протоиерей Михаил Браверман Покров и Акафист В середине XII века усердием святого князя Андрея Боголюбского был построен, быть может, самый классический русский храм – церковь Покрова на Нерли. Праздник, в честь которого освятили храм, был введен в церковный календарь этим же человеком. Бла –говерный князь очень хотел, чтобы наша земля вошла в число тех стран, где особенно любят и чтят Пресвятую Богородицу. Уделами Божией Матери на земле считаются Иверия (Грузия), Святая Гора Афон, Киево – Печерская Лавра и Серафимо-Дивеевская обитель 47 . О событии, которое лежит в основании праздника Покрова Божией Матери, мы знаем из жития небесного покровителя Андрея Боголюбского – Андрея Блаженного. В X веке в Константинополе, на берегу Босфора, соединяющего Восток и Запад, во Влахернском храме, среди множества людей, пришедших на молитву в дни осады города врагами, встретились два человека: один в разодранных одеждах – Андрей, Христа ради юродивый, а другой – юный аристократ Епифаний. В какой-то момент блаженный спросил своего ученика: «Видишь ли Госпожу и Владычицу мира?» – «Вижу и ужасаюсь, отец мой духовный», – отвечал Епифаний. Двум этим людям приоткрылась духовная реальность: вместе с теми, кто молился в храме, была и Пречистая Богородица. Она явилась в сопровождении целой свиты святых, среди которых были Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов. Закончив молитву, Дева Мария сняла со Своей Главы мафорий (сейчас «омофор», от греческих слов μος (плечо) и φρος (несущий), это богослужебное облачение епископа) и распростерла его над всеми собравшимися в храме. Это стало знаком того, что Ее молитвенный покров распространяется на каждого человека, приходящего в храм и молящегося Ее Сыну, Ее и нашему Богу. Мы и сейчас обращаемся к Пресвятой: «Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякого зла, моляще Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша» 48 . Влахернский храм, где произошли события, впоследствии послужившие установлению на Руси праздника Покрова, был тесно связан с почитанием Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

89. Поучение в день Покрова Пресвятой Богородицы Христиане! Желаете ли вы, чтобы Царица Небесная видимо явилась в этом храме, или на воздухе, как явилась Она в Царьграде во Влахернском храме, когда опустошали и разоряли греческое царство сарацины? Желал бы и я сего; но боюсь, что если Она явится, как некогда явилась на стене города Пскова – во время упорной осады сего города польским королём Стефаном Баторием, и скажет, как тогда сказала: «о люди беззаконные! вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осодомили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас беда великая». Хорошо, что в Пскове были святые мужи, которые предстали пред Неё, и умолили пощадить город, падши со слезами пред св. Ея иконою и Она дала наставление воеводам, как молиться к Сыну Ея и Богу, и как – какими мерами – защитить город от разрушения. А за нас кто помолится, если между нами нет ни одного святого мужа, и мы все уклонились от заповедей Божиих; нет, между нами, ни одного человека праведного – все мы предались или пьянству, или разврату, или роскоши, или любостяжанию? Ты скажешь, что нам не угрожают неприятели. A разве не угрожали – и давно ли угрожали, так, что и до ныне остаются разрушенные дома и другие следы разрушения? A разве не может подняться знамение войны? Но уверяю вас, что наружные враги – неприятели, не так пагубны, как страсти наши – враги домашние. «Люди беззаконные! вы прогневали Сына Моего и Господа» – может сказать нам Матерь Божия «вы осодомили град сей скверными делами». Подумайте о множестве питейных и развратных домах и семействах: – не так ли пьянствовали и развратничали человеки, в пяти беззаконных городах, на которых огонь пал с неба – и истребил всех и все? Подумайте о множестве развратных пьяниц, о множестве любовников и любовниц, о мужах и жёнах и об множестве незаконнорождённых детях? Именно осодомили мы развратом этот несчастный город! Хуже всяких неприятей поражает нас по временам и холера, и тифозная горячка, и оспа – так, что ежедневно по нескольку десятков умирают – и заболевающие не выздоравливают.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

     Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы собрались, чтобы вместе прославить Божию Матерь, выразить Ей ту любовь, веру и надежду, которую Она Своей любовью и молитвой о нас вселяет в наши сердца. То, сколь много христиан сегодня сошлось, буквально сбежалось в храмы Божии, говорит о том, что в сердцах наших жива необъяснимая вера в то, чего не видит и не понимает окружающий нас мир. В далеком X веке, во Влахернском храме юродивый Андрей видел, как Божия Матерь молилась Своему Сыну за христиан, покрывала их покровом: Своей любовью и молитвой в тот момент, когда царственному граду грозило разорение, осквернение, насилие от иноплеменников и иноверцев. Люди, собравшиеся сегодня в храме, тоже пришли, чтобы укрыться под этим покровом Божией Матери от грехов, скверны, страстей и всего того горя, которое составляет их жизнь. Даже сами часто не понимая, почему это делают, они сегодня, движимые благодатью, собрались, чтобы просить защиты у Божией Матери. Но не только для этого мы пришли сегодня в храм, но и чтобы Ее порадовать, прославить. Святитель Николай Сербский говорит о том, как важно порадовать эту нашу общую Мать, Матерь Божию, нашу Защитницу и Покровительницу и Предстательницу и Заступницу нас, грешных, пред Богом. Но как же мы можем Ее порадовать? Если мы будем так же, как Она любить Сына Божия, то мы будем доставлять Ей неизреченную радость. Если так же будем кротки, долготерпеливы, смиренны, не будем ослабевать в молитве и в надежде на Божественную благодать, как Она это делает, несмотря на наши капризы, грехи и оскорбления, которые мы наносим Ей и Богу своими грехами, то и так мы тоже обрадуем Божию Матерь. Если будем верны Христу даже до смерти, будем с благоговением всегда помнить о Его жертве и, главное, беречь Его пролитую на нас кровь, а не растрачивать попусту полученную благодать, то тоже порадуем Божию Матерь. Мы даже поможем Ей, как дети помогают своим родителям. Деятельная любовь к Богу и Божией Матери сегодня всех нас объединяет, а Она защищает нас от страшных врагов, от которых, как нам кажется, уже нет спасения – от поработивших нас грехов и страстей. Но это ни в коей мере, конечно же, не повод для того, чтобы нам беззаботно расслабляться и самим ничего не делать.

http://pravoslavie.ru/74323.html

На стыке цивилизаций Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 13-20 октября. – Покров Богородицы. – На духовных рубежах. – Эффективные посредники. – Необъяснимое строительство. – Земля и Дума. – Безальтернативная толерантность. – Феномен религиозности. – Заказная любовь. – Человек из Церкви. – 130-летие Ивана Шмелева. Во вторник на прошлой неделе Русская Православная Церковь отмечала один из самых любимых в народе праздников – Покрова Пресвятой Богородицы. Кратко история этого праздника изложена в сообщении РИА «Новости» : «Этот праздник установлен в память о чудесном явлении Божией Матери в середине Х веке во Влахернской церкви Константинополя. По церковному преданию, в ту ночь собравшиеся в храме усердно молились об избавлении Константинополя от угрозы нашествия мусульман. Среди молившихся был и блаженный юродивый Андрей/славянин, плененный и проданный в Константинополь в рабство/. Подняв глаза к небу, святой Андрей вдруг увидел идущую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом Ангелов и святых. Увидел Ее и ученик блаженного, Епифаний. Преклонив колена, Богородица долго молилась. Затем сняла со Своей головы омофор/покров, покрывало/и распростерла его над молившимися в храме, знаменуя тем самым защиту от врагов видимых и невидимых, подаваемую по Ее молитвам христианскому миру. Изумленные Андрей и его ученик Епифаний поведали народу о чудесном видении. А враги без кровопролития отступили от Константинополя». Как сообщает агентство «Регионы России» , «на Руси этот праздник был установлен в XII веке заботами святого князя Андрея Боголюбского. При нем же в 1165 году был построен знаменитый храм Покрова-на-Нерли. Покрову Божией Матери посвящен собор, возведенный Иваном Грозным на Красной Площади и известный также под названием собора Василия Блаженного». Сообщение «Интерфакса» сдобрено фольклорными и этнографическими данными : «На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима». Именно в этот день крестьяне начинали конопатить избы, ведь, по народной примете, снег на Покров - предвестник снежной и холодной зимы».

http://pravoslavie.ru/4856.html

Первый день. Поучение 2-е. Покров Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события). I. Некогда в настоящий день во влахернской константинопольской церкви, в навечерие недельного дня, совершалось обыкновенное всенощное богослужение, при коем, между прочими, находился и св. Андрей, Христа ради юродивый. Среди песнопений и молитв сей человек Божий, в 4 м часу ночи, вдруг узрел на воздухе Богоматерь среди Предтечи Христова и Иоанна Богослова, со множеством ангелов и святых молящуюся за род человеческий, и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, прозорливец обратился к другу и ученику своему по духу, святому Епифанию, и спросил его: видит ли он чудо? – «Вижу, отче», отвечал Епифаний, «и ужасаюся». Когда узнано было о таком чуде и прочими находившимися в храме, то всех объял радостный трепет; в умилении сердца начали благодарить Бога и славить всемирную заступницу: – а благочестивый царь Лев и св. патриарх Тарасий положили ежегодно воспоминать сие утешительное событие. II. а) Первое, на чем должно остановиться здесь наше внимание, есть самое явление Богоматери с ликами ангелов и святых. Итак, не напрасно веруем мы, что небожители приемлют великое участие в событиях мира человеческого, что старшие братия наши на небе пекутся о спасении нас – малолетных на земли! На что же им и употреблять свое могущество и свою близость к престолу благодати, если не на вспоможение нам, борющимся в море житейских напастей и попечений? И мы, при всей холодности земного сердца, не можем без чувства сострадания взирать на несчастных, и не редко оказываем помощь: существам ли небесным остаться праздными зрителями нашей духовной и телесной бедности и не простереть над нами своего благодатного покрова. Не напрасно, значит, веруем и тому, что силы небесные присутствуют с нами в храмах! Где же и им быть постояннее, как не там, где особенно присутствует их Царь и Господь? Мы не видим их, потому что сияние небесной славы не выносимо для бренного ока; но они видят нас и все наше, самые наши мысли и желания. Придет время, – и мы увидим их; вступим, если будем того достойны, в самый богосветлый круг их: – а до того времени должны веровать в их присутствие невидимое, и, веруя, как можно чаще посещать храмы Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Подпишитесь на наш Телеграм О празднике Покрова Покров Пресвятой Богородицы, отмечаемый 14 октября — один из любимейших православных праздников в России. При этом долгие века другие Поместные Церкви не знали этого праздника, и только в  XX  веке он распространился за пределы Русской Церкви.   Ученые спорят о том, какие именно события послужили причиной установки праздника. Приведем саму популярную версию.   Спасение чужой Империи Византия воюет с мусульманами на востоке. Одновременно русы осаждают столицу империи, Константинополь. Спасти город могло только чудо.   Жители собрались для молитвы во Влахернском храме. Вместе с горожанами молился и Андрей Юродивый — скиф, бывший раб (в русских преданиях он потом станет новгородцем). Андрей юродствовал в Константинополе, глумясь над столицей «христианской империи», ходил по улицам Константинополя полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнцепеке или на гноище, общался с блудницами и т. п.    И вот в час вероятной гибели города, над коим он глумился, он видит в церкви Божию Мать, распростершую свой Покров (омофор, платок) над Городом. И по любви Богородицы город был спасен.   Интересно, что греки быстро забыли эту историю, а русских она стала столь знаменитой. Русские вспоминают, как Богородица спасла столицу  не их империи  от их предков. Вот она, христианская идентичность: с кем ты — с народом по крови или с народом Божьим? В праздник Покрова мы отвечаем: с народом Божьим. О том же говорит и сама история: Покров Богородицы сподобился видеть не епископ, не царь, не воин — а скиф, раб, юродивый, трижды чужой константинопольцам человека.   Молитва Богородицы Но это не главное, а о главном сказать тяжело — так оно дорого и интимно.  Именно так близко и дорого верующим Заступничество Богородицы.   Юродивый Андрей видел, что Ее молитва, Ее забота, как большое покрывало, распростерт над молящимся в храме народом. Большой платок, который покрывает каждого со всеми радостями и тревогами, ничего не значащими достоинствами и мнимыми недостатками, покрывает каждого, кто рискнет попросить об этом.

http://blog.predanie.ru/article/pokrov_b...

Скачать epub pdf 37. Покров Пресвятой Богородицы. О Молитвеннице и Покровительнице рода христианского «Дева днесь предстоит Церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу " " 159 . Вновь и вновь, благочестивые слушатели, святая Церковь чествует, празднично славословит Пресвятую, Преблагословенную Матерь Божию. Недавно она чествовала преславное Её Рождество, сегодня празднует Покров её, а скоро (в день Казанской иконы Божией Матери) будет чествовать Божию Матерь как нашу Заступницу и Ходатаицу. А там скоро и праздник Введения во храм, когда будет прославлять Богородицу, как «одушевлённый Кивот», как «Храм Божества». Этими празднованиями и прославлениями Богоматери святая Церковь указывает нам, как дорога и близка нам Матерь Божия. Она неотступная Помощница и Участница нашего спасения. Она всегда с нами, и особенно в дни Её Богородичных праздников, когда мы усердно взыскуем Её милостивого заступления и Покрова. Вспомним историческую основу сегодняшнего праздника. В десятом веке, т. е. тысячу лет тому назад сарацины-мусульмане вторглись в единоверную нам Грецию и осадили столицу её – Константинополь. Неминуемая гибель нависла над городом. Оставалась одна защита: Господь и Матерь Божия с небесными силами. И греки обратились к этой защите. Особенно усердно и пламенно молились они за всенощным бдением во Влахернском храме. Среди молящихся был блаженный Андрей и ученик его святой Епифаний. За полночь затянулось богослужение. И вот, подняв очи кверху, святой Андрей узрел «на воздусех» Богоматерь, окружённую небожителями, коленопреклоненно молящуюся и держащую в руках покров (покрывало), распростёртый над молящимися в храме. – Видишь ли Богоматерь? – спросил блаженный Андрей святого Епифания. –  Вижу, отче, и ужасаюсь! – ответил тот. Весть об этом чудесном видении быстро распространилась по храму и по городу. Все радовались, прославляли Богоматерь, благодарили Бога. Воодушевлённые воины-греки преисполнились мужества и отразили врага столицы и родины. С тех пор и положено было ежегодно молитвенно вспоминать сие радостное событие и в Греции, и особенно у нас, на Руси, после принятия христианства от греков (в 988 году).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 27 января. ПРАВМИР. 1 февраля в Храм Христа Спасителя будет принесена Смоленская икона Божией Матери. Чудотворная Смоленская икона Божьей Матери «Одигитрия» будет принесена для поклонения в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя ко дню 6-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, — сообщает СИНФО Смоленская икона Божией Матери, один из наиболее почитаемых образов Пресвятой Богородицы на Руси, после реставрации возвращается в Успенский кафедральный собор города Смоленска. Перед возвращением в Смоленск чтимый образ на протяжении 10 дней, с 1 по 10 февраля, будет доступен для поклонения в Храме Христа Спасителя. 1 февраля, в день интронизации, будет совершена Божественная литургия Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении епископата Русской Православной Церкви. После богослужения все желающие смогут совершить молитву и приложиться к чудотворному образу. 10 февраля икона отправится в Смоленск. Икона Пресвятой Богородицы именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. Она была принесена на Русь из Греции. По преданию, греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконой дочь свою, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 году за Черниговского князя Всеволода Ярославича. Сама икона представляет собой список с «Одигитрии-Влахернской», написанной по преданию апостолом Лукой. Образ Смоленской Одигитрии – символ заступничества и защиты русских земель на протяжении многих веков. Образ является чудотворным списком одной из почитаемых древнейших икон Одигитрии Смоленской (была перенесена в Смоленск в начале XII века Владимиром Мономахом). По преданию икона была прислана в 1602 году на освящение новой крепостной стены царем Борисом Годуновым, руководившим строительством в Смоленске, и помещена на башне, в нише, над главными городскими воротами. Башня, на которой находился образ, пострадала при осаде Смоленска войсками Сигизмунда III в 1609 — 1611 гг. Однако икона продолжала пребывать на своем месте и после того, как Смоленск оказался в составе Речи Посполитой. Перед ней царь Алексей Михайлович совершил благодарственную молитву после освобождения города в 1654 году.

http://pravmir.ru/v-moskvu-budete-prines...

136. В день Покрова Пресвятой Богородицы Радуйся, радосте наша, – покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! (Акаф. Покрову). Так мы, христиане, Царицу Небесную прославляем – и в нынешний день, в день явления Ее во Влахернском храме, и в каждый воскресный день после вечернего Богослужения, как это делается на Афоне; так ее прославляет и весь мир христианский; ибо все христиане веруют, что Она молится за человеков перед Сыном своим и Богом; весь мир знает, что Она сохраняет и избавляет нас от всякого зла и покрывает от гнева Сына своего Бога честным своим омофором. Но приятны ли Ей эти наши похвалы, это наше песнопение, исходящее из уст грешников, из сердец нечистых, из душ, оскверненных грехами всякого рода? Могут ли наши похвалы, наши песнопения, наши молитвы, наши акафисты что-либо радостное прибавить Ей к той радости, которой Она наслаждается на небе и которую Она почерпает из источника всякой радости – Сына своего и Бога? Быть матерью царя земного – великое дело; а быть Матерью Царя небесного, – этой радости, славы и чести никакой ангел, никакой святой не может испытать и знать. Но Матерь Божия, Пренепорочная Дева Мария – есть не только Матерь Сына Божия, но есть и Матерь всех человеков; ибо от Нее стали рождаться люди для вечного блаженства. Она соделалась лествицей, возводящей людей к небесам. Вот почему Ей, как то не живется на небе, а часто Ее видим на земле, там именно, где люди злостраждут – или от лютых зверей, или от разбойников, или от воды, или от огня, или от тяжких болезней. Другая жена жила бы себе на небе в раю и не думала бы о том, что с детьми ее делается на земле, а Матерь Господа сердобольная постоянно является – то в монастыре подвизающимся, то в мире живущим грешникам: там берется хранить монастырь от разбойников и велит называть себя Вратарницей, здесь не дозволяет иметь игумена и сама делается игуменьей, то в темнице сидящих посещает, то в больнице. Попавшись в беду – стоит только заплакать, вспомнить Ее имя, призвать Ее от всего сердца своего на помощь, покров, защиту, избавление, – и Она тут же окажет тебе свою помощь – да еще скорую помощь, как и велит называть Себя Скоропослушницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

архим. Антоний Матерства сиротам. Чудо 19-е Ты Мати всем живущим. ( Быт.3:2 ) Кирилл Давыдов, житель близкого к Чернигову города Седнева, прислал в Ильинский монастырь, к Пресвятой Богородице, сироту Татиану, бывшую родом из Полтавы. Татиана одержима была нечистым духом, который также мучил ее, как повествуется во Евангелии об одном бесноватом: идеже аще иметь его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает ( Мк. 9:18 ). Как только больную ввели в церковь , нечистый дух сотряс ее, упавши на землю, бесноватая испускала множество пены. И возопив, и много пружався, изыде ( Мк. 9:26 ) бес из Татианы. Беседа 19-я Спешите сюда и здесь собирайтесь все сироты, не имеющие ни отца ни матери, ни друзей. Вот вам лучшая родившей вас Матерь, – Пречистая и Благословенная Дева! Аще и мати забудет чадо свое, Аз тя не забуду ( Ис.49:15 ), обещал некогда Господь. О сколь обширно благоутробие Божие! То же самое может сказать Пречистая Дева, ибо в благоутробии Своем подобна Богу. Смотри, как матерински Она помиловала указанную девицу Татиану, освободив ее от мучительства бесовского и даровав здоровье; и Видя Ее такою милостивою и чадолюбивою, кто пребывает без надежды на Её благоутробие? – Слыхали ли про пеликана, что ради детей он разрывает свое сердце? Обратите теперь внимание на голубку райскую – Пресвятую Деву. Пощажена ли Ее утроба – Ее сладчайший Сын? Не растерзан ли ужасными страданиями – Расхищаху Его еси мимоходящии путем ( Пс.79:13 ). И так ради нашего избавления от смерти претерпел смерть Сын Ее. И кто не назовет сию Деву своею Матерью, видя, что для нашего усыновления растерзан Единородный Сын Ее?! Даде нам область чадом Божиим быти ( Ин. 1:12 ). – Не читал ли кто об орле, как он заботится о детях своих? Орел покры гнездо свое и на птенцы своя вожделе ( Втор.32:11 ). Если Преблагословенной нашей Матери даны два крыла орлиных ( Откр. 12:14 ), то уповаем, что нас прикроет Она кровом крилу Своею. О покровительстве Пресвятой Богородицы извещаемся св. Андреем юродивым, который в Влахернском храме видел Ее осеняющею людей Своим покровом такое Она имеет о детях Своих попечение! – О Матерь всепетая, не остави Своим покровом и меня, раба неключимого! Нравоучение 19-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010