Феодорит (Воробьев), архимандрит ЦИА ПСТГУ Будущий архимандрит Феодорит (в миру Федор Иванович Воробьев) родился 15 декабря 1899 г. в Москве, в семье торговца скобяными товарами. Окончил московское Коммерческое училище, по окончании которого в 1918 г. был призван в Красную армию, нес службу в нестроевых частях. В 1920 г. был демобилизован, поступил в Коммерческий институт им. К. Маркса, где проучился два года. В 1932 г. был осужден по ст. 58–10 УК, приговорен к 3 годам заключения и отправлен в Белбалтлаг. Через год и 11 месяцев освобожден. Проживал в д. Борщевня Петушинского р-на Московской обл. Работал в совхозе в с. Петушки, затем в Петушинском отделении Госбанка. 9 декабря 1937 г. Был осужден по ложному обвинению, находился в заключении в лагере на Дальнем Востоке. 4 декабря 1947 г. освобожден 825 . По благословению епископа Афанасия поступил в Троице-Сергиеву лавру, принял монашеский постриг и прожил в лавре 17 лет, был благочинным 826 . Возведен в сан архимандрита. Скончался 23 января 1973 г. 1. 22 июня 1956 г. Здравствуйте, дорогой о Господе владыка. Сообщаю Вам, что в день Вознесения Господня в трапезном храме была хиротония архимандрита Доната 827 во епископа гор. Бийска, викария Новосибирской епархии, который до этого был священнослужителем в Елоховском соборе в течение нескольких лет. Наречение было накануне праздника. Хиротонию совершал Святейший в сослужении епископов: Иеронима 828 Орловского и Брянского, Митрофана 829 Куйбышевского и Сызранского и Гермогена 830 Ташкентского. За Патриаршими службами мне было поручено читать паремии, кафизмы и часы. О[тцу] Наместнику сообщил свое согласие поступить так, как он найдет нужным в отношении меня, чем он был весьма доволен. О хиротонии вновь постриженного иеромонаха пока ничего неизвестно, да он уже и уехал из Лавры, так что, может быть, хиротония будет где-то в другом месте. Более никаких новостей нет. Прошу Ваших молитв и святительского благословения. Многогрешный послушник Феодор. Д. 16. Л. 13–13 об. Подлинник. Автограф. 2. 31 августа 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В дневнике архимандрита Пимена содержится запись (13.04.58 г.) о встрече с кандидатом медицинских наук Людмилой Анатольевной Кутявиной - лечащим врачом святителя Афанасия, многих насельников Троице-Сергиевой Лавры и других священнослужителей. Поводом для знакомства стало ее желание познакомиться с написанным в декабре 1957 года стипендиатским отчетом отца Пимена, посвященным христианскому учению о духе, душе и теле по трудам епископов Феофана и Игнатия. На Пасху она прибыла к нему в Лавру, где состоялась беседа, в том числе, как свидетельствует отдельная запись, «о Смоленске, о Сахарове, о Лавре, о монахах и т. д.». С этой записью перекликается первое письмо отца Пимена (Хмелевского) - от 27 сентября 1958 года, на Крестовоздвижение (см. письмо 1, с. 84 нашей публикации). Сверху оно содержит собственноручную надпись епископа Афанасия: «Пол[учено] 29/IX58» (такие отметки он всегда делал сам). Архимандрит Пимен отвечает с искренней радостью на приглашение прибыть за иконой Всех русских святых в Петушки. И тут же упоминает Людмилу Анатольевну Кутявину и о своих молитвах за ее болящего отца. Доктор Кутявина впоследствии стала врачом и самого отца Пимена, и его приемной матери Стефаниды Ивановны Голуб. О том, что архимандрит Пимен собирался к владыке Афанасию впервые, говорит то, что он упоминает, но отклоняет предложение святителя использовать в качестве сопровождающего к нему проводника отца Феодорита. Иеромонах и впоследствии архимандрит Феодорит (Воробьев, 1899-1973) поступил в Троице-Сергиеву Лавру как раз по благословению епископа Афанасия (Сахарова) и прожил в ней 17 лет, с января 1959 года был благочинным. Впоследствии два года перед своей кончиной в 1973 году отец Феодорит был духовником епископа Пимена. Необходимо сказать о том, что выдающийся русский иконописец и реставратор Мария Николаевна Соколова еще с конца 20х по начало 30х годов по благословению епископа Афанасия (Сахарова) работала над иконой «Все святые, в земле Русской просиявшие». Она создавала новую иконографию, разыскивая в источниках «подобия» лика каждого святого, подробно изучая житийный материал. В 1934 году первая икона нового извода была освящена владыкой Афанасием, и этот образ стал его келейной иконой. В 1954 году икона участвовала в первом престольном празднике (по составленной святителем Афанасием службе русским святым) в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, устроенном в крипте под Успенским собором Троице-Сергиевой Лавры.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Воспитывала детей сестры, помогала им материально и духовно. Владыке Вениамину была предана беззаветно.— П.П. Архимандрит Феодорит (Федор Иванович Воробьев; 1899–1973) был насельником Лавры 17 лет (с 1956 г.), в том числе 11 лет — благочинным. До сих пор многие прихожане помнят его замечательные проповеди.— Ред. Иеромонах Павел (Троицкий; 1991 г.) — бывший насельник Данилова монастыря, арестовывался в конце 20-х г. и в 1939 г. Провел в лагерях более 15-ти лет. После освобождения в 1955 г. жил затворником в д. Кувшиново Тверской обл.— Ред. Рубикон — река, разделяющая северную и центральную Италию, ставшая символом трудного и окончательного выбора, рубежа, благодаря Юлию Цезарю, который, перейдя эту реку со словами: " Жребий брошен " , повел свои войска на Рим. Архиепископ Днепропетровский и Запорожский Андрей (Комаров Анатолий Андреевич; 1879–1955) несколько раз занимал Саратовскую кафедру. Известен мудростью в управлении, строгостью в канонических вопросах, подвижнической жизнью. Этот фрагмент — ответ на реплику одного лица о чуждости ему мировоззрения батюшки.— П.П. Талант — здесь: дар. См.: Есть тело душевное, есть тело и духовное (1 Кор. 15, 44).— Ред. Воспоминания Елизаветы Нестеровны Р.о посещении могилы старца епископа Вениамина (Милова) Как-то в один из праздников я и моя сестра Нина Нестеровна были в гостях у Александры Иосифовны — одной из духовных чад епископа Вениамина (Милова). При воспоминании о батюшке, о его священнослужении в Покровском монастыре, а также по ее совету мы решили обязательно побывать в г. Саратове и посетить его могилу. Александра Иосифовна дала нам примерный ориентир о расположении его могилы на кладбище и, как бы подтверждая наше желание, сказала: " Поезжайте, найдете, Господь вам в этом поможет " .Это было весной. Выходные майские дни совпали с пасхальными днями, и мы решили их использовать для поездки в Саратов. По приезде мы решили в тот же день взять обратные билеты на Москву, так как в этом городе знакомых у нас не было и задерживаться нам здесь не следовало.Входим в вокзал и слышим, объявляют по радио, что все билеты на Москву проданы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

Единственное, что мог тогда сделать владыка Иоанн для своего старого друга — это назначить архимандрита Михея на самый отдаленный приход своей епархии в селе Бабурино, в 17 км от железной дороги. Епископ Вениамин (Милов) родился в 1897 г. в семье священника. В 1920 г. принял постриг в московском Даниловом монастыре. С 1923 г.— наместник Покровского монастыря. В 1929 г. арестован и приговорен к трем годам лагерей. В 1937 г. новый арест. После освобождения в 1946 г. жил в Троице-Сергиевой Лавре. В 1949 г. сослан в Казахстан. Вскоре после освобождения 04.02.1955 хиротонисан во епископа Саратовского и Балашовского. Скончался 02.08.1955. В настоящее время в Саратовской епархии готовятся материалы к прославлению владыки Вениамина в лике святых. Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников; 1924–1986). В 1967 г. был назначен Священным Синодом на должность председателя редакционной коллегии ежегодного сборника «Богословские труды». Архимандрит Феодорит (Воробьев; 1899–1973), насельник Троице-Сергиевой Лавры. Схиархимандрит Иларион (Удодов; 1863–1951). В течение 20 лет монашествовал на Афоне, неся послушание кузнеца. См. о нем далее в тексте письма. По другим сведениям, он вместе со своим старцем игуменом Кириллом был в 1905 г. направлен в Россию для сбора пожертвований на монастырь и не смог вернуться на Афон из-за политических событий. Иеромонах Иннокентий (Коляда; 1905–1982). В 1925 г. пострижен в монашество, в 1926 г. рукоположен во иеродиакона. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации был в братстве Троице-Сергиевой Лавры. В 1953 г. рукоположен во иеромонаха. Боскин Сергей Михайлович. Художник. Регентовал и читал на первых службах после открытия Лавры. Впоследствии протодиакон. Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов; 1858–1937). Наместник Лавры в 1915–1919 гг. После ее закрытия был оставлен как староста охраны до 26.01.1920. Расстрелян в Бутово. В 2000 г. причислен к лику новомучеников Российских. Память 27 ноября/10 декабря. По воспоминаниям С.М. Боскина, также бывшего свидетелем этого события, антиминс Успенского собора, сохраненный архимандритом Кронидом, передал архимандриту Гурию Т.Т. Пелих — будущий протоиерей Тихон (1895–1983), который, проживая в Загорске, был духовно близок к преподобномученику Крониду.

http://pravoslavie.ru/47765.html

Архиепископ Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский; 1896-1978). Имеется в виду архиепископ Иосиф (Савраш Иосиф Михайлович; 1909-1984). В 1957 г. он был хиротонисан во епископа Станиславского и Коломыйского. Иеромонах Феодорит (Воробьев; 1899-1973). В 1961 г. был возведен в сан архимандрита, был благочинным Лавры. Людмила Анатольевна - лечащий врач святителя Афанасия. Имеется в виду иеромонах Иеракс (Бочаров; 1880-1959). Постриженик Лавры. В 1943 г. арестован, отправлен в ИТЛ, после освобождения из лагеря направлен в Дом инвалидов в с. Большие Березники в Мордовии. После освобождения был пенсионером Патриархии. Имеются в виду стихи, посвященные о. Иераксу «Тихая тихость...», написанные его соузником географом и экономистом П. Н. Савицким. Возможно, имеется в виду иеромонах Кирилл (Павлов), ныне архимандрит, духовник Троице-Сергиевой Лавры. Речь идет о фотографиях Святой Земли, которые отец Пимен привез из Иерусалима и демонстрировал их в Лавре братии. Мф. 25, 8. Письмо от 6 марта 1959 г. за подписью ректора МДА протоиерея Константина Ружицкого, инспектора и секретаря Совета МДА, в котором выражается благодарность епископу Афанасию за пожертвованные в Церковно-археологический кабинет Академии шесть антиминсов времен патриарха Тихона. Возможно, имеется в виду епископ Полтавский и Кременчугский Серафим (Шарапов; 1878-1959). «Ваша бумага» - имеется в виду, видимо, примечание епископа Афанасия (Сахарова) о способе исполнения канона, посвященного Благовещению Пресвятой Богородицы. Это примечание было позднее опубликовано в «Зеленых минеях» (так называется в церковном обиходе издание миней Московской Патриархии 1980х гг.). В нем речь идет о необычной структуре канона, составленного преподобным Феофаном Начертанным († 843): каждая песнь, за исключением последней, девятой, представляет собой диалог между Пречистой Девой Марией и Архангелом Гавриилом. В примечании Владыка Афанасий объясняет, что исполнение канона должно быть диалогическим, с попеременным (антифонным) чтением двух чтецов. Тропари, в которых речь идет от лица Архангела, должны предваряться словами: «Ангел возопи», а те, которые произносятся от лица Богородицы, - словами: «Богородица рече», за исключением тропарей 8й песни, так как соответствующие выражения имеются в тексте тропарей этой песни, и 9й песни, имеющей свои особые припевы (см.: Минея. Март. Ч. 2. 25е число. М., 1984. С. 215-216).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

В период с 1944 до конца 1990-х гг. греческий язык в МДАиС преподавали 11 человек: Б. В. Вадковский (1944–1951), В. А. Сретенский (МДС 1948/9), И. Н. Хибарин (1949–1951), А. И. Иванов (1951–1954), М. А. Старокадомский (сентябрь 1956 г.), Н. Н. Ричко (1956–1964), К. Е. Скурат (ноябрь 1958–январь 1959), А. В. Ушков (2-я пол. 1958/59), Б. А. Нелюбов (1961–наст. время), Д. П. Огицкий (1964–1973), А. А. Матвеев (1973–2000). Латинский язык преподавало почти в два раза меньшее число лиц – а именно 7 человек: Б. В. Вадковский (1944–1948), В. А. Ивановск ий (1948/9), Н. М. Лебедев (1949–1963), Н. П. Доктусов (1949–1951), свящ. П. Мороз (1-я пол. 1963/64), И. В. Воробьев (2-я пол. 1963/64–2008), А. М. Осипович (1970–1972). При этом преподавателями с наибольшим стажем работы стали те, кто начал работать в начале 1960-х гг. – Б. А. Нелюбов и И. В. Воробьев. Н. М. Лебедев также проработал довольно значительное число лет, пытаясь отвоевать лучшие рубежи для своего любимого предмета. Некоторые преподаватели совмещали преподавание языков в Академии и Семинарии, другие преподавали только в одной из этих учебных структур. Несомненно, что преподавание в Академии было значительно более серьезным и престижным: достаточно типично, когда начинающий преподаватель языков после предварительной стажировки в Семинарии переходил в дальнейшем преподавать в Академию. К сожалению, при всех подобного рода назначениях и перестановках знания далеко не всегда были единственным решающим фактором. Следует при этом учесть и то, что только первый преподаватель Б. В. Вадковский на протяжении нескольких лет параллельно преподавал древнегреческий и латинский языки, в то время как все последующие преподаватели вплоть до начала языковых реформ были или «эллинистами», или «латинистами». Расписания занятий классическими языками в течение первых десятилетий возрожденных Духовных школ тоже менялись – значительно чаще, чем какого-либо другого предмета. Нам удалось установить, по крайней мере, семь различных расписаний, по которым велось преподавание до 1998 г.: первое из них действовало в течение 1-го года (1944/45), второе и третье – в течение двух лет (1945–1947; 1947– 1949), четвертое – 12 лет (1949–1961), пятое – 6 лет (1961–1967), шестое – ок. 13 лет (1967–кон. 1970-х гг.) и седьмое – около 18 лет (конец 1970-х гг.–1998). Все эти расписания характеризует то, что на классические языки в Семинарии выделялось не более одного занятия в неделю, а в Академии – максимум два. Прослеживается также тенденция постепенного сокращения преподавания классических языков в Семинарии, хотя устроители Православного богословского института и лелеяли надежду о возрождении дореволюционного уровня и, значит, о постепенном увеличении языковой нагрузки, минимизированной только с учетом особых миссионерско-просветительских задач той эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Именно в тот день, когда должны были вечером прийти сваты, и случилась вторая авария. Борт самосвала, когда разгружали кирпичи, опрокинулся на работающих. Мужчину сразу насмерть. У него четверо сироток осталось, они потом уже в наши дни приезжали к матушке. Да и саму Наташу бездыханную в морг отвезли. А там одна сестричка-санитарка: «Лицо у нее какое-то очень живое…» – возьми да и приложи зеркальце к губам, а оно запотело. Долго Наташу не хотели родственникам отдавать. – Да у вас и средств-то необходимых нету, чтобы за такой тяжелобольной ухаживать. Мы таких в Москву на опыты отправляем, – так прямо и говорили. Тогда муж младшей сестренки Оли, с которой они только что поженились, написал расписку, что берет родственницу в коме под свою ответственность. Да вот только самого его отправляли в дальнюю командировку – он был военный. Так Оля и посвятила себя уходу за лежащей без сознания сестрой. С мужем они больше не виделись. Что происходило с душой Наташи все эти годы, Богу да Божией Матери ведомо. «Спаситель с нами, Божия Матерь с нами», – часто повторяла потом матушка. А еще наставляла: «Молиться Господу и любить Мамушку (так она Пресвятую Богородицу звала)». «Меня там учили» Протоиереи Олег Воробьев у матушки Феодосии На отдание Пасхи 1973 года матушка пришла в себя. Хотя и раньше на самом деле душа таинственно проявляла свое присутствие в уснувшем теле. Когда хоронили старшую сестру Феклу, Наташа сказала вдруг: «Ма-ма» (старшая сестра действительно им всем оставалась за маму). А брат Тихон пришел проститься с Наташей – да тут же и умер. Когда гроб с телом выносили, у нее слезы потекли. Потом могла ни с того ни с сего, как казалось многим, сказать родственнику: «Петя, передавай поклон моим родителям», – а он вдруг скоропостижно умирает… – Матушке эти отпущенные каждому из нас сроки были открыты. Но она не всем про это говорила. Скажешь человеку – а он неизвестно как на это отреагирует, – поясняет благочинный Даниловского благочиния Москвы протоиерей Олег Воробьев . – А, помню, я однажды был в Иерусалиме, позвонила матушка: «Передай такому-то: пусть каждый день служит и причащается».

http://pravoslavie.ru/103468.html

Несмотря на трудную, исковерканную репрессиями судьбу, отец сохранил доброту. Обладал непосредственным восприятием всего сущего. И, видимо, с детства был наделён образным мышлением. Удержался в памяти и дошёл до меня такой забавный эпизод из его детства. Он, ещё совсем маленький, выйдя на хозяйственный двор и увидев стаю воробьёв, взвившихся в небо, побежал к отцу-матери с криком: «Тату, мамо, наши курчата улэтилы…». В память об отце, точнее – в том числе и об отце, мне удалось в своё время установить памятник в станице. Причём, никакой преднамеренности у меня не было. Всё сложилось как бы само собой. Когда в 1973-74 годах в журнале «Октябрь» были опубликованы воспоминания выдающегося конструктора артиллерийских систем периода Великой Отечественной войны Василия Гавриловича Грабина (1900-1980) из них я с удивлением узнал, что он в юности жил в моей родной станице Старонижестеблиевской, работал помощником у своего отца на нашей станичной мельнице. Но ещё более меня удивило то, что о выдающемся конструкторе, в том числе знаменитых пушек ЗИС-2, ЗИС-3, пушек для танков КВ и Т-34, Герое Социалистического Труда, генерал-полковнике технических войск, четырежды лауреате Государственной премии, никто не знал ни в станице, ни на Кубани. Никакие краеведы о нём не ведали. В 1975 году я встретился с Василием Гавриловичем в подмосковном Калининграде (ныне – Королёве), где он жил, и был поражён цельностью, широтой и масштабностью его личности. Тогда же познакомил Василия Гавриловича с отцом. Было трогательно наблюдать за перепиской ветеранов – генерал-полковника, создателя пушки ЗИС-3 и сержанта, наводчика этого орудия. Потом письма и открытки Василия Гавриловича к отцу я передал в станичный музей Боевой славы, где его «хранитель» А.К. Троян пустил их по халатности на прокорм мышам… Пушка ЗИС-3, установленная в парке в честь знаменитого станичника конструктора В.Г. Грабина В память о конструкторе мне хотелось установить в станице его знаменитую пушку ЗИС-3. И тогда я, в то время сотрудник журнала «Пограничник», майор обратился к первому секретарю Краснодарского крайкома партии Георгию Петровичу Разумовскому, который и распорядился доставить пушку в станицу. Да, были такие «тоталитарные» времена, когда молодой журналист не только мог запросто встретиться с главою края, но и положительно разрешить поднимаемую им проблему…

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/18/...

Самые большие изменения в учебном плане по классическим языкам произошли в 1961 г. В 1961 г. было принято решение об «улучшении» преподавания древних и иностранных языков в Академии и Семинарии 196 . В результате с 1961 г. объем древних языков увеличился на II, III курсах до 4 часов 197 , тогда как с 1949 г. греческий и латынь преподавались по 2 часа на I, II, III курсах Академии, но при этом обязательное изучение трех языков со II курса заменилось выбором одного из них 198 . В МДС греческий язык стал изучаться по два часа в неделю с I класса до III включительно, а латинский остался только на IV курсе, причем в самом минимальном объеме. Внешне данная ситуация напоминает аналогичный переход с обязательного изучения двух языков на изучение одного по выбору согласно Уставу 1884 г., однако уровень предварительной языковой подготовки студентов 80-х гг. XIX в. и студентов 60-х гг. XX в. был настолько разным, что проводить дальнейшие параллели было бы крайне затруднительно. В Академии трудное положение сложилось у Н. М. Лебедева, которому пришлось вести многолетнюю борьбу со студентами, пытавшимися провести новую концепцию преподавания латинского языка – слушать лекции по истории латинского языка и литературы без грамматического опроса по заданному тексту 199 . По словам Лебедева, «такое “шитое белыми нитками” желание (особо ленивых и малоуспешных студентов курса) как неосновательное не могло быть удовлетворено в интересах дела…» 200 . В 1961/62 уч. г. Б. А. Нелюбов 201 начал преподавать греческий язык на 2-м курсе Академии. На всех остальных курсах и классах греческий временно продолжал преподавать Н. Н. Ричко 202 , который со следующего года намеревался отказаться от греческого языка в пользу древнееврейского 203 . Табл. 16. Расписание древних языков в МДАиС (1961–1967 гг.) МДС: класс Греч. (часы в неделю) МДА: курс Древнеевр. Табл. 17. Расписание древних языков в МДАиС (1967/68–1970-е гг.) МДС: класс Греч. (часы в неделю) МДА: курс Древнеевр. В 1970/71 г. в Семинарии латинский язык было поручено преподавать А. М. Осиповичу 223 , который продолжал вести данную дисциплину и в следующем году 224 . С 1973/74 уч. г. вся латынь в МДАиС снова была «возвращена» И. В. Воробьеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ВУЗОВСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРОТИВ ШКОЛЬНОГО АТЕИЗМА 8 мин., 01.01.2008 Когда я поступила в православный богословский институт, чтобы получить специальность религиоведа, мои нецерковные друзья, словно сговорившись, никак не могли запомнить, где же, собственно, я учусь. Само сочетание слов “православный”, “богословский” и “институт” казалось им столь странным, что они решили, будто учусь я в духовной семинарии, и только ленивый не спрашивал – неужели сейчас женщин берут в священники? Конечно, “священницей” я стать не собиралась. Но зачем же тогда учиться в богословском ВУЗе, и что вообще представляет собой современное религиозное образование? Об этом мы беседуем с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ , ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ – ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель Николо-Кузнецкого и Троицкого храмов, декан богословского факультета, заведующий кафедрой пастырского и нравственного богословия, кандидат физико-математических наук, профессор. Заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Член комиссии по канонизации и богословской комиссии при Священном Синоде. Сопредседатель Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию по теологии Министерства Образования РФ. Награжден медалью Русской Православной Церкви преп. Сергия Радонежского, знаком “Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации”. Родился 28 марта 1941 года в Москве. Поступил в 1959 году на физический факультет МГУ, в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1979 году рукоположен в священника. В 1982 году окончил Московскую духовную академию. С 1990 года служит в Николо-Кузнецком храме. Был одним из организаторов первых Богословско-катехизаторских курсов, в мае 1991 года избран их ректором, затем, после преобразования курсов в Богословский институт в 1992 году – ректором Православного Свято-Тихоновского богословского института. В 2004 г. Институт получил статус университета и был преобразован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет.

http://foma.ru/vuzovskoe-bogoslovie-prot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010