В 1879 г. 18 июня, в день Боголюбской иконы Пресв. Богородицы, преосв. Амвросий, епископ дмитровский (ныне архиепископ харьковский) сказал митрополиту Макарию, указывая на моего родителя, присутствовавшего за праздничной трапезой в Высокопетровском монастыре: «добрый батюшка, любимый покойными архиереями». Его высокопреосвященство спросил старца: «сколько вам лет»? – «75-т». – «Вы можете еще долго жить», и обратившись ко мне сказал владыка: «у него лицо хорошее». Действительно, несмотря на преклонные лета, он имел благообразную наружность. В глазах его отражались неподдельная искренность и доброта. Часто был задумчив, причем на устах его витала приятная улыбка. Живописный портрет снят с него художником И. С. Сушкиным в августе того же (1879) года. В воскресенье 25 (вместо 23-го) мая 1880 г. праздновался 50-летний юбилей службы о. Иоанна со дня посвящения его в дьякона. Маститый юбиляр совершил литургию с 4 родственными священниками (из них 2 зятя и 2 сына его); по прослушивании молебна Спасителю и Божией Матери, с присоединением благодарной молитвы и обычных многолетий, был сердечно приветствован от прихожан, от родных и духовных его детей, живо ощущавших на себе всю благотворность его нравственного влияния. Ему поднесены драгоценные иконы: Господа Вседержителя от церк. старосты с прочими прихожанами, Казанская Божией Матери от родных детей и Иверская в драгоценной ризе, украшенной эмалью, с выгравированного на оборотной стороне образа надписью: «Его высокоблагословению, высокопочтеннейшему отцу протоиерею Иоанну Михеевичу Борзецовскому в память совершившегося его пятидесятилетнего служения в священном сане, от глубоко уважающих его детей его духовных, с искренним молитвенным пожеланием продления еще на многие годы его плодотворной духовно-назидательной, самоотверженной деятельности, служащей к истинному познанию слова Божия. 25 мая 1880 года. Москва». Подписались: Дарья Федоровна Тютчева Елизавета и Прасковья Алексеевны Мухановы. Наталья Петровна Киреевская. Василий Алексеевич, Наталья Афанасьевна Шереметевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЯ Е. Н. Мещерская с дочерью и Е. А. Ельчаниновой. Худож. Е. Спажинский. 1807 г. (Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева) Е. Н. Мещерская с дочерью и Е. А. Ельчаниновой. Худож. Е. Спажинский. 1807 г. (Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. И. Тютчева) (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 18.02.1774, с. Гореново Рославльского у. Смоленской губ.- 3.02.1837, Аносин Борисоглебский мон-рь), игум., основательница Аносина Борисоглебского женского монастыря . Сведения о Е. содержатся в ее дневниковых «Записках» (1799-1832), хранившихся в ризнице Аносина мон-ря (ЧОИДР. 1876. Кн. 2. Отд. 5. С. 1-60). Первое жизнеописание игумении было составлено в 1869 г. архим. Григорием (Воиновым-Борзецовским) по материалам монастырского архива и рукописным воспоминаниям аносинских насельниц. Род. в имении отца, имела 3 сестер и 3 братьев, один из к-рых, Иван Николаевич,- отец поэта Ф. И. Тютчева . В 1796 г. вышла замуж за кн. Бориса Ивановича Мещерского. Через 2 месяца после свадьбы молодой князь, простудившись на охоте, умер. Спустя неск. месяцев Мещерская родила дочь Анастасию. После смерти мужа она полностью посвятила себя воспитанию дочери, благотворительности, изучению Свящ. Писания и наследия св. отцов, особо почитала свт. Димитрия Ростовского. В 1799 г. княгиня купила имение Аносино в Звенигородском у. Московской губ., привела его в порядок, перестроила усадебный дом, в к-ром жила вместе с дочерью в летнее время. Вела дневниковые записи, посвященные воспитанию Анастасии, впосл. изданные с заглавием «Беседы с моей дочерью». По совету вик. Московской епархии еп. Серафима (Глаголевского) кнг. Мещерская решила построить в Аносине храм, внесла на содержание причта в московскую сохранную казну на вечное обращение 8 тыс. р. ассигнациями. В мае 1810 г. наместник Саввина Сторожевского монастыря иером. Иустин совершил закладку ц. во имя Св. Троицы с приделами в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя святых Бориса и Глеба. Летом 1812 г. войска Наполеона приблизились к Москве, княгиня вместе с дочерью и прислугой уехала в г. Моршанск Тамбовской губ. Франц. солдаты разорили усадьбу, разграбили господский дом и церковь. В 1813 г. она вернулась в Аносино, усадьба была восстановлена, приделы храма, а затем и основной престол освящены. В янв. 1814 г. дочь Мещерской Анастасия вышла замуж за действительного статского советника С. Н. Озерова. «Оставшись одна,- вспоминала княгиня,- я молила Бога, да вразумит меня вести жизнь, сближающую паче и паче со спасением убогой души моей». По благословению митр. Серафима (Глаголевского) она основала при Троицком храме жен. богадельню на 12 чел., офиц. открытие которой состоялось 4 июня 1821 г., в день рождения ее покойного супруга.

http://pravenc.ru/text/187027.html

В 1757 г. было начато строительство ц. Св. Троицы с приделом во имя свт. Димитрия Ростовского (один из первых престолов, посвященных этому святому после его канонизации). 17 мая 1761 г. храм был освящен митр. Московским и Севским Тимофеем (Щербацким) . Преемник архим. Лаврентия († 1758) архим. Иосиф в 1759 г. с разрешения митрополита организовал денежный сбор в пользу обители. На эти средства были отделаны иконостасы, стены, пол и окна Троицкой ц. Оставшиеся деньги настоятель использовал при строительстве ц. во имя свт. Иоанна Златоуста в монастырской вотчине - с. Новлянском (ныне в черте Воскресенска Московской обл.). В 1761 г. этот храм был освящен, в 1855 г. к нему пристроена колокольня (к 2017 это главный храм г. Воскресенска). К 1744 г. М. И. м. владел 556 крестьянами; в 1764 г. причислен к необщежительным обителям 3-го класса, недвижимое имущество отнято, братии положено денежное жалованье (806 р. 30 к.). В 1775 г. мон-рю возвращена (подтверждена) архимандрия. При имп. Павле I было увеличено штатное жалованье братии с 806 р. 30 к. до 1460 р.; в собственность М. И. м. перешла мельница в Дмитровском у. и огородная земля за Симоновым мон-рем, Румянцевская пустошь в Подольском у., луговая земля с прудом в сельце Владычине Московского у. В 1800 г. митр. Московский и Коломенский Платон (Левшин) составил монастырские правила: «получаемые с земель деньги все обращать на содержание» М. И. м.; «где с земель приход есть натурою - хлебом, употреблять его на содержание настоятеля и братии»; «с лугов сено и получаемые за сено деньги все употреблять на конюшню, на корм лошадям, на покупку овса»; половину доходов, «получаемых с мельниц прочих монастырей», также рекомендовалось оставлять в М. И. м.; доход от рыбных ловель - «натурою или деньгами» - разделять среди настоятеля и братии ( Григорий (Воинов-Борзецовский). 1871. С. 39). В 1801 г. монастырская земля (60,5 саж.) у Покровских ворот была передана купцам П. и С. Аверкиевым для строительства гостиницы; часовня ранее была упразднена.

http://pravenc.ru/text/2564222.html

Некоторые современники отмечали сложность характера Н., его конфликтность и «неуживчивость». Так, по мнению архим. Григория (Воинова-Борзецовского) , издавшего в 1877 г. записки Н., «причины неблестящего положения его заключались, надо полагать, в нем самом, в том именно, что, при кажущейся простоте и ангельской доброте своей, он как-то не сходился, не уживался с людьми, вследствие, должно быть, неосторожности, неподатливости и неустойчивости характера» ( Никодим (Казанцев). О Филарете. 1877. Кн. 2. С. V). Но архим. прп. Пимен (Благово) писал, что епископ «был характера весьма кроткого и смиренного и вел жизнь самую уединенную, почти никого не принимая и никуда не выезжая» (Архим. Пимен, настоятель Николо-Угрешского мон-ря: Биогр. очерк (1810-1880). М., 1881. С. 334). Н. одним из первых начал заниматься сибирской агиографией. Считается, что во время одной из поездок по епархии он обнаружил рукопись XVIII в., к-рая содержала 2 редакции Жития св. прав. Василия Мангазейского . Епископ написал к ним предисловие и комментарии и опубликовал (Повесть о блж. Василии Мангазейском и о начале Туруханского Троицкого мон-ря//Иркутские ЕВ. 1864. Приб. 7, 8, 10-12, 14, 17-19, 21, 23; отд. изд.: Иркутск, 1864). Н.- автор ряда сочинений мемуарного, публицистического, богословского характера. С 1829 по 1874 г. вел дневники (в ГА Красноярского края (Ф. 561) сохранилась 21 тетрадь за 1829-1873), часть к-рых использовал для написания автобиографии, часть обработал для различных публикаций (путевые записки напечатаны в 47 номерах «Енисейских ЕВ» за 1908-1913). По объему, широте географического и хронологического охвата, откровенности и нелицеприятности оценок мемуарное наследие Н. уникально. Книжное (ок. 80 томов) и рукописное собрание Н. по его завещанию от 27 янв. 1874 г. поступило в б-ку красноярского кафедрального собора, затем в Государственный музей Приенисейского края (ныне в ГА Красноярского края. Ф. 561), иконы - в домовую церковь архиерейского дома. Соч.: О публичных концертах с благотворительной целью.

http://pravenc.ru/text/2565588.html

Так! «Сию убо», Пресвятую Деву Марию, «имуще веры утверждение», – мы, по Ее ходатайству, поборника себе в бедах и опасностях имамы из Нее родшагося Господа! «Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии», охраняемые столь сильным Поборником. И как не иметь сего дерзновения «людям Божиим», т.е. христианам, которые с тех пор как искуплены «честною кровию» от Марии «рождшагося Господа», соделались членами Его таинственного тела – церкви ( Ефес. 1:22, 23 ), принадлежат Ему ( Рим. 8:9 ), находятся в числе Его «избранного стада» и имеют Его себе «добрым пастырем» ( Ин. 10:11 )? «Той победит враги, яко всесилен». Так! Поборник твой «всесилен, крепок и силен в брани» ( Пс. 23:8 )! Вспомни то безвыходное положение, в каком находились израильтяне, впереди себя видевшие море, а сзади теснимые «всевоинством фараонитским», но вспомни и то, как, «победительная десница» Божия, «боголепно в крепости прославися» тогда: «та бо, яко всемогущая, противные сотре, израильтяном путь глубины новосоделавшая» (Кан. воскр.1 гл. п.1, ирм.1). Спасый Израиля при море, спасет и тебя в опасности; только прибегни, воззови с верой к Нему! «Дерзайте убо, дерзайте людие Божии: ибо Той победит враги, яко всесилен!» (Сост. по кн. «Объяснение догматиков восьми гласов» Д.С. Борзецовского). Б. О догматике второго гласа «Прейде сень законная, благодати пришедши. Якоже бо купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси, и Дева пребыла еси: вместо столпа огненного праведное возсия солнце: вместо Моисея, Христос, спасение душ наших». В настоящем догматике песнописец, св. Иоанн Дамаскин , указывая ветхозаветные прообразования, относившиеся к новому завету, показывает вместе, какие великие преимущества перед ветхозаветными мы приобрели себе Ходатаем завета нового ( Евр.12:24 ), Иисусом Христом, и с сим в то же время дает видеть высоту величия Пресвятой Девы Марии, как Его Матери и как Споспешницы в деле приобретения нами новозаветных благ. Рассмотрим с Божией помощью отдельные изречения этого догматика. «Прейде сень законная, благодати пришедши».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это нарекание на монастыри, вообще преувеличенное, не имеет ни малейшего смысла в отношении к здешней обители. Со времени настоятельства в ней почившего святителя она сделалась центром довольно широкой просветительной деятельности для окрестного населения. Почивший ревнитель духовного просвещения учредил в ней внебогослужебные беседы и чтения для народа. Они исполняемы были каждый воскресный и праздничный день большею частию самим преосвященным, или под его непосредственным руководством. Толпы слушателей стекались на эти чтения и беседы и выносили от них отрадные впечатления. Почивший просветитель отлично знал, что нужно для народа, и выбирал для чтения самые целесообразные и применительные к его духовному состоянию статьи. Он и сам нередко трогался до слез содержанием чтений, и заставлял плакать слушателей, как это мне сказывал один из них. До последних минут почивший архипастырь подвизался неослабно в этом святом деле. Будучи преклонных лет, он с юношескою бодростию совершал его: поистине был тщанием не ленив, духом до конца жизни горел, работая Господу. Этого мало, у него было намерение расширить свою просветительную деятельность за пределы монастыря, – он готовился открыть книгохранилища в уездных городах московской епархии и может быть успел бы в этом, если бы не пресеклась нить его жизни. Не стало его среди нас, братия, но память его, как усерднейшего слуги Господня и неутомимого труженика на пользу ближним, да пребудет в род и род. Но паче всего пожелаем ему вечной памяти у Господа в Его небесном царствии. Да речет ему Господь: «благий рабе и верный, усердный делатель на ниве Моей, вмале был еси верен, над многими тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего и успокойся после трудов, какие ты подъял в сей жизни для славы Моего имени и для спасения ближних». Пастырское служение – Слово пред отпеванием протоиерея Иоанна Михеевича Борзецовского 16 «Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (блюстителями) пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию своею» ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

испытание воспитанников академии и семинарий, посещение светских училищ и т.д., то сколько же останется досуга на успокоение от забот, на пищу, сон и редкие беседы с посетителями! Как полон его день трудов и подвигов! Как кратка его ночь! Не легко и его домашнему секретарю, этому, не в урочные только часы, а почти на непрерывной службе, всегдашнему, можно сказать, дневальному, все спешное, все внезапное, многое из подлежащего тайне ему доверяется», 1324 хотя, с другой стороны, как говорит о себе сам святитель Филарет, у него «никакого пакета никто не раскрывает кроме» его самого. 1325 Объем дел, подлежавших вниманию и исполнению святителя Филарета был так велик, что простирался от редакции таких важных бумаг, как Высочайший манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости, до просмотра заглавий обертки (сорочек) книг, подлежавших ведению духовно-цензурного комитета, 1326 – от составления наиболее важных синодальных бумаг до мелких записочек эконому Троицкого подворья по распорядительной части. 1327 Даже болезни не останавливали его в деятельности. Он не мог жить без дела, как без пищи; жалуясь на свою мнимую не деятельность, он и во время таких болезней, при которых врачи воспрещали ему всякую деятельность, жаждал деятельности и успокаивался только тогда, когда ему удалось сделать сколько возможно больше дела. Он жалел, что в сутках не более 24 часов. 1328 Вот один из множества случаев, характеризующих его неутомимую деятельность и жажду деятельности, сообщенный протоиереем Иоанном Борзецовским и относящийся к 1859 году. Когда возобновляем был холодный храм и иконостас в приходской церкви сего протоиерея ( церковь св. Иоанна Воина, на Большой Якиманке), протоиерею нужно было получить одобрение рисунков икон от владыки. Но владыка был болен и на подворье сказали протоиерею, что он послал за врачом и никого не принимает. Протоиерей на всякий случай все-таки взошел в приемные архиерейские покои. В тоже время взошел туда и секретарь владыки Н. В. Данилов, который, спросив протоиерея, за каким он делом пришел, полюбопытствовал взглянуть на бумаги его и, подумав несколько, сказал одному из служителей, что о протоиерее можно доложить. «Не смею, отвечал тот, не приказано». Секретарь молча прошел в другие комнаты и минуты через три-четыре, когда протоиерей собирался уже домой, объявил ему: «Пожалуйте, владыка вас просит, – Что вы сделали? говорить ему тот, из-за чего я буду тревожить больного владыку? Мое дело не важное, и не к спеху. – Пожалуйте, пожалуйте, после поговорим, промолвил тот. Протоиерей взошел со страхом. Владыка сказал ему едва слышным голосом: «Что у тебя, покажи, и кипу бумаг его принял с явною охотою, подробно рассматривал рисунки, делал замечания, объяснял символическое значение икон и т.д. он, заметно, оживился и отпустил протоиерея с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

– «Нуу! по нужде и закону пременение бывает, сказал владыка с улыбкой на устах. Где ты научился этому делу»? – Я изучал архитектурные учебники и книги и обладаю большим запасом моделей, художественных всякого рода рисунков и образцов. Около 20 лет, помимо обыкновенных домовых построек, я преимущественно занимаюсь обновлением храмов и приготовлением всех священных для них потребностей. Более 15 мастерских работают по моим рисункам и под моим наблюдением – пишутся по заказам и для продажи иконы, хоругви, плащаницы, устрояются на них ризы, разного рода украшения, приготовляются сосуды, кресты, Евангелия, кадила и вообще всякая церковная утварь, не исключая священнослужительских облачений. Внимательно выслушав весь рассказ, владыка сказал: «Я очень, очень рад, что имею в Москве столь потребного человека». – Не оставьте меня, владыка, вашею рекомендацией, я надеюсь вполне оправдать ее. – «Не опущу случаев к тому, сказал владыка, и даже теперь имею в виду». Много, после того, высоких особ, архимандритов, игуменов, купцов и иных попечителей, без сомнения, по указанию владыки, подробно осматривали храм Св. Иоанна Воина, советовались с Мешковым и делали ему такие или иные поручения». Таковы безыскусственные воспоминания очевидца, в которых важно не только их содержание, но и самая форма выражения, самые слова, в особенности, когда дело идет о словах великого московского иерарха. О протоиерее И. М. Борзецовском († 22 фев. 1885 г.) в биографии его, помещенной в журнале «Душеполезное чтение» (в сентябр. и октябр. кн. того же года), упоминал я, что Дарья Федоровна Тютчева пригласила его, как фрейлина, в Кремлевский дворец, 17 декабря 1862 г. (туда он в 8 часов вечера отправился в карете с огнями и провожатым в придворной форме) и изъявила намерение посетить церковь Иоанна Воина. Во время разговора входит в комнату Анна Федоровна Тютчева (была после за И. С. Аксаковым) и с нею мальчик и девочка ангелоподобные. Приняв благословение, они целовали у священника руку. «С…! сказала Дарья Федоровна, стань поближе к батюшке, он расскажет тебе историю про мальчика».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

В последние двое суток, среди приготовлений к освящению храма, нам приятно было видеть подобную нашей заботливость и в художниках, которым поручены были те или другие предметы по обновлению храма. Всякий из них старался представить свой предмет правильнее, чище и благовиднее. Заботливость их возбуждало особенно то, что владыка, по их признанию, столь был опытен в архитектуре и таким обладал вкусом в оценке всего художественного и изящного, что и они с понятною тревогой ожидали себе его приговора. В попечителях же храмов его одобрительный и похвальный отзыв о благолепии того или другого храма, всегда верный, непререкаемый, правдивый, возбуждал соревнование и служил для них высокою наградой. Они готовы были израсходовать и расходовали для вящшаго благолепия храмов лишние десятки тысяч, только бы удостоиться выслушать из уст владыки благоприятное слово и похвальный отзыв о благоукрашении их храма; они употребляли все усилия, чтоб освящение храма совершал не кто иной, а непременно сам владыка; в случае же каких-либо препятствий отлагали освящение храма на долгий неопределенный срок, от лета до лета. Когда-то владыка не одобрил вновь произведенную стенную живопись в храме, и староста церковный на другой же день по освящении храма заставил стушевать все настенные изображения, озаботился снова расписать всю церковь и добился того, что владыка соизволил сам вновь освятить храм, не так давно им же освященный. Вот почему и мы, подобно другим, с ревностью готовясь к освящению храма, в то же время тревожились горькою мыслию, как бы нездоровье, или перемена погоды, или какой-либо нечаянный случай, не помешали владыке исполнить данное им соизволение на освящение храма, и готовы были в таком случае отложить освящение до будущего года. Оно совершилось 30 сентября 1862 года. Митрополит Филарет остался очень доволен и говорил, что не находит слов хвалить обновленный храм. Но от внимания его не укрылась некая малая вина протоиерея Борзецовского. Вот как рассказывает о ней сам виновный: «Радуясь столь похвальному отзыву владыки о нашем храме, мы 2 октября отправились благодарить его с полным убеждением в милостивом его приеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Когда отец Алексий был еще диаконом, к нему постоянно приходили родные и знакомые, всех он принимал радушно и приветливо, независимо от того, вовремя или не вовремя они приходили, так что к нему шли с удовольствием, а у него порой и сил не хватало всех принять. Особенно трудно было, когда съезжались люди разные, незнакомые между собой – его родные, например, и почтенные прихожане. Приходилось принимать их в разных комнатах и порознь занимать разговорами, чтобы приветить всех и никого не обидеть. Позже к отцу Алексию стали приходить не только родные и знакомые, но и посторонние, ищущие помощи, совета, поддержки. Можно сказать, что его старческая деятельность началась еще во время диаконства. Бывало, прихожане, не решаясь обратиться за помощью с домашними неприятностями к ученым и уважаемым настоятелям, шли за помощью и советом к доброму отцу диакону. Даже его товарищи обращались по своим семейным делам к отцу Феодору и поступали так, как он говорил. Отец Алексий не ограничивался только словами, непременно каждого приходящего нужно было угостить не как-нибудь, а со всем радушием – и вареньем, и печеньем. Когда батюшка был уже в Зосимовой пустыни, всех приезжавших к нему студентов он приглашал непременно в два часа дня к себе, угощал чаем и всем, что у него было. Относительно молитвы («будьте в молитве постоянны») про отца Алексия рассказывают, что он первый приходил в храм, когда был диаконом, и никто при всем желании не мог прийти раньше него, и последним уходил. Чтобы богаделка не роптала 71 , что ей приходится оставаться с ключами, отец Алексий платил ей из своих денег и оставался часами в храме, обходя свои любимые иконы и горячо молясь перед каждой. О силе и действенности его молитв все знают, и поэтому сейчас со всех концов России воссылаются за него самые горячие и искренние молитвы, так как он сам горячо и искренно молился за всех обращавшихся к нему. («Давайте, и дастся вам...» ( Лк.6:38 )) Отец Алексий отличался необыкновенным нищелюбием. В Толмачах его постоянно видели окруженным нищими. Многие получали от него пенсию, многим прихожанам он помогал и крупными суммами, но, не довольствуясь этим, он ходил к своему другу, диакону церкви Николая Чудотворца «Красный звон» отцу Сергию Борзецовскому, спрашивать, не знает ли он еще каких-нибудь бедных, кому надо помочь. Отец Алексий очень любил Толмачи, до смерти считал их лучшим местом на земле. В Успенский собор он перешел согласно воле митрополита Сергия. Когда отец Алексий был пресвитером Успенского собора, все бедные знали день его получки, собирались на улице, и отец Алексий не доносил до дому своего жалованья. Однажды он даже снял с себя шубу и отдал нищему. Он говорил, что отказывать никому нельзя. Если ты беден, надо хоть на копейки и гроши деньги разменять, хоть по грошику давать или как-нибудь иначе выкручиваться, но заповедь евангельскую: «Просящему у тебя дай» – нарушать нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009