VIII. Протоиерей Иоанн Михеевич Борзецовский 226 И поя мя Господь от овец ( Ам.7:15 ) Не стало нашего высоконравственного, мудрого и заботливого родителя. Нам без него очень грустно. Нет его более в живых среди вас, но величественно-христианский облик его всегда предносится перед нами. С благоговением припоминаем теперь каждое его слово, сказанное нам, и прочитываем каждую строку, написанную нам. Как много преданы были и горячо любили его и духовные дети! Как только услышали они о его предсмертной болезни, то почти не отходили от него; на руках, можно сказать, многих из них он и дух свой предал Господу. Некоторые из них немедленно после его кончины заявили нам сердечное желание иметь возможно полное жизнеописание достоуважаемого старца-протоиерея. Предлагаем биографические о нем сведения, основанные главным образом на его записях и устных рассказах, своевременно занесенных нами на бумагу 227 , а равно на сохранившихся письмах его ко мне и к нему on разных лиц. Иоанн Михеевич рассказывал, припоминая родину свою, о тамошнем храме во имя Рождества Христова, находящемся не в селе, среди крестьянских домов, а за рекой вдали от них, в погосте Борзецове, коломенского уезда, Московской епархии 228 . Около деревянного с таковой же колокольней храма – кладбище, вслед за которым ютились домики членов причта: священника и двоих причетников; у самого храма стояла церковная сторожка. Местность невеселая: кладбище наводило грусть, разобщенность с селом (Малино село в 1 версте) – скуку, а бедность поддерживала и даже еще усугубляла унылое настроение духа. При такой внешней обстановке у малолетних детей тамошнего причта замечалась одичалость (застенчивость) и боязнь людей. Дети росли, почти не зная игр детских. Дед И. М–ча, но отцу его, священник Феодор Иоаннов сдал свое место в погосте Борзецове (не позже 1790 г.) сыну своему Георгию и жил на пропитании его с Натальей Ивановной, своей женой; в старости ослеп и скончался лет 80-ти от рождения. Другой сын его Михей Федоров (род. 1771 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Немало добрых знакомых было у о. Иоанна между дворянами и из них принадлежавшие к числу духовных его детей весьма уважали его, как мужа молитвы, опытного в нравственном руководстве других. Благодетельная г-жа Юлия Николаевна Петрова, прихожанка Иоанновоинской церкви († в Ржевском приходе 26 нояб. 1853 г. 242 ), ознакомила его с Мухановыми, брат которых Николай Алексеевич был товарищем министра иностр дел († 21 апр. 1871). Мы разумеем фрейлин: Екатерину († 6 янв. 1856), бывшую в 1847–1853 гг. восприемницей от св. купели крещения новорожденных детей о. Иоанна, Татиану († 20 окт. 1859 г.), Елизавету († 30 мая 1881 г.) Алексеевн и благотворительную к бедным Прасковью Алексеевну. К ранним знакомым его должны быть причислены: Евдокия Семеновна Озерова (в монашестве Евгения, настоятельница моск. Страстного монастыря, † 16 апр. 1890 г.) и Софья Алексеевна Римско-Корсакова. Наталья Петровна Киреевская, по указанию самого владыки митрополита Филарета, избравшая о. Иоанна своим дух. отцом, была с 9 мая 1855 г. неизменно предана ему с семейством своим; подарила в библиотеку его собрание сочинений И. В. Киреевского и все многочисленные и замечательные издания Оптиной пустыни. Князь Николай Петрович и княгиня Мария Александровна Мещерские имели его восприемником от купели крещения своих новорожденных чад. Через посредство гг. Мещерских 243 и графини Александры Сергеевны Паниной (мать княгини Мещерской, дорожившая каждой строкой его писем, † 15 февр. 1873 г.), он вошел в добрые сношения с Щербатовыми – князем Григорьем Алексеевичем (зять Паниной, † в Генуе 4 нояб. 1881 г.) и княгиней Софьей Александровной; еще познакомился с графиней Екатериной Александровной Клейнмихель, рожденною Паниной, с Шереметевыми – Василием Алексеевичем († 5 ноября 1884 г., состоял моск. губернским предводителем дворянства) и супругой его Наталией Афанасьевной; с Тютчевыми – Екатериной, Дарьей и Анной Федоровными. Дарья Федоровна пригласила его однажды в Кремлевский дворец, как фрейлина, и изъявила намерение посетить церковь Иоанна воина (где потом исповедалась и приобщилась св. Таин, 18 дек. 1862 г.). Во время разговора входит в комнату Анна Федоровна (была после за И. С. Аксаковым, дух. сыном о. Иоанна) и с ней мальчик и девочка ангелоподобные. Приняв благословение, они целовали у священника руку. «С...! сказала Дарья Федоровна, стань поближе к батюшке, он расскажет тебе историю про мальчика». Дети, выслушав назидательный рассказ его, в другой раз благословились и вышли; это были Великий князь Сергий Александрович и Великая княжна, ныне Герцогиня Эдинбургская, Мария Александровна, как после открылось 244 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В октябре 1828 г. Б–кий студент ездил с родными смотреть невесту – Веру Николаевну, дочь коломенского дьякона Николая Прокопиевича Федоровского, крестницу родного брата его Спасо-Андрониевского архимандрита Гермогена, и согласился взять ее за себя, как скоро получит в Москве дьяконское место. Долго не получая, он сетовал, находясь то на родине, то в Москве у брата 236 , вследствие чего родитель его советовал (в мае 1829 г.) приискать близкое к столице священническое место и быть «полным настоятелем», не отступая впрочем от коломенской невесты. В январе 1830 года, во второй половине месяца, открылась в Москве, не знаю при какой церкви, вакансия дьяконская; приход там довольно хороший. В виду крайней дороговизны дьяконского дома, стоившего 17,000 р. асс., Б–кий и не думал проситься на то место; но священник богатого села Гуслиц (богородского уезда) и благочинный, Яков Иоаннович Воскресенский, довольно знавший его, когда Б–кий еще был в семинарии, несколько слышавший и о соглашении его (без письменного обязательства) с Верой Н., советовал непременно проситься, предлагая ему свою дочь. «Возьми, говорил, – мою дочь: она стоит тебя», и на покупку дома предлагал ему в награду 12,000 р., показывая вексель в 18,000 р. асс. Б–кий возразил, что на 12,000 еще не купишь дома. Тот предложил 13,000 и, кажется, весь бы вексель отдал, если бы не последовал решительный отказ со стороны молодого человека, неизменно верного своей первой невесте (из письма его в Коломну от 23 января) и отправившего в последних числах того же месяца на имя митрополита Филарета прошение в С.-Петербург об определении его на дьяконское в Москве место к Григорие-Богословской, что на Малой Дмитровке, церкви. Вот резолюция от 10 февраля 1830 года: «На сие место назначен другой; а сего может преосвященный (Иннокентий) произвести к Введенской церкви, что в бывшем Новинском монастыре, буде место праздным окажется, и он пожелает». Он рад был изъявить свое желание и, по вступлении в брак, 4 мая (седмица о Самаритянине), с Верой Н., посвящен в церкви Саввинского подворья в дьякона, 23 мая (пятница) 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Живя с человеком, боящимся Бога, и я научался бояться Бога. О. Серафим, благочестивый и строгий подвижник, был полезен не для меня только, но и для подведомых мне иноков, назидая всех нас добрым примером. В горестной разлуке с ним, ища себе утешения в частых воспоминаниях о нем, я излагал их на бумаге, присоединяя к моим личным воспоминаниям и то касательно брата, что было мне изустно или письменно сообщено другими, знающими его по родству, товариществу или иным отношениям. Таким образом мало-помалу, на основании частью собственных его записей, составилось предлагаемое при сем жизнеописание о. Серафима. В метрической книге московской иоанно-воинской, что у Калужских ворот церкви за 1847 год значится, что «25 мая (в воскресенье, в 25 минут 1-го часа утра 188 родился и 1 июня (в воскресенье) крещен Сергий (мирское имя о. Серафима); родители его: приходский священник той же церкви (в последствии протоиерей) Иоанн Михеев Борзецовский и жена его Вера Николаева. Восприемниками были: московский купец (местный церковный староста), Иван Феодоров Позднеев и двора Его Императорского Величества Фрейлина Екатерина Алексеевна Муханова. Крестил Мароновский, что в Старых Панех, священник Петр Иоаннов Смирнов » (в последствии иеромонах Высокопетровского монастыря Платон). Новорожденный назван Сергием в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского. Младший из братьев и юнший в дому отца своего, Сергий отличался наружною красотою и был сравнительно с другими детьми очень тих и спокоен, мало плакал и капризничал в младенческом возрасте. Любивший его родитель, уходя куда-нибудь и возвращаясь домой, всякий раз, если не спал только Сережинька, целовал его в головку, что продолжалось несколько лет. В самом раннем возрасте (ему было не более 4 или 5 лет) обнаружилось религиозное направление брата моего при следующих обстоятельствах: нашла туча, не очень грозная по виду, и после раскатов грома, не очень сильных, такой неожиданно раздался в след за молниею оглушительный удар, что мы пришли в необыкновенный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В конце 1839 года, Новинский дьякон Иоанн Михеев, через посредство дяди своего архимандрита Гермогена, послал преосвященнейшему Филарету, бывшему тогда в Петербурге, прошение о определении его на праздное священническое место при Иоанновоинской, на Калужской улице церкви. Резолюция от 1-го января 1840 года: «Преосвященный (Виталий) рассмотрит (прошение дьякона), и как просителей оказывается не мало, то не излишне отделить два кандидата, преимуществующих перед прочими». Надлежало для сего испытать, по крайней мере, некоторых в чтении, пении и в разумении особенно христианского учения. На этом испытании отвечал И. М–ч вообще удовлетворительно, но затруднился представить неоспоримое доказательство воскресения Христова, не касаясь евангельского повествования о нем. «Не мое дело разгадывать, в чем преосвященный полагает доказательство, говорил о. Гермоген своему племяннику на другой день; впрочем думаю, что таким доказательством может служить праздник Воскресения Христова, установленный еще в первенствующей Церкви, вскоре после вознесения Спасителя на небо. Представь себе, что мы с тобой, в числе многих других, стоим на берегу большой реки, и в глазах наших кто-то перешел к нам по воде с противоположного берега реки. Пораженные от удивления, мы на этом месте воздвигли памятник в честь ходившего по водам, и возможно ли предполагать, чтобы наши потомки, чрез сто или двести лет, усомнились в истине сказанного события? Нет, памятник, сооруженный нами, будет наглядным и непререкаемым свидетелем оного. Так равно и праздник Воскресения Христова, установленный св. апостолами, видевшими, осязавшими Его, воскресшего из мертвых, многократно беседовавшими с Ним и наконец проводившими Его на небо, есть несокрушимый монумент, непререкаемо возвещающий миру, что Господь наш действительно воскрес из мертвых» 239 . Владыка-митрополит, по прочтении отзыва преосвященного о двух кандидатах дьяконах, отделенных им (из них первым был Новинский, а вторым Преображенский, в Пушкарях), и о прочих кандидатах, дал такую резолюцию, 11 febpaля 1840 года: «Правила церковные и справедливость обязывают предоставлять священство достойнейшему. Но проситель, предлагаемый некоторыми прихожанами (Иоанновоиновской церкви, соседней со Cnaco-Npeoбpaжehckoj, что в Наливках) Ноливковский дьякон (Дмитрий Семенов Миролюбов, родной брат умершего в декабре 1839 г. Иоанновоинского священника Якова Семеновича Миролюбова-Платонова) и летами уступает другим, и в знании христианского учения оказался только не худо. Произвести Введенского, что в Новинском, как получившего высшее пред другими одобрение в познании христианского учения». Надобно заметить, что он охотно приобретал духовные книги – сокровище мудрости созерцательной и деятельной, и при пособии их продолжал свое богословское образование. Преосвященный Виталий, бывший ректор его в Московской семинарии, рукоположил его в кафедральном Пудовом монастыре во священника 25 февраля (неделя сыропустная).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Из многочисленных пожертвований на пользу храма со стороны прихожан и посторонних лиц укажем на некоторые вклады. В 1842 году наследником преосв. Августина, архиепископа московского, тайным сов. Василием Гр. Некрасовым пожертвован принадлежавший его преосвященству наперсный золотой (без пробы) крест, четырехконечный, сквозной с лучами, в середине коего вставлен финифтяный кругло-продолговатый образок Вознесения Господня. Графиня А. С. Панина пожертвовала в 1868 г. дароносицу серебро-позолоченную, вес. 74 зол.; в июле 1872 г, покровы к свящ. сосудам. В память ее пожертвовано от князя и княгини Мещерских (1 ноября 1874 г.) Евангелие в серебро-позолоченном окладе с эмалью по малиновому бархату, вес. 3 ф 30 зол.; еще в разное время получены от них две драгоценные лампады к образу Иоанна воина, кадило серебро-позолоченное, весом 94 зол., подризник шелковый и на пользу причта капитал в 300 р. П. А. Муханова в 1871 г. устроила налойную пелену из зеленого бархата. В 1872 г. в заводе Д. Н. Самгина слит для церкви Иоанна воина благозвучный большой колокол, вес. 303 пуд. 30 ф., с означением имени протоиерея Борзецовского, собравшего на оный колокол значительную сумму денег. На крае колокола начертаны слова: «вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышат глас мой» (ср. Пс.54:18 ). В 1875 г. вновь устроена им по старому рисунку каменная ограда по северную сторону храма. Испытав во время производства этой работы крайний недостаток в деньгах, о. Иоанн много скорбел и молился. Приезжает Н. П. К–ая и предлагает ему на ограду тысячу руб. «А вы почему знаете мою нужду»? спросил ее удивленный старец. Она отвечала, что на 2-е число февраля во сне видела его сильно озабоченного неимением на окончательное построение ограды денег и обещала ему 1000 р. – «Нет, много, хотя бы половину», сказал он ей наяву и принял от нее не более 500 руб. (рассказ его самого). Радея о пользе храма, насколько в то же время он был бескорыстен, можем еще видеть из следующего. Завещанный в пользу Иоанновоинской церкви дом умершего прихожанина С.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Троицкой, в Вишняках, свящ. Сергея Васильевича Страхова Троицкой, в Голенищеве, свящ. Алексия Викторовича Строганова Троицкой, в Ермаковской богадельне, свящ. Иоанна Иоанновича Воронцова Троицкой, на Грязях, протоиерея Михаила Ильича Зверева Троицкой, на Капельках, свящ. Алексия Петровича Соколова Троицкой, в Кожевниках, свящ. Василия Иоанновича Левитского Троицкой, в Больших Лужниках, свящ. Ал-дра Павлов. Крылова —43— Троицкой, на Листах, протоиерея Василия Евлампиевича Беликова Троицкой, при Набилковской богадельне, протоиерея Михаила Петровича Знаменского Троицкой, в Полях, прот. Ник. Ал-др. Соловьева Троицкой, на Пятницком кладбище, свящ. Сергия Семеновича Недумова Троицкой, в Серебрениках, свящ. Ал-др. Дим. Харитонова Троицкой, в Сыромятниках, священ. Васил. Филипп. Барбарина Троицкой, на Троицкой, священника Николая Васильевича Арсеньева Троицкой, в Шаболовке, священника Петра Димитриевича Петропавловского Троицкой, в Шереметевской больнице, протоиерея Иоанна Тихон. Розанова Успенской, на Вражке, свящ. Ал-дра Пав. Поройкова Успенской, в Гончарах, свящ. Николая Ал-др. Соколова Успенской в Казачьей, свящ. Сергия Ал-еев. Булатова Успенской, в Кожевниках, свящ. Ал-ея Иоан. Птицына Успенской, на Малой Дмитровке, свящ. Серг. Иоан. Синьковского Успенской, на Могильцах, прот. Феодора Март. Ловцова Успенский, на Остоженке, свящ. Петра Кирилловича Орлова Успенской, в Крутицах, свящ. Феод. Димитр. Воздвиженского Успенской, в Печатниках, протоиерея Василия Петровича Никольского Успенской, на Покровке, протоиерея Димитрия Григорьевича Фаворского —44— «Утоли моя печали», в Александровской Общине сестер милосердия, свящ. Ал-др. Васил. Озерецковского Филаретовской, в Филаретовском епархиальном женском училище, свящ. Николая Алексеевича Сахарова Филипповской, в Мещанской, свящ. Алексия Николаевича Добролюбова Флоро-Лаврской, у Мясницких ворот, свящ. Александра Димитриевича Касимова Харитоновской, в Огородниках, свящ. Иоанна Николаевича Бушневского Христорождественской, в Кудрине, протоиерея Ал-ея Иоан. Борзецовского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одну из таких записок о. Восторгов составил в Вятке. В ней содержится подробное описание состояния дел в консистории, даются штрихи к портрету ее секретаря: «Секретарь Вятской духовной Консистории Борзецовский , по отзыву Преосвященного, левого направления; скрытен; деловит; свою линию ведет очень сокровенно. Все постановления Консистории относительно замедления суда над левыми священниками или смягчения им наказаний, сделаны по влиянию Борзецовского. Обычай рассмотрения дел в Консистории такой: прежде чем дело, после написания Членом Консистории проэкта определения, сдать для обсуждения в общее Присутствие, Секретарь делает пометку: «Читал». Только после этого делу дается ход. Обычай этот в других Консисториях, сколько мне известно, не практикуется; он заимствован из практики Св. Синода и Синодальных Контор, и представляет превышение власти. Иногда вместо «Читал» г. Борзецовский ставит «собачку» — особый знак, показывающий, что Секретарь направлением дела недоволен и требует его пересмотреть. Такие «собачки» и стоят на всех делах о левых священниках, — в случае, если предварительно рассматривавший дело член консистории, в проэкте определения, направлял его в сторону строгого взыскания. Несколько месяцев Борзецовский не видится с архиереем, повидимому, чем-то недовольный. Преосвященный говорит, что Борзецовского в беседе трудно уловить: так он выдержан и корректен. Поэтому Преосвященный затрудняется сделать представление о переводе Борзецовского, хотя очень желает этого и просил бы назначить Секретаря правых убеждений и твердого характера» (Л. 35 - 36) . В записках продолжалась и «партийная» тема, проходящая через большую часть писем и сводившаяся к тому, что о. Восторгов выявлял среди регионального духовенства «правых» и «левых». Весьма ярко охарактеризована деятельность священника Соколова из Костромской епархии, мало того, что «левого», так еще и небрежно относящегося к церковной святыне и своим обязанностям: «Избран по Костроме левый — законоучитель гимназии о. Соколов. Но теперь над ним назначено следствие по основательному обвинению его в небрежении к святыне (утерял святые мощи при перенесении престола в новоустроенный алтарь; мощи потом найден в сору...)».

http://bogoslov.ru/article/456983

7 авг.), в школах не бывший, определен в тот же погост дьячком 15 августа 1788 г. Помню, он ходил в длинном сюртуке, с косой и носил широкую шляпу. Знаток нотного церковного пения по обиходу, он обучал тому же молодых сельских (из разных сел) причетников, готовившихся к посвящению в стихарь, с платой 5 р. асс. за выучку каждого, обыкновенно, в шесть недель. Он и крестьянских детей учил грамоте. Бывало, ведет крестьянка сына своего, а мальчик упирается, плачет, закрывая лицо руками. Крестьянка, войдя в дом Михея Ф–ча, помолится и скажет: «здравствуйте родимые! Не возьмете ли моего сынишку поучить грамоте»? Оставляя сына, клала на стол фунт баранок в виде задатка. Прихожане любили обходительного Михея Ф–ча и жену его, добрую хозяйку Елену Ионовну. Она (дочь сельского священника), при многочисленном семействе 229 , одна пряла холста на всех, обшивала всех и спала в сутки не более 4 часов. «Старики, пишет внук их от дочери, подольский (городской) священник И. И. Орлов, пировали во дни храмовых праздников, особенно в осеннюю Казанскую 230 . Брага была своя и корова, и крендельки своего печенья, а дешевые сласти (в старину, впрочем, говаривали: «хорош медок, да на три денежки в роток») из Малина села. Все дышало простотой, искренностью и радушием». В Михайлов день, 8 ноября 1804 г., приехали к Михею Ф–чу гости, но он не рад был: его жена почувствовала приближение родов. Выдержав себя, сколько могла, она, как бы за делом, пошла к овечкам в амшанник (теплый хлев) и здесь родила, без помощи повивальной бабки, сына нареченного Иоанном, будущего пастыря словесных овец. Младенец крещен 13 числа, в день своего ангела св. Златоуста. Восприемниками были: села Игнатьева (серпуховского уезда) дьячок Иван Яковлев и села Малина жена священника Татиана Софронова. Крестил Борзецовский (с 1796 года) священник Василий Тимофеев с пономарем Тимофеем Ильиным. Ваню на шестом году его жизни начали учить грамоте. Способ обучения был следующий: «Иван, подойди сюда, зовет отец, – крестись; открой первую страницу азбуки, води пальцем по таким-то строкам и говори за мной: «Боже, в помощь мою вонми, и вразуми мя во учение сие».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Добавляю относительно протеста по делу Кирикова, где я предлагал: 1) высказать неодобрение тем учащимся, которые вносят политику в школу, и 2) уяснить Совету, что привлечение учениц в качестве свидетелей или обвинителей учащих: а) подавляет авторитет учащих и б) влияет на учащихся далеко не педагогично... Во время пребывания в тюрьме очень тронуло общее сочувствие общества. Многие побывали у жены. Но обнаружилось и противоположное. Некоторые из трусости, некоторые по другим каким-то соображениям или не откликнулись, или откликнулись отрицательно. Так, были у жены с выражением сочувствия: о. П. Метелев, о. В.Хазов, о. А.Волков, А.П.Степанов (каждый день, заходивший к жене), воспитанник Никулин, после выразивший мне сочувствие от лица воспитанников; А.С.Борзецовская... Но, например, К.И.Казанский совсем никак не реагировал, прот. Машезерский протестовал Метелеву против собраний духовенства по поводу моего ареста и тоже лично мне ничем не реагировавший. И.С.Борцезовский (секретарь духовной консистории- Л А.) – с большой осторожностью. М.А. Кряжев, еще когда я был в тюрьме, выразил желание защищать меня. Защита вообще вся поднялась и, как сообщал И.И.Леви (осведомлявший меня постоянно), они сами распределили между собой всех подсудимых и готовились «дать бой» Исполнительному Комитету. К удивлению, в среде рабочих оказалось течение против меня. Вероятно – возбужденное кем нужно за мою прежнюю «правую» деятельность. Потому что, иначе нечем объяснить: у меня никакого соприкосновения с ними никогда не было. Заметка (16) появилась в «Известиях»; опубликованы протоколы Исполнительного Комитета, где сообщается о нашем увольнении от занимаемых должностей. На этой почве разбирали инцидент в среде нашей корпорации. На созванное мною собрание Чудинов не хотел идти, но потом, «жертвуя собой», решил сделать запрос о закономерности собрания... Сказалось, конечно, такое отношение, вызванное малодушием и трусливостью. Сначала мы все были под домашним арестом, но 4/17 апреля это запрещение было снято и осталось только обязательство о невыезде. Но 10/23 апреля следственная комиссия, не найдя достаточных улик и, «в виду понесенного наказания» (!), освободила всех нас от суда, кроме Богданова, который привлекается.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009