Дом Пресвятыя Богородицы. «Во успении мира не оставила еси, Богородице " … (Тропарь праздника Успения). И действительно не оставила Пречистая Матерь Божия нашего грешного мира, столь нуждающегося в благодатной помощи свыше, после Своего всеславного успения. И не только не оставила, но, можно сказать, даже напротив – «преставльшись от земных к небесным», Она стала еще ближе, еще дороже этому утопающему «в похотех прелестных» миру, ибо сделалась всесильной Ходатаицей за нас пред престолом Божиим – «в молитвах неусыпающею» и «в предстательствах непреложным упованием». Как много было за всю многовековую историю христианства дивных видений и откровений, из которых видно, что непрестанно предстоит Она престолу Божию и умоляет Сына Своего и Бога за нас грешных; особенно же замечательным было видение, которого удостоился в Х-м веке великий праведник того времени блаженный Андрей, Христа ради юродивый, в память чего был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Он видел, как Пречистая Матерь Божия во Влахернском храме в Константинополе, во время всенощного бдения, преклонив колена, на долгий час молилась пред престолом, обливая слезами Свое Пречистое и Боговидное лице, а затем, сняв с Пречистой главы Своей великое и страшное, блиставшее на подобие молнии, покрывало (омофор), торжественно простерла его над всем молящимся в храме народом, знаменуя тем, что Ее покров всегда простерт над людьми и что Она не перестает молиться за всех людей и покровительствовать им Своим материнским заступничеством. За всех людей, искупленных Драгоценною Кровию Сына Ее и Бога, молится Пречистая Матерь Божия и всем покровительствует, но особенно ярко и ощутительно испытывали на себе Ее всесильное заступничество и покров православные русские люди. Очевидно, какою-то особенною подлинно-материнскою любовью возлюбила Пречистая Матерь Божия народ русский, ибо нигде не совершила Она столько дивных знамений и чудес, как на нашей Родине. Безчисленное множество чудотворных икон явилось на Русской Земле, от которых постоянно источались эти дивные чудеса и знамения, а сколько было случаев всесильного ходатайства и неожиданной помощи и заступления русским людям в самые трудные минуты их жизни, – и не перечесть! Спасала Она, Всемилостивая Заступница наша, и всю Русскую Землю в целом от нашествия лютых врагов и, казалось бы, от неминуемой и окончательной гибели, когда неоткуда уже было ждать спасения. За то и русский народ особенно почтил Матерь Божию строительством в честь Ее громадного количества храмов, разсеянных по всему лицу земли Русской, в которых со слезами изливал перед Ней все свои скорби и нужды, всегда получая просимое, никогда не посрамляясь в своем уповании.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Благодатный Покров Проповедь протоиерея Валериана Кречетова. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем день Покрова Пресвятыя Богородицы . Событие, которое легло в основу этого праздника, было в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятыя Богородицы, во время всенощного бдения. Всенощное бдение - это служба, от которой у нас теперь осталось в основном одно название. А вначале это было продолжительное богослужение, молились всю ночь, поэтому служба и называется - всенощная. Вообще на востоке богослужения совершаются чаше всего ночью, потому что днем очень жарко, трудно, а тут — ночная прохлада. Во время этого богослужения Андрей, Христа ради юродивый, со своим учеником Епифанием и со всеми молились и увидели видение: стоящую в храме на воздусе Матерь Божию, молящуюся на коленях Сыну Своему и Богу нашему за род человеческий, с Ней — ангелы, архангелы, апостолы, пророки... Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молииши Сына Твоего Христа Бога нашего... И, молясь, Матерь Божия простирала перед Собой омофор, то есть широкую ленту, покрывающую людей, поэтому день этот называется - Покров. Она покрывает нас Своим омофором. Радуйся, Радосте наша, покрьй нас от всякого зла честным Твоим омофором. Омофор — это главная часть архиерейского облачения, которая символизирует собою благодать архиерейства, высшую, апостольскую благодать священноначалия христианской Церкви. Диакон имеет ленту с крестами, которая лежит обычно на левом плече, а другой ее конец он держит в правой руке и призывает к молитвам. Она называется орарь, от слова оранта — молиться, по-гречески. Священник имеет епитрахиль, это та же самая лента, которая спускается с двух плечей и символизирует собой благодать священства и еще — овча, которое он несет на раменах своих, то есть на плечах. Эта же лента, которая имеет три конца — это архиерейский омофор, и тоже знаменует собой овча, поэтому при облачении архиерея читается молитва: овча заблудшее взем на рамена своя.

http://zavet.ru/a/rss_1286261634.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png О празднике Покрова Пресвятой Богородицы Иерей Александр Пикалёв. Отец Александр, расскажите о празднике Покрова Пресвятой Богородицы . Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости. Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял " паче лучей солнечных " , а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: " Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире? " . " Вижу, святой отче, и ужасаюся " , - отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей. В чем его особенность этого праздника в православной трациции? Особенность, я бы даже сказал, парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Сам факт существования этого праздника в русском православном календаре разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь. Но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. Летописи детально раскрывают жизнь Влахернского дворца , отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов... Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

http://zavet.ru/a/rss_1286261109.html

Константиново гонение А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Итак, раболепная греческая иерархия предала иконы и по инерции покорилась воле своего кесаря. Однако полугодовая длительность собора косвенно свидетельствует ο скрытой борьбе мнений за кулисами этого собора. Теперь Константин считал, что его руки развязаны для насильственного проведения в жизни определений «вселенского собора.» Началось с очистки церквей от икон. Характерно, что собор 754 г. кончался не в храме св. Софии, блиставшем мозаическими иконами и монументально свидетельствовавшем ο вере прежней церкви, a во Влахернском храме, который был раньше расписан картинами евангельской истории. Эти фрески приказано было замазать и по новому грунту наскоро расписать арабесками и виньетками из птиц и растений, так что, к великому огорчению православных, церковь стала похожей «на зеленную лавку и птичью выставку» (οπωροφυλακειον και ορνεοσκοπειον). Β разных общественных зданиях и дворцах священные изображеция закрашивались, a, по житию св. Стефана Нового, «сатанинские изображения всадников, охоты, театральных сцен, конских бегов оставались в почете и сохранялись.» Усердствовали некоторые епископы, и церкви оголялись и лишались икон. Истреблялись и калечились книги, украшенные иконными миниатюрами. По каталогу Софийской библиотеки, оказались две такие книги сожженными. Иллюстрированные жития всех святых мучеников оказались с вырезанными листами. Β других книгах вырезались листы со свидетельствами об иконах. Эти искалеченные иконоборцами экземпляры и теперь фигурируют пред нами на византологических выставках. Многое истреблялось целиком. Β Ефесском округе, например, в городе Фокии было сожжено более 30 книг. Хотя собор и не отверг мощей, но крайняя светская партия и сам император были противниками и мощей. Под всякими предлогами старались их устранять. Так Константин приказал закрыть чтимый храм св. Евфимии в Халкидоне (место IV Вселенского собора) и мощи мученицы утопить в море, a церковь превратить в арсенал.

http://sedmitza.ru/lib/text/435386/

Оксана Головко «Покрой нас кровом крилу Твоею». Иконография Покрова Взгляд современных иконописцев С ответа Девы Марии: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38) история человечества изменилась полностью, а Богородица Своим решением получила возможность предстоять перед Сыном за все человечество, за каждого из нас. Именно об этом, о Ее заступничестве – иконография Покрова Божией Матери. Иконописание – живой процесс, в котором отражаются тенденции развития искусства в конкретную эпоху. Иконография тесно связана с иконологией и богословием иконы, поскольку именно с ее помощью транслируются богословские идеи и символы. Невозможно понять икону, не касаясь богословских смыслов, с другой стороны, эти смыслы по-разному акцентируются, в зависимости от времени. Это можно проследить в развитии иконографии Покрова Богоматери. О том, что образ Матери Божией в русском церковном искусстве занимает особое место, говорят все, кто прикасается к этой теме. Ведь Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли. Древняя Русь. Первые изводы Принято считать, что иконография Покрова Пресвятой Богородицы появилась именно на Руси, хотя, естественно, складывалась не на пустом месте, и в иконографических изводах Покрова можно увидеть, в том числе, отзвуки иконографии Божией Матери «Оранта» (Нерушимая Стена). Постепенно складываются два иконографических типа икон Покрова Божьей Матери. Мозаичная икона Божьей Матери «Нерушимая стена» (Софийский собор, XI век) Первый вариант – «новгородский», на котором плат Богоматери держат ангелы. Второй – «суздальский» (или «московский»), на котором Она Сама простирает Свой омофор над верующими. Иконография, вне зависимости от извода, чаще соединяет два пласта: один – «исторический» – иллюстрация события из жития святого Андрея Юродивого, когда Богородица явилась во время службы во Влахернском храме в окружении святых. Событие разворачивается именно в храме, что подчеркивает и изображение храма, и обычно изображающийся велум. Второй пласт – это демонстрация единства Церкви земной и Церкви Небесной, заступничества Божией Матери за весь человеческий род.

http://pravmir.ru/creative/kak-chitat-ik...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Максим Кавсокаливит     Максим Кавсокаливит   День памяти: 13 (26) января     Преп. Максим Кавсокаливит               16.02.2007 г.   Преподобный отец наш Максим родился в Лампсаке, от родителей благородных и благочестивых. Будучи бездетны, они молились Богу со слезами о даровании им дитяти, и молитва их была услышана: Бог даровал им этого блаженного Максима, названного во святом крещении Мануилом. Итак, получивши его от Бога как дар, они воспитывали его с особенной заботливостью и, по наступлении времени, начали учить его священным книгам, а когда достиг он отроческих лет, поселили его при храме Пресвятой Богородицы и посвятили Богу. Таким образом, Мануил, постоянно пребывая в Богородичном храме, славословил Бога и в простоте непорочного сердца ходатайствовал у Всепетой Матери о своем спасении. Между тем, родители, забыв, что Мануил посвящен ими Богу, приготовлялись женить его, чтоб, связав его узами брака, иметь в нем утеху собственной жизни. Узнав об этом, юный Мануил, вкусивший уже сладость духовную, на семнадцатом году жизни, оставив родителей, отечество и мир, тайно удалившись на гору Ган, принял на себя ангельский образ, с именем Максима, и предался безусловной покорности и послушанию старца Марка, свидетельстованного в опытах иноческой жизни и известного по всей Македонии. Впрочем, недолго Божественный Максим оставался при этом старце: Бог воззвал сего преподобного от жизни временной в вечные обители, вследствие чего Максим, оставив гору Ган, пустился странствовать по Македонии в чаянии найти другого, подобного первому, старца.     Оттуда отправился он в Константинополь, где, восхищаясь великолепием и Божественной красотой храмов и поклоняясь святыням, хранящимся в них, он наконец пришел во Влахернский храм Пресвятой Госпожи нашей Богородицы Одигитрии. Там, созерцая дивные чудеса, точившиеся от иконы Пресвятой Одигитрии и поклонясь Ей, размышлял, какую чрезвычайную славу имеет Она на небесах, и от сего и подобных тому созерцаний восхищаясь духом и неизреченно радуясь сердцем, в течение всей ночи пробыл без сна, оставался без обуви на ногах, без покрова на голове и имел на себе только ветхую власяную одежду. В таком виде казался он всем как юродивый, да и сам притворялся таким, подобно великому Андрею, Христа ради юродивому, и, как тот, совершал на виду у людей безчинства. При всем том ему удивлялись все и почитали его не действительно, а только Христа ради юродивым.

http://isihazm.ru/?id=570

Первый день. Поучение 5-ое. Покров Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события: а) сила общественной молитвы, б) высокое значение храма; в) Матерь Божия – покров всем прибегающим к Ней). I. Нынешний праздник установлен, братия, по следующему случаю. В десятом веке на греков напали сарацины и грозили самой столице – Царьграду. Сарацины были мусульмане и страшно ненавидели христиан. Завоеванные уже государства и города они обыкновенно разоряли до основания, а жителей обращали в рабство. Численностию своею они значительно превосходили греков. Последние объяты были страхом и ужасом, когда увидали под стенами столицы дикого врага. Бедные военными силами, но не бедные верою и надеждою на Бога, греки собрались тогда в знаменитый влахернский храм, где хранилась риза Божией Матери, ко всенощному бдению и здесь горячо молили Царя неба и земли и Его Пречистую Матерь о своем избавлении от страшных врагов. В храме находились царь Лев Мудрый, царица Зоя и множество народа. Здесь же находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, русский родом, взятый греками в плен, и ученик Андрея, блаженный Епифаний. Пред концом всенощного бдения, в четвертом часу утра, блаженный Андрей в молитвенном настроении возводит очи свои горе и видит: Божия Матерь стоит в воздухе среди сонма ангелов, пророков, апостолов и всех святых и молится о спасении всего мира, осеняя его Своим покровом (омофором). Св. Андрей в благоговейном удивлении указал на свое видение ученику своему Епифанию и спросил его: «видиши ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о спасении сего мира?» – «Вижу, отче, – отвечал св. Епифаний, – вижу и ужасаюсь». По утру молва об этом событии разнеслась по всему городу. Все воодушевились, узнавши, что Сама Матерь Божия молится за них; вскоре, действительно, неприятели были прогнаны от стен греческой столицы. В благодатную память об этом было установлено празднество 1-го октября в память Покрова Божией Матери. II. Многому научает нас это событие. а) Оно говорит, прежде всего, как велика, сильна пред Богом молитва, и особенно молитва общественная, молитва в храме. Она не остается одинокою, но сливается с молитвой небожителей. Матерь Божия и святые, побуждаемые нашею усердною мольбою к ним, начинают вместе с нами и за нас умолять милосердого Бога об избавлении нас от напастей. Как утешительно это особенно для готового впасть в уныние и отчаяние! Пусть мы всеми оставлены в своем несчастии – что до того? Мы не оставлены на небе, не забыты Царицею небесною, нас помнят, о нас заботятся, за нас ходатайствуют пред Богом наши братия по духу – святые, живущие на небеси. Не унывай же, христианин, в скорби, а скорее обращайся к молитве Богоматери и святых, и поверь, доколе в сердце и на устах твоих будет эта молитва, доколе рука твоя поднимается для крестного знамения, дотоле ты не погиб еще среди самых трудных обстоятельств жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и судьбы Русского народа. Все ли еще современные русские люди знают и помнят праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1-го октября ст. ст. – тем более, что и приходится он чаще всего в рабочие дни, когда и в церковь -то пойти многим трудно? А между тем именно этот праздник как-то особенно близок и дорог сердцу каждого истинно-православного, истинно-русского человека. И это даже при всем том, что происхождения он совсем не русского, а византийского. Но там, в Византии, он скоро был забыт, а праздновался так радостно и так торжественно, как празднуются лишь великие праздники, только у нас на Родине – в России. Какое громадное множество прекрасных и величественных храмов было посвящено у нас именно этому празднику, ставшему как бы специфически – русским  праздником! Почему же это? Вспомним историю праздника – как умилительна и глубоко-трогательна она! В царствование Льва VI Философа, в начале Х-го века, в пределы Византийской Империи вторглись грозные враги – сарацины, все предававшие на своем пути огню и мечу и угрожавшие уже самому Константинополю. Жители Константинополя обратились к своей всегдашней Заступнице – Пресвятой Матери Божией со слезной мольбой о помощи. Особенно торжественное всенощное бдение совершалось во Влахернском храме, где, как великая святыня, хранилась риза Богоматери, Ее омофор (головное покрывало, спускавшееся на плечи) и часть пояса. На бдении этом присутствовал великий праведник того времени – Блаженный Андрей Христа ради юродивый со своим учеником Епифанием. И вот, в 4-м часу ночи им представилось дивное зрелище. От царских врат шествовала по воздуху величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а множество святых в белых, сияющих одеждах предшествовали Ей, а иные последовали, воспевая священные песни. Когда Она приблизилась к амвону, Блаженный Андрей, как бы не доверяя себе, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира? – «Вижу, отец мой духовный», отвечал тот: «вижу и ужасаюсь». И пока они смотрели, изумленные этим дивным зрелищем, Она, преклонив колена, молилась долго-долго, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу и молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее подобно молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Своей Пречистой Главе, и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим и молящимся в храме народом. И долгое время, пока видима была Пресвятая Богородица, видимо было и распростертое над народом покрывало («омофор»), излучавшее из себя молниевидную славу Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Покров Пресвятой Богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства 14 октября, 2020 Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. Что такое Покров Пресвятой Богородицы? Какая история у этого праздника? Есть ли специальные молитвы и акафисты? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! История Покрова Божией Матери 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери . Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoy-bogo...

«Покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором!» Давно это было. Боле тысячи лет тому назад! В пределы Византии вторглись грозные враги, угрожавшие уже самому Константинополю. Не в силах был греческий народ отразить их своими собственными силами. И по обычаю своему, обратился он со слезной мольбой ко Пресвятой Богородице, не раз уже спасавшей его от нашествия иноплеменных. Громадными толпами устремились верующие во Влахернский храм, где хранились великие святыни: риза Пресвятой Девы и Ее омофор, то есть головное покрывало, опускавшееся на плечи. И вот, во время всенощного бдения присутствовавшему там великому праведнику того времени, блаженному Андрею, Христа ради юродивому, вместе с его учеником Епифанием, представилось дивное зрелище. От царских врат шествовала величественная Жена, окруженная страшной свитой. Честный Предтеча Господень и Апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, а множество святых в белых одеждах сопровождали Ее, поя священные песни. Когда Она приблизилась к амвону, блаженный Андрей, как бы не доверяя очам своим, спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» – «Вижу, отец мой духовный», – отвечал тот. И в то время как они смотрели, Она, преклонив колена, долго-долго молилась, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое Лице. Окончив здесь молитву, Она подошла к престолу, – молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, Она сняла с Себя блиставшее на подобие молнии великое и страшное покрывало, которое Она носила на Пречистой Главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми Руками, распростерла его над всем стоящим в храме народом. И долгое время еще, пока видима была Пресвятая Богородица, видно было и распростертое над народом покрывало, излучавшее из себя молниевидную славу Господню. Так наглядно, по изволению Божию, было показано чудесное покровительство Пречистой Матери Божией всему христианскому роду, а наипаче – молящимся в храме обще-церковной молитвой, всегда особенно сильной и действенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010