Донском кадетском корпусе, где обучались 131 кадет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Ты считаешь жизнь свою тягостной. Господь сотворил нас не на плач, а на радость, но мы сами причиной того, что отравляем гордостью дни жизни нашей. Хотя не можешь сама собой одолеть какую-либо страсть, смирись – и успокоишься. Не надо смущаться и отчаиваться. Тогда мы любовь к Богу показуем, когда добльственно терпим находящие скорби и смиряемся в оных, считая себя достойным того. От сего человек приходит в преспеяние великое и по мере смирения получает от Бога утешение, однако искать оного не должно, оно само придет. Помыслы хульные, известно, за гордость попускаются. Надо стараться иметь смирение и никого не осуждать, а помыслами оными не беспокоиться, считая оные за ничто, ибо они не твои. Когда будешь смущаться, то враг будет нападать, а когда будешь презирать их, то [они сами собой] исчезнут. Неужели без скорбей нельзя спастись? Никак нельзя. Все святые шли скорбным путем и угодили Господу, а ты хочешь спастись, а понести скорби не хочешь. «Возьми крест свой и по Мне гряди» 82 , – сказал Господь. За отраду не дают награду, а [дают] – за скорби, болезни, гонения. Между званием и наградой большой промежуток и поприще, на котором призванные имеют подвиг и брань противу невидимых врагов... Но да не унываем, а призываем всегда всесильную помощь Божию и употребляем надежное оружие на врагов – смирение. Не скорбите чрезмерно о прежних грехах ваших, но чувствуйте себя всегда виновной пред Господом. Если грехи (исповеданные) продолжают мучить совесть, то святые отцы говорят, что должно в них опять принести покаяние. Ни в каких иных подвигах наше спасение – ни в поклонах, постах и прочем, – а в смирении, в любви к ближним. Если ближнего оскорбим – Господа оскорбим. С ближним в мире – с Господом в мире. Если Матерь Божия была уверена, что душу Ее возьмет Сын, и так Она молилась, чтобы избавиться от злых духов и мытарств, то кольми паче нам нужно помышлять о смерти, просить и молиться, чтобы пройти мытарства. Гордость более всего лишает людей и добрых дел и помощи Божией. Где нет света, там тьма, где нет смирения, там заступает место гордость, от которой да избавит тебя и всех нас Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кто же был этот удивительный человек, величие и Божия слава которого еще только начинают приоткрываться нам через полвека после его смерти? Все знают святителя прежде всего как врача и хирурга, хотя он был и великим проповедником, и истинным воином Христовым. Господь наделил его всеми возможными для человека дарами: физической красотой и мощью, великолепным голосом, виртуозным мастерством и глубоким интеллектом, любящим сострадательным сердцем и возвышенной душой. Он великолепно рисовал в молодости, достиг больших высот в науке, умел прекрасно излагать свои мысли и убеждать собеседников. И всю свою жизнь, все таланты Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий принес в дар Господу, приняв в 1921 году священный сан, затем став епископом и пройдя по крестному пути страданий, пыток, унижений. С точки зрения обыденного сознания, поступок невероятный. С точки зрения преданного и верного христианина – естественный. На этом пути он стяжал нетленную славу, его образ сияет в сонме новомучеников и исповедников российских. А мы можем молиться ему и учиться у него, постигая различные грани его необыкновенной личности, прося его заступничества перед Богом о нас, грешных. Содержание Предисловие 3 Святитель Лука — врач и целитель Как он стал врачом? 6 Земские больницы 8 Военный госпиталь в Чите 11 Земский врач в российской глубинке 15 Главный врач земской уездной больницы в Переславле­Залесском 20 Каким он был хирургом? 31 Безмездный врач 36 Сострадание к пациентам 39 Врач благословенный 44 Святитель Лука — пастырь Божий 49 Святитель Лука — узник тюрем и лагерей 82 Святитель Лука — выдающийся ученый 100 Друзья и близкие святителя Луки 130 Интервью с Николаем Николаевичем Сидоркиным 143 Воспоминания Юрия Николаевича Сидоркина 161 Краткая биография святителя Луки (Войно­ Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского 173 Список литературы 188 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/books/svyatitel-luka-f...

Литература: «Церк.Вед.» 1889, 16, стр.195· -«-_ 1890, 31, стр.351· -»-_ 1892, 41, стр.413. -«-_ 1894, 6, стр.57. «Приб. к «ЦВ» 1891, 8, стр.229· -»- 1891, 41,стр.1419· -«- 1903, 5,стр.161–164 «Церк.Вестн.» 1891, 8, стр.115· -»-_ 1891, II, стр.163. -«- 1891, 41, стр.651· -»- 1891, 51–52, стр.817 «Изв.Каз.еп.» 1887, 10, стр.230. -«- 1886, 8, стр.190. «Рус.Арх.» 1910, стр.97–98. Труды К.Д.А. 1891, май, стр.193. Булгаков, стр. 1396, 1402, 1403, 1408. БЭС, т.2, стб.1165· БЭЛ т.3, стб.850. БЭЛ m.I0, сто.622. БЭЛ т.8, стб.11. Родосский А. «Словарь воспит.СПБ Дух.Акад.» стр.13,14, 15. «Об епископе Анатолий (Станкевич)». «Русск.Паломн.» 1894, II. «Об Анатолий (Станкевич)». «Калуж.Епарх.Вед.» 1894, 4. -»- 1903. «Об Анатолий (Станкевич)» В.Истор.Записке о Калужской еп. Калуга, 1900, стр.26. Самчевский И.А. «Воспоминания об еп.Анатолий (Станкевич)». Киев, стр. 1894, сентябрь, стр.335. Некролог. «Еп.Анатолий (Станкевич)». «Лит.Еп.Вед.» 1903, 3,5· Некролог. «Еп.Анатолий (Станкевич)». «Церк.Вестн.» 1903, 6. Некролог. «Еп.Анатолий (Станкевич)». «Грод.Еп.Вед.» 1903, 5 и 23. Адрес от Каменец-Подольских евреев еп.Анатолию (Станкевич) в 1887 году, по поводу его перевода. (Адрес в подлиннике и переводе хранится в библиотеке СПБ Духовн.Академии, 1904, А Здравомыслов. «Хроника» Саввы III, 518 (Об епископе Анатолий Станкевиче). Здравомыслов. «Полоцкие Епарх.Ведомости» 1903, 4. «Об еп.Анатолий Станкевиче». Болотов В.В. «Описание 2-х древнейших пергаментных эфиопских рукописей, пожертвованных Анатолием (Станкевичем) в СПБ Духовную Академию». «Христ.Чтен.» 1905, ноябрь. Адрес по случаю 50-летнего служения в священном сане епископа Анатолия (Станкевича). «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1894 г., стр.82–83. 1903 г., стр.234–235. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 497, стр.75. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С июня 1917 г. В. являлся директором Чебоксарской гимназии, в 1918-1920 гг. служил счетоводом в уездных учреждениях Чебоксар, с 1920 г. преподавал в Чебоксарском сельхозтехникуме, с 1921 г. являлся зав. отделом Чебоксарского музея, с 1923 г.- сотрудником Статистического управления Татарской АССР, в 1928-1934 гг.- научным сотрудником Центрального музея ТАССР, где занимался золотоордынскими и араб. монетами. С 1934 г. на пенсии. В. является автором мн. работ по фольклору и этнографии казахов. Большое число статей ученого опубликовано без подписи или под псевдонимами. Арх.: Архив востоковедов С.-Петербургского отд-ния Ин-та востоковедения РАН. Ф. 67. Оп. 1. Д. 67. [Мат-лы, собр. для словаря отечеств. тюркологов]; НАРТ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 1137. [Мугтазилиты: Канд. соч.]; Воспоминания (семейный архив потомков Н. В. Васильева, сына В.). Соч. и переводы: Учение Корана и мухаммеданские предания о Боге и предопределении//ПС. 1887. Ч. 3. С. 82-120; Исторический очерк рус. образования в Тургайской обл. и совр. его состояние. Оренбург, 1896; Мат-лы к характеристике взаимных отношений татар и киргизов с предварительным кратким очерком истории этих отношений. Оренбург, 1898; Киргиз. молитвенные пожелания: Батисез//Тургайская газ. 1904-1905; История Чингизхана и Тамерлана/Пер. с джагатайского А. Васильева и Г. Г. Балгимбаева//Тр. Оренбургской учен. арх. комис. Оренбург, 1908. С. 117-157; Первоначальный учебник рус. яз. для киргиз. школ. Каз., 1911; Букварь для киргиз. Каз., 1913; Киргиз. хрестоматия И. Алтынсарина/Ред. и авт. предисл. А. Васильев. Каз., 19133; Мугтазилиты - арабская секта свободомыслящих// Иванов М. Г. Ответ нашему критику. Каз., 1916. Лит.: Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов: Дооктябрьский период. М., 19892. С. 58-59; Бержанов К. Рус.-казах. сотрудничество в развитии. Алма-Ата, 1985; Гармс И. Я. Педагог-просветитель А. Васильев. Алма-Ата, 1990. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/149813.html

820. Уведомление еп. Тихону из Св. Синода о пожаловании ему Государем Императором Николаем II полного архиерейского облачения/Публ.: Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 82. 821. Факты биографии свт. Тихона в документах из различных архивов/Публ.: В. Розанов , Е. Чистякова//БСб. 2000. 6. С. 76–81. Исследования 822. Арефьева И. С. «Отсюда, от Литвы, вошел он в славу...»: (Архипастырское служение свт. Тихона в Литве в 1914– 1917 гг.)//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 187–191. 823. Григорьева-Соловцева Л. О патриархе Тихоне: (Воспоминания семьи Григорьевых)//БСб. 2000. 6. С. 312–317. 824. Губонин М. Из воспоминаний [о патриархе Тихоне]//БСб. 2000. 6. С. 299–311. 825. Жиркевич Н. Накануне патриаршества: (Письма архиеп. Виленского и Литовского Тихона к А. В. Жиркевичу и др. материалы)//БСб. 2000. 6. С. 216–237. 826. [Беляев А. Д.] Из «Дневника» профессора А. Д. Беляева /Публ.: Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 95–153. Выдержки из «Дневника» 1917–1919 гг., относящиеся к личности свт. Тихона. 827. Клепинин Н . Кончина Святейшего патриарха Тихона как русская национальная утрата//БСб. 2000. 6. С. 324–329. 828. Мейендорф И. , протопр. Святейший патриарх Тихон – служитель единства Церкви//ВестнЛДА. 1990. 3. С. 30–41. 829. Подобедова О. И. Воспоминания о патриархе Тихоне//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 363–364. 830. Полозов А. Я. По благословению крестного: (Фрагмент из воспоминаний о свт. Тихоне)//БСб. 2000. 6. С. 318–323. Автор – сын келейника свт. Тихона, Я. А. Полозова. 831. Святитель Тихон – священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры/Публ.: прот. В. Воробьев, О. Ефремова, Н. А. Кривошеева//БСб. 2000. 6. С. 83–94. 832. Симон (Новиков), архиеп. Рязанский и Касимовский. Святейший патриарх Тихон (1917–1929) и его служение: [Докл. на Междунар. науч.-церк. конф., посвящ. 400-летию установления Патриаршества в РПЦ. Москва, 5–8 сент. 1989 г.]//ВРЗЕПЭ. 1989. 117. С. 155–169. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010