Праздник установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов 13 апреля. ПРАВМИР. В субботу на пятой неделе Великого поста Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв.  неседальный ) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы. Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pohv...

Старинный список Влахернской иконы Божией Матери вернется в Высоко-Петровский монастырь 28 декабря, 2015. Новостная служба Возвращение иконы на историческое место стало возможно с возрождением монашеской жизни в обители 28 декабря. ПРАВМИР. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Древняя святыня Высоко-Петровского монастыря — Влахернская икона Божией Матери — будет возвращена в обитель.   «Возвращение иконы на историческое место стало возможно с возрождением монашеской жизни в древней Высоко-Петровской обители», — сообщает сайт монастыря. Влахернская икона Божией Матери прибыла в Москву из Константинополя 16 октября 1653 года. В 1701 году по заказу царя Петра I и его матери царицы Натальи была сделанная точная копия этого образа специально для Высоко-Петровского монастыря. Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. В советский период Влахернская икона Богоматери Петровского монастыря находился в запасниках Исторического музея, сейчас пребывает в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. Высоко-Петровский монастырь основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Московским и всея Руси. Известен по письменным источникам с 1317 года. Основная часть современного архитектурного комплекса монастыря сооружена в XVII—XVIII веках. В 1918 году был закрыт большевиками. Деятельность монастыря возобновлена с 2009 года. В 2015 году отмечается 700-летие со дня основания монастыря.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 сентября, 2015 29 декабря, 2021 26 ноября, 2020 19 марта, 2020 5 февраля, 2019 22 июня, 2018 4 мая, 2016 15 апреля, 2016 6 сентября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/starinnyiy-spisok-vlah...

В V в. икона из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. 9 июля. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует память иконы Божией Матери Тихвинской. Тихвинская икона Божией Матери, по преданию была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V в. икона из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505 — 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 — 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-otmechayu...

Деденево. Церковь иконы Божией Матери " Нечаянная Радость " . Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ НЕЧАЯННОЙ РАДОСТИ, приходская села Деденева, создана по инициативе Спасо-Влахернского монастыря. Ее основной объем выстроен по проекту М.Д. Холмогорова в 1911 г. в качестве часовни. Несколько позднее пристроены трапезная с подвалом и притвор со звонницей наверху. Небольшой бесстолпный четверик одноглавого храма с пониженной апсидой - яркий образец неорусского стиля. Его внешние архитектурно-декоративные формы основаны на мотивах Новгородско-псковского зодчества в интерпретации модерна. Фасады, очерченные плавной волнистой линией, обработаны многолопастной аркой, в которую вписана треугольная композиция оконных проемов и обрамленный полувалом портал. Сдержанность убранства восполняется контрастным сопоставлением краснокирпичного поля стены и беленых штукатурных наличников измельченного профиля. Архитектура позднейших частей здания лишена национальной окраски, здесь черты модерна более ощутимы. Свод в храме парусный, в трапезной - ребристое перекрытие по металлическим балкам. Интерьеры изменены, их убранство утрачено. " Памятники архитектуры Московской области " , под общей редакцией Е.Н. Подъяпольской. - М., Стройиздат, 1999.  На месте кладбищенской часовни в 1911 году был построен по проекту архитектора М. Холмогорова каменный храм в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». После революции 1917 года началась масштабная кампания по изъятию церковного имущества и святынь. К 1922 году обитель вынужденно была преобразована во Влахернскую трудовую сельхозартель. Начало по прекращению работы ее было положено еще в 1926 году. Влахернскую артель закрыли. Монахинь выселили. Спасский собор был частично взорван, колокола отправили на переплавку. Храм Великомученика Димитрия Солунского сгорел. Началось запустение. После Великой Отечественной войны в уцелевших строениях Спасо-Влахернского женского монастыря разместился пансионат для инвалидов войны. Возрождению обители предшествовало создание в 1990 году Влахернской православной общины поселка. В 1998 году на средства жителей был восстановлен храм во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». А в конце 2000 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в пока еще разрушенной обители появились первые насельницы.

http://sobory.ru/article/?object=00516

Покров Пресвятой Богородицы. " Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога " - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал " паче лучей солнечных " . Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: " Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире? " Епифаний ответил: " Вижу, святый отче, и ужасаюсь " . Преблагосложенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. " Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан " . Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, " долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там " . Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

http://patriarchia.ru/db/text/912880.htm...

С этой иконой Патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами 20 июля. ПРАВМИР. Влахернская икона Божией Матери обретена в Иерусалиме императрицей Евдокией, во времена святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимского, и преподобного Евфимия Великого. Святая икона была послана в Константинополь, где императрица Пульхерия поставила ее в церкви Влахернской, там же хранилась честная риза Богородицы. Эту святую икону называют еще Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно с этой иконой Патриарх Сергий обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. В память этой и других побед, одержанных благодаря заступничеству Пресвятой Девы, было установлено ежегодно в субботу пятой седмицы Великого поста совершать праздник Похвалы Пресвятой Богородице («Суббота Акафиста»). Первоначально празднование совершалось только во Влахернском храме в Константинополе. В IX веке праздник был внесен в устав монастыря преподобного Саввы Освященного и в Студийский устав, а затем включен в Постную Триодь и сделался общим для всей Православной Церкви. После падения Константинополя в 1453 году, Влахернская икона была перенесена на Афон, а в 1654 году прислана афонскими иноками в Москву, в дар царю Алексею Михайловичу. Празднование Влахернской иконе совершается еще 2 июля (в праздник Ризоположения) и в субботу Акафиста – на пятой седмице Великого поста. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-v...

еп. Мефодий Кампанский 1 (14) октября. Покров Божией Матери 1 Сегодня у нас большой праздник Божией Матери – праздник Покрова Божией Матери. Что это за праздник, откуда это его название? Покров, кров, покрывало. Когда холодно, мы ищем чем бы покрыться. Когда начинает лить дождь, непогода, мы спешим укрыться под кров. Тоже когда сильный зной, солнце, мы стараемся найти какой-либо покров, который бы нас защитил от палящих лучей. Покров – это защита. Праздник Покрова Божией Матери говорит нам, что наша защита от всяких бед, напастей и бурь житейского моря – Матерь Божия. В дни скорби и печали, в одиночестве и при всяких невзгодах будем бежать под Ее покров. Начало праздника Покрова связано с видением блаж. Андрея в Влахернском храме в Константинополе. Однажды ночью за всенощной он молился там Богу и, вдруг, увидел, что в храм вошла Матерь Божия, а с Нею св. Иоанн Креститель, св. Иоанн Богослов и много иных святых. Пречистая Дева подошла к амвону, преклонила колена и долго молилась, обливаясь слезами. Затем, подошла к Престолу и опять молилась за предстоящих в церкви людей. Потом Пречистая сняла с Себя бывшее на Ней покрывало (омофор) и с великой торжественностью распростерла его над народом, покрывая и защищая его. Затем видение исчезло. Но память о нем сохраняется, и до ныне мы молимся Матери Божией – Покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором. 2 Сегодняшний праздник Покрова Божией Матери, день, когда св. Андрей и его ученик видели в храме за всенощной Пречистую Деву, со слезами молящуюся за людей, а с нею и святых во главе с Иоанном Предтечею и ап. Иоанном, останавливает нашу мысль на храме. Кто в нем бывает, кто в нем молится? Мы привыкли видеть здесь батюшку, диакона, певчих, прихожан и мы забываем, что кроме них в храме с нами и святые и ангелы и Сама Пречистая Дева, Сам Господь. Это видели св. Андрей, св. Епифаний, наш преп. Серафим и многие, многие другие угодники Божии. Мы это не видим, п.ч. „чистые сердцем Бога узрят” – только чистые сердцем могут видеть то, что происходит таинственно в храме, только они могут видеть, кто с нами в храме. Если бы мы это сейчас увидели так, как есть, то, пожалуй, не смогли бы это снести. Чем больше человек духовно растет, тем больше он понимает и видит. А мы только слышим иногда: „ныне силы небесныя с нами невидимо служат”. 3

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 1/14 октября Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу . Кондак праздника В окрестностях Константинополя есть местечко Влахерна, которое славится великолепным храмом, построенным в V в. святой Пульхерией, супругой императора Маркиана. Во Влахернском храме святая Пульхерия положила погребальные пелены Божией Матери, присланные ей Иерусалимским архиепископом Ювеналием. В царствование императора Льва Премудрого, в 911 году, в этом храме накануне воскресного дня совершалось всенощное бдение. Среди молящихся в храме присутствовали святой Андрей и его ученик Епифаний. Во время богослужения они увидели на воздухе Богоматерь с пророками, апостолами и Ангелами, молящуюся о мире. Матерь Божия осеняла христиан Своим покровом, омофором. Сподобившийся этого видения святой Андрей спросил Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире? – Вижу, отче, и ужасаюсь», – отвечал Епифаний. В честь этого чудесного видения Божией Матери Православная Церковь установила праздник Покрова Пресвятой Богородицы и в кондаке праздника воспевает: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу». В этот великий исключительный день Сама Заступница рода христианского невидимо предстоит в святом храме, и за нас молится Богу. Всегда готовая оказать помощь всем, с верою к Ней прибегающим. Матерь Божия, осеняя нас честным Своим покровом, вознесет наши молитвы к Престолу Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, и избавит нас от всякой скорби и печали. А у кого из нас нет скорби? Кто живет и не знает печали? Все мы скорбим, все страдаем, у каждого есть свое горе. Все мы несем данный каждому жизненный крест. Разве радостны дни обремененной семьей вдовы? Разве не болеет она душой за детей своих – сирот, дорогих сердцу малюток: не может быть спокойным ее сердце, если дети не накормлены, раздеты. В тяжелом труде, в постоянных заботах о них проводит она дни скорбной жизни своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

XXXVII. Слово, сказанное за литургией в Успенском храме г. Чебоксар 41 . О помощи Пресвятой Девы Марии христианскому роду В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице: преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавлявши от смерти души наша. Вот священная песнь во славу Божией Матери, которую я вам в назидание и объясню. Для спасения рода человеческого Господь И. Христос должен был воспринять человеческую плоть, Ему надлежало родиться и притом рождением необычайным. Для этого нужен был сосуд чистый и совершенный, могущий вместить в себе Господа. Этим сосудом была Пресвятая Дева Мария; родила она Иисуса Христа без брака, по наитию святого Духа. Вот почему и говорится в священной песне: «В рождестве девство сохранила еси». После рождения Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятая Дева долгое время жила на земле; Она была свидетельницей земной жизни и деятельности Иисуса Христа, присутствовала при страданиях и смерти Его и наконец Сама умерла, т.е. переселилась в иной мир, но в своем успении – в смерти своей, Она не оставила здешнего мира и нас, живущих в нем, без своего предстательства и ходатайства пред Сыном своим Иисусом Христом. Смерть Пресвятой Девы Марии вызвала всеобщую скорбь среди христианского общества – скорбели апостолы и все христиане, особенно скорбел апостол Фома, который не был при Ее кончине и не удостоился получить от Нее благословение. На третий день после своей смерти вечером Пресвятая Дева явилась апостолам и сказала: «се Аз c вами до скончания века», т.е. Она повторила слова, сказанные Спасителем, и при этом добавила: «Радуйтесь! Я окажу вам после смерти больше помощи». И действительно Она приняла весь христианский мир, всю церковь Христову под свое покровительство. Дивные примеры заступления и ходатайства Пресвятой Девы мы встречаем и на востоке православном, и в святой Руси. Когда сарацины вторглись в Грецию и угрожали Константинополю разрушением, греки, видя неизбежную гибель, обратились к Божией Матери с усердной молитвой о помощи; сам царь и патриарх, при громадном стечении народа, во Влахернском храме со слезами молили Пресвятую Деву о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи, видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы , который отмечается 14 октября, пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых.   Видение Покрова Божией Матери было св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию в середине Х в. в Константинополе при императоре Льве Премудром. В это время Византийской империи угрожали нападением мусульмане. Сарацины большими силами напали на город и грозили ему разрушением. Не видя ниоткуда помощи, греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи, видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, при. Андрей подошел к Епифанию и спросил; «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот, И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящей в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и держа его с великой торжественностью распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать. Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. А из храма в этот день все уходили с радостью духовной и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города. В память об этом праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с двенадцатого века.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010