Ему назначили пособие в 1000 р. асс. Кроме того, в Андроньевом монастыре, в настоятельство брата его – архимандрита Гермогена, был учрежден комитет для пособия пострадавшим (в июле и августе того же года) от пожара в Москве. В список погоревших включен, с разрешения митрополита, и коломенский дьякон, получивший из комитета 400 р. асс. От шурина – винного откупщика Гр. Алексеевича дано ему 450 р. асс. Что же касается до устройства дочерей, две старшие были за дьяконами: Александра в селе (сын ее Л. Я. Державин ныне протоиерей клинского собора); Мария в Коломне (два сына у нее были священниками в Москве; один из них Иван Филиппович Малинин – кандидат моск. академии); Ольга выдана за студента рязанской семинарии В. Г. Чельцова, бывшего священником в селе Сосновке той же епархии, а потом в г. Михайлове (из сыновей ее известны: покойный профессор с.-петербургской академии, доктор богословия Иван Васильевич Чельцов и протоиерей с.-петербургских градских богаделен, что близ Смольного монастыря, магистр Г. В. Чельцов); Вера, крестница о. Гермогена – за студента московской семинарии И. М. Борзецовского, впоследствии протоиерея при церкви св. Иоанна Воина, в Москве... Из двух сыновей Н. П–ча один, как уже известно, священствует в Москве, а другой – Александр Н. Сперанский († 21 декабря 1885), бывший священник при московской городской больнице, письменно сообщил мне, по моей просьбе, некоторые характерные рассказы для ознакомления с замечательной личностью его благочестивого родителя. Н. П–ч, по словам достопочтенного сына, был редкий человек на свете, не из числа тех дюжинных лиц, о которых, после их смерти, и вспомнить нечего, кроме жалкого и прискорбного. Вставая рано, обыкновенно часов в 5-ть, летом на заре он выходил на открытый воздух и, обратившись к востоку, становился на колени, причем клал крепкие поклоны с тяжкими и глубокими вздохами. Когда он готовился к служению с приобщением, то на коленях прочитывал последование к сему таинству. Исполнение церковной должности ценил он выше всего: сходить к вечерне, утрени и обедне – это было насущной его потребностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

На попечении родителя, с устройством трех его сыновей (разумею и себя) и двух дочерей, оставались еще сын и дочь, когда не стало нашей благочестивой матери в ночь на 10 октября 1866 г. Мирно и тихо она скончалась, напутствованная в загробную жизнь св. таинствами. На третий день по отдании ей последнего долга с нашей стороны, то есть 14 окт., увидев о. Иоанна, явившегося с деловыми бумагами, м. Филарет сказал: «ты скорбишь о потере жены? – «Не могу не скорбеть». – «Есть скорби, продолжал владыка, выше твоей. У меня вчера был священник тоже лишившийся жены; у него осталось шесть малолетних детей, а у тебя только двое, и те уже воспитанные, взрослые. Тебе надо не скорбеть, а благодушно предаться воле Господа: Он влечет твое сердце от земного к небесному». – «Сознаю это, владыка святой»! – «Кто у тебя старший из оставшихся детей, сын или дочь»? – «Сын» (в июле того же года окончил курс семинарского учения). – «Есть в виду у тебя человек для дочери?» –«Нет, а если благословите, то будет». – «Иди, приищи и представь мне». Высокопреосвященный, по рассмотрении аттестата избранного к дочери студента Ивана Смоленского, сказал (19 окт.) моему родителю: «этому можно дать место; карауль место», и на открывшуюся при Покровском Василия блаженного соборе старшую дьяконскую вакансию определил (28 окт.) Смоленского, а младшему соборному дьякону сказал: «где ты прежде был? Это место занято». На 29 день октября, 20-й по кончине Веры Н , Юлия сестра видела во сне, что подошла мать к ней и, сказав: «зачем ты в трауре»? сорвала с нее черную накидку, под которой на ней оказалось цветное платье. В самый этот день жених ее получил дозволение вступить в брак; во дьякона он преосв. Игнатием рукоположен в Иоанно-Богословской, что в Бронной церкви (по случаю освящения в ней, 23 ноября, престола во имя св. Митрофана, епископа Воронежского), где в начале 1812 г. крещена Вера Н., так как отец ее (дьякон) был первоначально при оной церкви дьячком. Память почившей подруги для овдовевшего о. Иоанна была всегда священна. Он каждый день, молясь за нее, читал псалтырь и, увидев ее во сне, на 23 февраля 1867 г., воскликнул: «это ты?! это ты?!», пытался было ухватить ее, но она вдруг скрылась. Над могилкой ее на Ваганьковском кладбище поставлен, 16 мая того же года, мраморный памятник в виде пирамиды, с евангельскими на одной из сторон его словами: Веруяй в Мя, аще и умрет, оживет ( Ин.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

230 В Христо-рождественской церкви есть Казанская чтимая икона Божией Матери, по левую сторону царских врат. 232 В житии св. Нифонта, епископа Констанции, града Кипрского (память его 23 дек.), читаем, что сей св. муж, идя из церкви, увидел у ворот одного дома ангела Божия во образе юноши, горько плачущего. Это побудило преподобного остановиться и спросить о причине такой скорби. „Я, говорил ангел, приставлен Богом к одному человеку хранить его, но этот человек впал в распутство и теперь предается беззаконию в этом нечестивом доме; как же мне не скорбеть о его погибели? Как не плакать о том, что образ Божий повержен в такую скверну?“ – „Почему же не подействуешь на него, не удержишь от зла, не научишь покаянию“? спросил еще св. Нифонт. – „Невозможно мне теперь и приступить к нему, отвечал ангел. С тех пор, как начал грешить, он сделался рабом бесов, и теперь мне остается только плакать и молиться о нем“. 233 По другому его рассказу, послал священник, но противоречие устраняется предположением, что отец послал сына к родственному дьячку не ради себя, а ради священника и по его просьбе. Это было в 1820 году, когда праздник Благовещения приходился в четверг страстной недели, и следовательно в каникулы. 235 Помещаем резолюцию м. Филарета от 24 окт. 1829 г.: „Священник виноват, во-первых, в ослушании начальству: потому что за данной подпиской не являлся к ответу в консисторию целый год; во-вторых в злоупотреблении таинства, потому что на исповеди крестьянки просил долга и за то ей отказал в причастии св. Тайн. Посему подлежал бы он строгому суду; но как ему от роду не менее шестидесяти лет и поздно уже употреблять усилия, чтобы сделать его способным и достойным, то уволить его от действительной службы и оставить в числе престарелых; при сем документы на звание взять у него к делу и возбранить ему священнослужение, кроме сослужения с другим священником для приобщения св. Тайн. На место сие определить отведенного от московской Покровской, по Ордынке церкви (священника Василия Васильева Андреева). По случаю же помещения первого в ведомости о подсудимых, донести св. Синоду“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

для бедных (на дрова), что сегодня еще посылаю столько же. Холод ужасный» (в декабре 1875 г.). в) Дворяне же способствовали о. Иоанну в приличном устроении родных его детей. Но надлежало предварительно вырастить, воспитать и образовать их, особенно сыновей 247 . Родитель в продолжение многих лет неустанно и с свойственной ему строгостью руководил мной и моими братьями (Николаем, Алексием и Сергием), когда мы учились. «Наука в семинарии теперь ушла далеко вперед, говорил он; в наше время многих предметов не было и вместе с детьми я должен быль сам учиться». По многочисленности его семейства (из 12 чел. детей пятеро: Сергей, Александра, Гермоген, Юлия, Екатерина скончались в младенческом возрасте), средства его были невелики, но на покупку разных нужных или просто полезных для сыновей книг он не скупился, и большой шкаф его был туго набит ими 248 . Что касается нравственного воспитания детей, он при посредстве жены своей, как их матери, приготовлял дочерей (Ольгу, Елизавету и Юлию) быть со временем, в свою очередь, добрыми матерями и хозяйками; сыновей же, как имевших быть служителями алтаря Господня, с малолетства их побуждал ходить в храм Божий, где они приготовляли кадило, выносили из алтаря свечу, читали часы, шестопсалмие и пели на клиросе. Примерная жизнь родителей неотразимо влияла на детей. В частности о. Иоанн был всегда сосредоточен в себе (темперамента холерического) и праздного или гнилаго слова ( Еф.4:29 ) не позволял себе никогда. Он иногда говорил: «недостаточно не предаваться только грубым страстям, но нужно думать еще и о добродетелях». Или: «деятельность есть жизнь, а не помеха жизни». Он отдыхал за духовной книгой и, ходя по комнатам, любил петь воскресную стихиру: «Велие чудо, невидимых Содетель» (октоих, глас 5 на великой вечерне 3 стихира), или ирмос: «Иже от несущих вся приведый». (– глас 3, на воскрес. утрени песнь 3). Радушный и гостеприимный, сам он весьма редко бывал в гостях и, «как воин на часах» (собственные его слова), предпочитал находиться почти безотлучно дома, к чему располагала его и болезненность горячо любимой им супруги, открывшаяся особенно с 50 годов текущего столетия 249 . Дети таких родителей не вышли из того звания, в коем родились; все мы прилично устроены, не без содействия доброжелательных людей своим ходатайством перед митрополитом Филаретом, который, по словам родителя, «много сделал для нашего семейства. Надо о нем молиться» 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

«Пока не сроднимся с новым званием, писал ко мне И. М–ч 24 мая 1857 года, оно подчас наводит скуку и уныние, особенно если в скорбную минуту станешь простирать взор свой в отдаленную будущность. Она представляется темной, неразгаданной, мрачной. Таковое ощущение скорби неизбежно всякому. Я много переиспытал сего, когда новым званием оторван был от дома родительского и взят из круга людей, с которыми дотоле был в общении. Надобно притом заметить, что у меня и у Веры Н., а следовательно и у вас заботливость, а с нею и беспокойное чувство врожденно в большой силе, нежели у многих других. Не нужно, значит, давать сему чувству развиваться. Преданность судьбам Божеским успокаивает нас совершенно». – Первая при нем треба в Новинском приходе была освящение елеем одной молодой женщины, страдавшей чахоткой. Вид сей больной очень повлиял на только что начавшего семейную жизнь молодого дьякона. А каково было новобрачным, оторванным от дома родительского, когда появилась холера в Москве, и эта столица была оцеплена! «Мы, писали к ним коломенские родители 12 октября 1830 г., – мы весьма о вас соболезнуем и сокрушаемся сердечно». Впрочем молодые не были совершенно оставлены самим себе в это и последующее время: «дай Бог здоровье о. архим. Гермогену, что он вас не оставляет и о вас попечение имеет», писали к ним из Коломны 11 июня 1831 г. Архимандрит изредка навещал их и, за издержанием данных за крестницей 2000 р. асс. на покупку и исправление дьяконского дома, помогал им в разных случаях: на зубок новорожденной дочери их прислал, в мае 1831 г., белую 25-рублевую, новорожденному сыну (в июле 1832 г.) 50-рублевую ассигнацию, а за поздравление с Рождеством Христовым и светлым днем Пасхи дарил подросшего сынка каждый раз 5 рублями. В деле обучения детей (в Новинском родились у них: Ольга, Иоанн, Елизавета, Николай и Сергий, скончавшийся в младенчестве) грамоте, как по церковно-славянской печати, так и по гражданской, помогала благочестивая и умная Вера Николаевна. Живо помнится, как она, бывало, чем-либо занимается и вместе с тем следит за упражнениями в разбирании складов сидящего около нее кого-либо из детей. Иоанн М–ч следил внимательно за семинарским образованием двух шуринов, живших в его доме (один с 1831, а другой с 1833 г ). Он и Вера Н. были сердобольны и гостеприимны. Надобно было не только угостить сельских родных, но накормить их лошадей и дать еще на дорогу. Так и поступали 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В воскресенье утром кто-то сказал и совершенно верно: «точно спит он». По выносе тела его в церковь , воскресная литургия совершена была старшим сыном его Спасо-Андроньевским архимандритом Григорием вместе с прочими тремя его сыновьями, а также зятем и племянником (священником г. Подольска). В причастное время редактор «Душеполезного Чтения» протоиерей Б. П. Нечаев , ныне преосвященный Виссарион, епископ Дмитровский, старший викарий Московский, сказал следующее слово: «Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Духе Святый постави епископы (блюстителями) пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею ( Деян.20:28 ). В сих словах содержится наставление ап. Павла ефеским пресвитерам, которое он устно преподал им во время третьего своего благовестнического путешествия, на обратном пути в Иерусалим. Оно относится и ко всем пресвитерам, хотя сказано только некоторым. Внимайте себе. Это значит: строго следите, пресвитеры, за личным вашим поведением, внимательно прислушивайтесь к голосу свой совести, заботьтесь не о том только, чтобы внешнее поведение ваше было безукоризненно, но что бы помыслы, чувствования и намерения ваши были чисты. Это обязательно для всякого христианина, наипаче же для пресвитера, который должен ревновать не о своем только спасении, но и о спасении вверенных его попечению душ. – Само собой разумеется, что пресвитер истинно-благочестивый и добродетельный благотворнее влияет на других, чем пресвитер, увлекающийся обычаями мира, не всегда согласными с христианскими требованиями. Как бы ни была велика ревность последнего о духовном преуспеянии других, его влияние ослабляется его примером. Усилия его, направленные к уврачеванию других, не достигают успеха при встрече с неизбежным упреком: «врачу, исцелися сам». Видите, как много дела у духовного пастыря, сколько трудов и самоотвержения требуется от него в его служении спасению вверенных ему душ. Но зато как сильны и побуждения к добросовестному прохождению сего служения! Пасите стадо, в немже вас Дух Святый постави блюстителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Нарочито митрополит Филарет посылал некоторые лица к нему. От 2 сентября 1857 г. мой родитель письменно извещал о себе, что к нему явились барыни – мать и дочь; живут на Введенских горах (в Москве). Мать, по фамилии Казакова, нездоровая, обратилась за благословением первоначально к владыке; он принял ее с дочерью, благословил, записал имена их и сказал: «ступайте с сей запиской к священнику такой то церкви, чтобы он о вашем здравии 40 дней вынимал части на проскомидии». За тем и явились. – Игуменья Хотькова монастыря Вера (Головина), высокообразованная и преисполненная христианскими чувствами, просила у владыки совета (28 февр. 1858 г.), по случаю болезни ее молодого племянника – пажа при Высочайшем Дворе. Он заболел в прошлую осень и был отпущен к родителям в Москву на излечение (сын брата ее г. Львова). Но врачи не помогли, одни полагая в нем солитер, другие – расстройство ума, и казался он до такой степени изнуренным, что едва походил на живого человека; говорил мало и неохотно. «На пользу его и в утешение скорбных его родителей, потребны непременно духовные средства», сказала мать игуменья. – «Что же ты думаешь предпринять ради него»? спросил святитель. – «Желала бы завтра (в субботу на 4 неделе великого поста), если благословите, послать в 40 церквей просфоры для вынятия частиц о здравии болящего отрока Николая». – «Разве есть такой обычай между христианами»? – «Есть, владыка святой». – «Не из-за того ли введен сей обычай, чтобы сорокадневное продолжительное моление о больном сократить и тем ускорить благодатное его исцеление? Я, продолжал владыка, не отвергаю благочестивого обычая, и в городах, где много храмов, он удобоисполним. Можете распорядиться и так, но теперь же отправьтесь к о. Иоанну, скажите ему, чтобы за вашего больного учредил молитву в своем храме и поминал его на проскомидии». Передав поручение митрополита, кому следовало, она приняла от моего родителя и возложила на больного образок св. Иоанна воина, и впоследствии просила отслужить благодарственный молебен Господу и св. страстотерпцу. «Знаете ли, говорила она батюшке, – какое с моим больным племянником последовало чудо? Он находился долгое время в самом скорбном состоянии духа, но 30 июля (того же 1858 г.), в праздник Иоанна воина, он во время поздней обедни, неожиданно затребовал себе полную одежду, говоря, что чувствует себя здоровым, встал с постели, оделся и отправился на прогулку! Теперь (в сентябре) он за границей».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В 11 часу утра посетила его княгиня М. А. Мещерская (князь Н. П. Мещерский находился в Ялте), но он не владел уже языком. В обычное обеденное время принял он несколько ложек ухи; заплетя свои волосы, прилег на несколько минут, а встав с одра в 1-м часу, благословил меня и брата моего иеромонаха Серафима св. образками 255 . Ровно в час открылись у него судороги в пальцах обеих рук; затем, положенный на диван, начал он трудно дышать и метаться бессознательно (паралич мозга и сердца). Князь Д. Н. Долгоруков просил окружающих не беспокоить умирающего, предоставив его самому себе, и помогать ему одной молитвой. Прочитаны: канон на исход души родственным священником, акафисты Спасителю и Божией Матери Н. А. Шереметевой и девицей Марьей Смоленской, облагодетельствованной своим дедом. Перед самой кончиной он ощутил безболезненный покой и тихо, во время молитвы, отошел к Господу 22 фев. (в пяток 3-й недели вел. поста), в 40 минут 5 часа пополудни, на 81 году многотрудной и многоскорбной жизни. По облачении в Бозе почившего протоиерея в священные белые одежды, с возложением наперсного креста, и по отслужении панихиды, началось деннонощное чтение Евангелия. На обитый белым глазетом гроб его княгиня М. А. Мещерская возложила, на другой день, драгоценный покров, а две крестницы его, Мещерские княжны – Фрейлины Александра и Софья Николаевны, успевшие посетить старца незадолго до блаженной кончины его, положили пальмовые ветви. Два венка были от Марьи Ивановны Бологовской и Николая Ивановича Киреевского, принявших его последний вздох. Венок был от прихожан. Княгиня Мещерская, П. А. Муханова, вскоре заболевшая, и Н. П. Киреевская утешали бедную Елизавету И., почти 10 лет бывшую для почившего отца земным ангелом-хранителем. Она содержала и покоила его по выходе его за штат, а со дня его кончины раздавала милостынные медные деньги, оставленные им для этой именно цели в мешках холщовых, найденных в одном ящике с одеждой, приготовленной на случай смерти. Художник В. Шокорев нарисовал карандашом лицо усопшего, чрезвычайно спокойное, с витающей на устах улыбкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Не понравилось владыке, что молодой священник избрал тему о сокровенной жизни 240 . «Ныне и просто-то не умеем жить, сказал архипастырь, а беремся рассуждать о высших подвигах (припоминаю превосходное слово его о том же предмете, произнесенное в 1832 г., в день Успения пресв. Богородицы). Я тебе расскажу: при одном пустынном монастыре был монах почтенного поведения, не старый, и жил отдельно вне монастыря, а не с братией, предпочитая эту сокровенность общежитию. Однажды он пришел к игумену и говорит: «позволь мне завтра, когда братия пойдут в церковь , сяду я на паперти и буду хлеб есть, чтобы меня не считали великим постником». Игумен, поняв состояние его духа, отвечал: «с чего ты взял, что так о тебе думают другие? Ты воображаешь это», – и велел отшельнику перебраться в монастырь на жительство с братией и приходить на общие труды послушания раньше прочих, потому что нравственно он ниже всех, как падший в прелесть». Не знаем доподлинно, с какой именно целью рассказано это: владыка, может быть, заподозрил сочинителя в недостатке смирения. Другая проповедь о. Иоанна начиналась текстом ( Лк.8:27–29 ), который владыка зачеркнул и сказал (в 1857 г.), с улыбкой отдавая ее: «что тебе вздумалось выставить такую мрачную картину в самом заглавии? Измени и говори в Чудове». Насколько в венчании браков был осмотрителен и осторожен о. Иоанн, можно в том убедиться и из немногих примеров. Он писал ко мне 2 сент. 1857 г.: «пономарь наш ( Петр Зверев) желает выдать дочь свою за бедного дворянина-католика; одевает, кормит его. Не приступая к совершению брака, я доложил о том его высокопреосвященству, и не напрасно. Владыка сказал: «скажи пономарю, что ты не можешь венчать без разрешения митрополита; и если он хочет, то пусть о сем подаст просьбу». В другое время архипастырь говорил священнику о. Иоанну, нарочито вызванному: «можешь совершить такой-то брак, кажущийся (не помню, вследствие чего) сомнительным: беды не будет»; но родитель мой, не удовлетворяясь словесным разрешением, требовал письменного, чтобы иметь оправдание на будущее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

П. Богомолова (из дворовых людей) продавался с публичного торга при депутате, Николо-голутвинском священнике. «Мне бы не следовало быть при этой продаже, писал родитель 18 ноября 1859 г., но ради церковной пользы, не обольщаясь обещанными 50 р. сер., как один из покупателей явился на продажу и я. Бог благословил, потому что дом, за который душеприказчик хотел внести только 950 р., продали за 1985 р. 50 к. сер.». б) благотворительная деятельность о. Иоанна была разнообразна. Он потрудился в сборе денежных пожертвований от добровольных дателей в пользу православных христиан на востоке и православных поклонников, за что объявлена ему Высочайшая благодарность в Бозе почившей Государыни Императрицы Марии Александровны, 28 апреля 1859 г. Кроме того, от эпитропа (наместника) иерусалимского патриарха, маститого старца митрополита Петры Аравийской, преосв. Мелентия († в 1868 г.) получил он, через посредство графа А. II. Толстого, бывшего обер-прокурора св. Синода, резной на иорданском камне образ Крещения Господня, и благословил меня в день кончины этою святыней. В Медянскую (при селе Медян) Покровскую женскую общину, Курмышского уезда, Симбирской губернии, юную и убогую, попечителем коей был друг его протоиерей А. Г. Некрасов, он послал в 1873 году книги: Устав церковный, 12 месячных миней и общие минеи, праздничную и святым; в 1878 г. на построение там каменного трехпрестольного храма послал 2000 р. – дар Е. О. Молчановой. В 1880 г., на полученные от той же госпожи 2000 р. построена им на новом месте, при храме св. Иоанна воина, деревянная на каменном фундаменте богадельня для престарелых женщин не более семи человек. Накануне дня закладки богадельни Е. О. писала (от 19 июля того же года): «быть сама не могу. Вас, многоуважаемый и дорогой мой батюшка, прошу положить за меня камушек, (прошу вас) как главного двигателя на всякое доброе дело». Одна неизлечимо больная, Александра Даниловна, по его рекомендации, принята в новооткрытый княжной А. В. Голицыной богаделенный приют для престарелых женщин, у Бутырской заставы, и заняла ту именно кровать, какую графиня А.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009