На первом месте в качестве кандидата на местоблюстительство стоял митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), на втором – митрополит Ярославский Агафангел (Преображенский), на третьем – митрополит КрутицкийПетр. В целях обеспечения непрерывности и преемства церковного управления митрополит Петр составил два акта, датируемых 5 и 6 декабря 1925 г., которыми назначил себе заместителей. Первым актом в случае смерти Патриаршего местоблюстителя до законного избрания Патриарха его права и обязанности должны переходить митрополиту Казанскому Кириллу, в случае невозможности ему вступить в эту должность – митрополиту Ярославскому Агафангелу, митрополиту Ташкентскому Арсению и, наконец, митрополиту Нижегородскому Сергию. Вторым актом в случае прекращения по каким-либо обстоятельствам деятельности Патриаршего местоблюстителя временное исполнение его обязанностей поручалось митрополиту Нижегородскому Сергию, а в случае невозможности их исполнения последним –митрополиту Михаилу (Ермакову) или архиепископу Иосифу (Петровых). После ареста митрополита Петра во временное исполнение обязанностей Патриаршего местоблюстителя вступил митрополит Сергий. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917–1943 гг. В 2 ч./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. Ч. 1. С. 354–355. Там же. Ч. 2. С. 470–471. Там же. С. 500–507. Леонид Дмитриевич Аксенов (1876 – после 1941 г.), участник Поместного собора 1917–1918 гг. В 1924 г. арестован по делу епископа Мануила (Лемшевского), отбывал заключение в Соловецком лагере. В архиве митрополита Григория сохранились от него письмо и две открытки со штемпелем Попова острова – пункта пересылки, откуда заключенных развозили по островам архипелага. Скорее всего, и в Москве, поскольку содержание писем неизвестно. Г. А. Косткевич (1904—1973 гг.), врач, церковный историк, несколько раз арестовывался и был в тюрьмах (Кифа — Патриарший Местоблюститель священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1862—1937)/Отв. ред. прот. В. Воробьев. М., 2012. С. 920).

http://sedmitza.ru/lib/text/10047581/

Протоиерей Владимир Воробьев: О частом причащении и подготовке к Таинству Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Как часто надо причащаться и как готовиться? Рассказывает протоиерей Владимир Воробьев. 24 мая, 2013 Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Как часто надо причащаться и как готовиться? Рассказывает протоиерей Владимир Воробьев. Господь Иисус Христос, перед тем как пострадать, установил Таинство евхаристии, в котором хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Часто ли нужно причащаться Святых Тайн? Как не потерять благоговение, причащаясь часто? Отвечает протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ Таинство таинств — В чем состоит учение Церкви о причастии? — Учение Церкви о Евхаристии начинается с момента, описанного в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит своим ученикам: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Вполне это учение раскрывается в момент установления таинства Евхаристии на Тайной Вечери. С самого начала христианам было ясно, что Евхаристия есть таинство, которое созидает Церковь. Об этом сказано в том определении, которое дает апостол Павел – «Церковь есть Тело Христово» (1 Кор. 12-12), то таинственное Тело, богочеловеческий организм, в котором люди соединяются со Христом. Это Тело живет, растет и плодоносит именно благодаря таинству Евхаристии, в которой каждый из членов Церкви, вкушая часть Тела Христова, соединяется единому целому Телу и телесно, и душевно, и духовно. Из этого понятия о таинстве становится совершенно очевидным, что причащаться Святых Христовых Тайн необходимо часто. Из Апостольских правил, следует, что тот, кто не причащался Святых Христовых Тайн более трех недель без уважительной причины, считался отпадшим от Церкви. Древние христиане причащались каждый День Господень, (т.е. — каждое воскресение), а в четвертом веке святитель Василий Великий пишет: «Мы (имея в виду себя и свою монашескую общину) причащаемся четыре раза в неделю». О частом причащении пишут очень многие Святые отцы. Сама Евхаристия содержит в себе евангельские слова: «Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»(Мф. 26, 26-28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

http://pravmir.ru/o-chastom-prichashheni...

У нас всегда есть возможность быть святыми Протоиерей Владимир Воробьев о духовной и семейной жизни 10 декабря, 2016 Протоиерей Владимир Воробьев о духовной и семейной жизни Во все ли времена возможно быть святым, равночестны ли семья и монашество и является ли идеальной жизнью человека семейная жизнь, какой самый прямой путь к созданию семьи, как молиться и поститься студентам – на эти и другие вопросы о духовной жизни ответил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев во время встречи со студентами. Встречи с руководителями и преподавателями проходят в рамках интеграционного курса для студентов, поступивших в ПСТГУ. Духовная жизнь – это есть жизнь в Духе Святом – Вопросы о духовной жизни неисчерпаемы. В наше время духовной жизнью называют разные вещи. Некоторые называют «духовной жизнью» посещение театров, концертов или, например, танцев. Церковь не отрицает светскую культуру и допускает ее для мирян. Но духовная жизнь – это другое. В Священном Писании о духовной жизни говорится очень определенно: духовная жизнь – это есть жизнь в Духе Святом: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). То есть христианин, не имеющий Духа Христова, не может считать себя духовным, говорит Апостол Павел. Вы знаете, что в первом веке всех христиан называли святыми, именно потому, что они получили дар Святого Духа и старались жить, сохраняя благодать Святого Духа в своем сердце. Их святость проявлялась даже видимым образом: они часто имели благодатные дары. Жизнь первых христиан была устроена харизматически, то есть они жили по внушению свыше и ничего не делали, пока не ощущали волю Божию. Об этом ясно написано в Деяниях Апостолов, где говорится, что когда апостол Павел со спутниками пошел в такую-то страну, то Дух Святой не пошел с ними, они поняли, что это не угодно Богу. А когда они пошли в другую сторону и Дух Святой пошел с ними, тогда они продолжали свой путь: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16:6).

http://pravmir.ru/u-nas-vsegda-est-vozmo...

Бедствия плена, тяжесть которых живо чувствовалась в великие праздники, являвшиеся для теократического сознания народа Божия источником великой радости, естественно, привело на память Товиту, без сомнения, хорошо знавшему закон и пророков, – соответствующее пророчество Амоса ( Aм. VIII:10 ст., подобным образом писатель 1 Маккавейской кн. воспоминает это пророчество, 1Mak. I:39–41 , при изображении бедствий иудеев под владычеством сирийцев), это одна из немногих прямых цитат в библейских книгах. Тов.2:9 В эту самую ночь, возвратившись после погребения и будучи нечистым, я лег спать за стеною двора, и лице мое не было покрыто. Тов.2:10 И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили теплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма. И ходил я к врачам, но они не помогли мне. Ахиахар доставлял мне пропитание, доколе не отправился в Елимаиду. 9–10 . В довершение скорби и печали Товита, его постигло великое несчастие – потеря зрения: когда, после погребения, Товит ночью лежал на дворе с «открытым лицом» ( πρσωπον μου ακλυπιον ην, ст. 9), в глаза ему попали экскременты птицы ( στρουθα, hirundines; слав.-русск.: воробьи; соответствующее еврейское слово – «циппорим» означает мелких птиц вообще, ср. Nc. VIII:9 ; Быm. XV:10 ; Лeb. XIV сл.); здесь – птицы, близкие к жилищу человека: воробьи или Vulg.: ласточки, последствием чего образовались на обоих глазах бельма ( λευκματα), а затем, вследствие неудачного лечения со стороны неискусных, может быть, врачей (медицина в древней Ассирии и Вавилонии невысоко стояла, гранича с магией) наступила полная слепота (ст. 10). Факт этот для непредвзятой мысли не представляет чего-либо неимоверного, физически невозможного, вопреки возражениям отрицательной критики (см. у проф. Дроздова, с. 344–348, 480–481). Лишившись вследствие болезни и лечения всего имущества и всех средств пропитания, Товит некоторое время получал пропитание от упомянутого уже выше (I:21–22) Ахикара, пока последний не удалился в Елимаиду (удалился в Елимаиду именно Ахикар, как стоит в код. Синайск. LXX и в Vet. latin, а не Товит, как ( επορεθην) стоит в принятом греч. т. и слав. перев. Елимаида – библейско-еврейский Елам, греч. Сузианна ( Быm. X:22, XIV:1, 9 ; Uc. XI:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Стихи 29–33: Не продаются ли два воробья за [один] асе [мелкую медную монету]; но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев. Итак всякого, который будет исповедать Меня пред людьми, и Я исповедаю пред лицом Отца Моего, Который на небесах, а того, кто отречется от Меня пред людьми, и Я отрекусь пред лицом Отца Моего, Который на небесах . — Речь Господа остается верной себе, и последующее вытекает из вышесказанного, предшествующего. Благоразумный читатель, всегда остерегайся предубежденного толкования, чтобы не со своим смыслом соразмерять Писания, а, наоборот, свой смысл приспосабливать к Писанию и понимать, что следует далее. Выше Он сказал: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Теперь Он говорит: Не продаются ли два воробья за асе, но ни один из них не падает на землю без Отца вашего. Смысл слов такой: если малые и имеющие незначительную цену животные не погибают без соизволения Бога и если во всем действует промышление, так что и имеющее погибнуть не погибает без воли Божией; то вы, пред назначенные к вечности (qui aeterni estis), не должны бояться, что будете жить без Промысла Божия. Этот смысл выражен и раньше в словах: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? и далее: Посмотрите на полевые лилии, как они растут и прочее; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Некоторые под двумя воробьями понимают, — применяя искусственное толкование, — душу и тело. Также и пять воробьев, — в Евангелии от Луки -которые продаются за два асса, они относят к пяти внешним чувствам. Но немалое затруднение состоит в том, каким образом такое понимание приспособить ко всему составу (corpori) Евангельского слова: А у вас все волосы на голове исчислены, — итак не бойтесь; вы лучше многих воробьев. — Здесь гораздо яснее выражен раньше указанный смысл нашего толкования. Они не должны бояться убивающих тело, но не могущих убить души, потому что, если без ведения Божия не падают даже малые животные, тем более человек, который поддерживается апостольским достоинством. А словами: У вас даже все волосы на голове исчислены. — Он показывает неизмеримое промышление Божие о людях и обозначает неизреченную любовь, ибо ничто в нас не скрыто от Бога, и даже незначительные и праздные слова не ускользают от Его ведения. Церковное понимание этого места осмеивают те, которые отрицают воскресение плоти, будто мы утверждаем, что даже все волосы, которые исчислены, но обрезаны брадобреем, будут восстановлены. Но ведь Спаситель не сказал: «Ваши все волосы на голове спасены», но: исчислены; а там, где — число, показывается только знание величины числа, а не сохранение этого числа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Древний характер этого речения явствует не только из упоминания Двенадцати: ведь Иуда, конечно, достаточно рано исключен из этого перечня. Различные элементы, включая упоминание у Матфея нового бытия и Сына Человеческого на престоле, могут, конечно, оказаться позднейшими добавлениями к начальному общему преданию, однако ядро текста предполагает, что придет время, когда Царство воистину настанет, когда Бог Израиля будет править Израилем и, вероятно, всем миром, когда ученики сядут за один стол с Иисусом и им будет вверено – во многом подобно тому, что говорит Павел коринфянам! – участвовать в верховном управлении единого истинного Бога. И тот факт, что это речение распространялось после смерти Иисуса и вошло, по меньшей мере, в два документа и, возможно, в более раннюю запись, которая стоит за ними, говорит о большой вероятности того, что данные тексты и те, кто жил по ним, выражали веру и в воскресение Иисуса, и в свое собственное воскресение. Третий отрывок двойного предания, который, как мне представляется, ясно говорит о воскресении, – это предупреждение Иисуса и его обетование, когда он говорит о тех, кто убивает тело, но больше ничего не может сделать: [ Мф 10 ] 28 И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить [psyche, душа, однако в иудейском контексте нет нужды вгонять это понятие в рамки эллинского дуализма]; а бойтесь лучше могущего и душу и тело погубить в геенне. 29 Не два ли воробья продаются за ассарий? И ни один из них не упадет на землю без воли Отца вашего, 30 У вас же и волосы на голове все сосчитаны, 31 Не бойтесь же: вы лучше многих воробьев. [ Лк 12 ] 4 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело, и затем неспособных ничего больше сделать. 5 Но укажу вам, кого бояться. Бойтесь того, кто по убиении имеет власть ввергнуть в геенну. Да, говорю вам: его бойтесь. 6 Не пять ли воробьев продаются за два ассария? И ни один из них не забыт у Бога. 7 А у вас на голове и волосы все сосчитаны. Итак, не бойтесь: вы лучше многих воробьев 1368 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Подвижнические и богословские главы «Подвижнические и богословские главы» Иустина (Поповича) это собрание его афоризмов, заметок, размышлений на духовные темы. «Любовь — это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны через любовь.» СТОСЛОВИЕ ПЕРВОЕ 1. Все - все остальные религии - предписывали быть над человеком, чтобы избежать грехов человеческих; быть над миром, без мира, без земли, чтобы не оскверниться и не сотворить зла. Только Христос требует быть в мире зла, но без зла; среди злых людей, но без зла; в грязи, но не оскверниться. Быть в злом мире, но не быть злом, - вот сила, которую дает Христос. И потому Христос - вноситель борьбы, меча, отделяющего и отсекающего зло от мира. (4 января 1915 г. Владичин хан). 2. Любовь - новое во Христе, единственно новое. Любовью Христос - новый Бог. " Кто во Христе, тот новая тварь " . Кто любви не имеет, тот еще в Ветхом Завете. Знак Христов - это любовь. (21 августа 1916 г. Лондон). 3. Любовь - это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны через любовь. (21 августа 1916 г.). 4. Страдание - это вино, которым Христос причащает человека из потира любви. (21 августа 1916 г.). 5. Молитва - это просфора, замешанная из слез и сердца (26 авг. 1916 г.). 6. Прости меня, Боже, но я больше всего люблю Бога, Который плачет. Не потому ли я больше всего люблю Христа? (26 авг. 1916). 7. " Ибо все обетования Божии, в Нем " да " и в Нем " аминь " , - в славу Божию через нас " (2Кор.1:20). В Нем - да; в Нем - Христе Богочеловеке - все обетования Божии, - в Нем, а не в человеке, не в культуре, не в цивилизации. Его да - остальное все прилагается; всякая боль - исполнена обетованием. В Нем - все.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И чем лучше заканчивать день, как не этим прославлением Божиего промысла? Так, братия, с окончанием каждого дня благодарите и прославляйте Господа Бога за Его чудный промысл о вас. Все, что содействовало вам провести день, – воздух, пища, телесные силы, здоровье и пр., и пр., – все это действие промысла на вас. На минуту, на мгновение ока оставит нас промысл – кончено, все погибло, – «в прах свой возвратимся». Вместе с тем, что бы когда ни было с вами – горе, неудачи, болезнь, потери, бедность и т.п., не падайте духом и не унывайте: есть промысл над вами, который не покинет вас ни при каких невзгодах. Господь Бог заботится о каждой былинке полевой, о каждом пресмыкающемся, – тебя ль оставит, забудет? Никогда! Лишь не теряй упования на Него. Вот что сказал Сам Спаситель: взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Мф. 6:26 ). Не пять ли воробьев продаются за два ассария (самая мелкая монета) – и ни один их них не забыт у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих воробьев» ( Лук. 12:6–7 ). К чему ж после этого уныние, малодушие? Тяжело переносить житейские невзгоды и особенно злобу людскую, – знаю, горьким опытом знаю, что тяжело. Да что? Так или иначе, в горе или радости, под влиянием любви и дружбы или под гнетом вражды и преследований, – а дни наши мелькают, не заметим – мелькнет и вся жизнь; так что тут останавливаться на темных сторонах ее? Мелькнут и они, разве что вспомнятся там – на суде Всеведущего, для воздания каждому по делам. Притом, Божий промысл никогда не допустит до нас невзгоды выше сил наших. Явится беда – у Господа готово и лекарство против нее. Найдутся враги злые, ожесточенные, – такие враги, что «живых убо пожерли быша нас, внегда прогневатися ярости их на ны, – и Господь не даст нас в ловитву зубом их». Непредвиденно для нас пошлет Он друзей, вовсе нам неведомых; сокровенно от нас пошлет помощь, никак нами неожиданную, – и «душа наша, яко птица, избавится от сети ловящих; сеть сокрушится, и мы будем избавлены» ( Пс.123 ). Так, и в горях, и в радостях будем возлагать все свои надежды, все свое упование на Божий промысл – и Он никогда не оставит нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И чем лучше оканчивать день, как не этим прославлением Божьего промысла? Так, мой друг, с окончанием каждого дня благодари и прославляй Господа Бога за Его чудный промысл о тебе. Все, что содействовало тебе провести день: воздух, пища, телесные силы, здоровье и пр., и пр. – все это действие промысла на тебе. На минуту, на мгновение глаз оставит нас промысл – кончено, все погибло, «в прах свой возвратимся». Вместе с тем, чтобы, когда ни было с тобой – горе, неудачи, болезнь, потери, бедность и т. п., не упадай духом и не унывай: есть промысл над тобой, который не покинет тебя ни при каких невзгодах. Господь Бог заботится о каждой былинке полевой, о каждом пресмыкающемся – тебя ль оставит, забудет? Никогда, лишь не теряй упования на Него. Вот что сказал Сам Спаситель: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф. 6:26 ). «Не пять ли воробьев продаются за два ассария (самая мелкая монета) и ни один из них не забыт у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих воробьев» ( Лк. 12:6–7 ). К чему ж, после этого, уныние, малодушие? Тяжело переносить житейские невзгоды и особенно злобу людскую, знаю, горьким опытом знаю, что тяжело. Да что? Так или иначе, в горе иль в радости, под влиянием любви и дружбы, иль под гнетом вражды и преследований – а дни наши мелькают, не заметим, – мелькнет и вся жизнь; так что тут останавливаться на темных сторонах ее? Мелькнут и они, разве что вспомнятся там – на суд Всеведущего для воздаяния каждому по делам. Притом, Божий промысл никогда не допустит до нас невзгоды выше сил наших. Явится беда – у Господа готово и лекарство против нее. Найдутся враги, злые, ожесточенные, такие враги, что «живых убо пожерли быша нас, внегда прогневатися ярости их на ны, и Господь не даст нас в ловитву зубом их». Непредвиденно для нас, пошлет Он друзей, вовсе нам неведомых, сокровенно от нас пошлет помощь, ни как нами неожиданную; и «душа наша, яко птица, избавится от сети ловящих; сеть сокрушится, и мы будем избавлены» ( Пс. 128 ). Так, друг мой, и в горе, и в радостях будем возлагать все свои надежды, все свое упование на Божий промысл – и он никогда не оставит нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

«Восстань, сын погибели, ибо не достоин ты войти в покой Отца Моего, ибо разрушил дела Мои». И встал умерший и вышел. И Иисус, облеченный могуществом, провел воду через плотины в малые озера свои. Глава XXVII После сего Иисус взял илу из запруды, которую сделал, и слепил при народе двенадцать воробьев. Был день субботний, когда сделал Он так, и было много детей с Ним. И некоторые из иудеев видели, что делал Он, и сказали Иосифу: «Или не видишь ты, Иосиф, что Младенец Иисус работает в день субботний, что не дозволено Ему? Он сделал двенадцать воробьев, слепив из ила их». Тогда Иосиф укорял Иисуса: «Зачем делаешь Ты в день субботний то, что не дозволено нам?» Но Иисус, услышав Иосифа, ударил руками Своими и сказал Своим воробьям: «Летите!» И по повелению этому начали летать они. И когда все были там и смотрели и слушали, сказал Он птицам: «Идите и летайте по всему миру, и по вселенной, и живите». Тогда все, кто были здесь и видели это чудо, были охвачены изумлением. Одни прославляли Его и удивлялись Ему; другие порицали Его. И некоторые пошли к первосвященникам и вождям фарисейским и поведали им, что Иисус, сын Иосифа, сотворил великое чудо и проявил великое могущество при всем народе израильском. И записано это было в книги двенадцати колен Израиля. Глава XXVIII И в другой раз сын Анны, священника, пришел с Иосифом, держа в руке трость, и с великим гневом разрушил в присутствии всего народа маленькие озера, которые устроил Иисус руками Своими, и разлил воду, которой наполнил их Иисус из потока, ибо закрыл плотины, через которые уходила вода, и сломал плотины. Иисус, видя то, сказал ему, разрушившему дело рук Его: «Семя сквернейшее беспокойства, сын смерти, приспешник сатаны, да будет бессильно семя твое и иссохнет корень твой, и да будут без плода ветви твои!» И вот на глазах всех зачах и умер отрок тот. Глава XXIX Тогда устрашился Иосиф, и смотрел за Иисусом, и возвратился с Ним в дом свой и Матерь Его с ними. И вот дитя, тоже сын погибели, прибежав им навстречу, бросилось на плечо Иисусово, желая насмеяться над Ним, или сделать зло Ему, если сможет.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010