игорь ковалев 3 марта 2020, 14:00 Продолжение.иерей Владимир.Я не утверждал,что Церковь призывает раз в год для зачатия.Это был пример от св.Паисия Святогорца,что некоторые так подвизаются.И он не называет это ,,никому не нужным подвигом " " ,а приводит в пример,что созвучно со словами свт.Феофана Затворника из толкования..По словам Никона Воробьева:,,Сокрушение о недостатке подвигов заменяет сами подвиги. " " Этого принципа я и держусь.Сокрушаться о том,что мы ,,рабы неключимые " " надо всегда по словам Господа,чего и св.Отцы держались.Так,что мои слова в духе Евангелия и св.Отцов,а не ,,лжеучение " " . ,,Вы слишком много о себе думаете " " -согласен,сокрушаюсь и об этом,как и о неимении подвигов. игорь ковалев 3 марта 2020, 13:37 иерей Владимир.Вот толкование на приведённую вами цитату Апостола:,,Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы:может это идти ко всем церковным постам,особенно же к говению.Прекращать воздержание советует,– да не искусит сатана. Следовательно,если нет опасности,то можно воздержание и продолжить.Видно,что Апостол хотел бы,чтобы воздержание держали будто закон,а сходились только уступая крайней необходимости,которая определяется не пожеланиями,а естеством и даже не естеством,а благоразумием. " " (свт.Феофан Затворник)Подвиги в духе Евангелия.,,Плоти угодия не творите в похоти " " ,,,Распять себя со страстями и похотями " " и закон св.Отцов:,,Дай кровь и прими Дух " " иерей Владимир 2 марта 2020, 17:40 Игорь Ковалев, прекратите проповедовать лже-учения. Церковь никого не призывает сокращать интимную жизнь до " раза в год, для зачатия " . И не призывает никого сокрушаться о том, что он не смог совершить никому не нужный подвиг. Вы слишком много о себе думаете и слишком много на себя берете. " Евангелие одно для всех! " Именно. И Священное Писание ни к чему подобному не призывает. Апостол пишет: " Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим " . Всё. Никакого " раза в год " , как идеала. Не смущайте тут семейных людей. Не хотите интимной жизни - не вступайте в брак.

http://pravoslavie.ru/128080.html

Сказав заранее о других опасностях, нисходит к речи об умерщвлении их: предсказывает его и повелевает презирать. «Не убойтеся от убивающих тело», т.е. не бойтесь тех, которые убивают тело, и не оставляйте ради этого проповеди, но бойтесь Того, Который послал вас на это служение, и делайте то, что Он повелел вам. Те хотя и убьют тело, но не одолеют души, а этот и душу и тело может погубить в геенне, т.е. наказать. Итак, страх отражайте страхом, страх пред людьми – страхом пред Богом, меньший – большим. И другим образом утешает их относительно страха смерти: смотри, что говорит: Мф.10:29 .  Не две ли птице ценитеся единому ассарию? и ни едина от них падет на земли без Отца вашего. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. Ассарий – малая монета. Это уменьшительное слово от асс, малоценность которого вошла в пословицу. Христос говорит здесь вопросительно: не настолько ли дешевы воробьи, что два продаются за один ассарий (т.е. за самую мелкую монету)? И, однако, ни один из них не впадает в сеть без Бога, разумеется, не по содействию Его, а по допущению. Мф.10:30 .  Вам же и власи главнии вси изочтени суть. у вас же и волосы на голове все сочтены. А вы настолько ценны, что и все волосы ваши исчислены Богом. Исчисление волос показывает совершенное знание, т.е. что вы весьма хорошо известны Ему, и Он до мелочи знает все, касающееся вас по причине большой близости к вам. Поэтому, если ни один из весьма дешевых воробьев не впадает в сеть без Его попущения, как сказано, то тем более вы, ценные, не будете убиты, если Он не допустит. Итак, не должно бояться. Мф.10:31 .  Не убоитеся убо: мнозех птиц лучши есте вы. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Часто убеждает их быть бесстрашными по причине величия испытаний. Мф.10:32–33 .  Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Чтобы ученики не возмущались, как будто оставленные Им, говорит: если и воробей не может быть пойман без Моего ведома, то как покину вас, которых так люблю! А чтобы показать особенное внимание и промышление, говорит, что самые волосы наши на счету у Него. Не думайте, будто воробьи ловятся без ведома Божия: нет, даже и ловля воробьев не неизвестна Богу» . Прекрасное истолкование! Действительно, все в мире совершается по воле Божией, и ничего не может совершиться ей вопреки. Блаженный Иероним пишет: «Речь Господа остается верной себе, и последующее вытекает из вышесказанного, предшествующего. Благоразумный читатель, всегда остерегайся предубежденного толкования, чтобы не со своим смыслом соразмерять Писания, а, наоборот, свой смысл приспосабливать к Писанию и понимать, что следует далее. Выше Он сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Теперь Он говорит: Не продаются ли два воробья за асе, но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, предназначенные к вечности (qui aeterni estis), не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия… Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены – Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения». И мы читаем далее: Мф.10:33 . «а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Блаженный Феофилакт считает, что этими словами Сын Божий научает нас не уклоняться от проповеди Святого Евангелия ни под каким предлогом, даже когда существует угроза самой нашей жизни. Сказано: «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» ( 2Тим.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Подобным образом пусть молится и вдовица, получившая милость, за послужившего ей. 14 . Однако, благотворительница пусть скрывает имя свое, как мудрая, не трубящая перед собою, чтобы милостыня ее была пред Богом втайне, как говорит Господь: «у тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне». И вдовица пусть молится за давшего, кто бы он ни был, ибо она – святой жертвенник Божий. И Отец, видящий тайное, воздаст благотворителю явно. Но вдовицы, не желающие жить по заповеди Божией, стараются выведать, кто послужившая и кто принявшие, а узнав это, упрекают послужившую, говоря: «неужели ты не знала, что я ближе к тебе и более бедствую, нежели она? Зачем же ты предпочла ее мне?» А это говорит неразумная, не помышляющая, что то была не воля человека, но повеление Божие. Ибо, если она сама свидетельствует, что она ближе, нежели та, поставлена в большей нужде, и более нага, нежели она, то должна помышлять, Кто постановил так, и, молча и не упрекая послужившую, войдя в дом свой и падши на лицо свое, молить Бога, чтобы простил ей прегрешение. Ибо Бог повелел, чтобы благотворительница не выставляла благодеяния своего напоказ, а она упрекнула ее, что не провозгласила имени своего, чтобы и она, узнав об этом, побежала за получением, и не только упрекнула, но и прокляла ее, забыв сказавшего: «благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят». Господь же говорит: «в какой дом войдете, говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то мир ваш почиет на нем, а если дом не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится». 15 . Если мир опять возвращается к пославшим его, потому что не нашел достойных его, то тем более проклятие возвратится на главу пославшего оное несправедливо, потому что не заслужил принять его тот, к кому оно послано. Ибо всякий укоряющий напрасно поносит самого себя, как говорит Соломон: «как птицы улетают и воробьи, так клятва пустая не найдет ни на кого»; и опять говорит он: «выносящие же оскорбление – безумцы». Как пчела, слабая силами, когда ужалит кого, теряет жало и делается безплодною, так точно и вы: если сделаете что несправедливое другим, то сделаете это для самих себя; ибо «ров вырыл, и выкопал его, и упадет в яму, которую сделал»; и опять: «роющий яму ближнему своему впадет в неё».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

А что касается научения духовной жизни, его следует искать в книгах. Прежде всего, безусловно, надо читать Евангелие: чем больше человек читает его, тем более напитывается евангельским духом. Во все времена духовно опытные люди всегда советовали хрис­тианам читать книги святых отцов, составляли сборники святоотеческих наставлений по разным темам, для последовательного чтения — от низшего к высшему. Я уже упоминал об опасной тенденции нашего времени, пока еще локализирующейся в основном в интернете — принципиальном повороте к обмирщению. Начинается он вроде бы с вещей второстепенных, вроде рассуждений о необязательности для женщин покрывать голову платком в храме или соблюдать посты в супружеской жизни. Из того же ряда — распространенное мнение, что древних святых отцов, «монашеские книги» мирянам читать противопоказано. Действительно, большая часть литературы о духовной жизни — это аскетическая литература, созданная монашествующими и для монахов же. Но поскольку в человеческом сердце — и у монахов, и у мирян — протекают одни и те же процессы, эта литература полезна всем. О духовной жизни для мирян в России и в XIX, и в ХХ веке было также написано очень много замечательных книг. Творения святителей Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Тихона Задонского, Оптинских старцев, протоиерея Валентина Свенцицкого, игумена Никона (Воробьева) и многих других являются литературой аскетической по своему происхождению и содержанию. Но человек, который прочитал эти книги, думаю, получил ответы на большую часть своих вопросов. — В заключение хотелось бы вернуться к теме борьбы внешней, которую мы видим и в которую зачастую втягиваемся вольно или невольно. Как Вы относитесь к публичным обличениям? Сегодня даже те сайты, которые считаются православными, полны обличений. — Очень плохо, потому что при этом никто не вспоминает о словах Евангелия: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; …если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви (Мф. 18, 15–17). У нас же начинают сразу кричать всему миру, даже не Церкви. Поэтому плохо отношусь.

http://pravoslavie.ru/47950.html

– «Малые птицы»: малые по росту и малоценные по достоинству своему. Вероятно – воробьи или горлицы, которых иудеи считали символом скорби и уединения ( Пс.10:1, 38:3, 101:7–8 ), и потому как бы забытыми, оставленными Богом, и – символом людей, оставленных Богом. – «Ассарий» или асс – малая римская монета, составлявшая 1/10 римского динария и греческой драхмы (около 2 коп.), – указание на малоценность, как бы ничтожность этих птиц. – «Не упадет на землю»: в силки или сеть не может быть поймана (Злат., Евф. Зиг.), или – не упадет на землю с воздуха или ветки дерева мертвою. – «Без воли Отца вашего»: «Он не говорит, что птицы падают по содействию Божию (это недостойно Бога), а только – что ничего не происходит такого, что Ему не было бы известно» (Злат.). – «И волосы – сочтены»: «сказал сие не потому, будто Бог исчисляет волосы, но дабы, показать совершенное ведение Божие» (Злат.). «Вы так ценны, что и все ваши волосы исчислены Богом, и Он до мелочи знает все, касающееся вас» (Евф. Зиг.). Итак, если Бог имеет попечение и о малых птицах и даже о волосах на голове, то не тем ли большее попечениие имеет Он о вас, проповедниках Евангелия, споспешествователях спасению людей? – «Вы лучше многих малых птиц»: итак, не бойтесь людей, нерасположенных к вам и вашей проповеди; они ничего не сделают вам без воли Отца вашего Небесного; а Он имеет особенное попечение о вас, особенно хранит вас. Мф.10:32–33 . Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. «Исповедает Меня»: исповедовать что значит – объявлять во всеуслышание то, что человек думает или чему верит ( Рим.10:9–10 ; 1Тим.6:12–13 ). Исповедовать Христа или имя Христа значит – не только внутренне веровать, но и словом и делом свидетельствовать, что Он есть истинный Бог , воплотившийся для спасения людей, и признавать и содержать все Его учение. Мы можем являть такое исповедание своею привязанностью к Его церкви, своими беседами, своим христианским поведением и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И сказал змей жене: Нет, не умрете. Но знает Бог, что в день, в который вкусите из плодов запрещенного, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов, и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт.3:4–6 ). Далее, что было, известно. Будите убо мудри, яко змеи и цели, яко голуби. Посылаю для всех сестер, конечно и для тебя, наставление об умной молитве. Думаю, что не поймете, как это можно ум вводить в сердце. Где же это сердце? – Сердце это там, где любовь, где гнев, где радость и горе. От любви сердце веселится, от радости бьется; вот туда и нужно направить ум и поставить его стражем, там и Господь обитает, говоря: «Сыне, даждь Ми сердце твое». Но так как ум часто уходит с своего караула и на сердце начинают наползать гадины разные, то и нужно опять стража возвращать и усаживать на свое место при сердце: не дремли ты, страж, прикажем, чтоб не вкрался вор и льстец. 8 ч. вечера. Неволя хорошая учительница и отучительница от самых страстных привычек. И того, кто не мог прожить дня без вина, заприте в комнату на неделю и месяц и он поневоле сделается трезвенником. Не так ли и Господь отучает нас от всего вредного для нас, от всякого земного пристрастия, чтобы Он один обладал всем, и нашим сердцем, и всеми помышлениями. Как же так? Ужели Он хочет, чтобы мы не любили друг друга. Напротив, велит любить, как самих себя. Но не больше, чем любить должны Господа, чтобы мы любили друг друга о Господе. Но любовь имеет разные формы и степени: есть любовь супружеская, есть любовь дружеская. Есть правило: да будут мирствующии с тобою мнози, а советницы из тысячи один. Разумей яже глаголю. Да даст тебе Господь разум о всем. – Я в прежнем письме написал тебе стихотворение: не садись на эту ветку... Не подумай, не подумай, что это намек на что-либо настоящее. Нет, это, во-первых, воспоминание старого стихотворения, а во-вторых, предостережение от будущих могущих быть случайностей. Мы попадем в сеть диавольскую незаметно для себя, посему будем осторожны, как старые воробьи, которых, говорят, на мякине не обманешь. Ко всем будем ласковы. Письмо 54

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Иллюстрацией того, что переживает человек, стяжавший Духа Святого, может служить встреча и беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, во время которой, по молитве преподобного, его собеседник смог ощутить и пережить начатки благих даров Духа Святого и поведать о них миру. «Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, – говорил преподобный Серафим, – тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся Он…» «Господь сказал: “Царство Божие внутрь вас есть”, – а под Царствием Божиим разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого отвне осиявает и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воздух… услаждает чувства наши пренебесным наслаждением и сердца наши напояет радостью неизглаголанною…» 254 Один из недавних наших подвижников благочестия игумен Никон (Воробьев , † 1963) писал о духовном человеке, что, являясь обителью Духа Святого («Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» – 1Кор 3:16 ), он совершенно отличен от душевного, или плотского; он новый человек, а душевный – ветхий. Что в нем нового? – Все: ум, сердце, воля, даже тело, все его состояние. Ум нового (духовного) человека способен постигать отдаленные события, прошлое и многое будущее, постигать суть вещей, а не только явления, видеть души людей, ангелов и бесов, постигать многое из духовного мира. «Мы имеем ум Христов», – говорит Апостол Павел ( 1Кор 2:16 ). Сердце нового человека способно переживать такие состояния, о которых кратко сказано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор 2:9 ). Апостол Павел пишет даже: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим 8:18 ). А преподобный Серафим, в согласии с древними отцами, говорит, что если бы человек знал о состояниях блаженства, которые бывают уже здесь, на земле, а тем более в будущей жизни, то согласился бы прожить тысячи лет в яме, наполненной гадами, грызущими его тело, чтобы только приобрести это благо.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

53И когда вышел Он оттуда, книжники и фарисеи принялись упрямо наступать на Него и задавать вопросы без числа, расставляя западни с целью поймать Его на слове. 12 Тем временем собралось великое множество народа, так что вышла давка; а Он сперва стал говорить, обращаясь к Своим ученикам: «Берегитесь фарисейской закваски, которая есть лицедейство. 2Нет ничего сокровенного, что не вышло бы наружу, и ничего тайного, что не сделалось бы известным. 3Поэтому то, что вы сказали во тьме, будет слышно при свете дня, и то, о чем вы шептались взаперти, провозгласят с кровель домов. 4И Я говорю вам, как друзьям Моим: не бойтесь тех, кто умерщвляют тело и после этого уже ничего не могут сделать! 5А кого бояться, Я скажу вам: бойтесь Того, Кто имеет власть после умерщвления ввергнуть в Геенну; да, говорю вам, вот кого бойтесь! 6Разве пяти воробьям цена не две медные монеты? А ведь ни один из них не забыт у Бога. 7Ау вас и волосы на голове все сосчитаны. Не бойтесь: вам цена больше, чем множеству воробьев. 8И Я говорю вам: кто воздаст Мне честь перед людьми, тому и Сын Человеческий воздаст честь перед Ангелами Божьими; 9а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Сын Человеческий отречется перед Ангелами Божьими. 10И кто скажет слово против Сына Человеческого, простится ему; но кто изречет хулу против Святого Духа, ему не простится. 11А когда станут приводить вас в синагоги, и к начальствам, и к властям, не тревожьтесь, как вам защищаться и что сказать; 12потому что Дух Святой научит вас в тот самый час, что надо сказать». 13Тут кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи моему брату, чтобы он поделился со мной наследством!» 14Но Он ему сказал: «Любезный, разве Я поставлен у вас судить и делить между вами ваше добро?» 15И Он сказал им: «Смотрите, берегитесь стяжательства, потому что даже при изобилии благ не от них зависит жизнь человека». 16И рассказал Он им притчу: «У одного богача на полях был хороший урожай, 17и он рассуждал сам с собой: «Что мне делать? Уродилось столько, что девать некуда! 18И решил он: «Вот что сделаю: снесу житницы, выстрою другие побольше, свезу туда весь урожай, все, чем богат, 19и скажу своей душе: «Ну, теперь у тебя добра полно на многие годы; не думай ни о чем, ешь, пей да наслаждайся жизнью!» 20Но Бог сказал ему: «Глупец! Этой же ночью душу твою востребуют от тебя; 21так кому достанется то, что ты скопил?» Так бывает с тем, кто собирает богатства для самого себя, вместо того, чтобы обогащать себя в очах Божьих».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Несмотря на то, что она предназначена исключительно монашествующим, всякий благоразумный христианин может найти в ней то, что соответствует именно его образу жизни. Страсти и добродетели у всех людей общие, поэтому, как правило, людям, живущим в миру, среди суеты, во многих случаях подходят те же советы, что и отрекшимся от мира. Но нужно относиться к чтению духовных книг разумно и здраво: не пользоваться теми средствами борьбы со страстями, которые удобны только для монахов, а обращаться к общим, подходящим и мирянам. Конечно, неопытному человеку сделать это не всегда легко, тем не менее, нельзя просто отказаться от чтения этой книги, сказав, что мирянам она совершенно не подходит. Как же научиться находить в «Лествице» и других святоотеческих творениях советы, уместные и своевременные для нас, и не принимать того, что касается людей высоко преуспевших, например подвизающихся в отшельничестве? Мы только тогда можем читать книги с пользой для себя, когда приобретем некоторый опыт и научимся рассуждать здраво. Надо сказать, что неопытные христиане неправильно понимают не только святоотеческие писания, но и богодухновенное Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Об этом говорит святой апостол Петр, рассуждая в своем послании о творениях апостола Павла: Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, – то есть понимают превратно, – как и прочие Писания ( 2Пет.3:15–16 ). Из слов апостола Петра мы понимаем, что в те времена были люди, которые, читая послания апостола Павла и прочие Писания, понимали их превратно. Значит, не нужно говорить, что если мы не понимаем «Лествицу» или какую-нибудь другую сложную книгу, аскетическую или догматическую, то в этом виноват автор, который непонятно изъясняется. Лучше познаем свою неопытность и постараемся приобрести рассуждение. Что для этого нужно сделать? Читать книги писателей близких к нам по времени: святителя Игнатия (Брянчанинова) , Феофана Затворника , оптинских старцев, писателей двадцатого века, таких как игумен Никон (Воробьев) , греческих и русских старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010