семинарии Константин Михайлович Марков, согласившийся вступить в брак с дочерью покойного Елизаветой Сергеевной. 8-го ноября того же года старцу исполнилось 80 лет; он праздновал в последний раз свое тезоименитство, угощая родных детей и внуков с правнуками. При возрастающей слабости сил он не всякий день ходил в церковь , и однажды (в ноябре) пойдя к ранней литургии, очутился у богадельни и был кем-то приведен в церковь . Настал новый 1885 год. Старец дряхлый говорил своим детям: «я для вас живу», и желал некоторое время еще пожить на земле: «эта жажда жизни есть заря вечности» (по его же словам, давно сказанным когда-то). Вечность быстро к нему приближалась, и у нас было тревожное ожидание чего-то скорбного. Он 10 февраля посетил сына, священника Н. И. Воинова, а 17 числа, во второе воскресенье велик. поста (день моего ангела) молился за поздней обедней в последний раз и прислал мне просфору. Я поехал к родителю вечером 19 февраля и нашел его больным от стеснения в груди. Перед моим приездом он, не могущий уже ходить без поддержки по комнатам, исповедовал Н. И. Киреевскую, по ее усиленной просьбе; она потом прислала к нему своего врача г. Клина, несмотря на то, что врач Бельский пользовал его. Врачи прописали ему успокоительное врачевство и 20 февраля, в среду, боль его как будто облегчилась (он принимал П. А. Муханову и других), но 21 числа возобновилась с такой силой, что он после пароксизма (на несколько минут крайне стеснилось дыхание его), по предложению родных исповедался и приобщился святых Таин, в 7 часу вечера. На другой день (пятница) утром, чувствуя удушье, спешно ходил по комнатам, говоря: «умираю», но во время соборования елеем (в 5 часу утра) спокойно сидел и стоял на ногах, своими руками раскрывая грудь для елеопомазания. После соборования сказал дочери Елизавете И.: «ты молись за меня Богу», и составил краткое духовное завещание, главным образом в пользу сирот, подписанное, за ослаблением его руки, посторонним лицом. Он часто переменял свое положение, то сидел, то вставал и шел на другое место.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

архимандрит Григорий (Воинов) (17.07.1832–01.08.1896) Жизнеописания Исторические описания монастырей Сборники архимандрит Григорий (Воинов) Биография В миру Воинов-Борзецовский Иван Иванович родился в Москве, в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в церкви во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке). В 1840-1846 годах обучался в Донском духовном училище, в 1846-1854 годах - в Московской духовной семинарии, в 1854-1858 годах - в Московской духовной академии. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года рукоположен во диакона Московским митр. Филаретом (Дроздовым), 20 июля 1858 года - во иерея. По окончании МДА 19 августа 1858 г. назначен в Вифанскую духовную семинарию, преподавал Священное Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отделениях. 10 февраля 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора семинарии и членом правления семинарии. 8 января 1860 года назначен инспектором Вологодской духовной семинарии и профессором богословия. Преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику. Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февраля 1862 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии и профессором Священного Писания и греческого языка. С 16 октября 1863 года - инспектор Московской духовной семинарии. 6 августа 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. По рекомендации митр. Филарета был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 года - настоятель Высокопетровского монастыря. С 1892 г. - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 1 августа 1896 года. По завещанию был похоронен в склепе с северо-западной стороны Знаменского храма Андроникова монастыря. Архим. Григорий - автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», «Московских епархиальных ведомостях» и др. Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета, воспоминания о нем. Занимался историей монастырей, в которых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского монастырей. Написал биографии некоторых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского), Московского митр. Макария (Булгакова), иером. Самуила (Колесницына). Оставил воспоминания, в которых описал жизнь московских и других духовных учебных заведений во второй половине XIX в. За литературные труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Это повторялось до тех пор, пока не заучивалось на память; после сего уже показывались азы и другие буквы, титла, юсы, кавыка, ерок и т. д. Скольких слез стоила азбука 231 , и сказать трудно. Корень учения горек. Ваня во время полевых работ пас иногда небольшое стадо причта и ходил в лаптях (а сапоги, или по тогдашнему коты, ему купили, когда он был в 3 классе уездного духовного училища). В 1811 г., в ноябре видел комету с огромным блестящим хвостом, а 26 августа 1812 г., в день Бородинской битвы, слышал, прислонившись к земле, глухой гул. «Нашим погостом, говорил Иоанн М–ч, проезжали в Москву (в 75 верстах) и в нашем доме казаки останавливались то и дело; за ними шло много пешего войска в разноцветных мундирах. А из самой столицы в то же время (в августе) сколько видел я экипажей и простых телег с имуществом жителей, спасавшихся бегством от неприятеля! Мы со всем причтом поспешно перебрались в Малино село, свободное от постоя, в дом помещицы. Анну дочь (была 17 лет) Михей Ф–ч отвозил в г. Зарайск (рязанской губ.) к родственному священнику Василию Знаменскому, потому что опасался нашествия Французов. Окончилась война, все воротились». В сельце Борзецове один крестьянин слыл колдуном. Ваня очень боялся его и, следуя за причтом по приходу славить Христа, не шел в избу колдуна, а на улице оставался и пережидал, пока священник и причетники выйдут от него; но однажды «меня в первый день Рождества Христова уговорили войти, рассказывал И. М–ч. Войдя (в обеденное время) в избу колдуна, я почувствовал от страха расстройство в себе и тотчас же выбежал по направлению к калитке, устроенной в плетне, которым был скотный двор огорожен. Отворяю калитку и вижу: возле меня стоить плачущий мальчик с распущенными по самую грудь волосами, похожими на лен, в длинной, как снег белой сорочке. Овцы окружали его и с каким-то любопытством смотрели на него, а я, весь дрожа от изумления, быстро затворил калитку и побежал назад, на улицу, уже более не чувствуя расстройства желудка». Ангел (Ваня уверен был, что это был ангел), стоя вдали, оплакивал душу грешника (колдуна)! Но об этом таинственном видении долго и никому Ваня (разве брату Трофиму на другой день) не поведал по скромности своей 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Основанием его сомнениям служит то обстоятельство, что храмовой праздник в память Иоанна Воина бывает 30 июля, а царская фамилия оставила в 1797 году Москву 3 числа мая. Не ближе ли будет допустить другое предположение, допустить ошибку в наименовании праздника, то есть предположить, что Павел был в церкви Иоанна Воина не 30 июля, а в какое-либо другое число? Рассказ генерала Кутлубицкого до такой степени характерен в малейших своих подробностях, что невольно внушает доверие к своей полной правдивости. В январе 1814 года отец Десницкий, ставший уже между тем преосвященным Михаилом, архиепископом Черниговскими, проезжал чрез Москву в Петербург, куда они был вызван для присутствования в Синоде. В последний день своего пребывания в Москве владыка в исходе двенадцатого часа ночи посетил свой бывший приход, где давно ожидали его толпы народа. Более часа шел он от святых ворот до церкви, благословляя присутствующих; на глазах его были слезы. Войдя в церковь , владыка преклонил колена на амвоне перед алтарем, воздел руки и громко произнес: – Господи, Боже мой! Ты сподобил меня опять увидеть святой храм Твой, где я недостойный совершал Безкровную Жертву пред Тобою, где слабый голос мой возвещал братии моей, православным христианам, святой завет Твой, призывал всех ко спасению, говорил о неизреченной любви Твоей к верующим. Господи, Царю мой и Боже мой! благодарю Тебя ныне и во веки. Благодаря многочисленным денежным пожертвованиям и драгоценным вкладам, храм Иоанна Воина, разграбленный французами в 1812 году, снова достиг цветущего состояния при митрополите Филарете. Но по особым соображениям митрополит Филарет не нашел возможным сохранить знаменитый иконостас, сооруженный в бытность митрополита Михаила священником, равно как и не разрешил удержать старинные хоры с кафедрою. Архимандрит Григорий приводит подробный рассказ об этом протоиерея Иоанна Михеевича Борзецовского, бывшего настоятелем церкви Иоанна Воина с 1840 по 1875 год. Рассказ этот чрезвычайно характеристичен для ознакомления со взглядами митрополита Филарета на украшение и благоустроение храмов, и мы приведем его с возможною подробностью, сделав в нем лишь незначительный сокращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Народ толпился в огромном множестве, горя желанием увидеть Филарета, великого по сану и личным достоинствам. Долго ждали. благовест в большой соборный колокол продолжался до вечерни, потом прекратили. В 6 часов вечера, по знаку верхового раздался торжественный звон, но в карете неизвестная госпожа ехала в город: напрасная тревога! В 7 часов снова раздался звон со всех городских колоколен. По въезде в Коломну, идя в древний кафедральный собор, архипастырь благословил учеников, а певчие, в том числе Иван Б–кий видели его в соборном храме, где высокопреосвященный, приложившись к местным образам, начал было, в присутствии городского духовенства и многочисленного народа, говорить проповедь с амвона, но сказав немного слов, прервал ее, но причине народного шума, и произнес уже на другой день (неделя Всех Святых), во время им совершенной литургии в том же соборе, после которой граждане, приветствуя Его высокопреосвященство, поднесли ему большего золотистого осетра. В понедельник владыка в 10 часов утра посетил дух. училище; в высшем 4 классе раскрыл греческую учебную хрестоматию и заставил Маркова Семена (ученика) перевести с греческого на русский язык какой-то тропарь. Марков удачно перевел с помощью Александра Гастева, сидевшего позади его, на второй лавке, и осторожно подсказывавшего: последний знал наизусть церковно-славянские тропари. Для перевода на латинский язык предложил владыка изречение: «В шуму народном не слышен глас истины» (намек на шум, бывший в городском соборе от многолюдства и тесноты), и сам назначил латинские слова. Кто-то перевел. «Не так»! возразил архипастырь. Как ни старался ученик поправить себя, пытались за него и другие отвечать, но все они прибавляли какую-то частицу, наконец владыка сказал: «зачем прибавляете? Я не назначил». После того отправился в третий класс. Здесь спросил он: «как читается пятый член Символа веры ?». «И воскресшего в третий день по писанием» (как о том пророчески написано в книгах ветхого завета). На другой его вопрос, о значении слова: «по писанием», не могли вовсе отвечать ни ученики, ни сам учитель священник Николай Васильев: он молча поклонился преосвященному 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Троицкой, в Серебренниках, свящ. Ал-дра Дим. Харитонова Троицкой, в Сыромятниках, свящ. Вас. Филипп. Барбарина Троицкой, на Хохловке, свящ. Павла Конст. Розанова Троицкой, на Шаболовке, свящ. Вас. Феод. Руднева Троицкой, в Шереметьевской больнице, свящ. Иоанна Тихон. Розанова Успенской, на Вражке, свящ. Ал-дра Павл. Поройкова Успенской, в Гончарах, свящ. Никиты Ал-др. Ремезова Успенской, на Дмитровке, свящ. Серг. Иоанн. Сеньковского Успенской, в Казачьей, прот. Ал-дра Симеон. Ильинского Успенской, в Кожевниках, священ. Вас. Серг. Модестова Успенской, в Крутицах, свящ. Феод. Дим. Воздвиженского Успенской, на Остоженке, свящ. Вас. Стеф. Митропольского Успенской, в Печатниках, священ. Вас. Петр. Никольского Успенской, на Покровке, прот. Ильи Феод. Касицына —46— Филаретовской, в Епарх. женском училище, свящ. Ал-дра Васильев. Никитина Филипповской, на Мещанской, священ. Ал-сия Ник. Добролюбова Флоро-Лаврской, на Мясницкой, свящ. Ал-дра Дим. Касимова Харитониевской, в Огородниках, прот. Валент. Вас. Остроумова Христорождественской, в Кудрине, свящ. Ал-сия Иоанн. Борзецовского Феодоро-Студитской, у Никитских ворот, свящ. Феод. Петр. Преображенского 2) Чрез начальства духовных семинарий и училищ: Архангельской духовной семинарии ректора прот. Ал-дра Евф. Орлова Вифанской духовной семинарии – ректора архимандрита Парфения Владимирской духовной семинарии – ректора архимандрита Никона Волоколамского духовного училища – смотр. Ник. Ник. Былова Вятского духов. училища – преподавателя Серг. Семен. Липягова Дмитровского духов. училища – смотр. Вас. Яков. Розанова Едннецкого духов. училища – смотр. Ал-сея Ив. Троицкого Ефремовского духовного училища – смотр. Вас. Иван. Прозоровского Иркутской духовной семинарии – ректора архим. Евсевия Костромской духов. семинарии – ректора архим. Менандра Московской духов. семинарии – ректора архим. Климента Нижегородской духов. семинарии – ректора прот. Геннад. Вас. Годнева —47— Оренбургской духовной семинарии – инсп. Ал-дра Яковл. Зеведеева Петрозаводского духов. училища – смотр. Дим. Иван. Любецкого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Господь не судил ему быть напутствованным к исходу из сей жизни святыми тайнами. Смерть восхитила его из нашей среды внезапно, оставив нам спасительный урок – быть всегда готовыми к переселению в жизнь вечную. Помолимся милосердому Господу, да не внидет в суд с рабом своим, да не поступит с ним с строгостью Жениха, пришедшего в полночь и затворившего двери брачного чертога от беспечных дев, не успевших его встретить с светильником живой веры и елеем любви, – но да приимет его с любовию отца, готового ущедрить своего сына, забыть его вины против него в виду того, что этот сын, хотя и оскорблял его по временам проступками, но всегда поспешал к нему с раскаянием и мольбой о прощении. Будем надеяться на милосердие Господа к рабу своему, зная, что он, будучи воином царя земного, не забывал своего христианского звания, был послушным сыном Церкви, исполнял церковные обязанности, поддерживал в себе дух благочестия любовию к слову Божию, которое он имел обычай читать ежедневно. Прости же ему за сие, Господи, его прегрешения вольные и невольные и пробави милость Твою к нему в жизни вечной, как Ты миловал его в жизни временной. Новопреставленный иеромонах Серафим 20 октября 1885 г. скончался о. Серафим, иеромонах Спасо-Андрониева монастыря, на 38-м году. Мирское имя ему было Сергей Иванович Борзецовский. Он был сын протоиерея Иоанна Михеевича Борзецовского, биография которого напечатана в Душеполезном Чтении 1885 года (в сентябрьской и октябрьской книжках). По окончании в 1866 году обучения в московской духовной семинарии со званием студента, он в течении двух лет жил в доме родителя, довершая свое образование прилежным чтением и изучением святоотеческих писаний; затем поступил в диаконы при одной из приходских церквей в Москве (при церкви Николая Чудотворца Краснозвонской). Спустя 7 лет овдовел, затем через год оставил приходскую службу и поселился бельцом в Высокопетровском монастыре, когда настоятельствовал здесь брат его архимандрит Григорий. За четыре года до смерти принял монашество в том же монастыре и посвящен в иеромонахи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

епископ ковенский, викарий литовской епархии; с 7 июня 1885 г. епископ могилевский. Он составил историческое описание монастырей Спасо-Андроньева и Знаменского. Григорий (с 1882 года), в мире Иван Воинов, сын московского протоиерея Иоанно-Воинской, что у калужских ворот церкви, Иоанна Борзецовского. Будучи студентом московской духовной академии, пострижен в монашество в Троицкой Сергиевой лавре, 3 марта 1857 г.; рукоположен в иеродиакона 10 марта, в иеромонаха уже по окончании в I разряде курса наук, 20 июля 1858 г. Определен, 19 августа, в Вифанскую семинарию учителем св. Писания в высшем и среднем отделениях, герменевтики в среднем и греческого языка в высшем. Возведенный, 10 февраля 1859 г., в степень магистра, назначен помощником инспектора и членом семинарского правления 5 марта, а 21 числа того же месяца и года возложен на него магистерский крест. Перемещен на должность инспектора Вологодской семинарии и профессора богословских наук, 8 января 1860 г. Возложен на него набедренник 8 мая того же года. В 1862 г. 18 января возведен в звание соборного иеромонаха ставропигиального Донского монастыря; 12 февраля утвержден инспектором Вифанской семинарии и профессором св. Писания и греческого языка в высшем отделении, а 6 сентября, вместо греческого языка, поручено ему преподавание катехизиса и учения о богослужебных книгах в низшем отделении. В 1863 г. 16 октября перемещен в Московскую семинарию на должность инспектора и профессора по классу св. Писания в высшем отделении. По поручению начальства, обозревал Перервинские духовные училища, в июне 1864 г. Затем возведен в сан архимандрита 6 августа, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. По случаю празднования 50-летия Московской семинарии, преподано ему, 27 октября 1864, благословение Св. Синода. Исправлял временно (с 4 по 19 августа 1866 г.) должность ректора той же семинарии. За труды по обозрению Коломенских духовных училищ, объявлена ему благодарность Московского семинарского правления, 26 сентября 1866 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Относительно молитвы (будьте постоянны в молитве ( Кол 4, 2 )) про отца Алексия рассказывают, что он первый приходил в храм, когда был диаконом, и никто при всем желании не мог прийти раньше него, и последним уходил. Чтобы богаделка не роптала, что ей приходится оставаться с ключами, отец Алексий платил ей из своих доходов и оставался часами в храме, обходя свои любимые иконы и горячо молясь перед каждой. О силе и действенности его позднейших молитв все знают, и потому сейчас со всех концов России несутся за него самые горячие и искренние молитвы, что он сам горячо и искренно молился за всех, обращавшихся к нему – Давайте, и дастся вам ( Лк 6, 38 ); Блажени милостивии, яко тии помиловани будут ( Мф 5,7 ). Отец Алексий отличался необыкновенным нищелю- бием. Постоянно в Толмачах его видели окруженного нищими. Многие получали от него пенсию, многим прихожанам он помогал и крупными суммами, но, не довольствуясь этим, он ходил к своему другу – диакону из церкви Николая Чудотворца «Красный звон» – отцу Сергию Борзецовскому спрашивать, не знает ли он еще каких-нибудь бедных, которым надо помочь. Отец Алексий очень любил Толмачи. До смерти считал их лучшим местом на земле и уходить оттуда не хотел. Перешел он в Успенский собор согласно воле митрополита Сергия. Когда отец Алексий был пресвитером Успенского собора, все бедные знали день получки его жалования, собирались на улице, и отец Алексий не доносил до дому своего жалования. Однажды он даже снял с себя шубу и отдал нищему. Он говорил, что отказывать никому нельзя. Коли кто беден, надо хоть на гроши или копейки деньги разменять, хоть по грошику давать или как- нибудь иначе вывертываться, но заповедь евангельскую просящему у тебя дай ( Мф 5,42 ) нарушить нельзя. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся ( Мф 5,9 ). Когда отец Алексий был диаконом, прибежала к нему жена одного из богатейших прихожан, умоляя примирить поссорившихся насмерть двух братьев: ее мужа и деверя. Отец Алексий отправился к ним и упал на колени сперва перед одним, а потом перед другим, умоляя простить друг друга, и так тронул их своим смирением и любовью, что смягчил их ожесточенные сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Литература: Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1999 (репр. с изд. 1893 года). С.: 402, 403, 594, 595 Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина//Московский журнал. 1999. С.: 28 Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве//Московские губернские ведомости. 1841. 10. С.: 100 Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы, по определению Городской Думы собранные и изданные руководством и трудами Ивана Забелина. М., 1891. Ч. 2. Стб. 256 207) Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Церковь св. Иоанна Воина в Москве. М., 1883. С.: 3, 4; 14-16, 19, 27, 28, 38, 40, 58, 68 Желябужский И.А. Записки//Записки русских людей. СПб., 1840. С.: 245 Красовский М.В. Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. М., 1911. С.: 417-421 Грабарь И.Э. История русского искусства. Спб., 1913. Т.4 Воеводченкова Е.Б. Краткая история строительства храма Иоанна Воина и особенности формирования иконного собрания//Царицмнский научный вестник. М., 1999. С.: 345-379 Фролов Н.В., Фролова Э.В. О храме Иоанна Воина. Ковров, 1998 Датировка колокола и описание орнамента даются по фотографиям Константина Мишуровского Ильин М., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979 Храмы, не закрывавшиеся при сооветской власти, обычно отличаются особым великолепием и благородством внутреннего убранства. Это относится и к храму Иоанна Воина, причём местная старина не давит, не создаёт ощущения " музейности " . Вход в храм расположен с северной стороны в основании колокольни. Ещё до порога в трапезную посетителя встречает икона святого мученика Иоанна Воина, как бы напоминающая, кому посвящён храм. Большая икона святого есть и внутри, но обилие крупных тёмных старинных икон различных святых, действительно, может сбить с толку. Расположение этих икон и что-то особенное в их облике сразу указывают, что они висят на своём месте уже который век, несмотря ни на какие внешние бури, и создают особо благовейное ощущение в храме. Внутренняя структура храма характерна для церквей подобной планировки: широкий притвор в дальней части трапезной завершается двумя боковыми приделами, из которых южный, во имя святых мучеников Гурия, Самона и Авива, был освящён ещё до центрального алтаря, а северный, во имя святителя Димитрия Ростовского, напротив, был пристроен позже. Между ними узкий проход с иконами (среди них - икона преподобной Анны Кашинской с частицей мощей) ведёт в основную, самую просторную и наиболее роскошную часть храма. Впрочем, и интерьер трапезной, не знавший обычных для советского времени переделок, отличается великолепием: лепнина, орнаментальные и сюжетные росписи, позолота, рельефные головы ангелов и другие фигуры. Однако главный храм выигрывает за счёт простора, света, льющегося из высоких окон, и прекрасного резного иконостаса. Иконостас сужается кверху, из-за этого в верхних его рядах уже не так много икон, но их нехватку, по крайней мере с визуальной точки зрения, компенсирует тонкий декор.

http://sobory.ru/article/?object=02242

   001    002    003    004    005    006   007     008    009