Я взошел ко владыке один, без старосты, и, приняв благословение, только было начал высказывать ему свою благодарность, как он перебил мою речь и строгим тоном сказал: «У тебя была неисправность». Неисправность эта во время крестного хода оказалась в том, что, вместо назначенного диакона, нес одну икону псаломщик в стихаре. О сем я и не знал бы, если бы тогда же не заметил мне протодиакон, присовокупив, что владыка верно не опустил этого без внимания и не оставит без замечания. Вспомнив все это, я тотчас извинился и начал было объяснять причину сей неисправности, но владыка опять перебил мою речь и умягченным уже тоном спросил: «а какой архитектор содействовал тебе в обновлении храма»? – Архитектор Зыков составил только рисунок иконостаса, отвечал я, а его устройство, постановка и все прочее делалось по указаниям и под наблюдением главного прикащика церковного старосты Сиротинина. – «Кто он такой»? – Мещанин Иван П. Мешков, человек без научного образования, но начитанный, наблюдательный и опытный, с художественным талантом. Много мы обязаны ему за его усердие, заботы и труды. Удостойте его, владыка, сказал я, хотя заочно, вашего архипастырского благословения. – «Нет я, отвечал владыка, хочу его видеть; ты представь его ко мне не завтра, а после завтра, в четверток». В лице И. П. Мешкова мы знакомимся с весьма интересным и характерным типом русского человека, в котором страсть к известному делу возмещает недостаток систематического образования и научной подготовки и превращает самоучку в сведущего специалиста. Вот что рассказывает о нем протоиерей Борзецовский. Мешков, обрадованный вниманием владыки, явился со мною к нему с полным воодушевлением. «Ты распоряжался обновлением храма»? – Я, по поручению старосты и с согласия священника. – «Что ты так высоко вздернул икону-то Св. Иоанна Воина? Икона чудотворная, всякий желает приложиться к ней, и надо лазить для того по твоим неудобным ступенькам». – Ниже поставить икону было бы несообразно с законом симметрии, отвечал Мешков, и эта несообразность бросалась бы всякому в глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Заиконоспасское ДУ было учреждено в 1814 г. в помещениях закрывшейся Славяно-греко-латинской академии, предназначалось гл. обр. для детей московского духовенства. В его штате с 1814 г. было 4 учителя: латинского и греческого языков, истории, географии, арифметики и катехизиса. В 1821-1822 гг. для уч-ща было выстроено здание по проекту архит. О. И. Бове . В 1915 г. в здании разместилась эвакуированная Холмская ДС. Среди известных выпускников ДУ - священномученики еп. Игнатий (Садковский) , еп. Серафим (Звездинский) , протоиереи Александр Заозерский , Андрей Воскресенский и Сергий Голощапов , прот. прав. Алексий Мечёв, а также Ленинградский митр. Елевферий (Воронцов) , Порховский еп. Георгий (Садковский) , церковный публицист и краевед Н. П. Розанов. Уч-ще было закрыто в 1917 г. В 1814 г. на территории Волоколамского кремля начало работу Волоколамское ДУ. Новое здание для него было построено в 1869 г. Среди выпускников уч-ща - священномученики прот. Александр Соколов , свящ. Димитрий Розанов, диак. Гавриил Архангельский , а также богослов и историк философии Алексей Иванович Введенский. В Волоколамском ДУ учился, но не окончил его наместник ТСЛ архим. сщмч. Кронид (Любимов) . Уч-ще было закрыто в 1918 г. 12 марта 1817 г. в Андрониковом мон-ре было создано Спасо-Андроньевское ДУ. В 1-й год в нем было 99 учеников (59 в высшем и 40 в низшем отд-нии). Уч-ще было упразднено в 1918 г. одновременно с мон-рем. Донское ДУ было открыто 12 мая 1835 г. в Донском мон-ре при поддержке настоятеля обители, духовного композитора архим. Феофана (Александрова) . Уч-ще разместилось в здании цензурного комитета, переведенного в ТСЛ. В кон. XIX в. для Донского ДУ было построено отдельное здание. Закрыто в 1917 г. Среди выпускников - священномученики Алексий Введенский , Алексий Никитский и Алексий Шаров , церковный историк архим. Григорий (Воинов-Борзецовский) , историк, археограф и архивист С. А. Белокуров , регент и педагог В. Ф. Комаров. В 1823 г., после перемещения Московской семинарии в Заиконоспасский мон-рь, были организованы Николо-Перервинское уездное и приходское уч-ща. Большинство воспитанников уч-щ были сироты и дети беднейшего духовенства, они находились на полном пансионе (здесь обучалось наибольшее число сирот и детей из бедных семей клириков - до 300 чел. в отдельные годы). Курс обучения длился 6 лет. В 1867 г. эти учебные заведения были объединены в Перервинское ДУ. К 1890 г. для него было построено новое здание, рассчитанное на комнаты для проживания 200 воспитанников и аудитории для такого же количества студентов семинарии. Перервинское ДУ окончили: византолог и историк Церкви А. П. Лебедев (определен в уч-ще на Перерве как сирота), Иоанн (Соколов) , митр. Киевский и Галицкий, А. И. Георгиевский, профессор литургики МДА. Вероятно, в 1918 г. уч-ще было закрыто. Епархиальные женские училища и другие учебные учреждения

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Апраксины, многое сделавшие для мон-ря в XVII-XVIII вв., также принадлежали к числу выходцев из Золотой Орды. В подклете Благовещенской ц. был погребен отец Ф. М. Апраксина, убитый в 1667 г. башкирами и калмыками, а в 1728 г. похоронен сам ктитор, Апраксин, один из основателей Российского флота. Культурный слой на участке с их родовыми погребениями достигает 3 м, на этом уровне, возможно, хорошо сохранились нижняя часть церкви и погребения внутри усыпальницы. Археологическое изучение остатков построек М. И. м. и некрополя имеет большие перспективы. При наложении опубликованного исторического плана мон-ря на план совр. застройки специалисты получили подтверждение полной сохранности внешних и внутренних границ обители. В ряде мест по сев.-зап. и сев.-вост. границам хорошо прослеживаются стены монастырской ограды. Во дворе дома 5/3 по Б. Златоустинскому пер. видна старая стена, к к-рой в советское время была сделана хозяйственная постройка. К моменту сноса мон-ря, т. е. к 30-м гг. XX в., все храмы и постройки располагались на 1,5-2 м ниже уровня земли, увеличившегося благодаря мощному культурному слою. Раскопки позволят открыть не только фундаменты или подклеты сооружений, но и сохранившиеся наземные части зданий. Реликвии Сохранился синодик-помянник М. И. м.- один из самых ранних письменных памятников монастыря. Он был начат в царствование Бориса Феодоровича Годунова, в 1602-1605 гг., и заполнялся до 70-х гг. XVII в. (ЦМиАР). Это небольшая (19×14,7 см) рукописная книга в кожаном переплете на 268 листов. На листе помещалось 13 строк, высота каждой строки - 4 мм, междустрочия - 7 мм. Книга украшена художественными заставками. Заголовки написаны киноварью, а основной текст - темно-коричневыми чернилами красивым московским полууставом рубежа XVI и XVII вв. Последние листы помянника заполнены разными «почерками», нарушающими основной стиль. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 187-194; Горчаков М. И. Монастырский приказ: (1649-1725 г.): Опыт ист.-юрид. исслед. СПб., 1868; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

Троицкой, в Кожевниках, свящ. Сим. Яковл. Уварова Троицкой, в Лужниках, свящ. Ал-ия Серг. Воскресенского Троицкой, в Набилковской богадельне, свящ. Мих. Петр. Знаменского Троицкой, в Покровском, свящ. А-ра Матв. Невского (по двум подп. листам) Троицкой, на Пятницком кладбище, свящ. Вас. Семен. Казанского Троицкой, в Серебрениках, свящ. А-ра Дим. Харитонова Троицкой, в Сыромятниках, свящ. Вас. Фил. Барбарина Троицкой, на Хохловке Троицкой, на Шаболовке, свящ. Вас. Феод. Руднева Успенской, на Дмитровке, свящ. Серг. Иван. Синьковского Успенской, в Казачьей, прот. А-ра Сем. Ильинского Успенской, в Кожевниках, свящ. Вас. Серг. Модестова Успенской, в Крутицах, свящ. Феод. Дим. Воздвиженского Успенской, на Могильцах, свящ. Феод. Март. Ловцова Успенской, на Остоженке, свящ. Вас. Стеф. Митропольского Успенской, в Печатниках, свящ. Вас. —38— Петр. Никольского Успенской, на Покровке, прот. Илии Феод. Касицына (по двум подп. листам) Филипповской, на Мещанской, свящ. А. Н. Добролюбова Флоро-Лаврской, на Мясницкой, свящ. А-ра Дим. Касимова (по двум подп. листам) Харитониевской, в Огородниках, свящ. Вал. Вас. Остроумова (по двум подп. листам) Христорождественской, в Кудрине, свящ. Ал-ия Иван. Борзецовского 2) Чрез начальства духовных семинарий и училищ: Бельского духовного училища – помощн. смотр. Дим. Яковл. Чанцева Вифанской духовной семинарии – Ректора Архимандрита Антония Вологодского дух. училища – смотр. прот. Ник. Евграф. Якубова Волоколамского дух. училища – смотр. Никол. Никол. Былова Ефремовского дух. училища – смотр. Вас. Ив. Прозоровского Курского дух. училища – смотр. Павла Яковл. Платонова Могилевского духовного училища – пом. смотр. Евг. Ив. Никольского Московской духовной семинарии преподавателей Нижегородской дух. семинарии – Рект. прот. Генн. Вас. Годнева Никольского дух. училища – пом. смотр. Вас. Андр. Светлова —39— Новоторжского духовного училища – смотрит. Ал-ра Ник. Голубева Оренбургской дух. семинарии – инспектора А-ра Яковл. Зеведеева Орловской дух. семинарии – инспектора иером. Порфирия

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За иных в разных случаях ходатайствовал предо мною, но ни на кого не жаловался, по кротости своей. Больных посещал, иным давал добрые советы, благотворил нуждающимся в деньгах, а в первые два года или более совсем не пользовался деньгами из братской кружки, имея свои. Один из братии, которому он благотворил в особенности (как рассказывал о том иеродиакон Виталий родному брату моему священнику Алексею Ив. Борзецовскому), живет теперь в уединенной кельи на Афоне и, вероятно, не забывает в молитвах своего благодетеля: это монах Иероним, ныне схимонах Иона. Благотворительность Сергея Ив. заключалась еще и в том, что, идя из церкви, раздавал он нищим милостыню и тоже делал на улицах. Приходящих с просительными письмами или с сборными книгами также не оставлял, по возможности, без удовлетворения, а иногда благодетельствовал им щедрою рукою, напр. в пользу одного Болгарского монастыря он пожертвовал от неизвестного до 200 рублей. Пред великими праздниками Рождества Христова и Пасхи сам отвозил милостынные деньги двум бедным семействам: одно было многочисленное, а к другому принадлежал какой то одержимый падучею болезнью. Он тайно любил благотворить. В канцелярию Совета правосл. Миссионерского Общества доставлены из склада Отдела распространения духовно-нравственных книг (склад в Высокопетровском монаст.), как пожертвование от неизвестного, несколько экземпляров его издания: «Родословие Господа нашего Иисуса Христа», «Объяснение догматиков восьми гласов» и «Цветник духовный: назидательныя мысли и добрые советы, выбранные из творений мужей мудрых в святых». Последняя книга в двух отдельных частях (стр. 249–230), изданная в 1880 г. русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, в 1882 г. вышедшая вторым, в 1889-м третьим изданием, – «книга народная и душеспасительная! Умудрится тот, кто прочтет ее со вниманием, и сложит глаголы ея в своей памяти». Таков отзыв епископа Порфирия, помещенный в его статье: «Афонские книжники» (Чтения в Обществе люб. дух. просвещения 1883, март–апрель, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Вера Николаевна бессознательно направилась в зал из других комнат и, увидев маленького Сережу, молящегося пред образом (в переднем углу) Божественного Крестоносца, написанным на холсте масляными красками, стала с ним на молитву. Нельзя не видеть здесь действия благодати Божией, почивавшей на нем, но сему действию способствовало доброе влияние на него семейной среды и прежде всего матери-христианки, которая вместе с млеком, питавшим ее детей, развивающим их телесный организм, влагала в их души семеня благочестия и добродетели. «С какою жадностию, бывало, слушаешь ея разсказы, по большей части из житий святых»! вспоминал брат мой в записках о ней и благодарил Бога, что родился и первоначальное воспитание получил от такой благочестивой матери. – В детстве, ходя в церковь вместе с родителем, там он приготовлял кадило, выносил из алтаря свечу, а когда более подрос, то читал и пел на клиросе. В 1856–1860 годы с фамилиею: Борзецовский обучался он в Донском духовном училище, со 2 класса 189 . Особенно выдающихся каких-либо воспоминаний за все время училищного его образования не могу сообщить, кроме разве того, что он, к науке прилежный и скромный, сказал однажды: «как бы желал я быть монахом»! Мать, услышав от него такие слова, всплеснула руками и воскликнула: «послушайте, что Сережа-то наш говорит»! Вот еще когда показал он будущее свое назначение. Начальство училищное положило было оставить его на повторительный курс в высшем 4 классе, как малолетнего (ему было не более 13 лет), но владыка-митрополит уважил просьбу нашего родителя о переводе его, как перворазрядного, в семинарию. По окончании семинарского курса в 1866 году, в числе первых студентов, он довершил свое образование чтением свято-отеческих творений (напр. Ефрема Сирина ) и других книг духовно-нравственного содержания, на русском и французском языках. Это занятие давало ему не мало утешения в скорби о болезненном состоянии нашей матери, которую он очень любил. Она скончалась в октябре 1866 года. «Как сейчас помню, писал он в 1874 г., ея предсмертное благословение меня образком преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Синода. Представляю здесь перечень этих трудов, за все время служения его при Краснозвонской церкви. 1) Родословие Господа нашего Иисуса Христа ( Матф. 1:1–17 ). Статья (стр. 1 – 8), помещенная в «Душеполезном Чтении» за декабрь 1870 г. «В человеческом родословии Единороднаго Сына Божия, котораго происхождение вечно и неизъяснимо, все поучительно», раскрывает сочинитель. 2) Объяснение догматиков восьми гласов. Помещалось в том же журнале за некоторые месяцы в продолжение 1871–1874 годов (1871–август, 1872–январь, февраль и август, 1873–апрель, 1874–январь, июнь и октябрь). Отдельные оттиски статей, оставшиеся от продажи и от даровой раздачи, Сергей И. в январе 1875 г. доставил в редакцию журнала: «Миссионер», при письме на имя редактора священника В. С. Маркова. С. И–ч писал ему между прочим: «Объяснения основных догматов христианской веры, содержащихся в догматиках, каковы напр. догматы : о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца, – о временном Его рождении на земле от Пресв. Девы Марии, – о соединении двух естеств в Богочеловеке, – о приснодевстве Богоматери и друг., мне думается, не без пользы могли бы быть распространяемы среди новообращенных в христианскую веру, еще не вполне усвоивших себе ея учение. И если-бы хотя одна душа христианская, прочитав или выслушав мои скудныя объяснения догматиков, приобрела более сведений о лице Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, – я почел бы себя вполне вознагражденным за свой посильный труд» (Миссионер, 1875, 4, стр. 32). Второе издание «Изъяснения догматиков восьми гласов» (М. 1879, стр. 1–118), в количестве 6000 экземпляров, предпринял, по соглашению с о. Борзецовским, заведующий магазином Отдела по распространению духовно-нравственных книг (на Петровке, в Высокопетровском мон.) Н. С. К–в. И по изложению эта книга «вполне пригодна для общенароднаго чтения» (Церк. Вестник 1880 г., 28, стр. 10). Один богобоязненный старец из простых людей (в Казанском соборе продает свечи) так восхитился чтением новоизданной книги, что пожелал лично видеть сочинителя и в Андроньеве монастыре беседовал с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Вы вчера при свидании со мной все время зябли и ручки ваши были совсем холодные. Прошу вас убедительно сделать себе из этого сукна подрясник. Хотя вы и не любите принимать подарки, но прошу вас, дорогой мой батюшка, принять во имя любви, которую Господь заповедовал нам: да любите друг друга, якоже возлюбих вы». Один из прихожан, слепец, завещал ему сочинения (изд. в 15 том. Спб. 1825) и портрет святителя Тихона, в длину 1 арш. 3½ верш., в ширину 15½ верш., рисованный на холсте масляными красками, в бытность Тихона епископом воронежским, и некогда принадлежавший Симоновскому архимандриту Герасиму († в 1829 г., на 78-м от рождения), а ныне хранящийся у меня. Митрополит Филарет обратил на этот портрет, представленный его высокопр–ву (в мае 1861 года) с другими портретами новоявленного угодника, особенное внимание и благословил издание с оного, при участии Н. П. Киреевской, литографированных снимков, числом до 100, с которых потом писались иконы св. Тихона для московских церквей. «На днях с нашего (подлинного) портрета, извещал меня родитель от 18 июня того же года, будет писаться художником образ для Задонской обители: он в свое время поднесет Государыне Императрице». С помощью прихожан и других лиц, о. Иоанн а) радел о благолепии храма, усердно ими посещаемого, б) благотворил многим и в) устраивал своих детей. а) Богатый храм Иоанна воина, разграбленный Французами в 1812 году, снова достиг при нем цветущего состояния. Высокопреосв. Филарет, освятив храм (настоящий) 30 сентября 1862 г., остался очень доволен и, посетив дом священника и церк. старосты, купца В. А. Сиротинина, говорил, что не находит слов хвалить обновленный храм 246 . Не касаясь подробностей возобновления, известных из помещенной в 1-ой части нашего «Сборника» статьи под заглавием: « Церковь св. Иоанна воинственника в Москве», заметим только, что но особым соображениям Филарет не нашел возможным сохранить знаменитый иконостас, сооруженный, в бытность митрополита Михаила священником при той же церкви, по рисунку архитектора Баженова, равно как и не разрешил удержать старинные хоры с кафедрой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Для характеристики о. Иоанна и большего уяснения пастырских отношений его к другим не безынтересны и следующие выдержки из писем к нему. Княгиня М. уведомляла о себе: «надеюсь, что на всех нас (на все наше семейство) привлечет благословение Божие наше духовное родство с вами» (крестным отцом детей ее). Или: «Вас благословляет душа моя, которая так часто пользовалась вашим наставлением, вашим милосердием и состраданием». Или: «благодарю вас за столь теплое душевное участие во мне, которое совершенно меня утешило и успокоило. Вы так справедливо говорите, что милосердие Божие неистощимо, и что все Его прошедшие благодеяния свидетельствуют о будущих». «Когда с вами я повидаюсь, точно душой обновлюсь: так на меня отрадно действует ваша беседа», призналась г-жа N. Но не всегда он говорил или писал приятное, как это видно из показания, вполне чистосердечного, одной из дщерей по духу: «Часто звенит в моих ушах, что я никак вперед не подвигаюсь (в нравственной жизни), в чем меня вы упрекаете». Г-жа N писала: «Мне кажется, в разговоре моем с вами, дорогой батюшка, высказывался ропот. Вы же мне отвечали, что еще мало (достается нам) по грехам нашим. Эти слова так мне и врезались в душу. Ах, какая я грешная, потерпеть-то ради Господа не желаю! Всякий раз, как поговорю с вами и увижу ваш смиренный вид, передо мной все раскроется, что есть дурного в душе моей. Одно остается – падать перед Господом, покуда не даст слова (прощения) сердцу. Создатель мой! помилуй меня». Многие просили его совета и разрешения в недоумениях. Дворянке А. И., колебавшейся но поводу сделанного ей женихом предложения, о. Иоанн (как мы знаем из письма г-жи К–ой от 31 августа 1881 г.), советовал «молиться и внимать тому, что скажет ей сердце. Но без молитвы верить сердцу опасно. Часто бывает, что чего мы желаем, то нам и сердце подтверждает». Расположение к нему иногда проявлялось подарками, хотя он никогда не искал их. Г-жа N от 1880 г. пишет ему: «Драгоценный мой батюшка, посылаю вам суконце, самое теплое и мягкое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

К вещественному вспоможению он всегда присовокуплял духовные утешения и советы. Это был самый разумный милостыне-раздаватель. Добросовестно и плодотворно служа святой Церкви вообще, почивший пастырь был в частности примерным пастырем своей домашней церкви, примерным воспитателем и руководителем своих чад по плоти. Он помнил завещание Апостола, что «пресвитер должен хорошо управлять своим домом, детей своих содержать в послушании со всякой честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией»? ( 1Тим.3:5 ). Почившему протоиерею, при помощи Божией, удалось воспитать своих детей в страхе Божьем, в истинном благочестии и в любви к святой Церкви, к служению которой он готовил их. Во время обучения своих сыновей в духовных школах он не только неустанно руководил их учебными занятиями, но вместе сам учился, чтобы с большею пользой передавать им то, что сам усвоил трудом самообразования. Он дождался счастья видеть своих сыновей достойными священнослужителями и утешался их плодотворными трудами на поприщах пастырском, подвижническом, ученом и духовно-литературном 256 . Успех или благотворность его влияния на пасомых и руководимых им в значительной мере объясняется силой его личного примера. Будучи примерным пастырем, почивший протоиерей был вместе примерным христианином, строгим исполнителем заповедей Евангелия и постановлений Церкви. «Кто сотворит и научит, тот, по слову Спасителя, великим наречется в царствии небесном» ( Мф.5:19 ). Почивший пастырь своей ревностью о жизни, согласной с его учением, заслужил, как нам мнится, сию награду. В заключение прославим, братия, Господа, воздвигающего среди нас подобных достойных служителей Церкви Его и через них распространяющего на земле свое царство, царство истины, правды, любви и всякого добра, – и вместе помолимся Пастыре-начальнику Христу, да помянет своего верного служителя в небесном царствии, да причтет его к лику избранных пастырей, угодивших Ему святой ревностью к исполнению пастырского долга, и за его пастырскую ревность, за его благотворное служение спасению христианских душ, да простит ему согрешения, какие допущены им в житии и служении. Пастыри должны отвечать не за свои только личные грехи, но и за грехи пасомых, если не довольно бдительно следили за их нравственною жизнью, не всегда оберегали их от греховных искушений. Не вниди, милосердный Господи, в суд с рабом твоим, если по немощи в чем провинился перед Тобой. Аминь.»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009