Скачать epub pdf Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу. Кондак праздника Покрова Пресвятой Богородицы Праздник Покрова Пресвятой Богородицы получил свое название от чудесного события, происшедшего более тысячи лет тому назад в Константинополе. В 911 году в пределы Византии вторглись сарацины. Враги угрожали столице империи. Не надеясь на свои силы, к тому же весьма ослабленные происходившими тогда внутренними смутами, греки обратились с молитвой о помощи к Богу – в храмах Константинополя совершались неусыпные моления. 1 октября, «в навечерие недельного дня», жители столицы собрались во Влахернском храме, где хранилась риза Божией Матери, и усердно просили о помощи Пресвятую Деву, не раз спасавшую их от бедствий. Совершалось всенощное бдение. Усердно воссылал молитвы Приснодеве и святой Андрей, Христа ради юродивый (славянин по происхождению), который присутствовал здесь со своим учеником Епифанием. Был четвертый час ночи. Вдруг блаженному Андрею открылось чудное видение: он узрел Божию Матерь, Которая шла по воздуху от царских врат, сопровождаемая апостолами, пророками и ангелами. Над амвоном Божия Матерь преклонила колена и «на долгий час» молилась, обливая слезами Свое Пречистое лицо. «Видишь ли, чадо, Госпожу и Царицу всех, молящуюся о нас?» – спросил блаженный Андрей своего ученика Епифания. «Вижу, святый отче, – отвечал Епифаний, – и ужасаюся». Окончив молитву, Божия Матерь сняла с Себя светлый блестящий омофор (покров, покрывало) и, держа его Своими руками, простерла над всем предстоящим народом. Долго созерцали святой Андрей и Епифаний этот распростертый омофор, который с отшествием Божией Матери также сделался невидимым. Весть о необыкновенном видении в храме быстро распространилась по всему городу. Жители Константинополя, услышав об этом знамении благодати Божией, исполнились радости и надежды, что Господь по молитвам Своей Пречистой Матери избавит их от надвигавшегося бедствия. Действительно, вскоре после этого видения враги империи были разбиты и прогнаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Скачать epub pdf Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честном Твоим омофором... Это радостное восклицание, обращенное к Божией Матери и соединенное с трепетной молитвой о Ея покрове и заступлении, невольно переносит нашу мысль к тому событию, которое послужило основой настоящего праздника. Давно это было: более тысячи лет тому назад, в смутное время Византийской империи, когда нападавшие на нее варвары угрожали самому царствующему граду Константина – Константинополю. Теснимые врагами, обложившими столицу империи, обессиленные долгой осадой, устрашенные предстоящей участью плена, позора и разорения, жители Царьграда, не надеясь на свои силы, обратились с горячей молитвой о помощи свыше. В навечерие воскресного дня они собрались во Влахернской Константинопольской церкви Пресвятой Богородицы, со слезами изливая пред нею свое горе. Среди молящихся находился здесь и св. Андрей, Христа ради юродивый, с учеником своим Епифанием. И вот, во время всенощного бдения, в 4-м часу ночи, среди песнопений и молитв сей человек Божий увидел на воздухе Богоматерь в окружении Предтечи Христова, Иоанна Богослова, множества ангелов и святых, молящуюся за род человеческий и покрывающую находившихся в храме людей Своим пречистым омофором. Полный духовной радости, св. Андрей обратился к ученику своему с вопросом, видит ли он это чудо? «Вижу, отче, и ужасаюся» – ответил Епифаний. Когда узнали об этом дивном видении и прочие присутствовавшие в храме, то всех объял радостный трепет и в умилении сердца все стали благодарить Бога и славить небесную Заступницу. Страшная опасность для города и всего народа миновала, Можем ли мы сказать, что Пресвятая Дева, Матерь Божия, так же милостива к нам, как она была милостива к единоверным нам византийцам? Можно ли в истории нашего отечества указать какой-либо случай, подобный Покрову Пресвятой Богородицы над Царьградом? Имеем ли мы основание с радостью и умилением взывать: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором»?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Скачать epub pdf Страдание святого преподобномученика Стефана Нового Память 28 ноября Родиною преподобного Стефана была столица греческого царства – Константинополь. Родители его отличались благочестием и нищелюбием. Имея двух дочерей, они скорбели о том, что Бог не давал им сына, так как они желали иметь наследника мужеского пола. Стараясь привлечь на себя милость Божию, они благотворили нищим и усердно молились Господу, испрашивая у Него рождение мальчика. Особенно же ревностно изливала сердце свое в слезных молитвах пред Богом мать преподобного Стефана, по имени Анна, подражая в сей ревности соименной ей матери пророка Самуила . В одну из пятниц, стоя на молитве во Влахернском храме 7767 , она обратила взор свой на икону Пречистой Владычицы и со слезами молила Ее даровать ей сына; при этом она дала обет Матери Божией – если молитва ее исполнится – принести дитя в дар Единородному Сыну и Слову Божию, от Пречистой воплощенному. Утомленная долгой молитвой и слезами, она забылась сном в храме и во время сна увидела Владычицу нашу, Пресвятую Богородицу, сияющую неизреченною красотою. Царица Небесная обратилась к ней с такими словами: – Иди с миром, женщина, ибо ты имеешь во чреве сына, по прошению твоему. Сказав это, Владычица сделалась невидимою. Анна же, сначала воспрянув как бы от ужаса, потом пришла в великую радость и, возвратившись домой, действительно, почувствовала, что зачала во чреве своем. В это время, при благочестивом царе греческом Анастасии (не том, который вступил на престол после Зенона и был еретиком 7768 , а другом, вступившем на царство позднее 7769 ), был избран и возведен на патриаршество в Царьграде святой Герман 7770 . В день поставления нового патриарха толпы народа стекались в храм святой Софии взглянуть на новоизбранного святителя. Среди народа находилась и Анна со своим мужем, уже непраздная. В то время, как она стояла в церкви, случилось патриарху проходить мимо нее. Анна воскликнула, обращаясь к святителю: – Благослови, отче, зачатое во чреве моем!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сортировать по Исключить новости Покров Пресвятой Богородицы: история, молитвы, акафист, иконы, проповеди Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства 14 октября, 2020 Именно покровительству, исходящему от образа Богоматери, приписываются многочисленные победы русского воинства Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых. Что такое Покров Пресвятой Богородицы? Какая история у этого праздника? Есть ли специальные молитвы и акафисты? Об этом Вы узнаете из нашей статьи! История Покрова Божией Матери 14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери . Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились. Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ. По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoy-bogo...

У Велику Середу Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя м. Москви 27 2016 р. 13:17 27 апреля 2016 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали вице-премьер Правительства Ливана, министр обороны Ливана Самир Мокбель, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском митрополит Филиппопольский Нифон , митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи 2016 года были удостоены богослужебно-иерархических наград: права ношения палицы протоиерей Александр Архипов, настоятель храма Архангела Михаила в Белоусове г. Москвы; протоиерей Сергий Белов, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы; протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы; протоиерей Сергий Бирюков, клирик храма прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебине г. Москвы; протоиерей Михаил Гуляев, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе г. Москвы; протоиерей Александр Добродеев, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы; протоиерей Александр Зубков, настоятель храма Рождества Христова в Варварине г. Москвы; протоиерей Евгений Каньшин, клирик Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; протоиерей Андрей Карпенко, клирик храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы; протоиерей Анатолий Кирсанов, клирик храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище г. Москвы; протоиерей Сергий Князев, клирик Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; протоиерей Павел Кондраков, клирик храма свт.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4445889...

У Велику Середу Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя м. Москви 27 2016 р. 16:58 27 апреля 2016 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали вице-премьер Правительства Ливана, министр обороны Ливана Самир Мокбель, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском  митрополит Филиппопольский Нифон ,  митрополит Казанский и Татарстанский Феофан . Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов  Московской городской епархии  и ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи 2016 года были удостоены богослужебно-иерархических наград: права ношения палицы протоиерей Александр Архипов, настоятель храма Архангела Михаила в Белоусове г. Москвы; протоиерей Сергий Белов, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы; протоиерей Александр Березовский, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке г. Москвы; протоиерей Сергий Бирюков, клирик храма прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебине г. Москвы; протоиерей Михаил Гуляев, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе г. Москвы; протоиерей Александр Добродеев, клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами г. Москвы; протоиерей Александр Зубков, настоятель храма Рождества Христова в Варварине г. Москвы; протоиерей Евгений Каньшин, клирик Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; протоиерей Андрей Карпенко, клирик храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы; протоиерей Анатолий Кирсанов, клирик храма Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище г. Москвы; протоиерей Сергий Князев, клирик Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; протоиерей Павел Кондраков, клирик храма свт.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4445996...

31-е Положение пояса пресв. Богородицы Кроме ризы пресв. Богородицы сохранился между христианами в честный пояс ее, который во успении Божией Матери ею самою вверен был ав. Фоме, потом, как пишет Никифор Каллист, передаваем был между верующими, так же как и риза ее, преемственно от одного к другому. В V веке, в царствование Аркадия, сына Феодосия Великого, честный пояс Богородицы перенесен из Иерусалима, а по мнению иных из Зилы, в Царьград, и положен в драгоценном ковчеге, за царскою печатию, в константинопольском Влахернском храме, построенном во имя Богородицы благочестивою Пульхериею, сестрою Феодосия Младшего (408–450). В IV в. Иосиф Студит написал канон на день положения пояса, с акростихом или краегранесием: «крепостию мя твоею опояши чистая Дева». В Х веке честный пояс Богородицы прославлен был особенным знамением, бывшим от него. Греческая царица Зоя, супруга императора Льва философа I (886–912), долгое время страдая от болезни, получила однажды во сне откровение, что она немедленно выздоровеет, если возложен будет на нее пояс пресв. Богородицы. Царица объявила о сем видении императору в патриарху: тогда священный ковчег был открыт, и пояс, найденный совершенно невредимым, распростерт руками патриарха над больною, которая действительно получила исцеление от недуга. После сего всенародно принесены и были благодарственные молитвы Господу Богу и пречистой Его Матери за дарованную милость, и пояс с торжеством опять положен был в ковчег, в котором прежде хранился; в воспоминание же чуда, бывшего от него над больною царицей, установлен в начале X века праздник в честь преблагословенные девы Богородицы: положение честнаго пояса пресв. Богородицы, 31 августа. Российская Церковь , приняв от греческой сие благочестивое установление, совершает также празднество в похвалу преблагословенной Девы Марии, прославляя в честном ее поясе и залог благословения и утверждения православных царств. В песнопениях богослужебных в этот день Церковь прославляет пояс Богоматери, как кивот освящения верующим, священное ограждение, источник исцелений. Апостол и евангелие на Литургии в день Положения пояса Богородицы те же, что и в день положения ризы ее. И вообще песнопения в честь пояса Богородицы во многом очень сходны с песнопениями в честь ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

38. Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга, святой Владимир и распространение святой православной веры В 862 году новгородские славяне призвали на княжение Рюрика. Двое из его сподвижников, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья на юге России. На берегу Днепра они увидели Киев и завладели им. Отсюда в 866 году они сделали набег на Царьград. Император Михаил III и патриарх Фотий обратились с молитвой к Богу и, по совершении всенощного богослужения во Влахернском храме, вышли с крестным ходом на берег Босфора и погрузили ризу Богоматери в волны залива. Море, дотоле спокойное, вдруг взволновалось и разбило суда руссов. Много их погибло; те, которые возвратились домой, были под особенным впечатлением поразившего их гнева Божия. Вскоре явился в Киев из Греции епископ и начал проповедовать руссам о Господе Спасителе и о разных чудесах Божиих, совершенных в Ветхом и Новом Завете. Руссы, услышав от него, что три отрока не сгорели в пещи вавилонской, остановили проповедника и сказали: «Если мы не увидим чего-нибудь подобного, то не поверим тебе». Епископ, помолившись Господу Богу, решился положить святое Евангелие в огонь. Среди пламени оно осталось целым, не сотлели даже ленты, которыми заложены были в нем избранные для чтения места. Пораженные этим чудом, руссы стали креститься. Вероятно, крестились и князья. Впоследствии на могиле одного из них была воздвигнута церковь во имя святителя Николая. Это заставляет предполагать, что он был христианином... При князе Олеге состояла в зависимости от Константинопольского патриарха особая русская епархия, а при князе Игоре, во время договора с греками в 946 году, русские уже разделялись на крещеных и некрещеных. Первые, т. е. крещеные, утверждали договор присягой в соборной церкви святого пророка Илии. Великая княгиня Ольга, расположенная к христианству беседами с киевскими священниками, своим светлым умом познала превосходство святой веры и решилась принять крещение в 954 году. Древнее сказание говорит, что она для принятия крещения ездила в Константинополь, что святое таинство совершил над ней патриарх Полиевкт, а император Константин Багрянородный был ее восприемником. В крещении она была наименована Еленою. Святая Ольга убеждала своего сына принять христианство, но воинственный Святослав не последовал ее убеждениям. «Надо мной будет смеяться дружина», – говорил он; впрочем, не запрещал своим подданным креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

5. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. О молитве Вспоминая ныне явление Богоматери, молившейся во Влахернском храме за весь род человеческий, о чем же нам и беседовать, как не о значении молитвы в нашей жизни и о необходимости молитв; для каждого человека. Если без молитвы ничего не делается на небе, то как же она нам нужна на земле. Херувимы, серафимы, святые и преподобные, блаженствуя в раю и участвуя в славе Христа, Сына Божия, – все непрестанно молятся. Нельзя это сказать о людях, живущих на земле и предназначенных для прославления своего Создателя. Человечество увлечено иными стремлениями и целями, созданными себе во вред и на пагубу. Есть люди, которые совсем не молятся, не чувствуют в этом необходимости, не понимают смысла молитвословия и не верят в возможность быть услышанными Богом; весьма многие люди молятся – редко и всегда неохотно, с принуждением и тяготою. Таким образом, очень мало людей, живущих горячей, сильной, искренней, умной и непрестанной молитвой, по заповеди Христа и наставлениям святых апостолов; надо полагать, что эти люди и есть те праведники, ради которых спасаются страны, города и веси. Молитва есть дыхание Божественной жизни в человеке. св. апостол говорит: Сам дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными ( Рим.8:26 ), т. е. Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Где есть хотя слабые начатки дыхания молитвенного, там есть признаки жизни, a где нет дыхания, там нет жизни. Поэтому, как для жизни естественной, прежде всего нужно возбудить дыхание, так для жизни духовной, прежде всего надо возбудить дух молитвы. На этом основании св. Апостол и писал: Молю прежде всех творити молитвы ( 1Тим.2:1–2 ). Дело молитвы должно быть прежде всех, потому что без этого не может совершиться никакое другое дело благое. Как без молитвы найти путь Господень и пройти его в действительности; как уразуметь истину, распять свою плоть со страстьми и похотьми – покаянием, очистить себя от скверны плоти и духа; как воскреснуть посредством веры без молитвы и просветиться светом Христовым в сердце? Как может найти путь тот, кто не видит истины и не разумеет ее, или как может идти путем тот, в ком нет жизни? (М. Филарет). Так и св. Златоуст говорит, что кто не молится Богу, тот мертв, бездушен, бессмыслен. Что может быть святее того, кто беседует с Богом, что праведнее, что достославнее, что премудрее? Если часто беседующие с мужами мудрыми сами становятся мудрыми, то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом?

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября Русская Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.   Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» - это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке. В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, - глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, - приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего неуслышан». Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».

http://sedmitza.ru/text/476182.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010