Воздвижение Креста Господня: Сим победиши! Слишком часто и легко мы забываем, от какой невообразимой муки, тоски и ужаса избавил нас Господь, только бы мы сами захотели принять этот благословенный дар, дар избавления, дар жизни вечной — радостной и святой… 27 сентября, 2012 Слишком часто и легко мы забываем, от какой невообразимой муки, тоски и ужаса избавил нас Господь, только бы мы сами захотели принять этот благословенный дар, дар избавления, дар жизни вечной — радостной и святой… Святой преподобный Марк Подвижник говорит, что по причине рассеянной жизни и беспечности о душе мы впадаем в грех духовного забвения. Главная опасность этого греха в том, что он незаметен. В самом деле, как можно сетовать или радоваться о том, чего мы не осознаём, о том, чего как бы не существует потому, что мы об этом не помним? Но воспоминание, как противоположность забвению, в духовном смысле не означает просто осознание того или иного факта, но непременно и полноту его духовного осмысления и переживания. Вот что именуется воспоминанием в духовном смысле, и именно о таком «воспоминании» говорит Господь, призывая нас, к примеру, совершать Евхаристию. Такое воспоминание возводит нас не в область минувшего, а – непостижимым и чудесным образом — в область настоящего, но не того, бытового, житейского, к которому мы привыкли, а настоящего в его духовном, вечном значении. Так что воспоминание о том или ином событии Священной истории означает, что мы становимся тайнозрителями и соучастниками этого события в вечности. Праздник Воздвижения Креста Господня исторически имеет, если можно так сказать, трёхсоставную форму. Во-первых, мы вспоминаем в этот день событие обретения, обнаружения Всечестного и Животворящего Креста в Иерусалиме достоблаженной матушкой императора Константина Великого – святой царицей Еленой . Как известно, в 326-году она прибыла в Иерусалим с горячим желанием отыскать Крест Господень. По указанию старого иудея был тогда разрушен храм Венеры, построенный над Голгофой ещё во времена императора Адриана. Под развалинами капища были обнаружены три креста, и чтобы понять, на каком из этих них был распят Господь, патриарх Макарий повелел приложить поочерёдно три креста к покойнику.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Г.С. Битбунов Воздвижение Креста Господня Событие праздника и его эортологическая динамика Пожалуй, Воздвижение Креста Господня – единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, Святой Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70-м году святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы. Обретение Честного и Животворящего Креста состоялось в царствование св. равноапостольного императора Константина Великого . По сообщениям церковных историков IV века, мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Святой Крест, чудесное явление которого стало для св. Константина знаком победы над противником. В литературе изложены три различные версии предания об Обретении Креста Господня. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V века – Руфина Аквилейского , Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда оно было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка и гвозди, которыми Иисус был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, иерусалимский епископ Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из них к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, который и был поднят святителем для всеобщего обозрения. Вторая гипотеза, датированная первой половиной V века, относит это событие к I столетию: Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269–270), а затем спрятан и вновь обретен в IV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ОБЪЕДИНИМСЯ ВСЕ ВОКРУГ КРЕСТА ХРИСТОВА! «Приидите вси языцы, Благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда...» «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся, на Немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...» «Приидите, вернии, Древу поклонимся, Имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы...» «Приидите, вся отечествия языков, Крест Господень песньми почтим...» Так взывает к нам св. Церковь в своих песнопениях в честь великого праздника Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, еще задолго подготовляя нас к торжественному празднованию его, – начиная уже с дня 1-го августа по ст. ст. Последуем же все этому пламенному призыву нашей Матери-Церкви: отрешившись от засасывающей, как трясина, и губящей нас мирской суеты, сплотимся вокруг дивного и спасительного знамения Креста Господня, «имже бысть вечная правда», – священного и дорогого для нас знамения нашего искупления и вечного спасения, знамения неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду! Ныне, когда на наших глазах воздвигнуто такое гонение на св. Крест, пусть даже и не всегда открытое и явное, а часто прикрытое и тайное, – когда даже называющие себя «христианами» не хотят знать Креста и позволяют себе глумиться над ним, когда лица, носящие звание «епископов» говорят, что Крест должен быть удален из христианских храмов, – проявим  исповеднически  всю силу нашей любви и преданности этому «оружию непобедимому», которого «устрашаются демонския полки» и коим «диавол всеконечно низвержеся» (как поется в праздник Воздвижения). Ведь эта, явная или тайная (все равно!), ненависть ко Кресту Господню в наши дни, это удивительное «отталкивание» от Креста, которого почти не увидишь теперь (в полную противоположность первым временам христианства) нигде – ни внутри, ни снаружи на жилищах христиан, ни на местах их вечного упокоения, ни даже на зданиях, претендующих на именование себя «христианскими храмами», чрезвычайно характерна. Равным образом, и желание как-то скрыть Крест, замаскировать его, где изображен он, или представить его в каком-то кощунственно-искаженном виде, – говорит нам о многом, открывая нам глаза на время, в какое мы живем.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf Слово в неделю пред Воздвижением Животворящего Креста Господня М не же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа ( Гал. 6:14 ). Святая Церковь , утвержденная, огражденная и сохраняемая силою креста Господня, со всех сторон окружила нас крестами. Крест она возложила на нас при самом крещении; крестом украсила внутренность и внешность наших храмов; крестом заповедала ограждать наши домы, пути, пищу, ложе, и все употребляемое в жизни; под знамением креста заповедала возносить наши молитвы, и сама совершает и запечатлевает им все свои таинства и все священные действия и, наконец, учредила от времени до времени совершать торжество в честь креста Господня. Одним словом крест, орудие казни некогда постыдное, с той самой минуты, как Господь Иисус освятил и возвысил его своим пребыванием на нем, и совершил на нем спасение наше, соделался отличительным признаком последователей Его, тем более уважаемым и тем чаще употребляемым ими во всех случаях жизни, чем более и чаще они слышали упреки от иудеев и язычников, что они покланяются висельнику, то есть, Христу, распятому на кресте. Так апостол Павел в ответ на подобные упреки с торжеством говорил о себе: мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа. Самые близкие к Апостолам писатели упоминают уже о употреблении крестного знамения при совершении молитв, и упоминают не как о чем либо новом и до них неизвестном, но как об известном и находящемся во всеобщем употреблении у христиан тогдашнего времени, а сим самым и показывают, что оно введено еще при Апостолах. Так – Дионисий Ареопагит , ученик апостола Павла, говорит: Церковь первенствующая употребляла оружие креста против чародеяний, мечтаний и страшилищ демонских, против ядов, ядовитых животных и прочих напастей. Оно, будучи соединено с молитвою и верою, прогоняет всякий страхûЦерк. иер. 3. и 5 гл.. Тертуллиан , писатель 2-го века, пишет: при всяком шествии и движении, при всяком входе и выходе, при одеянии, при обувении, при приближении к столу, при возжжении свечи, идучи ко сну, садясь на лавку и при всяком нашем упражнении – знамением крестным чело ограждаем. Потом прибавляет: ты не найдешь в писаниях заповеди о сем; предание да будет для тебя заповедию, обычай подтверждением, а вера побуждением к исполнениюûКн. н. о венце воин. гл. 2..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

XIX. Праздник Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1893 года (Из школьного дневника) Накануне, т. е. 13-го числа, целые полдня шел сильный дождь, небо было покрыто серый осенними тучами и ласковое солнце ни разу не выглянуло. Нас очень смущала такая погода и все мы боялись, что, может быть, и завтра, в день такого великого нашего праздника, будет везде грязь, дождь, как сквозь сито, будет моросить и ни приветливое солнце, ни ясная лазурь неба не придадут нашему празднику торжества. Мы легли спать часов в 10 и с грустью посматривали в окошки на небо, которое все еще было в тучах. 14-го нас разбудили в 6 часов утра. Прекрасное, светлое, ясное утро нас приятно поразило. «Совсем летнее утро, – говорили воспитанники, – не достает только веселого щебетания пташек». Золотые лучи яркого солнца целыми пучками пробивались между ветвей дерев и падали прямо в окошки, освещая нас и наши кровати. Одевшись, мы все постарались быстро привести в порядок и вскоре собрались в зале прочесть утренние молитвы; с нами на молитвах присутствовали воспитанницы женской школы, приехавшие еще вчера к нам в церковь . Пожелав друг другу доброго утра, мы пошли в столовую. Сегодня день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и наш тройной праздник, а потому, после завтрака, нам хотелось пойти в дом Н. Н. и там поздравить его, но сделать это оказалось очень неудобным, так как у него много гостей и свидание наше не имело бы семейного характера, а потому он сам пришел к нам в школу. Мы встретили его бодрыми и радостными. Н. Н. был тоже радостный и с любовью (как и всегда) многих из нас отечески приласкал и сказал: «Сегодня у нас соединено много и очень торжественных праздников: храмовой и хуторской праздник, праздник Братства, праздник школы, поздравим друг друга с многими праздниками нашими и постараемся каждый, кто чем может, поспособствовать общему торжеству». С сердечного радостью мы стали поздравлять Николая Николаевича, членов Братства и друг друга. Хор остался в зале спеваться, а все остальные вышли из школы, так как погода стояла прекрасная. Это было для нас очень приятно и многие говорили: «Милосердый Господь неизменно для наших праздников посылает хорошую погоду». И действительно, как будний день – холод и дождь; как торжество у нас, освящение нашей церкви или другой какой праздник – погода отличная; так и сегодня: чудный день, на небе ни облачка, золотые лучи осеннего солнца ярко сияли, легкий ветерок тихо качал пожелтевшие верхушки дерев, почернелые листья наших молодых тополей срывались и тихо падали, устилая дорожки мягким ковром; пользуясь, быть может, последним хорошим днем, товарищи в ожидании служения гуляли в парке.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Астрахань. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1720 и 1734. Год утраты:Не установлен. Адрес: Астраханская область, город Астрахань, улица Калинина Координаты: 46.349413, 48.049101 Проезд:Церковное место находится к востоку от Благовещенского монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Астрахани уже в начале XVII века имелась церковь с таким названием. Первое упоминание о ней восходит к 1628 году, а побывавший в Астрахани в 1703 году голландский путешественник Корнелий де Бруин оставил для нас её описание. По его словам, Воздвиженская церковь была главной после соборной (или самой значительной). Она вся была сделана из оштукатуренного кирпича, купол на ней позолоченный, так же как и крест величиною в три сажени, внизу окрашенный зелёной краской. Храм этот, вероятнее всего, находился в Белом городе, но точное место его до сих пор не известно. Одноимённый ему храм появился намного позже – в первой половине XVIII века. Выстроен он был в Земляном городе, за Вознесенскими воротами, близ Благовещенского девичьего монастыря. Но до Крестовоздвиженского храма находился на этом месте другой – Благовещенский, история которого тоже очень интересна. Впервые о Приходской Благовещенской церкви упоминается в конце XVIII века. Стояла она тогда в Садовой слободе. У Н.Б. Голикова говорится, что «в юго-восточной части Западного города, за Армянской слободой, на Скакольном бугре лежала Садовая слобода, сложившаяся в районе созданных в начале XVIII века садов, виноградников и огородов, юго-восточным концом она выходила к валу, шедшему по берегу Кутуму». Действительно, ещё в конце XVI века к востоку от новоустроенного Вознесенского монастыря, «на реке Кутумове» располагался государев сад. Возможно, поэтому и стала возвышенность между Вознесенской обителью и рекой Кутум называться Садовым бугром. В 1617 году строитель обители иеромонах Мисаил доносил в Москву царю Михаилу Фёдоровичу, что «к ним же в монастырь прибегают из полону из Нагай и из Крыму выходцы – русские люди и хотят селиться подле монастыря, а иные-де поселились и дворы поставили». Государь разрешил селиться возле монастыря бывшим полонянникам, отчего здесь образовалась особая монастырская слободка. Она и стала основанием для будущей Садовой слободы Земляного города. Храма при этой слободке долгое время не было, её жители были приписаны к монастырю и окормлялись у монастырских священников.

http://sobory.ru/article/?object=41495

Барнаул. Церковь Воздвижения Креста Господня на бывшем кладбище. Крестовоздвиженская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь на городском кладбище, построена в 1908 году. Закрыта вместе с кладбищем в 1929 году. В церкви разместился планетарий. Кладбище было уничтожено - все могилы были срыты, убраны надгробья. Здесь разместился парк культуры и отдыха Октябрьского района. Внешне церковь пострадала несильно, снесены только купол с крестом. С 2001 года ведутся разговоры о передаче храма верующим, однако пока они не увенчались успехом. В январе 1902 г. барнаульская городская Дума рассмотрела вопрос о постройке каменного храма на христианском кладбище по Московскому (Гоньбинскому) тракту, выбрав попечителем над стройкой гласного Думы купца первой гильдии Василия Дмитриевича Сухова. Решено было строить храм, с тем, чтобы он не был причислен к приходским храмам и имел бы отдельного священника для исполнения ежедневных служб и треб. В июне 1902 г. из Томской Духовной Консистории в Строительное отделение Томского губернского управления были направлены на рассмотрение и утверждение проект чертежей, расчет устойчивости и пояснительная записка на постройку каменной во имя Воздвижения Животворящего Креста церкви на новом кладбище в г. Барнауле на 250 человек. В пояснительной записке было отмечено, что на месте предполагаемого построения церкви грунт твердо-глинистый, глубоко промерзающий. Общая площадь храма составляла 14,65 кв. саж., в том числе площадь средней части храма - 8,82 кв. саж., двух боковых частей по 1,96 кв. саж., площадь трапезной - 2,67 кв. саж. Рассчитывая площадь храма по 1 кв. саж. на 15-18 человек, получалось вместимость церкви до 250 человек. Под фундамент решено было выкопать рвы глубиной 3,5 арш. и 1,5 арш. ширины. Толщина стен фундамента, сложенных из железняка, равнялась 4,5 кирпича, толщина цоколя - 4 кирпича и высота 1,5 кирпича. Толщина наружных стен составляла 3,5 кирпича, толщина подпружных арок - 3 кирпича, высота в замках при пролете 0,79 саж., составляла 2,5 кирпича. Перекрытие средней части храма представляло сложный свод, состоящий из четырех распалубков и четырех лотков. В северной и южной частях церкви предполагались коробчатые своды, в алтарной и трапезной – крестовые своды толщиной в 1 кирпич в замках и 1,5 кирпича в пятах. Во избежание промерзания сводов предложено было покрыть их войлоком. Полы должны были быть выполнены из разноцветного кирпича. Над камерой калорифера предполагалось устроить сводики на железных балках длиною 1,41 саж. при пролете в 1,17 саж., для этого потребуется шести прокатная балка 15 по сортировке Тильманса.

http://sobory.ru/article/?object=05376

В минувшее воскресенье, 4 октября, , в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. В минувшее воскресенье, 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ростов Великий, где в эти дни где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. Утром 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на вертолете прибыл в город Ростов Великий Ярославской области, где проходят торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие преставления которого Церковь отмечает в этом году. На вертолетной площадке у Ростовского Кремля Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и духовенство епархии, губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, председатель областной думы В.В. Рогоцкий, главный федеральный инспектор А.С. Киселев, глава Ростовского района, герой России В.И. Токарев, глава администрации города Ростова Великого С.М. Румянцев. Как сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , по прибытии в Ростов Великий Святейший Патриарх направился в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. У врат обители Его Святейшество встречали настоятель игумен Серафим (Симонов) с братией монастыря, духовенство Ярославской и Ростовской епархии, многочисленные миряне. В Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, где покоятся честные мощи святителя Димитрия, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

http://pravmir.ru/vizit-svyatejshego-pat...

В праздник Воздвижения Креста Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Иосифо-Волоцком монастыре 27 сентября 2015 г. 17:19 27 сентября 2015 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь  в окрестностях подмосковного Волоколамска. В этом году отмечается 500-летие со дня преставления преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. По прибытии в монастырь Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжественное шествие по территории обители от святых врат к Успенскому собору, где Святейший Владыка поклонился честным мощам и веригам преподобного Иосифа Волоцкого. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Успенском соборе. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , управляющий делами  Украинской Православной Церкви ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Свято-Троицкой Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Дмитровский Феофилакт , наместник  Андреевского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря  г. Москвы; архимандрит Сергий (Воронков), наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального монастыря;  игумен Петр (Еремеев) , наместник  Высоко-Петровского ставропигиального монастыря ; игумен Феофилакт (Безукладников), наместник  Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря ; игумен Варфоломей (Петров), наместник  Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря ; насельники Иосифо-Волоцкой обители в священном сане, духовенство Московской епархии. На богослужении присутствовали председатель Попечительского совета по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, заместитель министра культуры РФ Г.У. Пирумов, глава администрации Волоколамского муниципального района Московской области Е.В. Гаврилов.

http://patriarchia.ru/db/text/4233235.ht...

Вахитовский район. Церковь Воздвижения Креста Господня при Казанском императорском университете. Крестовоздвиженская домовая церковь при Университете /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1804 и 1825. Архитектор:П.Г. Пятницкий (по прототипу домовой церкви князя А.Н.Голицына) Адрес: Республика Татарстан, город Казань, улица Кремлевская, д. 18. Координаты: 55.790865, 49.121933 Проезд:От Кремля по ул. Кремлевской вниз до конца, через 1 км справа перед поворотом улицы главное здание Университета. Домовая церковь находилась в центральной части здания, на верхнем этаже. В настоящее время помещения занимет Музей истории К(П)ФУ. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты К истории Крестовоздвиженской церкви Казанского университета В конце XVIII века на окраине Воскресенской улицы был построен двухэтажный каменный дом для казанского вице-губернатора, князя Дмитрия Васильевича Тенишева. В январе 1805 г. во владение первой Императорской гимназии поступил пустырь, тянувшийся от гимназического двора до Малой Проломной (ныне ул. Профсоюзная). В дальнейшем университет, расположившийся первоначально в здании гимназии, приобрел в собственность три близстоящие дома: губернаторский (бывший дом Тенишева), дом коменданта Кастелли и дом вдовы Спижарной. В 1825 г. по завершении строительства по проекту архитектора Петра Григорьевича Пятницкого университетского корпуса, соединившего здание гимназии с «тенишевским» домом, это помещение было перестроено в церковь. Инициатором создания храма в университете был попечитель Казанского учебного округа Михаил Леонтьевич Магницкий. Магницкий сам выбрал место для будущей церкви. Помещение ей было отведено на втором этаже, над главным входом в здание университета, между актовым залом и зоологическим музеем. На фронтоне здания был укреплен большой крест, указывающий на то, что в здании находится православная церковь. Создатель ее, архитектор П.Г. Пятницкий, взял за образец домовую церковь Александра Николаевича Голицына. Голицынскую церковь оформлял знаменитый архитектор А.Н. Воронихин, строитель Казанского собора в Санкт-Петербурге. П.Г.Пятницкий специально ездил в 1821 г. в северную столицу изучать голицынскую церковь и в июне 1822 г. составил проект университетского храма.

http://sobory.ru/article/?object=30209

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010