Русский праздник Покров Странно, но в Греции это событие так и не было запечатлено Церковным торжеством и это два столетия спустя было с изумлением отмечено русским князем Андреем Боголюбским. Обратив внимание на описанный эпизод в житии своего небесного покровителя, благоверный князь сказал: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». 14 октября, 2010 Странно, но в Греции это событие так и не было запечатлено Церковным торжеством и это два столетия спустя было с изумлением отмечено русским князем Андреем Боголюбским. Обратив внимание на описанный эпизод в житии своего небесного покровителя, благоверный князь сказал: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». Удивительно, но праздник Покрова Пресвятой Богородицы, основанием которого стали события, произошедшие в Византии , не утвердился в Греции. Это особенно странно, потому, что греки, как православный народ, особенно чутки к подобным событиям в истории своих предков. А дело было так. В начале X века на Константинополь внезапно напали племена русичей. Городу грозило разорение и гибель многих его жителей. И вот 1 (14) октября, в воскресный день народ горячо молился об избавлении от внезапной напасти во Влахернском храме. Храм этот примечателен тем, что он специально был построен для хранения и молитвенного поклонения ризам Пресвятой Богородицы: Ее головному покрову (мафорию) и части пояса, перенесенным из Палестины в V веке. Итак, народ молился, и среди народа был один человек – тоже славянин (русич) по рождению, но попавший в плен и проданный затем в рабство византийцу Феогносту. Этот славянин был святой Андрей Христа ради юродивый. И вот во время всенощного бдения, примерно в четвёртом часу утра он увидел идущую по храму как бы по воздуху в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу в сопровождении святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.

http://pravmir.ru/russkij-prazdnik-pokro...

Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы Житие святого Андрея Христа ради юродивого имеет для нас особенное значение потому, что на основании его установлен в России праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник этот, торжественно совершаемый в нашем отечестве, благоугоден Богоматери и в разные времена и в разных местах крашаем был Ею чудесами, о чем скажем ниже. О времени явления Богоматери святому Андрею Христа ради юродивому и ученику его Епифанию во Влахернском храме в Царьграде и о времени и месте установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы есть разные мнения.   Глава первая. О времени явления Богоматери святому Андрею Христа ради юродивому Для решения этого вопроса требуется определить, когда жил святой Андрей Христа ради юродивый; поэтому сперва изложим в кратком виде житие этого святого. Житие его настолько пространно, что может составить целую книгу. В этом житии святым Андреем изъясняются места Священного Писания , решаются богословские вопросы и о разных явлениях природы, содержатся беседы его о Пресвятой Троице, о соединении естеств Божеского и человеческого в едином лице Сына Божия, о сотворении мира, о небе, о рае и аде, об Ангелах и злых духах, о душе человеческой, о воде, о громе и молнии, о солнце, о последних судьбах мира и прочее. Подлинное житие святого Андрея на греческом языке издано Яннингом в 1688 году в Деяниях Святых 1 но по двум спискам, одному библиотеки Ватиканской и другому библиотеки кардинала Мазарини. Мазаринов список кончен писанием 14 марта 1286 года, Ватиканский же считается древнее его. Оба списка по местам разнятся один от другого. Мазаринов понятнее Ватиканского вследствие исправления слога жития неизвестным лицом. В славянском переводе это житие в полном виде находится в Макарьевской четьей минее под 2 октября. Оно издано в 1870 году Археографической Комиссией в четвертом томе великих четьих миней (Макарьевских) и занимает 156 столбцов (80–237). Оно сходно по местам с Ватиканским списком, по местам с Мазариновым, но есть в нем и свои особенности: пропуски, восполнения, изменения. Так как праздник Покрова Пресвятой Богородицы, как покажем ниже, установлен в России не позднее XII века и, конечно, по житию святого Андрея в славянских списках, то первоначальный список славянского перевода не позднее XII века и потому древнее Мазаринова. В Московском Музее еще есть перевод южнославянский в рукописи Севастьянова 38, Муз. 1469) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тимофей Китнис , историк, богослов, руководитель паломнического культурно-просветительского центра ап. Фомы в Европе Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   В традиции Русской православной Церкви один из самых теплых церковных праздников – это Покров пресвятой Богородицы 14 октября, когда вспоминают об историческом событии, происшедшем в Константинополе в IX веке, о заступничестве Божьей Матери, переживают религиозно то, что видел святой Андрей, как мы поем «на воздухе» – Покров пресвятой Богородицы над всеми верующими. Но быть может, менее известный факт для по крайней мере восточных христиан о том, что и в западной церкви в настоящий момент, в городе Шартре находится святыня, которая связана с пресвятой Богородицей, которая называется также – покров. По-французски: «saint voile» – святая вуаль. Вуаль – это покров. История обретения этой святыни и то, как она оказалась в Шартре, она в каком-то смысле слова объединяет пространство единой Церкви, потому что оказывается эта святыня там в IX веке, я имею в виду город Шартр, покров пресвятой Богородицы и связана непосредственно с Божьей Матерью и о нем упоминание, как в восточных источниках, так и разумеется в западных. Итак, что же это за святыня и как она оказалась в Шартре? В описании Феофана Хрониста говорится о том, что два патриция в V веке совершали паломничество в Константинополь. Там по дороге они остановились в доме у женщины, которая их приняла на ночлег и у нее они увидели некий ковчег – деревянный ящик – окруженный особым вниманием, светильниками. Когда они спросили, что же это такое, эта женщина ответила, что это непосредственно та верхняя часть одежды, покров пресвятой Богородицы, в котором Божья Матерь была во время благовещения и по преданию также во время Рождества Спасителя. Молодые люди были очевидно ветреные и обладали к тому же, как мы говорим, магическим сознанием, им очень захотелось этой святыней завладеть. И после паломничества в Иерусалим, они сделали копию того ковчега, который был у этой женщины, подменили его, привезли в Константинополь, жили они на территории нынешнего района Влахерны, где был потом Влахернский храм Божьей Матери и именно там один из этих молодых людей заболел, видимо придя в себя он осознал, покаялся, что сделал что-то не то и эта история стала известной на уровне патриарха и императора. Эта святыня с тех самых пор находилась в храме пресвятой Богородицы во Влахерне.

http://academy.foma.ru/2016/10/29

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:33 мин. Размер 6.9 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день в церковном календаре обозначается как Суббота акафиста или, по-другому, Похвала Пресвятой Богородицы. Эти названия связаны с тем, что за богослужением мы исполняем разные хвалебные гимны в честь Девы Марии – Матери Иисуса Христа. Сегодняшний праздник сформировался около IX века как благодарность заступничеству Богородицы за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (аваров, персов, арабов и других). Поскольку Благовещение, вероятно, привязывалось в Византии к воскресенью, день Похвалы Пресвятой Богородицы был своеобразным предвосхищением другого праздника – Благовещения. Изначально празднование Похвалы совершалось только в Константинополе, в императорском Влахернском храме, где хранились риза и пояс Божией Матери, была чудотворная Ее икона. Акафист «Взбранной Воеводе победительная» исполнялся только во Влахернской церкви, прославляя победоносную Воеводу и Защитницу града Константинополя. Со временем церковный поэт Иосиф Студит написал канон «Похвала Пресвятой Богородицы», и благодаря широкому распространению богослужебных книг из Студийского монастыря данный акафист и канон стали общими для всей Православной Церкви. Так исполнилось пророчество, сказанное Пресвятой Девой по наитию Духа Святого: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48). Несмотря на современное повсеместное прославление Марии, мы знаем, что во время земной жизни Она чуждалась славы, и поэтому Ее евангельский портрет крайне скромен. Получив весть от Архангела о том, что станет Матерью Господа, Она признала Себя всего лишь смиренной рабой. Поэтому авторы богослужебных гимнов, воспевая Богоматерь, положили в основу песен ветхозаветные образы о чудесном зачатии Мессии от Девы. Это же характерно и для икон праздника, на которых изображается Иеремия с пророческой скрижалью; Моисей с Неопалимой Купиной, символизирующей утробу Девы, не попаляемую огнем Божественного присутствия; Иезекииль с затворенными вратами, сквозь которые прошел Господь; ветхозаветный Иаков с лестницей, возводящей от земли на небо; Валаам со звездой, Гедеон с руном, Исаия с клещами и углем и многие другие пророки с символами, намекающими на особое, исключительно чудесное событие в истории человечества – Воплощение Бога от Девы.

http://pravoslavie.ru/69765.html

Слово, сказанное в Покровской церкви в Лыщиковом переулке, в Москве Чудное событие вспоминаем мы, мои дорогие, возлюбленные братья и сестры, в праздник Покрова Божией Матери. И как горячо любит русский верующий православный народ этот праздник! Все вы, конечно, знаете о том событии в 910 году во Влахернском храме Константинополя, какое положено в основание нашего праздника: о явлении Божией Матери за всенощной на воздухе, окруженной святыми и Ангелами, молящейся за народ, с простертым в руках омофором-покровом. В этот праздничный день мы поем: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный. С горячей верой мы обращаемся к Божией Матери: Покрый нас честным Своим омофором! В день этого радостного, торжественного праздника я особенно горячо желаю вам на своей молитве благодатного, неистощимого, теплого Материнского Покрова нашей Небесной Матери во все дни вашей жизни – над вами, над вашими семьями, над вашими трудами. Что это за Покров Божией Матери над нами? Это, дорогие мои, ходатайство Божией Матери за нас, грешных, перед нашим Сладчайшим Спасителем. Это ходатайство, по которому прощаются наши грехи, утоляются наши скорби и продолжается долготерпение Божие, дающее нам, грешникам, дни и годы нашей жизни земной. Покров Божией Матери – это молитва Ее о нас, которая нашу слабую, немощную, грешную молитву доносит до Престола Божия, потому что Она Сама наши молитвы поднимает на Своих Материнских руках и складывает их у ног Христовых. Покров Божией Матери – это любовь Ее к нам, та любовь, которая укрепляет нас в бедах и несчастьях, осушая наши слезы, та Ее любовь и милосердие, которые помогают нам совершать наше вечное спасение на пути к последнему часу жизни на земле, неизбежному для каждого часу своей смерти. Над кем простерт этот Покров Божией Матери? Мы знаем из слова Божия, что Церковь Христова – это Тело Христово, что Господь Иисус Христос – Глава этого Тела, Глава Им учрежденной Святой Церкви. И Покров Божией Матери, простертый над Церковью Христовой как Телом Господа Иисуса Христа, раскрыт и над каждым членом этого таинственного Тела – каждым сыном и дочерью Святой Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Указатель 1 к полному месяцеслову русской церкви (к I отделу дня). Объяснения имен сделаны на основании лексиконов Папе, греко-французского Александра, греко-русского Коссовича и еврейского Драха и других. Праздники Господни Рождество Христово, 25 дек. Обрезание Господне, 1 января. Сретение Господне, 2 февраля. Преображение Господне, 6 августа. Воскресение Лазаря, в субботу Лазареву (17 марта). Вход Иисуса Христа в Иерусалим, в неделю ваий. Воскресение Иисуса Христа, неделя пасхи (25 марта в прологе). Вознесение Господне, в четверток шестой седмицы по пасхе. Сошествие св. Духа и праздник Живоначальной Троицы, неделя пятдесятницы. Обретение св. креста и гвоздей Еленою, 6 марта. Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, 14 сент. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 335 году 13 сент. Знамение креста, явльшееся на небеси в Иерусалиме 351 г. 7 мая. Происхождение честных древ честного и животворящего Креста Господня, 1 авг. Празднество Всемилостивому Спасу и пресвятой его Матери, 1 августа с 1164 г. Принесение нерукотворенного Образа из Едеса в Царьград в 944 г. 16 авг. Принесение честной ризы Господней из Персиды в Москву в 1625 году, 10 июля. Принесение из Мальты в Гатчину части животворящего креста Господня в 1799 году, 12 окт. Праздники Пресвятой Богородицы Зачатие пресв. Богородицы, 9 дек. Рождество ее, 8 сент. Вход во храм, 21 нояб. Благовещение, 25 марта. Успение, 15 августа. Собор ее, 26 декабря. Положение ризы ее во влахернском храме, 2 июля. Положение пояса ее в Халкопратиях, 31 авг. и 12 апр. Акафист (10 марта) в субботу 5 недели В. поста. Арматийской иконы Богоматери, 17 авг. Ахтырской, 2 июля. Боголюбской, 18 июня. Владимирской, 26 авг., 23 июня и 21 мая. Всех скорбящих радости, 24 окт. Гребневской, 28 июля. Грузинской, 22 авг. Донской, 19 авг. Живоносного Источника, в пяток Светлой седмицы. Знамения новгородской 27 ноября, устюжской 8 июля, чирской 16 июля. Иверской, 12 февр. 31 мар. и во вторник светлые недели. Иерусалимской, 12 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Феофил (829-842 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление По смерти Михаила II Травля престол достался его сыну Феофилу, в отличие от отца хорошо образованному под руководством ученого монаха Иоанна Грамматика. Феофил любил науки и искусства. Любил богослужение, чтил Богоматерь и святых и любил сочинять стихиры. Ему, например, принадлежит третья хвалитная стихира на Неделю Ваий: «Изыдите языцы.» Он занимался также и церковным композиторством, и даже регентством в церкви. Феофил считал своим идеалом правосудие и творил его c жестокостью азиатского деспота. Он тотчас по вступлении на престол приказал казнить убийц Льва V Армянина за то, что они «помазанника Божия» убили в алтаре, хотя те в свою защиту говорили: «ведь мы же боролись за твоего отца.» Благодаря им и сам Феофил очутился на троне. Но этой казнью Феофил выразил и свои симпатии иконоборческому императору, линию которого он решил продолжать, покинув формальный нейтралитет отца. И от отца, и от своего учителя Иоанна Грамматика Феофил усвоил твердые иконоборческие убеждения. Как человек до жестокости прямолинейный в понятиях ο государственных законах и правосудии, Феофил решил проводить борьбу с иконами с беспощадной требовательностью. Какой печальной иллюзией было присланное по вступлении Феофила на престол приветствие ему от трех зарубежных патриархов Антиохийского Иова, Александрийского Христофора и Иерусалимского Василия с просьбой не быть иконоборцем и оправдать свое имя θεφιλος. Феофил, наоборот, считал иконопочитание прямо политическим преступлением, «оскорблением величества,» ибо не терпел противоречий себе. С ним наступило самое жесткое царствование во втором периоде иконоборчества. Феофил приказал при сборе податей опрашивать все население: кто есть кто? Составлять списки иконоборцев и, как друзьям императора, оказывать им в податях всяческое снисхождение. Β 832 г. воспретил прилагать к иконам эпитет γιος, ибо это подобает Одному только Богу. Β 833 г. Феофил поставил патриархом фанатичного иконоборца своего профессора Иоанна Грамматика. Иоанн немедленно созвал род собора во Влахернском храме и тут анафематствовал иконопочитателей. После этого Феофил приказал вынести из церквей все иконы, a стенные изображения опять заменить фигурами зверей и птиц. Гонение обрушилось и на самих живописцев, писателей икон. Их убивали, или оставляли их жить под условием, что они плюнут на иконы, бросят их на пол и растопчут ногами. Знаменитый тогда изограф Лазарь подвергся увещаниям, затем тюрьме, a затем за упорство ему положили на ладони раскаленное железо, отчего он упал полумертвым. Житие говорит, что он выпущен был из тюрьмы по ходатайству ставшей императрицей Феодоры. Еще обожженными руками он написал икону Предтечи, a в 843 г. по восстановлении икон написал икону Господа εν τη Χαλκη. Πο-видимому, с этого времени на первом месте стала не скульптура, a икона, писанная красками.

http://sedmitza.ru/lib/text/435431/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Вы знаете этот насмешливый вопрос: может ли Бог создать камень, который Он не мог бы поднять? И ответ: да, такой камень существует. Это мир, который Бог создал и не может, судя по тому, что происходит, поднять. Сказать, что все заключается в злоупотреблении данной Богом свободой, вне сомнения, будет точным объяснением. Но недостаточным, если мы вспомним об огромной тяжести страданий детей и других бесчисленных невинных жертв. После ГУЛагов и освенцимов, после всего, что пережило человечество в минувшем веке, мы должны спросить себя, в какого Бога мы веруем. Есть ли у нас ответственная вера, способная предстоять загадке камня, который Бог не может поднять? Вера во всемогущего Бога, вера, открывающая нам Его как страждущего Бога, Который так любит Свое создание, что приобщается всей его немощи — в уязвимости предания Себя отказу от Него любимого существа, в принятии с ним последствий этого отказа. Праздник Покрова Божией Матери связан с видением, которое было в начале Х века блаженному, Христа ради юродивому Андрею во Влахернском храме в Константинополе. Столица Византии была осаждена скифами, ей угрожала серьезная опасность. Множество священников во главе с патриархом и епископами при огромном стечении народа горячо молились во время всенощного бдения. Понимали ли верующие люди, что беда, постигшая их, была одним из тех предупреждений, после которого не сразу, через несколько веков (велико долготерпение Божие!), но наступит в конце концов крушение Византийской империи. Заступничеством Пречистой Господь помилует Константинополь в Х веке. Но, подобно Ниневии, этот город не вразумится. Люди возвратятся к прежним грехам, предпочитая земное небесному, соль потеряет свою силу. Матерь Божия прозревает это будущее и со слезами молится об отступниках. Не то же ли самое произойдет с Россией в ХХ веке? Но мы должны постараться увидеть в этом празднике прежде всего то, что относится к нашим дням, к нам. Божия Матерь со слезами простирает Свой светоносный Покров над миром.

http://moral.ru/tears/

Подпишитесь на наш Телеграм В последнее время я иногда смотрю телевизор. И там всё время говорят о войне. Говорливые люди с холодными глазами рассуждают: будет ли война, с кем, когда, кто победит и много ли людей погибнет. Нервные люди с холодными глазами кричат: «Война! Будет война! Обязательно будет война!» Спокойные люди с холодными глазами — эти хуже всех — злорадствуют: «Ну что, доигрались? Теперь точно война». Иногда мелькнёт человек без этого жуткого телевизионного льда на лице, с одним только ужасом: «Это же война, вы что, не понимаете!» — и пропадёт. Мир никогда не жил мирно, но последнее время ощущение, что вот-вот случится нечто ужасное, — как в сорок первом или даже хуже — становится всё сильнее и сильнее. И поэтому Покров — очень современный праздник. Очень он кстати в наше тревожное время. Тогда, в десятом веке, во Влахернском храме тоже ждали войну, или даже резню. Варвары шли на Константинополь, и никто не мог их остановить. Армия уже не могла защитить город. И если люди побежали толпой в храм, значит, и правда ни на что иное уже не надеялись. Люди в десятом веке вряд ли были благочестивее нас. Представьте, если бы сейчас горожане массово бросили работу домашние дела и развлечения и побежали в храмы молиться — каким для этого должен быть ужас. Наверное, самый главный политик должен выступить в телевизоре и сказать, что он ничего не может больше сделать, ибо ракеты уже выпущены. Я знаю людей, которые уже сегодня не могут спать по ночам. Потому что им снится, что вот-вот на город рухнет безжалостное пламя и пожрёт спящих людей, и они просыпаются много раз за ночь. Я знаю людей, которые тратят всё своё время и силы – запасают спички, тушёнку, инструменты и бензин, строят схроны в лесах и вообще готовятся к анархии и гибели цивилизации. Самые хладнокровные просто постепенно копят ресурсы и навыки, чтобы уехать куда-то, где, как им верится, войны не случится. Люди ждут катастрофу. Я не верю в политиков. Они допускали войны раньше и допустят ещё. Я не верю в мудрых экономистов, объясняющих, что война невыгодна — кому невыгодна, а кому мать родна. Тем более мне не кажется, что человечество достаточно мудро, чтобы помириться самостоятельно.

http://blog.predanie.ru/article/esli-zav...

Скачать epub pdf Покров вспоминается снова – Незримое чудо и дар. Душа к встрече с Богом готова, Таящая ревности жар. Той встрече предел не управить, Когда посетить чает Бог, Хоть мог нас на время оставить Средь множества разных тревог. Свидетельство Господа Бога, Который любил Цареград, И часто свершалось, и строго, И билось в душе как набат. Спускался таинственно тихо Во храме Влахернском для всех Владычицы мира великой Покров, изгоняющий грех. Хоть часто свершалось явленье, Оно открывалось лишь тем, Кто выбрал небесное пенье, А к миру был глух, слеп и нем. И видит один среди многих Парящий над миром покров Андрей, богомолец убогий. Он к встрече был с Богом готов – Предстать в нищете перед Богом, Войти в неотмирный дворец, Услышать в безмолвии многом О том, что приходит конец, Таящий паденье столицы, Жестокие копья врагов... «Род белый» Руси из темницы Спасти Византию готов... Спасение парусом белым Над миром смиренно парит, А сердце для Бога созрело И прежний распался гранит. Явилась в преддверии гнева Покрова щадящая тень. И молят о милости Деву Все те, кто вступил в ее сень. Блистает под сводами храма Уж отблеск и жизни иной, Белеющий ярче, чем мрамор, И солнца смиряющий зной. Шагнуть в расписную обитель Кристально прозрачных небес, Где миру открылся Спаситель, Который от смерти воскрес. И молит Андрей, чтоб избавить От штурма пришельцев Царьград, Всю жизнь покаянно исправить В движеньи вперед и назад. И празднуя праздник Покрова, В том месте, где сходится Русь, Так радостно каждому снова Почувствовать светлую грусть! Вперед улетает дорога, Но кажется легким возврат, Когда в чистоте перед Богом Ты Богу по-детски так рад. У храма Покровского вместе, Собрались, чтоб Божий Покров В молении чистой Невесте Стал подлинной крепью для слов. Как некогда пылко молили, Когда в первый раз в этот день В обители древней служили, Вступивши в заветную сень. В сень Троицкой Лавры священной, Где высшая школа нашла В укрытьи науки нетленном Спасенье от всякого зла. Спалили Москву супостаты,

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010