В. Чернов Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня События праздника Праздник Воздвижения честного и животворящего креста Христова единственный из двунадесятых праздников напоминает нам не о временах земной жизни Спасителя или Богородицы, но с гораздо более поздней эпохе. Обнаружение Креста Христова Когда император Константин положил конец гонениям на христиан в Римской империи, его мать, императрица Елена, будучи христианкой решила по возможности сохранить места и предметы, связанные с земной жизнью Спасителя. На тот момент со времени смерти и воскресения Христова прошло около 300 лет – примерно столько же, сколько в нашу эпоху миновало со времени основания Санкт–Петербурга. Однако империя все эти годы была языческой, христиан было сравнительно немного и места, связанные с евангельской историей, никак не оберегались. На Голгофе спустя недолгое время после распятия Спасителя был воздвигнут храм языческой богини Венеры. Было известно, что по обычаю орудия казни зарывались вблизи места совершения ее. По преданию, записанному у святителя Григория Турского , место обретения креста Господня под развалинами языческого храма указал один престарелый иудей по имени Иуда Кириак. Впоследствии он крестился, стал иерусалимским епископом и принял мученичество в правление императора-отступника Юлиана. Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста, гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая прибита была над главою распятого Христа. Узнать крест Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной силе креста Господня. Одно из преданий повествует, что как раз в то время мимо двигалась погребальная процессия. На покойного по очереди возложили все найденные кресты, но только лишь к телу прикоснулось древо креста Христова, как усопший воскрес.  В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена и все бывшие с нею воздали поклонение и целование кресту. А так как, вследствие множества народа, не все могли поклониться честному древу креста Господня и даже не все могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, поднимал («воздвизал») святой крест, показывая его народу. Народ поклонялся кресту, восклицал: «Господи, помилуй!» Отсюда и получил свое начало и название праздник Воздвижения честнато и животворящето креста, который был уже установлен в год обретения святого древа. Так как крест был обретен перед праздником Пасхи, то первоначально Воздвижение креста Господня праздновали на второй день Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Березанская. Церковь Воздвижения Креста Господня. Свято-Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не ранее 1991. Перестроена из здания советской постройки. Адрес: Краснодарский край, Выселковский район, станица Березанская, ул. Зеленая, 37 Координаты: 45.700462, 39.606201 Проезд:церковь видна с трассы М4 " Дон " . При движении в направлении Краснодара справа. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В станице Березанской, как и во многих других поселениях нашей страны, историю храма можно разделить на два периода — до и после. История «до» храма в честь Воздвижения Креста Господня начинается в 1796 г. Располагалась церковь где-то на правом берегу р. Бейсуг на западной окраине х. Заря. Церковь была задумана как сооружение капитальное (по тем временам), из дерева, которое возили с Волги. Строительство не было закончено в тот же год. Во всяком случае, в письме Войскового правительства Котляревскому от 16 января 1797 г. Березанская Крестовоздвиженская церковь значится в списке 23 церквей, только заложенных на землях Черноморского войска. На период строительства действовала походная церковь, запорожского образца. Она собиралась за два дня. Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1852 г. (это уже 4-ая церковь в станице), была уж слишком скромной для такой большой и богатой станицы, какой стала ст. Березанская в конце 19-го века. И новая церковь была построена в 1910 г. А освящена в 1911 г. Это была церковь Вознесения Христа — одна из красивейших церквей на Кубани. Находилась она на месте нынешнего стадиона спецшколы. Крестовоздвиженская церковь была деревянной,. сгорела в марте 1919 г. Загорелся случайно. По рассказу Д.Ф. Буховенко, служивший «титарем» Коваленко, заправлял керосином осветительные лампы и одну опрокинул. Керосин вспыхнул, и остановить огонь не удалось. Церковь восстановили на базе церковной приходской школы очень быстро. И в таком виде она простояла до 1937 г. Но если и сгоревшая церковь не отличалась изысканностью архитектуры, имела всего один крест (над входом с колокольней), то восстановленная получилась еще скромнее.

http://sobory.ru/article/?object=07642

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Киев. Церковь Воздвижения Креста Господня на Подоле. Крестовоздвиженская Церковь Карта и ближайшие объекты В 1748 г. на этом месте был сооружен одноименный деревянный храм на средства жителей урочища Кожемяки, содержавших здесь ремесленный цех (коллективный член Киевского братства, основанного в 1615 г. для защиты Православной Церкви в Речи Посполитой). В 1811 г. деревянный храм сгорел. В том же году был заложен каменный теплый храм во имя Архангела Михаила. В 1823 г. начато строительство верхнего храма и в 1841 г. он освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1860-х гг. с севера достраивается Казанский придел, а с юга – Андреевский. В 1914 г. в северной части участка строится часовня. Храм никогда не закрывался. Комплекс постройки Крестовохздвиженской церкви формировался в несколько этапов.  Первоначально на участке находилась деревянная церковь на каменном фундаменте с отдельно стоящей деревянной колокольней, построенные в 1748 году на средства ремесленников - жителей урочища Гончары и Кожемяки. Сооружение уничтожил опустошительный пожар на Подоле в 1811 году. По утверждению одного из авторитетных историков города Киева - Николая Закревского в том же году закладывается новая церковь - каменная, которая должна была состоять из двух этажей. В нижнем тёплом этаже вскоре была помещена церковь Архангела Михаила. Верхний же был начат только в 1823 году и освящён в 1841 году во имя Воздвижения Святого Креста. В 1860-х годах церковь становиться трёхнефной. С севера достраивается Казанский придел, а с юга - Михайловский с папертью и двумя парадными лестницами. Окончательный ансамбль формируется в начале двадцатого века.  В 1914 году с северной части участка по проекту архитектора Алексея Петренко под надзором инженера Александра Бессмертного строится каплица. Представляет интерес внутреннее убранство церкви, состоящее из икон и настенных росписей, покрывающих стены и потолки пределов. Росписи Михайловского придела, их сюжеты, композиции, стилевые и стилистические особенности наследуют, а в отдельных случаях и повторяют живописное убранство Владимирского собора в Киеве. Живопись выполнена профессиональными мастерами, не исключено круга Виктора Васнецова и Михаила Нестерова, на что указывает рисунок, манера письма, понимание специфики монументальной живописи. Однако документально данный факт подтвердить не удалось, так как расходной финансовой документации не сохранилось. Росписи Казанского придела можно отнести к малоизученным страницам творчества украинского живописца Григория Светлицкого. Любопытно, что в одной из настенных композиций (Покрова Богоматери), следуя традициям мастеров прошлого, художник написал автопортрет, изобразив себя в облике дракона. С Крестовоздвиженской церковью связывают и имя известного писателя Михаила Булгакова, которого здесь крестили.

http://sobory.ru/article/?object=14115

Кохма. Храмовый комплекс церквей Казанской иконы Божией Матери и Воздвижения Креста Господня на кладбище. Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1808 и 1869. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ивановская обл., г. Кохма, в конце Октябрьской ул. Координаты: 56.926323, 41.106384 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Монастырская гора. Поклонный крест. Надпись на плите: Поклонный Крест установлен в память о стоявших на этом месте храмах в честь Казанской иконы Божией Матери, Воздвижения Креста Господня и Всех Святых села Кохмы. Великолепный церковный ансамбль XVII-XIX вв. в Кохме располагался в конце улицы Новой (ныне - Октябрьской) на Монастырской горе. Здесь же находилось сельское кладбище. В начале ХХ века тут стояли три храма с часовней и колокольней, обнесенные оградой с воротами, а также богадельня. Богадельня ( " Церковный дом " - народное название) была сооружена в 1884 г. на средства Г.И. Безеновой, при ней существовала церковь в честь Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня. Тот храм также был построен усердием купцов Безеновых. Богадельня представляла из себя двухэтажное каменное здание с деревянными постройками. Обычно там жили 5-6 женщин, иногда 10. Но Безеновой этого казалось мало. Она подает прошение во Владимир (центр епархии) с просьбой создать монастырь из богадельни. Ничто, правда, из той идеи не вышло. Елена Семеновна умерла, имущество разделили наследники. Однако и они продолжали поддерживать Крестовоздвиженскую церковь и богадельню. Годовой доход церкви был необычайно велик для кладбищенской церкви, не имевшей своего приказа - 713 рублей. В советское время в здании богадельни были устроены квартиры. Это здание сохранилось до наших дней как жилой дом. Особое внимание обращала на себя Казанская кладбищенская церковь, каменная, с одним, холодным, приделом в честь Казанской иконы Божьей Матери. Разрешение на ее строительство было дано Епископом Владимирским и Суздальским Ксенофонтом 16 марта 1808 г.: " ...Благословили мы по прошению епархии нашей шуйской округи села Кохмы священно- и церковнослужителей с приходскими людьми при том селе на кладбище построить вновь каменную во имя Казанской Божьей Матери церковь и при ней колокольню по утвержденному нами плану на удобном месте по подобию прочих святых церквей " .

http://sobory.ru/article/?object=41701

Лужесно. Церковь Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Если вы проезжаете по поселку Лужесно на автобусе или машине, первое, на что вы обратите внимание, будет Вознесенская церковь. Храм стоит у самой дороги и привлекает внимание своим необычным видом. Хотя современники его необычным не считали, так как таких же, созданных по типовому проекту, только по Витебском уезде было несколько. Правда, до наших дней сохранился только Лужеснянский. Напротив, через дорогу, на самом берегу Двины находится неприметное здание, которое было построено на сто лет раньше. Теперь только специалист, опираясь на некоторые архитектурные элементы, скажет, что когда-то это был храм - храм Воздвижения Креста Господня. Наиболее вероятно, что это был первый каменный храм в Лужесно. Возведение каменной церкви связывают с войной 1812 года. По легенде, местные помещики (по одному из вариантов - помещица) дали обет, что если французы не разграбят их имения, то они построят храм в честь Божией благодати. По архивным документам известно, что в 1815 г. помещик Иосиф Енка в Лужесно построил каменную часовню при погосте (кладбище). Часовня была совсем небольшой и имела размеры 2 на 1,5 саженей. Можем предположить, что построена она была в барочном стиле. Имела крыльцо с колоннами, ломаный фронтон, несколько окон. Крыша крыта гонтом. Наиболее вероятно, часовня была униатская. В 1839 г. состоялся Полоцкий церковный собор, после которого униатскую церковь присоединили к православной. Эпизод того, как в Лужесно происходил переход из униатства в православие, описаны в мемуарах Максимилиана Маркса «Записки старика». События как раз происходили возле церкви Воздвижения Креста: «Возвращаясь с экскурсии в Городокский уезд, в верстах семи или восьми от Витебска, около сельца Лужесно я был остановлен целой массой народа, которая сплотилась вокруг корчмы, стоявшей у дороги, как обычно у церкви... В камиклавцы и епитрахили с причетником вышел из церкви протоиерей, и треуголки и шапки полетели с голов.

http://sobory.ru/article/?object=25803

Марьинка. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Белокаменная церковь имеет два придела. В 1 пол. XIX в. церковь была расширена, возведена колокольня в стиле ампир. Храм закрыт в 1930-х гг. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Южное направление (Павелецкое). – М.: Компания Спутник, 2003. С. 35. По преданию, село названо по имени дочери владельца Ивана Хлопова — Марьи, неудачной невесты царя Михаила Федоровича, которую под предлогом неизлечимой болезни сослали вместе с родными в Тобольск. Владения перешли к Бутурлиным как приданое Анны Васильевны Хлоповой, вышедшей замуж за Дмитрия Ивановича Бутурлина. Он в 1748 г. построил ныне существующую белокаменную трехпрестольную церковь в честь Воздвижения Креста Господня (И.Благовещенский указывает, что храм был освящен во имя Святой Троицы с приделами во имя Архангела Михаила и апостолов Петра и Павла). Петр Михайлович Бутурлин возвел большую колокольню, его отец построил сохранившиеся до наших дней оригинальные конный двор и службы. Вероятно, автором проекта конного двора был знаменитый русский зодчий В.И.Баженов. В 1890 г. к церкви был рукоположен студент Московской Духовной семинарии, священник Николай Боголепов. В 1891 г. он построил новое здание церковноприходской школы. К храму села Марьинка был приписан древний деревянный храм села Заворино на берегу реки Северки, возобновленный в 1762 г. при архимандрите Вонифатии, в 1895 г. — реставрирован. По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский простился с полками великого князя Димитрия, шедшими на Куликово поле. В советское время храм Преображения был уничтожен, а храм села Марьинка закрыт и разграблен. Построена в 1748 году тщанием коллежского ассесора Дмитрия Ивановича Бутурлина. В церкви были устроены три придела: центральный, - в честь Воздвижения Креста Господня, правый - в честь Архистратига Михаила, левый - в честь апостолов Петра и Павла. До 1802 года была приписана к Преображенской церкви села Заворина, которая находилась в 1,5 верстах от церкви на запад.

http://sobory.ru/article/?object=04538

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛУЦКИЙ БРАТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в г. Луцке Волынской губ. (ныне Волынская обл., Украина). Основан в 1624 г. как общежительный членами правосл. Луцкого братства в честь Воздвижения Креста Господня (известно с 1617). Располагался в районе Старого города - на стыке площадей Братский Мост и Рыночная (ныне монастырские постройки расположены на ул. Иова (Кондзелевича), д. 5; Крестовоздвиженская ц.- на ул. Даниила Галицкого, д. 2), на месте сгоревшего в 1619 г. «Русского госпиталя» с ц. св. Лазаря у Глушецкого моста. Как и храм в Тернопольском братстве, возникшем ранее во владениях кн. Константина Константиновича Острожского, луцкий храм, один из центров местных братчиков, посвятили празднику Воздвижения Креста Господня. Вместе с «еллино-словенской» школой деревянная Крестовоздвиженская ц. (1620) была построена еще до основания мон-ря по разрешению, которое после ходатайства волынских депутатов сейма 20 февр. 1619 г. братчики получили от польск. кор. Сигизмунда III Вазы . Ставропигиальный статус братству был пожалован 20 июня 1620 г. грамотой Иерусалимского патриарха Феофана IV . В 1624 г. на общем собрании Луцкого братства было утверждено «Постановение порядное межи брацтвом свецким и духовными, сиречь игуменом и иноками общаго житиа киновиатов». Оно было подписано от «духовного братства» братским игуменом иером. Герасимом, иеромонахами Тарасием (Черниковским) и Самуилом (Шикевичем). В предисловии к «Постановению...» сообщается о том, что братское собрание желает основать «киновион, то есть общежитие законников регулы святого Василия Великого, послушенства православия восточнаго, на том местцу, при церкви нашой братской». Далее перечислены договоренности между братством и мон-рем, к-рые можно рассматривать как устав Л. м. Перечень открывается поручением игумену сформировать штат мон-ря: пригласить духовника, проповедника, священника, диакона, уставщика, екклесиарха, эконома, «полатного», 2 братьев для сбора милостыни, повара, послушника, дидаскала.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010