Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Силуанская (Силуамская) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Bek:XVIII. Место создания: Россия. Место хранения: Государственный музей истории религии. Размер: 123 x 82,5 см. Материал: Дерево, темпера. Файл 13820.jpg:   Размер: 495x699, 0.35 MPix, 120 Kb. Дата: 2011-10-02, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (257) , (8) . Описание: Икона Божья Матерь Силуамская без оклада. Размер 19х15см. Конец 18 века - начало 19 века. Живопись на дереве. Сзади на бархате какая-то старая надпись. Файл 28960.jpg:   Размер: 1536x2048, 3.15 MPix, 547 Kb. Дата: 2017-03-11, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (185) , (3) . Описание: Богоматерь Силуамская. Начало XVIII века. Дерево, левкас, темпера. Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник. Файл 32039.jpg:   Размер: 682x800, 0.55 MPix, 167 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (144) , (1) . Описание: Образ Пресвятой Богородицы Силуамской Август 1-го дня. Вторая половина XVIII века. Дерево, левкас, темпера. 11,0 х 7,6 х 0,7 см. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Файл 33505.jpg:   Размер: 569x800, 0.46 MPix, 209 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (89) , (0) . Описание: Силуамская. Авг. 1 дня. (Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.34-35. С.36: Месяц август. 1 д. Силуамская. Празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы Силуамской установлено царем греческим Мануилом, по благословению Константинопольского патриарха Луки, в воспоминание победы, дарованной ему помощью Богоматери над Сарацинами, в 1158.) Файл 33506.jpg:   Размер: 569x741, 0.42 MPix, 162 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (90) , (0) . Описание: Изображение чудотв. иконы Богоматери, именуемой Силуамскою (Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный архив древних актов. Библ. Илл. ф. Хромолитография А.В. Васильева. Москва).

http://pravicon.com/icon-540

В наши дни, братие, – дни, которые не могут особенно похвалиться миром, в которые меч как бы висит в воздухе, в которые государства соревнуют друг другу в вооружениях, – в наши дни раздался мощный голос о мире. К великой нашей радости, соотечественники, призыв этот раздался с высоты Русского престола, от нашего Благочестивейшего Государя Николая II. И к утешению нашему, призыв его находит одобрение и сочувствие у разных народов, в том числе и среди того народа, где мы живем. Пусть же в сии спасительные дни, когда св. церковь воспевает ангельскую песнь о мире на земле, пусть от края в край разносится и от силы в силу восходит и глас нашего Государя, призывающий народы к миру, приглашающий расковать копья на серпы и мечи на орала ( Ис.2:4 )! Пусть также все друзья мира убедятся, что церковь православная, Первородный сын которой ныне призывает всех к миру, есть воистину царство мира на земле! Разумейте языцы, яко с нами Бог мира и любви! И посему, жаждущие мира, труждающиеся и обремененнии, притекайте к церкви Христовой и зде вы обрящете покой душам вашим! Аминь. 25 декабря 1898 г./6 января 1899 г. г. Сан-Франциско АПВ, 1899, т. III, 3, с. 82–85. Патриарх Тихон. Россия в проказе. М.: ЛОДЬЯ, 1998. С. 34–37. Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк/Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 9–10, 12–14. Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский: слова, послания, письма. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. С. 56–60. Святитель Тихон – Патриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие/Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 191–193. Читать далее Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи/[сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

« В то время (1812 г.)... были крестохождения двенадцать раз, в коих и обносим был образ Благоверной Великой княгиня Анны, издавна написанный и украшенный серебряною ризою» ( стр. 79 ). «В 1848 году, в июне и июле месяцах, г. Кашин подвергся грозному бедствию от холеры. Во время холеры были два крестных хода кругом города, в которых была носима икона Св. Благоверной княгини Анны. Бедствие, после сего, прекратилось тотчас. В воспоминание этого доселе каждогодно, в июле месяце, в семи разных местностях г. Кашина, после божественной литургии в ближайшем храме, совершается с иконой Св. Благов. кн. Анны крестохождение вокруг домов этой местности» ( стр. 79 ). «Здесь полное почитание Благоверной происходит одновременно с запрещением, выставленным в соборном деянии. Трудно допустить, чтобы и сами кашинцы, и особенно кашинское духовенство, решились бы так смело нарушать строгое постановление собора, если бы оно когда либо было прислано и обнародовано в Кашине. Подпасть клятве собора и отлучению от церкви едва ли бы решились и те и другие, при полном отсутствии в городе раскола» ( 75 ). «Архиепископ Тверской Филофей, впоследствии митр. Киевский, в донесении Св. Синоду от 18 сентября 1862 г., писал: «Местное чествование ея издавна оглашено в народе посредством многих печатных книг, изданных в разное время с одобрения духовной цензуры и частью даже с дозволения Св. Синода, особенно же оглашено посредством изданных в разное время месяцесловов, в которых Благоверная княгиня Анна наименована Святою и означена память прославления ее, как святой; напр., в полном месяцеслове, изданном в 1818 году с дозволения Св. Синода и напечатанном в Московской Синодальной типографии, сказано: в Кашине церковь соборная, в которой находятся мощи Св. Благоверной кн. Анны, супруги Св. Благов. вел. князя Михаила Ярославича Тверского. Местное чествование памяти Благоверной кн. Анны Кашинской, издревле совершаемое, так сильно утвердилось в жителях не только г. Кашина, но и окрестных городов и селений, что если будут обнародованы сведения, противные этому чествованию, то чрез сие, как можно опасаться, будет глубоко возмущено и оскорблено в народе чувство благоговения не только к памяти Благоверной кн. Анны, но и вообще к памяти св. угодников Божиих»... В «описи» 1776 года, месяца февраля, между прочими иконами, написано: «Преподобной Благоверной княгини Анны Кашинской и два венца серебряные». Это указывает, что представители Кашинского городского управления 18 века, имея икону Благоверной княгини Анны, чтили ее молитвенным обращением» ( у Архангелова 82–83 стр. ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Дворов в приходе 130; мужеского и женского пола 600 душ; в том числе раскольников австрийского священства 5 дворов, душ мужского пола 4, а женского пола 6 душ. С 1891 года при церкви существует церковно-приходская школа и имеет собственное помещение, устроенное попечителем школы В. Н. Флоровым. Всехсвятская единоверческая церковь Церковь во имя Всех Святых находится на западной окраине города; построена и освящена в 1871 году на средства доброхотных дателей; зданием каменная, с таковою же колокольнею. Престол в церкви один – в честь Всех Святых, теплый. Церкви принадлежат здания: каменная часовня, построенная в 1886 году церковным старостой, купцом В. В. Рубачевым «в благодарственное воспоминание 19 февраля 1861 года», и каменный двухэтажный корпус, построенный в 1888 году усердием того же старосты Рубачева. Копии метрических книг и исповедных росписей с 1878 года хранятся в целости. Опись церковного имущества имеется и хранится в ризнице. Причта при церкви положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает: процентов с причтового капитала 786 руб. и за требоисправления до 400 рублей. Дома причт имеет церковные, построенные в 1891 году. Земли при церкви: усадебной 82 сажени поперечнику и 77 длиннику и огородной 32 саж. поперечнику и 62 длиннику. В приходе числится 46 дворов, в них душ мужского пола 41 и женского пола 87 душ. При церкви Всех Святых до 1889 года существовала единоверческая женская община; а в этом году определением Св. Синода от 5 мая община возведена на степень общежительного монастыря с предоставлением ему всех прав, присвоенных женским обителям и с таким числом сестер, какое монастырь в состоянии будет содержать по своим средствам 8 . – По клировым ведомостям, в 1897 году монашествующих было: игумения, 11 инокинь, 7 послушниц и 53 белицы. Монашествующие живут в вышеупомянутом церковном доме. В 1890 году в пользу монастыря староста Рубачев пожертвовал земли 60 саж. поперечнику и 83 длиннику; на этой земле в 1891 году заложена каменная церковь в честь Успения Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Жизнеописание старца Феодора, Санаксарского монастыря строителя. М., 1890 (2-е и 3-е изд.). Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М., 1838; 3-е изд. 1907. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. Житие иеросхимонаха Анатолия (Потапова). Сост. иерей Геннадий (Беловолов) и М. Руденко. Введенская Оптина пустынь, 1995. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1892. (Есть также современные репринтные издания.) Житие и подвиги в Бозе почившего схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. 2-е изд. М., 1889. (Есть также современное репринтное издание.) Житие оптинского старца Варсонофия. Сост. Виктор Афанасьев. Введенская Оптина пустынь, 1995. Житие оптинского старца Нектария. Введенская Оптина пустынь, 1996. Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Введенская Оптина пустынь, 1994. Евстратий (Головановский), иеромонах. Игумен Вонифатий. Основатель и строитель скита Феофания. Киев, 1873. (Есть также современное репринтное издание.) Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., Издательство Московского подворья Троице-Сергиевой лавры, 1999. Иеросхимонах Алексий, подвижник московского Симонова монастыря. 2-е изд. М., 1891. Избранные письма оптинского старца скитоначальника схиигумена Анатолия к монахиням/Изд. С. Четверикова «Душеполезное чтение», 1904. 7. Иувиан (Красноперов), монах. Валаамский летописец. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862. (Есть также современные репринтные издания.) Кирик, схиархимандрит. Иноческие поучения. Мадрид, 1973. Кольцов С. Схимонах Филипп, основатель пещерной киновии при Гефсиманском ските/«Душеполезное чтение», 1881. 3. С. 209–221. Ковалевский А. Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры, иеросхимонахе Антонии//«Душеполезное чтение», 1881. 1. С. 337–368, 444–469. Ковалевский А. Монахиня Дорофея, подвижница Сухотинского Знаменского монастыря Тамбовской губернии/«Душеполезное чтение», 1886. 1. С. 60–82, 197–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из книги Б.А. Критского «Наш край», Ярославль, 1907 г.: «Село Корчкодомъ (Николо-Гора), въ 35 верстахъ отъ Любима, расположено на трёхъ холмахъ (Василёвском, Починовском и холм между ними; въ нихъ находятъ человеческия кости, такъ что холмы эти можно считать за могильные курганы или, по крайней мере, кладбища. Въ песчаном грунте встречается слюда золотистого цвета, отчего и самое село называют иногда Золотою горою; но понятно, что никакого золота здесь нет...» Существует предание, которое передаётся из уст в уста. Церковь первоначально намечалось построить на одном из холмов и оставили там икону Николая Чудотворца, но на следующий день икона была найдена на другом холме, именно в том месте, где теперь и стоит храм. И, так было дважды. Видимо, воля Божья, да и святителю было угодно так... И построена Никольская церковь с. Корчкодом, каменная, в 1801 г. тщанием прихожан и расширена в 1903 г. на средства Санкт-Петербургского 1-й гильдии купца Петра Ефимовича Воеводского. Храм расписан профессиональными художниками в стиле академической живописи 19 века. Церковь обнесена кирпичною оградою. Престолов три: 1) святителя Николая чудотворца, 2) Рождества Пресвятой Богородицы и 3) святителя Петра, Митрополита Московского. Славен Митрополит Пётр тем, что перенёс кафедру из Владимира в Москву. Часовен две: в деревне Феново и Дору-Ваганском. Из воспоминаний старожил: «В Дору-Ваганском часовня деревянная, очень красивая, стояла посреди деревни, обитая тёсом и покрашена красной краской, круглой формы, обнесена, вернее обсажена берёзами». Расстояние по прямой до Ярославля 85 в., до Любима 31,5 в. Церковных домов четыре – для священника, дьякона, псаломщика и церковного сторожа. По описи 1860 года в приходе числилось 21 населённый пункт, 255 домов, мужчин – 765, женщин – 971. В XIX столетии у церкви появляется и земля - 36 десятин 82 квадратных сажени. В приход Никольской церкви села Корчкодом входили сельцо Фоминское и деревни: Гора, Савинское, Василёво, Старово, Зиновка, Юркино, Кривцево, Лылово, Кузьминское, Феново, Починок, Голосово, Дор-Ваганский, Афо(а)насово, Коворчино, Взглядное, Ильинское, Костычево, Пустыня, Глинково, Сергейка (названия населённых пунктов сохранены из документов).

http://sobory.ru/article/?object=09272

Крест Юстина II. 565-578 гг. (Сокровищница собора св. Петра. Ватикан) Изображения агнца не только как символа Христа, но и христиан были широко распространены в раннехрист. и ранневизант. искусстве. Агнец с нимбом является наиболее частым символическим образом Христа (напр.: мозаика апсиды старой базилики св. Петра в Риме, IV в.; мозаика свода капеллы базилики св. Иоанна Латеранского в Риме, V в.; рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.; диптих VI в. из сокровищницы собора в Милане). Агнец с изображением креста на голове или держащий крест (Крест Юстина II. 565-578. Ватикан) указывал на искупительную жертву Христа. В раннехрист. искусстве символические образы существуют параллельно с реалистическими. Изображение агнца с нимбом может соседствовать с образом Спасителя (мозаики свода вимы Сан-Витале в Равенне. Ок. 547). В катакомбах Претестата, IV в., в виде агнца изображена ветхозаветная Сусанна , по сторонам от к-рой 2 волка, и она же представлена в позе оранты в катакомбах святых Петра и Марцеллина, III в., по сторонам от Сусанны двое юношей. Типичной композицией, украшающей триумфальные арки ранних рим. базилик, является изображение 2 градов - Иерусалима и Вифлеема, из врат к-рых выходят или перед ними стоят 12 агнцев, символизирующих апостолов (базилика св. Петра, IV в.; Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440, и др.). В алтарной мозаике ц. Сан-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне, ок. 549 г., помимо вышеуказанного изображения 12 апостолов также под видом агнца представлены апостолы Петр, Иаков и Иоанн в композиции Преображение. 82-е прав. Трул. Собора (691-692) запретило символические изображения Христа, отдавая предпочтение историческому образу Воплотившегося Слова Божия: «На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят во образ благодати, чрез закон показуя нам истинного Агнца, Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившегося искупления мира». Однако в зап. художественной традиции древнейшие формы сохраняются и позднее (мозаика апсиды ц. Сан-Марко в Риме, 829-830). Изображение агнца встречается в памятниках, следующих традиции визант. искусства (медальон с агнцем в композиции «Сошествие Св. Духа»; мозаика мон-ря Гроттаферрата (XII в.), а также в рус. искусстве XVI в. напр., в клейме Владимирской иконы Богоматери с Акафистом вместо Эммануила в медальоне на груди Богоматери изображен агнец (XVI в., СИХМ).

http://pravenc.ru/text/63318.html

...Нет греха человеческого, которого бы не могла омыть Кровь Господа Бога Спасителя нашего Иисуса Христа (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 466). ...Святое причащение с верою всегда спасительно и плодотворно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 111). Приготовление ко причащению Если хочешь причаститься Тела Христова, то блюдись, чтобы не было в сердце твоем гнева или ненависти против кого... (прп. авва Исаия , 59, 205). С каким намерением должно есть Тело и пить Кровь Господню? В воспоминание Господня послушания даже до смерти, чтобы живущие жили уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего (свт. Василий Великий , 7, 332). Источник. Что свойственно тем, которые едят Хлеб и пиют Чашу Господню? – Соблюдать непрестанное памятование об Умершем за нас и Воскресшем... Жить к тому не себе, но Умершему за них и Воскресшему (свт. Василий Великий , 7, 418). Источник. ...Мужи и жены, богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши, со тщанием притекайте к Божественной литургии, принеся Господу от трудов рук своих на благословение дому и всем в доме. И стойте с великим страхом и трепетом, ни с кем не разговаривая, но... проливая слезы, воздыхая, молясь, от всего сердца взывая, прося, чтобы не оказался кто недостойным приятия Божественных Тайн... (прп. Ефрем Сирин , 32, 23). Будь простодушно верным; со всею верою причащайся Пречистого Тела Владычнего, в полном убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Тайны Христовы – бессмертный огонь. Посему не будь пытлив, чтобы не опалиться тебе в причащении Тайн (прп. Ефрем Сирин , 32, 384). Источник. ...Надобно чистою душою принимать в себя свыше сходящую Пищу, которую не сеяние при помощи земледелия произрастило нам, но которая есть готовый несеяный и неоранный Хлеб, сходящий свыше, обретаемый же на земле (свт. Григорий Нисский , 18, 305). Источник. Если прикасающиеся к краю одежды Его привлекали на себя чудодейственную силу, то не гораздо ли в большей мере привлекут ее приемлющие в себя всего Христа? Приступить же с верою значит не только принять предложенное , но прикоснуться к нему с чистым сердцем, с таким расположением, как бы приступали к Самому Христу (свт. Иоанн Златоуст , 50, 520).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но мы должны сказать, что между этим толкованием и изображенным Ангелом на Софийной Новгородской иконе не может быть ничего общего. Никогда русскою Церковью Ангел на софийных иконах не истолковывался в смысле их учения о Софии, ибо под этим Ангелом мыслился верующими людьми Сам Господь наш Иисус Христос в соответствии с Богооткровенным учением о Спасителе, как об Ангеле Великого Совета, с одной стороны 329 и как о Премудрости Божией, с другой 330 . Такого толкования наши предки держались, несмотря на то, что в древности по поводу Новгородской Софийной иконы были очень большие споры. Как и все православные люди, они не могли не знать пророчества Исаии, в котором Христос назывался «Ангелом Великого Совета» 331 . Такое наименование Христа, несомненно, послужило основанием еще для древней византийской иконописи изображать Сына Божия под видом Ангела. Однако, по свидетельству проф. Флоровского, такое изображение Христа не могло получить в Византии широкого развития в силу того, что ветхозаветные символические образы не соответствовали основному направлению византийской иконописи со времени иконоборства, когда евангельское изображение Христа в человеческом виде стало преобладающим. В этом отношении, конечно, имело значение 82-ое правило VI-ro Трулльского собора, которое требовало изображать Христа в Его человеческом облике 332 . «На некоторых честных иконах, – говорится в сем правиле, – изображается, перстом Предтечевым показуемый агнец, который принят в образ благодати, чрез закон показуя нам истинного агнца Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, яко исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству, вместо ветхого агнца: да чрез то созерцая смирение Бога Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительной смерти, и сим образом совершившегося искупления мира» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Однако, по словам Л.А. Успенского, «то, что содержит икона, то, что она несет, не зависит от культуры, даже церковной. Культура дает лишь средства выражения, раскрывающие соответствие иконы Евангелию» . С этим трудно не согласиться, и поэтому для прояснения вышесказанных идей я не буду останавливаться на вопросах церковного искусства, его проблемах и путях развития. А обращусь к более «скучным», но вполне однозначным вещам – к постановлениям Вселенских соборов и словам святых отцов. Поскольку их речения и соборные постановления были реакцией на конкретные ереси, причем порой гораздо более изощренные, чем сегодняшние, то в них присутствует как раз та ясность мысли и формулировок, которой иногда так не хватает нам сегодня. Объясняя основное содержание и смысл иконы Боговоплощением, выраженным четкой и ясной формулой: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом», преподобный Иоанн Дамаскин, к примеру, пишет: «Так и через посредство иконной живописи мы созерцаем изображения телесного Его вида и чудес и страданий Его, освящаемся и вполне удовлетворяемся и радуемся и считаем себя счастливыми… И почитаем и кланяемся телесному образу Его. А созерцая телесный вид Его, мы восходим, насколько это возможно, к созерцанию и славы Его Божества» . Эти слова преподобного Иоанна Дамаскина не являются его частным мнением, а органически входят и – в некотором роде – являются основой всего христианского учения, так же как и учение о двух природах Христа или почитание Богоматери. Далее преподобный Иоанн Дамаскин говорит еще более точно: «…всякое поклонение происходит ради Бога, Который достоин поклонения по Своей Природе» . И еще более конкретно говорит 82-е правило Трулльского собора: «Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхого агнца; да чрез то созерцая смирение Бога-Слова, приводимся к воспоминанию жития Его во плоти, Его страдания и спасительные смерти и сим образом совершившегося искупления мира» .

http://pravoslavie.ru/54042.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010