Берзин, возможно, имеется в виду один из организаторов ГУЛАГа Эдуард Петрович Берзин (наст. фам. Берзиньш; 1884 – 1 августа 1938) Беспалов, заключенный полковник 82–83 Бнрегал, сотрудник лагерной администрации Благова Ольга Ивановна, заключенная сотрудница лагерной администрации Блок Александр Александрович (1880 – 7 августа 1921), поэт Богданов Александр Александрович (наст, фам. Малиновский; 1873 – 7 апреля 1928), философ, литератор, публицист Богданов Михаил, заключенный священник Бокий Глеб Иванович (1879 – 15 ноября 1937), начальник УСЛОНа, руководитель шифровального отдела ОГПУ-НКВД, глава 9-го отделения ГУГБ НКВД. Расстрелян Боккаччо Джованни (1313 – 21 декабря 1375), итальянский писатель Большухин Юрий Яковлевич (наст. фам. Кандиев; 1903–1984), эмигрант второй волны, журналист, литератор Борис (Соколов Петр Алексеевич; 1865 – 21 февраля 1928), архиепископ Рязанский и Зарайский Борис, заключенный священник Борисов, сотрудник лагерной администрации Бочкова Мария, заключенная Брайнин Валентин Дмитриевич (1898–?), заключенный сотрудник лагерной администрации Брежнев Леонид Ильич (1907 – 10 ноября 1982), руководитель советского государства Бриллиантов Александр Иванович (1867 – 1 июня 1933), историк, богослов Булак-Балахович Станислав Никодимович (1883 – 10 мая 1940), один из руководителей Белого движения Булгаков Сергей Николаевич (1871 – 13 июля 1944), священник, философ, богослов. В эмиграции с 1922 г. Бурмин Николай Николаевич, заключенный сотрудник лагерной администрации Бурцев Владимир Львович (1862 – 21 августа 1942), издатель, публицист В В., заключенный профессор В., заключенный фельдшер В. н. и., автор воспоминаний о Соловках Вагнер Вильгельм Рихард (1813–1883), немецкий композитор и теоретик искусства Валентинов Николай Владиславович (наст. фам. Вольский, псевд. Самсонов, Е. Юрьевский; 1879 – 26 августа 1964), социал-демократ, философ, публицист. В эмиграции с 1930 г. Вальцева Лидия Петровна, заключенная сотрудница лагерной администрации Варван, заключенный врач

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Добрые дела не могут, с т. зр. авторов катехизиса, служить нашим оправданием перед Богом, потому что «даже лучшие наши дела в этой жизни несовершенны и осквернены грехом» (Вопрос 62), а награду человек получает не за добрые дела, «а по милости Божией» (Вопрос 63). Истинная вера дается нам Св. Духом, «Который внедряет ее в наши сердца через проповедь Святого Евангелия и укрепляет приобщением к святым таинствам» (Вопрос 65). 66-83-й вопросы посвящены учению о таинствах. Это связано с тем, что именно разногласия лютеран и реформатов в учении о таинствах послужили основным предлогом для написания катехизиса. Таинствами в Г. к. называются «Святое Крещение и Святое Причастие» (Вопрос 68). Таинство Крещения установлено Христом (Вопрос 69). Он повелел крестить водой, но очищает нас от грехов не вода сама по себе, а только Кровь Иисуса Христа и Св. Дух, а водное крещение показывает нам, что мы и «духовно очищены так же реально, как реально тело очищено водой» (Вопросы 70-73). Необходимо крестить и младенцев, т. к. «посредством крещения как знака союза они должны быть приняты в лоно христианской Церкви и тем отличаться от детей неверующих. В Ветхом Завете это делалось посредством обрезания, вместо которого в Новом Завете было введено крещение» (Вопрос 74). Учение Г. к. о Св. Причастии раскрывается в вопросах 75-82. Иисус Христос повелел всем верующим в воспоминание о Нем «есть от этого переломленного хлеба и пить из этой чаши и дал обещания. Во-первых, Он обещал, что Его тело на кресте было жертвой ради меня и Его кровь пролита ради меня. Это так же верно, как то, что хлеб Господний переломлен для меня и чаша дана мне, и я это вижу своими глазами. Во-вторых, Он обещал, что Своим распятым телом Он напитает и ободрит мою душу для вечной жизни» (Вопрос 75). В этом же вопросе говорится о том, что хлеб и вино - «знак Тела и Крови Христовой», а в вопросах 78-79 эта тема раскрывается более полно. С т. зр. авторов катехизиса, «хлеб во время причастия не превращается в самое тело Христа, хотя соответственно природе таинств и по слову Духа Святого его называют Телом Иисуса Христа» (Вопрос 78).

http://pravenc.ru/text/161909.html

Когда он ее читал, его поразило то место, где Головнин рассказывает, как милосердна к нему, беглецу, была семья японского рыбака на острове Хокайдо, как приютили и накормили его, безвестного иностранца. Головнину запомнилась жалость к нему со стороны этих людей и особенно девочки, дочери рыбака... Прочтя эту страницу воспоминаний Головнина, студент Косаткин ощутил душевное волнение: если люди в этом народе, не зная Христа, так близки ко Христову духу, то – как драгоценна будет проповедь о Христе среди этого народа. Он, Косаткин, уже слышал, в этой настойчивой мысли своей зов Божий, и принял решение посвятить свою жизнь благовестию Евангелия среди японцев. Молодым иеромонахом приехал он в Японию, и прежде всего погрузился в изучение страны, ее нелегкого языка и письма… Эту историю мне рассказал, со слов самого Владыки Николая, его ученик, ныне 82-х летний старец протоиерей Виссарион Таканази, настоятель православного японского храма в Киото. Сам он, юношей, был обращен в веру Христову Владыкой Николаем. С ревностью молодой русский иеромонах-миссионер стал изучать японский язык. Отец Виссарион Таканази говорит, что его учили 4 учителя. Когда один из них изнемогал от утомления, начинал учить другой. И архиепископ Николай овладел японским языком так, как не все японцы владели им. Уважение к нему японцев, к концу его жизни, было исключительным. На заре его проповеди о Христе в этой стране ему пришлось однако столкнуться с терниями, неизбежными в этом мире для благовестника Божьей правды. Успехом своей проповеди он навлек на себя гнев жрецов и самураев. Один из этих неистовых язычников Собэ ворвался к нему однажды в келью с обнаженной саблей, чтобы его убить. Но то, что затем произошло в скромном жилище православного миссионера, осталось надолго в памяти японцев. Кротость и доброта иеромонаха Николая по отношению к дышащему убийством самураю сделали то, что самурай этот, пораженный каким-то внутренним постижением истины, опустил оружие, а потом и совсем откинул его. Дух Христов пленил этого искреннего человека, который, как некогда Савл, увидев свет высшего добра, прозрел сердцем и стал не только христианином, но и активнейшим членом миссии Японии, помощником отца Николая, благовестником и пастырем. Этот факт совершенно видимого действия Благодати Божьей сильно укрепил и ободрил молодую японскую Церковь , ее членов, шедших в своей вере против тысячелетних языческих традиций своей страны, традиций, связывающих людей остро-националистическим ее духом, религиозным культом императора и его предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Одни из великих праздников относятся к неподвижным, а другие к подвижным. К первым относятся 9-ть праздников: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Воздвижение Честного Креста, Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. К подвижным праздникам, кроме Пасхи, принадлежат праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница. § 40. Частные особенности в Богослуженин некоторых из неподвижиых великих праздников Кроме общих принадлежностей, усвоенных великим праздникам, некоторые из них имеют еще частные особенности, принадлежащие одному из них и отличающие его от других великих праздников. Таковы из неподвижных праздников суть: 1) Воздвижение Честного Креста Господня; 2) Введение во храм Пресв. Богородицы; 3) Рождество Христово; 4) Крещение Господне; 5) Благовещение Пресв. Богородицы, и 6) Преображение Господне. 1) Воздвиженье Честного Креста Господня 81 (14-го сент.). К особенностям сего праздника относится взнесение на утрени честного креста Господня для благоговейного поклонения ему. После великого славословия священник, облачившись во все священнические одежды, возлагает на главу свою с престола св. Крест на блюде и, предшествуемый светильниками и каждением фимиама, с умилительным пением «Святый Боже» износит его северными дверями из алтаря; потом, став пред отверстыми царскими дверями на амвон, произносит: премудрость прости! сходит на средину храма при пении: «Спаси Господи, люди Твоя» и полагает крест на приготовленном аналогии 82 . После сего начинается поклонение св. кресту и лобызание его при пении 3-жды стиха: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и других стихир, составленных в честь креста. На литургии поются праздничные антифоны; вместо «Трисвятого» поется: «Кресту Твоему»..; вместо «Достойно есть» – ирмос – «Таин еси Богородице рай» с праздиичным припевом. Празднование Воздвижению, в какой бы день ни случилось, соединено бывает с постом, воспрещающим всякую скоромную и рыбную пищу. Учреждением поста церковь внушает нам, что лучшее празднование состоит не в одном только воспоминании страданий Господа Иисуса Христа, но в действительном умерщвлении страстей и похотей наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Память блаженного Иеронима , жившего спустя 400 лет по Рождестве Христовом, драгоценна в истории Христианской церкви. Озаренный лучом веры, он оставил богатства, почести и блеск Рима для дикой пустыни в Палестине и наконец утвердил обитель свою возле вертепа Рождества Спасителя мира. Слава о его добродетели населила его уединение учениками и отшельниками и проникла в оставленное им светское отечество. Историк Сульпиций Север посетил Иеронима и пробыл у него полгода. Когда Иероним, по приглашению папы Дамассия, опять увидел Рим, – мир сделался ему еще более ненавистным после вдохновительной небесной жизни отшельника, и он поспешил возвратиться к спасительному вертепу. Связанные с ним узами Святой дружбы, римская матрона Павлина и дочь ее Евстахия, принадлежавшие славным домам Сципионов и Гракхов, отплыли вслед за ним в Палестину и, соверша поклонение святым местам, заключились в подземную обитель Вифлеемскую; тут они употребили вместе с Иеронимом все их мирские стяжания на бедных и отшельников. Из рук святого мужа перешли они в вечность; трогательная картина усопших матери и дочери видна над их общею гробницею. Сам Иероним начертал надгробную над их прахом и тут же опочил на 82-м году от рождения. Беспрестанная борьба его с мирскими воспоминаниями поразительно выражена в одном из его посланий; самым трудным подвигом для него было победить страсть свою к древним классикам, творениями которых он напитал себя из детства. Его назидательные признания утешительны для человека, обуреваемого соблазнами. «Я расскажу тебе о моих несчастиях, – пишет он к Евстохию. – Когда несколько лет тому назад я расстался с родительским домом, с родными, с друзьями и, что еще труднее, с роскошью жизни – для благ небесных, и беспрестанно борясь, достиг Иерусалима, – я не мог расстаться с моею библиотекою, которую я приобрел большими стараниями и трудами. Итак, – я, несчастный, после чтения Цицерона – постился. После ночи, проведенной без сна, после слез, которые вырывались из глубины сердца моего от воспоминания прошедших грехов моих, – я брал в руки Плавта.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

«Пирамидку» на гранях шатра впервые использовали мастера,  строившие собор Покрова на Рву. Таким образом, в архитектуре церкви Никиты Мученика явно прослеживается влияние московской архитектуры, особенно собора Покрова на Рву. Сам он тоже оказал сильное воздействие на зодчество конца XVI века. Особенно ярко это воздействие проявилось среди шатровых церквей Владимирской епархии (Суздаля, Александровой слободы, а позднее, и Мурома, если вспомнить облик церкви Казанской иконы Божией Матери в Троицком монастыре). В заключение стоит сказать несколько слов о судьбе этого замечательного храма. Как это часто случалось, в XIX веке он из самых лучших побуждений был довольно основательно искалечен. В 1822 году к нему пристроили два придела: Сергия Радонежского и Николая Чудотворца, большую трапезную и высокую колокольню. Хуже всего было, то, что грубые фронтоны заменили собой нижние ряды кокошников на гранях восьмерика. Исчезли изящные кокошнички на полице. Все это совершенно исказило облик церкви и уничтожило ее утонченную В 1920 году ее исследовал знаменитый архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский. Он собрал данные из обмеров, чертежей и фотографий, которые должны были послужить основой для будущей реставрации и восстановления ее облика К сожалению, этого не произошло. Собранные им материалы до сих пор не разобраны и хранятся в музее архитектуры им. А.В. Щусева. Для изучения не они доступны. В 1930 году храм закрыли, а чуть позже разместили в нем гараж. К 1975 году состояние церкви признали аварийным. В 1980-е годы все еще продолжались самые экстренные реставрационные работы, но они не решили всех проблем. Прежний нарядный облик церкви вернули только в последние годы. Новый этап восстановительных и исследовательских работ начался около 2006 года и продолжается до сих пор. Библиография: Иванов К.И., Пуришев И.Б. Переславль-Залесский. Ярославль, 1986. С.: 144 Сукина Л.Б. Никитская церковь в селе Елизарово – памятник «Казанского взятия»//Pro memoria. Сб. материалов научной конференции. Курск: Изд-во МГСУ «Союз», 2006. С.: 82-90. См. по адресу: Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1895. T.II. С.: 147-152 Воронин Н.Н. Переславль-Залесский. М., 1948. С.: 24, 25 ИРА. М., 1956. С.: 154 Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1911. Т. 2. С.: 75, 76 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 165-168, 387 Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С.: 113 Кавельмахер В.В. Когда мог быть построен собор Смоленской Одигитрии Новодевичьего монастыря?//Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 г. М., 1998. С.: 154–179 Петр Барановский: Труды, воспоминания современников. М., 1996. С.: 113 Мельник А.Г., Набилкин А.Г., Хохлов В.Н. Новые данные о Никитской шатровой церкви (1566-1567 гг.) с. Елизарова близ Переславля-Залесского//Плёсский сборник. Плёс, 1993. Вып.1. С.: 104-105

http://sobory.ru/article/?object=06928

Смешение поколенческих ролей ведет к тому, что память о собственном прошлом начинает претерпевать существенные трансформации. Чем больший срок проходит со времени падения советской власти, тем более укрепляется в общественной памяти «воспоминание» о том, что во времена СССР в стране была достаточно активная религиозная жизнь. Поразительные цифры демонстрируют данные социологического опроса, проведенного в 2005 году. На вопрос о том, воспитывались ли опрашиваемые в религиозном духе или нет, 42% в возрасте 60 лет и старше ответили, что они получили религиозное воспитание (50–59 лет – 22%; 40–49 – 20%; 30–39 – 19%) [Фурман/Каариайнен 2007:13]. Эти цифры кажутся фантастическими. Те, кому в 2005 г. было более 60 лет, родились во время войны и в предвоенные десятилетия. Представить себе, что в те годы почти половина детей получала религиозное воспитание совершенно невозможно. Если верить этому опросу, каждый пятый мой сверстник получил религиозное воспитание. Моему личному опыту эти цифры решительно противоречат. Интерпретируя эти цифры, авторы опроса отмечают, что по сравнению с советским временем произошла смена представлений о социально престижном. «Теперь в соответствии с новыми представлениями о «должном», «нормальном» и «приличном» люди начинают представлять и изображать своих родителей более религиозными, чем они были на самом деле» [Фурман/Каариайнен 2007:15]. При этом авторы опроса обращают внимание на то, что по результатам тех же опросов среди людей в возрасте 40–49 лет крещеных оказывается больше (82%), чем среди более младших поколений (18–29 – 77%; 30–39 – 76%). Трудно поверить, что среди людей, родившихся в годы хрущевских гонений на Церковь крещеных больше, чем среди родившихся в более мягкие по отношению к религии времена. Авторы опросов указывают также на то, что в современной России православие воспринимается не столько как религия, сколько как «символ русского своеобразия и некой духовной ценности этого своеобразия. В силу этого в полном противоречии с «нормальной» логикой и прямым значением терминов в современной России понятие «православный» не является частью более широкого понятия «верующий», а, скорее, наоборот – понятие «верующий» является частью понятия «православный»». При этом приверженцами православного вероучения называет себя большее число людей, чем верующими» [Фурман/Каариайнен 2007:15].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Т. 82. С. 66-90) с подписью «И. И. И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» (Т. 85. С. 121-122) с подписью «И». В 1849 г. там же напечатана повесть «Иосиф: Священная повесть, заимствованная из Книги Бытия» (1849. Т. 96. С. 115-156) и вышла брошюра «Чаша Христова», 2-е изд. к-рой было искажено поправками духовной цензуры и не появилось в свет. В 1862 г. издано «Слово о смерти», а в 1864 г. «Прибавление к Слову о смерти». В 1863 г. опубликованы «Поучения» И., «Слово о различных состояниях естества», «Слово о чувственном и духовном видении духов». Перед смертью в 1867 г. были изданы «Плач инока...» и «О молитве Иисусовой: Беседа между старцем и учеником его». Большая же часть сочинений И. была напечана в 1865-1867 гг. в подготовленном им самим 4-томнике. Среди произведений И.: аскетические и богословские наставления, проповеди; повести, очерки, стихотворения, прозаические миниатюры, а также письма. В первых публикациях И. был вынужден печататься анонимно. «Когда я жил в Сергиевой пустыни, тогда не благоволили, чтоб мои сочинения были издаваемы печатно, имея на то свои причины,- писал он брату 30 сент. 1862 г.- Что ж касается до меня, я никак не ищу напечатания моих сочинений, никак не признаю их достойными напечатания или способными к назиданию христианского общества... Сначала мне не указывали прямо: на отказ употребляем был свой прием. Именно: так перемарывали рукопись и так изменяли сочинение, что рукопись делалась никуда не годною, а сочинение делалось чуждым мне и получало искаженный вид...» ([Письмо] 52//Полн. собр. твор. Т. 8: [Письма]. С. 404). Из совр. духовенства И. выделялся дворянским происхождением и уровнем светского образования, вместе с тем он не обучался в духовных школах и не имел систематического духовного образования, при этом в своих сочинениях И. стремился передать личный опыт аскетической жизни - все это вызывало настороженность иерархов и особое внимание цензуры к его лит. деятельности. Сочинения И. долгое время ходили среди его почитателей и духовных чад в рукописном виде.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Церковный символ соответствует своему небесному или Божественному первообразу, имеет в себе его благодатное присутствие и тем самым исполняет свое предназначение. Православная Церковь с древнейших времен уделяла большое внимание символике, в особенности иконописи. Православное учение и вера всегда воспринимали образ-икону как святыню, в которой таинственно присутствует тот, кого она изображает. Отношение Церкви к символике особенно ясно выражено в ее учении об иконе-образе Христа Спасителя. 82-е правило Трулльского Собора (691–692) гласит: «На некоторых честных иконах изображается перстом Предтечевым указуемый агнец, который принят в образ благодати, чрез закон показуя нам Истинного Агнца. Христа Бога нашего. Почитая древние образы и сени, преданные Церкви как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и истину, приемля оную, как исполнение закона. Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющего грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо ветхого агнца, да чрез то, созерцая смирение Бога Слова, приводимся в воспоминание жития Его во плоти, Его страдания и спасительныя смерти, и сим образом совершившагося искупления мира». Из этого правила следует, что есть два вида символов: символы как знаки и предначертания, которые имеют неполное, иносказательное, прообразовательное соответствие тому, что изображают, и символы как образы, которые непосредственно изображают совершенное, истину, поскольку она являет себя в образе. Прообразом Христа Спасителя как Жертвы за грехи мира был в Ветхом Завете жертвенный агнец. Поэтому и в раннехристианские времена для обозначения Господа Иисуса Христа употребляли изображение агнца. Но поскольку Христос явился во плоти, то есть имел человеческий образ, то Церковь предпочитает благодать и истину в ее совершенстве, как исполнение прообразов времен Моисеева закона, и повелевает изображать Христа в том образе, в каком Он был в земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Юрий Пущаев , кандидат философских наук, старший научный сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН). О добровольно ослепивших себя полемистах . Ил.: Притча о слепых. Питер Брейгель Старший. 1568//Фома. - – май 2016. – С.80-81,82. – (раздел « Культура »). Патриарх Кирилл . Идолопоклонство XXI века Из слова после богослужения в Храме Христа Спасителя в Москве. 20 марта2016 года//Фома. - – май 2016. – С.81. – (раздел « Культура »). дан редакцией «Фомы». – Ред. Реклама : С.83. Строфы: Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир». Семён Гудзенко (1922-1953). « Мы чище стали в жизни трудной …» . Подборка стихотворений 1945,1951,1952 гг. («Я был пехотой в поле чистом…»; «Каждый танец на «бис» раза по три…»; [отрывок]/«…Жестка больничная кровать…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Натальи Романенко//Фома. - – май 2016. – С.84-85. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »). Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Е. И. Каликинская . Святитель Лука: факты, документы, воспоминания . – М.: ДАРЪ, 2015. – 192 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – май 2016. – С.86. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »). Мы знаем о судьбе святителя Луки (Войно-Ясенецкого) по его автобиографии       «Я полюбил страдание». Но многое осталось за кадром. Чтобы восполнить    пробелы в наших знаниях о том, как лечил владыка тела и души, Екатерина             Каликинская собрала большое количество свидетельств историков, врачей.   Биографов и родственников архиепископа Луки Крымского. Причем часть             воспоминаний, например, внучатых племянников, живших с ним под одной           крышей в Симферополе и помогавших уже практически ослепшему «дедушке», а также документы из семейного архива, подготовленные         правнучкой, врачом-анестезиологом, публикуется впервые. Даже зная многое      о жизни святителя Луки, не отрываясь, читаешь о том, как помогал     крестьянам молодой врач земской больницы в российской глубинке, как             педантично вел истории болезней, как беспокоился о каждом пациенте и после        выписки. Как уверенно делал он операции. Как в ссылке оперировал с            помощью слесарных щипцов и перочинного ножа, а раны зашивал женским             волосом. Как отказывался от вознаграждения за врачебную помощь. Как всю           Сталинскую премию он роздал нуждающимся… Очень теплая получилась             книга.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-157-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010