Посему, перебравшись в Елеонский монастырь, в 1948 году, по причине израильско-арабской войны, вместе со своей 8-летней родной племянницей Ларисой, нынешней 82-летней  монахиней Тамарой (Хури) и игуменьей Тавифой, инокиня Елена стала ярчайшей подвижницей этой величайшей православной обители мира. После Елеонской игумении Павлы (Клюевой), в 1951 году, на должность настоятельницы Елеона приходит игуменья Тамара, в миру – великая княжная императорской крови Татьяна Романова-Бгартион-Мухранская. Дочь великого князя Константина Константиновича Романова. Троюродная сестра Всероссийского Императора-Страстотерпца Николая Александровича Романова. Родные братья матушки Тамары, Иоанн, Константин и Игорь были зверски замучены большевиками вместе с Преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и инокиней Варварой в Алапаевской шахте 18 июля 1918 года. С приходом Матушки Тамары и начальника Миссии отца Димитрия Биакая на Русский Елеон, начинается на целые 25 лет, по словам оставшихся в живых русских Елеонских арабок, золотая эпоха в жизни этой великой святой обители. Первой помощницей и последующей наместницей Матушки Тамары в 30-летнем возрасте, становится  инокиня Елена, впоследствии монахиня Феоктиста. На массивном надгробии матери Феоктисты выбита эпитафия: «Состояла наместницей  игумении Тамаре 25 лет».   Вместе с Матушкой Тамарой и Отцом Димитрием монахиня мать Феоктиста создала целое воинство знаменитых на весь православный мир  Елеонских русских арабок, которые составили славу и почет Святого Русского Елеона!   Из воспоминаний елеонской арабской монахини Вероники, одной из последних воспитанниц Матушки Тамары:      «Матушка Феоктиста была очень грамотной, она получила хорошее образование и воспитание в колледже в Берзете. Кроме родного арабского она знала английский и русский. Ее жизнь была связана с матушкой Тамарой, которой она была очень предана. Может, это и не всем нравилось в монастыре, но к этой деятельности подвигало великолепное знание ею нескольких языков и в первую очередь арабского. Ни игумения Тамара, ни отец Димитрий не знали арабского языка, а языком всех учреждений в арабском селении Атур, где находится наш монастырь, был только арабский. Матушка Феоктиста была настоящей и очень скромной монахиней. Она никогда не говорила о мирских делах, никого не осуждала и, если и разговаривала с мужчинами, то никогда не смотрела им в лицо. Несмотря на ежедневную занятость, она вела уроки вышивки и сама составляла узоры для вышивания. Она была еще и художницей,

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/18/...

Поскольку изображения Христа и угодников Божиих в церквях присутствовали с глубокой древности, на тех или иных Соборах обсуждалось не столько принятие или непринятие самого церковного искусства, сколько характер образов и способ их почитания. Так, с V–VI (Трулльского) Собора в 692 году было запрещено использовать ветхозаветный символ Агнца для изображения Иисуса Христа, а рекомендовалось изображать Спасителя в Его человеческом облике. Цель такой рекомендации: дабы созерцая смирение Бога-Слова, мы приводились к воспоминанию Его жизни во плоти, Его страданий и спасительной смерти и таким образом совершившегося искупления мира (см.: 82-е правило Трулльского Собора). Таким образом, VII Вселенский Собор, память которого мы совершаем ныне, не ввел чего-то нового в иконопочитание, но осмыслил то, что обсуждалось раньше, и уточнил формулировки. Из слов, сказанных на Соборе в защиту икон, обращает на себя внимание речь Иоанна Фессалоникийского: «Мы делаем иконы тех, кои были людьми и слугами Божиими и носили плоть. В телесном виде мы изображаем не бестелесные какие-либо существа. Если же мы делаем иконы Бога, то есть Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то мы изображаем Его так, как Он был видим на земле, находясь между людьми». После приведения библейских данных о херувимах в скинии и Иерусалимском храме Вселенский Собор доказывал цитатами из отцов психологическую естественность и ценность икон в религии и тем самым освятил труд самих живописцев: «искусство живописца есть занятие священное…», «святые отцы представляют живописца человеком, творящим благочестивое дело». Таким образом, как пишет церковный историк А.В. Карташев, VII Вселенский Собор защищает вместе с искусством и «всякое знание и художество, как дарованные Богом ради славы Его». Богословие VII Собора было своего рода глубоким и непререкаемым благословением науки и культуры. Греческое слово «икона» означает «образ». Человек живет в мире образов. Вся окружающая действительность, которую мы наблюдаем, отпечатывается в нашем сознании как набор образов. Когда некоторая реальность отражается в другом материале – создается ее образ. Картина, нарисованная по замыслу художника, – это ее образ. Память о другом человеке или прокручивание в уме каких-то событий – это воспоминание их образов. Слово, которым обозначается предмет, – это тоже образ. Мы понимаем предметы и события ровно настолько, насколько мы вмещаем в себя понятия о них и их образы. Поэтому и само Евангелие – это образ Христа и Его учеников, описанный в слове.

http://pravoslavie.ru/74632.html

Решение о строительстве нового храма святого апостола Иоанна Богослова в честь восшествия на престол и бракосочетания императора Николая II было принято сельским обществом села Козинка в 1896 г. Иногда эту церковь называли Николаевской. Строителями храма были сами жители Козинки. По рассказам старожилов, церковь Иоанна Богослова в селе была четвертой и последней церковью проектировавшего её архитектора (подобные по архитектурному решению церкви находятся в городах Угличе, Ярославле, Киеве). Внучка одного из строителей церкви Леонтия Белокона Доношенко Анна Ивановна сохранила воспоминания деда об этом событии: «Мастеровые люди села ездили по другим селам и городам, рассматривали храмы, долго совещались и лишь в 1900 г. начали строительство церкви». Объёмная композиция церкви святого апостола Иоанна Богослова состоит из колокольни, трапезной и апсиды . Углы всех помещений украшены прямоугольными пилястрами и так называемыми «кокошниками». Четыре небольшие башенки по углам главного четверика декорированы арочными нишами и увенчаны шатрами с небольшими главками. Необычным и редко встречающимся является двух типов куполов — шатрового и «луковичного», или шлемовидного. Высота церкви 54 м, высота шатрового купола колокольни 82 м. Строительство церкви завершилось в 1907 г. Летом того же года состоялось торжественное освящение и открытие храма. Из воспоминаний Черкай Марфы Михайловны: «Каждая женщина должна была соткать кусок тонкого полотна. Эти куски сшили в единое целое и получился очень большой рушник. Этот рушник расстелили вокруг церкви. На нём расставили угощение для строителей церкви и всех жителей села. После торжественной службы состоялся праздничный обед». В 1930-е г.г., когда шло массовое уничтожение храмов, жителям села Козинка удалось отстоять свою церковь, хотя службы в нём не проводились с 1928 по 1941 г.г. В эти годы храм использовали как зернохранилище. В годы войны храм не получил ни единого повреждения. Крестообразная форма церкви хорошо просматривается внутри здания. В левом приделе располагалась сторожка и находилась купель для крещения младенцев. В настоящее время там находится трапезная. Из этого же придела к колоколам ведет деревянная винтовая лестница, сохранившаяся до нашего времени. В правом приделе первоначально располагалась усыпальница. В настоящее время там устроен так называемый «малый храм», названный Богородицким (Покрова Пресвятой Богородицы) в честь разрушенной деревянной Богородицкой церкви. В 1989 г. «малый храм» был освящен епископом Курским и Белгородским Ювеналием.

http://sobory.ru/article/?object=15847

С. 17-28; 3. С. 33-40)), Степанов («О пророчествах Ветхого Завета» (1872. 3. С. 44-48; 4. С. 50-64; 9. С. 154-156; 11. С. 175-188; 12. С. 198-206; 13. С. 211-222) и «Из воспоминаний еврея о своем первоначальном обучении и обращении ко Христу» (1872. 14. С. 231-237; 15. С. 250-254)), Монастырёв («От чего мы удаляемся и к чему идем: (По поводу записки о. Юркевича: «О положении православия в Одессе»)» (1893. 21. С. 543-565; 22. С. 579-605) и «О Святой Земле» (1897. 12/13. С. 274-318)). Из статей, вышедших в кон. XIX в., можно выделить «Очерки славянской мифологии в связи с славянскими праздниками» (1872. 19. С. 312-318; 21. С. 342-350; 22. С. 356-366; 23. С. 372-379); «Рассказ Манефона о прокаженных и отношение этого рассказа к исходу евреев из Египта» (1882. 15. С. 269-280; 16. С. 284-294; 17. С. 309-317; 18. С. 329-338; 19. С. 347-354; 20. С. 366-373; 22. С. 400-408; 23. С. 417-422); «Жизнь и деятельность ветхозаветных пророков» И. К. Дементьева (1893. 12. С. 291-303; 13. С. 332-346). А. В. Преображенский опубликовал ст. «Труды П. И. Чайковского в области церковного пения» (1894. 23. С. 571-580; 24. С. 589-605). Множество сведений о характере издания и об основных авторах «Е. е. в.» в 80-х и нач. 90-х гг. XIX в. содержит редакторская ст. «Pro domo sua» (1893. 2. С. 35-55), являющаяся ответом на заметку преподавателя семинарии Г. А. Соколова «Несколько соображений об улучшении наших епархиальных ведомостей» (1892. 18. С. 432-438). Одним из основных направлений «Е. е. в.» с кон. XIX в. стало обличение протестантизма и сектантства: «Беседа ревнителя православия с штундо-баптистами» свящ. О. Жежеленко (1909. 1. С. 1-7; 2. С. 23-30), «О бессмертии души» (1909. 4. С. 75-82) и др. статьи против адвентистов свящ. Николая Назаревского, «Разбор протестантского взгляда на миссу или литургию» (1899. 36. С. 941-948; 1900. 1. С. 1-12; 2. С. 25-30; 3. С. 62-66) и «Протестантство как жизненно-религиозная основа нашего рационалистического сектантства» В. Грекова (1909. 27. С. 677-682; 28.

http://pravenc.ru/text/189635.html

Так как люди состоят не из души только, но и тела; то Богу угодно было и благодать Свою сообщить для освещения как души, так и тела, не только духовным, но и чувственным способом – чрез вещество или священнодействия, т.е. посредством таинств. Св. отец Иоанн Златоуст говорит: «Если бы ты был бестелесен, то Бог преподал бы тебе Свои дары духовно; но поскольку душа твоя соединена с телом, то и подаются тебе сии дары в чувственных видах» (Бес. 82 на Мф. 4 , стр. 421). Это для того, чтобы эти внешние виды были для нас с одной стороны видимым, как бы осязаемым удостоверением и залогом в действительном сообщении благодати, с другой – также видимым и живым напоминанием о неизреченных благодеяниях, явленных нам Спасителем нашим, и побуждением к тому, чтобы мы всегда старались приготовлять себя к достойному, благоговейному принятию спасительной благодати. Этого мало; для лучшего усвоения заслуг Иисуса Христа, для более полного получения даров благодати, Спаситель благоволил тесно соединить нас с Собою посредством таинства Евхаристии, в которой, принимая тело и кровь Его, мы становимся членами Его, как главы, и причастниками божественного естества ( 2Пет. 1:4 ). Для безмерной любви Спасителя к нам как бы недостаточно было того, что Он добровольно предал Себя на страдания и крестную смерть – в жертву для искупления нас от вечной погибели: но благоволил еще дать нам в пищу свою пречистую плоть и кровь – для теснейшего соединения с Ним, как Он Сам говорит: «Я есмь хлеб животный, сшедший с неба; кто будет есть хлеб сей, тот будет жить во век; хлеб же, который Я дал, есть плоть Моя, которую Я отдал за жизнь мира. Кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, тот во мне пребывает, и Я в нем ( Ин. 6:51, 56 ). Потому Спаситель и призывает всех верующих к причащению: приимите, ядите; сие есть тело Мое. Пийте от нея все; сия есть кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая в оставление грехов. Сие творите в воспоминание обо Мне ( Мф. 26:26–28 , Лк. 22:19 ). Св. апостол говорит: всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, т.е. тело и кровь Христову, вы смерть Господню возвещаете ( 1Кор. 11:26 ), т.е. воспоминаете, прославляете, благодарите Его за то, что Он, по безмерной любви Своей к нам, предал Себя на смерть, для избавления нас от вечной погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Указом Патриарха московского Кирилла от 31 дек. 2018 г. освобожден от должности настоятеля Успенского храма в Вешняках и назначен настоятелем храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы. Решением Синода от 9 июля 2019 г. утвержден в должности священноархимандрита Донского Старочеркасского Ефремовского мужского монастыря станицы Старочеркасская Аксайского района Ростовской области. Решением Синода от 30 авг. 2019 г. поручено временное управление Волгодонской епархией. Решением Священного Синода от 25 авг. 2020 г. освобожден от должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации и назначен генеральным директором художественно-производственного предприятия «Софрино». Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 3 сент. 2020 г. освобожден от должности настоятеля храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы. Награжден церковными орденами свт. Иннокентия, митрополита Московского 2-й степени (2003) и св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й ст. (2006) РПЦ, свт. Иннокентия Московского 2-й ст. Православной Церкви в Америке (2003), св. равноап. кн. Владимира 1-й ст. (2003) и 1020-летия Крещения Руси (2008) УПЦ, свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского (2009) РПЦЗ, священноисп. Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского, (2013) и преподобноисп. Севастиана Карагандинского (2015) Митрополичьего округа в Казахстане; орденом Дружбы РФ (2016), Даниила Московского 3-й ст. (2019). Почетный доктор Донского государственного технического университета (2013), почетный профессор Ростовского государственного строительного университета (2014). Соч.: «Поле жизни»: Литературный сб. духовных повестей . СПб., 2007; «Только с верой жизнь обретает смысл»: Интервью//Правосл. беседа. М., 2010. 1, С. 18-25; «Обращаясь к сердцу ребенка»: Интервью//Фома. М., 2010. 2(82). С.61-66; «Стать украшением Первопрестольного града»: Интервью.//Русский инок. М., 2010. Янв.-март. С. 6-10; «Дыхание любви»: (Воспоминания об отце Иоанне (Крестьянкине))//Православная беседа». М., 2010. 4. С. 36-38; «Мы стоим в начале большого пути»: Интервью//ЖМП. 2010. 9. С. 56-62; Специфика современной катехизации//Там же. 2011. 1. С. 32; Основы православной культуры//Педагогика. М., 2011. 1, С. 34-40 (в соавт. с Т.П. Довгий); «Образование — это не только передача знаний, но и целостная система нравственного воспитания»: Из доклада на XX Международных Рождественских образовательных чтениях//ЖМП. 2012. 3. С. 43-45; «Жизнь среди святых»: Книга о жизненном пути митрополита Псковского и Порховского Иоанна. (Разумова), М., 2014; «У нас сформирована уникальная модель непрерывного православного образования». Доклад на открытии XXII Международных образовательных Рождественских чтений//ЖМП. 1914. 3. С. 42-44; «Международные Рождественские образовательные чтения — эпиграф к жизни Церкви на ближайший год»: Интервью//Там же. 2017. 1. С. 36-41.

http://pravenc.ru/text/2596405.html

Храм и иконописание Божественная Литургия я другие богослужения совершаются в храме. Постройка или перестройка храма производится с ведома епархиального архиерея. Устройство церквей, их внешний и внутренний вид должны соответствовать назначению. Закладка церкви сопровождается особыми священнодействиями и молитвами, водружением креста на месте алтаря. Новопостроенный храм освящается архиереем, с помазанием стен храма снаружи и внутри святым миром. При этом мощи помещают под престолом. Отцы VII Вселенского Собора в 7-м каноне изрекли: «Аще которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою.» Архиерей может поручить освящение храма пресвитеру; в таком случае архиерейское освящение заменяет антиминс, присланный епископом и освященный им. Полное освящение храма совершается и после его значительной перестройки, либо в случае таких изменений в алтаре, которые связаны с передвижением престола, а также в случае осквернения церкви еретиками. При перестройке или ремонте храма, не связанных с передвижением престола, и в случае осквернения церкви пролитием крови или какой-либо нечистотой, совершается малое освящение с окроплением церкви святою водой. В самом храме, месте святом, особым священным значением выделяется алтарь. В нем совершается принесение бескровной Жертвы. Алтарь должен быть расположен в восточной части храма. Самое священное место алтаря - престол. От средней части храма алтарь отделяется перегородкой с царскими вратами (у нас это - иконостас). Иконы являются не только украшением храма, а, прежде всего, святыней, предметом религиозного почитания. Иконописание подлежит церковной регламентации. В соответствии с 82-м правилом Трулльского Собора запрещается изображение Спасителя в символическом образе агнца: «На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечевым показуемый, Агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истиннаго Агнца Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхаго Агнца; да чрез то созерцая смирение Божественнаго Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432446/

Читаем Писание: Марина Журинская . Немного о благотворительности /Фото Евгения Глобенко//Фома. - – июль 2007. – С.47. – (рубрика « Читаем Писание »). Числа: Июль . (Церковные даты июля)/Подготовила Екатерина Прогнимак /Фото Галины Бобылевой//Фома. - – июль 2007. – С.48-49. – (рубрика « Числа »). Названы и кратко прокомментированы (С. 48) следующие даты: 7 июля – рождество Иоанна Крестителя ; 9 июля – праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери ; 12 июля – память святых первоверховных апостолов Петра и Павла ; 18 июля – обретение мощей преподобного Сергия Радонежского ; 21 июля – воспоминание о том, как была найдена Казанская икона Божией Матери ; 24 июля – память равноапостольной великой княгини Ольги ; 28 июля – память равноапостольного великого князя Владимира . О некоторых церковных праздниках месяца рассказано более подробно: 2 июля – память святителя Иова , патриарха Московского и всея Руси (1607). – С.48; 6 июля – память праведного Артемия Веркольского (1545). – С.48; 8 июля – память святых благоверных князя и княгини Петра и Февронии . – С.49. Священник Алексий Ладыгин , настоятель храма преподобной Ефросинии, великой княгини Московской в Котловке (Москва). Княгиня-монахиня /Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2007. – С.49. – (рубрика « Числа »). Статья посвящена отмечаемому Церковью 20 июля – 600-летию со дня успения жены московского великого князя Дмитрия Донского великой княгини Евдокии Московской ( она же преподобная Ефросиния). Вопрос – ответ: Жить не во сне, а наяву . На вопросы читателей отвечает игумен Мелхиседек ( Артюхин ), настоятель подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве//Фома. - – июль 2007. – С.50. – (рубрика « Вопрос – ответ »). Заданы вопросы: Что такое «девство Христа ради»? Бывают ли вещие сны? ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ (раздел). – С.51 – 82. (На заставке фото Галины Бобылевой) Большая семья: Всё, что нужно многодетным . Высказывания родителей троих и более детей о том, как и почему они решились обзавестись такой большой семьей, и что, по их мнению, должно сделать государство для многодетных

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-51-i...

12 . Мессианские представления иудеев по таргуму Ионафана, сына Узиелова. Ленинград. 1926 г. [Магистерская диссертация.] (Рукопись, стр. VII + 273 + XV.) 13 . Лекции по Христианской педагогике с дидактикой Закона Божия, читанные студентам Петроградского Богословского института в 1920–1922 г.г. Саратов. 1942 г. (Рукопись, 259 лист, 516 стр.). 14 . Лекции по церковному учительству, читанные на Высших Богословских курсах в Ленинграде в 1927/28 г.г. Саратов. 1941 г. (Рукопись, стр. 82 +137.). 15 . «Мои воспоминания». Часть I. (1870–1889 г.г.). Детство и годы учения. Ленинград. 1932 г. (Рукопись, стр. 66). 16 . «Мои воспоминания». Часть II (1889–1895 г.г.). На службе в Духовном училище и Духовной академии. Ленинград. 1934 г. (Рукопись, стр. 19 + 36.) 17 . «Мои воспоминания». Часть III. Церковно-школьная деятельность (1895–1911 г.г.) Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 56 + 79+ 12+ 16.) 18 . «Мои воспоминания». Часть IV. Ректура в Олонецкой Духовной семинарии (1911–1918 г.г.) Саратов. 1937 г. (Рукопись, стр. 104 + XX.) 19 . «Мои воспоминания». Часть V. Церковно-просветительная деятельность в Петроградский период (1918–1922 г.г.). Саратов. 1938 г. (Рукопись, стр. 282.) 20 . «Мои воспоминания». Часть VI. Церковно-просветительная деятельность в Ленинградский период (1924–1935 г.г.). Саратов. 1939 г. (Рукопись, стр. 533.) 21 . «Процесс Петроградских церковников 1922 года». (Дневник участника.) Петроград. 1922 г. (Рукопись, стр. 128 + 68 + 16.) 22 . «Богословские школы в Ленинграде в послереволюционный период (с 1918 г.). Исторический очерк, с приложением «Положений», инструкций и списков личного состава. Саратов. 1936 г. (Рукопись, стр. 65 + 39.) 23 . Слова и речи при разного рода случаях, произнесенные с 1898 по 1934 гг. Часть первая – общего характера. Часть вторая – церковного характера. Саратов. 1940 г. (Рукопись, стр. VII + 132 + IV + 156.) 24 . Слова и речи, сказанные в разных учебных заведениях и на Педагогических курсах с 1896 по 1928 гг. Саратов.1940 г. (Рукопись, стр. 164.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Известна активная деятельность О. И. по упорядочению богослужения. С этой целью в б-ке Ахпатского мон-ря он разыскал образцовую Псалтирь V в., к-рая был размножена переписчиками и распространена по всей Армении. Когда в 1084 г. закончились пасхальные таблицы, рассчитанные на 532-летний цикл, О. И. разработал новый фиксированный календарь (т. н. малая, или младшая, арм. эра), официально введенный в Армянской Церкви вместо неудобного в использовании подвижного календаря. Исторический труд О. И., обширные выписки из к-рого приводил в своей «Хронологии» его ученик Самвел Анеци, утрачен. Соч. (на арм. яз.): Труды Ованнеса Имастасера/Подгот.: А. Абрамян. Ер., 1956; О священстве, священниках и их главах//Малые сочинения. Венеция, 1853. Т. 3. С. 7-79; Ода св. Григорию Просветителю//Там же. Т. 5. С. 5-40; Вопрошание о соблазне. Вопрошание о грехах. Наставления отрокам. О девстве и др.//Гандзасар. 1996. 6. С. 308-335. Ист.: Источники по истории высших школ средневек. Армении (XII-XV вв.)/Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян; предисл., ред.: С. С. Аревшатян. Ер., 1983. С. 8-20; Армянские жития и мученичества V-XVIII вв./Пер., вступ. ст., примеч.: К. С. Тер-Давтян. Ер., 1994. С. 72-82. Лит.: Алишан Г. Воспоминания о родной Армении. Венеция, 1870. Т. 2. С. 279-307 (на арм. яз.); Тер-Минасян Е. Ахпатская школа и вардапет Ованнес Саркаваг (967-1300)//Арарат. 1901. Июль-авг. С. 338-344 (на арм. яз.); Воскян Г. Жизнь Ованнеса Саркавага//HAms. 1925. Bd. 39. N 1/2. S. 27-40 (на арм. яз.); он же. Произведения Ованнеса Саркавага//Ibid. N 3/4. С. 118-125; N 5/6. С. 233-248 (на арм. яз.); Петросян Г. Математика в Армении в древние и средние века. Ер., 1959. С. 132-156 (на арм. яз.); Туманян Б. История арм. астрономии: С древнейших времен до нач. XIX в. Ер., 1964. С. 87-101 (на арм. яз.); Абегян М. Ованнес Саркаваг Вардапет// Он же. Соч. Ер., 1970. Т. 4. С. 63-82 (на арм. яз.); Кёсеян А. Сочинения Ованнеса Саркавага «Об образах» и «О мощах»//ИФЖ. 1979. 4. С. 127-134 (на арм. яз.); Мирумян К. Мировоззрение Ованнеса Саркавага. Ер., 1984 (на арм. яз.); Мнацаканян А. Поэма Ованнеса Саркавага «Слово мудрости» и ее оценка на основе использованных поэтом источников//Вестн. Матенадарана. Ер., 1984. 14. С. 9-44 (на арм. яз.); Арамян М. Сборник Ованнеса Саркавага «О Никейском Символе веры»//Гандзасар. 1996. 6. С. 44-78 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2578143.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010