Москва. Церковь Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Карта и ближайшие объекты Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 гг., т.к. существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, - и от этой ветхости вся разселась...». Построена она в селе Алтуфьеве, на реке Самотышке, с колокольней над западной пристройкой, без трапезной, на месте каменного храма 1687г. (ее предшественница известна с 1564 г.). В конце XVIII в. перестроена (внутри укреплен гладкий потолок, отделивший свод от нижнего пространства, над сводом храма поставлена новая колокольня («иже под колоколы»). Сооружена трапезная. Внутреннее убранство, глава и крест — XIX в. Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Перестроен в 1986 г. (деревянная зап. паперть-пристройка заменена на кирпичную с каменным сводом и четырьмя окнами на сев. и юг, пол покрыт мрамором, сооружено крыльцо и металлические фигурные навесы над каждым из трех входов). В 1989— 90 гг. построено новое здание крестильного храма, освященного в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, стилизованное под барокко, с арочными окнами, полукруглым алтарным выступом, в 1992 расширена трапезная (освящена вместе с колокольней в 1995 г.). Главный престол освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Приделы освящены в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского (левый); святителя Ионы, митрополита Московского (правый), приставной престол (освящен в 1980 г. для того, чтобы по праздникам и воскресеньям можно было служить две литургии) — святого мученика Трифона. Святыни храма — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сёл Алтуфьева, Бибирева и Медведкова). http://hramaltuf.prihod.ru/abouthram От Дмитровского шоссе отходит Алтуфьевское. Деревня Алтуфьево (Олтуфьево) известна с 1585г., когда она принадлежала ключнику Хлебенного дворца Неупокою Дмитриевичу Мякишеву. Возможно, что название ее произошло от фамилии владельца, но точно это не установлено. Долгое время эти места на реке Самотышке были пустошью. Первая Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьево была построена около 1678г. при Акинфовых. А в 1760-е гг. Алтуфьево перешло во владение И.И.Вельяминова, при котором был заложен господский дом «в тринадцать покоев» в стиле барокко, новый каменный храм и давно утраченный регулярный парк с двумя прудами. Тогда же храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве был перестроен в камне, так как «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, — и от этой ветхости вся разселась…»

http://sobory.ru/article/?object=03373

Россошь. Церковь Воздвижения Креста Господня. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1820 и 1834. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Воронежская область, Россошанский район, г.Россошь, пл.Октябрьская, 22А Координаты: 50.198499, 39.539623 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты По преданию, первая россошанская церковь в честь Воздвижения Креста Господня построена в царствование Петра I. О постройке церкви ходатайствовал сподвижник Петра I, полковник Черкаского полка Иван Иванович Тевяшов. Существовала не более 20-30 лет. Вторая церковь в Россоши уже была готова к освящению в 1744 году, но в этом году церковь не была освящена. Задержка произошла потому, что Острогожский протопоп Антоний не мог представить данный ему указ о построении церкви в слободе Россоши (указ сгорел в его доме). Завязалась переписка, оттянувшая освящение церкви до 1747 года. В начале 1760-х годов церковное строение изветшало. Россошане получили разрешение строить новую церковь. Она строилась семь лет. Хотя жители слободы Россоши дали обещание строить церковь самостоятельно, тем не менее, в июле 1766 года они уполномочили своих священников Василия Венецкого и Михаила Васильева, дьякона Дионисия Васильева и двух своих ктиторов Семена Будкова и Ивана Фроленко просить епископа Тихона I о выдаче книги для сбора пожертвований на «иконостас и церковную утварь». 4 июля 1766 года святитель Тихон положил резолюцию: «Дать книгу и указ». 26 мая 1769 года церковь была освящена. В 1820 году помещик Дмитрий Васильевич Чертков обратился с прошением к преосвященному епископу Воронежскому и Черкасскому Епифанию (Канивецкому) о дозволении взамен обветшавшей деревянной церкви устроить новую - каменную. Проект каменной церкви разработан учениками знаменитого итальянского архитектора Джакомо Кваренги. План и фасад храма утверждены 16 сентября, а грамота подписана 30 сентября 1820 года. В грамоте выражено желание преосвященного, чтобы здание окончено было в пять лет. Но постройка храма затянулась почти на 14 лет. Причиной замедления постройки мог быть не состоявшийся еще раздел имения Дмитрия Васильевича между тремя сыновьями и двумя дочерьми и, вероятно, неблагополучные годы 1831 и 1832-й, первый – холерный, второй – совершенно голодный.

http://sobory.ru/article/?object=34121

Струнье. Церковь Воздвижения Креста Господня. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1808. Год утраты:1936 Адрес: Белоруссия (Республика Беларусь), Витебская область, Полоцкий район, с. Струнье Координаты: 55.470769, 28.865938 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Приходская церковь Воздвижения Креста Господня в Струни построена при резиденции униатских митрополитов, 1808 год. По инициативе И. Лисовского в 1808 году в Струни был основанбазилианский монастырь и одновременно возведена каменная Крестовоздвиженская церковь. Описание прихода (конец XIX века - нач. ХХ века): церковь штатная, каменная, холодная, прочная. Церковь вместе с уникальной оградой в виде монастырских келий до наших дней не сохранилась. Крестовоздвиженский храм мужского базилианского монастыря в Струне явился образцом дляуниатских церквей начала XIX века. Этот тип храма был характерен для Полоцкого региона до внедрения Строительным комитетом Министерства внутренних дел в Западные губернии официального «русского» стиля для всех униатских и католических храмов. http://www.radzima.net/ru/prihod/strunskiy.html Крестовоздвиженская церковь представляет собой образец постройки классицистического стиля, распространившегося в Западной Европе в конце XVIII – начале XIX века. Вокруг центрального кубического объема с глухим «ложным» куполом с четырех сторон пристроены меньшие по размерам прямоугольные притворы. К западному притвору со стороны входа примыкала колокольня со сквозным деревянным верхним ярусом, увенчанным небольшим куполом со шпилевидным завершением. Архитектура колокольни своими деталями в обрамлении арочного проема, формой шпиля имитирует в дереве характерные для классицизма каменные элементы храма.

http://sobory.ru/article/?object=38292

Юсупово. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Старинное село Юсупово, в XVII в. было дворцовым. В 1628 г. стояла «в селе Исупово Димитриевская церковь — деревянная, построенная исстари…». В 1754 г. «тщанием прихожан в селе Исупово построена деревянная церковь». По ведомости за 1849 г., церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня была деревянная, крытая железом, с приделом во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Одновременно с церковью построили деревянную башенную колокольню. В церкви установили пятиярусный иконостас и выполнили художественную роспись стен. К середине XVIII в. село Юсупово насчитывало 70 дворов с жителями более 700 человек. Краевед Г.Ф.Гарин сообщил, что в 1848 г. во время эпидемии холеры «прихожане… вышли на крестный ход с чудотворной иконой Грузинской Божией Матери из церкви села Ильинское. Крестным ходом обошли все дома прихожан. Эпидемия прекратилась, и во исполнение обета христиане начали участвовать в ежегодных крестных ходах, которые проходили в течение сорока лет, а с 1885 года крестные ходы вошли в церковную обязанность». Проект каменного храма, вместо ветхого деревянного, был создан еще в 1880-х гг. архитектором А.В.Красильниковым и утвержден 8 декабря 1892 г. Каменная церковь имела три престола: главный — в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделы: во имя великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы Пятницы. Церковный староста К.А.Лопухов на своей земле и на свои средства построил кирпичный завод. Церковь в селе Юсупово строилась с 1897 по 1903 г. В нижнем ярусе церкви все оконные проемы и порталы украшены наличниками. Церковь завершена луковичной главкой на изящном барабане с кокошниками. Кирпичные барабаны поставлены и над алтарями приделов. Колокольня трехъярусная. Церковь была закрыта в 1929 г. и разорена. В течение многих лет использовалась под склады и мастерские колхоза, а позже госплемзавода «Заря коммунизма».

http://sobory.ru/article/?object=02623

Слово на всеславное Воздвижение честного и животворящего Креста. Св. Андрея, архиепископа Критского Мы славим Крест, и вся Церковь наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лицо всей вселенной озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассеивается мрак, разливается свет. Мы славим Крест, и возносимся с Распятым, дабы, оставив землю вместе с грехом долу, стяжать небо и небесное. Крест воздвигается, и шумные клики демонов умолкают. Крест воздвигается, и вражеская сила сатаны, пораженная, падает и сокрушается. Крест воздвигается, и все верующие стекаются. Крест воздвигается, и грады торжествуют и народы совершают празднество. Так, одно воспоминание Креста уже возбуждает к животворной радости и облегчает скорбь. Сколь же важно видеть самый образ Креста?! Воззрение на Крест вдыхает мужество и изгоняет страх. Так важно стяжание Креста! Кто стяжал Крест, тот стяжал сокровище. Вы, может быть, думаете, что под сокровищем я разумею золото, или драгоценные камни, чем прельщаются люди плотские, преданные суетности? Нет. Лучшее и драгоценнейшее из всех сокровищ, и по имени и по качеству, по всей справедливости есть Крест, на котором, чрез который и в котором утверждено и воздвигнуто здание нашего спасения. Если бы не было Креста, то и Христос не был бы распят. Если бы не было Креста, то и Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то из ребра не истекли бы потоки бессмертия – кровь и вода, очищающие мир; рукописание греха не было бы раздрано, свобода не была бы дарована нам, мы не стали бы наслаждаться древом жизни, рай не был бы отверзт для нас, пламенное оружие не отступило бы от Едема, и разбойник не сделался бы обитателем рая. Что я говорю? Если бы не было Креста, то и Христос не был бы на земле. А если бы не был Христос на земле, то не было бы и Девы, и второго рождения Христова; Бог не вочеловечился бы, не было бы ни Младенца, ни яслей, ни пелен, ни обрезания осмодневного, ни воскормления, ни послушания родителям, ни возрастания телесного, ни явления в мир; не было бы ни крещения, ни чудес, ни Иуды предателя, ни судии Пилата, ни толпы иудеев, с воплем требующей распять Неповинного. Если бы не было Креста, смерть не была бы попрана, ад не был бы опустошен, и враждебный змий не был бы умерщвлен. Посему Крест – великое и драгоценное стяжание. Великое потому, что чрез него явлены великие благодеяния, тем более великие, что чудеса и страдания Христовы одержали победу над всею вселенною; драгоценное потому, что Крест служит знамением страдания Христа и Его победы; страданий, ибо Он добровольно вкусил на нем смерть, – победы, ибо им поражен диавол, побеждена смерть, вереи адовы сокрушены, и Крест соделался общим спасением для всего мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Архив Пн Разъяснение о совершении чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в монастырях и на приходах 24 августа 2023 г. 20:50 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Возможно ли совершение чина воздвижения Креста в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня во всех монастырях и на любых приходах? Ответ Совершение священнодействия воздвижения Креста на праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Крестовоздвижения) является возможным во всяком храме, если игумен обители или настоятель прихода считает это полезным. В отличие от соборных храмов, в храмах с небольшим штатом духовенства данное священнодействие может совершаться с теми или иными упрощениями по сравнению с полным чином. Разъяснение ответа Согласно современной практике Русской Православной Церкви, чин воздвижения Креста в конце всенощного бдения праздника Крестовоздвижения совершается только в соборах, а с благословения епархиального архиерея — также в некоторых монастырях и приходских храмах. Однако в практике других Поместных Церквей этот чин совершается вообще во всяком храме. Такое различие практик имеет древние корни. Еще в начале XIV в. среди вопросов, направленных в Константинополь епископом Подонским (Переяславским) и Сарайским Феогностом, было вопрошание о допустимости совершения чина воздвижения не только архиереями — очевидно, в русской практике того времени чин воспринимался как преимущественно архиерейский, даже несмотря на прямое указание принятого в ту эпоху на Руси Студийско-Алексиевского устава о совершении чина священником. В свою очередь, Иерусалимский устав, который уже в XIV в. был основным регулятором богослужения как в греческих, так и в славянских Церквах (в частности, на Руси — с конца XIV в.), однозначно предписывал совершать чин воздвижения повсеместно. Видимо, этим следует объяснить требование свт. Киприана Московского — выходца из Болгарии — воздвигать Крест во всяком храме, даже если там будет только один лишь священник: «А на Воздвижение Честнаго Креста во всякой церкви, по всей земли, где христиане живут, Крест воздвизают, хотя бы один поп был, на славу Честнаго и Животворящаго Креста» 1 .

http://patriarchia.ru/db/text/6053314.ht...

Аполье. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1753. Адрес: Смоленская обл., Смоленский р-н, с.Аполье Координаты: 55.05571, 31.87236 Проезд:До Аполья можно добраться по дороге Смоленск-Стабна-Холм-Демидов. Въехав в село, повернуть налево возле развалин двухэтажного дома (бывший усадебный дом). Руины церкви - на холме возле кладбища Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Воздвижения - яркий памятник развитого барокко. Основной объем церкви - двусветный восьмерик, вытянутый по линии север-юг. Крутой восьмилотковый свод завершен граненым световым барабаном, на котором стоял глухой восьмеричок главы. Оригинальный план имела апсида: от восточной стены храма отходили, сближаясь к востоку, грани, отделенные внешними полуколонками от полукружия алтаря. Барочным постройкам Смоленска сер. 18 в. близки рамочные наличники с гребнями, прихотливые порталы, полуглавия с кольцами в центре. Ряд декоративных элементов заимствован из русского зодчества 17 в. (например, киоты с очельем). Зальный характер высокого интерьера подчеркнут двумя ярусами широких световых проемов с большими откосами. Штукатурные карнизы и обрамления окон относятся ко 2-й пол. 19 в. Церковь теплая построена не как здание культового назначения в 1880 г., после пристройки к его западной части нового объема той же величины и возведения с северной стороны притвора здесь устроили теплый храм. Кирпичные стены оштукатурены. Квадратное в плане одноэтажное здание под четырехскатной кровлей украшено барочными наличниками упрощенной формы. О культовой функции постройки напоминает только притвор с фронтоном и с элементами русского стиля в его фасадах: вертикальные ряды ширинок по краям фасада и килевидные архивольты в обрамлениях проемов. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. - Москва, " Наука " , 2001 г. АПОЛЬЕ – дер., центр Апольинского сельского округа Смоленского р-на. 328 жит. (1998 г.). В 30 км к северу от Смоленска, на левом берегу р. Ополенки (левый приток Жереспеи). ПК АОЗТ «Аполье». Бывшее владельческое село в Духовщинском уезде.

http://sobory.ru/article/?object=13084

Церковь Воздвижения Креста Господня Улица Воздвиженка. Открытка XIX в. Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты». По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона церковь стала обыкновенным московским приходским храмом. История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд. Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество. Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой. Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы – Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине. Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо.

http://pravoslavie.ru/23743.html

На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (II) Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает обретение Честного Креста Господня. Это радостное событие последовало, как известно, спустя три века по Воскресении Господа и совершилось усердием святой царицы Елены, матери равноапостольного царя Константина. Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, и еще несравненно долее продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Господь принес Себя в жертву за наши грехи. Спаситель мира уже был на Небе, а орудие спасения содержалось в недрах земли; уже славою Распятого огласились все концы вселенной, а о Древе Креста никто не знал и в тех местах, которые были смежны с самою Голгофой. Но вот мир начал убеждаться, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для спасаемых – сила Божия ( 1Кор. 1:18 ), и Древу Креста нужно было явиться миру для его радости, для торжества и украшения Церкви. Константин Великий , сам неоднократно испытавший силу Креста, вознамерился найти самое то Древо, на котором был распят наш Спаситель. Священный труд этот приняла на себя достохвальная мать его, императрица Елена. Дух Святый внушил этой равноапостольной царице, чтобы она употребила усилие и усердие на взыскание Креста. Но как найти это сокровище? По совету Патриарха Иерусалимского Макария созваны были старейшие по годам иудеи, и на вопрос, где утаили предки их Крест Христов, они указали на некоего Иуду, который, приведши царицу и архиепископа к северо-восточной стороне Голгофы, сказал им: «На сем месте, где стоит капище Венеры, вы найдете Крест вашего Христа». Капище срыли и после долгих трудов – так как Крест был завален мусором и землей – Крест Спасителя – а вместе с ним и кресты распятых с Господом разбойников – был найден. Еще до обретения их ощущалось исходившее из земли благоухание. Но поскольку найдено было три креста, чтобы определить, какой из них есть Крест Господень, Патриарх Макарий повелел приложить к крестам лежавшую на смертном одре болящую благочестивую женщину. Когда была приложена она к первым двум крестам, то они не произвели никакого действия и перемены в состоянии страждущей, но прикосновение к третьему не только восставило ее с одра болезни, но и даровало ей б!ольшие силы, нежели какими она обладала прежде. После этого, воздавая славу Богу, все единодушно признали чудотворный крест Крестом Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Вознесыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование.

http://bogoslov.ru/article/6175574

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010