Дети, выслушав назидательный рассказ его, в другой раз благословились и вышли; это были Великий князь Сергий Александрович и Великая княжна, ныне Герцогиня Эдинбургская, Мария Александровна, как после открылось. Рассказ о. Борзецовского заключался в следующем: В приходе Иоанна Воина был дом купца Федота Бобылева, умершего церк. старостой в 1796 г. Перейдя в этот дом, приобретенный покупкой (дом принадлежал в 1840 и 1859 гг. купцам Шемшуриным), он по обычаю христианскому пригласил местный причт к себе с храмовыми иконами Иоанна Воина и свв. муч. и исповедников Гурия, Самона и Авива, а храмовый образ (третий в трехпрестольной церкви) Димитрия Ростовского , новоявленного угодника и чудотворца, принять в дом не поусердствовал, придерживаясь мнений и обычаев раскольников, которые не почитают сего святителя, прославленного Богом. Перед иконами, принесенными в дом, отслужен водосвятный молебен. Малолетний (5 лет) сын Б–ва Федя, первенец, рано на другой день проснулся; разбудив отца с матерью, сказал им робким и взволнованным голосом, что приходил к нему какой-то святой муж, имеющий на голове белое покрывало (белый клобук), и, грозя пальцем, выговаривал: «Чтож вчера твой отец не пригласил меня-то к себе? Или я хуже других? скажи ему». «От меня он пошел опять в церковь », присовокупил Федя. Последствием этого детского рассказа было обещание купца Б–ва непременно поднять в дом икону св. Димитрия Ростовского , но исполнением своего обещания он не спешил, отлагая это дело со дня на день и о том не думая, что таинственный муж не напрасно грозил Феде. Вот, спустя некоторое время, и заболел не кто другой, а Федя: на груди у него оказался струпик (вероятно золотушный), раскинулся мало по малу и покрыл, как бы толстою корой или латами, всю грудь мальчика; а когда отец его, признавший этот недуг наказанием Божиим за свои грехи, благоговейно принял в свой дом, во исполнение обещания, храмовый образ святителя Димитрия, то был обрадован исцелением сына: вся кора, покрывавшая грудь несчастного Феди, находившегося в опасности умереть, свалилась в тот же день сама собой, оставив на груди его едва приметный с горчичное зерно струпик.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Решившись уступить помещичьей партии, император опасался гнева разочарованных мужиков. Направить их головы в нужном направлении могли бы сельские священники, но московский старец-митрополит упорно противился втягиванию Церкви в государственное дело. Александр Николаевич смог убедить в важности сего главу Синода митрополита петербургского Григория, человека умного и деятельного, но тот вдруг скоропостижно скончался в июне. Новый первоприсутствующий митрополит Исидор, призванный из Киева, оказался боязлив и осторожен, не возражая государю, тянул время и не давал определенного ответа. Каждодневная и упорная борьба шла в Главном комитете по крестьянскому делу главой которого император поставил брата Константина. Слава Богу, у того доставало терпения и сил на споры с занудой Паниным и явными главарями помещичьей партии князем Орловым и князем Гагариным. Москва жила слухами, а пока готовилась к зиме. В Замоскворечье, Сокольниках и за Калужской заставой хозяйки в купеческих и мещанских домах закупали у огородников огурцы и капусту для соления; сушили грибы, закладывали картошку, репу, свеклу, морковь, брюкву, а крепкие сорта яблок, переложив соломою, укладывали в бочки. Ребятишки хрустели боровинкою или антоновкою, а то и кочерыжкою. На Пречистенке, Остоженке, Арбате, Поварской оживали дворянские особняки. Возвратившись из поместий, иные хозяева зачастили в Опекунский совет, а другие готовились к осенним балам, положившись в делах на волю Божию. Пришедшему на митрополичье подворье протоиерею Иоанну Борзецовскому первый встреченный послушник сказал, что нынче прием отменен, владыка болен. А дело отца Иоанна, настоятеля храма Иоанна Воина на Большой Якиманке, не терпело отлагательства. Прошло уже несколько месяцев, как стараниями прихожан собраны были деньги на возобновление холодного храма. Требовалось одобрение владыки на рисунках икон. Уже и мастеров нашли, и материалы закупили, а начать не смели. Отец протоиерей на всякий случай вошел в приемный покой и обратился к секретарю митрополита Николаю Васильевичу Данилову.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7/

Каждодневно мы творим молитвы «о благотворителях святыя обители сея». Из них многие уже отошли на вечный покой 157 , и мы удобно заносим имена почивших на страницы истории монастыря. Но и находящиеся в живых простят нам, если мы, ради доброго дела и доброго примера, объявим их имена и таким образом не пощадим их скромности. Начнем с духовных лиц. По завещанию ростовского Яковлевского монастыря архимандрита Аполлинария, бывшего настоятелем Златоустовской обители, на вечное поминовение его выдана (1818) тысяча руб. асс. Такая же сумма отказана в пользу монастырской братии Златоустовским архимандритом Досифеем (получена в 1820 г.). Андрониковского монастыря иеромонах Варлаам завещал в Златоустов, где он принял пострижение, билет сохран. казны в 2 000 руб. асс. (получен в 1831 г.) с назначением процентов с сего билета на поддержание церковного благолепия. Настоятель Оптиной Введенской пустыни, архимандрит Моисей , блаженно скончавшийся в 1862 г., препровождая в Златоустов монастырь несколько книг (22 экземпляра), писал по сему случаю от 16-го мая 1861 года: «Покорнейше прошу принять оныя для монастырской библиотеки, в знак молитвенного общения нашего, и не лишить в вашей (Златоустовской) обители церковного поминовения об упокоении души в Бозе почившего старца обители нашей (Оптиной) иеросхимонаха Макария, трудившегося с великим усердием и любовию в переводе и печатании оных отеческих книг, единственно для душевной пользы жаждущих спасения». Иоанно-Воинской, у Калужских ворот, церкви, в Москве, священник Иван Михеевич Борзецовский, в обитель своего ангела, где (именно в бурсе) жил он в отрочестве, пожертвовал, в 1869 г. августа 23-го, серебряный ковчежец с частицей мощей святителя Григория Паламы , архиепископа Солунского 158 . Святыня помещена в обновленной Троицкой церкви на иконе сего угодника (на завороте левого придельного иконостаса), написанной в апреле того же года и украшенной серебропозолоченным венцом. Из других вкладчиков особенного внимания заслуживают: 1 . Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. В 1846 г. она препроводила к высокопреосвященному Филарету сорок три билета московского опекунского совета, каждый в 5 715 руб. сер., на вечное обращение в пользу обителей Московской епархии 159 . В Златоустовом монастыре, на долю которого достался один из этих билетов, бывает соборное поминовение в Бозе почившей графини – в день ее тезоименитства 25-го июля, и в день кончины, последовавшей 5-го октября 1848 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Сергия (финифтяным), причем сказала слабым голосом: да пошлет Господь тебе (молитвами ангела твоего) благословение, здравие и счастие в устроении». По смерти матери, так искренно любимой всеми детьми 191 , и по выходе (в ноябре того же 1866 года), младшей сестры Юлии за муж (она была за диаконом Покровского собора, умерла 18 июня 1872 г.), оставшись дома с одним родителем, строгим и самоуглубленным, под влиянием его и при содействии благодати Божией, присущей священным и духовным книгам, над чтением коих проводилось время нередко с утра до вечера, Сергей Ив. образовал в себе характер твердый, хранил чистоту сердца, чему не мало способствовало и усердное посещение им храмов Божиих. Он не знал театров и других общественных увеселений, но любил музыку, особенно духовную, и охотно бывал у родных, чаще у сестры Юлии, к которой он был привержен, так как рос с нею (был старше ее на три почти года), иногда хаживал с родными в Нескучный сад. «Как величественна и роскошна природа там! Там чувствуешь себя как бы в другой стихии! Не вышел бы оттуда»! писал он спустя несколько лет (в записках о матери В. Н.). Но вообще он мало развлекался. В нем родилось по времени искреннее желание быть полезным для ближних на поприще духовной литературы, не покидавшее его потом никогда. Найденная им в бумагах родителя рукопись с письмом Вольтера к учителям Церкви и богословам, и с ответным на оное письмом архиепископа могилевского Георгия Конисского († 13 февраля 1795 г.) напечатана в «Домашней Беседе» (1867 г., стр. 1102–1106, 1122–1126, 1154–1156) с изъявлением от лица читателей «благодарности студенту Московской дух. семинарии Сергию Борзецовскому за доставление этой интересной рукописи». В виду современного упадка веры, наш молодой студент написал в 1868 г., по руководству творений св. Тихона Задонского , завещанных кем-то в библиотеку родителя, размышление о вере христианской. Помещено в книжке: «Единое на потребу», изданной в том же году блаженной памяти иеромонахом русского на Афоне Пантелеймонова монастыря о.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

69 Родитель мой, тогда студент моск, семинарии И. М. Б–кий, ездил в Колонмну смотреть невесту; ему сопутствовал товарищ его Алексей Михайлович Хавский (ум. священником в Москве), родственный невесте и П. А–чу. Непогода понудила их завернуть в Новое село. И. М. занес свое имя и фамилию в дневник П. А–ча. 71 В настоятельских кельях Спасо-Андрониева монастыря хранится образ св. Митрофана в серебропозлащенной ризе, привезенный им из Воронежа. 72 И. М. Борзецовский из диаконов Введенской, что в бывшем Новинском монастыре, церкви священствовал при церкви Иоанна Воина, в Москве. 73 На руках моей матери скончалась, 9 апреля 1843 г., Александра младенец. Когда ей от рождения было не более двух месяцев, мать, Вера Н-на, подняла и поднесла ее к Смоленской иконе Богоматери, помещенной в углу комнаты. Что же? младенец сделался вне себя от необычайного чудного восторга! Рассказ моей благочестивой матери. 74 Привожу отрывок из письма деда по матери к моим родителям: «Сего февраля 11 дня (1847 г.) погребение было внука Василия (младенца), который по рождении своем не имел здоровья почти никакого, но пред самым разлучением души улыбнулся. То весьма для родных удивительно». 78 В ноябре 1861 г. устроена бронзовая сень над ракой, вес. 27 п. 16 ф., стоимостью 4600 р. сер. 80 Колокольня в 4 яруса вышиною, с куполом и крестом, в 35 саж., начатая строением 1800 г., окончена архимандритом Нафанаилом в 1843 г. Звон похож на лаврский. 82 Она же составила и церковную летопись. Кроме письменных занятий по монастырю, обучает сестер нотному пению и управляет певческим хором. 83 А до рождения Олимпиады у них были 1 сын и 3 дочери. Все дети, кроме одной О–ды, и доныне (1873 г.) живы. Из дочерей две вдовствуют. 86 Они жили в своем домике, под горою. Имена их: Авдотья Родионовна, Акилина Васильевна; прислужница их Домна. 87 Известны строгостью жизни и прозорливостью: Вассиан слепой (сконч. в 1827 г.) и Михаил схимник (сконч. в 1815 г.). Первого из них посещал в бытность свою в Киеве, Государь Император Александр Павлович и, хотя входил к нему в полночь, без предварительного извещения и не желая открывать ему высокого сана, но узнан был им. Благословенный Монарх глубоко был тронут беседою мудрого старца, исповедовался у него и впоследствии пожаловал ему драгоценный наперсный крест, доныне хранящийся в лаврской ризнице. (Сказание о жизни и подвигах иеросхим. Парфения. Киев, 1856, стр. 12). О старце Зосиме скажем в другом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

К отпеванию прибыли: преосвященный Алексий, ныне архиепископ Литовский и Виленский, с почтенным архимандритом из Костромской епархии о. Кириллом, Петропавловский, на Якиманке, протоиерей С. Д. Цветков, Никитский священник, ныне протоиерей, А. И. Речменский и многие другие священнослужители, родные и чужие. Большой колокол с начертанным именем почившего о. протоиерея вопил о кончине его, во время торжественного и трогательно величественного отпевания. Не в храме только, но и вне храма до самых св. ворот, народ находился во множестве, несмотря на снежную погоду. Балдахин с честным гробом следовал по Большой Якиманке на Ваганьковское кладбище, где возле праха супруги погребено тело единодушного с ней, новопреставленного о. Иоанна, ровно в 4 часа пополудни. Еще при жизни, указывая на это место, осененное деревом, сказал он (после погребения Веры Н.): «как-нибудь потеснимся». Дерево однако же срублено. На могиле почившего были сказаны две надгробные речи: одна племянником его, вышеупомянутым священником г. Подольска И. П. Орловым, а другая внуком почившего и его преемником, священником Е. М. Марковым. Прибавим: погребен он накануне 25 февраля – дня рукоположения его во священника. Да помянет Господь Бог протоиерейство его во царствии своем! В 40 день по кончине о. Иоанна (2 апр., вторник Фоминой недели) родные и присные его по духу: князь Н. П. Мещерский, князь Д. Н. Долгоруков, Н. П. Киреевская с семейством, Н. А. Шереметева и другие собрались для молитвы в храм св. Иоанна воина. Литургия началась отрадным пением пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых». При сем употреблено было облачение цветной голубой парчи по белому фону, сделанное из гробового покрова. После богослужения, на память о преставившемся, розданы во множестве образки, оставленные им, и экземпляры надгробного слова, обязательно и так благовременно подаренные достопочтенным автором. Покойный заслужил это, благодетельствуя ближним. 229 В исповедной росписи за 1813 г. значится: „дьячок Михей Федоров 40 л. (ум. 10 авг. 1836 г.), жена его Елена Ионова 39 (ум. 20 июня 1848 г., 76 лет от роду). Дети их: Анна 17, Иван 6, Трофим 5, Федор 2, пономарь (того же погоста) Филипп Михеев (самый старший из детей) 18 лет“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Какое высокое положение в духовном стаде занимают пастыри его! Они блюстители или руководители его, и при том поставленные не людьми, но чрез посредство людей самим Духом Святым. благодать Св. Духа, потребная для их служения, сообщена им в таинстве рукоположения. Но с этим великим достоинством соединена и великая ответственность; на них лежит долг чистой жизнью и усердием к исполнению пастырских обязанностей возгревать и возращать в себе дар живущей в них благодати священства и употреблять его в спасение других. Горе им, если пренебрегут им! Им грозит участь раба, скрывшего талант в землю и осужденного во тьму кромешную. – Другое побуждение к усердному прохождению пастырского служения заключается для них в напоминании Апостола, что они призваны пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею. Они должны помнить, что они не хозяева в этой Церкви, а только приставники, с которых строго взыщется за неверность в том деле, к которому они приставлены блюстителями. Должны помнить, что Церковь , к служению которой они призваны, есть драгоценнейшее достояние Христа Господа, которое Он стяжал кровью Своею. Видите, как, вместе с тем, дорога душа каждого христианина, члена Церкви, если для искупления ее и для обращения в достояние Христово потребовалась такая безмерная цена, как пречистая кровь Единородного Сына Божия, излиянная на кресте! И эта, купленная столь дорогой ценой, душа вверяется попечению пастыря церковного – пресвитера! Судите по сему, какая великая ответственность на нем лежит. Пренебрегая своим долгом всячески споспешествовать спасению души вверенной его попечению и руководству, он пренебрегает кровью Христа Спасителя. Спаситель не пожалел своей честной крови для ее искупления, а нерадивый пастырь губит ее своим нерадением и должен отвечать за ее погибель. От общих размышлений о высоком и многоответственном служении духовных пастырей обратимся теперь к новопреставленному пастырю, протоиерею Иоанну, гроб которого перед собой зрим. Спросим: как он исполнял заповедь Апостола –- внимать себе и своему стаду? Ценил ли он величие своего служения? Старался ли подняться до той высоты, на какую указывает пастырям св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Скажем о недуге о. протоиерея Иоанна. В 1875 г., в ночь на первый день Пасхи (13 апр.) он почувствовал легкое онемение правой руки и ноги; несмотря на то служил утреню, литургию и вечерню, а через несколько дней стал плохо видеть (не мог видеть что находилось с боку его по ту и другую сторону) и владеть правой рукой и ногой. Преосвященный Леонид, извещенный о больном, сказал: «все, кто знает, будут молиться за него», и 23 мая из Мариинского института посетил (в 2 часа) о. протоиерея, у которого развилась в ту пору во всей страшной силе другая болезнь, похожая на карбункул и счастливо перенесенная им при гомеопатическом лечении. Княгиня М. при личном свидании спросила его: «вы боялись умереть»? – «Что вы говорите, княгиня! Христианам не должно страшиться смерти», отвечал он. К дальнейшему поправлению его здоровья способствовало устранение от множества дел, так как он еще 5 мая испросил себе покой, сдав место свое, с соизволения митрополита Иннокентия, второму зятю- священнику С. В. Владиславлеву , как многосемейному и радушно приютившему двух сироток, оставленных Юлией, скончавшейся в 1872 году 251 . За полезную деятельность о. Иоанн в 1846 г. получил одобрение епархиального начальства. Награжден: в 1851 г. 19 ноября набедренником, в 1853 г. скуфьею и в память войны 1853– 1856 гг. имел (с 28 сент. 1857 г.) бронзовый крест на Владимирской ленте. В 1862 году награжден камилавкой, в 1866 г. наперсным крестом, выдаваемым от св. Синода. В 1871 г. 22 апр. он в домовой церкви графини А. С. Паниной (в доме княгини Мещерской) посвящен преосвящ. Леонидом в сан протоиерея; в 1871 г. сопричтен к ордену св. Анны 3 ст. В 1877 г. Государь Император Высочайше соизволил на разрешение ему (заштатному протоиерею) принять и носить по установлению золотой наперсный крест с украшениями, подносимый прихожанами Иоанно-воинской церкви в выражение признательности за его долговременную (с 25 фев. 1840 по 5 мая 1875 г.) и ревностную службу при означенной церкви. Для поднесения дарственного креста прихожане (многие из них продолжали иметь его духовным отцом по прежнему) избрали день ангела его, св. Иоанна Златоуста (13 нояб. 252 ). Преосв Игнатий епископ можайский, усердно поздравляя его, писал ко мне: «Многоценный крест Христа Спасителя нашего да охраняет и укрепляет его во всех входах и исходах к назиданию и утешению многих, глубоко уважающих старца-молитвенника. Здравие его да укрепляется и да сохранится. Благословение Божие да пребудет над ним выну».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В настоятельство о. Иоанна были нередки чудесные проявления благодатной силы от названного угодника Божия, что не могло не возбуждать и не возгревать в самом о. Иоанне и во многих других («Иоанн воинственник – всем родственник», говаривал местный дьякон А. П. Десницкий) усердия к Страстотерпцу, особенно в трудные для отечества нашего времена. Примечательны строки из писем благочестивой княгини М. А. Мещерской: «На Дунае идет сегодня жаркий бой за проход Шипко. Нельзя ли вам без всякой огласки отслужить молебен св. Иоанну воину об успехе наших воинов и об отбитии Турок? Минута очень важная, ежели нас отбросят. Да поможет нам Бог». – Вот еще отрывки из других писем той же княгини: «Батюшка, помолитесь св. Иоанну воину, со свечами и акафистом, о нашем воинстве, непременно сегодня, 9-го сентября. О, как нам нужна молитва! На нас идут с 4 сторон Турки». – «Дорогой батюшка, прошу вас возжечь сию лампаду перед иконой св. Иоанна воина, о здравии и спасении Государя (в Бозе почившего)... Прошу вас крепко молиться о том, чтобы Господь не отвратил от всех нас лица своего. Меня по временам тревожить предсказание владыки-митрополита Филарета о грозной туче, собирающейся над Россией. О, да спасет царя Господь, и дарует ему силу подавить крамолу... Ваше доброе посещение порадовало князя; он и не видя вас, сказал: «батюшка нам принес Божие благословение». Петербургский градоначальник, генерал Николай Михайлович Баранов писал, в апреле 1881 года, к о. Иоанну: «Камер-фрейлина Ее Величества Дарья Федоровна Тютчева передала мне от вашего имени образ св. Иоанна воина. Принося вашему высокоблагословению мою сердечную благодарность за этот знак внимания ко мне, я надеюсь, что ваши молитвы и пастырское благословение и моя вера в милость Божию и заступничество святого угодника, образом которого вы меня благословили, помогут мне довести хотя до половины то дело, которое поручено мне нашим возлюбленным Монархом». И из других писем открывается благоговение к св. Иоанну воину, какое сам имел и старался во многих возбудить или возгреть мой родитель. Г-жа N, отпустив сына в Петербург, в Императорское училище правоведения, сообщила духовному отцу: «По вашему совету надела ему на шею образочек в медальоне и просила его утром и вечером произносить с усердием молитву: «святый страстотерпче Иоанне воине, защити меня от всех бед и просвети ум мой и сердце». – «Передала моей сестрице, писала Екатерина Козлова, – вашу тетрадь для прочтения о (позднейших) чудесах милосердного заступника и чудотворца св. Иоанна воина. Посылаю 1 р сер. на свечу перед его святой иконой».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Усердно молим Господа, да своей благодатью укрепит ваши силы на дальнейшие подвиги пастырские. Вашего высокоблагословения преданнейший слуга, протоиерей Василий Нечаев. 1880 г., мая 25 дня». Получены в тот же день: от князя Д. II. Долгорукова поздравительная телеграмма: от Марьи Ивановны Болотовской и родного брата ее Николая Ин. Киреевского – большой улей с пчелами (сахарное изделие), как символ меда духовного, которым юбиляр питал долго и обильно своих многочисленных почитателей. За праздничной трапезой (обедало свыше 70 чел.) родственный священник И. И. Орлов произнес в честь юбиляра стихи. Именно это был праздник чистой, христианской любви, собравшей воедино всех – родных и чужих, близких и дальних, как выразился один из присутствовавших 253 . С миром отпустив меня, студента Моск. академии, в монашество в 1857 г. и услышав от м. Филарета: «хорошо сделал, что принес Богу такую жертву», родитель мой благословил, в октябре 1881 г., и младшего, болезненного сына – дьякона Сергея Б–го на принятие ангельского образа с именем Серафима (был после иеромонахом в Андрониевском монастыре). 6 марта 1884 г. (во вторник на 3 недели вел. поста) скончался священник С. В. Владиславлев 254 , которому сдал свое место и жил у него старец о. Иоанн. Княгиня М. с трогательным участием писала к нему из Флоренции: «Как мне грустно было за бедную Елизавету И. (Владиславлеву), это вы поймете без слов. Но Господь ей оставил вас, любезнейший батюшка, как лучший пример веры, кротости и терпения. И вы знаете, что пока мы живы, то все старание приложим на то, чтобы ваша благословенная старость не была угнетена заботами. И вы должны на наш дом, на всех нас смотреть, как на своих детей, не только по духу, но и по чувству, и по всему, в чем мы удостоимся послужить вам». Велика милость нашего архипастыря, преосвященнейшего митрополита Иоанникия, отца вдов и сирот, резолюцией коего, от 23 марта, определен на место священника Владиславлева, оставившего после себя многочисленную семью без достаточных средств к существованию, наставник Моск.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009