Советская). В настоящее время в нем размещается средняя общеобразовательная школа 1. 146 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища...//Вологодские ЕВ. 1899. 5, 1 марта. С. 136. 147 Во время обучения Глубоковского домовой церкви при училище не было, воспитанники посещали богослужения в Сретенском храме. Каменный Сретенский собор строился с 1788 по 1833 г. по проекту губернского архитектора Петра Бортникова. Теплая церковь освящена в 1790 г., холодная в 1835 г. В храме было три престола: главный в нижнем этаже – во имя Сретения Господня, второй, также в нижнем этаже, – во имя свв. великомучеников Флора и Лавра, и один в верхнем этаже – во имя святителя Николая (Никольская старина. Вологда, 2000. С. 201–202). Своими внушительными размерами собор производит впечатление и ныне, возвышаясь над всем городом. С 1815 г. в нем хранилась главная святыня Никольского края – местночтимая Дуниловская икона Божией Матери, обретенная в 1677 г. на реке Дуниловка в слободке Никольской крестьянином Кичменгского городка Диомидом Крохалевским (Лебедев Вас. Чудотворная Дуниловская икона Божией Матери и место ее явления//Вологодские ЕВ. 1899. 1, 1 янв. С. 16–18; 2, 15 янв. С. 29–35; 3, 1 февр. С. 64–65). С 1992 г. икона находилась в Казанском храме в Дунилове (Никольская старина... С. 212). В ночь на 23 авг. 2002 г. икона была похищена (Колчеев С, прот. Дуниловская Казанская икона Божией Матери//ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 334). 148 [Григоревский М. X.] Отчет о ревизии... С. 34. Соглашаясь, что «как учитель, он не был на высоте своего положения», Н. А. Ильинский давал вместе с тем следующую характеристику А. П. Соколову: «Но мне нравился симпатичный обычай, заведенный о. протоиереем на своих уроках. К каждому уроку по катехизису ученики готовили по очереди главу из Евангелия. Дежурный ученик, как только смотритель входил в класс, сначала читал молитву, а затем главу из Евангелия по-славянски и всегда за сим переводил ее на русский язык. Ученики всегда готовились по переводу тщательно, чтобы получить от смотрителя похвалу и одобрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

стали собираться к преподобному Сергию Радонежскому приблизительно в половине XIV века. Скончался преподобный Сергий в 1392 году 25 сентября. Нурма (в Грязовецком уезде Вологодской губернии) — приток реки Обноры, которая протекает по Вологодской в Ярославской губерниям и впадает в реку Кострому. Павел Обнорский преставился в 1429 году 10-го января. (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим отцам и учителям Церкви, прославившимся твердостью своей веры и характера. 1-го августа. Павел так уважал преп. Сергия, что провожал его после посещения более, чем на две трети расстояния от своего жительства. Место, до которого обыкновенно доходили святые, ознаменовано устройством часовни. преп. Сергия, отстоявшая в 60 верстах от Вологды (закрыта в 1764 г.), находилась в 4 верстах от Павловской обители, ниже по течению реки Нурмы. мощи преподобного почивают во храме. 1584 года записано было до 80 чудес преподобного. Житие преподобной матери нашей Пелагии Палестинский, находившейся на севере Палестины, в Келесирии, в нынешней Сирийской области Азиатской Турции, в глубокой древности был центральным пунктом для всего языческого востока, но в IV в. стал рассадником христианства и имел своих епископов; впоследствии город этот был постепенно разрушен. Сирийская — один из древних и богатейших городов Сирии, столичный ее город; лежит при р. Оронте, верстах в 10 от впадения ее в Средиземное море, между горными хребтами Ливана и Тавра; основана за 300 лет до Р. Хр. Селевком Никатором и названа так по имени Антиоха, отца его. Для христианской церкви Антиохия имеет особенную важность, как второе после Иерусалима великое средоточие христианства, и как мать христианских церквей из язычников. Знаменитая церковь Антиохийская насаждена первоначально свв. Апп. Павлом и Варнавою, а впоследствии утверждена еще и ап. Петром. В Антиохии было немало замечательных соборов пастырей церкви во время еретических (Арианских и Несторианских) распрей, Церковь Антиохийская издревле пользовалась особенными преимуществами, наравне с церквами: Александрийскою, Иерусалимскою, Константинопольскою и Римскою; настоятели ее имели титул и преимущества патриарха, почему и в настоящем месте жития преп. Пелагии следует разуметь не архиепископа, а патриарха. В настоящее время Антиохия находится под Турецким владычеством и представляет собою небольшой и бедный городок, в котором насчитывается до 10 тысяч жителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

11. Св. ап. Варфоломея и Варнавы; п. Варнавы ветлужск.; Ефрема и Аркадия новоторжск. 12. Преп. Онуфрия вел., Петра афонского и Арсения коневск. свв. Иоанна, Андрея, Иракламвона, Феофила, п. Онуфрия мальск., Онуфрия и Авксентия вологодск.; Вассиана и Ионы (обр. мощ. 5 июня 1599) пертоминск.; Стефана комельск.; св. Анны кашинск. (откр. мощ. 1909 год.). О пр. Петре Афонском († 734 г.) раскольники-безпоповцы говорят то же, что и о пр. Феофане Антиохийском; см. выше под 10 числ. июня. В житии этого угодника Божия повествуется также, что он, будучи в мирском звании воеводой, попал в плен к сарацинам и содержался в темнице. В темничном заключении он усердно молился святителю Николаю, которого почитал своим особенным покровителем. Святитель явился узнику в сонном видении и сказал, что Бог не хочет скоро разрешить его от уз, потому что он согрешил тяжко, не исполняв данного Богу обета. Петр вспомнил, что обещал некогда принять монашество, но, увлеченный мирской суетой и почестями воинского звания, забыл свой обет. Дав решительное обещание исполнить этот обет, как только освободится от плена, Петр еще пламеннее стал молить угодника Божия о помощи. Св. Николай в другой раз явился Петру и сказал, чтоб он особенно молился св. Симеону Богоприимцу, который вместе с Пресвятой Богородицей и св. Иоанном Предтечей находятся ближе всех к престолу Божию и имеют великое дерзновение пред Богом. Пламенная молитва узника действительно привлекла к нему благоволение Божие по ходатайству сих небесных предстателей. Петр уже не в сонном видении, но наяву видит, как предстали пред ним Симеон Богоприимец и святитель Николай, разрешили его от уз и увели не только из темницы, но и из земли неприятельской. 13. Мц. Анилины, св. Трифиллия, еп. Левкусии кипрския; мц. Антонины, пр. Анны и сына ее Иоанна; Андроника моск., Саввы. 14. Св. прор. Елисея, св. Мефодия, патр. константинограда; Мефодия пешношск., кн. Мстислава (Георгия), п. Елисея сумск. От прикосновения к мощам св. прор. Елисея мертвый воскрес (4 Дар. 13, 21); значит, мощи святых имеют чудодейственную силу и достойны почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

232 Соболевский. Переводная литература Московской Руси XIV – XVII веков. Спб. 1903. V, VI. Ср. Голубинский. История русской церкви. 2 изд. М. 1901. I, 1, 728 сл. 233 Список их у Соболевского. 15 и сл. «У нас составился такой богатый запас переводов отеческих писаний, какого не представляет ни одна древняя литература новых западных народов, у которых господствовали римская литургия и латинский язык». Горский и Невоструев. Описание славянских рукописей Моск. Синод. Библиотеки. Отд. II. Писания св. отцов, М. 1859, VI , VII. Ср. Архангельский. К изучению древне-русской литературы. Творения отцов церкви в древне-русской письменности. Спб. 1888. Казань. 1888–1890. Шевырев. История русской словесности. М. 1860. II, 250. Голубинский. I, 1, 732–733. и Алексей Попов. Влияние церковн. учения и древне-русс. духовной письменности на миросозерцание русс.народа. Казань. 1883, 10. 234 Соболевский, 9–11 и Терновский. Изучение визант. истории. II, 12 и сл. (о «хождениях» в Грецию). Пыпин. История русск. литературы. Изд. 3. Спб. 1907, I, 294 и сл., и статья «Списывание книг в древние времена России» в «Правосл. Собеседник» 1862 г. 236 Об очень раннем появлении переводов житий Антония Великого , Саввы Освященного, Евфимия Великого, Симеона Столпника, Илариона Великого и других см. Абрамович. Исследование о киево-печерском патерике. Спб. 1902, 131–132. Голубинский полагает (И. р. ц.I, 1, 734), что «жизнеописательной греческой литературой наши предки этого периода обладали более илименее всей». 237 Об этом значении святоотеческой письменности для древней Руси см. труд Малинина. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его Послания. Киев, 1901, 138–143. 238 После известного исследования проф. Ключевского (Древне-русск. жития святых, как исторический памятник. М. 1871), развенчавшего их историческое значение, дальнейшее понижение последнего произведено было Голубинским, И. р. Ц, I, 1, стр. XIII, и И. Яхонтовым . Жития свв. северно-русск. подвижников поморского края, как исторический источник. Казань, 1881. Поворот к смягчению этого направления замечается у Н. Коноплева. Святые Вологодского края. М. 1895, напр., стр. 5 и др., у Абрамовича. Исследование о Киево-Печерском патерике, 188–190, и в особенности у Кадлубовского, Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава 1902, предисловие и стр. 161 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

38.   Ф еофилакт Ширяев, с 1811 по 1814 г., из архимандритов же Спасокаменского Духова монастыря. В 1814 году был на чреде священнослужения, а 17 августа того же года переведен в первоклассный Пафнутиев Боровский монастырь и определен ректором в Калужскую семинарию; в 1821 г. 23 июля хиротонисан во епископа в Тамбов и там скончался 20 мая 1824 года. 39.   Гавриил II Розанов, с 1814 по 1820 г., из архимандритов того же Спасокаменного Духова монастыря. В 1820 г. 20 декабря выбыл в С.-Петербург на чреду священнослужения. При этом настоятеле, – между прочим был обновлен усердием купца Ивана Рыбникова придел во имя свв. мучеников Платона и Романа, стоявший без пения с пожара 1811 года, и переименован в Преображенский. В 1820 г. перемещен в ректоры Ярославской семинарии с настоятельством в первоклассном Толгском монастыре. В 1821 году 18 сентября рукоположен в епископа Орловской епархии. В 1828 году переведен из Орла в Екатеринослав, с наименованием (в 1832 г.) архиепископом Екатеринославским, Херсонским и Таврическим, а потом по отделении Екатеринослава, Херсонским и Таврическим, с местопребыванием в Одессе. В 1848 г. 1-го марта переведен в Тверь; в 1857 г., 15 февраля, уволен на покой и в 1858 г. 8 сентября скончался в Желтикове монастыре, где и погребен. 40.   Евтихиан Лестев, с 1821 по 1833 год. Родом из Нижегородской епархии; воспитанник первого курса С.П.-бургской дух. академии, по окончании курса в которой, со степенью магистра, был определен в 1814 г. августа 13, инспектором и профессором богословских наук в Костромскую семинарию. В 1819 году, июня 28, пострижен в монашество. В 1820 г. сентября 28, назначен ректором Костромской семинарии. В 1821 г. января 2, определен ректором в Вологодскую семинарии, с поручением в управление его Спасоприлуцкого монастыря. В 1830 г. был в С.-П.бурге на чреде священнослужения. В 1833 г. сделал настоятелем Пинского первоклассного монастыря и ректором Воронежской семинарии, откуда в 1836 году уволен на покой в Солотчинский монастырь Рязанской епархии и там скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

3. В частности, Св. Таинства совершаются не по вере совершающего и не по вере приемлющего, но и не в силу произнесения или изображения Имени Божия, а по молитве и вере Св. Церкви, от лица которой они совершаются и в силу данного ей от Господа обетования... Такова вера православная, вера отеческая, вера апостольская». Так ввели иерархи Церкви Российской три страшных лже-догмата, хулящих Имя Божие, отделяющих Его от Бога и лишающих тем самым действенности нашу молитву церковную и святые Таинства. Три величайших по своей кощунственности отрицания были провозглашены от имени Св. Синода в 1913 г. на всю Россию. 1. Имя Божие «на деле», то есть в действительности не есть энергия Божия, не свойство Божие, а только название предмета, отделённое от самого Предмета, а потому, молитва отделена непроходимой пропастью от богословствования и от самой действительности и бытия, недосягаемых для нас. 2. Сила Божия не соединена с Именем Божиим, и таинственное соединение это кощунственно названо было «прикреплением» Божественной Силы к Имени Божию, а действие её названо было даже «механическим». 3. Таинства совершаются не Именем Божиим. Эти кощунственные лжедогматы были засвидетельствованы и подписаны высшими архипастырями: Владимиром, митрополитом Санкт-Петербургским, Сергием, архиепископом Финляндским, Антонием, архиепископом Волынским, Никоном архиепископом, бывш. Вологодским, Евсевием, архиепископом Владивостокским, Михаилом, архиеп. Гродненским, и Агапитом, епископом Егатеринославским. Имя Божие было поставлено этими иерархами в ряд имён относительных, созданных человеческим творчеством, следовательно, подверженных, как и всё человеческое, тлению, забвению, разрушению. И сказано всё это было наперекор Св. Писанию, свв. Отцам и великим учителям Церкви. Забыто было, что Имя Божие, как слово Божие, слово живое, вечное, абсолютное. И невольно здесь вспоминаются слова приснопамятного иерарха, митрополита Филарета, который за много лет раньше писал как бы в опровержение этих трёх лже-догматов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

40 . Парфений Отенов. Из болгар Кандидат. Скончался в сане митрополита Нишавского. Осьмнадцатого курса (1852) 41 . Никодим Белокуров, магистр. По окончании курса определен в вологодскую Семинарию профессором по классам церковной истории, церковного законоведения и библейской истории. Пострижен в монашество в Вологде, 18 января 1853 года. В ноябре 1853 г. переведен на должность инспектора вифанской Семинарии, а в январе 1858 перемещен на ту же должность в московскую Семинарию. В январе 1862 г. назначен ректором вифанской Семинарии; в августе 1866 переведен на ту же должность в московскую Семинарию. В 1869 году по болезни оставил должность ректора и поселился, как настоятель, в моск. Богоявленском монастыре. В 1873 г. определен наместником Александроневской лавры. В 1875 г. 3-го апреля хиротонисан во епископа старорусского, викария новгородской митрополии. В июле 1876 г. переведен на кафедру епископа дмитровского, викария московской митрополии. Скончался 14 октября 1877 года. Из сочинений его напечатаны: Благовещение. (Душеп. Чт. 1861, т. 1). Сретение Господне (Там же). Сведения о жизни и трудах свв. евангелистов. Евангелисты: Матфей, Марк и Лука (Душеп. Чт. 1860. Т. 1 и 2). Чудесные знамения, последовавшие за смертью Господа нашего Иисуса Христа (Душепол. Чт. 1862. Т. 1). Описание московского Богоявленского монастыря (Чтен. в моск. общ. истор. и древн. 1876. Кн. 4). Девятнадцатого курса (1854) 42 . Алексий Лавров-Платонов, магистр. Экстраординарный профессор московской духовной Академии. По кончине супруги (в августе 1877 г.), принял монашество 9 января 1878 года, а 17 марта возведен в сан архимандрита, апреля 30 того же года хиротонисан во епископа можайского, викария московской митрополии. – Кроме исчисленных в своем месте печатных трудов его, продолжается печатанием капитальное, под его редакцией выходящее, издание: Правила св. Апостол, св. Соборов вселенских и св. Отцев с толкованиями (печаталось и печатается в Чтениях общ. люб. д. просвещения). 43 . Михаил Лузин, доктор богословия. После 24-х летней службы в московской духовной Академии в должности бакалавра, профессора, инспектора и наконец (с 1876 г.) ректора, хиротонисан во епископа уманьского, викария киевского 22 января 1878 года. Вместе с тем ему повелено быть и ректором киевской Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

577 Выше на основании Муравьева мы говорим, что осмотр происходил в Феврале 1757-го года. Но в рукописи доношения, которую мы имеем под руками, читается, что осмотр имел место 15-го Январи 1757-го года. 580 Между свв. Димитрием Ростовским и Иннокентиев Иркутским, по хронологическому порядку установления празднований, занимает место преп. Феодосий Тотемский. Донесений комиссий, свидетельствовавших мощи Феодосия, нам неизвестно; а в указе св. Синода от 30-го Сентября 1798-го года о явлении его мощей говорится только, что «при учиненных оному (Феодосия) телу трех свидетельствах оказалось оное тело нетленно». 581 Святцы 1621-го года написаны в Коряжемском монастыре, который в Вологодской губернии, в Солвычегодском уезде, в 15-ти верстах к востокуот Сольвычегодска (в 1868-м году приписан к Сольвычегодскому Введенскому монастырю); в настоящее время находятся в библиотеке Ундольского (принадлежащей Московскому Публичному Музею), 287. Святцы, написанные неизвестно где между 1606–1625-м годами, в настоящее время находятся в Санкт-Петербургской Публичной Библиотеке, – 51. Об обоих списках святцев, равно как и вообще о святцах с подробными записями Русских святых, см. преосв. Сергия, Полный месяцеслов Востока, т. I, изд. 1 стр. 290 sqq, изд. 2 стр. 852 sqq. 582 Труд неизвестного Троицкого монаха, по всей вероятности – Силона Азарьина, не получивший распространения, читается в двух рукописях фундаментальной библиотеки Московской Духовной Академии: 201. лл 302–340, в 203, лл. 247–277, из коих во втором черновой список, а в первом – беловой. Что выписка сделана к 1657-м году, видно из того, что от преставления преп. Сергия (в 1392-м году) до того времени, как она совершена, полагается 265 лет, – 201 л. 327 об. Митр. Платон, не знавший употребления слова: «летописец» в особенном смысле кратких отдельных о чем-либо записей (в данном случае – записей биографических о святых) зачеркнул слова: «иже с летописцем» и на верху нависал: «иже в летописцех», при чем поправка, так как вдействительных летописцах нет никаких святцев, вышла весьма неудачной (А. Н. Муравьев, не понятно – для какого эффекта уверяющий, будто нашел нашу выписку в куполе (!) Новгородского Софийского собора, – в предисл. к Сентябрю месяцу Житий Русских святых, выдает себя тем, что приводит ее заглавие по неудачной поправке Платоновой).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

6.      Св. Апостола Фомы. 7.      Мч. Сергия и Вакха, Иулиана и Кесария, Полихрония; мч. Пелагии тарсийской, преп. Сергия вологодск. и Сергия печерск.; обр. мощ. прп. Мартиниана белозерск. 8.      Прп. Пелагии и Таисии; свят. Пелагии девы; прп. Досифея верхнеостровского и Трифона вятского. 9.      Ап. Иакова Алфеева; прав.: Авраама и Лота; мч.: Еввентия и Максима; прп. Андроника и Петра; прп. Афанасии и Лоплии; св. Стефана сербск. 10. Мч. Евлампия и Феотекна; мц. Евлампии, преп. Феофила и Вассиана, блаж. Андрея тотемского; св. Амфилохия владимиро-волынского. Муч. Евлампий во время своих мучений окрестил 200 воинов, уверовавших во Христа, покропив их водой из котла, в который был ввержен. Еще новое свидетельство, что окропительное или поливательное крещение, в случае крайней нужды, дозволительно. 11. Ап. Филиппа, единого от седьми диакон; п. Феофана исповедник .; мц. Зинаиды и Филониллы; прп. Феофана печерск. Воспом. 7-го Всел. собора. Ап. Филипп, будучи только диаконом, крестил евнуха царицы Каппадокийской, но потому, что получил на это власть от Бога (2 прав. свв. апп. Петра и Павла в Кормч. л. 30); а раскольники-безпоповцы такой власти не имеют, значит, напрасно и ссылаются на пример св. ап. Филиппа. Пример евнуха царицы Каппадокийской ясно показывает, что никто сам собой не разрешает Писания, ибо в нем, как говорить св. Петр, много неудобовразумнтельного, что невежды и не утвержденные превращают, а потому мирянину нужно обращаться за разъяснением св. Писания к закононопоставленным учителям, каковы пастыри Церкви, а не толковать его по своему разумению, как, делают штундисты, пашковцы и др. сектанты. В 19 пр. 9 всел. Соб. прямо сказано, что нужно толковать свящ. Писание, «яко же божественнии отцы достигоша», а в толковании прибавлено: «яко же церковнии светильницы и учители своими писании истолковаша» (Кормч. 1650 г. л. 183). 12. Перенесение из Мальты в Гатчину св. креста, иконы Б. М. (Филермской) и десницы Иоанна Крестителя; свт. Космы маиумск., Мартина; муч.: Тараха, Прова и Андроника; Домники; прп. Амфилохия глушицкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

8–11 июня делегация провела в Пантелеймоновом монастыре, затем посетила Старый Руссик и Новую Фиваиду. Неоднократно проводились собеседования, произносились проповеди, однако все попытки владыки Никона и С. В. Троицкого , равно как и игумена монастыря схиархимандрита Мисаила (Сапегина) убедить имяславцев подчиниться успеха не только не имели, но привели к положению, угрожавшему безопасности миссионеров. 14 июня при участии вооруженных солдат началась перепись монахов Пантелеймонова монастыря: к 29 июня лишь 700 из 1 700 человек заявили, что «к ереси не принадлежат». В канун праздника свв. первоверховных апостолов Петра и Павла архиепископ Никон снова приехал в Пантелеймонов монастырь, чтобы утром отслужить литургию. В два часа ночи архиепископа разбудило письмо консула, в котором говорилось, что имяславцы готовят скандал. Архиепископ сказался больным и отказался служить. 3 июля в монастырь прибыл пароход «Херсон». На него при помощи солдат 6-й роты 50-го Белостокского полка погрузили отчаянно сопротивлявшихся монахов, числом 418, для вывоза с Афона. 6–8 июля пароход забрал 183 монаха из Андреевского скита. В скиту монахи сопротивления солдатам не оказали. Ильинский скит вообще эта смута не затронула. 715 Афонская смута мало затронула келлиотов. Архиепископ Никон в своем дневнике приводит любопытные сведения об отношении русских келлиотов к спорам об Имени Божием: «По словам о. Феофана, бывшего инспектора Вологодской духовной семинарии, живущего на Афоне уже десять лет, ересь гнездится и по кельям, но тщательно укрывается старцами, боящимися греков. На Афоне русские келлии в последнее время стали объединяться для защиты своих интересов и образовали Братство русских келлий. 7 июля было общее собрание этого братства, на котором присутствовал С. Троицкий . Благодаря его разъяснениям старцы, объединившиеся в сем братстве келлий, единодушно постановили составить заявление Св. Синоду о том, что их кельи пребудут верными учению православной Церкви об именах Божиих, а против еретиков будут принимать меры». 716 Впрочем, следует иметь в виду, что противное мнение имело бы тяжкие последствия для келлиотов. Один из них – старец Парфений, настоятель Благовещенской келлии, был под подозрением. Он переписывался с владыкой Никоном, но хотел избежать прямых высказываний о спорах вокруг имени Божиего. Архиепископ сообщает: «Тогда я написал ему решительно и кратко: почто он лукавит, почему ни в одном письме не отвечает на вопрос: как он верует об именах Божиих и не подписался под отречением? Я требую, чтобы он, как старец кельи, где живет больше 50 братий, ответил мне или – да, или – нет. Если – да, то добре, если же – нет, то я о сем так и доложу и Св. Синоду, и патриарху, и – завтра же – Киноту Св. Горы... Вечером в тот же день старик прислал мне формулу отречения с подписями – своей и старшей братии». 717

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010