²Суббота, 10 марта 1973  Вчера – длинная пастырская беседа с женщиной в депрессии. Бросил муж. Сын ушел в хиппи. Бросил школу, живет неизвестно где. Дочь двенадцати лет тоже начинает впадать в депрессию. Все бессмысленно. Профессия (медицина) опротивела. Полная тьма. Во время разговора ощущал с самоочевидной ясностью «демонизм» депрессии. Состояние хулы. Согласие на хулу. Отсюда – смехотворность психиатрии и психоанализа. Им ли с «ним» тягаться? «Если свет, который в вас, тьма…»? Я сказал ей: «Вы можете сделать только одно, это – отказаться от хулы, отвергнуть саму себя в этой лжи, в этой сдаче. Больше Вы не можете – но это уже начало всего». Болезнь современных (да и не только современных) людей – одержимость. А они, а с ними заодно и священники, хотят лечить ее психиатрической болтовней². Это звучит как пророчество, причем от западного человека! Отец Александр был неформатным. ²Среда, 14 марта 1973  «Мучительная раздробленность времени, даже, вот, в эти дни Великого Поста. Выходишь из церкви – заседание. «Когда можно вас повидать…». Хорошо только дома, только одному. Мучительность всех контактов – и чем дальше, тем больше. Невыразимость, непередаваемость главного. Как я устал от своей профессии или, может быть, от того, как она стала пониматься и восприниматься. Такое постоянное чувство фальши, чувство, что играешь какую-то роль. И невозможность выйти из этой роли. Изумительные, весенние дни. И как только остаюсь один – как вчера, в Harlem, опоздав на поезд, – счастье, полнота, радость². Это пишет человек, который имеет опыт радости во Христе, благую самодостаточность. Радость в одиночестве? Но отец Александр не был нелюдим, у него была семья, он воспитал прекрасных детей. Это просто некий итог жизни человека. Игумен Никон Воробьев писал под конец жизни, что не хочет жить – здесь всё одно и то же, ничего нового под солнцем кроме Христа, а вот ко Христу хочется. Нормальный здоровый человек с правильным духовным опытом, с одной стороны, радуется каждому мгновению жизни, (Шмеман пишет о полноте и радости), а с другой стороны, устает от того, что всё возвращается на круги своя, всё одно и то же.

http://radonezh.ru/2021/10/11/pamyati-ot...

Схиархимандрит Серафим (в миру – Роман Сергеевич, в монашестве Петр, 7.10.1878 – 4.1.1971 г.) – в свое время один из старейших насельников Лавры (с 1948 г.), проживший долгую жизнь, побывавший до прихода в Лавру в разных монастырях и в России и за рубежом, в т.ч. и на Афоне (где за ревностное клиросное послушание и умилительное пение сподобился видения Божией Матери с сонмом мучениц). С 1952 г. был духовником Лавры, а с 1961 г. – и Академии с семинарией, все свои силы и богатый опыт жизни употреблявший на спасение и врачевание многочисленных духовных чад, среди которых были и лица высокого иерархического положения. 184 Архимандрит Феодорит (Воробьев) Архимандрит Феодорит (в миру – Феодор Иванович), скончавшийся 23 января 1973 г. на 74-м году жизни, известен был всем инокам и посетителям Лавры как «человек живой веры и любви к Богу. Проповеди о. Феодорита всегда подкреплялись назидательными примерами жизни во Христе». 185 В Хрущевские времена массированного наступления на Церковь , они собирали большое число слушателей, в том числе, молодежи. Это был прямой, безбоязненный вызов миродержателям тьмы века сего ( Еф.6:12 ). Выходец из простой благочестивой семьи, он по окончании в 1918 г. Моск. Коммерческого училища работал долгие годы бухгалтером и в то же время духовно совершенствовался под руководством опытных пастырей и путем изучения творений святых отцов. В Лавру он пришел уже опытным в духовной жизни человеком и провел в ней 17 лет до 1970 г. – в должности благочинного. Игумен Марк (Лозинский) Игумен Марк (в миру – Сергей Ростиславович), профессор Моск. Дух. Академии, магистр богословия, скоропостижно скончался 29 января 1973 года от комы, вызванной обострением сахарного диабета, говорят, при лечении голоданием, что весьма опасно при этой запущенной болезни. Трудолюбивый, способный ученый, собравший огромный архивный материал из наследия епископа Игнатия (Брянчанинова) , составивший пособия по гомилетике, готовивший и изучавший многие другие материалы, несмотря на изнурявшую его болезнь, активный сотрудник Церковно-Археологического Кабинета, всего себя отдал на поприще научно-профессорской деятельности. Отпевание и захоронение игумена Марка имело место в Туле, где он проводил (закончившиеся столь трагично) рождественские каникулы у своего отца – местного протоиерея. 186 Протодиакон Феодор Юдин

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир Николаевич (род. 28.03.1941, Москва), прот., ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та (ПСТГУ). Отец В. преподавал на философском фак-те МГУ, дед - прот. Владимир Воробьёв - был благочинным, настоятелем московского храма свт. Николая в Плотниках на Арбате. В 1959-1965 гг. В. учился на физическом фак-те МГУ. В 1973 г. получил ученую степень канд. физико-математических наук, был принят на работу в Вычислительный центр АН СССР. В 1978 г. В. поступил в МДС, к-рую заочно окончил в 1980 г., в 1982 г. окончил МДА. 18 марта 1979 г. был рукоположен во диакона, 30 апр.- во иерея. Служил в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, затем в Никольской ц. у Преображенского кладбища. В 1984 г. переведен в Успенский храм в Вешняках, в 1990 г.- в храм свт. Николая Чудотворца в Кузнецах, в 1997 г. назначен настоятелем Николо-Кузнецкой ц. и приписного к ней храма Живоначальной Троицы в Вишняках, к-рый был открыт и восстановлен под рук. В. В окт. 1990 г. В. участвовал в создании братства во имя Всемилостивого Спаса (см. в ст. Братства православные ), со временем превратившегося в одно из крупнейших братств в России (в 1994 опекало 14 храмов, из к-рых 13 восстанавливались). Стал духовником братства. Под рук. В. были созданы правосл. общеобразовательная и воскресная школы, детские лагеря, столовая для бедных, книжный магазин «Православное слово». В кон. 80-х гг. вместе с др. священниками В. организовал правосл. лекторий. В янв. 1991 г. на основе лектория открылись богословско-катехизаторские курсы, в мае того же года ректором курсов был избран В. По его инициативе и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II курсы в 1992 г. были преобразованы в Православный Свято-Тихоновский богословский ин-т (ПСТБИ, с 2004 ПСТГУ). В. стал его первым ректором, в 1997 г. удостоен звания профессора. В ун-те читает лекции по предметам «введение в литургическое предание Православной Церкви» и «пастырское богословие». Под рук. В. в ПСТБИ был разработан гос. образовательный поликонфессиональный стандарт по теологии, ставший основой для открытия специальности «теология» в гос. классификаторе и создания теологических фак-тов и отд-ний в гос. вузах.

http://pravenc.ru/text/155248.html

Беседовала Наталья Горенок СПРАВКА Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев родился 28 марта 1941 года в Москве. В 1965 году окончил физический факультет Московского государственного университета. Работал в МГУ, затем с 1968 года учился в аспирантуре и с 1971 года работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. В 1973 году защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата физико-математических наук. Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев В 1978 году поступил в Московскую Духовную семинарию, по окончании ее — в Московскую Духовную Академию. В 1979 году был рукоположен во диакона, а затем во священника. Служил в храмах г. Москвы. В 1997 году назначен настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах и приписного к нему храма Живоначальной Троицы в Вешняках, который был открыт и восстановлен под руководством отца Владимира. В октябре 1990 года вместе с близкими друзьями создал, а затем стал духовником Братства во имя Всемилостивого Спаса, со временем превратившегося в одно из крупнейших братств в России (в 1994 году опекало 14 храмов, из которых 13 восстанавливались). Под руководством отца Владимира были созданы православная общеобразовательная и воскресная школы, детские лагеря, столовая для бедных, книжный магазин «Православное слово». В 1990 году стал одним из организаторов Богословско-катехизаторских курсов, в мае 1991 года был избран ректором курсов, затем в 1992 году — ректором Православного Свято-Тихоновского богословского института, в который были преобразованы курсы. В мае 2004 года институт получил статус университета и стал называться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. В университете читал лекции по предметам «Введение в литургическое предание Православной Церкви» и «Пастырское богословие». Возглавляет в ПСТГУ отдел новейшей истории Русской Православной Церкви, который проводит большую работу по сбору материалов о гонениях на Православную Церковь в России в период советской власти и издает научную серию «Материалы по новейшей истории РПЦ» (с 1994). С 1998 года — член Синодальной комиссии по канонизации святых, активно участвовал в подготовке масштабной канонизации новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.

http://pravoslavie.ru/37796.html

382, 383]. Был вынужден вмешаться архиепископ Ростовский и Новочеркасский Владимир — пытался добиться содействия от уполномоченного по делам религий по Ростовской области В. Т. Политико Л. 381]. Но товарищ Воробьёв методов не изменил. 18 января 1973 года «под Крещение собрались старухи в сторожке с разных хуторов. В 10 часу вечера Воробьёв И. П. пришёл в караулку и стал старух спрашивать, кто откуда. После чего приехала милиция и стали переписывать, кто откуда, а затем пошли к священнику и стучали в дверь к нему, но священник не открыл дверь» Л. 387, 388]. Два архивных дела по Флоро-Лаврской церкви довелось мне прочитать очень внимательно. Каждую страницу читаешь с болью. В этих двух делах, как в двух каплях воды, отразилась в одном — довоенная, а в другом — послевоенная политика партии и правительства по отношению к православной церкви и верующим. Но нет уже ни той партии, ни того правительства. Что же происходит с Флоро-Лаврской церковью в наше время? Старая церковь пока не восстановлена. Но в 1989 году началось строительство в городе Проле- тарске новой каменной церкви, а в 1993 году новый храм великомучеников Флора и Лавра был освящён. В 2002 году началось восстановление старой церкви. Во время субботников жители города Пролетарска расчистили территорию вокруг храма, навели порядок внутри. Рядом с храмом были посажены деревья, появились цветники. Начались работы и по восстановлению самого церковного здания. Перекладывали стены, в 2007 году установили даже новый центральный купол храма. Трудности возникли, когда в 2008 году Флоро-Лаврская церковь была признана памятником архитектурного наследия регионального значения. Дело в том, что реставрация архитектурных памятников требует близости к оригиналу. А в данном случае даже фотографий оригинала толком не сохранилось. Так или иначе, проект восстановительных работ, учитывающий уже сделанное жителями Пролетарска в 2000-е годы, был завершён и, на мой не столь просвещенный взгляд, получился неплохим. К согласию по поводу того, как удовлетворить действующим требованиям реставрации архитектурных памятников, прийти, однако, не удалось. Долгое время восстановительные работы были заморожены. И всё так же смотрели и сегодня смотрят святые лики на мир сквозь позднейшие наслоения клуба, в котором ещё в 1935 году, помните, собирались «поместить дедушку Ленина и Сталина» (и поместили, скорее всего), кинотеатра «Мир», ткацкого цеха промкомбината. Но вот летом 2012 года, не дождавшись согласования проекта с властями, верующие Пролетарска возобновили работы по восстановлению храма, а 30 августа, накануне дня памяти святых мучеников Флора и Лавра, в храме было совершено первое богослужение. Твёрдо верю, что рано или поздно церковь будет восстановлена, да вот увидеть её, как и сегодня, можно будет только с боковых улиц. Загородило церковь от людского взгляда здание администрации Пролетарского района. Отсюда до церкви рукой подать, но на душе от этого веселее не становится.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-smert-s...

Так что не занимайтесь вопросом о посте, делайте по силам и даже можете по немощи вкушать рыбу и елей накануне Причастия до всенощной, делая это со смирением, ради укрепления сил и с глубоким благодарением Господу. Бойтесь оценивать пост и количество молитв – свихнемся с сыновнего смиренного пути в ненавистное Богу фарисейство и самоцен. Где расценка, там наемничество, а не сыновство, хотя и грешное. Внимание держите не подле внешнего, а подле внутреннего: есть ли молитва в сердце, не огорчила ли кого, не помогла, может быть, кому духовно, не рассердилась ли, не пристрастилась ли к чему, может быть, была нетерпелива, уныла? Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать. Вы нужны всем своим чадам и неправильно написали обратное. Сейчас в десять раз больше нужны, чем прежде. Пусть и немощей много. Господь за них не осудит, если будем смиренно взывать: Господи, прости! Даже наоборот, они ведут к смирению, то есть самому главному и необходимому в деле спасения, почему и Давид славил Господа за допущение немощей: благо мне, яко смирил мя еси 66 . Поэтому не унывайте в немощах и не считайте их за своих врагов – наоборот, они хотя и невзрачные, но наши духовные друзья – мытари. Таня подвизается, но пост у нее выше смирения и послушания, рыбу в Великий пост не ест, хотя бы и ослабела до смерти. Не совсем это право, не по сыновнему смирению, а по рыбьей оценке. Все же она, кажется, начинает внутреннее ставить выше внешнего. Клавдюша яркий пример извращения правого пути спасения через заботу о внешнем (пост, молитвы, поклоны, слезы) с забвением внутреннего – очищения сердца от злобы и всякой нечистоты. Привет всем. Будьте здоровы. Поживите еще. Храни Вас Матерь Божия. 52 Печатаются по изданию: Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. Париж – Нью-Йорк. 1973. 108–110, с некоторыми исправлениями по другому «самиздатскому» машинописному списку, доступному нам. Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) в 1933–1941 годах жил в ссылке в Вологде. Арестован в 1941-м и в 1942 году скончался в вологодской тюрьме. Им составлена «Памятка иноку» (М., 2001). 53 Душевнобольная монахиня Рафаила (в мире Агриппина Чижова, из крестьян Тульской губернии) поступила в Акатовский монастырь, как и сама игумения Олимпиада, в двадцать с небольшим лет и оставалась в нем до его закрытия. 59 Св. Евдоким жил в Византии в первой половине IX века, был воином, скончался в возрасте тридцати трех лет. Память 31 июля (13 августа). Читать далее Источник: «Бог везде а с Ним и радость...» : Игуменья и сестры Акатовского мон-ря во времена гонений/сост., авт. вступ. ст. А.Г. Воробьева. – М. : Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2016. – 228 с., ил. ISBN 978–5-7429–0447–2. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Счастье – это жить с Богом О том, как жить верующему христианину в условиях противоречивой изменчивой действительности, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове. 7 января, 2011 О том, как жить верующему христианину в условиях противоречивой изменчивой действительности, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове. Опубликовано в журнале « Славянка ». Жизнь в современном мире подобна стремительному бурному потоку, в котором не успеваешь сосредоточиться ни зрением, ни слухом, ни умом. О том, как жить верующему христианину в условиях противоречивой изменчивой действительности, мы беседуем с протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове.   Отец Валериан Кречетов родился 1937 году в семье будущего протоиерея Михаила Кречетова. После окончания Московского лесотехнического института, последовав примеру отца, поступил в московскую семинарию. В 1969 году стал священником, в 1973-м окончил Московскую Духовную академию. За долгие годы своего служения имел возможность общаться со многими выдающимися пастырями, в том числе с епископом Стефаном (Никитиным), протоиереем Николаем Голубцовым, протоиереем Сергием Орловым, архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) , протоиереем Николаем Гурьяновым . Более сорока лет отец Валериан является для духовенства и мирян примером ревности и стойкости духа, неся нелегкий крест жертвенного пастырского служения. Имеет ряд церковных наград. Автор множества статей и проповедей. Глава большой многодетной семьи. Батюшка, расскажите, пожалуйста, в какой семье Вы воспитывались? Нам, трем братьям, Петру, отцу Николаю и мне, грешному, Господь явил великую милость. Мы родились в семье, где была воспитанная в православном благочестии мать. Мой отец часто пересказывал один разговор со своим духовником, умершим в тюрьме, отцом Владимиром Воробьевым (его внук сейчас тоже священник, ректор Православного Свято-Тихоновского университета ). Отец спросил, как ему устроить семью. Духовник говорит: «Бери такую, чтобы была или христианка, как кремень, или чтобы семья христианская из нее перла наружу, вот так!» То есть в основе всего должна быть духовная сущность избранницы или избранника. И добавил: «Возьмет она тебя за руку и поведет в Царствие Небесное. Ты, – говорит, – думаешь, что идешь сам – нет, она тебя ведет».

http://pravmir.ru/schaste-eto-zhit-s-bog...

29 января Кафедральный собор во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла в Праге 1973 год – Святейший Патриарх Пимен и сопровождавшие его лица отбыли в Чехословакию. 30 января во Львове во время остановки поезда Святейшего Патриарха приветствовал митрополит Львовский и Тернопольский Николай (Юрик), а в Мукачеве – архиепископ Мукачевский и Ужгородский Григорий (Закаляк). От имени своих епархий они преподнесли Его Святейшеству букеты цветов. В Чьерне-над-Тисой – первом приграничном городе Чехословакии – по благословению Блаженнейшего предстоятеля Чехословацкой Православной Церкви делегацию встретил и сопровождал до Праги епископ Пряшевский Николай. 31 января Святейший Патриарх Пимен прибыл в Прагу. В этот же день делегация Русской Православной Церкви посетила кафедральный собор в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. 1991 год – Состоялось заседание Священного Синода (29 - 31 января). По предложению Святейшего Патриарха Алексия II принято решение об образовании двух новых отделов Московского Патриархата – по религиозному образованию и катехизации и по церковной благотворительности и социальному служению. Заслушано сообщение Святейшего Патриарха о передаче Русской Православной Церкви из архива Комитета государственной безопасности СССР материалов, относящихся к жизни и деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, в количестве 3000 листов. Среди них – подлинники рукописей святителя  Тихона, автографы религиозных, политических и общественных деятелей начала ХХ в. и другие документы. Принято решение образовать специальную комиссию под председательством преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Николая для систематизации и описи документов, а также иметь попечение о дальнейшем их изучении. 1998 год – В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах состоялась VIII ежегодная богословская конференция (29 - 31 января). Конференция была организована Православным Свято-Тихоновским богословским институтом. 2000 год – Святейший Патриарх Алексий II принял Генерального секретаря ООН Кофи Анана. 28 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5341.html

Отец Федор Петровский сразу узнал меня и во второй наш приезд крестил жену и детей. Если только вдуматься, что было со мной, то понимаешь великую силу провидения Господа нашего Иисуса Христа, заботу о спасении души человеческой и милость Его к нам, слабым духом и верой. Отец Федор стал нашим духовным отцом, другом, близким человеком, он и привел меня к о. Арсению, с которым встретился в 1950 году, в лагере, уже будучи иеромонахом, и до самой кончины которого был духовным его сыном. Скромный, застенчивый и мягкий, он совсем не напоминал того смелого сержанта Петровского, с которым я плыл на плоту; потом я узнал, что и в церковной своей жизни он стоек и смел, особенно это проявилось во время хрущевских гонений на Церковь. Вот так я пришел к вере, потеряв двадцать лет из неразумия, непонимания истинного пути жизни человеческой. 1973, 1979 г. В А. Чичагов. Из архива В. В. Быкова Мост Пришел я к Богу на войне, при взрыве моста на горной речке. Рассказывать о своем детстве не буду, скажу только, что в семье в Бога никто не верил. Только тогда, когда я уезжал летом на каникулы, тетя Нюра, сестра отца, учила меня молиться и читала Евангельские истории по какой-то растрепанной книжке; было интересно, но как-то проходило стороной. Она заставила меня выучить несколько молитв: “Отче наш”, “Взбранной Воеводе победительная” и какие-то еще, но мне запомнились только эти и еще “Господи, Иисусе Христе Боже наш, не остави нас, грешных, Своей помощью”. Дома сердились на тетю Нюру и даже выговаривали ей, но она сестру и меня все же крестила и была моей крестной матерью, а когда я бывал у нее, водила меня к священнику, о. Павлу, доброму и хорошему человеку. Мама и папа не знали, что мы были крещены. В 1940 году взяли в армию, послали в танковое училище, кончить не успел – началась война. Направили в действующую армию, часть разбили; отступали, переформировывались, стал пехотинцем, артиллеристом и даже, на короткое время, связистом. Отступали от Ростова, добрались до Кавказа, сперва бои шли в предгорьях; вошли в горы, часть нашу разбили, осталось человек 20 под командованием капитана, и стали мы самостийными партизанами; но вскоре с местным партизанским отрядом соединились и стали сильно досаждать немцам на железных дорогах и шоссе. В боях участвовал многих, Бог хранил, и даже ни разу не был ранен, но о Боге не вспоминал. Но написать должен об одном особенном событии.

http://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/7/

Кто-то, кто был в ссылке вместе с епископом Германом, сделал к ним небольшие пояснения, и в таком виде они и были опубликованы, вместе с письмами епископа Германа послушнице Татьяне, «Вестником РСХД» (Нью-Йорк – Париж, 1973, 107,108 – 110). Где находятся подлинники и сохранились ли они, неизвестно. Эти письма приоткрывают для нас внутренний мир матушки, большую требовательность к себе, ее заботы в те годы. Среди фотографий, оставшихся после игумении, – портрет митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцова). После Соловецкого лагеря и ссылки, до епископской хиротонии, в 1935 – 1942 годах он был приходским священником в Клинском районе, в селе Воловникове. Ничего не известно о том, как был связан владыка митрополит с акатовскими монахинями. Но, конечно, эта фотография, не ранее 1949 года, когда владыка был возведен в сан митрополита, оказалась у матушки не случайно. Каким человеком был этот старейший, заслуженный архиерей? Из пространной характеристики 1949 года, написанной уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме: «Архиепископ Варфоломей – фанатично религиозный человек, с глубоко консервативными взглядами, большой приверженец русской старины... стремящийся всеми силами и средствами расширить влияние Церкви, упрочить ее положение, уберечь духовенство и верующих от всякого прогрессивного влияния извне. В этих вопросах он неутомим, несмотря на свой возраст... Большинство верующих характеризуют архиепископа Варфоломея как человека подвижнической жизни, скромного, с безупречным поведением, доступного, прекрасно знающего церковное богослужение во всех деталях, ревностного служителя Православной Церкви» 37 . В заключение этого доброго свидетельства от внешних ( 1Тим. 3:7 ) отмечено, что «архиепископ Варфоломей по характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает». Но еще ярче, чем отзыв советского чиновника, рисует его облик рассказ католикоса-патриарха Грузии Ефрема (Сидамонидзе), записанный архимандритом Рафаилом (Карелиным) .

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010