С поступлением о. Иоанна на священническое место, в начале не только не поправилось стесненное в материальном отношении положение его (в Новинском приход не был богатый, за долговременной болезнью священника Н. Д. Кастальского), но еще более увеличилось вследствие покупки, обязательной в то время, дома священнического, построенного его предместником и оцененного в 12,000 р. асс. Покупка совершена посредством займа денег, в ноябре 1840 года, а до этой поры он и Вера Н., получившая от о. Гермогена 500 р., в виде задатка внесенных за дом, жили с детьми на квартире в приходе Иоанна Воина, где Бог даровал им сына Алексея (в мае). В сане священника о. Иоанн явил себя добрым пастырем, искренно преданным своему долгу: в церковь ходил благовременно, не заставляя долго ждать себя, и редкий день (раз в неделю или в две недели) не служил сам литургии; викарного же (раннего) священника и не было при нем до октября 1868 года. Подавая пример внимания к совершающейся церковной службе, он не позволял себе чтения во время утрени или всенощной обыкновенного священнического правила, но дома неопустительно вычитывал определенные для готовящихся к священнодействию каноны и молитвы, поздним вечером и ранним утром. В бумагах его найден ответ из Оптиной пустыни на вопрос: какие каноны читаются готовящимися к служению, на святой неделе и во время пятидесятницы? – «Готовящиеся к светлому Воскресению вычитывают, в великую субботу, каноны и акафист по обычному. На Святой неделе каноны и акафисты оставляются (заменяются каноном Пасхи, который с вечера вычитывается на 6-ть), а читаются только молитвы к св. причащению; усердствующие прибавляют канон причастию, без ирмосов; вместо псалмов – пасхальный час. В остальное же время св. Пятидесятницы каноны и акафисты читаются по обыкновенному, как и во весь год. Вот какой порядок соблюдается у нас». О. Иоанн во храме усердно проповедовал слово Божие и над приготовлением особенно чередных проповедей, представляемых владыке, трудился заботливо. Одна из таких проповедей в неделю о мытаре и фарисее, писанная им в 40-х годах текущего столетия, не одобрена к произнесению в Пудовом монастыре, но разрешалось сказать ее в приходской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Из благорасположенных и близких к нему по духу лиц еще известны: статс-дама княгиня Надежда Федоровна Святополк-Четвертинская, бывшая попечительница Мариинского детского приюта; сенатор и почетный опекун князь Александр Прохорович Ширинский-Шихматов, до переезда в 1874 году в С.-Петербург, прихожанин церкви Иоанна воина († 14 апреля 1883 г); бывший директор канцелярии св. Синода, а ныне первоприсутствующий сенатор Петр Иванович Соломон (познакомивший с протоиереем А. Г. Некрасовым о. Иоанна) и супруга его Поликсения Васильевна; Долгоруковы – князья Юрий Алексеевич с Елизаветой Петровной и Дмитрий Николаевич с Наталией Владимировной; Арсеньевы – камергер Высочайшего двора Василий Сергеевич и Наталия Юрьевна; Давыдовы – Лев Петрович, и ст. сов. Владимир Львович; Зедергольм – Константин Карлович (в монашестве о. Климент, † в апреле 1878 года). При добром содействии последнего напечатана (в марте 1859 г.), совместно с тропарем и кондаком, следующая молитва св. Иоанну воину, составленная свящ. Я. С. Миролюбовым-Платоновым: «0 великий страстотерпче Христов, Иоанне Воинственниче! Днесь умиленно предстояще честней и чудодейственней иконе твоей, и припадающе и лобызающе ю, усердно молима, тя. Вуди нам к тебе притекающим поборник крепок и защитника, от врагов, люте ненавидящих и гонящих ны: и якоже во днех плоти твоея подвизался еси веры ради мужески на враги видимыя и невидимыя, подвизайся о нас, на тя по Бозе уповающих, силою и предстательством у бессмертного Царя и Бога, Ему же истинно воинствовал еси: тебе бо дадеся от Него благодать сия молитися за ны грешные и немощные, и избавляти ны от бед и напастей, борющих зде. О благий и истинный воин Христов! Не презри моления нашего, и не остави нас к тебе прибегающих, яко защитнику и предстателю, егоже имамы у Царя славы, Христа Бога нашего. Огради православную веру нашу, царство наше утверди силою молитв твоих. Споборствуй благочестивейшему Самодержавнейшему Великому Государю нашему Императору Александру Александровичу 245 всея России на супостаты его. Стани в полцех наших в день брани, якоже Моисей на Амалика, воздея руце твои. Буди началовождь нам, якоже Навин, на одоление и низложение восстающих на ны. Посли стрелы твоя, да, якоже огнь поядает терние, тако и огнь стрел твоих пояст сопротивныя нам. Ей страстотерпче Христова, великий! Молим тя, не остави нас, сущих в бедах и скорбех, внегда оскудевати крепости нашей от лица гонящих ны. Буди нам крепость и ограждение и сила, яже от Бога, Ему же подобает всякая честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Кн. Николай Петрович , кн. Мария Александровна Мещерские с детьми: Александром, Екатериной, Александрой, Марией, Софией, Петром, Верой, Наталией. Князь Мещерский, самолично вручивший юбиляру этот образ, говорил: «Вы, как духовный отец, не переставали своими мудрыми, духовного опыта советами гореть ярким светильником веры для многих и многих. Ни духовно алчущий из нас, ни духовно жаждущий, никто не отходил от вас неудовлетворенным». Письмо княгини Мещерской, полученное из ее поместья вместе с розанами и другими цветовыми растениями из тамошних оранжерей, обилует чувствами живейшей преданности и почтительной любви к духовному отцу. «Любезнейший батюшка! В этот для вас и для ваших детей знаменательный день прошу вас, писала княгиня, принять благосклонно мое приветствие и мою горячую молитву за вас к Тому, Которому посвящена ваша жизнь. Мне было очень жаль уезжать из Москвы, не отпраздновав с вами 25-е; если бы не обязанность перевозить детей сюда, я наверно бы осталась. Дай Бог, вам здоровья и благословения на многие лета для всех нас, которые любят вас столь искренно и горячо. Прошу у вас заочно благословения на ваших крестников и крестниц и духовных детей». Достойно особенного внимания письменное приветствие многоуважаемого редактора «Душеполезного Чтения» протоиерея Василия Петровича Нечаева: «Ваше высокоблагословение, высокочтимейший отец протоиерей Иоанн Михеевич! Я и жена моя, ваша духовная дочь, честь имеем приветствовать вас с вашим юбилеем. Юбилей – время покоя и отдыха. Вы так много и плодотворно послужили Церкви Божией, так много добра сделали для руководимых вами христианских душ, что вполне заслужили эту награду, право на покой и отдых. Но с другой стороны есть основание полагать, что вы не совсем воспользуетесь этим правом. Вы так свыклись с трудом, столько ревнуете о славе имени Божия, что, вероятно, не захотите беспечно почивать на лаврах. Ваше желание продолжать трудиться совпадает с желанием всех, умеющих ценить ваше служение Церкви: всем хочется подольше наслаждаться вашим светом – учения и доблестного жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

250 По просьбе княгини Н. Ф. Четвертинской, попечительницы Мариинского приюта, благословил он к старшей моей сестре приискать жениха и избранному П. А. Беляеву дал в Москве дьяконское место, а в 1856 г. священническое, при Никитской, на Швиной горке церкви. Подобным же образом и вторая моя сестра выдана за С. В. Владиславлева , через несколько лет дьяконской службы произведенного (в авг. 1862 г.) к Петропавловской, у Яузских ворот церкви во священника, по просьбе местных прихожан и г-жи Киреевской, уважаемой м. Филаретом; она потом благодарила его. Владыка сказал: „не вы меня, мы должны благодарить вас. Апостол велит (на пресвитерскую должность) избирать разумного ( 1Тим.3 , 2Тит.1:9), а вы, указывая на достойных, помогаете нам“. Брат мой Николай Ив. Воинов, женившийся на внучке Григорие-Неокесарийского протоиерея Г. В. Покровского († G марта 1852 г.), уважаемого владыкой, получил сан дьяконский в феврале 1860 г., ныне (с 1875 г.) он – священник Никитского женского монастыря. В апреле 1863 г. родитель сам внес к митрополиту Филарету прошение сына своего Алексея Борзецовского о произведении во дьякона к Воскресенской, на Остоженке церкви. Его высокопреосвященство, прочитав,, сказал: „а ну-ка помешают тебе сироты“? – „Пусть помешают; я во всем полагаюсь на ваше благоусмотрение, владыка святой!“ – „Хорошо, оставь, я рассмотрю“. Резолюция на другой день последовала такая: „Преосвященный (Леонид) обратит внимание на степень учения и поведения студента“. Между тем просителей явилось много, дело кончилось не в пользу моего брата; он в январе следующего года определен дьяконом к другой приходской церкви (ныне священник Христо-рождественской, что в Кудрине церкви, с 28 января 1878 г.), и в том особенно помог своим ходатайством граф А. И. Толстой, лично знавший о. Иоанна. 255 У меня хранится живописный на дске образ св. Иоанна воина с надписью на обратной стороне рукою батюшки: „1860 года генваря 7 дня. благословение во всех путях жизни сыну от родителей“. 256 Из четырех его сыновей старший, магистр М. Д. Академии (21-го курса), архимандрит московского Андроникова монастыря и благочинный штатных епархиальных монастырей, известен читателям „Душепол. Чтения“ непрерывным сотрудничеством в этом издании. Кроме собираемых им для „Душеп. Чтения“ резолюций, писем, докладов, мнений митр. .Филарета, архимандрит Григорий напечатал в „Душеп. Чтении“ немалое количество биографических очерков и статей назидательного содержания. Есть немало его трудов в других периодических изданиях, духовных и светских. Братья его, иеромонах Серафим и священник Николай Бойцов, принадлежат также к сотрудникам „Душеп. Чтения“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

О. Иоанн предлагал бедным больным своего прихода простые врачебные средства, выписанные с 1843 года из разных Ведомостей, и мы знаем, что он вылечил тяжко больную после родов женщину. Та же опять женщина (Герасимовна), спустя несколько лет, страшно болела правой рукой, в которую, во время мытья одежды, вонзилась игла; как ничто не помогало, а врачи находили нужным отнять руку, то она, по совету священника, с верой прибегла к чудотворному образу св. Иоанна воина, и во время общего молебна страстотерпцу, проливая обильные слезы, ощутила внезапное облегчение, так что могла свободно поднять руку, и работала через несколько дней по-прежнему. В том же приходе квартировал сапожник Прохор из отставных солдат, старец высокого роста, белый как лунь и при своей худощавости необыкновенно скорый на ходу. Бывало в лавру Сергиеву он на заре отправится пешком, в летнюю пору, там поздним вечером примет пищу, и на другой день возвращается. В церкви Иоанна воина раб Божий становился в придельном (левом) алтаре, когда в оном не было службы, и молился непременно на коленях. Набирая в подмастерья к себе молодых евреев, располагал к христианству, и местный священник завершал его труд, крестя их (помню двоих). Родитель писал 18 и 25 ноября 1862 г.: «на днях предписано мне убеждать 4-х евреев (посторонних), чтобы не оставляли принятой ими христианской религии... Я никак не слажу с евреями; в них сильное упорство и противление истине. Не зная решительно ни христианства, ни иудейства, твердят одно: «в какой вере мы родились, в той и умереть хотим; крещения своего не помним». Впрочем один из них изъявил согласие остаться христианином, но устоит ли в своем намерении, не знаю: «мне, говорит, хотелось бы опять креститься и иметь новых восприемников». От 8 сент. 1863 г. писал батюшка: «в наш Мариинский приют (бывший тогда в приходе Иоанна воина) прислана еврейка 14 лет, с тем чтобы обучить ее догматам христианской веры, по влечению к которой она бежала от отца, и присоединить к св. Церкви. Хожу в приют каждый день, даже в праздники, ради нее». А будучи законоучителем того же приюта, с 1846 по 9 февраля 1867 года, он составил краткие вразумительные для детей записки по священной истории и катехизису.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В 1-й трети XVII в., т. е. практически одновременно с созданием строгановских изображений И. В. в доспехах и с оружием, формировалось почитание святого как заступника воинов. Его распространению, очевидно, способствовало то, что в отличие от др. св. воинов, чьи имена сопровождались эпитетами греч. происхождения (Феодора Тирона, Феодора, Саввы и Андрея Стратилатов), И. В. был известен под слав. наименованием Воин (Воинник), чаще - Воинственник. Под 1625 г. в патриарших окладных книгах впервые упоминается московская ц. во имя св. Иоанна Воина на ул. Б. Якиманка («у Крымского двора»). Посвящение деревянного храма, видимо выстроенного незадолго до этой даты (предположительно после 1612; Григорий (Воинов-Борзецовский). 1883. С. 1-4), не имело более ранних аналогий и было обусловлено его расположением в населенном стрельцами районе столицы. К периоду строительства 1-й церкви может относиться сохранившийся храмовый образ (под записью, в окладе XIX в.): фронтальное изображение И. В. в рост, в латах, с крестом перед грудью и с диагонально расположенным копьем, к-рое святой придерживает левой рукой. По пропорциям доски и по композиционной схеме к нему близка чтимая икона И. В., находившаяся в Серпуховском Владычном мон-ре ( Рождественский В. А. Ист. описание Серпуховского Владычнего общежит. девичьего мон-ря. М., 2007п. С. 29-30, 50); предание о чудесном соединении частей этого образа, распиленного татарами, указывает на относительную древность произведения, возможно написанного в ту эпоху, когда Серпухов подвергался набегам крымских татар. Примером отражения в иконографии почитания И. В. в воинской среде до формирования его общерус. почитания служат изображения на знаменах сотен Государева полка, создававшихся во 2-й пол. XVII в. (на др. стороне знамен изображался Голгофский крест). Древнейшие сведения о таких предметах относятся к 60-70-м гг. XVII в. ( Яковлев. 1865. С. 48, 55. Прил. С. 6, 12, 51, 54). В 1675 г. живописец Богдан (Иван) Салтанов написал новое знамя, на к-ром И.

http://pravenc.ru/text/471095.html

По содержанию Д.- достаточно пространные гимны Божией Матери, наполненные глубоким богословским содержанием; заметный объем этих песнопений и присутствие в них размышлений о Воплощении предвечного Сына Божия от Пресв. Девы (напр.:  ...                                                               - из Д. великой вечерни 3-го гласа) и о тайнах Христова домостроительства спасения (напр.:                             - из Д. малой вечерни 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа;                                                     - из Д. малой вечерни тяжкого (т. е. 7-го) гласа) составляют главное отличие Д. от др. богородичнов. На Д. великой вечерни был написан ряд толкований (см., напр.: Борзецовский. 1879; Θεοδρου. 1992); толкователи подчеркивали не только глубину и поэтичность Д., но и их взаимосвязь. Так, Д. великой вечерни, взятые все вместе, составляют подробный рассказ о Боговоплощении и его причинах (см.: Модест (Стрельбицкий). 1878). Малые Д. должны, согласно 1-й гл. Типикона, петься на малой вечерне под воскресенье ; однако, поскольку эта служба чаще всего опускается, а др. случаев использования малых Д. совр. устав не предусматривает (хотя в рус. дониконовской традиции, отраженной и в старообрядческих изданиях, малые Д. могли в случае отсутствия малой вечерни петься вместе с литийными стихирами), малые Д. в храме практически никогда не звучат. Д. великой вечерни, или просто Д. (в богослужебном уставе они обычно обозначаются как «1-й богородичен гласа»), должны обязательно петься на     на «Господи, воззвах» на воскресной великой вечерне (совершаемой как в составе всенощного бдения (согласно 2-й гл. Типикона), так и самостоятельно (согласно 7-й гл. Типикона)), причем строго на текущий глас Октоиха; Д. отменяется только при совпадении воскресного дня с двунадесятым праздником. Кроме воскресной службы Д. текущего гласа должен петься на     на «Господи, воззвах» на вечерне в пятницу вечером (т. е. под субботу); этот Д. вытесняется только стихирой на     двунадесятого или особого праздника, если он попал на субботу, а также стихирой попразднств Рождества Христова, Богоявления и Вознесения Господня, но не др. праздников. Наконец, Д., но уже не текущего гласа, а по гласу славника, поются на     на «Господи, воззвах» и при совершении вечерни на памяти святых славословных, полиелейных и бденных (т. е. с красными знаками - см. Знаки праздников месяцеслова ) вне периодов пред- и попразднств (см.: Никольский. Устав. Т. 2. С. 100-101).

http://pravenc.ru/text/178709.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009